Нетрадиционное собрание старшая группа развитие речи детей. Родительское собрание в старшей группе «Речь ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Солдаткина С.В. (г. Санкт Петербург, Россия, ГБДОУ детский сад №84 Красносельского района)

Форма проведения: Игра-путешествие Острова развития речи!»

Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей.

Задачи:

  • Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
  • Расширить представление родителей о речевом развитии детей 4-6 лет.
  • Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

Предварительная работа:

  1. Изготовление памятки по развитию речи ребенка 4-6 лет «Играя, развиваем речь детей!»
  2. Запись детских высказываний в повседневной жизни.
  3. Видеозапись беседы с детьми «Моя семья» .
  4. Творческая мастерская. Рисунки детей на тему: «Что приснилось пчеле?» , изготовление «Чудесного цветка» для родителей.
  5. Оформление мини - выставки настольно печатных игр по развитию речи «Давайте поиграем!»
  6. Подготовка презентации родительского собрания.
  7. При подготовке данного мероприятия использовать ИКТ - технологии.

Повестка дня:

1. Вступительное слово воспитателя.

Представление презентации «Связная речь старших дошкольников. Какая она?

2. Консультация логопеда «Причины нарушения речи? Что делать?»

3. Игра - путешествие «Острова речевого развития!» .

4. Знакомство с рассуждениями детей «Калейдоскоп эмоций» . Обсуждение.

5. Знакомство с видеозаписью детских рассказов «Моя семья» . Обсуждение.

6. Подведение итогов.

Приглашённые: учитель-логопед.

Вступительное слово воспитателя.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарны Вам, что в современном мире занятости Вы нашли время и пришли на нашу встречу. Это означает, что мы все понимаем серьёзность данной темы и нас всех объединяет желание помочь нашим детям в достижении отличного результата. Значит, тема действительно заслуживает внимания!

Тема нашей встречи сегодня «Развитие речи старших дошкольников» .

Xасть 1: «Немного науки»

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) . Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Задачи речевого развития согласно ФГОС ДО:

  • Овладение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы речь детей была понятна окружающим;
  • Обогащение активного словаря за счет основного словарного фонда дошкольника, которое зависит от нашего с вами словаря, словаря родителей и воспитателей;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения;
  • Развитие речевого творчества. Эта работа предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия;
  • Знакомство с детской литературой, разными её жанрами. Очень жаль, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения, слушания, рассказывания. Книга обязательно должна стать спутником детей;
  • Развитие звуковой культуры речи, что является большой проблемой наших детей;
  • Формирование звуко-буквенного анализа, как предпосылки обучения грамоте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Каковы же эти задачи?

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

  • Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
  • Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника.
  • Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
  • Расширять представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

Развитие компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:

  • Продолжать развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.
  • Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
  • Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
  • Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
  • Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.
  • Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета) :

  • Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.
  • Расширять представления детей о культуре речевого общения.
  • Развивать умение соблюдать этикет общения в условиях взаимодействия детей и взрослых.

Часть 2. Консультация логопеда

Причины нарушения речи? Что делать?

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в этой связи актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.

Для профилактики общего недоразвития речи у детей важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:

развитие правильного дыхания, развитие мелкой и общей моторики, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового внимания и фонематического слуха

Развитие артикуляционной моторики:

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

Развитие правильного дыхания:

Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема.

Используя простую дыхательную гимнастику, можно научить ребенка правильно дышать.

Развитие мелкой моторики:

Польза пальчиковой гимнастики очевидна. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев» .

В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха:

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, или нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Часть 3.Давайте, уважаемые родители, сейчас на мгновенье превратимся в детей. Мы вручаем Вам пригласительные билеты в путешествие по островам развития речи. Их изготовили для Вас наши дети. Корабль наш называется «Счастливое Детство» , а путешествие произойдёт на «Острова Развития Речи» . Чтобы наши высказывания принесли практическую пользу, предлагаем Вашему вниманию некоторые игры, в которые можно поиграть с ребёнком в свободное время. Даже, если это время от детского сада до дома. Эти игры требуют только времени и желания общаться со своим ребёнком. Давайте поиграем! 1.Остров развития речевого слуха. Будем учиться сравнивать слова по смыслу. Игра «Найди ошибку» или «Исправь ошибку» Например, «У бабочки крылья круглые, а у стрекозы прозрачные.» , «У синички хвост чёрный, а у снегиря красная грудка»

Взрослый читает слова стихотворения, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка,
Зовут его... (белка) .

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь) .

Грязнулю всегда
Выручает... (вода) .
В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол) .

Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)

2. Остров отгадывания загадок и сочинения своих собственных. Давайте вместе придумаем загадку по описанию любого предмета. Например, стул, цветок, солнце…

Можно поиграть в игру «Отгадай загадку!» Несколько человек придумывают какую-то историю и с помощью кубиков и игрушек изображают её. Другая подгруппа должна отгадать, а затем рассказать предложенную предметную ситуацию. Таким образом, ребёнок не только создаёт и обыгрывает свой сюжет, но и угадывает и показывает чужой сюжет, рассказывая его содержание.

3. Остров Фантазии.. Сейчас поиграем в игру «Всё наоборот!» Игра выстроена на приёме инверсии – любому объекту (предмету, явлению) приписываются прямо противоположные функции. Возьмём многоэлементный объект и опишем его по принципу «Всё наоборот» . Возьмём тему «Детский сад» . «Наш детский сад – это высокий-превысокий небоскрёб, в нём одна группа, в неё ходят только взрослые…» Продолжите, пожалуйста. Каждый взрослый – по одному предложению.

Дети очень любят слушать небылицы, перевёртыши, сочинять их сами, фантазировать. Недавно мы читали рассказ Н. Носова «Фантазёры» . Детям было предложено пофантазировать: «Я вчера летал на луну и…» . А что там увидели Вы?

Можно предложить пофантазировать безудержно на какую-то тему, используя любые приёмы фантазирования. Можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые. «Придумайте фантастическое растение, пожалуйста!» Каждый присутствующий – по одному предложению. Рассказ можно записать.

«Сочинение концовок к сказкам» . Воспитатель читает сказку не до конца, а присутствующие сочиняют окончание сказки, каждый своё. В заключении познакомить с окончанием настоящей сказки.

4. Остров развития и обогащения словаря. Предлагаем Вам полоски бумаги из 10 цветных квадратов, расположенных в два ряда. Воспитатель указывает на крайний верхний квадрат. На что он похож? Что бывает того же цвета? Педагог придумывает первое предложение, а остальное сочиняют родители на основе своих ассоциаций по цвету. Можно усложнить: придумывание по ассоциациям цвета с настроением.

Можно предложить игру «Разговор красок» . Например, «Я- краска белая. Я – снег, я – облако… А Вы?»

Можно спросить: «Если бы ты стал невидимым, для чего бы использовал это свойство?» , «Если бы я стал волшебником, что бы сделал?» , «Если бы я стал выше дома, что бы нового увидел вокруг?» , «Если игрушки оживут и заговорят, что они могут рассказать?»

5. Остров словотворчества. В центре внимания методы, которые вызовут интерес к теме и желание сочинять, ведущие задачи: развитие речи и развитие творческого воображения.

Поиграем в игру «Найди слово!» Например, гвоздь-гость, трость, кость и т.д. Теперь слово точка а Вы - … (дочка, бочка, строчка, сорочка, два листочка) и т.д.

А вот игра «Подберите эпитеты к словам»

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)

Ребенок (веселый, добрый, радостный и т.д.)

6. Остров пальчиковой гимнастики. Предложить родителям выполнение любой пальчиковой гимнастики: О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Пальчиковая гимнастика» ,

При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребёнка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст) . Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, поощряйте успехи.

7. Остров «Чтение» . Мы хотим предложить Вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям» (раздать родителям памятки, предварительно их огласив) :

  1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать, ребёнку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
  4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
  5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите это время для своего ребёнка!
  6. Остров «Творческая мастерская» . Родителям предлагается нарисовать рисунки на тему «Что приснилось пчеле?» (муравью, слону, комару…) . По окончании работы каждый родитель получает рисунок своего ребенка на эту тему, сравнивает свои и детские работы. В конце собрания оформляется общая выставка родительских и детских рисунков.

К сожалению, игра уходит из жизни ребёнка в угоду раннему обучению, но вместе с ней уходит и детство – самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека. Надо понимать и помнить: если мы отнимаем у ребёнка игру, значит крадём мир детских переживаний и отношений. Это касается всех видов игр! Давайте же будем играть!

Часть 4. Прослушивание детских рассуждений «Калейдоскоп эмоций»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дети!

Жили дружно, интересно. Мир, окружающий детей, весьма разнообразен! Здесь и природа, и яркие игрушки, и интересные книги, труд людей, живущих рядом! Воспитатели всегда поддерживают индивидуальность и инициативу детей, дают возможность выражать свои чувства и мысли, взрослые всегда уважительно относятся к чувствам и эмоциям своих воспитанников. Вот так мы и живём! Послушайте!

Воспитатель: «Внимание, друзья мои!»

Костя, 5 лет: «Мы ваши не друзья...»

Воспитатель (удивлённо) : «А кто же?»

Костя – «Мы ваши дети!»

