Құдалық. как казахи встречают сватов? Свадебный антураж и обряд прощания с родными

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Казахская свадьба отличается изобилием национальных традиций и обрядов. Отношение к созданию семьи очень серьезное не только у самих молодых, но и у их родственников. Пара формируется родителями еще задолго до знакомства и встречи жениха и невесты. Кандидата на роль мужа выбирают тщательно, смотрят на положение его семьи в обществе, наследственность.

То же самое относится и к выбору невесты, она должна соответствовать всем требованиям, которые выставляются родителями жениха. При благополучном одобрении обеих сторон начинается активная подготовка к свадьбе. А уже сам процесс бракосочетания проводится согласно всем правилам уже установившихся с давних лет традиций.

В настоящее время некоторые традиции претерпели изменения или вовсе устарели. К примеру, сейчас молодожены сами принимают решение о том, кто будет их спутником по жизни. Ранее же все было по-другому. Первым этапом было сватовство.

К этому процессу сваты всегда относились с большим уважением и готовились к нему не менее тщательно, нежели к самой церемонии бракосочетания. Сватовство было залогом хорошего отношения между семьями на протяжении долгих лет.

Суть процесса заключается в следующем: молодой человек вместе со своей родней отправлялись в дом девушки, которую рассматривали в качестве будущей жены. Но попасть в дом они могли при условии, что заплатят выкуп.

Дата сватовства оговаривалась заранее, поэтому сваты с обеих сторон имели время на подготовку.

После выкупа жених по обычаю должен был получить тепло от дома невесты. Делалось это следующим образом: самая пожилая женщина в доме должна была поднести свои ладошки к очагу и согреть их, затем приложить руки к лицу молодого гостя.


Таким образом передавался уют этого дома к новому, в котором будут жить супруги. После этого звучали национальные казахские свадебные песни. Пока договор не заключен между сватами, невеста не выходит из своей комнаты.

Ей разрешалось появиться перед гостями только после того, как будет зарезан баран и накрыт праздничный стол. Данный момент самый важный для молодой пары, поскольку они видели друг друга впервые. После того, как парень с девушкой познакомились, праздник имел продолжение, которое всегда сопровождалось песнями. Звучали тосты за молодых, поздравления от родни.

Современные обычаи уже лишены интриги, поскольку молодые знают друг друга до сватовства.

Подготовка к свадьбе

Как уже отмечалось ранее, казахи начинают готовиться к свадьбе своих детей еще задолго до торжества. После сватовства молодая девушка дарила жениху платок, который был символом невинности невесты.


После этого жеста парень мог тайно навещать свою возлюбленную. В процесс подготовки обязательно входит приготовление нарядов. Платье невесты по традиции имело красный цвет.

Но основная роль у казахов принадлежит головному убору, который изготовлялся вручную из дорогих тканей, вышивался бисером, украшался монетами и мехом. Саукеле (головной убор) напрямую свидетельствовал о достатке и зажиточности семьи. Наряд казахского жениха отличался шиком и роскошью. Но при всем этом поведение молодого человека должно было быть скромным. В настоящее время молодожены не облачают себя в традиционные платья, неизменным остается лишь головной убор.

Перед свадьбой жених обязательно должен привезти скот, который предназначался для свадебного стола.

Интересным фактом служит то, что отношение семьи невесты к жениху определяется напрямую качеством и количеством преподносимых подарков.


Чаще всего казахи для празднования дня свадьбы выбирают конец лета. Обязательным обычаем служат проводы невесты. Этот день для семьи невесты имеет двойственное значение. С одной стороны родители и родственники радуются тому факту, что девушка стала взрослой и выходит замуж, а с другой стороны чувствуется грусть от того, что отныне молодая будет жить в другой семье.

Ранним утром на восходе солнца сваты забирают невесту из ее дома. Семья перед тем, как отдать дочь, по традиции поет прощальную песню, название у которой «коштасу жары». Количество сватов обязательно должно быть нечетным. Всем процессом руководит бас куда (главный сват).

К нему молодая девушка должна была проявлять максимум уважения и почести на протяжении всей жизни.

Проведение торжества

Самый главный обряд у казахов – это «неке кияр», на него приглашается мулла. Этот человек читает молитвы и спрашивает у обоих новобрачных о согласии их на бракосочетание. Получив положительные ответы, брак становился действительным.

Обязательной считалась церемония прощания невесты с отчим домом, называется она «коштасу». Народ Казахстана до сегодняшнего дня чтит этот обряд. Молодая жена должна обратиться к каждому члену своей семьи и преподнести теплые слова благодарности и душевно попрощаться со всеми без исключения родственниками.

Еще одним обязательным условием считается прощальная песня в исполнении невесты. Смысл песни состоит в выражении жалости и печаль от того, что девушка расстается с родственниками. Но в то же время она обещает им, что будет часто навещать их, желает им здоровья на долгие годы.

Но стоит учитывать одну важную особенность. Навещать своих родственников теперь уже жена могла только по прошествии одного года, не ранее.

После прощания с отчим домом, праздник продолжался уже в доме жениха. Караван, движущийся к дому молодого парня, останавливается, не доезжая до пункта назначения.


Невесту окружали молодые девушки, которые и заводили ее в дом, прикрывая при этом большим платком. Девушка заходит за ширму, никто до официальной части праздника не должен был видеть лица новобрачной.

Когда все гости уже были в сборе, девушку выводили из-за ширмы, она в свою очередь делала поклон каждому члену семьи, принимая взамен подарок. В конце праздника свекровь снимала с невесты платок, тем самым посвящая ее в жены.

Обряд бракосочетания проводился на следующий день в мечети, где молодожены пили воду из священной пиалы.

После свадьбы

После того, как свадьба признается действительной и праздник уже окончен, по традиции наступает первая брачная ночь для пары. Постель для молодых застилает на кровать сестра мужа, которая после прошедшей ночи получает подарки.

После свадьбы молодые ходили и ездили в гости ко всем родственникам невесты и жениха, обходя стороной лишь родительский дом девушки. В гости пара ходила не с пустыми руками, а с подарками, и взамен их получала также. Родственники поздравляли мужа и жену национальными песнями на родном языке, угощали разными блюдами, произносили тосты.

Сейчас свадьба у казахов проходит с участием тамады, который по возможности пытается ввести в программу традиции прошлых лет. Но при этом торжество стало более разнообразным, поскольку в нем присутствуют танцевальная программа, веселые конкурсы, звучат популярные песни. Но, несмотря на все это, свадьба на современный лад сохраняет и традиционность.

Те пары, которые чтят традиции своего народа, никогда не откажутся от старинных обычаев, пусть даже в более совершенном варианте проведения.

В этом видео – один из обрядов казахской свадьбы:

Яркие впечатления остаются после просмотра фото молодоженов в красивых народных свадебных костюмах.

Казахстан – страна, где всегда с уважением относились к обрядам, особенно к тем, которые имели прямое отношение к «рождению» новой семьи. В процессе бракосочетания принимали участия все родственники и жениха и невесты. Это говорит о том, что значимость события невероятно велика. Само торжество имело без преувеличения богатый масштаб проведения. Кроме как уважение, ничего больше не приходится испытывать к такому щепетильному отношению к свадьбе. Не так ли?

200. У казахов не принято всуе кусать свой большой палец, ибо так людям свойственно поступать лишь в минуты траура, великой скорби или непоправимой утраты. Делать это без достаточного на то основания запрещено и воспринимается как зловещий символ. Только в глубоком раскаянии или сожалении человек закусывает свой большой палец.

201. У казахов непозволительно плевать в небо и в направлении шанырака - поразит Бог Синее Небо и дух-хранитель шанырака.

202. Не принято рассматривать подошву обуви: где только не ступает нога человека и что только не давится его башмаком... При виде нечистот с подошвы человеку может сделаться нехорошо вплоть до расстройства здоровья. Коль уж придется взглянуть на грязную подошву, человек трижды сплевывает - чтобы не брезговали глаза, чтобы не захромали ноги.

203. По обычаю, когда новоиспеченная сноха впервые выбирается по случаю в соседний аул, ее свекровь и тетки со словами «Сложи себе в лохань» вручают ей перстни, колечки, браслеты и тому подобные вещи. Когда молодуха разрешается первенцем, в первую купальную воду младенца погружают те самые вещи. Искупав ребенка, тетки вынимают украшения и благословляют дитя на многую лету. Смысл - чтобы малыш вырос не скупым, но щедрым и отзывчивым.

204. На обряд снятия «собачьей сорочки» - чествования сороковин новорожденного - собираются женщины аула. Сняв эту самую «собачью» пеленку, в нее завязывают узлом какую-нибудь сладость и, повязав на шею собаке, отпускают с ней прочь. Ребятишки обычно излавливают эту собаку и, достав сладкое, лакомятся, разделив поровну. Вновь добытую ребятами «собачью сорочку» впоследствии передают какой-нибудь бездетной женщине. Значение этого обряда - чтобы побольше было детей, доставляющих радость всему миру.

205. По древнему обычаю, у казахов принято растить детям кекiл - хохолок, или чубчик. Для этого голову ребенка бреют наголо, оставляя на лбу аккуратно окантованный островок волос. Такой кекиль украшает ребенка, через него малыша холят и ласкают. Также и лошадиную челку обычно называют кекилем. Кекиль оберегает своего носителя от дурного языка и глаза, от порчи и колдовства, от прочих напастей и случайностей.

