Гениальный ребенок: Как не проглядеть Эйнштейна? Ваш ребенок: гениальный или «обычный».

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Интерес к детской гениальности появился давно.

Еще в 1905 году великий писатель Герман Гессе писал о том, что в школе учитель предпочтет посредственность маленькому таланту.

Посредственные дети, как правило, предсказуемы, зачастую более усидчивы и не задают лишних вопросов.

Подавляющее большинство родителей одаренных детей отмечали, что чем выше способности ребенка, тем острее может быть неприязнь со стороны преподавателя.

А ведь маленькие дети так остро нуждаются в одобрении со стороны взрослых.

Есть одна статистика, согласно которой на 100 тысяч простых детей приходится один вундеркинд .

Однако только 3-5% из них вырастают гениями.

И этому есть физиологические объяснения. Когда ребенок развивается быстрее, чем его сверстники, его развитие со временем начинает замедляться и «сравнивается» с другими.

Иногда талант затухает по вине неправильного воспитания - решив, что надо развивать только то, к чему малыш предрасположен, взрослые не уделяют должного внимания физическому развитию и развитию иных умений и навыков.

Одаренные дети

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях.

Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам.

В научной области раньше других проявляются способности к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).

Общеинтеллектуальная одаренность может выступать в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением.

И х отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

(Это, в частности, проявляется и в характерном для одаренных детей увлечении коллекционированием).

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы.

Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере , которая им интересна.

Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Позиции родителей могут быть различны. Некоторые, обнаружив у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания.

При этом, как отмечает психолог А. В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом (чудо-ребенком), внимание обращают лишь на первую часть этого слова - акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком.

Если одаренность проявляется в какой-то специфической области (например, ребенок демонстрирует выдающиеся музыкальные способности), музыкальные занятия заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих способностей.

Недавно на экраны вышла автобиографическая драма Эвы Ионеско о том, как её мать шаг за шагом сделала из 10-летней дочери звезду эротики

В 11 лет Эва благодаря настойчивости своей матери появилась на страницах мужского журнала абсолютно обнажённой, а затем сыграла в эротиче-ском фильме «Распутное дет-ство». Спустя годы «модель» выросла и подала на мать иск в суд. Казалось бы, нетипичная история. Но нет...

В прошлом году 10-летняя француженка Тилан Лена-Роз Блондо устроила переполох во взрослом мире.

Самая юная топ-модель снялась для одного из глянцевых журналов во «взрослом образе»: в открытой одежде, на шпильках и с ярким макияжем. Общественность была шокирована.

А между тем эта девочка - далеко не первый ребёнок, который пытается побыстрее распрощаться с детством.

Диана Козакевич из Днепропетровска покорила и Украину, и Россию .

Девочка записалась на кастинги программ «Украина ищет таланты» и «Минута славы» не для того, чтобы прославиться.

Планы у Дианы были совсем другие. И на сегодняшний день Диана - самый известный ребёнок не только на Украине, но и в России.

«Диане было 5 лет, когда она пришла с прогулки, подошла ко мне и говорит:

«Мама, у нас во дворе есть мальчик Витя, он глухонемой. Я хочу, чтобы он стал отцом моих детей», - рассказывает мама Дианы. - Я удивилась:

«Ну а как же вы будете общаться? Будешь учить азбуку глухонемых?» Дочка ответила: «Нет, это слишком долго. А какие ещё варианты?»

Я в шутку говорю: «Иди на кастинг и выиграй миллион, чтобы Вите сделали операцию». Диана закричала: «Я иду!» Мы с ней ни в каких студиях не занимались. Но на кастингах Диана не стеснялась.

Единственное, ей сложно было наравне со взрослыми профессионалами проходить все репетиции, тренировки. Иногда съёмки длились до глубокой ночи. Она не капризничала, но очень сильно уставала. Диана со своим стихом заняла пятое место. Когда узнала, ужасно расстроилась.

