Зарядка для младенцев 2 месяца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как и массаж, многие гимнастические упражнения благотворно влияют на организм ребенка. При постоянных занятиях гимнастикой происходит укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшается кровообращение и дыхание. Такие упражнения не только развивают двигательные навыки ребенка, но и способствуют регулированию процессов нервного возбуждения и торможения.
Массаж и гимнастические упражнения рекомендуется начинать уже после 1 месяца жизни ребенка.

С первого дня жизни и до 2 месяцев ребенок очень много спит. Его сон может продолжаться до 22 часов в сутки. Поэтому, чтобы организм ребенка развивался правильно, во время его бодрствования следует делать ему массаж и самые простые гимнастические упражнения.

Родители должны следить за правильным положением ребенка во время сна. Необходимо знать, что расположение его ног зависит от того, в каком положении находятся его руки. Когда ребенок спит, он, как правило, лежит на боку, его ноги подтянуты к животу, а руки прижаты к груди. Чтобы у него не произошло нарушение осанки, ребенка нужно приучить спать в положении, когда руки подложены под голову. В этом случае тело ребенка будет находиться в ровном горизонтальном положении. Ребенка следует приучить спать только в указанной позе.

Следует отметить, что дети от первого дня рождения до 4 месяцев подвержены гипертонусу сгибателей рук и ног. При появлении этого симптома нужно назначать такие упражнения, которые позволяют расслабить сгибательные мышцы. Среди них основное внимание следует уделять упражнениям, направленным на сгибание и разгибание конечностей. При гипертонусе рук и ног физические упражнения нужно сочетать с оздоровительным массажем, основным приемом которого должно стать поглаживание, благотворно влияющее на расслабление мышц ребенка.

Все упражнения, связанные со сгибанием и разгибанием конечностей, ребенок должен выполнять с помощью взрослых. Родители должны следить, чтобы ребенок не получил травму. Однако лучше всего упражнения начинать на 5-м месяце жизни ребенка, когда мышцы ребенка окрепнут.

Гимнастические упражнения, сочетающиеся с массажем, должны проводиться не более 15 минут в день. В том случае, если ребенок по какой-либо причине противится выполнению того или иного упражнения, то от него следует отказаться или же выбрать такие, которые будут приносить ребенку положительные эмоции. Во время проведения процедур нужно постоянно ласково разговаривать с ребенком: тогда упражнения будут приносить ему радость и желание заниматься гимнастикой снова и снова.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Массаж ног

Ноги должны быть направлены к массажисту.

Для проведения процедуры необходимо взять в одну руку ногу ребенка, а другой рукой делать мягкие плавные поглаживания сначала задней, а затем боковой поверхности ноги. Данную процедуру следует выполнять по направлению от стопы к бедру, не дотрагиваясь до коленной чашечки. Ее нужно повторить по 7 раз на левой и на правой ногах.

Кроме плоскостного поглаживания, во время массажа ног рекомендуется использовать прием обхватывающего поглаживания. Его следует проводить в том же положении, что и обыкновенное поглаживание.

Для проведения процедуры нужно взять в руку ногу ребенка, большим пальцем руки поглаживать боковую поверхность ноги, в другими пальцами - заднюю поверхность ноги. Этот вид поглаживания не только благотворно влияет на развитие мышц и связок, но и улучшает кровообращение. Процедуру следует повторить по 5 раз на левой и на правой ногах.

Массаж стоп

Исходное положение - лежа на спине.

Для выполнения процедуры необходимо левой рукой поддерживать ногу ребенка в области голени. Чтобы создать для стопы опору, следует подложить на ее тыльную часть 2 пальца правой руки. Массаж нужно делать при помощи круговых движений большого пальца правой руки таким образом, чтобы он описывал восьмерку.

Рефлекторное сгибание и разгибание стоп

Для выполнения процедуры следует левой рукой поддерживать ногу ребенка, а большим пальцем правой руки слегка нажимать на стопу у основания пальцев. В этом случае, ребенок будет рефлекторно сгибать стопу.

Очень часто случается так, у новорожденных детей большой палец ноги вытянут вверх и находится в постоянном напряжении.

Чтобы снять напряжение, необходимо слегка надавливать на основание большого пальца, при этом он будет сгибаться.

После этого следует провести большим пальцем по внешнему краю стопы по направлению от мизинца к пятке и слабо нажимать на подошву. В этом положении ребенок будет рефлекторно разгибать пальцы ног.

Упражнения по сгибанию и разгибанию стопы следует повторить по 5 раз.

Рефлекторное упражнение “ходьба”

Исходное положение - стоя на ногах. Для выполнения процедуры необходимо взять ребенка подмышки и повернуть спиной к себе. Это упражнение нужно проводить на столе или на любой твердой поверхности. Малыш должен опустить ножку и дотронуться пяткой до стола. При соприкосновении с твердой поверхностью он начнет перебирать ногами, как при ходьбе. Массажист должен следить за тем, чтобы ребенок опирался то на одну ногу, то на другую.

Как правило, данная процедура очень нравится малышам и они выполняют ее с радостью. Чтобы при ее проведении ребенок не получил травму, необходимо, чтобы он наступал на твердую оверхность всей ступней, а не кончиками пальцев. Во время процедуры он должен постоянно находиться на весу.

