Использования приемов триз типовое фантазирование. Простейшие приемы фантазирования

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Фатимет Такахо
Приемы развития фантазии и воображения

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка – горят). Этих знаний вполне достаточно для развития фантазии и воображения ребенка .

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы.

1. Увеличение - уменьшение.

Этот самый простой прием , он широко используется в сказках, былинах, в фантастике . Например, Золушка, Спящая красавица, Гулливер, гномы.

Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.

2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям.

o Выбирают несколько произвольных объектов живой и неживой природы.

o Формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы» .

o Сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.

3. Оживший рисунок.

Вы получили замечательный дар, всё, что вы нарисуете – оживает! Что бы вы нарисовали? Вымирающих животных? Новых животных и растений?

4. Исключение некоторых качеств человека.

Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.

Человек не спит.

Человек не чувствует боли.

Человек потерял вес, обоняние.

5. Превращение человека в любой объект.

Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб, в растения (в дуб, розу, баобаб, в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш) . Это богатейший материал для новых сказок.

Но самое главное в этом приёме – это воспитание эмпатии (умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами) .

6. Антропоморфизм.

Антропоморфизм – это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов – одушевлённых и неодушевленных : животных, растений, небесных тел, мифических существ.

7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

А именно : способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств.

Например, камень. Он светится, всегда тёплый (никогда не остывает, можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.

Камень впитывает болезни. Камень даёт бессмертие.

9. Изменение привычных отношений между героями сказок.

Напомним такие ситуации : щука поёт колыбельную («Открывает щука рот» , «Серый волк ей верно служит» , храбрый заяц, трусливый лев.

10. Новое название картине.

Ребёнку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше : ребёнок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.

11. Фантастическое объединение .

Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.

12. «Как мне повезло!»

«Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце» .

«Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей» .

«Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники» .

13. Склеивание.

Путём мысленного «склеивания» рождено множество героев легенд и мифов (дракон, русалка, кентавр, химера и др.) . Тем же путём созданы такие интересные конструкции, как амфибия, экраноплан и др.

Детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.

14. Аналогии.

Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создаёт определённые соотношения и связи.

Например, ребёнку нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблём по каким – то существенным признакам. При решении этой задачи более результативен тот, кто способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.

15. Акцентирование.

Умение подметить и выделить главное (рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги и т. д.).

16. Типизация.

Один из самых сложных приёмов творческого воображения , который используется в художественном творчестве (из цветной бумаги вырезать несколько снежинок и посмотреть, какая из них больше других похожа на настоящую).

17. Превращение незнакомого в знакомое.

Этот приём включает в себя четыре операции :

1) личное уподобление – отождествление себя самого с каким-либо элементом проблемной ситуации (колесо от машины, веточка дерева и т. д.) ;

3) символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для формулирования задач;

4) фантастическая аналогия , при которой проблема решается «как в волшебной сказке» .


Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач 1 тип: Задачи с недостатком данных Основное средство - ДИХОТОМИЯ. Форма: Игра Да-Нет (проводится индивидуально или с группой детей) 2 тип: Изобретательские задачи Основное средство: формулировка и решение противоречия. Форма: групповое обсуждение. 3 тип: Исследовательская задача Основное средство: Методика маленьких человечков (ММЧ). Форма работы: групповое наблюдение и эксперименты. 4 тип: Творческая задача прогнозного характера Основное средство: системный оператор. Форма: групповое обсуждение. 5 тип: Фантастическое преобразование объекта Основное средство: типовые приемы фантазирования (ТПФ). Форма: групповое или индивидуальное обсуждение.


Типовые приемы фантазирования (далее ТПФ) – приёмы, основе которых лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основной механизм ТПФ - доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение. Общая цель ТПФ - научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку. Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками: Прием "Увеличение - уменьшение", Прием "Деление - объединение", Прием "Преобразование признаков времени" Прием "Оживление - окаменение", Прием "Специализация – универсализация", Прием "Наоборот". Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.