206. Среди казахов издавна и широко распространены понятия «сглазить», «пронзить взглядом» (т. е. навести порчу), «достать языком (речью)». Некоторых людей опасаются как обладателей «дурного глаза» и «злого языка». Согласно верованиям, мишенью дурного глаза становится все самое хорошее и настоящее: хороший человек, милый ребеночек, отличный скакун, поимистый орел, красивая девушка, бесстрашный батыр, могучий борец... Вот почему, например, при большом скоплении народа и во время зрелищ хороших спортсменов и лучших лошадей держат скрытно, стараясь до поры никому не показывать - чтобы не навели порчу. Если человек пристально рассматривает юную невесту и младенца, кто-нибудь из ближних обязательно одернет по-доброму: «Сплюнь на землю, не то сглазишь». Есть предохранительные заговоры от дурной биоэнергии: против глаза произносят «сукк-сукк», против языка - «тьфа-тьфа», а если хвалят сверх меры, то говорят: «Пусть набредет язык твой на камень».

207. Впервые являя на люди молодую невесту, новорожденного или другие подобные объекты исключительного внимания, принято просить кјрiмдiк - подарок за смотрины. Делаете вы это не из корысти, а поощряя процесс всеобщего ознакомления с вашим новым счастливым приобретением. Коримдик отличается от байгазы тем, что обычно испрашивается на молодого члена семьи, хорошего коня, ловчую птицу. Байгазы же обычно дарится детям или молодым людям на обнову в одежде - чтобы поощрить их эстетическое чутье и поднять настроение.

208. Выданная замуж дочь не посещает дом своих родителей раньше, чем пройдет годовщина со дня свадьбы. Запрет этот установлен в интересах вновь созданной семьи - чтобы горел и разгорался очаг молодоженов. Нарушение запрета оборачивается тем, что «становится постылой постель и между молодыми начинает гулять ветерок охлаждения»; рожденный в такое время ребенок вырастает бесчувственным и жестоким. Вот почему чрезвычайно важно, чтобы молодая жена сполна адаптировалась в своей новой роли на новом месте, взяв на себя полагающиеся функции в хозяйстве и в отношениях с людьми: содержать дом в порядке и чистоте, не давать остывать и пустеть самовару, чинно и по уму встречать и провожать людей - со всеми сопутствующими обстоятельствами. И только после этого можно и нужно совершать торкиндеу - паломничество в родительскую семью. Прибыв туда, она вольна ликовать в голос и всячески выражать свое дочернее томление. Добро, если свидание с домом преисполнено радости. Отец и мать встречают соскучившуюся по ним дочь добром и радушием, а провожая в обратный путь дают все, что бы она не попросила. Счастлив народ, если сердце навестившей девки успокоится любовью, - убеждены казахи.

209. У казахов есть обычай, называемый «зятевой ногой». Приехав к себе в дом со своей невестой и тещей, жених через некоторое время с почестями доставляет тещу восвояси. По прибытии в дом невесты, в награду зятю теща вместе с тестем посвящают скотину, которая так и прозвана «зятевой ногой» - в пожелании, чтобы и в дальнейшем зять был столь же учтив, быстроног и удачлив в пути.

210. У казахов есть обычай «казан жарыс» - «котловые гонки», или повивальное соревнование стряпух. Когда у беременной начинаются схватки, соседки вступают в кулинарное первенство с условием - приготовить блюдо до того, как ребенок появится на свет. В казахских понятиях, покидающий чрево ребенок также включается в это соревнование и норовит родиться быстрее, чем будет готова еда.

211. Обряд «тагым кагар» - «похлопывание по седлу» справляется перед долгой дорогой: аулчане собираются и похлопывают по седлу на коне отбывающего. Дом уезжающего устраивает пир для собравшихся проводить, которые за угощением желают путнику всяческих успехов.

212. Весьма любопытный обычай представляет собой «тобык жуту» - «проглатывание лодыжки». Для проглатывания обычно выбирают лодыжку заячью. Условие таково, что вызвавшийся произносит гадательное заклинание:

Если я батыр, выйди из моего сердца,
Если я борец, выйди из моего локтя,
Если я оратор, выйди из моего неба,
Если я счастливчик, выйди из моего лба.

Рассказывают, что прорастая и выпячиваясь из того или иного места, косточка указывает впоследствии на заложенные в проглотившем качества и таланты.

213. Широко распространен обычай «тумар тагу» - надевать оберег. Когда заболевает ребенок или младший по возрасту, человек берет у муллы специально выписанную молитву-заклинание, вшивает ее треугольником в лоскут кожи или белой материи и надевает на шею пациенту. Этот оберег-талисман призван охранять человека от бед, порчи и недугов. Существует много разновидностей тумара. Иногда тумарами освящают также молодь скота и заболевших животных.

214. По казахскому этикету, посещая по делам чей-либо дом, человек должен обязательно преклонить колено (т. е. присесть). Даже спешка не служит оправданием: преломив колено, вы проявляете к хозяину этого шанырака должное уважение. Если посетитель вошел и собирается уходить стоя, хозяин высказывает ему в сердцах: «Чего не присядешь? Или хочешь, чтобы наша корова стоя телилась?..» Старцы в подобных случаях приказывают: «Ты пришел не с огнем (т. е. не как враг), преклони же колено!». В этом - проявление вежливости и уважения к жилищу.

215. В соответствии с обычаем, человек, пришедший в дом за огнем, не говорит о цели своего визита: он берет огонь и уходит, не проронив слова. Только шепчет, воспламеняя свою хворостину: «Мать-огонь, убереги!». Потому, что по большому счету, приходить за огнем - манера не из поощряемых, в связи с чем заемщик огня старается не разговаривать. Неслучайно и народные метафоры непорядка связаны с огнем. Презирая сплетниц, в народе говорят: «У пришедшей за огнем бабы хайло в тридцать отверстий». Другая поговорка призывает: «Не приведи, чтобы стены были объяты горем, а народ - пестрым (как огонь) раздором».

216. Ушыктау («вылетучивание») - древний и претендующий на универсальность способ исцеления людей, испытавших отвращение от некачественной пищи, ветра и ненастья, мусора и дурных запахов. Если, споткнувшись, человек не может оправиться от боли, место его падения «вылетучивают», изгоняя вслух: «Уйди, зараза, уйди!», «Улетучься! Улетучься!». При некоторых заболеваниях больного перед закатом укладывают на землю преть, «вылетучивают», а потом заносят в дом и тепло укрывают.

217. Наряду с ушыктау существует также другая процедура ѕшкiру - «опрыскивание», «обдувание», или «обчихивание». Прочитав молитву, лекарь обдувает больного, энергично произнося: «Суф! Суф!». За это пациент оплачивает лекарю скотом или тканью - чтобы открыть болезни путь к бегству и таким образом наступило выздоровление.

218. Сосватанная девушка отдает сестренке свою тюбетейку или шапку. Это означает: «Теперь очередь за тобою, обрети же и ты свое счастье». Это у казахов называется шаргы. Удостоившаяся шаргы девица получает поздравления от своих теток и сверстниц: «Счастья тебе!», «Удачи тебе!». А старшие говорят: «Да осенится чело твое!», - и целуют девушку в лоб.

219. Во время свадеб, торжественных встреч, прибытия сватов или родственников, а также по другим радостным событиям женщины аула, смешав в пригоршнях курт и иримшик, конфеты и сладости, серебряные копейки, бросают все это в собравшихся людей с криками «Шашу! Шашу!». При этом никому не стыдно ловить и подбирать это шашу, чтобы затем в качестве дорогого и памятного гостинца преподнести своим детям и домочадцам. Шашу рассыпают только женщины: мужчин это занятие не красит. Шашу рассыпается на счастье, почему и поощряется то, что его поднимают дети.

220. Этот обряд совершается осенью, когда в овечьем стаде начинается сезон случек. Поясним, что во избежание преждевременного появления ягнят (из-за чего они могут пасть от холода, ненастья и голода) барану-производителю надевают до поры куйек - фартук-презерватив. Перед тем, как с барана-отца снимать куйек, устраивают праздник «шашыраткы» - «оплодотворяющего фонтана». Сняв куйек и пустив барана к овцематкам, люди собираются за дастарханом, принимают гостей и желают: «Приплод да множится двойнями». «Скот будет плодовит, травы - стеблистыми, овцы разъягнятся двойнями», - загадывают и искренне чают животноводы.

br>221. Обломить соломинку - обычай, совершаемый по констатации какого-то неслыханного и бесспорно положительного события. Стоит скупердяю проявить щедрость, трусу - показать геройство, а кому-либо еще совершить знаменательный поступок, как об этом говорят: «Вот событие, по которому следует сломать тростинку». И, подняв былинку или просто взяв спичку, ломают ее на две части - чтобы поощрить доброе проявление и уберечь его от сглаза и греха гордыни.

222. Казах борется с пожаром, разливая на его пути молоко: чтобы огонь скорее угас и не было трагедии.

223. Когда человек тяжело заболевает, терпит несчастье или испытывает угрозу жизни, то, прося помощи у Аллаха, он приносит в жертву белоголовую овцу - чтобы отвести от себя беду.

224. Маленьким детям отращивают волосы на макушке и делают косичку, вплетая в нее бусы. Такая прическа называется «айдар». С носящим айдар человеком пребывает отвага, которая сокрушает злые языки и взгляды.