Ярослав Ясаков несколько лет назад стал самым юным художником на планете . Первую картину он нарисовал в… 1,5 месяца.

В 3 месяца прошла его первая выставка из 20 работ под названием «Импульсы любви», а в «солидном» возрасте 6 месяцев мальчик показал 80 картин на своей второй выставке, за что и попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Пианист Ваче Хачатрян в свои первые гастроли отправился в 3 года, сыграв произведения любимых композиторов - Бетховена и Моцарта.

О чём проект

«Уроки гениальности или как вырастить гениального ребёнка, самому научиться принимать гениальные решения и конкурировать в бизнесе и жизни» (видео курс 1).

В проекте рассматривается вопрос, почему одни добиваются успеха, а другие нет, чего не хватает для достижения цели. Даны конкретные практические шаги, которые будут способствовать решению этой задачи.

Курс отличается своей практической направленностью, где теоретическая часть, объясняется и привязывается к конкретным реальным действиям. Поняв принцип работы данной методики вы сможете самостоятельно выстраивать индивидуальный путь развития исходя из сложившейся жизненной ситуации.

Курс уникален, потому что его основой является личный опыт автора главного редактора издательства «Разрешите представить!» Курзенёва А.Н., который, в меру своей профессиональной деятельности, часто встречался и общался с популярными, талантливыми людьми - это актёры, художники, музыканты, бизнесмены, государственные служащие, у которых брал интервью.

Всё это время он пытался найти ответ на интересующий его вопрос и разгадать секрет успеха, как для себя так и для читателей журнала. Итогом этой деятельности стал данный курс.

Оказывается - бизнес это тоже наука и выигрывает тот, кто более талантлив, кто может принимать не стандартные гениальные решения и побеждать конкурентов.

Тем более рынок быстро меняется и его необходимо адаптировать к изменяемой ситуации.

Для кого будет интересен курс

Для родителей которые хотят развить творческий потенциал у ребёнка, а затем реализовать его в жизни и имеют для этого финансовые возможности. Для бизнесменов, творческих и людей занимающиеся научной деятельностью, которые стремятся достичь гениальных результатов .

В жизни всегда не хватает чуть-чуть.

Чуть-чуть не хватило, чтобы поступить в институт, чуть-чуть, чтобы защитить диссертацию, чуть-чуть, чтобы стать академиком или народным артистом.

Вундеркинды, по своей природе, отличаются от среднестатистических детей, их уникальность выражается в том, что уровень интеллектуального развития у маленьких гениев превосходит уровень других детей своего возраста. Перед вами десять современных вундеркиндов, достигших успеха в различных сферах деятельности.

Микаэла Фудолиг

Микаэла Ирэн Фудолиг поступила в Филиппинский университет в 11 лет, а в 16 лет она окончила его с отличием, получив степень бакалавра физических наук - она стала выпускником, произносящим прощальную речь. В настоящее время Микаэла работает профессором в том же университете и занимается эконофизикой - математическим моделированием поведения в системах и биологическими системами.

Акрит Ясвал


Акрит Пран Ясвал из Индии стал известен, когда выполнил свою первую хирургическую операцию - ему было тогда всего семь лет. Хотя он в то время ещё не был врачом, но уже имел репутацию медицинского гения в узком кругу знакомых. Его восьмилетний приятель получил сильные ожоги на руке, и Акран отделил ему пальцы.

В возрасте 12-ти лет Акран поступил в медицинский университет, а к 17-ти годам заработал магистерскую степень в области прикладной химии. Сегодня он занимается поисками лекарства от рака.

Тейлор Уилсон

Тейлор Рамон Уилсон стал самым молодым человеком в мире, создавшим рабочий фузор - устройство, предназначенное для реакций ядерного синтеза. В возрасте 10-ти лет он сконструировал ядерную бомбу, а фузор сделал, когда ему исполнилось 14. В мае 2011-го года Тейлор получил премию на Международной научно-технической ярмарке Intel за детектор переходного излучения.