Массаж рук

Исходное положение - лежа на спине. Ребенок лежит ногами к массажисту.

Движение рук должно проводиться от кисти к плечу.

Для начала процедуры взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок. Другой рукой нужно мягкими и плавными движениями поглаживать попеременно внутреннюю и внешнюю часть руки. Данную процедуру следует повторить 7 раз на левой руке и столько же на правой руке. Этот же вид массажа можно делать способом обхватывающего поглаживания. Здесь следует массировать руку ребенка сразу с двух сторон, причем большой палец должен находиться на внутренней стороне руки, а остальные - на внешней.

Встряхивание рук

Исходное положение - лежа на спине.

Данная процедура способствует расслаблению мышц ребенка.

Для выполнения упражнения следует зажать к кулачке ребенка свой большой палец, а другими взять его за руку. После этого нужно плавно развести его ручки и слегка их встряхнуть.

Случается так, что данное упражнение дети выполняют очень неохотно. Это связано с гипертонусом мышц, который наблюдается у многих грудных детей. В этом случае следует отказаться от встряхивания и проводить обыкновенное поглаживание рук ребенка.

Массаж спины

Исходное положение - лежа на животе. Голова ребенка должна быть слегка приподнята, а руки расположены под грудью.

Это упражнение способствует укреплению мышц спины и формированию правильной осанки ребенка.

Проводить поглаживания по направлению от ягодиц к голове нужно тыльной стороной кисти, а затем ладонной поверхностью кисти вести руки от головы к ягодицам. Для достижения лучшего результата упражнение следует проводить 5 раз.

Как уже отмечалось выше, в первые месяцы жизни лежа на животе ребенок ощущает неудобство, поэтому при проведении процедуры одной рукой его следует поддерживать за ноги. Через некоторое время можно будет перейти на массирование двумя руками. Это способствует активизации циркуляции крови и укреплению мышц спины.

Разгибание позвоночника

Исходное положение - лежа на боку.

Данное упражнение рассчитано на безусловный рефлекс ребенка, связанный с раздражением мышц спины, в результате которого происходит работа мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Этот рефлекс является врожденным и остается у человека до конца жизни. Процедура способствует укреплению мышц спины. Ее рекомендуется делать 2-3 раза в день.

Для проведения данной процедуры следует большим и указательным пальцем осторожно проводить по спине ребенка вдоль позвоночника, а свободной рукой придерживать его ноги. При этом ребенок рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник. Упражнение нужно повторить по 3 раза на правом и левом боку.

Выкладывание на живот

Исходное положение - лежа на животе.

Данное упражнение способствует укреплению мышц спины и шеи. Поэтому его следует проводить 2-3 раза в день. При его проведении необходимо учитывать безусловный рефлекс ребенка, связанный со способностью изменять положение головы лежа на животе.

Для выполнения процедуры нужно положить ребенка на живот так, чтобы голова была приподнята вверх. При этом его ноги должны быть разведены в стороны, а руки - опираться на предплечья. Упражнение следует проводить в течение 8 секунд. Если у ребенка нет никаких серьезных заболеваний, то постепенно время проведения процедуры можно увеличить до 15 секунд.

Массаж живота

Исходное положение - лежа на спине.

Данную процедуру следует проводить в сочетании с другими видами массажа, а также отдельно от других упражнений. Она способствует не только развитию мускулатуры живота, но и улучшению работы кишечника, помогает при запорах и метеоризме.

Для проведения процедуры необходимо поглаживать живот ребенка плавными круговыми движениями по часовой стрелке. Во время массирования запрещается затрагивать половые органы ребенка и область правого подреберья. Процедуру нужно повторять 5 раз.

После выполнения круговых движений нужно перейти ко встречному поглаживанию живота. Эту процедуру следует проводить в помощью двух рук. Для ее проведения нужно делать плавные встречные движения руками таким образом, чтобы тыльная сторона пальцев левой руки была внизу правой половины живота, а ладонь правой руки - в верхней части левой половины живота. Руки должны попеременно двигаться вверх и вниз.

По окончании встречного поглаживания живота следует начать поглаживать косые мышцы живота ребенка. Руки должны находиться по бокам немного ниже поясницы. Для выполнения этой процедуры нужно плавно передвигать руки навстречу друг другу. В конце упражнения пальцы массажиста должны соединиться чуть выше талии ребенка. Процедуру следует повторить 7 раз. В конце приема необходимо снова вернуться к круговым поглаживаниям живота.

Упражнение, укрепляющее мышцы живота

При выполнении этого упражнения исходное положение ребенка остается таким же, как и при предыдущих приемах массажа живота.

Руки массажиста располагаются под спиной ребенка вверх ладонями при этом пальцы поддерживают голову. Ребенка нужно расположить так, чтобы его ступни упирались в живот массирующего. Затем нужно медленно поднять ребенка до вертикального положения и также плавно опустить.

Рефлекторное ползание

Исходное положение - лежа на животе. Руки и ноги должны быть согнуты, а голова слегка приподнята.

