Дошкольная педагогика как наука выполняет следующие функции. Предмет дошкольной педагогики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

План ответа:

1. Дошкольная педагогика, определение

2. Объект, предмет дошкольной педагогики

3. Основные понятия дошкольной педагогики.

4. Источники развития дошкольной педагогики.

5. Связь дошкольной педагогики с другими науки

6. Методы дошкольной педагогики

Литература:

1. Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2008

Основное содержание ответа:

Дошкольная педагогика - наука о воспитании и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).

Дошкольная педагогика изучает:

Процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления.

Влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.

В народной педагогике отражается культура народа, его ценности, идеалы, исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Народная мудрость сохранила проверенные опытом и временем педагогические советы в виде пословиц, поговорок, былин, легенд, сказок, игр, игрушек, песен, потешек, закличек и др.

Религия.

Педагогика использует положительное ядро религиозных учений для блага воспитания и образования детей дошкольного возраста. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми. В религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. раскрыты представления человечества о морали, нравственности. Христианское учение призывает любить и прощать друг друга, доброжелательно относиться к людям, стремиться к совершенству, любить Родину.

Прогрессивные идеи прошлого и настоящего в отечественной и зарубежной педагогике.

Педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры. Бережно сохраняются памятники мировой педагогической культуры.

Специальные экспериментальные исследования проблем дошкольного Детства.

Передовой педагогический опыт.

Педагогическая практика, опыт воспитания, образования детей дошкольного возраста, который имеется в разных странах, отдельных дошкольных образовательных учреждениях, в индивидуальной деятельности педагога имеет неоценимый вклад в науку дошкольную педагогику.

Данные смежных наук.

В разных науках изучается личность человека: философии, социологии, анатомии, психологии. Человечество значительно продвинулось в изучении личности человека. Открытия в смежных науках обусловливает изучение проблем дошкольной педагогики.

Современная наука дошкольная педагогика имеет различные источники развития .

Методы исследования - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, изучение педагогической документации, детских работ.

Дошкольная педагогика как наука

Практически до начала 17 в. педагогика существовала как система философских знаний. Как самостоятельную науку педагогику вычленил английский философ Френсис Бекон. он и ввёл собственно термин «педагогика»

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения детей с рождения до поступления в школу .

Объект дошкольной педагогики – воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс. Предмет – закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка.

Основные понятия дошкольной педагогики:

Воспитание – самое основное понятие педагогики. В социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. В педагогическом смысле – это специально организованный и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Воспитание явление историческое и носит классовый характер.

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на овладение определённой сумой знаний, умений, навыков, действий, привычек, поведения.

Развитие – происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психической и биологической природе. Это процесс движения, изменения. Переход от старого к новому.

Формирование – это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних; природных и социальных.

Пед. процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Пед. взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанника следствием которого является взаимное изменение в их поведении, деятельности, отношениях.

Дош. пед. как и другие науки имеет много много источников: народная педагогика, данные смежных наук, передовой пед. опыт.

Задачи дошкольной педагогики.

1. Разработ. содержан., метод., форм, организации воспит.-образов. процесса в д.с. с учётом достижений в области смежных наук.

2. Изучение, обобщение, описание. передового пед. опыта

3. Разработка методов, форм, содержания. сотрудничества д.с. и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм, взаимодейств., приемственности д.с. и школы.

Дош. пед. как наука имеет 2 основные функции:

1. Теоретическую (реализуется на трёх уровнях: описательный – главн. задача изучен. передов. опыта; Диагностический; Погностический.

2. Технологическая функция. имеет 3 уровня:

Проективный (связан с разработкой соответ. методических материалов)

Преобразовательный (направлен на внедрен. пед. достижен. в практику)

Рефлексивный (предпологает оценку влияния результатов научн. исслед. на пед. практику).

Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников.

Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок-дошкольник, чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.

Предмет дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, изучение процессов развития и формирования личности дошкольника.

Дошкольная педагогика как наука выполняет пять основных функций:

    Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.

    Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.

    Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

    Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.

    Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Дошкольная педагогика выполняет направляющую роль по отношению к педагогической практике. Дошкольная педагогика обеспечивает единство воспитательного и обучающего воздействий детского сада, семьи, преемственность работы ДОУ и школы. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.