В феврале 2013-го года он выступил на конференции TED-2013, где рассказал о своих идеях относительно автономных подземных ядерных реакторов деления. Тейлор разработал компактный ядерный реактор, который, по его словам, способен генерировать 50 МВт электроэнергии, причём заправлять устройство необходимо только раз в 30 лет.

Камерон Томпсон


Камерон Томпсон - математический гений из Северного Уэльса. Когда ему было четыре года, он поправил своего учителя, сказавшего, что нуль является наименьшим числом, заявив, что тот забыл об отрицательных числах. В возрасте 11-ти лет он получил степень по математике в Открытом университете Великобритании. В том же возрасте мальчик успешно сдал два выпускных экзамена в математической школе и был показан по ВВС как один из гениальных подростков. К сожалению, у Камерона есть трудности в учёбе из-за болезни Аспергера, но, тем не менее, он является одним из юных математических гениев в мире.

Джейкоб Барнетт


Джейкоб Барнетт - американский математик. Когда ему было два года, ему поставили диагноз - тяжёлый аутизм: врачи говорили, что тот не сможет говорить, читать и совершать мелкие бытовые действия. В три года оказалось, что врачи крупно ошиблись - Джейкоб мог рассказать алфавит в прямом и обратном порядке.

В этом же возрасте во время посещения планетария Джейкоб ответил на вопрос ведущего о том, почему луны Марса такой странной формы. Он поступил в Университет Индианы в Индианаполисе в возрасте 10-ти лет.

Во время работы над своей докторской диссертацией Барнетт утверждал, что в один прекрасный день сможет опровергнуть теорию относительности Эйнштейна. В настоящее время он работает над диссертацией в области квантовой физики.

Марк Тянь Боэдихарджо


Марк Тянь Боэдихарджо родился в Гонконге, он - самый молодой человек, поступивший в Гонконгский университет: ему тогда было девять лет. Он учился по специальной программе, где особое внимание уделялось математике и статистике, в то же время он сдал в школе восемь выпускных экзаменов.

Сейчас у Марка есть два диплома, степень бакалавра в области математических наук и магистра философии в области математики, которую он получил в 2011-м году - на год раньше, чем предусматривает учебный план. В настоящее время он получает степень доктора философии математики в Соединенных Штатах.

Приянши Сомани


Приянши Сомани из Индии обладает удивительной способностью проводить в уме сложнейшие математические вычисления. В шесть лет она освоила устный счёт, а в 11 заняла первое место на соревновании «Mental Calculation World Cup»: Приянши обошла 36 других конкурентов из 16-ти стран, вычислив квадратный корень из десяти шестизначных чисел за рекордные 6 минут и 51 секунду. В довершение всего, она оказалась единственным участником в истории конкурса, не допустившим ни одной ошибки при сложении, умножении и извлечении квадратных корней.

Приянши стала новым мировым рекордсменом в извлечении квадратных корней в уме в январе 2012-го года, когда вычислила квадратный корень из десяти шестизначных чисел за 2 минуты и 43 секунды.

Аким Камара


Аким Камара - скрипач из Берлина. Он начал играть на скрипке в два года и отличается замечательной памятью о музыке, которую слышал ещё в пеленках. Его учитель заметил его естественный «музыкальный слух» и начал преподавать мальчику уроки музыки дважды в неделю. Играть на скрипке Аким научился исключительно быстро, всего за шесть месяцев обучения, и дебютировал в декабре 2003-го года в возрасте трёх лет на рождественском концерте.

Итан Бортник


Итан Бортник - музыкант, автор песен и актёр. Когда ему было три года, он начал играть на клавесине, а в возрасте пяти лет - писать музыку. Его дебютное выступление состоялось на «The Tonight Show» с Джеем Лено в 2007-м году, после чего мальчик неоднократно выступал в дальнейшем.