Упражнение основано на безусловном рефлексе. Проведение данной процедуры должно соблюдаться с особой осторожностью, так как, делая резкие движения, ребенок может упасть с поверхности стола и получить травму.

Для проведения процедуры следует развести колени таким образом, чтобы пятки ребенка соединились.

Не выпуская ног ребенка, нужно подвести ладони под тыльную сторону ступней так, чтобы большими пальцами можно было провести одновременно по обеим пяткам. Во время процедуры ребенок должен пытаться разгибать ноги и делать попытки ползти вперед. В процессе выполнения упражнения не следует выпускать ножки ребенка. В противном случае он оттолкнет руки и не будет двигаться. Данное упражнение рекомендуется повторить 4 раза.

Массаж груди

Исходное положение - лежа на спине.

Упражнение способствует развитию мышц грудной клетки.

Процедуру нужно начинать с поглаживаний, которые нужно делать подушечками пальцев левой и правой рук. Левая рука должна двигаться против часовой стрелки, а правая - по часовой. Движение каждой руки повторить 5 раз.

Следующий этап процедуры - вибрационный массаж грудной клетки. Для его выполнения нужно положить ладони на грудь ребенка таким образом, чтобы большие пальцы были в центре грудной клетки, а остальные четыре - в области ребер. Процедура заключается в легком и ритмичном надавливании пальцев на грудь ребенка. Прием способствует развитию дыхательной системы ребенка.

Покачивание тела ребенка в позе “эмбриона”

Исходное положение - на руках массажиста, причем подбородок ребенка должен быть прижат к груди, ноги согнуты и подтянуты к животу, колени разведены, а стопы соединены. Руки должны быть сложены на груди.

Данная процедура благотворно влияет на укрепление нервной системы. Для достижения наилучшего результата ее следует делать 2-3 раза в день.

При выполнении упражнения нужно левой рукой поддерживать головку ребенка под затылком, а правой придерживать его ноги и руки. Покачивающие движения нужно делать из стороны в сторону и по кругу. Чтобы случайно не выронить ребенка и чтобы у него не закружилась голова, движения должны быть осторожными и плавными. Данное упражнение следует повторить 4 раза.


Со второго месяца жизни пора приступать к физическому воспитанию малыша. Оно поможет укрепить его здоровье, всесторонне и правильно развить его физические способности, окажет содействие в формировании и совершенствовании его двигательных навыков, а также поспособствует правильному нервно-психическому развитию. Гимнастика, и сопутствующий ей массаж, доставят малышу множество приятных мгновений, улучшат его настроение и позволят вам не только насладиться общением с вашим ребенком, но и с пользой провести время.

В чем заключается польза гимнастики и массажа для малыша

Маленький ребенок двух месяцев большую часть суток поводит практически в неподвижном состоянии, и именно поэтому простейшие гимнастические упражнения в сочетании с массажем для него имеют особую важность. Какими неоспоримыми достоинствами они обладают? Специально разработанные для младенцев физические упражнения и массаж:

  • благотворно влияют на процесс кровообращения;
  • улучшают легочное дыхание – помогают насытить ткани кислородом, питательными веществами, а также способствуют отдаче углекислоты тканями;
  • содействуют продвижению по организму ребенка лимфы;
  • делают более интенсивным обмен веществ, устраняя застойные явления в организме, очищают его от побочных, вредных продуктов обмена;
  • улучшают кожное дыхание, помогая очистить кожные покровы от избыточных ороговевших клеток эпидермиса;
  • придают эластичность подкожной клетчатке и кожным покровам;
  • эффективно повышают тонус мышц;
  • хорошо расслабляют и успокаивают;
  • улучшают аппетит;
  • делают последующий сон более глубоким.


Когда следует проводить гимнастику с ребенком: время и условия

Лучшее время начинать делать гимнастику со своим малышом – это 6-я или 7-я неделя его жизни. Также стоит помнить о том, что ее рекомендуется дополнять массажем – это принесет гораздо больше пользы. До достижения полутора – двух месяцев, лучше ограничиться простыми поглаживаниями, без присутствия физических упражнений, поскольку в столь раннем возрасте более интенсивными занятиями малышу можно нанести вред.

Массаж и гимнастику лучше всего проводить каждый день и в одно и то же время – не раньше, чем через час – полтора после кормления или за полчаса до него. Длиться первые упражнения должны недолго – всего лишь несколько минут в день. Постепенно продолжительность занятий следует увеличивать, доводя до 5 – 6 минут за один раз и осуществляя их дважды в сутки.

Также при проведении гимнастики и массажа необходимо соблюдать следующие условия:

  • не следует заниматься с ребенком сразу после сна, дайте ему окончательно проснуться и осознать окружающую обстановку;
  • запрещается делать гимнастику и массаж сразу после кормления, поскольку это может спровоцировать срыгивание или принести малышу дискомфортные ощущения;
  • делать гимнастику и массаж можно только абсолютно здоровому ребенку, никогда не начинайте процедуры, если ваш кроха плохо себя чувствует или даже просто недоволен, ориентируйтесь на его настроение – если оно хорошее, только тогда начинайте занятия;
  • при проведении упражнений и массажа можно создать музыкальное сопровождение, ориентируясь при этом на предпочтения ребенка, не стоит включать слишком активную или агрессивную музыку, также не нужно чрезмерно увеличивать громкость;
  • при проведении процедуры, следует негромко и спокойно разговаривать с малышом, улыбаться ему, хвалить за маленькие, но уже такие важные его первые «спортивные» достижения.