225. В дни айта - поста - нельзя сердиться. Наоборот, следует справлять этот праздник с добрым сердцем и радушным нравом. Рассердишься в айт - злоба не развеется до следующего айта.

226. В канун айта в доме наводится чистота, выбрасывается все старое, негодное и изжившее срок. В айт совершаются только новые дела и делаются новые вещи - чтобы счастье прирастало новым добром.

227. Казахский человек не упоминает среди ночи волка. Чаще о волке говорят иносказательно - ит-кус (букв. «собака-птица»). Скажешь «каскыр» - он тут как тут обозлится и может пожаловать в гости.

228. Сноха никогда не называет по имени своего свекра, свекровь, деверей и вообще родственников мужа. Имена свекра и свекрови для нее абсолютно табуированы, для остальных же она обязана сочинить подобающие рангу каждого ласкательные и уважительные имена-прозвища. В этом - не только приверженность традиции почитать род своего мужа, но прежде всего - непреложное условие, чтобы иметь добрую репутацию и быть на хорошем счету.

229. Сведущий казах вряд ли станет ночью подолгу всматриваться в луну и считать звезды на небе: на луне живет старуха, которая, заметив твой пристальный взгляд, также вылупится и начнет считать твои ресницы. А человек с посчитанными ресницами точно умрет.

230. У казахов есть обычай приветствовать народившийся месяц. В летнее время с места, где он поздоровался с месяцем, человек срывает пучок травы, который, придя в дом, сжигает в огне очага. Этим он делает свою жизнь здоровой и безопасной.

231. В казахских понятиях огонь - свет и тепло, покровитель и попечитель жилища. Огонь - предмет особого культового поклонения казаха. Невесту, впервые переступившую порог дома, подводят к главному очагу и заставляют поприветствовать огонь, после чего усаживают на расстеленную подле огня легкую и пушистую шкуру, подразумевая под этим: «Будь лучезарной, как огонь, и мягкой, как эта шкура».

232. Приветствуя огонь, невеста заклинает: «Мать-Огонь, Мать-Масло, поддержите!» Другие женщины подливают масло в огонь и, согрев на чаду свои ладони, гладят затем лицо невесты - чтобы лик у невесты был теплым, тело горячим и чтоб е

233. В день Наурыза не пользуются щербатой и поврежденной посудой. Ведь наступает новый день, новая жизнь, новый год. Если есть и пить в этот день из щербатой и ветхой посуды - старые беды и болячки перейдут в новый год и счастья нового года не придется познать.

234. «Ярость - враг, разум - друг», - говорят казахи. Рассерженный на брата или сестру человек может вернуть себе самообладание, если, уперев руки в бока, на мгновенье зажмурит глаза.

235. Если беременной хочется разродиться мальчиком, ей следует класть под подушку мужнино оружие, брюки или еще что-то в этом роде. Если она хочет девочку - нужно спать с полоской цветного ситца, платьицем, колечком, серьгами, ожерельем, браслетами или бусами.

236. Если поссорятся близкие люди, какой-нибудь третий родственник приглашает их в гости и за общим столом старается их помирить. Иногда поссорившиеся сами, без посредников, приглашают один другого в гости. Поступают так из древнего этического принципа: «Пусть ему (ей) станет неловко и он (она) перестанет обижаться. Бьющего камнем бей угощением».

237. Если просят иголку, ее не дают острием вперед и с остатком нитки от последнего шитья. Ибо «хвостик» влечет за собой обиду, ссору и вражду. Также, возвращая иглу, ее во-первых, приносят без «хвоста», во-вторых, не вручают, а бросают на пол - чтобы укол иглы достался земле и ушел в нее..

238. Пищу, приготовленную на торжество или похороны, надлежит раздать без остатка - чтобы сохранилось изобилие, не кончалась еда и не скудел казан.

239. Нельзя кричать, приблизив рот к уху человека или животного: могут лопнуть перепонки и развиться глухота, а то и повреждение мозга.

240. Спящего человека не будят криком или тормошением. Просто надо мягко и отчетливо произнести: «Прерви свой сон. Да обласкает тебя Господь и осенит тебя девичьим сном». И лишь когда он проснется и откроет глаза вы можете сказать ему: «Вставай». Кричать и трясти спящего - значит получить недоспавшего, раздраженного и обиженного человека.

241. Постель, в которой провел ночь, наутро убирай сам. В неубранную постель забирается шайтан и начинает обдумывать для тебя всякие неприятности. Неубранная постель также навевает ассоциации с войной и разрухой. Также состояние постели - испытание для женщины, ее аккуратности. К неопрятной женщине пристает ярлык «неряха, неумеха, разгильдяйка, бескультурщина». Пристает недоброе имя - отстает удача.

242. Когда дарят камчу, лук, стрелы и другое оружие и снаряжение, его не вручают, а бросают на землю - чтобы жизненные силы, грехи и добродетели дарителя, а также возможные попутные заклятия подарка не перешли вместе с предметом. Тяжкий груз выносит только земля.

243. Казахи запрещают девочкам, а девушкам и женщинам - подавно, ходить с неприкрытым пупком, ибо это нехорошо. И дело здесь не только во внешних приличиях: открытый пупок - прямая дорога к блуду, унижению и несчастливой доле; в пупок попадает грязь и в нем свивает гнездо шайтан; от этого возникает нарушение менструации, завершающееся раком половых органов и смертью несчастной.

244. Запрещается кормить грудью ребенка при непокрытой голове кормилицы: женщина должна делать это в платке или косынке. Дело в том, что, завидев неприкрытую голову кормящей матери, шайтан берет с нее перхоть и закидывает младенцу в рот. Вырастая, такой ребенок превращается в манкурта, он ненавидит свою мать и подвергает ее издевательствам.

245. Даже наедине с супругом казахской женщине непозволительно «блистать» перед мужчиной неприкрытой грудью: вопреки своей воле муж может навести на нее порчу своими восхищенными глазами и комплиментами. В качестве последствия груди женщины сначала темнеют, потом воспаляются, после чего происходит отвердение тканей и теряется способность к лактации. Нет молока - нет и плодородия. Такая женщина уже не вполне женщина: она становится холодной, резкой и раздражительной и даже любящий супруг со временем охладевает к ней.

246. Когда невзначай проливается чай или иная пища, в любом случае нужно трижды сказать: «Бисмилля». Возможно, таким образом вы просто избежите запора, а возможно, впереди у вас - большое застолье.

247. Молодежь не одевает одежду престарелых людей, пока те живы: молодые от этого рискуют вскоре умереть или значительно сократить себе жизнь.

248. Девушке или девочке нельзя высовывать и показывать язык людям противоположного пола и всем старшим по возрасту - это непристойно. Впоследствии проклятие за этот грех падет на ее будущего ребенка: он будет наказан картавостью или немотой.

249. Женщине нельзя бросать в собаку камнем. Если она сделала это - она отступилась от своего счастья. Собака - одно из семи земных сокровищ - жестоко мстит за такое, делая обидчицу пусторукой и горемычной.

Кочевники считали, что в жизни невозможно предопределить три вещи: с кем будет заключен супружеский брак, пол будущего ребенка и время смерти. Каждому из этих этапов соответствовали специальные обряды, содержащие в себе магические элементы. Настало время рассказать о том, почему для казахов так важен выбор спутников жизни и как происходит сватовство.

Одинокий бессемейный человек в среде кочевников вызывал негативное отношение, он как бы олицетворял собой отсутствие Божьей милости, убогость. Таких сторонились. Например, вдов не приглашали на праздник, связанный с рождением малыша, чтобы их одиночество не спроецировалось в будущем на ребенка.

Создание новой семьи было важным этапом в жизни рода, к этому готовились заранее, родители подыскивали сыну достойную пару. Право наследования у казахов шло по отцовской линии.

Обряд сватовства по-казахски называется құдалық. Если семьи договаривались о браке еще не рожденных детей, то таких сватов называли «БЕЛ ҚҰДА». Когда родители соглашались на союз мальчика и девочки, уже лежащих в колыбели, то таких сватов именовали «БЕСІК ҚҰДА».

Құдалық был по сути целым институтом, обряд мог длится годами — пока подрастают будущие новобрачные. Но жизнь современных казахов подчинена иному ритму. Переговорщиков нынче никто на чужую сторону не засылает. Предложение руки и сердце от жениха передают сразу сваты — құдалар.

Выбор сватов - это тоже специальный ритуал. Их список обсуждают всей семьей, это важное событие и важная миссия, все относятся ответственно к церемонии сватовства. С обеих сторон делегацию возглавляют самые старшие в семейно-родственной группе, которых именуют «БАС ҚҰДА».

Раньше главный из сватов «бас құда», заходя в дом невесты, вешал камчу на почетном месте. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (казахи это называли - қамшы қайтару).

Желательно чтобы среди сватов были авторитетные люди, так как в доме невесты могут возникнуть серьезные споры, по-казахски называется «Жанжал». Эти люди должны преодолеть все трудности. Это, как правило, опытные, уважаемые люди, прекрасные собеседники, которые могут уладить спор.

Обычно стараются, чтобы среди сватов были знакомые стороне невесты люди: сокурсники, односельчане или из одной родо-племенной принадлежности. Тогда вообще ситуация изменяется, легче разговаривать.