Итан вошёл в Книгу Рекордов Гиннеса как самый молодой сольный исполнитель в мире. Он также является самым молодым хедлайнером, который когда-либо выступал в Лас-Вегасе - концерт состоялся, когда Итану было десять лет.

Таниш Мэттью Авраам


Таниш Мэттью Авраам - один из самых молодых членов Менса, куда он вступил в возрасте четырёх лет. Его гениальность проявилась в четыре месяца, когда тот стал просматривать детские книги и правильно отвечать на вопросы об их содержании.

При вступлении в Менса он получил результат в 99,9% по стандартизированному тесту IQ Менса. В пять лет Таниш закончил пять курсов математики образовательной программы Стэндфордского университета для одаренной молодёжи всего за шесть месяцев.

В шесть лет он поступил в среднюю школу, а затем в колледж - по всем предметам его средний бал никогда не опускался ниже 4.0. Также он часто публикует эссе на вебсайте Лунного института НАСА.

Новость о гениальной малышке, которая уже в 4 года разговаривает на семи языках, поразила пользователей Рунета. Девочка стала настоящей звездой после телепередачи «Удивительные люди» на канале «Россия 1», где она продемонстрировала свои необычные способности.

Своим успехом малышка обязана маме, которая с рождения общалась с дочкой на русском и английском. А затем, увидев, что девочка проявляет талант, подключила другие языки.

Мы решили разобраться, кто же из детей на самом деле может считаться гениальным, благо это или проклятие и куда бежать родителям юных Эйнштейнов и Моцартов ?

7 признаков одаренности ребёнка

Согласно данным многолетних исследований, от 1% до 5% детей по всему миру рождаются с задатками гениальности, но проявить их удается лишь каждому сотому из одаренных. Шансы вырастить взрослого гения из маленького весьма ничтожны, однако попытаться стоит.

Для начала нужно отличить ребенка с необычными задатками от сверстников. У гениального ребенка всегда есть следующие черты:

  • Тяга к общению со взрослыми и проблемы со сверстниками из-за отсутствия общих интересов;
  • Перфекционизм;
  • Повышенная любознательность, которая не уменьшается с годами;
  • Умение самостоятельно приобретать новые навыки (чтение, счет, рисование);
  • Зацикленность на любимом занятии, нежелание переключаться;
  • Эмоциональная неустойчивость;
  • Умение строить причинно-следственные связи в самом раннем возрасте.

Если несколько из этих качеств вы обнаружили у своего ребенка еще до 4-5 лет, обратитесь к специалисту. Опытный детский психолог или педагог подскажет, соответствует ли развитие ребенка норме, а если он опережает ее, то насколько.

Детский психолог Татьяна Любезнова часто повторяет родителям своих маленьких подопечных:

iconmonstr-quote-5 (1)

Особенность одаренных малышей - не только ум или талант к творчеству, но и крайне «хрупкая» психика. Часто взрослые, видя не по годам развитого ребенка, общаются с ним на равных, без скидок на уровень психоэмоционального развития. Таким детям любая грубая фраза или интонация может нанести травму. Две крайности (общение как со взрослым и сюсюкание как с крохой) одинаково неприемлемы в работе с подобными детьми. И то и другое убивает самооценку малыша и его доверие к близким.

4 типа одаренности детей

Всех талантливых детей, опережающих сверстников по развитию, можно условно разделить на четыре группы:

Творческие дети - самые редкие из одаренных, проявляют талант к одному из видов творчества уже на первом году жизни. В остальном развиваются наравне со сверстниками, однако могут лениться и не проявлять интереса к общей программе развития. Требуют работы с опытными педагогами и индивидуальными наставниками.

Вундеркинды - увлекающиеся всем дети, одаренные от природы. С самого раннего возраста проявляют тягу к учебе и новым знаниям, очень рано учатся читать, писать, считать и начинают добывать информацию всеми доступными путями. Чаще всего не интересуются общением со сверстниками, играми, физической активностью. Требуют особого образования, обучения в спецшколах-интернатах, не приспособлены к быту.