Подготовка к гимнастике и массажу

Прежде чем приступить к основным гимнастическим упражнениям с вашим двухмесячным крохой, необходимо подготовиться. Для этого следует:

  1. Заблаговременно создать соответствующие условия окружающей среды – проветрить комнату, температура в помещении должна быть 20 – 23 градуса. Педиатры не рекомендуют превышение или же занижение этих цифр. Также комнату следует увлажнить, хорошо при этом использовать увлажнитель воздуха.
  2. Подготовить место для выполнения гимнастических упражнений, которым может быть пеленальный столик или обычный стол, комод. Можно использовать для этих целей кровать, однако, только при наличии ортопедического матраса повышенной жесткости. Поверхность для проведения массажа и упражнений должна быть твердой, накрыта легким одеялом и застелена поверх него пеленкой из натурального хлопчатобумажного материала.
  3. Мама или тот человек, который будет осуществлять за малыша гимнастические упражнения и сопутствующий им массаж, должен хорошо вымыть руки, снять кольца, браслеты, часы и закатать (при их наличии) длинные рукава одежды. Также стоит проследить, чтобы ногти на руках были обрезаны, а сами руки были теплыми и сухими. Не стоит смазывать кожные покровы малыша или взрослого какими-либо кремами, мазями или маслами, даже подходящими для 2-хмесячных детей.

Техника выполнения гимнастических упражнений и массажа

Прежде чем начинать делать с ребенком гимнастические упражнения, его стоит к этому подготовить при помощи массажных приемов: поглаживания, растирания и легкого разминания. После чего можно приступать к самим упражнениям: приподниманию ножек и ручек, переворачиванию.

Комплекс массажных и гимнастических упражнений

Первое гимнастическое упражнение

Первоначально необходимо сделать несколько поглаживающих движений по каждой ручке от запястья к плечику и после этого приступать.

Вложить свои большие пальцы в ладошки малыша и дождаться, когда он крепко их сожмет в своих кулачках. После этого можно слегка притягивать ребенка к себе за ручки. Затем следует вытянуть его ручки в разные стороны по обеим сторонам туловища и легонько перевести в противоположные стороны, скрестив на груди малыша.


Второе гимнастическое упражнение

После массажа ножек, включающего в себя поглаживания от стопы к бедру, приступаем ко второму упражнению.

Оно заключается в переворачивании малыша на животик – одно из самых главных и даже обязательных ежедневных упражнений. Для его правильного выполнения следует согнуть одну ножку ребенка в коленке и, направляя ее в сторону к бедру второй ножки, перевернуть малыша сначала на бочок, а затем и на животик.

Следует это сделать с одной, а затем и второй ножкой, перевернув малыша на животик со стороны правого и левого бока. После этого дайте ему немножко полежать на животике и пошевелить ножками и ручками в свое удовольствие. Также в таком положении малыш обычно пытается поднять головку, что также очень полезно, очень трогательно при этом покряхтывая.

Пока ребенок лежит на животике, ему обычно делают массаж спинки по направлению от поясницы к шее.

Третье гимнастическое упражнение

Перевернув малыша на спинку, после массажа животика по кругу, обязательно по часовой стрелке, и массажа груди, следует сделать массаж стоп и можно сделать упражнение «велосипед».

Для этого следует взять ребенка за голени и немного «поработать» его ножками, имитируя езду на велосипеде. Также это упражнение обычно дополняется одновременным сгибанием обоих ножек с прижатием их к животику и последующим выпрямлением.

Четвертое гимнастическое упражнение

После этого укладываем ребенка на бочок и с небольшим усилием проводим пальцем вдоль позвоночника – ребенок при этом должен сделать рефлекторное движение – глубоко прогнуть спинку. Сделать это необходимо несколько раз и после этого все повторить, перевернув кроху на другой бочок.

Пятое гимнастическое упражнение

Опять выкладываем малыша на животик и приставляем к стопам его ножек свою ладонь, первоначально слегка подталкивая их. Малыш должен сделать рефлекторное движение и попытаться оттолкнуться от твердой поверхности вашей ладони и пробовать ползти. При этом у него будут задействованы очень многие группы мышц, и именно поэтому это упражнение очень полезно и важно для малыша.

В детских поликлиниках существуют специальные медицинские работники, обучающие молодых мам техникам и приемам гимнастических упражнений и массажа. Обязательно посетите их и хотя бы один раз посмотрите на все своими глазами. Также на сегодняшний день существует очень много видео и литературы, посвященных этой науке. Самый главный принцип – не навреди! Всегда следуйте рекомендациям своего педиатра и патронажной сестры, не старайтесь вводить что-то новое и усложненное. Ваш кроха еще слишком мал и самое главное, в чем он нуждается – в вашей защите, заботе и любви.