В миссию сватов входит не только склонить родителей невесты к браку, но и вручить традиционные подарки. Во время кудалыка стороны договариваются о дате ответного визита родственников невесты, о том, сколько приедет сватов, когда и где пройдут свадебные тои и об условном калыме.

Сам выкуп являлся своего рода материальной ответственностью, выплачиваемой гарантией соединения, брака двух молодых, и его прочности. Вообще, это слово «қалыңдық мал». То есть скот, выплачиваемый за невесту. Раньше, в советские времена, его называли по-русски «калым». Это неверное понятие - будто казахи продавали своих дочерей за скот. На самом деле, выкуп-то возвращался с приданым. Он был одним из видов обмена подарками у казахов.

У казахов если за невесту дают плату, то родители невесты еще больше обратно возвращают. То есть этот выкуп как бы показывает состоятельность жениха в качестве будущего главы нового хозяйства.

Тем временем на кухне готовится и украшается «құйрык бауыр», сваренная печень с курдючным салом, разрезанные на маленькие полосы или пластины. Согласие или одобрение сватовства стороной невесты выражается в преподношении гостям этого ритуального блюда. Тарелку с ритуальными кусочками подносят сватам жениха, те по очереди берут, едят и дают взамен деньги.

Понятие печени у казахов более широкое, это то, что связано с кровью. Это значит - мы стали единокровными.

Сваты с обеих сторон взаимно угощают друг друга, как бы закрепляя этим узы сватовства («құдалық») и будущего родства на долгие годы.

А если при этом присутствует жених, то ему преподносят баранью грудинку («төстік»). Грудинка исполняет символическую функцию, обозначающую дружбу, близкие отношения, выражает близкое родство. Грудинку дают зятю, как главной личности, явившейся причиной дружбы.

Сваты прощаются, хозяева и родня их провожают, обнимаются.

Семейный быт казахов вобрал в себя все лучшее из многовекового опыта предков. Да, некоторые ритуалы трансформировались, упростились, а то и вовсе исчезли. В то же время внутреннее содержание свадебной обрядности сохраняет национальный колорит и сватовство по-прежнему остается одним из особенных событий в жизни казахской семьи.

Подробнее смотрите в проекте "Этнографический атлас"

Материал подотовила Айгуль Айтмуханова

Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали подходящую семью хороших, знатных, уважаемых людей.

Смотрины

Кыз айттыру

Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали подходящую семью хороших, знатных, уважаемых людей. Если узнавали, что в роду девушки были больные от плохой наследственности, то ее не сватали. К людям достоянным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражая желание стать сватами.

Существуют различные виды «кыз айттыру». Если дети (мальчик или девочка) маленькие, или даже еще не родились, а семьи договариваются в будущем стать сватами, значит они очень хорошо знают друг друга, давно дружат. До рождения малышей, если, конечно, позже у одних будет мальчик, а у других - девочка, договариваются стать сватами (атастыру). Вышеназванное сватанье называется «бел куда» (до рождения детей). Ну, а если сватают детей с колыбели - «бесик куда» (бесик - колыбель). Иногда человек, женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата; их так и называют «карсы куда» - «взаимный сват». Люди, продолжившие свое сватовство, то есть ставшие дважды сватами, называют «суйек жангырту». Женитьба взрослых детей осуществляется после «куда тусу» (сватовства).

Родственные отношения у казахов учитывались в основном до седьмого колена. Об этом свидетельствует древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода. По правилам бракосочетания, женщина не должна быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина - старше женщины на 25 лет. На неравный брак разрешение не дается.

«Кыз айттыру» служит своеобразной основой крепкой и примерной семьи.

Кыз кору

Смотрины. «Кыз кору» иногда называли и «кыз тандау». По обычаю дети знаменитых родителей или просто искусные жигиты устраивали смотрины девушек для женитьбы. Прослышав, что в дальнем ауле есть хорошая, красива девушка на выданье, жигиты со своими друзьями отправлялись выбирать суженую. Казахская народная пословица «кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди» - «Как нет запрета пить кумыс, так и на девушек смотреть» открывает все дороги для жигитов.

Таким жигитам не было запрета на смотрины девушек. Их старались встретить с почетом. Гордые, свободолюбивые девушки аула выражали свою волю словами «кыз коретин жигитти биз корелик» - «такие смотрины и мы хотим устроить» и начинали состязания в разных видах искусства. Они смотрели на жигитов оценивающе и высказывали свое мнение открыто. На подобных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит, объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов. Выбор оставался за влюбленными.

Но не всегда молодым людям разрешалось выбирать себе пару. Это могли делать лишь дети влиятельных людей или прославленных жигиты.

Шеге шапан

«Шеге шапан» - особый подарок. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносят друг другу подарки. Со стороны жигита - это «каргыбау» (буквально каргы - уздечка, бау - поводья), на деле скакун или иноходец. А отец девушки на плечи доверенному посланцу жениха (жаушы) накидывает праздничны шапан - «шеге шапан» (шеге гвоздь). Увидев на жаушы новый чапан встречающие осыпают его «шашу» - конфетами, сладостями и денежками.


Сватовство

Куда тусу

Сватовство. Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа.

Отец юноши с близкими родственниками едут (иногда и без отца юноши) сватать девушку. Процесс сватовства был довольно непростым и интересным. Приезд сватов носит название «куда тусер».

Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, приглашает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. После того, как отец дает «добро», обе стороны преподносят друг другу презенты, полагающиеся по традиции: куда аттанар, куда тарту, ат байлар, куйрык-бауыр и т.д. самого главного представителя сватов называют «бас куда» (бас - главный), отцов жениха и невесты - бауыздау куда, т.е. самыми близкими.

Бас куда (главный сват) по традиции опекает девушку и после свадьбы. Она будет звать его «агаеке» (дядя), а он будет обязан всегда заботиться о ней. Будучи невесткой, она всю жизнь почитает его.

«Куда тусу» - самый высокочтимый, значительный той, несущий в себе особый национальный колорит.

Бата аяк

Окончательный договор между сватами. Получив согласие стать сватом, отец жениха едет в аул девушки и окончательно обговаривает срок свадьбы, количество калыма, каде-жора (подарок). Эта часть сватовства называется «бата аяк», а в некоторых местах - «сырга тагар» или «баталасу». Есть два вида бата.

Кесимди бата - окончательное решение - конкретно назначают дату проведения свадьбы, объем затрат, количество скота.

Кесимсиз бата - точное количество скота объем затрат не обсуждается, а определяются позднее, с учетом обстоятельств и времени.

Между состоятельными, знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: «бак жаксы» - верблюд с верблюжонком, кобыла с жеребенком, ценная вещь либо слиток золота или серебра; «орта жаксы» - лучший верблюд или лошадь, «аяк жаксы» - лошадь, корова, баран и т.п.

Куда тартар

Как было отмечено, традиций и обычаев, касающихся сватовства, очень много. Во время увеселений встречается порой интересный обычай, называемый «куда тартар» (букв. Теребить сватов). Заключается он в том, что аульные женщины (среди них могут быть и молодые парни) устраивают различные проделки над сватами. Когда сваты после угощения наслаждаются беседой, женщины вбегают и требуют «куда тартар», бросаются на сватов и начинает проделывать с ними разные каверзы: сажают задом наперед на быка и возят по аулу или же укладывают на большой ковер и, ухватившись за края, подбрасывают вверх, бывает и так: ноги свата связывают арканом, другой конец аркана забрасывают через шанырак, и поднимают свата вверх ногами, и при этом теребят; или же его одежду незаметно пришивают к кошме, и, когда сват встает, кошма тянется за ним; тащат обливать водой или же наряжают в женское платье. Сваты должны откупаться от женщин небольшими подарками, но в свою очередь могут позволять себе разные вольности по отношению к женщинам. Сваты не должны обижаться. Таким образом свадебный обряд превращается в веселое и удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставляются изобретательность и изворотливость как одной, так и другой стороны, которым вскоре волею судеб предстоит стать родственниками.

Калын мал

Калым . После официальной части сватовства, по обычаю казахов, сторона жениха должна была уплатить «калын мал», который выплачивается в основном скотом. Его размеры зависели от достатка и состояния сватающихся. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами скота, то между крупными баями он составлял от 200-500 до тысячи лошадей.

Помимо этого, учитывался скот для угощения на свадьбе, дары за молоко матери невесты (сут акы), усопшим и живым (оли-тири), «каде» со стороны жениха и множество других даров по обычаю. В годы советской власти как могли чернили эти традиции и обычаи, говоря, что девушек меняют на скот. А ведь приданое (жасау) девушки обычно не уступало по своим размерам калыму.

Объем калыма зависит от состоятельности сватов. Если калым состоит из 10 голов рогатого скота, он называется «донгелек калын», то есть «округленный калым», если мелкая живность заменяется на 1-2 лошадей - «балама калын» - «замененный калым». Если вместо умершей невесты жених женится на балдыз (сестре невесты), он платит «27» «олкы калын», что означает столько же рогатого скота дополнительно.

В процедуре уплаты калыма есть свои нерушимые правила. Одна лошадь вручается конюхам, что называется «курыкбау», один баран отдается чабану - «косакбау». При благословении также вручается скот - «келин тили» (язык невестки). «Келин тили» платиться за здоровье дочери по поверью, если «келин тили» не сделать, то будущая сноха может потерять дар речи.