Гипермотивированные дети - прилежно изучают все, что от них требуется. Заинтересованы в обучении ради похвалы, типичные отличники и «ботаники», стараются учиться лучше всех в рамках общей программы, побеждают на олимпиадах по одному или нескольким предметам.

Способные дети - немного опережают сверстников в развитии, любят учиться, крайне любопытны, причем с детства понятно, «технарь» малыш или «гуманитарий», ведь он увлекается лишь определенным типом знаний. Именно эти дети к 2-2,5 годам учатся читать и считают книгу лучшим подарком. Неконфликтны, послушны, усидчивы. Редко проявляют интерес к сверстникам и могут стать изгоями в коллективе из-за нежелания общаться.

Особенности воспитания одаренных детей

Воспитание одаренного ребенка - всегда дополнительная нагрузка на родителей. Однако важно понимать, что для ребенка такая умственная активность - стресс не меньший. Любая гениальность имеет «побочные эффекты», а дети требуют особого подхода с первых дней жизни.

Педагог ДОУ с 35-летним стажем Марина Кудейкина рекомендует помнить о следующих аспектах воспитания: «Чем раньше вы выявите таланты ребенка, тем проще их будет совершенствовать. Например, способности к творчеству развить проще, если начинать занятия в 3-4 года, к языкам - в 3 года, к музыке - с 1,5 лет.

  • Найдите специалиста, который составит для вашего ребенка индивидуальную программу обучения, а также педагога или нескольких, которые будут с ним работать. Уделите особое внимание не только знаниям преподавателя, но и его контакту с ребенком. Слишком строгий или неприятный учитель может отбить у малыша все желание заниматься и свести на нет любой врожденный талант.
  • Не требуйте от ребенка постоянных результатов и достижений, дайте ему учиться в удовольствие и ни в коем случае не давите на него и не шантажируйте его. Даже обычный малыш, услышавший «ты не сделал задание, и поэтому мы с папой тебя больше не любим», впадет в панику, а гениальные дети с их обостренным восприятием и вовсе могут выдать непредсказуемую реакцию.
  • В погоне за рекордами не забывайте о таких аспектах жизни, как спорт, общение с другими детьми, эмоциональное становление. Хорошими помощниками в этом станут домашние животные и дети старшего возраста. Помните, очень часто гениальность граничит с эмоциональной холодностью, поэтому учите ребенка не только решать алгоритмы, но и любить, выражать привязанность, сострадать слабым.
  • Не выставляете особенность ребенка напоказ, это лишь приведет к зависти со стороны других детей (и родителей) и помешает ему завести друзей.
  • Помните о том, что большинство гениальных детей к 7-8 годам сравниваются по уровню развития со сверстниками, а значит, не приучайте ребенка к тому, что он лучше других. Если разница в развитии сотрется, осознание своей обычности станет сильнейшим ударом для маленького человечка, привыкшего смотреть на окружающих со снисхождением».

Гениальный ребенок, блистающий талантами с младых ногтей, – мечта многих родителей, сознание которых наполнено тщеславием и амбициями. Воспитать маленького гения – это сложная задача. Иногда сами задатки уникальности, заложенные природой, например, особенности строения головного мозга и центральной нервной системы, - это всего лишь 5% от будущего успеха. Главный секрет, это совместный труд самого ребенка, его родственников, а также педагогов. Психолог-консультант Евгения Дьякова делится способами не проглядеть в своем малолетнем чаде будущего Моцарта или Эйнштейна...

Обычно есть три основных пути:

Первый , самый печальный, когда родители попросту игнорируют таланты ребенка, не находя времени или сил достойным образом развить заложенное природой. Чаще всего в такую категорию попадают дети из неблагополучных семей: иной раз родители не могут обеспечить даже элементарные условия для жизнедеятельности ребенка, не говоря уже о занятиях по музыке или посещении изостудии.