Приём «Увеличение-уменьшение» Описание приёма: Изменение по убывающей или возрастающей любого признака объекта. Используются Волшебники: Волшебник Увеличения Волшебник Уменьшения Технологическая цепочка: 1. Предложить детям выбрать объект (Берёза). 2. Перечислить признаки выбранного объекта. 3. Пригласить в группу Волшебника Увеличения Размера (Уменьшения Размера) по желанию детей. Провести преобразование размера объекта в сторону увеличения или уменьшения. 4. Провести преобразование части объекта по размеру. 5. Провести преобразование места существования (функционирования) объекта по размеру. 6. Провести преобразование признака объекта или его значения по степени выраженности цвета. 7. Организовать продуктивную деятельность различных вариантов и разнообразными средствами: сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем; решение проблемных ситуаций и их моделирование; рисования, аппликация, лепка по теме занятия.


Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста 2,5 - 3 лет 4 года 5 лет 6-7 лет Знакомство с действием Волшебника Большого Размера (Маленького Размера) на основе игр «Что стало большим? Что стало маленьким?» Дети самостоятельно производят преобразование объекта, его частей и мест действия по размеру и описывают ситуации, возникающие при этом. Дети самостоятельно определяют степень выраженности какого – либо признака объекта. Используя приемы увеличения – уменьшения, производят фантастические преобразования этого признака. Разрешают проблемные ситуации на основе анализа взаимодействия измененного объекта с окружающим миром. Дети самостоятельно используют прием увеличения – уменьшения для сочинения сказки или решения проблемной ситуации. Ожидаемые результаты: Самостоятельное использование ребенком приемов увеличения или уменьшения признаков объекта при решении творческих задач и создании текстов сказок или в изобразительной деятельности.


Прием "Деление- объединение" Описание приёма: Предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей. Используются Волшебники: Волшебник Деления Волшебник Объединения Технологическая цепочка: 1. Предложить выбрать объект окружающего мира, определить его составляющие и место обитания. 2. Пригласить Волшебника Деления, который делит объект на составляющие. 3. Ввести Волшебника Объединения, который объединяет все в произвольной последовательности. 4. Обсудить практическое применение полученного объекта. 5. Организовывать продуктивную деятельность по итогам обсуждения.


Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста с 3 лет с 4 лет с 5 лет с 5,5 лет 6 лет 7 лет Волшебник Деления воздействует на хорошо знакомые детям объекты и делит их на составляющие. В конце 2 младшей группы вводится Волшебник Объединения, с помощью которого происходит составление новых объектов. Задания по созданию нового объекта из каких – либо однородных геометрических форм (по типу лошарика - лошадка из шариков). Аналитическая работа на основе внешнего вида сказочных героев. Выбираются герои сказок и проводится анализ их облика Задания по созданию образов на основе однородных объектов какой- либо классификационной группы. Анализирование необычных свойств сказочных героев. Установление признаков, которые были получены в результате фантастического объединения. Тренинги, которые обобщают знания детей по волшебным преобразования м, основанным на приеме деления - объединения. Ожидаемые результаты: Умение производить фантастические преобразования объектов с помощью приема деления- объединения и его использование в продуктивной деятельности.


Прием "Преобразование признаков времени" Описание приёма: Основан на изменении признаков времени. Многофункциональный приём. Волшебник Быстрых Минут Волшебник Замедления Волшебник Перепутывания Времени Волшебник Обратного Времени Машина Времени Зеркало Времени Волшебник, остановивший Время Волшебник Времени может: Убыстрить процессы, протекающие, в самом объекте (Волшебник Быстрых Минут), замедлить процессы (Волшебник Замедления). Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник Перепутывания Времени). Заставить протекать события в обратной последовательности (Волшебник Обратного Времени). Переместить объекты на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние - относительно жизни данного объекта (Зеркало Времени). Остановить время для объекта, его частей или места нахождения (Волшебник, остановивший Время).


Технологическая цепочка: Технологическая цепочка: С «Волшебником Быстрых (Медленных) минут»: 1. Обсуждение эпизода из жизни детей. 2. Введение проблемной ситуации с приглашением Волшебника Быстрых Минут. 3. Обсуждение получившейся ситуации. 4. Организация продуктивной деятельности. С «Волшебником Перепутывания Времени»: 1. Продумывание реальной временной последовательности событий по отношению к чему-либо. Определение назначения каждого временного этапа и обозначение его схемами. 2. Введение проблемной ситуации, в которой меняются местами события, нарушается последовательность во времени. 3. Обсуждение проблемы, возникшей с нарушением временной последовательности жизни человека. Использование приема перестановки схем. С «Волшебником Обратного Времени»: 1. Восстановление цепочки знакомых детям событий. Выявление причинно-следственных связей. Моделирование действиями одного из данных событий. 2. Приглашение Волшебника Обратного Времени. Восстановление последовательности действий в обратном порядке. Моделирование последовательности действий какого-либо процесса в обратном порядке. 3. Организация продуктивной деятельности детей. Рисование по мотивам нового произведения, Лепка героя с новым качеством, Схематизация нового произведения или обратной последовательности какого-либо эпизода в знакомом произведении.