Балдыз калын

Калым за сестру невесту. Если невеста, не успев выйти замуж, преждевременно умирает, а калым выплачен (обычно его выплачивают заранее), жених может взять в жены сестру умершей. Если жених устраивал тайные свидания (урын бару), а сестры у покойной нет, то половина уплаченного калыма возвращается. Если же он ходил к невесте на свидания, а после ее смерти женится на ее сестре (балдыз), то жених обязан уплатить за дополнительный калым, называемый «балдыз калын». Если жених не навещал невесту, то «балдыз калын» не платится.

Киим тигу

Прибывшие сваты и свахи не должны ложиться спать, пока не отведают угощения, приготовленного к их приезду. Если кто-то из прибывших, не выдержав, засыпает, то одежду уснувшего свата тут же пришивают к подушке, к одеялу, ковру, кошме и т.п., за что заснувший должен уплатить штраф (айып). Сваты проходят все испытания на выдержку.

Киит

Перед отъездом сватов отец девушки наделяет их по традиции «киитами» - подарками. Самый ценный «киит» получает отец жениха, даже в том случае, если его нет в числе сватов. Другие сваты получают «киит» по степени родства. В зажиточных семьях «киит» отцу жениха - это целый табун лошадей, большое количество чапанов и в обязательном порядке верховая лошадь; соответственно одаривались и другие сваты. Приехавшие со стороны невесты сваты тоже в свою очередь, получают «киит», однако он несколько меньше, чем «киит» представителям отца невесты, что обуславливается необходимостью выплаты доли калыма.

В наше время «калын мал» не платится, но обычай давать «киит» и прочие традиции сватовства сохранились.

Куйрык-бауыр

«Куйрык-бауыр» - обрядовое угощение из печени и курдючного сала. Это ритуальное блюдо подтверждает факт сватовства и принимается в случае споров как вещественное доказательство состоявшегося сватовства. Оно налагает на родителей сторон известные обстоятельства. После этого обряда уже нельзя отступать, в противном случае виновная сторона платит «неустойку» и возвращает полученный калым.

«Куйрык-бауыр» - залог верности и нерушимости договора.

Оли-тири

После договора о свадьбе сватам со стороны жениха во главе со сведущим человеком отправляют по традициям подарок «оли-тири». Это символ признательности не только живым. После этого подарка жених может тайком навещать невесту (урын келу).

Кынаменде

«Кынамедне, урын келу» - визит жениха. После сватовства и уплаты калыма жених в первый раз едет навестить свою невесту. Это торжественное посещение называется «кынаменде» или «урын келу». В Восточно-Казахстанской области «кынаменде» отмечают после того, как становится очевидным, что честь девушки не запятнана. На следующий день устраивается всеобщее веселье с песнями и танцами. «Кынаменде» называют в разных местах по-разному - «урын келу», «калындык ойнау».

«Кынаменде» для молодежи и женге - той. Будущий жених, якобы тайком, в сумерках, со своей свитой торжественно прибывает в аул невесты. Называется этот обычай «есик кору» (букв. есик - дверь, кору - смотреть) или «урын келу» (смысл - тайный приход). Чтобы навестить невесту, сторона жениха выполняет ряд положенных обычаев. К примеру, снохи, ссылаясь на одышку при быстрой ходьбе, приносят «ентикпе», а при знакомстве с шурином или младшей сестрой невесты - «балдыз коримдик». После «урын той» жениха и его друзей торжественно провожают, вручив подарки.

До «кынаменде» жених не имеет права посещать дом или аул просватанной девушки. В противном случае братья девушки за нарушение этой традиции наказывали жениха. Традиции и обычаи всегда требуют соблюдения приличия и установленного порядка.

Кыз кашар

«Кыз кашар» - знакомство невесты с женихом. Первый приезд к невесте называется «урын келу». Эти обряды происходят в тот же день, что и «урын той». Однако относительно девушки обряд называется «кыз кашар». Для молодежи этот день - радостный, веселый той, где оживленно снуют молодые женге. С жениха берут «кол устатар», «шаш сипатар», «кыз кушактар», «арка жатар» и пр. подарки. Это день встречи двух молодых. Девушка дарит жигиту свой платок - знак девственности и дает подарки для его братьев и сестер.

Если уговор сватов нарушается после «урын», это имеет очень серьезные последствия. Если жених без причины отказывается от девушки, то уплаченный калым не возвращается, и он еще платит штраф. Если же договор нарушается со стороны невесты, то калым полностью возвращается и также платится штраф.


Свадьба

Саукеле кигизу

«Саукеле кигизу» (букв.саукеле - головной убор невесты, кигизу - одевать). У казахского народа есть много традиций и обычаев. Традиция «саукеле кигизу» занимает особое место. «Саукеле» не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служит символом начала новой жизни. Это память о прежней беззаботной жизни девушки. «Саукеле кигизу» - особо торжественный обряд для невесты. На обряд приглашают сватов и свах. Их осыпают «шашу». Дают бата (благословение). «Байгазы» (выкуп) за «саукеле» бывает значительным. В «саукеле» невеста смотрится особенной нарядной, роскошной, неповторимой. Всем хочется увидеть «саукеле» на невесте. За «погляд»дают соответствующий «коримдик» (подарок). Создание нового очага, невеста в «саукеле», игра, смех - все это предзнаменование новой жизни.

Нескольк о слов о «саукеле». «Саукеле» является не только головным убором невесты, но и произведением искусства. Его расшивают рубинами, жемчугом, кораллами или другими драгоценными камнями, которые подчеркивают его богатство. Шьют «саукеле» из дорогого бархата или велюра, вышивают мелким бисером, отделывают бахромой, орнаменты составляют из различных мелких золотых и серебряных монет и фигурных пластинок. Верх «саукеле» неизменно венчает «укы» (пушистый пучок из перьев филина). Края украшают мехом норки, собыля или лисицы. Красота такого убора пленяет взор, является украшением невесты и демонстрирует состоятельность сватов.

Куйеу киими

Куйеу киими - одежда жениха. Жених, отправляющийся за невестой, обязательно должен одеться особенно нарядно, чтобы встречающие женщины и девушки могли безошибочно его определить. По обычаю одежда жениха отличается от одежды жигитов, сопровождающих его. На головной убор «борик» он прикрепляет «укы» (перья филина), сапоги одевает на высоких каблуках, на плечи накидывает красный чапан. Жених надвигает «борик» на глаза и ведет себя очень скромно, всем своим видом показывая почтительность, а в противном случае ему придется платить штраф, или его поднимут на смех. Оказавшись в таком виде среди женщин, жених терпеливо переносит их насмешки и колкости. Конь жениха превращается в объект забавы для детей - они вдоволь могут на нем покататься. Это традиция аула.

Той малы

Скот для свадьбы. Жених, приезжая за невестой, приводит «той малы», то есть скот для свадьбы. Его режут для пира на этой свадьбе. В зависимости от состоятельности сваты приводят на «той малы» несколько лошадей, коров или баранов. А также привозят дорогие ткани, вещи, фрукты, сахар, чай и т.п. авторитет зятя в будущем может зависеть от количества и качества подарков «той малы». Если они не соответствуют богатству и положению семьи жениха, то «кыздын женгелери» (жены старших братьев девушки) могут высказывать едкие упреки колкости по этому поводу.

Капка салар

Подарок зятю. После тоя, когда в назначенный день жених со своей свитой, вручив всем положенные подарки, увозит невесту в свой аул, отец невесты дарит всем сватам по традиции «киит» (от слова «кию» - одевать). Новоиспеченному зятю тоже преподносится в подарок одежда. Подарок называется «капка салар»

Жигит туйе

Подарок отцу девушки. В числе свадебных обрядов жених преподносит за хорошее воспитание девушки своей теще (ене) «сут акы», а отцу девушки - положенный «жигит туйе». Этим подарком может быть дорогая одежда, верблюд, лошадь, конская сбруя и т.д. затем тесть (ата) благословляет своего зятя.

Сут акы

Плата за молоко матери. Дата проводов девушки после свадьбы устанавливается сообща отцом невесты и сватами со стороны жениха. На этот той жених приезжает во главе со старшим сватом, а также с близкими, талантливыми друзьями. Подарков во время сватовства по традиции очень много. Среди прочих самый особенный, обращающий на себя внимание - это «сут акы» - плата за молоко матери. Торжественно, с трогательными словами он преподносится матери девушки.

Кыз тынасу

Кыз тынасу - прощальный визит. Девушка перед замужеством в сопровождении (жены старшего брата) женге обходит своих родственников и близких, чтобы попрощаться. Родственники и близкие оказывают ей почести, одаривают на память, напутствуют, желая счастья и радости. Это одна из древних народных традиций и один из примеров воспитания этики.

Сынсу

Так называлась традиционная песня, исполняемая девушкой во время «кыз тынасу» - посещения вместе с денге своих родственников. В песне поется о незаметно пролетевших годах, проведенных в родном доме; о своих любимых родителях; о том, как ее лелеяли и берегли; в песне высказывались сожаление, что пришло время покинуть родной дом и просьба, чтобы ее навещали, не забывали. Это красивая, трогательная песня. К сожалению, в наше время такой обычай стал забываться.

Кыз узату

«Кыз узату» - проводы девушки. В этот день родители и грустят, и радуются. Радуются, что вырастили красивую, умную, достойную дочь, за которую не надо краснеть, грустят, потому что жаль расставаться с дочерью, им кажется, что она еще не ребенок.