Задачи дошкольной педагогики как науки определяются потребностями педагогической практики деятельности дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем задачи науки заключаются не только в изучении и объяснении существующего опыта, но и в прогнозировании дальнейшего развития практики, в создании новых, перспективных педагогических технологий, опережении реальной педагогической практики.

Задачи дошкольной педагогики как науки:

    Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).

    Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад-школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

    Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

    Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

    Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

    Изучение, обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

    Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

    Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Выделенные задачи можно продолжать, укрупнять или, наоборот, подвергать детализации. На основе анализа литературы нами выделен ряд основных задач, всегда стоящих перед наукой.

Вместе с блоком постоянно действующих задач существуют задачи, определяемые единовременной потребностью практики дошкольного образования. Например, экологический кризис привел к необходимости разработки программ экологического воспитания дошкольников, материалов и рекомендаций к ним; стихийное появление групп кратковременного пребывания привело к необходимости обоснования теоретических и методических основ их деятельности. Круг таких задач постоянно меняется, тогда как выделенные нами выше задачи решаются системно.

Дошкольная педагогика как наука сталкивается в своем развитии с целым рядом проблем, требующих внимания ученых-исследователей. Это проблема взаимодействия с практикой, разработка новых теорий и методик воспитания, обучения, развития дошкольников, изучение особенностей этих процессов в разных возрастных группах; решение проблем сохранения и поддержания психического и физического здоровья педагогов и дошкольников в условиях ДОУ; поиск способов создания благоприятного эмоционального климата в группах; решение проблемы организации развивающей среды; разработка теорий и технологий индивидуализации дошкольного образования и др. Теоретическое и практическое обоснование путей решения возникающих проблем составляет постоянно действующий круг задач дошкольной педагогики.

Источники развития дошкольной педагогики : народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов; этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.

Категории дошкольной педагогики : воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая среда, педагогическая деятельность, педагогический опыт, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство и др.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле , включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание также рассматривается в широком педагогическом смысле – это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательном учреждении и охватывающее весь педагогический процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание любознательности, самостоятельности, трудолюбия и др.).

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.) и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения.

Знания – это отражение дошкольниками окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений действия.

Образование – процесс овладения суммой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т.к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.

Педагогический процесс – это развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах дошкольной педагогики можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественнонаучный и историко-педагогический.

Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики - науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др. – исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.

Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о трех единствах - диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития - является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.

Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип - основа формирования умений, навыков, привычек поведения, им объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.

Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественнонаучной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются рекомендации методов и средств обучения.

Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

    культурно-историческая теория развития поведения и психики человека JI.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

    учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

    теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, JI.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

    теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

    психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

    концепция В.Т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства и др.

Методы исследования дошкольной педагогики :

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Под методами педагогического исследования понимают способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

Беседа – непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Значительно реже используется интервьюирование - односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование – метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование – целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту – исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Цель эксперимента – установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент: констатирующий (изучение состояния педагогического явления); формирующий (апробация выдвинутой гипотезы); контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.

На различных этапах педагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.

Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого, различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.

Для того чтобы результаты педагогической деятельности были исчерпывающими и объективными, необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.

Система педагогических наук. Педагогика за долгие годы своего становления и развития преобразилась в систему наук о воспитании разных категорий людей (по возрасту, направлению воспитания, профессиональной направленности и др.). Система педагогических наук представляет собой единство относительно самостоятельных наук, постепенно выделившихся из педагогики и являющихся ранее ее отраслями.

Фундаментом системы педагогических наук является общая педагогика, изучающая основные закономерности процесса воспитания и образования.

История педагогики – изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи.

Возрастная педагогика – исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов и педагогику взрослых.

Коррекционная педагогика – занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития (олигофренопедагогика), зрения (тифлопедагогика), слуха (сурдопедагогика), дефектами речи (логопедия) и т.п.

Социальная педагогика – изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его заменяющего, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества

Педагогика труда (педагогика начального профессионального образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, педагогика последипломного образования).

Этнопедагогика – наука о педагогических воззрениях народных масс и их опыте воспитания подрастающего поколения.