С «Волшебником Перемещения во времени (Зеркало Времени, Машина Времени)»: 1. Беседа о разных временных периодах жизни объекта. 2. Путешествие с Зеркалом Времени, показывающим конкретные моменты из жизни объекта. 3. Путешествие в прошлое или будущее объекта с помощью Машины Времени. Коллективное перемещение и обсуждение представляемого. 4. Организация продуктивной деятельности по результатам фантазирования. С «Волшебником Остановки Времени»: 1. Обсуждение временной цепочки развития животного мира. 2. Приглашение Волшебника, умеющего останавливать время. Обсуждение происходящего с объектом, его частью, местом обитания. 3. Организация продуктивной деятельности. Придумывание сюжетов фантастического содержания с приемом остановки времени. Схематизация получившихся сюжетов.


Методические рекомендации построения системы тренингов по преобразованию признаков времени 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Игры по моделированию действий из 3-5 последовательно собранных этапов. Выстраиваются временные цепочки жизни человека, домашних птиц, растений (семя – росток - взрослое растение). Ознакомление с возможностями приема Зеркало Времени (ребенок "видит" себя в раннем детстве, в зрелом возрасте и составляет об этом рассказ). Повторяются и усложняются игры, проводимые ранее. Вводятся новые Волшебники: Быстрых и Медленных минут. Осуществляется перемещение с помощью приема "Машина Времени" (во времена древнего человека, в далекое будущее). Знакомство с остальными Волшебниками Времени. Самостоятельное использование приема того или иного временного преобразования при изменении знакомых литературных произведений, создании сказок на основе бытовых ситуаций, при решении творческих задач, в различных видах изобразительной деятельности. Ожидаемые результаты: знание принципов действия каждого Волшебника Времени, самостоятельное использование известных приемов для создания творческого продукта.


Прием "Оживление-окаменение" Описание приема При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными. При воздействии Технологическая цепочка: 1. Беседа с детьми о делении мира на динамичные и статичные системы. 2. Приглашение Волшебника Оживления, который может неподвижное заставить двигаться, у подвижного - увеличить скорость движения. Преобразование объекта, его части или места нахождения. 3. Приглашение Волшебника Окаменения, который подвижное превращает в неподвижное, а неподвижное навсегда оставляет на месте. Преобразование объекта, его части или места нахождения. 4. Решение ситуативных задач, возникших в процессе действий этих двух волшебников. 5. Схематизация проблемных ситуаций и вариантов выхода из нее. Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным. Использование приемов оживления-окаменения позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.


Методические рекомендации построения системы тренингов для детей разного возраста Младший возраст Средний возраст Старший возраст Упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения. Педагог вместе с малышами показывает действиями получающиеся при этом преобразования. Усложнение игр по статике-динамике. Производятся преобразования части и места нахождения объекта. Игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики. В течение всего дошкольного периода следует вычленять прием оживления - окаменения при знакомстве с новыми сказками, легендами, мифами. Ожидаемые результаты умение различать динамичные и статичные системы, изменять их в зависимости от поставленной задачи, производить описание преобразованного (на основе приема оживления-окаменения) объекта, его части или места нахождения; использование приема для создания образа или ситуации фантастического плана.


Прием "Специализация-универсализация" Описание приема: Прием представлен двумя волшебниками: Волшебник Всемогу (универсализация) и Волшебник Могутолько (специализация). Технологическая цепочка: 1. Обсуждение с детьми знакомых объектов, выполняющих ограниченное число функций или многофункциональных. 2. Приглашение Волшебника Всемогу и преобразование объекта: расширение имеющейся функции; наделение объекта новыми функциями. Описание преобразованного объекта, его устройства, практического использования с новой функцией. 3. Приглашение Волшебника Могутолько, выделение функции объекта и ее преобразование: введение временного ограничения; введение пространственного ограничения, введение ограничения на внутреннее устройство объекта; введение функционального ограничения. Описание нового объекта, его устройства, практического использования с новой функцией. 4. Организация продуктивной деятельности. Прием Универсализации дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных. Прием Специализации позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции.


Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста 3,5-4,5 лет 4,5-5,5 лет Старший возраст Упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения. Педагог вместе с малышами показывает действиями получающиеся при этом преобразования. Усложнение игр по статике-динамике. Производятся преобразования части и места нахождения объекта. Игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики. Ожидаемые результаты: Выделение основной и дополнительной функций. Объяснение изменения объекта при ограничении, расширении или появлении новых функций. Умение самостоятельно вводить расширение или ограничение функций произвольно выбранного объекта для создания творческого продукта.


Прием "Наоборот" Описание приема Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака объекта и замене их на противоположные. Технологическая цепочка: 1. Выбираются объекты, выявляются их признаки и значения этих признаков. 2. Приглашается Волшебник Наоборот, который заменяет выделенные признаки или их значения на противоположные. 3. Обсуждение проблемных ситуаций и поиски способов их решения. 4. Организация продуктивной деятельности.


Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста 4-5 лет 5-6 лет с 5,5 лет 6-7 лет Игры по типу Хорошо-плохо, Замена, Наоборот и др., суть которых в поиске свойств, противоположных по значению. Занятия с приглашением Волшебника Наоборот. Игры по типу: Я вам называю действия, а вы делайте наоборот. Покажите, как вы раздеваетесь и ложитесь в кроватки (дети показывают, как они одеваются, поднявшись после дневного сна). Работа со сказочным материалом. У знакомых сказочных героев выделяются свойства, действия или функции и заменяются на противоположные по значению. Необходимо побуждать ребенка к составлению сказки на новый лад. Представляются, обсуждаются, решаются проблемы, возникшие у объекта при условии воздействия Волшебника Наоборот. Ожидаемые результаты: Умение заменять признаки и значения признаков объектов на противоположные и рассказывать о практическом использовании объекта. Умение самостоятельно использовать прием наоборот при создании творческого продукта.


Дидактическое пособие «Тайны природы» Основные задачи: 1. Развитие экологических представлений. 2. Знакомство с природными зонами. 3. Освоение действий использования модели, отображающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни (в природных зонах). 4. Развитие творческого мышления, воображения. 5. Освоение мыслительных операций представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы.


Примерные действия Волшебников с объектами природы Увеличение – уменьшение. Увеличение объектов растительного мира и уменьшение объектов животного мира и наоборот. Что будет происходить? (+ и – этого). Оживление – окаменение. Оживают объекты растительного мира, а объекты животного мира становятся неподвижными. Что будет происходить? (+ и – этого). Преобразование во времени. Отсутствие какого-либо этапа в развитии объектов животного и растительного мира. Что будет происходить? (+ и – этого). Дробление – слияние. Объекты животного и растительного мира делятся на части и соединяются в произвольном порядке. Что будет происходить с ними? (+ и – этого). Наоборот. Объекты животного и растительного мира попадают из одной природной зоны в другую. Что произойдёт? (+ и – этого). Могу всё – могу только. Происходят ограничения какого-либо действия у объектов животного и растительного мира или добавление объектам не свойственных им действий.






Увеличение – уменьшение объекта

Суть приема увеличения - уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта. В повседневной жизни или в играх наблюдайте и обсуждайте с малышом вопросы:

Что бывает сначала большим, а потом маленьким? (свеча, мороженое, воздушный шарик, овощи при тушении) А что бывает сначала маленьким, а потом большим? (человек, растения, животные, снежный ком, тесто) Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы: - достать до Луны; - покататься на кошке; - сдвинуть звѐзды и т. д. Поиграйте в Великанов (ходьба на цыпочках с высоко поднятыми руками) и Карликов (ходьба на корточках). С ребенком постарше пригласите в гости невидимого волшебника Увеличенияуменьшения. Вот он прикоснулся к столу, и стол теперь стал размером с комнату… или с дом! Что можно делать с таким столом? Что в этом хорошего, а что плохого? А теперь стол уменьшился и стал размером с ладошку… А что, если увеличилась только одна ножка у стола?.. Обсуждайте. Можно слепить или нарисовать необычные предметы. Деление – объединение Прием предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей. В повседневной жизни обращайте внимание ребенка на то, что объекты окружающего мира состоят из составных частей. Сначала называйте сами, потом предлагайте ребенку самому назвать, из чего состоит автомобиль, тело человека, из чего вы вместе будете делать тесто для пирога и т.п. Игра «Звери спрятались » Эта игра очень нравится детям. Выберите несколько игрушек, хорошо знакомых ребенку. Чем старше ребенок, тем больше может быть игрушек, в том числе и не очень знакомых. Малышу до 1,5-2 лет покажите игрушки, которые будут с ним играть – «прятаться», и уберите их, чтобы ребенок мог определить игрушку именно по ее части, а не глядя на оставшиеся. С детьми постарше можно сразу приступать к «пряткам». Сделайте ширму из стула, столика, можно даже использовать большую книгу. Прячете игрушку и показываете только кусочек. Ушки, хвостик, лапку или спинку. Угадает ли ребенок, кто это высунулся? Если нет, то внимательно рассмотрите игрушки вместе, обратите внимание на цвет, форму, характерные особенности игрушки и попробуйте поиграть еще раз. Обязательно поменяйтесь местами, пусть теперь ребенок прячет игрушку, а вы «пытаетесь» угадать.

Пригласите в гости волшебников Деления и Объединения. Вот Волшебник Деления коснулся машинки, и она распалась на кузов, колеса, двери, двигатель… а Волшебник Объединения соединил колеса и 2 цветных карандаша. Попробуйте сконструировать необычные предметы, слепив их пластилином или связав веревочкой. Что получилось? Для чего нужен новый предмет?Оживление - окаменение В повседневной жизни оживляйте различные предметы, разговаривайте с ребенком от имени ложки или ножниц, придавайте им человеческие качества, рассказывайте об их «чувствах», побуждайте ребенка включаться в вашу игру, разговаривать от лица предметов. Ребенку постарше предложите изобразить какой-то предмет. Пусть мама станет чайником, а малыш чашкой. Рассказывайте, что думают ваши предметы, общайтесь между собой. Психологи этот приѐм называют «Эмпатия»,- умение посмотреть на мир, на себя глазами другого, умение почувствовать внутренний мир другого. Обратите внимание ребенка на прием оживления материала в книгах (живое дерево - Буратино, живые овощи - Чипполлино, живое тесто - Колобок, живой снег – Снегурочка) Чтобы наглядно увидеть прием окаменения, заморозьте воду в холодильнике, можно опустить в воду живые листочки и понаблюдать, что с ними стало, когда вода замерзла. Поиграйте в известные игры Замри-отомри, Море волнуется раз… Можно превратиться в птичек, которые весело летают, но когда приближается кошка, замирают на месте, чтобы она их не заметила. Обсудите с ребенком на прогулке, что было бы, если бы Волшебник окаменения коснулся бабочки или кузнечика? А что, если каменной стала постель? Важно, чтобы ребѐнок смело оживлял неодушевлѐнное, и, наоборот,- мог «живое» превращать в неодушевлѐнное. Преобразование признаков времени Фантазирование основано на изменении признаков времени. Для преобразования берутся разные свойства времени: ускорение и замедление, перепутывание, остановка, обратный ход, машина времени. В повседневной жизни обсуждайте с ребенком ход времени: используйте понятия сегодня, вчера, завтра, познакомьтесь с временами года и днями недели. Для наглядности можно повесить на стену «паровозик времени» с названиями дней недели, и каждый день обращать внимание ребенка, какой день сегодня, закрепляя соответствующий указатель. Рассказывайте ребенку о его раннем детстве: он не умел говорить, учился ходить, еще раньше ползать, до этого только лежал и переворачивался. Поговорите о том, что будет, когда малыш подрастет – пойдет в сад, школу, на работу.

Игра «Малыш-ребенок-взрослый » Взрослый дает команды ребенку: Малыш – ребенок ползает или лежит на спинке и дрыгает ногами; Ребенок – бегает, прыгает; Взрослый – спокойно ходит, можно надеть какой-либо предмет одежды (очки, шляпу) или взять портфель. Обсуждайте последовательность привычных действий: чистка зубов – взять щетку, намочить, выдавить пасту, почистить зубы, прополоскать рот, вымыть щетку, поставить на место. Попробуйте в качестве игры делать повседневные действия очень быстро или медленно. Что получается? А если попробовать в обратном порядке? Обращайте внимание ребенка на жизненные циклы растений, животных. Наблюдайте за растениями на подоконнике или на улице, вырастите вместе с ребенком какое-либо неприхотливое растение, например кресссалат.