Сваты в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше приезжают за девушкой. Среди них «бас куда» (главный сват), «кудалар» (сваты) и друг жениха (здесь как советник, очевидец). В северных и центральных областях Казахстана за девушкой едут только мужчины. Сваты обычно прибывают вечером. С момента их прибытия начинатеся той: игры, песни, танцы; дарятся положенные по традициям «каде» (подарки). В этот день близкие родственники девушки официально приглашают сватов в гости.

Девушку по обычаю отправляют вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Ведь восход солнца - символ нового дня, новой жизни. Перед отъездом девушка песней прощается (коштасу жары) с провожающими ее родственниками. Молодежь поет «жар-жар», «аушадияр». Сватам вручается положенный по обычаю «куда аттандырар» (куда - сват, аттандырар - отправлять, провожать).

Неке кияр

«Неке кияр» - обряд бракосочетания. Брак - святое акт верности и любви в жизни каждого человека. Для совершения обряда призывают муллу, ставят перед ним чашку с водой, накрытую платком. Собираются родные и близкие невесты и жениха. Мулла читает молитвы, затем при свидетелях, следую традиционной форме, спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак.

По шариату (мусульманские законы), если невеста беременна, обряд бракосочетания откладывается, и проводится только после рождения ребенка. Этот обряд не проводится также, между молодыми людьми, имеющими родство в одном из семи поколений, т.к. казахи до седьмого колена считаются родственниками.

Жар-жар

Традиционная песня, исполняемая молодежью на прощальном вечере проводов девушки. «Жар-жар» исполняется в виде «айтыса» между девушками и жигитами. Жигиты в песне советуют девушки не сожалеть, что оставляет отца, - хороший свекор заменит его. Девушки отвечают, что свекор вряд ли заменит любимого отца. «Жар-жар» носит, прежде всего, обрядовый характер и исполняется в шутливой форме.

Жигит:

Не грусти, красавица, жизнь прекрасна, погляди. Не вздыхай и не плачь, счастья желаем всласть. Не скучай по отцу - будет свекор у тебя.

Разве свекор, жар-жар, заменит мне отца? Как не плакать, жар-жар, ухожу ведь навсегда… и т.д.

Аушадияр

«Аушадияр» - свадебная песня (жыр). Традиционная свадебная песня (жыр) поется на определенный мотив и имеет особое воспитательное значение. «Аушадияр» является украшением и особо торжественным моментом тоя. Это как правило, образец искусства.

«Аушадияр» посвящается молодой чете, которая переступает порог новой жизни. «Аушадияр» несет в себе добрые советы, примеры воспитания в национальных традициях. К примеру:

Аушадияр - скажем раз,
Нечестивец не радует нас.
Уважающего предков,
Ждет почет потомков.
Аушадияр - скажем два,
У возлюбленных воля своя,
У красавицы такой
Стройный стан, коса длинной…
Аушадияр - четыре,
Молодежь красива в паре,
Быть им верным данной клятве.
Ау-жар

Благодаря обилию песен прощальный вечер девушки превращался в удивительное представление. Всегда грустно расставаться с родным домом и переступать порог чужого дома. На проводах невесты свой нажитый опыт в виде назидания выражали в стихах «ау-жар». Ведь слезы девушки не от горя, а от грусти при расставании с родным аулом и близкими.

Ей сочувствуют девушки и жигиты ее аула. После обрядовых песен «жар-жар» они исполняют «ау-жар» в виде айтыса, где желают молодым счастья, радости, взаимного понимания, благ семейной жизни. Слова и мотив «ау-жар» звучат шутливо и игриво:

Разве ты опоясалась бы цепью, ау-жар-ау,
Если бы твой отец
Не привел бы твою мать, ау-жар-ау?
Разве тебе эту радость видать, ау-жар-ау?
И хочу я тебе
Большой любви пожелать, ау-жар-ау?

Коштасу

«Коштасу» - прощание с родным домом - исполнялось невестой перед выездом свадебной процессии из ее аула. Перед тем, как переступить чужой порог, девушка у себя дома на проводах прощается с дорогими родителями, милыми, родными братьями и сестрами, с родственниками. В своей прощальной песни она сожалеет о том, что родилась девочкой, а не мальчиком; что вынуждена покинуть родной очаг, желает всем быть в здравии, когда она приедет навестить их. По традиции после свадьбы молодая сможет приехать в родной дом только через год. До этого она не имеет права посещать родных (чтобы скорее привыкнуть к новой семье). После прощальной песни женге успокаивают девушку (тоже песней), желают ей счастья.

Жасау

Так называется приданое девушки. Казахи уделяли большое внимание подготовке приданого. Красивые ювелирные украшения, ковры, текеметы (узорные кошмы), «саукеле» (головной убор невесты), дорогая одежда, вещи, посуда обязательно входили в «жасау». Состоятельные родители специально готовили «ак отау» (белую юрту) для дочери. Жасау нередко превышало по стоимости «калын мал». Девушка забирала все, что пожелает.

Кыз коши

«Кыз коши» - караван невесты. После выполнения обряда «куда аттандырар» (проводы сватов) девушка с матерью, со старшей снохой, младшими братьями и сестрами садятся в специальную повозку. Девушке запрещается оглядывается назад. Сваты едут впереди, за ними следует повозка - «шанырак туйе». Караван замыкают красиво одетые парни - с песнями, шутками. Девушку везут в аул жениха торжественною после выезда девушки из аула шествие называется «кыз коши». Через некоторое расстояние - «келиншек коши» (келиншек - невеста). Жители аулов, мимо которых проезжает «келиншек коши», молодежь, невестки, девушки останавливают «кош» и просят по обычаю «туйемурындык» (подарочки), после чего желают доброго пути и счастья. Вручение подарков «туйемурындык» - повод остановиться для приема добрых пожеланий.

Туйемурындык

Проезжающую свадебную процессию молодежь, женщины имели право задержать и разрешали ей ехать дальше лишь после получения «каде» (положенный подарок по обычаю). Когда мать девушки вручает «каде», получившие подарок благословляют процессию, и она продолжает путь в аул жениха.

Шанырак туйе

Шанырак туйе - повозка для передвижения невесты с ее свитой в аул жениха. В «шанырак туйе» могут садиться мать, сестры, женге невесты. Случайные попутчики или другие люди обычно не садятся, так как над ними потом будут насмехаться. С незапамятных времен во время переезда на первого верблюда водружали шанырак - символ нового дома.

Келин тусиру

«Келин тусиру» - приезд невесты в дом жениха (келин - невестка, тусиру - здесь: ввести в дом). Для казахского народа заветная мечта, самая большая радость и большой той - «Келин тусиру». Весь аул готовится к этому торжеству. Невесту не подвозят к порогу. По традиции вместе с «женге» ее оставляют на некотором (приличном) расстоянии от аула. Девушки и молодухи выходят навстречу невесте и, не открывая лица, вводят в дом и сажают за «шымылдык» (ширма, полог) с другими девушками. Порог всегда переступают правой ногой. Встречающие осыпают всех «шашу», поздравляют. Невесту сопровождают родная мать, сестры, женге. В аул съезжаются родственники и знакомые, устраивают пир с угощениями и различными увеселениями (состязание певцов, игры и т.д.). однако, всем не терпится увидеть будущую «келин» (невестку). После того, как соберутся все приглашенные, невесту в богатой свадебной одежде торжественно выводят. Лицо ее закрыто покрывалом (шалью), и певец-импровизатор начинает петь «беташар».

Беташар

Беташар - обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней-жыр. В юрту отца жениха, где собираются гости, приводят невесту в свадебном наряде. По обе стороны невесты, взяв ее под руки, стоят учтивые, благовоспитанные снохи. В «беташар» входит знакомство невесты с родственниками мужа, их добрые советы и пожелания на будущее в семейной жизни. Певец-импровизатор, характеризуя в стихах почтенных родственников, призывает невесту поклониться каждому; в ответ на это близкие родственники мужа дают «коримдик» (подарок «за погляд»). «Беташар» заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.

Бие кысырамыс

После традиционного «беташар» к невесте подходит свекровь (ене), целует свою сноху и высказывает ей самые наилучшие пожелания; затем подает присутствующим женщинам белую ткань. Женщины делят между собой ткань поровну и дома обвязывают этой тканью «саба» - сосуд (бурдюк) для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обяда «Бие кысырамас» - пусть кобыла не останется яловой, даст приплод. Вместе с тем этот обычай несет в себе еще и глубокий смысл.

Жолдык

Жолдык (обряд). В первую брачную ночь жена старшего брата (женге) готовит постель для молодоженов, в шутливой форме дает советы для первой брачной ночи и желает счастья молодым. Такую миссию поручают примерной, уважаемой, воспитанной, многодетной снохе. Очень важно, чтобы у молодоженов эта ночь была незабываемой. Выполнив свои обязанности, сноха с нетерпением ждет, когда проснутся молодые, чтобы попросить у них подарок. Жених должен отблагодарить сноху сполна и встретить первое утро совместной жизни с улыбкой. «Жолдык» особый обряд, поэтому и подарок для женге должен быть ценным.