Во все времена очень важны гуманистические отношения между детьми и взрослыми, опора на чувства, эмоциональная отзывчивость. Тогда рождается нравственность. Хочу рассказать о размышлениях детей, - серьёзных и смешных, грустных и весёлых, наших историй…

Наступил новый учебный год... Поднимаясь с прогулки на свой третий этаж, два мальчика завернули на второй. Перепутали Один из них был по проворнее, сообразил и быстро прибежал в группу. А второй не ходил всё лето и, конечно, запутался. Когда потеряшки были в группе, мы, как всегда, обсудили ситуацию. Я в конце беседы призвала детей не оставлять друзей в подобных ситуациях, а действовать вместе, по-товарищески. Дети молча слушали. Вдруг Надюша (5 лет) говорит, обращаясь к первому прибежавшему мальчику: "Да у тебя просто нет совести!" Мы не у спели ничего вставить, как Мелания (5 лет) спросила: " Ведь, если нет совести, то скоро, может, не будет и сердца?" Тут задумались мы, взрослые... Вот так рассуждают наши дети...

В один из дней иду на работу во вторую смену. Второй воспитатель с детьми на асфальте соревнуются в беге, прыжках парами. Кто-то уже бежит, настроение отличное, дети любят такие мероприятия. А девочки-двойняшки, Диана и Милена, плачут, слёзы - ручьём. Подхожу, спрашиваю: "Что случилось?" Уверена была, что бежали и упали, уже приготовила слова утешения. Милена, заикаясь: "Диана бежала и проиграла!!!" Я, удивлённо: "А ты-то что плачешь?" Девочка, продолжая плакать: "Так я же за неё переживаю!!!" Здорово! Очень скучаем по таким отношениям! Эти слёзы вызвали много приятных эмоций!

У нас в группе проходил познавательный проект "Удивительный мир театра". Дети многое узнали, привлекали внимание детей к театру, вызывали интерес и желание узнать как можно больше. Однажды мы говорили о том, что такое афиша. Я рассказала детям, что у нашего спектакля тоже будет афиша, мы создадим её вместе. Говорю, что один и тот же спектакль играют разные артисты. Я могу посмотреть в афише, кто играет Лису, например. Олесю я уже видела, Марину тоже. А вот Меланию я ещё не видела. (Это всё пример для детей) . Возьму билет на спектакль, где она играет. Смотрю, Мелания плечики расправила, гордая такая и говорит: " Мелания Михайловна Иванова". Я говорю: "У молодых артистов в афише указывают только имя и фамилию". Она: "Ну, ладно, пусть будет просто - Мелания, хорошая девочка!" Вот так! Мелании тогда было 4 года. Вот такие у нас артисты! Гуляем вечером. Ветрено. Дети набегались и решили посидеть на веранде. Олеся (4, 5 года) вдруг читает строки: "Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч..." Даша (4 года) дослушала до конца и говорит: "Знаешь, мне мама тоже читала этот рассказ, когда я была маленькая!" Во-первых, спасибо родителям за то, что дети знают такие литературные произведения. Во- вторых, дети-то у нас, оказывается, уже большие!

Дети большую часть времени проводят в детском саду, мы помогаем им углубить интерес к социальному миру, расширить представления об окружающем, познакомить с оптимальными формами поведения, развить их коммуникативные способности. Дети общаются, рассуждают…

На музыкальном занятии начали говорить о дне Победы. Многие слушают очень внимательно, кто-то не вник ещё. А Стас (5 лет) очень проникся. Глаза мокрые, когда песни поём, стихи читаем. Вчера собирались на прогулку, он очень серьёзно спросил у меня: "Здесь в городе, что, тоже была война?"

Я положительно ответила. Стас подумал, потом говорит: "Не понимаю, как мы, дети, все выжили?» Долго ещё беседовали…

Ездили на экскурсию на площадь Победы. Предварительно много говорили о Блокаде Ленинграда, о её прорыве. Дети замерли перед величием памятника. Воспитатель вёл рассказ. Вдруг Артём (6 лет) внимательно посмотрел на огромное разорванное кольцо и с удивлением произнёс: «Как же они его разорвали, оно же каменное?» Мы ещё долго рассуждали.

После сна, как обычно, кто-то уже оделся и играет в группе, кто-то только просыпается, а кто-то одевается, таких большее количество. Я причёсываю девочек. Вдруг Ника (6 лет) мне говорит ":Вы знаете, что на Украине война?" Я говорю:"Конечно, знаю". Молчание. Влад (6 лет) , сидя в кровати, грустно говорит, что очень жалко, у него много родственников в Украине. Опять молчание. Ника жизнеутверждающе произносит: "Не волнуйся, Влад, ведь Украина уже едет к нам!" Вот так рассуждают наши дети... Они знают о происходящих в мире событиях.