Если здоровье в порядке, мы скажем спасибо зарядке. Это можно сказать обо всех возрастных категориях, поэтому зарядка для детей в два месяца необходима.

Зачем грудничку зарядка

Каждая мамочка хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым и крепким. Этого можно достичь, если с рождения заниматься с ним простыми физическими упражнениями. Они помогут не только физическому развитию, но и укрепят эмоциональную связь мамы и карапуза. Гимнастика для младенцев сочетает в себе упражнения и массаж. С помощью гимнастики можно: улучшить аппетит; повысить тонус мышц; ускорить развитие двигательных навыков; избавиться от детских колик; нормализовать работу желудка и кишечника; нормализовать обменные процессы в организме; увеличить приток крови к мышцам и тканям; стимулировать работу коры надпочечников.

Правила зарядки для грудничков двух месяцев

  • - Выполняемые упражнения должны доставлять удовольствие малышу и маме.
  • - Наверное, самое удобное время для занятий, когда меняется памперс. Ребёночек получает воздушную ванну и комплекс упражнений.
  • - Для занятий нужна ровная поверхность, хотя, можно выполнять их и на кровати. - Правильное время для зарядки - не раньше, чем через час после того, как карапузик поел, или за полчаса до еды..
  • - Зарядку нужно выполнять каждый день, только в этом случае она принесёт действенную пользу.
  • - Перед тем, как вы решили выполнять зарядку для , проветрите комнату, включите музыку, или напевайте сами.
  • - Разговаривайте с карапузиком во время занятий, называйте его ласковыми словами. Пусть голос мамы ассоциирует у малыша с движениями и прикосновениями.
  • - Научитесь угадывать настроение своего ребёнка. Если видите, что ему не нравится то, что вы делаете, прекратите зарядку.
  • - Пусть зарядка для детей в два месяца соответствует возможностям ребёнка. Не нужно по собственному желанию усложнять движения. Помните - всему своё время.

1. Положите малыша сначала на спинку, а затем переверните на животик. Нежными движениями поглаживайте его по животику, по груди, по спинке и попочке. Не забывайте про ручки и ножки.

2. Малыш лежит на животике. Подставьте свою ладонь ему под стопы ног. Пусть он пытается от неё оттолкнуться. Заметьте, что при этом он активно работает ручками.

3. Положите ребёнка на спинку. Сгибайте и разгибайте его руки и ноги. Выполняйте это упражнение, сгибая конечности сначала поочерёдно, а затем вместе.

4. Пусть малышок лежит на спинке. Дайте ему свои пальцы, чтобы он смог за них крепко ухватиться. При этом он будет стараться приподнять свою головку.

5. Возьмите ручку ребёнка и не сильно надавите на середину его ладошки. Он будет очень занятно вытягивать свои губки, непроизвольно открывать ротик, напрягать ручки и плечики, пытаясь приподнять головку.

6. Возьмите ручки малыша ближе к кисти, и выполняйте движения боксёра. Не переусердствуйте, пусть все движения будут плавными.

7. Руки малыша разведены в стороны, чтобы затем скрестить их в области груди - пусть он поймает сам себя.

8. Поддерживая кроху левой рукой за голени ног, а правой за левое предплечье, помогите ему перевернуться на бочок. Чтобы заинтересовать его, поместите в сторону поворота яркую игрушку. Чередуйте повороты налево и направо.

9. Очень легонько вытягивайте пальчики на ручках и ножках малыша, как будто хотите их вытянуть.

10. Каждым пальчиком ребёнка выполните движения в обе стороны. Движения пальчиков на руках оказывают влияние на развитие нервной системы.

11. Для развития осязания хороши «хватательные упражнения» упражнения. Используйте для этого шарики и палочки, различные по размеру и текстуре.

Резюме

Как видите, зарядка необходима. Она не только благотворно скажется на здоровье ребёнка, но и доставит много приятных минут от общения с ним. Может, это и есть самое главное. Удачи.

Для детей второго месяца жизни используются общие упражнения, рекомендуемые для карапузов от 1 до 3 месяцев. Ежедневные занятия помогут ребенку снять мышечный тонус, укрепить тело и овладеть новыми движениями и навыками. Малыши в этом возрасте очень любят рассматривать человеческие лица. Увидев знакомое лицо, приветливую улыбку, услышав нежные слова в свой адрес, кроха начинает улыбаться в ответ и хаотично двигать ножками и ручками. Эта реакция называется комплекс оживления. Она является очень полезной для развития мышц ребенка.

Утренняя гимнастика для малышей

В утреннюю гимнастику для ребенка стоит обязательно включать выкладывание его на животик перед кормлением. Двухмесячный малыш уже поднимает головку и может поворачивать ею в разные стороны, рассматривая движущиеся вокруг крупные предметы. Происходит укрепление мышц шейки. Со временем, хаотичные движения ручек и ножек в данном положении будут меняться на более осмысленные, похожие на попытку .
Чтобы у ребенка хорошо развивались мышцы позвоночника, выполняйте следующее упражнение. Положите кроху на бочок, одной рукой зафиксируйте ножки, а двумя пальцами другой нежно проводите вдоль позвоночника от крестца к шейке. В ответ на эти действия карапуз должен рефлекторно выгибать спинку. Переверните на другой бочок, поменяйте свои руки и проделайте то же на этом боку.