Отау котеру

Создание нового очага. У казахского народа есть понятие «отау котеру», что означает женитьбу, создание новой семьи. По обычаю родители как для сына, так и для дочери, готовят дом. В приданое девушки «жасау» входит юрта - «отау». Новый дом должен принести счастье молодой семье, поэтому юрту украшали, старались, чтобы в ней было уютно. В этом принимали участие родные и близкие, родственники со стороны матери (нагашы), соседи. Аулчане принимают активное участие в интересном и обязательном обряде «отау котеру». Шанырак (купол юрты) поднимают, обвязав бакан (шест) белой тканью. Шанырак поручают поднимать уважаемому человеку. Первым входят в отау почитаемые женщины, вливают масло в огонь очага, порог и косяки двери обмазывают маслом. Накрывается первый дастархан с богатым угощением. Входящие в отау осыпают все вокруг «шашу», высказывают свои пожелания молодым. Родные и близкие приносят «коримдик» за отау, дарят скот, ценные подарки.

Куттык

Куттык (от слова куттыктау - поздравлять). После свадьбы и проводов сватов взрослые девушки из аула жигита приходят в дом свекра с поздравлениями специальными угощениями и просят «куттык», то есть украшения, кольца, серьги и симпатичные предметы домашнего обихода. Иногда специально приезжали поздравить издалека. Приезжих обязательно одаривали дорогими вещами, одеждой, а то и скотом. Конечно, богатые подарки поздравляющим могли делать только состоятельные люди. Но в любом случае этот обычай - показатель щедрости казахов.

Уй корсету

Знакомство невесты с родственниками мужа. После свадьбы родственники мужа и соседи по очереди приглашают невестку к себе в гости для знакомства и сближения, чтобы она быстрее адаптировалась на новом месте. Невестка на такое приглашение идет не с пустыми руками. В этом случае по обычаю полагается «илу» (от глагола - «вешать»). Свекровь должна определить размеры подарка в соответствии со своим положением и возможностями. При знакомстве хозяева испытывают молодую невестку (характер, манеры поведения) насколько она воспитана и учтива. Об этом должны помнить все девушки, так как этот обычай существует и в наше время.

Есик-ашар

Зять вместе с молодой женой и близкими друзьями в назначенное время едут навестить родителей жены - тестя и тещу. Первый визит зятя в дом родителей жены называется «есик ашар» (есик - дверь, ашар - открывать). В этот день зятя в первый раз видят после свадебного тоя. Зять привозит положенные по обычаю подарки, соблюдает все приличия и проходит испытания: терпит колкости со стороны снох, однако, и сам не молчит. Для жителей аула, любящих праздники, смех и веселье, приезд зятя является веселым развлечением.

Онир салу

Наряду с обычаями «уй корсету», «есик ашар» или «отка шакыру» (приглашение на огонек) исполняется еще один обычай «каде» по отношению к молодой невестке - «салу». Обряд исполняется женщинами почтенного возраста. Они осыпают келин (невестку) «шашу», вручают ей свои подарки. Обычно это «онир» - одежда и предметы хозяйственного обихода.

«Онир салу» - проявление заботы и уважения к молодоженам и способ оказать небольшую материальную помощь.

Илу

Илу (букв. вешать). Когда молодую невестку приглашают для знакомства родственники мужа, она по традиции в знак признательности дарит им ковер, украшения или отрез на платье, прислушиваясь к советам свекрови. Невестка поклонившись, проходит в дом и у порога вешает принесенный «илу». Зять тоже оставляет «илу» в доме родственников своей жены.

Казахстан - государство, в котором испокон веков принято чтить традиции предков. Подчиняется им и казахская свадьба, которая проводится по давно устоявшемуся сценарию. Разумеется, некоторые казахов перестали вписываться в современную жизнь, однако многие красивые традиции остались неизменными. Что же они собой представляют?

Казахская свадьба: смотрины

В наши дни древняя традиция казахов находить невесту во время смотрин, которые называются «кыз кору», практически забыта, равно как и обычай вступать в брак по воле родителей. Молодые люди сейчас выбирают себе пару самостоятельно, женятся по любви. Однако были времена, когда семьи, имеющие маленьких детей, договаривались поженить их, не спрашивая мнения будущих жениха и невесты. В некоторых случаях подобные договоры заключались еще до рождения наследников, к примеру, если семьи желали породниться.

Вспоминая о том, как проводилась казахская свадьба в прошлом, нельзя не упомянуть и смотрины. Право выбирать невесту во время смотрин («кыз кору») было не у каждого жителя Казахстана, в основном его получали искусные джигиты, сумевшие доказать свое мастерство, а также отпрыски состоятельных или известных родителей. Юноша, желавший вступить в брак, вместе с друзьями отправлялся в аул, где проживали привлекательные девушки, достигшие возраста невест. Как правило, принимали потенциального жениха и его сопровождающих с почетом.

Во время смотрин девушки на выданье соревновались друг с другом в различных видах искусства. Также они оценивали возможных женихов, не стесняясь выражать свое мнение. Нередко устраивались песенные состязания между барышнями и кавалерами - «айтысы». Если между юношей и девушкой пробегала искра, далее наступала очередь сватов, которые направлялись в семью невесты.

Сватовство

Сватовство - обязательная часть такого события, как казахская свадьба, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу». Роль сватов традиционно возлагается на отца и других жениха. Семья невесты предупреждается об их визите заблаговременно, обязана обеспечить щедрое угощение (конечно, если им нравится претендент). Однако за вход в дом девушки сваты вынуждены заплатить, так как женская половина протягивает перед дверью аркан, который убирается только после того, как гости вручают хозяевам подарки: отрезы дорогой ткани, деньги.

Атмосфера на праздничных обедах царит теплая и дружественная, во время трапезы обсуждаются различные темы, не имеющие прямого отношения к будущему бракосочетанию. Только когда обед близится к завершению, сватам разрешается перейти к цели своего визита. Обсуждаются условия проведения брачной церемонии, устанавливается размер калыма. Право высказаться предоставляется всем старшим членам обоих семейств. Сватовство, которым традиционно предваряется казахская свадьба, не обходится также без обряда обсыпания «шашу». Делегаты жениха обсыпаются конфетами, печеньем, мелкими монетами родственницами невесты, также сватов могут заставить пройти разные испытания, поучаствовать в веселом представлении.

Представители жениха, приехавшие сватать девушку, обязаны иметь при себе «коржун». Это мешок, декорированный яркими лентами, бусами, монетами. Внутри него располагаются подарки: сухофрукты, конфеты, отрезы тканей и так далее. Перед отъездом сватов подарки вручаются и им, самый ценный презент при этом достается отцу жениха.

Показ невесты

Будущая новобрачная выходит к сватам лишь после того, как они перезнакомятся со всеми ее родственниками, договорятся с ними о свадьбе и калыме. Перед выходом невесты представители жениха должны вручить ее семье плату за смотрины, которая на казахском языке называется «коримдик». Только после этого девушку демонстрируют будущим родственникам.

Далее следует обряд, который официально закрепляет за девушкой статус невесты. Сваты надевают на нее серьги, как правило, эта почетная обязанность возлагается на мать жениха. Также сваты должны вручить подарки другим членам семьи, в основном это золотые украшения: колье, броши, кольца.

Калым

Выкуп за невесту - то, без чего в былые времена не могла состояться казахская свадьба. Традиции велят кандидату на руку и сердце девушки преподнести 47 голов скота ее родителям. Сейчас это правило соблюдается редко, достаточно положить в подарочный мешок, который вручают сваты семье невесты, 47 мелких предметов. Количество голов скота, которое требовали за невесту в прошлом, зависело также от благосостояния семей, намеревающихся породниться. За дочь крупного бая нередко платили до 1000, тогда как бедняки довольствовались 5-6 головами в качестве калыма.

Сохранилась в наши дни такая традиция, как материальная помощь, которую оказывают молодоженам родители. Обычай велит родственникам невесты обеспечить ей приданое, включающее ковры, постельные принадлежности, посуду и так далее. Родственники жениха должны выделить молодой семье деньги на приобретение мебели.

Очевидно, что далеко не каждая помолвка заканчивается браком. Если жених уже после визита сватов и уплаты калыма вдруг раздумывает жениться, не имея на то предусмотренных обычаем оснований, на возврат выкупа за невесту ему рассчитывать не приходится. Более того, семья обманутой девушки вправе принудить ветреного юношу к уплате штрафа, размер которого оговаривается отдельно. Иная ситуация складывается, если договор не соблюдается невестой или ее родственниками. В этом случае семья девушки должна не только полностью вернуть уплаченный им выкуп, но и компенсировать нарушение договора путем выплаты штрафа.

Наряд невесты

Во всем мире девушки, вступающие в брак, трепетно относятся к выбору наряда, не являются исключением и невесты, которым предстоит казахская свадьба. Платье невесты согласно традициям должно быть красным, однако в наши дни казашки могут выбрать и белое одеяние. Поверх платья, как правило, обладающего широкими и длинными рукавами, надевается расшитый орнаментом бархатный жилет, цвет его может быть любым.

Головной убор невесты, носящий название «саукеле», - элемент, без которого сложно представить себе такое событие, как казахская свадьба. Фото девушки, облаченной в традиционный головной убор, можно посмотреть выше. Выглядит «саукеле» как произведение искусства, обычай велит украшать его жемчугом и рубинами, изготавливать из дорогих тканей (велюр, бархат). В качестве декоративных элементов используются также бисер, бахрома, серебряные монеты. Верхняя часть головного убора украшается пучком, созданным из перьев филина, края отделываются мехом (лисица, соболь, норка). Богатство «саукеле» позволяет продемонстрировать финансовые возможности семьи.