Нам всегда есть над чем рассуждать. Мы часто вместе смеёмся и грустим, радуемся и огорчаемся, говоря о наших поступках.

Вот такая история, например. Мы часто говорим о дружбе, взаимопомощи, хороших поступках, подарках для друзей. Однажды на площадке Ксюша (5, 5 лет) долго строила горку из снега. Построила. Дети катались под её чутким руководством. Сегодня Ксюша стоит на спортивном комплексе, наблюдает за горкой. Прохожу мимо, она говорит: «Какую я горку хорошую построила,

это я для всех детей сделала!» Я хвалю: «Молодец, Ксюша!»

Вдруг вижу, дети около горки толпятся, толкаются. Подхожу, смотрю София

(5 лет) грудью защищает горку, дети вокруг. Спрашиваю: «София, почему?» Отвечает: «Ксюша просила никого не пускать!» И такие истории бывают в нашем Царстве!

Опять Влад с Никой. Им по 6 лет. Вечером они остались вдвоём. Ника продолжает снимать одежду в раздевалке, Влад уже в группе играет. Вдруг Ника громко спрашивает: "Влад, сколько лет твоему папе?" Влад быстро отвечает "Тридцать, а твоему?". Ника не долго думая, отвечает:"Девятнадцать". Не вмешиваюсь, хочу узнать, что же дальше? Вижу, Влад задумался. Жду. Он говорит вникуда: "В девятнадцать пожениться, конечно, можно... Но в двенадцать надо же ещё в школе учиться..." Вот так! Пришлось вмешаться, опять порассуждать. Приятно, когда есть достойные собеседники!

Пришли с прогулки, раздеваемся. Диана (5 лет) в новой одежде и обуви. Говорит мне "Смотрите, у меня сапоги с мехом!" Я ей показываю свои. Говорю: "У меня тоже с мехом!". Лиза (5 лет) слушала нас внимательно посмотрела на свои сапоги и говорит задумчиво, растерянно, пожимая плечами: "А у меня без смеха...." То-то было смеха!

Разучиваем сценку из "Сказки о глупом мышонке". Диана (5, 5 лет) повторяет свою роль. Она в образе. Она мышонок. В конце говорит: " Всё, не буду я играть!" Я ": Почему?". Она "Не хочу я, чтоб меня эта кошка съела!"... Вот так! После договорились!

Сейчас, когда дети повзрослели, я, читая им какое-либо произведение, рассказываю про писателя, поэта и обязательно показываю его портрет. Детям это нравится, они задают разнообразные вопросы. В один из дней мы изучали профессии и, конечно, читали "Кем быть?" В.В. Маяковского. Я показала портрет и несколько раз назвала его непростое имя, а в конце занятия решила спросить, кто же написал эти замечательные строки? Дети забыли. Я решила напомнить: "Владимир Владимирович..." Не успела договорить, как Игорь (5 лет) радостно с широко открытыми глазами говорит:"Путин!!!" Пауза... Все думают... Вдруг Марина (5, 5 лет) подходит к Игорю, наклоняется и чётко произносит: "Ты что, Путин - это ведь президент! А нас про писателя спрашивают!". Появилась ещё одна тема для беседы. Мы рассмотрели два портрета. Выяснили, что бывает, когда имена и отчества одинаковые, но это два разных человека.

Речевое развитие напрямую связано с художественно-эстетическим. Мы понимаем, что обогащение словаря существительными, обозначающими эмоции и чувства, образование от них глаголов, прилагательных и наречий расширяет возможности ребёнка для выражения собственных чувств, мыслей. Это важно, ведь дети часто не могут объяснить тот или иной поступок, что приводит к трудностям в общении с детьми и взрослыми.

Изучали экзотических животных. Потом рисовали. Молодцы, справились. Подхожу к Икбалу (5 лет) на его рисунке животного нет, весь лист сине-жёлтый. Вода и суша. Спрашиваю: «Кто у тебя, Икбал?» Он быстро отвечает: «Крокодил!» Я: «А где он?» Икбал, показывая на море: «Вооон там, в море, он совсем ещё мааааааленький!»

Развивается речь. Дети начинают адекватно проявлять свои чувства, верить в себя.

Ярослав (5 лет) ни разу в прошлом учебном году не проявлял интереса к поручениям, не соглашался дежурить по столовой. В этом году вызвался сам, очень неожиданно. Помощник воспитателя ушла за питанием, не оставила нужных тарелок. Я задумалась, вспоминая, какие же тарелки дать Ярику. Он внимательно посмотрел на меня и, умоляя прямо, произнёс: " Светлана Вениаминовна, ну, соберитесь, сконцентрируйтесь...." Ну, как тут не собраться? Ребёнок так хочет проявить себя, быть полезным.