Также в эту группу, по мнению Евгении Дьяковой, психолога-консультанта социально-психологической службы "Кабинет доверия" при Центре внешкольной работы САО, входят родители, которых пугают необычные способности ребенка. Не все родители готовы к тому, что семилетний ребенок, скажем, посещает ежедневно библиотеку, возвращаясь со стопкой книг, которые проглатываются им за сутки. Причем, предпочтение отдается литературе, которую выберет не всякий 15-летний подросток. Обычно такие опасения усиливаются тем, что в итоге ребенок перевозбуждается, плохо спит или не находит языка со сверстниками. Кроме того, в практическом смысле с такими детьми сложнее: они в меньшей степени склонны признавать авторитет взрослых и быть послушными. Бывает так, что в таких случаях родители склонны подавлять способности ребенка. Или пытаются направить их в другое, скажем, более стандартное русло. В первую очередь, их пугает тот факт, что гениальность сама по себе, с точки зрения науки, делится как на ущербную, так и на творческую. Не даром, существуют два полюса: добрый гений и злой. Правда, в реальности эти две области стоят близко друг другу – достаточно вспомнить биографии признанных мировых гениев.

Во вторую группу попадают родители, чьи амбиции льются через край. Они необычайно гордятся талантами малыша, всячески подчеркивают его уникальность и "готовый дар". Наверняка, Вам уже встречались ритуальное исполнение этюдов на рояле или декламации "Евгения Онегина" четырехлетним карапузом в кругу родственников и друзей семьи. Подобный перегиб приводит к искажению самооценки ребенка, стимулирует тщеславие и чаще всего не идет ребенку на пользу. Особенно в тех случаях, когда с возрастом ребенок теряет ранние способности и становится ближе к среднему варианту психоэмоционального развития, ему крайне трудно приспособиться к тому, что уже не самый-самый. Иногда такая потеря в подростковом возрасте приводит к разного рода сложностям, например, ко внутренним конфликтам или неврозам. Вообще перехваленные дети в большей степени склонны к манипуляционной линии поведения в отношении собственных родителей.

В третью группу входят родители, детям которых повезло в большей степени. Такие родители в большей мере склонны к тому, чтобы трезво оценивать таланты ребенка. Основу такого адекватного отношения составляет создание условий для полноценного развития ребенка, но без чрезмерного и постоянного подчеркивания его необычности. Такие родители не станут насильно засаживать ребенка за гаммы, если областью его интересов является электротехника. Такие родители умеют слышать своего ребенка и воспринимают его, как маленькую личность. В первую очередь, они ориентируются именно на увлечения ребенка, отдавая пальму именно его непосредственному интересу к тому или иному предмету. Также родители понимают, что при всех способностях ребенка, истинную основу его будущих успехов во взрослой жизни может заложить только ежедневный труд. При этом, очевидно, что не каждый 5-летний ребенок готов проводить по 6 часов за пианино или рисуя бесконечные вазоны и чайники. Задача родителей состоит в умении приучить ребенка к труду, привить ему мотивацию, а также найти подход, делающий ежедневные упражнения менее травматичными для ребенка. По мнению Е. Дьяковой, данная родительская группа является самой малочисленной.

Гениальный ребенок: подводные камни подарка природы

Ответить на вопрос, подарок гениальный ребенок или испытание, однозначно нельзя. Уникальные способности ребенка часто имеют обратную сторону. Пример из практики Е. Дьяковой, мальчик, отличающийся необыкновенными для своего 9-летнего возраста познаниями в области техники и астрономии, предпочитающий, вместо собачек и домиков, рисовать схемы транзисторов, лампы и чипы. Мало того, речь этого ребенка мало, чем отличалась от размеренной и насыщенной терминами речи преподавателя. Но при этом у ребенка диагноз: пограничное состояние, тяжелый аутизм.