Гимнастика для ножек малышей.

Упражнение - рефлекторное ползание. Исходное положение - малыш лежит на животике, ручки ножки согнуты, головка приподнята. Коленки разведите так, чтобы пяточки были соединены. Держим ноги малыша, подложив свои ладони под наружную сторону ступней так, чтобы была возможность проводить большими пальцами рук одновременно по обеим пяточкам карапуза. Задача крохи - пытаться разогнуть ножки, чтобы ползти вперед. Во время выполнения упражнения, взрослый не выпускает ног малыша, иначе ребенок перестанет двигаться. Повторите 4 раза. Обязательно следите за техникой безопасности, чтобы ребенок не упал со стола, сделав внезапный рывок вперед. Еще одно упражнение - рефлекторная «ходьба». Возьмите малыша подмышки спиной к себе. Держа на весу, следите, чтобы он поочередно дотрагивался пяточками до твердой поверхности стола, совершая шаговые движения. Следите, чтобы ребенок ставил всю ступню на стол, а не только носочки.

Гимнастика для глаз для малышей.

Помимо и упражнений рук, ног и туловища, очень полезна гимнастика для глаз. Подвешивайте яркие и черно-белые картинки над кроваткой, чтобы малыш мог за ними наблюдать, но спустя 5-10 минут, их нужно убирать и менять на новые. Можно использовать воздушный шарик, прикрепив его к потолку. Если на него подуть, то кроха с интересом будет наблюдать за его колыханием. Хорошим упражнением будет медленное движение яркой погремушки на расстоянии 30-40 см от ребенка вправо-влево, вперед-назад. Малыш лежит поочередно на спине и на животе.

Каждый родитель знает, что физическое развитие ребенка надо направлять и стимулировать. Если малыша предоставить самому себе, не заниматься и не играть с ним, то развитие его замедляется. Укреплению здоровья, активации обмена веществ, развитию мышечной и кровеносной систем малыша способствует общий легкий, так называемый физиологический массаж, сопровождающийся гимнастическими упражнениями.

Лучшее время для массажа – 6-7-я неделя жизни. Массаж и гимнастику нужно проводить ежедневно в одно и то же время – через час после кормления. Делаются они здоровому ребенку, когда он спокоен. Температура помещения при этом должна быть 20-22°.

Малыша обнажают и укладывают спинкой на ровную твердую поверхность, например, на стол, покрытый байковым одеялом и пеленкой. Упражнения выполняются плавно, мягко. При этом желательно, чтобы с малышом ласково разговаривали, показывали ему яркие игрушки.

Руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, ногти острижены. Тальк, вазелин или крем при массаже употреблять не следует.

Массаж и гимнастика ребенка от 1,5 до 2 месяцев

Основной прием массажа в этом возрасте - поглаживание . Ладонь при этом равномерно и нежно скользит по коже ребенка.

Одной рукой поочередно придерживают сначала кисти, а потом стопы и поглаживают конечности с внутренней и наружной сторон от периферии к центру. Такого рода действия ускоряют движение межтканевой жидкости и лимфы (рис. 1, 2).

Затем переворачивают малыша на живот и нежно поглаживают его спинку тылом кистей снизу вверх, а ладонями сверху вниз.

Потом ребенка переворачивают снова на спинку и правой рукой поглаживают его живот круговыми движениями по ходу часовой стрелки (рис. 3, 4).

Все приемы массажа в этом возрасте повторяются 4-6 раз. Массаж сочетается с гимнастическими упражнениями (приподнимание конечности, переворачивание и т. п.).

Массаж и гимнастика ребенка от 2 до 3 месяцев

При выкладывании на живот малыш уже сам опирается на предплечья, хорошо и довольно долге удерживает головку, свободно поворачивает ее в сторону громкого звука, человеческой речи или яркой игрушки. Наиболее активно и полезно в этом возрасте бодрствование в манеже. Свобода движений (ребенок одет в ползунки) и яркие игрушки создают малышу хорошее настроение. Всячески стремитесь побуждать ребенка к активным движениям, и, прежде всего, с помощью массажа и гимнастических упражнений.

Основной прием массажа - поглаживание дополняется на третьем месяце жизни растиранием . Ладонь массажирующего равномерно и более плотно соприкасается с кожей ребенка, растирая ее в различных направлениях. Растирание улучшает продвижение крови в поверхностных венах.

Конечности растираются кольцевыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам, добавляется растирание кистей и стоп. Поглаживание предшествует растиранию и завершает его. Каждый прием повторяется 4- 6 раз.

Гимнастические упражнения в этом возрасте основаны на врожденных безусловных рефлексах:

1) рефлекторное ползание - подталкивание рукой под подошвы ребенка при положении на животе и спине (рис. 5);

2) разгибание позвоночника в положении на боку при проведении указательным и большим пальцами по краям позвоночника от крестца к шее (рис. 6);

3) сгибание стопы при проведении пальцем по наружному ее краю от основания пальчиков к пятке (рис. 7).