В один из дней сели обедать. Молчат. Не начинают кушать. А я закрутилась и не желаю им привычного: "Приятного аппетита!". Диана (6 лет) поворачивается ко мне и так нежно, тихо говорит:"Спасибо, Светлана Вениаминовна!". Молодец, выручила!

Собираемся на физкультуру. Напоминаю, что надо строиться по росту. Смотрю, Даня (4 гда) встал среди первых. Он не высокий, стоит в конце. Подхожу, показываю, куда ему встать, он упирается, говорит:"А мама сказала, что я большущий!" Вот так!

Однажды после полдника дети играли. Я села на стульчик рядом с Меланией, она рисовала. Заметив меня, стала задавать мне вопросы о том, есть ли у меня домашние животные, какие, как их зовут. Вдруг спрашивает: "Светлана Вениаминовна, а брат у вас есть?". Говорю: "Нет, вот брата, к сожалению, у меня нет". Мелания посмотрела на меня и радостно посоветовала:"Так вы попросите у своей мамочки, пусть она родит..." Вот как всё просто, когда тебе 4 года! Ничего не оставалось, как погладить её по голове и улыбнуться....

Беседовали с детьми о мамочках - как зовут, какая она, твоя мама? Разговариваю с Февронией (4 года) . Она ответила, мне показалось, что мало информации. Спрашиваю: "Февроша, скажи, какая ещё у тебя мама?" Она так удивлённо посмотрела и обидчиво говорит: "Никакая, у меня всего одна мама!" Вот как важно правильно задать вопрос, чтобы он был однозначным.

Гуляем. Я решила проверить, знают ли дети свой домашний адрес. Начала спрашивать. Дошла до Адели (5 лет) . Они с Аришей качались на качели. Спросила. Адель задумалась, подняла глаза к небу и произнесла: "Спросите у мамы, она точно знает". Логично…

Рисовали медведя. Я, делая показ, называла его по-разному: «Мишка, Мишенька, Михайло Потапович....» , назвала Мишей. Изображая своего героя, Надюша (4 года) , тихо-тихо, как бы себе, говорит: "Моя мама тоже моего папочку любименького называет Мишей"..

Матвей (4 года) взял листочек для рисования. Сидел, думал. Взял карандаш и кругами изрисовал весь. Я спрашиваю: "Что это?" Девочки присоединились к просмотру. Матвей гордо говорит: "Паутина!" Девчонки, удивлённо: "Какая-то каляка-маляка у тебя получилась!" Он обидчиво:" А мама мне всегда говорит, что красиво!"

Перед обедом беседовали о профессиях родителей. Игорь (5 лет) охотно, с большим удовольствием стал рассказывать о том, что папа чертит чертёж дома, который скоро будут строить. Мальчик вообще очень часто говорит о папе, мы даже слышим обращения, выражения, которые явно идут от папы. Я говорю "Как приятно, что папа для Игоря является таким авторитетом!" Игорь задумался, помолчал, потом, серьёзно так говорит "Мой папа не авторитет, мой папа строитель!"

Изучаем Космос... На доске картинки с изображением звёздного неба, портрет Ю.А. Гагарина. Архип (4 года) сидит за столом, развернувшись к доске, внимательно смотрит. Дети уже обедают. Я призываю его повернуться к столу. Он говорит вдруг быстро-быстро "Я, когда вырасту, буду как он (кивает на Гагарина) и полечу вон туда (кивает на небо) ". Кто знает, кто знает...

Завтракаем. Плохо едят овсяную кашу. Хвалю тех, кто ест, уговариваю тех, кто ест плохо, рассказываю о пользе. Взгляд останавливаю на Февронии (4 года) , удивляюсь, что она ещё не приступала к еде. Поняли друг друга с полу взгляда. Февроша собрала всю свою артистичность, головку нагнула к плечику, глазками захлопала: "Светлана Вениаминовна, я не ем, потому что ночью уже кушала."Я говорю: "Не может быть, ночью все спят! " Феврония обиженно-настойчиво: " Ы-ы, а мы - едим!"

Утро. Дежурим. Игорь (5 лет) сам вызвался помочь, пока нет назначенного дежурного. Попросил завязать ему сзади фартук. Завязываю, он мне говорит, что шапочку он надевать не будет. Интересуюсь, почему же? Говорит, что не очень удобно ему в ней. Я объясняю, что шапочка нужна для того, чтобы волосы не падали в тарелки. Игорь встал, подёргал себя за волосы и сообщил: "Да нет! Они у меня крепко прицеплены!"...

Идём с дневной прогулки. Я с последней парой. За руку с Архипом (4, 5 года) . Его вчера не было, он был у стоматолога. Спрашиваю, как дела, вылечил ли он зуб? Нет, отвечает. Я удивляюсь, почему? Архип спокойно так отвечает: "Да мне его оторвали!»