Лечебная педагогика – система воспитания и обучения часто болеющих и недомогающих детей и детей-инвалидов.

Связь дошкольной педагогики с другими науками. Дошкольная педагогика имеет связи с другими науками, которые выражаются в следующем: она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета – воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика адаптирует к своим нуждам методы исследования и организует комплексные междисциплинарные исследования. Часть ее исследований носит фундаментальный характер, другая часть – прикладной. Без ориентации на практику, на совершенствование процесса воспитания дошкольная педагогика существовать не может.

Философия составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию), способствует созданию педагогических концепций и ряда новейших теорий воспитания и обучения.

Социология дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях.

Этика и эстетика – знание о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и художественного воспитания дошкольников.

Экономика обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование, определяет стратегию развития всей системы образования в целом и региональной образовательной политики в частности.

Физиология, анатомия являются естественнонаучной базой педагогики и психологии. Способствуют пониманию биологической сущности ребенка и особенностей развития его организма на каждом возрастном этапе, показывают их роль и значение в обучении, воспитании и развитии детей.

Ближе всего к дошкольной педагогике стоит детская психология , наука о сознании и поведении ребенка, открывающая законы развития личности ребенка. Позволяет дошкольной педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов.

Дошкольная педагогика связана и с другими науками, т.е. педагогическое знание носит во многом междисциплинарный характер, т.к. ребенок и его воспитание, обучение изучается многими науками наряду с педагогикой, интегрирующей знание о дошкольнике, использующей данные теории и методы смежных наук. Однако дошкольная педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему понятий, теорий, которые следует знать педагогу дошкольного образовательного учреждения.

Интеграция таких наук как педагогика и психология привела к возникновению новых отраслей: психопедагогики и педагогической психологии .

Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка-дошкольника

Детство – это период активного социального «развертывания» растущего человека и освоения социокультурных достижений общества, период пробы и самоопределения себя в социальном и социокультурном пространстве человеческого мира, которое происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка с взрослыми и другими детьми, взрослым сообществом в целом. Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Исторически возрастные границы детства изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания и задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальных технологий.

До XIX в. детство находилось на периферии общественных интересов; оно в основном воспринималось как неразвитость, невыраженность взрослых черт и качеств. В своем современном понимании детство было открыто Ж.-Ж. Руссо и немецкими романтиками «штурма и натиска», впервые заговорившими о самоценности детской жизни и детской личности. Позднее (с середины XIX - и особенно в XX в.) детство становится особым предметом изучения искусства (литературы, живописи, кино) и науки (в т. ч. детской психологии).

Вопросы развития детства, формирований понятий и образов детства в истории человечества исследовались в работах Ф. Ариеса, Л. Демоза, О.И. Кошелевой, В.Т. Кудрявцева, И.А. Мальковской, М.И. Несмеяновой, Л. Стоуна, В.А. Субботского, Н. Постмена, Д.И. Фельдштейна, Э. Эриксона. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими.

Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи.

Анализируя портретные изображения детей на старинных картинах и описание детского костюма в литературе, Ф. Ариес выделяет три тенденции в эволюции детской одежды:

1. Феминизация - костюм для мальчиков во многом повторяет детали женской одежды.

2. Архаизация - одежда детей в данное историческое время запаздывает по сравнению с взрослой модой и во многом повторяет взрослый костюм прошлой эпохи (так у мальчиков появились короткие штаны).

3. Использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших (крестьянской одежды).

Как подчеркивает Ф. Ариес, формирование детского костюма стало внешним проявлением глубоких внутренних изменений отношения к детям в обществе - теперь они начинают занимать важное место в жизни взрослых.

Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая концепция детства. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению.

На основе изучения этнографических материалов Д.Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. По мнению, Д.Б. Эльконина, это удлинение во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к "сдвигу во времени вверх" периода овладения орудиями производства. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл эти особенности детства при анализе возникновения сюжетно-ролевой игры и детальном рассмотрении психологических особенностей младшего школьного возраста.

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок-дошкольник, чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.

Предмет дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, изучение процессов развития и формирования личности дошкольника.

Дошкольная педагогика как наука выполняет пять основных функций:

1. Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.

2. Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.

3. Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

4. Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.

5. Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Задачи дошкольной педагогики как науки:

1. Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).

2. Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад-школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

3. Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

4. Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

5. Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

6. Изучение, обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

7. Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

8. Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Источники развития дошкольной педагогики : народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов; этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.

Категории дошкольной педагогики : воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая среда, педагогическая деятельность, педагогический опыт, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство и др.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле , включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание также рассматривается в широком педагогическом смысле – это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательном учреждении и охватывающее весь педагогический процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание любознательности, самостоятельности, трудолюбия и др.).

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.) и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения.

Знания – это отражение дошкольниками окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений действия.

Образование – процесс овладения суммой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т.к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.

Педагогический процесс – это развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах дошкольной педагогики можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественнонаучный и историко-педагогический.

Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики - науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др. – исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.

Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о трех единствах - диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития - является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.

Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип - основа формирования умений, навыков, привычек поведения, им объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.

Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественнонаучной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются рекомендации методов и средств обучения.

Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

Культурно-историческая теория развития поведения и психики человека JI.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

Учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, JI.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

Теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

Психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

Концепция В.Т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства и др.

3. Методы исследования дошкольной педагогики:

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Под методами педагогического исследования понимают способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

Беседа – непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Значительно реже используется интервьюирование - односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование – метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование – целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту – исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Цель эксперимента – установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент: констатирующий (изучение состояния педагогического явления); формирующий (апробация выдвинутой гипотезы); контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.

На различных этапах педагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.

Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого, различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.

Для того чтобы результаты педагогической деятельности были исчерпывающими и объективными, необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.

Введение


Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям - первому звену в системе народного образования.

Дошкольное детство - особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста.

В современной системе образования педагог занимает ключевую позицию, поэтому приоритетное направление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетенции. Общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов дошкольного образования: они должны не только глубоко овладеть системой наук о человеке, закономерностях его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться применять эти знания в практической деятельности.

Цель работы: изучение теоретических основ воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи заключаются в том, чтобы:

Выявить предпосылки, обусловившие формирование дошкольной педагогики как специальной отрасли научного знания.

Определить место дошкольной педагогики в системе научно-педагогического знания, ее предмет, методы, категории и связи со смежными науками.


1. Становление и развитие дошкольной педагогики


Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.

Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей английский социалист-утопист Р. Оуэн. В отдельную отрасль дошкольная педагогика выделилась из общей педагогики во 2-й половине 19 в. Этапы развития педагогической науки в Приложении 1.

Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782-1852), который является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад» который стал общепринятым во всем мире. Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека, впервые ввел в педагогику принцип деятельности. Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей.

В начале XX в. широкое распространение получила и система дошкольного воспитания, созданная Марией Монтессори (1870-1952). Главная ценность воспитания в системе Монтессори - стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.

Чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике существующее уже более 80 лет - Вальдорфская педагогика. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов, необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям и народной культуре.

Историю становления и развития дошкольного воспитания в России начнем с Киевской Руси, где воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства педагогики передавались устно. В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д. В XI в. В России были открыты первые популярные школы, в которых готовили детей из высших сословий. Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Уже тогда в России существовали мастера грамоты, которые учили детей состоятельных родителей в домашних условиях. Основой такого обучения были религиозные книги. В XVI в. появилось книгопечатание - в 1572 г. издан первый российский учебник «Азбука» Ивана Федорова, примерно в это же время вышел в свет сборник «Домострой». В нем излагались основные направления семейного воспитания и поведения в семейном быту.

В начале XVIII в. происходило бурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования - образование. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. В 1763 г. был открыт первый воспитательный дом. В него помещались дети от 2 до 14 лет. Они делились на группы: от 2 до 7; от 7 до 11; от 11 до 14 лет. До 2 лет дети воспитывались у кормилиц. Дети первой группы воспитывались в играх и трудовых делах: мальчиков учили огородному и садовому делу; девочек - домашним делам и домоводству. С 7 до 11 лет, помимо трудовых дел, вводилось обучение грамоте и счету по одному часу в день. Дети с 11 до 14 лет обучались более серьезному делу.