И не забывайте: массаж и гимнастика только тогда полезны, когда приятны ребенку.

Массаж и гимнастика ребенка от 3 до 4 месяцев

Гимнастические упражнения на четвертом месяце жизни усложняются и должны способствовать дальнейшему развитию навыков и умений. Занятия начинают с обычного легкого массажа конечностей. Затем следует первое гимнастическое упражнение.

Руки малыша отводят в стороны и скрещивают на груди 6- 8 раз (рис. 8). Затем вновь массаж, на этот раз живота - круговое поглаживание по часовой стрелке, растирание боковых мышц (рис. 9), и в заключение опять легкие поглаживания.

Следующее гимнастическое упражнение: сгибание и разгибание ног вместе 4 раза и попеременно 4 раза (рис. 10). После этого удобно проводить поворот со спины на живот вправо при поддержке за левую ручку и ножки (рис. 11). После поворота на живот – снова поглаживающий массаж спины.

С массажем хорошо сочетается последующее упражнение для мышц шеи и туловища. Ребенка приподнимают на руках над столом, ладонями поддерживая под грудью и животом. Малыш рефлекторно поднимает головку и туловище, упирается ножками в грудь матери. Это так называемое положение пловца (рис. 12). Упражнение повторяется 2 раза.

Потом ребенка укладывают на спинку и ему помогают повернуться на живот, но уже в левую сторону (рис. 13). Следует особенно тщательно выполнять упражнения поворотов со спины на живот, поскольку они являются одним из главных методов укрепления мышц туловища и стимуляции развития вестибулярного аппарата.

В заключение проводится имитация ползания. Это упражнение с использованием рефлекторных действий. Левая рука матери подводится под живот ребенка. Полусогнутые ножки его упираются в ладонь правой руки, прижатую к подошвам. Слегка приподнимая тельце малыша, мама помогает оттолкнуться от ладони.

Гимнастические упражнения завершаются общим массажем. Если у малыша поддерживалось активное, хорошее настроение, занятия были проведены правильно.

Массаж и гимнастика ребенка от 4 до 5 месяцев

Массаж и гимнастические упражнения в этом возрасте имеют целью дальнейшее развитие и закрепление физических умений. Упражнения проводятся в основном те же, что и раньше, но необходимо обращать внимание, чтобы с каждой неделей уменьшался объем пассивных движений и стимулировались активные.

Должны нарастать повторения каждого из упражнений. При этом следует соблюдать правила рассеянной нагрузки, т. е. поочередно выполнять упражнения, включающие разные группы мышц. Упражнения для конечностей и туловища должны, как и ранее, перемежаться с соответствующими приемами общего массажа. Желательно при выполнении гимнастических упражнений широко применять игрушки, которые можно захватывать и удерживать (кольца, палочки, погремушки).

Массаж и гимнастика ребенка от 5 до 6 месяцев

Массаж и гимнастику нужно проводить в наиболее удобное время, обычно в период второго бодрствования. Гимнастические упражнения перемежаются и заканчиваются массажем. Применяются поглаживание, растирание, разминание и даже легкое поколачивание кончиками пальцев.

Гимнастические упражнения проводятся по той же схеме, что и на четвертом месяце жизни. Добавляются и новые, очень важные упражнения: присаживание за отведенные в стороны руки из положения лежа на спине (рис. 14), переступание при поддержке за туловище (рис. 15), ползание на четвереньках, локтях и коленках (рис. 16).

Вначале упражнения делаются 1-2 раза, затем 3-4. В конце месяца для присаживания используются кольца, за которые держится ребенок. Ранее разученные упражнения повторяются теперь по 6-8 раз.

Массаж и гимнастика ребенка от 6 до 7 месяцев

Во втором полугодии удельный вес массажа снижается, зато нарастают разнообразные физические упражнения. Удлиняется время занятий, усиливается нагрузка. Вводятся новые упражнения (рис. 17-21).

Это сгибание и разгибание рук в положении сидя, приподнимание туловища из положения лежа на животе за кисти рук, круговые движения руками в положении лежа на спине при фиксации коленей другой рукой, подползание к игрушке на коленях и выпрямленных руках.

Новые упражнения должны осваиваться 2-3 недели, и лишь после этого они повторяются более 2 раз. Наиболее трудные для ребенка упражнения, требующие усилий, должны располагаться в середине комплекса, легкие упражнения и массаж - в начале и в конце его.

Массаж и гимнастика проводятся, как и ранее, в период второго бодрствования. Занятия должны приносить удовольствие, хорошее настроение.

Не забывайте перед занятиями хорошо проветрить комнату. Температура в ней должна быть не ниже 19-20 градусов. Если на улице тепло (не ниже 22 градусов) и нет ветра, можно проводить занятия на воздухе, в тени.

Массаж и гимнастика ребенка от 7 до 9 месяцев

Систематичность, повторяемость, сочетание рассеянности, нарастания и последующего ослабления нагрузки - основные законы физического воспитания.