Собрались на вечернюю прогулку. Проверили у всех наличие варежек. Спускаемся по лестнице, смотрю, у Максима (4, 5 года) голые руки. Остановились. Спрашиваю, есть ли у него рукавички? Смотрит и молчит. Он у нас редко разговаривает, а тут ещё чувствует свою вину. Я спросила пять раз. Все смотрят на Максима. Не выдержала Олеся (5, 5 лет) : "Да Максим, махни ты головой, да или нет!!!", при этом сама показывая ему как это сделать. Максим махнул... и мы с ним побежали в группу... за рукавичками...

О таких небольших сюжетах из нашей жизни мы с удовольствием рассказываем Вам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам наших воспитанников. Мы рассуждаем, проживаем некоторые события вместе с детьми. Напоминаем Вам, что чувства – это высший продукт развития эмоций!

Часть 4. Предложить вниманию родителей видеозапись рассуждения детей «Моя семья» . Запись была сделана заранее с разрешения родителей. Почему речь детей в повседневной жизни гораздо насыщенней и интересней, чем ответы на вопросы взрослого? Рассуждения педагогов и родителей.

Часть 5. Заключительная часть собрания - блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!» - «Чудесный цветок» (изготовлен детьми) . Родителям раздаются цветы, с обратной стороны которых родители пишут ответы на вопросы:

  1. Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?
  2. Какие пальчиковые игры Вы знаете?
  3. Каких игрушек больше всего у Вашего ребёнка?
  4. Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки?
  5. Какую последнюю книгу Вы читали с ребёнком?
  6. Назовите любимую книгу Вашего ребёнка.
  7. Как вы думаете, как игрушки могут способствовать развитию речи?
  8. О чём (последнее) фантазировал Ваш ребёнок?

Обсуждение и анализ ответов родителей.

В конце встречи мы благодарим родителей за время, проведённое вместе.

Надеемся, что наша встреча – залог успеха наших детей.

Литература:

  1. Глебова С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. Воронеж, 2007.
  2. Синицина Е. Игры и упражнения со словами. Москва, 2000.
  3. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва., 2004.
  4. Пилипенко О. П. Проблема речевого творчества дошкольников в научных исследованиях. Воспитатель. №5 2015.
  5. Харченко В. \Как тебя зовут, трава? Дошкольное воспитание №9 2015
  6. Игры и игровые задания из технологии игры и воображения «Разбуди в себе волшебника» Е.Е. Кравцовой.
  7. Совместное сюжетосложение в игре-придумывании. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.
  8. Пальчиковая гимнастика, Узорова О.В., Нефёдова Е.А., Москва 2003

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей»

Тема : « Развитие речи детей »

Цель : Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте .

Задачи : Познакомить родителей с результатами анкетирования, познакомить родителей с выставкой настольно печатных игр по развитию речи , совершенствовать знания родителей о развитии речи детей .

Предварительная работа :

1. Провести анкетирования родителей по теме собрания .

Анкета для родителей :

В каком возрасте впервые заговорил ваш ребенок?

Довольны ли вы словарным запасом ребенка?

Достаточно ли развита его речь ?

Работаете ли вы дома по развитию речи ребенка ? Каким образом?

2. Сделать памятки по развитию речи ребенка .

3. Оформить мини - выставку настолько печатных игр по развитию речи .

План Ход работы

Вступительная

Основная часть

Интерактивная часть

Подведение итогов Здравствуйте уважаемые родители ! Сегодня мы собрались для того , чтобы узнать об особенностях развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте , и просмотреть нашу мини - выставку. Уважаемые родители давайте выберем секретаря нашего собрания , что бы он вел протокол. (Родители совещаются и определяют секретаря собрания ) Татьяна Викторовна прошу вас, займите место секретаря. Спасибо!

Собрание наше мы начнем со слов с известной сказки А. С Пушкина «А как речь то говорит, словно реченька журчит» Не всегда взрослые, а тем более дети могут выразить свою мысли грамотно. Многие дети на пороге школы испытывают серьёзные трудности в речи : не у всех получается что- то объяснить, правильно построить предложение, рассуждение порой бессвязны. Поэтому мы сегодня собрались , что- бы обратить на эту проблему внимание.

Уважаемые родители я хотела бы узнать ваше мнение, что помогает развивать речь ребенка ? (ответы родителей )

И так правильно важным средством развития ребёнка является общение со сверстниками и со взрослыми. Наши дети не рождаются уже с готовой речью, а принимают опыт речевого общения у нас взрослых. Поэтому очень важно с момента появления ребенка общаться с ним как можно чаще, делиться с ним новостями впечатлениями, эмоциями рассказывать ему что- то, выслушивайте ребенка, пусть он рассказывает, что он видел, слышал как у него дела, пусть высказывает свое мнение.

Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка к 6 годам? (родители высказывают свое мнение)

Средство развитие речи - не всегда развитие дошкольников зависит от изобилия пособий. Можно и нужно задействовать всю окружающую среду, что бы развивать речь , память, воображение ребенка. Сейчас я вам представлю как можно просто и с удовольствием развивать речь .

Чаще читайте ребенку - чтение играет важную роль в развитии речи ребенка . Он усваивает новые слова, узнает новые словосочетания у него, развивается словарный запас . Это является отличным способом для развития в целом . Прочитав не спеша с ребенком книгу, рассмотрите картинку в ней поспрашивайте ребенка, позадавайте ему вопросы. Вопросы можно придумать очень много. Важно что бы ребенку отвечал, охотно используя сложные предложения, интересные обороты. Если ребенок затрудняется в чем- либо, то помогите ему. Можно составить рассказ по картинке.

Для развития и обогащения словаря используете все возможные игры, игровые упражнения, такие как : «Подбери слово» , «Доскажи словечко» , «Скажи наоборот» .

Учите детей составлять загадки . Это дает совершенствовать словарный запас, загадку можно использовать элементарным описанием предмета.

Повторяйте вместе со мной. Выучите несколько скороговорок произнесите их по очереди, вместе, сначала медленно, а потом увеличиваете темп.

Большинство детей недостаточно хорошо владеют речью. Не умеют пересказывать, этому надо учить : вот например вы на кухне возьмите 2 любых предмета и попросите ребенка его описать, например помидор и огурец, чем они отличаются, что из них можно приготовить. Придумайте вмести с ним маленькую сказку, все рассказы и сказки можно записывать в блокнот, а ваш ребенок пусть будет иллюстратором этой книжки.

Уважаемые родители , а давайте теперь с вами немножко поиграем. На слайдах изображены ребусы их надо отгадать.

Дорогие родители наше собрание подходит к концу . Нам пора делать вывод по нашему собранию , я вам помогаю сделать его вместе. (Родители подводят итоги собрания , говорят, что они сегодня узнали нового, чему научились).

Еще раз хочу поблагодарить вас, что вы нашли время посетить нас. Сейчас я вам раздам памятки для повторения и закрепления материала. Спасибо всем большое за внимание. Собрание окончено ! Уважаемы родители сейчас я вам предлагаю посмотреть мини- выставку. Теперь кому нужно я могу ответить на все ваши вопросы индивидуально! До свидания! Всего доброго!

Конспект родительского собрания для старшей группы детского сада

Родительское собрание на тему: «Развитие речи при ознакомлении с природой»

Описание: родительское собрание на тему «Развитие речи при ознакомлении с природой» будет интересна воспитателям и родителям детей 5-6 летнего возраста.
Цель: призвать родителей к сотрудничеству и взаимодействию в воспитании и развитии речи ребенка.

Оформлена выставка для родителей: пособия для развития речи, детская художественная литература, аудиокассеты.
Звучит тихая музыка. Родители смотрят выставку, затем предлагаю им присесть за столы.
Уважаемые родители! Мы рады Вам, спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем Вас к сотрудничеству, к взаимодействию, только влияния, только совместными усилиями родителей и д/сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и
правилами родного языка, определенными для каждого возврата, а также
развитие у детей способностей общаться. .
Работа по развитию речи ребенка в д/саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдения за природой.
Как часто Вы бываете на природе? Чем занимаетесь с ребенком? На природе Вы сможете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но Вы еще имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями. Природа своей красочностью, своим многообразием, динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются а памяти, создают прочную основу для дальнейшего его познания.
Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.
Мы понимаем, что Вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребенка однако, отправляясь на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, какие облака, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, как мы одеты, почему? Какое время года? Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений. Загадать загадки, прочитать стихотворение. Поискать приметы времени года. Познакомить ребенка с народными пословицами, поговорками, приметами. Русские народные названия растений щедро наполнены
1. эмоциональностью: травушка - муравушка (спорыш), трава шелковая (ковыль), солдатская трава (тысячелетник), сон-трава (прострел), одолень трава (кувшинка), трава-приворот (манжетка), печаль - трава (полынь), разрыв трава (папоротник).
2. эстетическими звучаниями: красава, краса, купальница, чистотел.
3. образные: кувшинка (плод похож на гончарное искусство), пастушья сумка (плод по форме напоминает пастушью сумку), журавельник волчья стопа (герань-плодик с длинным отростком, будто птичий клюв, а форма листа напоминает волчий след). В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет наблюдательность, любознательность, что в свою очередь пораждает массу вопросов, требующих ответа общения природой оказывает благотворное влияние и на развития связанной речи. Дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Например: медвежья берлога, голова, лапа, спина, шерсть, Медвежий нос, хвост, медвежье ухо, туловище, медвежьи уши, лапы, следы, привычки, детеныши и др. Мы увидели (кого?) белку. Наблюдали (за кем?) за белкой. Говорили (о ком?) о белке.
Таким Образом, в процессе наблюдений у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы. Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи.
Давайте подберем слова признаки к слову:
Дождь: сильный, грибной, теплый, холодный, косой, прямой,
слепой.
Ветер: сильный, холодный, теплый, ледяной, шквалистый, умеренный.
Лягушка: зеленая, пучеглазая, земляная и т.д.
Жук: красивый, усатый, полосатый.
Солнце: золотое, доброе, веселое, яркое, теплое, лучистое,
великолепное.
Давайте вместе с Вами будем уделять внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним. Читать детские книжки.