«Саукеле» выглядит настолько роскошно, что за право полюбоваться на невесту, облаченную в этот головной убор, приглашенные на свадьбу друзья и родственники готовы дарить небольшие подарки.

Наряд жениха

Не только невеста обязана тщательно подготовиться к такому событию, как казахская свадьба. согласно обычаю должен превосходить, с точки зрения богатства, облачение любого гостя. Мужчина, вступающий в брак, должен выделяться из толпы, в чем ему помогает особый головной убор, верхняя часть которого украшена перьями филина. Также традиции велят жениху явиться на церемонию бракосочетания в сапогах на каблуках, набросив на плечи кафтан красного цвета, носящий название «чапан».

В наши дни казахи уже практически не одеваются так пышно, не делается исключение даже для такого мероприятия, как казахская свадьба. Обычаи современные благосклонно позволяют молодым людям облачиться в белоснежную рубашку и брючный костюм. Желательно, чтобы костюм идеально сидел, поэтому его шьют на заказ, цвет особой роли не играет. Однако многие мужчины все же не забывают о национальном головном уборе, подчеркивающем великолепие церемонии.

Не только о наряде должен побеспокоиться жених, которому предстоит казахская свадьба. Обычаи велят ему привезти с собой «той малы», так называется скот для свадьбы, который будет зарезан для пира. Количество зависит от состоятельности семьи, это может быть несколько баранов, лошадей или коров. Берут с собой и другие подарки, к примеру, дорогие ткани, фрукты, чай. Любопытно, что отношение семьи невесты к зятю зависит от суммы, которую он сможет выделить на подношения. Если родственники девушки останутся недовольными богатством даров, обычаи позволяют им выразить свое недовольство. Как правило, эту функцию берут на себя жены братьев невесты.

Выбор дня свадьбы

Даже при выборе дня проведения свадебной церемонии казахи учитывают сложившиеся много веков назад традиции. Чаще всего праздники проводятся в последние дни летнего сезона. В это время заканчивается религиозный пост, к тому же в изобилии присутствуют фрукты и овощи, поэтому это лучшее время для такого события, как казахская свадьба. Традиции и история показывают, что в брак казахам можно вступать и осенью. Весной и играют реже.

Современные женихи и невесты продолжают выбирать для проведения свадебной церемонии период полнолуния. Причиной такого решения являются светлые ночи, идеально подходящие для проведения ночных игр и состязаний, которые уже много лет остаются обязательным элементом праздника.

Далеко не всегда удается угадать с погодой, однако она также играет важную роль при выборе даты свадьбы. Считается, что вступив в брак в безоблачный, солнечный день, муж и жена не будут знать печали, ссориться друг с другом. Тогда как плохая погода расценивается как дурное предзнаменование, на которое, впрочем, многие казахи не обращают внимания.

Проводы невесты

Проводы девушки («кыз узату») - красивая церемония, с которой испокон веков начинается казахская свадьба. Традиции велят семье невесты в этот день и смеяться, и проливать слезы. Радость должен вызывать тот факт, что дочь, выходящая замуж, выросла красавицей и умницей. Источником грусти является необходимость расставания с девушкой, которая отныне будет принадлежать другой семье.

Сваты уводят невесту из дома очень рано, нередко ее уход совпадает по времени с восходом солнца. Традиция возникла не случайно, ведь восход солнца во всем мире ассоциируется с началом новой жизни. Семья не выпустит дочь из дома без традиционной прощальной песни, которая носит название «коштасу жары». Важно и количество сватов, оно должно быть нечетным. Обычно за девушкой приезжают 5-7 сватов, но возможно и большее число людей. Руководит процессией главный сват, именующий себя «бас куда». К этому человеку невеста должна будет относиться с уважением на протяжении всей жизни.

Свадебная церемония

«Неке кияр» - обряд, без которого не может состояться казахская свадьба. Традиции велят для совершения свадебного обряда приглашать муллу. Перед этим человеком помещается чаша, наполненная водой и накрытая тканью. Иногда в воду добавляются сахар и соль, согласно поверьям это приносит молодоженам счастье, защищает их от супружеских измен. Вокруг муллы собираются родственники и друзья, приглашенные на церемонию. Он произносит молитвы, после чего жених и невеста в присутствии свидетелей подтверждают свое согласие на брак.

Законы шариата гласят, что при беременности девушки не может состояться казахская свадьба. Обычаи рекомендуют перенести церемонию, дождавшись появления на свет ребенка. В наши дни это правило уже не так строго соблюдается, особенно если речь идет о первых месяцах беременности, когда ее еще можно скрыть.

Церемония прощания

Вступив в брак, девушка должна торжественно попрощаться с отчим домом, церемония носит название «коштасу». «Коштасу» - важная часть такого события, как казахская которой до сих пор не забыты жителями Казахстана. Новобрачная должна сказать душевные слова прощания всем без исключения членам семьи: матери, отцу, братьям, сестрам, а также другим родственникам, проживающим в доме.

Также девушка непременно исполняет прощальную песню, с помощью которой она высказывает появившиеся у нее сожаления. Новобрачная должна выразить жалость по поводу того, что появилась на свет не мальчиком, а девочкой, из-за чего ей приходится расстаться с родным домом, тогда как ее братья могут остаться с родителями. Также она обещает вскоре навестить семью, желает родственникам крепкого здоровья и счастья.

Нельзя забывать и о еще одном интересном обычаи, который связан с такой церемонией, как казахская свадьба, особенности которой зачастую удивляют представителей других национальностей. Новобрачной нельзя появляться в доме родителей целый год после свадьбы. Это делается для того, чтобы процесс привыкания девушки к новому дому максимально упростился. Тем не менее это вовсе не означает, что невесте в течение целого года нельзя будет видеться с родителями и другими родственниками. Главное, чтобы встреча происходила не в отчем доме, следовательно, правило не будет считаться нарушенным.

В доме жениха

Что происходит после того, как заканчивается казахская свадьба, как проходит знакомство новобрачной с новым домом? Приезд девушки также обставляется со всей торжественностью, церемония называется «келин тусиру». Согласно традиции весь аул должен принять участие в приветствии невесты. Интересно, что новобрачную не принято подвозить к порогу дома, в котором ей предстоит поселиться с мужем. Ее высаживают довольно далеко от аула, навстречу девушке выходят ее будущие соседки. Они провожают невесту в дом, не позволяя ей открыть лицо.

На этом не заканчиваются традиции, которым подчиняется казахская свадьба, особенности проведения которой могут удивить чужестранцев. Через порог новобрачная должна переступить непременно правой ногой, в противном случае семейная жизнь не заладится с самого начала. В доме ее и провожающих женщин осыпают сладостями, произносят поздравления. Далее следует роскошный пир, на который приглашаются все знакомые. Трапеза сопровождается веселыми конкурсами, состязаниями. Невесту показывают гостям не сразу, некоторое время она проводит в доме за специальной ширмой.

Обряд открывания лица

Торжественный выход невесты - следующий этап такого праздника, как казахская свадьба, традиции и истории которой уходят в глубь веков. Новобрачную, спрятавшую лицо под покрывалом, выводят к гостям в разгаре пира, к этому времени уже успевают собраться все люди, приглашенные на торжество. Церемония открывания лица девушки носит название «беташар», она обязательно сопровождается традиционными песнями. Далее новобрачная официально знакомится с родственниками супруга, почтительно выслушивает их и счастья, доброжелательные советы. После этого новоиспеченные муж и жена окончательно превращаются в отдельную ячейку общества.

Были времена, когда невеста не имела права присутствовать на пире, которым неизменно заканчивается казахская свадьба. Обычаи и традиции современные уже не вынуждают новобрачную ждать брачной ночи в отдельной комнате, оставаясь под зорким присмотром матери мужа. Невесты в наши дни в основном веселятся на празднике вместе со всеми.

Выше рассказывается о том, как проводится казахская свадьба, фото, сделанные во время праздничных церемоний, также можно увидеть в статье. Однако перечислены еще далеко не все интересные факты, касающиеся подобных мероприятий. К примеру, немногие знают, что когда-то девушки становились невестами в 13-14 лет, а юноши считались созревшими для брака в 14-15. Создание семьи в таком юном возрасте считалось полезным, с точки зрения нравственности, у молодых людей не оставалось времени для совершения непристойных поступков.

Старинный обычай не позволял становиться мужем и женой парню и девушке, которые принадлежали к одному роду. Не удивительно, что многие казаки и в наши дни прекрасно знают свою родословную, знакомы с родственниками до седьмого колена. Также учитывался возраст людей, желающих сыграть свадьбу. Для невесты непозволительно было быть старше жениха более чем на 8 лет. Мужчина же мог быть старше будущей супруги на 25 лет. Сейчас подобные ограничения соблюдаются менее строго, чем в минувшие времена тем не менее еще не забыты окончательно.

Еще один интересный обычай касается тостов, без которых не обходится казахская свадьба. Право на произнесение тостов предоставляется только старшим родственникам, выступления младших на свадебном пиру считается оскорблением.

Таковы самые интересные сведения о таком грандиозном событии, как казахская свадьба. Обычаи, традиции, фото - в статье есть вся информация, касающаяся этого праздничного мероприятия.



Рассказать друзьям