В 1802 г. В России впервые было создано министерство народного просвещения, и начала складываться система образования. В 1832 г. при Гатчинском воспитательном доме открыли небольшую экспериментальную школу для малолетних детей. Они находились там целый день - ели, пили, малыши занимались играми, по большей части на воздухе; старших обучали грамоте, письму, счету и пению. Значительное место в распорядке дня отводилось рассказам и беседам. Хотя школа просуществовала недолго, но показала успешность подобных занятий с детьми-дошкольниками.

В первой половине XIX в. появился целый ряд общественных деятелей, представителей культуры и педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В.Г. Белинский - наметил возрастную периодизацию (от рождения до 3 лет - младенчество; от 3 до 7 лет - детство; от 7 до 14 - отрочество). Он придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Был сторонником семейного воспитания и большую роль в воспитании дошкольника отводил матери. А.И. Герцен - также был сторонником семейного воспитания. Им была написана педагогическая работа «Разговор с детьми». Н.И. Пирогов придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра. Л Н. Толстой - сторонник семейного воспитания, пропагандировал идеи о свободном воспитании.

Огромное влияние на развитие дошкольной педагогики этого периода оказал К.Д. Ушинский. Он был сторонником семейного воспитания, но понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Высказывал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений. Подготовил книгу для детского чтения и обучения «Родное слово». Это книга сохранила свое значение до сих пор.

В 60-е гг. XIX в. стали открываться первые детские сады. Они работали по системе Ф. Фребеля. Детские сады были платные, частные. В 1866-1869 гг. выходил специальный педагогический журнал «Детский сад». Его редакторы - А.С. Симонович и Л.М. Симонович. А.С. Симонович открыла несколько детских садов. На основе своей педагогической деятельности она разработала некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до 3 лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. Дети должны находиться в детском саду от 3 до 7 лет. Цель детских садов - физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе. Симонович считала также, что работа воспитателей в детских садах и при индивидуальном обучении должна вестись методически и последовательно.

Значительный вклад в разработку проблем воспитания дошкольников внесла детская писательница Е.Н. Водовозова. В конце 60-х гг. она была за границей и изучала там опыт семейного воспитания и организации детсадов. В 1871 г. она опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей.

В конце XIX - начале XX вв. стало постепенно расти количество дошкольных учреждений, предназначенных для детей из бедных семей: фабричные ясли; народные детские сады. Появлялись они преимущественно в городах с развитой промышленностью, там, где родители были заняты на производстве. Несмотря на слабое финансирование, организационные и методические трудности, некоторые педагоги занимались поиском и апробацией эффективных программ - методик, материалов, лучших форм организации работы с детьми. Так постепенно накапливался практический опыт по общественному воспитанию детей дошкольного возраста. Хотя общественное дошкольное воспитание развивалось медленно, но оно, тем не менее, стимулировало отечественную педагогику.

В 1918 г. при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. В это же время открылись отделения в профессиональных педагогических училищах по подготовке педагогов детских садов. Начал свою работу и дошкольный институт (научно-исследовательский) под руководством Корнилова. В это же время был определен и основной тип дошкольного учреждения (в дальнейшем - ДУ) - 6-часовой детский сад (в дальнейшем - ДС). Требования к организации, содержанию и методам работы были изложены в «Инструкции по ведению очага и ДС». В соответствии с этой инструкцией разрабатывались методические пособия. В 1921-1940 гг. наблюдается значительное увеличение числа ДУ. Сады и очаги стали переходить на 11-12-часовой рабочий день. При домоуправлениях организовывались детские комнаты, куда матери могли привести детей в вечернее время. В селах открывались летние детские площадки. Значительное количество ДС стали ведомственными. Они открывались на базе крупных предприятий и производств. Усилилась целенаправленная подготовка кадров.

Слабым местом в деятельности ДУ оставалось определение содержания образования дошкольников (разработка образовательных программ). В 1937 г. была сделана первая попытка разработать проект программы в ДУ. В первой части определялись основные виды деятельности (общественно-политическое, трудовое и физическое воспитание, музыкальные и изобразительные занятия, математика, грамота). Во второй части давались рекомендации по основам планирования деятельности через «Организующие моменты».