ТРИЗ приёмы фантазирования.

ВООБРАЖЕНИЕ - психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти (опред.)

У младших дошкольников, как и в раннем возрасте, преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках, рассказах взрослого. Например, ребёнок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу сказок услышанных ранее. Образцы воображения зависят от опыта и знаний ребёнка.


Как обогатить этот опыт? Тут не обойтись без развития навыков, которые помогут ребенку научиться фантазировать.


Первое, что необходимо сделать - это научить ребенка пользоваться своими знаниями. Необходимо помочь ребёнку - дошкольнику оформить свои знания так, чтобы ребёнок не путал реальность и фантазию. Фантазийные образы не должны замещать реальность окружения.

Необходимо учитывать, что основным видом деятельности дошкольника - является игра.

Есть множество игровых приемов для развития мышления ребёнка.

Например: приёмы фантазирования.


Предложите малышу понаблюдать за явлениями природы, например: за ветром. Оживить его, наделить характерными чувствами, связями. Важно задать правильные вопросы.

Спросите ребенка, как он думает, а кто у ветра друзья? Какой у ветра бывает характер? В каких сказках ветер является героем? (Например: сказка А.С.Пушкина - «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч….») Каким ветром ты хотел бы стать? Почему? Неплохо было бы подвести ребенка к сравнению, например: сильный ветер - ураган и легкий тёплый ветерок. Наличие противоречий у объекта (в данном случае - это ветер) помогает ребенку провести анализ, установить связь между ураганом и ветерком: они оба дуют, двигаются, оба природные явления. Но при этом: ураган - ломает, уничтожает, уносит, кидает, роняет, а ветерок - обдувает, щекотит, ласкает. Можно пойти дальше, и поиграть с ребенком в игру: «Хорошо - плохо» - эта игра поможет сформировать представления ребенка об урагане и ветерке. Поможет освоить многообразие функций природного явления.


На тризовском языке это звучит так: противоречие - наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого.


Можно с этим поспорить: ураган может успокоиться и стать легким ветерком, и наоборот. Это уже наличие определенных знаний.

Одним из приёмов фантазирования является приём эмпатии.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновения - в чувствование в переживание другого человека. (опред.)

Маленькому ребенку сложно перевоплотиться в другого ребенка в группе, потому, что дети ощущают себя наравне друг с другом. В дошкольном детстве необходимо воспитать чувство сопереживания, желание позаботится. Тогда, как дать адекватную оценку действиям другого ребёнка дети иногда не могут.

Однажды произошла такая ситуация: мальчик, назовем его Коля, совершил поступок - поднял девочку Катю, которая упала, отряхнул на ней одежду, обнял и погладил по голове. Причем, это все происходило на площадке во время игры, в которой Коля активно участвовал (бежал мимо в какой - то роли и что - то кричал). После этих действий он побежал дальше мимо Кати, которая успокоилась и продолжила игру.


Всё происходящее наблюдал другой мальчик, назовём его Вова. Я предложила оценить поступок Коли Вове, сказав при этом: «Ты представь себя Колей». На что Вова мне ответил: «Я не хочу быть Колей, он дерется и штаны у него некрасивые». Мальчики незадолго до этого подрались.

Оценки поступка не произошло, но произошло постижение эмоционального состояния, потому, что дальше Вова сказал: «Я хочу быть Катей».


Как же применить приём эмпатии, чтобы он четко сработал?


В своей работе с детьми я называю такую игру: «Превращалки». Дети превращаются в животных, птиц, сказочных героев, неодушевлённые предметы, растения. Эта игра помогает организовать детей, превращает режимные моменты, такие, как - одевание на прогулку - в веселую игру.


Дети превратились в кукол - музыкальная игра.


Приём эмпатии позволяет детям проявить фантазию, выдумку. Воплотить свои выдумки в действии и речи.

Другие приёмы фантазирования: оживление, уменьшение, увеличение и т.д. отлично воспринимаются детьми дошкольного возраста.

В дошкольном детстве воображение становится творческим, продуктивным.

Оно развивается вместе с теоретическим мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе.


Фантазируйте вместе с детьми!



Рассказать друзьям