Комплекс гимнастических упражнений построен на законах преемственности, т. е. вначале проводятся освоенные упражнения, только увеличивается количество их повторений. Затем, в середине комплекса, вводятся новые упражнения. Они не всегда получаются четкими, и проходит некоторое время, пока малыш хорошо овладеет ими.

На восьмом месяце добавляются упражнения (рис. 22-24): повороты вправо и влево в положении сидя, упражнения на сопротивление (отнимание игрушки), бросание мячика, перекладывание игрушек, стояние при поддержке за одну руку, переступание вбок при поддержке за руки или у опоры. Комплекс упражнений сохраняется до 9-месячного возраста. Можно проводить занятия гимнастикой 2 раза в день: в утреннее и послеобеденное время.

Массаж и гимнастика ребенка от 9 до 11 месяцев

Гимнастические занятия удобнее проводить во второй период бодрствования, приблизительно через час после кормления. Поскольку ребенку не делается уже общий массаж, он должен заниматься гимнастикой в легкой одежде, не стесняющей движений.

Желательно во время занятий широко использовать предметы: кольца, палочки, мячик. Ребенка уже не берут за руки, а только за кольца, которые он держит руками. Это способствует укреплению мышц кистей и предплечий. Палочка используется в основном для упражнений с ногами. Ребенок отталкивает палочку согнутыми ногами, старается достать ее ногами лежа на спине, либо наклоняется, чтобы поднять. Малыш еще не может поймать мяч, но с удовольствием его кидает. И такие упражнения (отталкивание предмета) следует включать в каждое занятие.

В целом гимнастический комплекс до конца года выглядит следующим образом (рис. 25-30): сгибание и разгибание рук за кольца в положении сидя (пилка дров); сгибание и разгибание ног вместе и попеременно; отталкивание палочки согнутыми ногами; круговые движения руками с кольцами в положении лежа и вращательные движения рук в положении сидя; присаживание с помощью, а в последующем по команде; повороты туловища вправо и влево в положении сидя.

Добавляются и новые упражнения: приседание с опорой на кольца, которые держит взрослый, а в последующем по команде; ходьба на четвереньках, приподнимание туловища из положения лежа на животе за кисти рук, в последующем с использованием колец, за которые держится малыш; наклоны и выпрямления туловища из положения стоя (при этом ребенок стоит спиной к матери, она придерживает одной рукой его коленки спереди, а другой за грудь, помогая разогнуться); бросание мяча. В заключение - ходьба с поддержкой, а потом самостоятельно. Ходьба с поддержкой не ускоряет проявления способности ребенка ходить самостоятельно. Лучше пользоваться специальным поводком. Он не обязательно должен быть покупной и кожаный. Может применяться поясок от теплого халата, который надевают ребенку на шею, а концы его пропускают под мышки и назад (как игра «в лошадки»).

Все упражнения в начале месяца делаются 3-4 раза, в конце - 5-8 раз. Нужно строго соблюдать порядок выполнения упражнений, так как он предусматривает нагрузку на разные группы мышц. К концу занятий малыш не должен уставать. Если ему хочется играть еще, значит, занятие было построено правильно.

Массаж и гимнастика ребенка от 11 до 12 месяцев

На двенадцатом месяце жизни сохраняется предыдущий комплекс упражнений, который выполняет регулирующую и координирующую функции в развитии движений. По мере развития двигательных участков центральной нервной системы усложняется координация движений. Все более сложные и трудные упражнения становятся доступными и необходимыми ребенку, в частности, упражнение «мост» (рис. 31).

Ребенок лежит на спине. Ему медленно сгибают ноги до прямого угла и упирают ступни в стол. Затем подводят свою правую ладонь под спинку ребенка, и легкими вибрирующими движениями прогибают ее вперед. При этом малыш активно приподнимает туловище, слегка опираясь на голову и стопы. Цель упражнения – укрепление мышц шеи, затылка, туловища и ног.

Упражнение прогибания туловища из положения лежа на животе стимулирует тонус другой группы мышц туловища и конечностей. Рука взрослого лежит на ягодицах ребенка, слегка прижимая их к столу, а другой рукой, подложенной под грудь, он приподнимает верхнюю часть тела. Затем ребенок вновь возвращается в исходное положение.

Вторая часть упражнения делается так: левая рука взрослого на лопатках ребенка, правой он приподнимает нижнюю часть тела за стопы. После этого ребенок опять возвращается в исходное положение. Упражнения с прогибанием туловища довольно сложны и их следует повторять вначале 1-2 раза, а к концу месяца – 3-4 раза.

Мускулатура поясничной области позвоночника и пояса нижних конечностей укрепляется упражнением пассивного вращения обеих ног в тазобедренных суставах. Ребенок лежит на спине. Ноги его сгибаются в тазобедренных суставах. Взрослый держит их за голени и медленно вращает то в левую, то в правую стороны, так, чтобы колени описывали окружность.

Впервые вводится такое упражнение, как активное приседание. Поддерживая ребенка за руки, побуждают его самостоятельно приседать и вставать.

Комплекс упражнений для годовалых детей надо разнообразить различными игровыми моментами. Привлекать внимание детей яркими игрушками, разговаривать с ними, напевать или включать бодрую маршеобразную музыку.



Рассказать друзьям