В 1938 г. были разработаны устав ДУ и программно-методические указания под названием «Руководство для воспитателей детских садов» - целью дошкольного воспитания в детском саду было всестороннее и гармоничное развитие детей. Оно включало 7 разделов: 1. Физическое воспитание. 2. Игра. 3. Развитие речи. 4. Рисование. 5. Лепка и занятия с другими материалами. 6. Музыкальные занятия. 7. Знакомство с природой и развитие первоначальных математических знаний.

Война прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания. Тем не менее в 1944 г. были приняты новый устав и новое руководство для воспитателей. Существенным улучшением этого руководства было то, что виды деятельности детей указывались в соответствии с возрастными группами. В 1954 г. состоялось переиздание руководства для воспитателей, продолжилась интенсивная работа по созданию программно-методического подхода к воспитанию. Большая заслуга в этом принадлежит А.П. Усовой. Особую известность получили ее методические работы «Занятия в детском саду», «Обучение в детском саду». В 1963-1964 гг. разработана и апробирована первая комплексная программа «Воспитание в ДС». В результате совершенствования этой программы была создана программа «Воспитание и обучение в ДС». С середины 1980-х гг. в нашей стране произошли радикальные изменения во всех сторонах жизни общества, в том числе в системе образования. Эти изменения носят как позитивный, так и негативный характер. В 1983 г. был принят Закон об образовании. В нем сформулированы новые принципы государственной политики в области образования, закреплены права педагогов, родителей, учащихся и дошкольников в этой области. Закон утвердил право педагогов на свободный выбор содержания образования и его методических исследований. Он сформулировал принципы многообразия видов ДУ (ДС с приоритетным осуществлением, ДС компенсированного вида, ДС-школа и др.). В законе закреплено право родителей на выбор образовательного учреждения. Начиная с 1980-х гг., было создано и апробировано множество комплексных и парциальных образовательных программ. Интенсивная работа по созданию методических программ ведется и сейчас.


2. Дошкольная педагогика как наука


2.1 Предмет дошкольной педагогики как науки


Дошкольная педагогика как наука носит теоретический и прикладной характер:

Прикладной специальные исследования вопросов теории воспитания и обучения ребенкапрактический - на основании обобщения общих закономерностей делаются выводы и апробируются на практике

Предметом в дошкольной педагогике является процесс воспитания и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения.



Дошкольная педагогика имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует. Основными категориями в дошкольной педагогической науке являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.

Воспитание - целенаправленный, систематический, организованный процесс формирования личности ребенка.

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят с возрастом и осуществляются под руководством взрослого.

Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и учащегося.

Формирование - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

На современном этапе кроме основных категорий дошкольной педагогики, по мнению ряда ученых в частности Козловой, Куликовой, Бабуновой, Реан, Бордовской и др. введена: Субкультура детства - категория, которая характеризует особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностных ориентациях, которая проявляется в вопросах, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора.


.3 Отрасли современной педагогики


Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки.

Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами.

История педагогики изучает развитие педагогической мысли в различные исторические эпохи.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на разных возрастных этапах.

Дошкольная педагогика определяется как наука о воспитании, развитии и формировании личности ребенка от рождения до поступления в школу.

Специальная педагогика (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения индивида, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

Методики преподавания обучение конкретным дисциплинам (языку, математике, химии, истории и т.д.).

Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды педагогики).

Социальная педагогика ведет теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.).

Исправительно-трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной работы педагогов с ослабленными и больными школьниками. Взаимодействует с медициной.


.4 Связь дошкольной педагогики с другими науками


Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие (Приложение 3).

Фундаментом педагогики является философия воспитания , являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования. Чтобы лучше понять взаимосвязь биологической и социальной сущностей человека, разобраться в причинах поведения ребенка, педагогика опирается на такие науки, как анатомия и физиология . Особенно большое значение для разработки вопросов обучения и воспитания имеет возрастная физиология , раскрывающая основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей нельзя правильно определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту воспитанников, организационные формы проведения тех или иных занятий или воспитательных мероприятий.

Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией : педагогика пользуется психологическими методами исследования. Возрастная психология , исследуя закономерности протекания и развития психических процессов растущего человека, помогает педагогике ориентироваться в познавательных возможностях, восприимчивости детей разного возраста к тем или иным воздействиям. Социальная психология изучает особенности формирования личности, включенной в различные социальные группы, помогает педагогике разработать методы и средства воздействия коллектива на личность. Интеграция педагогических и психологических наук привела к возникновению пограничных отраслей - педагогической психологии и психопедагогики: педагогическая психология изучает особенности протекания психических процессов у ребенка в ходе его воспитания и обучения, психологические закономерности педагогического воздействия на формирование личности.

Для коррекционной педагогики, в сферу действия которой попадают дети с различными нарушениями и отклонениями в развитии, не меньшее значение имеет блок медицинских наук: терапия, психиатрия, психогигиена и связанные с ними разделы научного знания.

Этика дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения. Эстетика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности, искусству, служит научной основой эстетического воспитания.

Кроме того, педагогика опирается на данные исследований других наук: исторической, юридической, экономической, экологической, математической и пр. А также с отраслями, возникающими на стыке педагогики с точными и техническими науками - кибернетикой, математикой, компьютерной педагогикой и др. Например, с точки зрения кибернетики - науки об управлении сложными динамическими системами, - процесс обучения и воспитания можно представить как динамическую систему, которая управляется на основе обратной связи, идущей от управляемого центра (ребенка) к управляющему центру (учителю или воспитателю).


.5 Методы педагогических исследований


С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогической деятельности, педагогических факторов и явлений, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практик.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение . Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т.д.) и обработки результатов.

В педагогической практике широко используются опросные методы : беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

Беседа - непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Значительно реже используется интервьюирование - односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование - метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Высокая эффективность исследования достигается с помощью эксперимента . Эксперимент отличается от педагогического наблюдения или исследовательской беседы активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, планомерно манипулирующего факторами и регистрирующего изменения в состоянии и поведении изучаемого объекта. Педагогический эксперимент заключается в специальной организации педагогической деятельности учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных предположений или гипотез. Однако педагогические процессы характеризуются своей неповторимостью, поэтому «чистый» эксперимент в педагогике невозможен. Учитывая это обстоятельство, педагоги должны формулировать свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.

Заключение


Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. Дошкольная педагогика имеет свой предмет, методы и категории; тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.).

Становление и развитие дошкольной педагогики, актуализация ее теоретических и практических проблем определялись социально-историческими условиями. Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей Р. Оуэн. Выделению ее в специальную отрасль из общей педагогики во 2-й половине 19 в. способствовали педагогическая система и практическая деятельность немецкого педагога Ф. Фребеля. Формирование дошкольной педагогики сопровождалось уточнением ее предмета, появлением новых и переосмыслением традиционных ее понятий, появлением большого количества новой педагогической литературы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. При этом дошкольная педагогика четко отграничивалась от общей педагогики, с одной стороны, и гигиены и методики воспитания - с другой, сохраняя с ними постоянную связь. Формирование дошкольной педагогики находило выражение в появлении большого количества новой литературы о воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста.

В России также существует неубывающий интерес к вопросам воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, который невозможно представить вне контекста мирового педагогического процесса. Формируясь как самостоятельная, оригинальная, отвечающая национальным потребностям, русская педагогическая мысль никогда не была замкнутой, отгороженной от культуры других народов. История становления и развития дошкольного воспитания в России идет с Киевской Руси. В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году, в том же году А.С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции. В 60-е гг. 19 в. огромное влияние на развитие дошкольной педагогики оказал К.Д. Ушинский. Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». Работа по созданию методических программ ведется и сейчас.


Список используемой литературы


1.Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

2.Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Изд-во «Просвещение», 1983. - 280 с.

.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

.МикляеваН. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие / Н. Микляева, Ю. Микляева. - М.: Владос, 2008. - 263 с.

.Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов педучилищ и колледжей / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 119 с.

.Чмелёва Е.В. Педагогика дошкольного детства в России конца XIX - начала XX веков: историко-педагогический очерк: монография / Е.В. Чмелёва. - Смоленск: Изд-воСмолГУ, 2008. - 220 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Рассказать друзьям