Не меньшую проблему для детей, представляют и учебные заведения. По мнению Е. Дьяковой, стандартная школа рассчитана именно на средние способности детей. Те дети, которые не соответствуют так или иначе усредненной норме, оказываются в проигрышной ситуации. Прежде всего, у педагогов, как правило, не хватает времени на всезнаек или отстающих. Мало того, зачастую ребенок, отличающий уникальными способностями, оказывается в "тисках": имея обыкновение прочитывать учебники за лето или обладающий знаниями, превышающими программу, он рискует заработать стойкую нелюбовь, как преподавателей, недовольных опасностью быть постоянно застигнутыми врасплох каверзными вопросами или скучающим лицом, так и одноклассников, испытывающих неприязнь к "белым воронам".

Стереотипы в голове учителя приводят к тому, что таких детей то ли постоянно спрашивают, автоматически возвышая его над остальными, то ли незаслуженно забывают, исходя из принципа, "за чем спрашивать того, у кого на все есть правильный ответ". Иногда масла в огонь подливают и сами родители, например, требуя от ребенка отличных отметок по всем предметам, но, забывая о том, что оценка не всегда ставится за знания. Учителя имеют обыкновение учитывать такие факторы, как аккуратность выполнения домашнего задания, удобочитаемый почерк, поведение на уроках и умение найти контакт с самим педагогом. А, как правило, дети, наделенные талантами не склонны ни к примерному поведению, ни к чрезмерной аккуратности - быстрота мысли и склонность искать нестандартные решения служат в стандартизированной схеме помехой.

Е. Дьякова подчеркивает, что дети отличаются мягкой, подвижной самооценкой, кроме того, они как губки склонны впитывать происходящее вокруг них. Поэтому если в школе такой ребенок не получает индивидуального подхода, то возможна инволюция, которая приводит к усреднению ребенка, так как он теряет интерес к учебе или, привыкая автоматически пожинать лавры былых достижений, перестают развиваться. Выход один: отдавать ребенка в те школы, где он может получить дополнительную нагрузку, например, с углубленным изучением языка или с математическим уклоном. Или же обеспечить ребенка внешкольными занятиями: музыкой, живописью, кружками моделирования или шахматами. Особое значение, при этом, имеет тот факт, что ребенок получит возможность общаться с детьми равными себе по духу, а не будет зарабатывать комплекс "белой вороны" и обидные прозвища. К сожалению, в нашей стране, с точки зрения политики в области образования, нет специальных программ или школ, рассчитанных на детей с задатками гениальности. Вернее, имеющиеся программы не могут конкурировать с теми, какие существуют, например, в Германии, когда в школах проводят специальные тесты, выделяют особенных детей, а потом создают отдельные классы или переводят в школы со специальной учебной программой. В нашей стране весь процесс "создания гения" лежит на плечах родителей и чутких педагогах. Последние, пока скорее редкость, чем правило.

Что касается, популярного в настоящее время "перескакивая через класс" или экстерната, то психологи советуют хорошенько взвесить все плюсы и минусы данного решения. Например, Е. Дьякова считает, что при высоких интеллектуальных способностях ребенка, никто не отменял такие аспекты, как физическое и нравственное развитие. Учебная программа построена на систематичности, поэтому перескоки неизбежно влекут за собой проблемы в виде пробелов. Также ребенок оказывается в компании детей, не подходящих ему по возрасту, в итоге: изоляция. Кроме того, практика показывает, что дети, которые раньше сверстников заканчивают среднюю школу, а в 13 лет становятся студентами высших учебных заведений, к 20 годам превращаются в рядовых сотрудников НИИ, которым трудно похвастаться чем-либо, кроме раннего развития. У ребенка при всех его способностях, талантах и задатках должно быть детство, в котором должно быть место не только пианино, учебникам по физике и палитре, но и играм, общению с друзьями, спорту.



Рассказать друзьям