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ.

Предварительная работа:

  • Воспитатели оформляют выставку детских книг.
  • Подготовка аудиозаписи с высказываниями детей о том, читают ли им дома книги, какие.
  • Подготовить памятку для родителей.

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «развития речи наших детей»

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», тогда жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?

Основная часть:

Подготовка крылатых выражений (на доска напечатаны):

«Речь – показатель ума»

«Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна»

«А как речь – то говорит, словно реченька журчит »

«Хорошая речь – слаще меда»

Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(на доске):

Речь должна быть (пишу)

  • Грамотной
  • Понятной
  • Выразительной
  • Осмысленной
  • Богатой

Проблемы наших детей (на карточках)

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

ВЫВОД:

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)

СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯМ:

Что же делать? Мы приготовили папку –ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем и вы можете поиграть дома.

Восп-ль: Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем:

  • рассказыванию
  • Составлению творческих рассказов
  • Составлению рассказов по картине, по серии картин
  • Пересказам

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к малышу близких ему людей.

Известный русский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно: пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и др.

  • Играйте с ребёнком!
  • Создавайте игровые ситуации, в которых закрепляются двигательные, коммуникативные и речевые навыки

А вы читаете дома своему ребенку? (включаем аудиозапись)

Психолог: обращается к родителям: «Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию. В этом нам поможет игра «Цветные зонтики». Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной-благоприятные. Возьмите по одной карточке и встаньте под зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор».

Одновременно в игре участвуют 10-12 человек.

Неблагоприятные факторы.

  1. Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек и т. д.) .
  2. Замена общения просмотром телевизионных передач.
  3. Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующие возрасту ребёнка.
  4. Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.
  5. Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.
  6. Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.

Благоприятные факторы.

  1. Эмоционально-положительное общение с ребёнком
  2. Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.
  3. При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистами.
  4. Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.
  5. Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.
  6. Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.

Подведение итогов:

В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)

И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут

Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы: (на интерактивной доске)

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе.
  • Я радуюсь твоим успехам
  • Расскажи мне, что с тобой

И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!

Памятка для родителей

«Заучиваем стихи с малышами»

  • Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.

Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.

  • Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда он здоров и спокоен.
  • Сначала прочитайте два-три стихотворения.
  • Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.
  • Покажите, как можно связать стихотворные строки с движением рук и пальцев.
  • Повторите все движения вместе с ребёнком.
  • Хвалите малыша, даже если у его получается лишь одно-два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.

Конспект

родительского собрания в старшей группе

с использованием ИКТ на тему

Тема: «»

Выполнила:

Воспитатель первой

МБДОУ «Детский сад № 16»

Зебрина Ольга Алексеевна

Мухтолово

Родительское собрание в старшей группе с использованием ИКТ на тему

«Особенности речевого развития у детей старшего возраста »

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Форма: семинар-практикум.

Подготовительный этап:

1. Раздать пригласительные на собрание.

2. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы.

3. Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».

4. Подготовить презентацию «Особенности речевого развития у детей старшего возраста».

1. Вступительное слово педагога.

2. Презентация (просмотр и обсуждение) .

3. Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.

4. Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем! ».

5. Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания.

6. Итог собрания.

7. Рефлексия.

Ход собрания:

Вступительное слово педагога.

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста? (Ответы родителей) .

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете благодаря просмотру презентации.

Презентация «Особенности речевого развития у детей старшего возраста».

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Особенности речевого развития у детей старшего возраста» (см. приложение) .

Обсуждение и анализ презентации. Ответы на вопросы родителей.

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений:

Воспитатель: Уважаемые родители, представьте, что вы дети, а я - ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи, а вы выполнять их. Итак, начнём!

Упражнение 1 . Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон - … (большой, серый, толстый, добрый) ; мяч - … (круглый, футбольный, кожаный) ; торт - … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей) .

Упражнение 2 . Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3 . «А если бы… ». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт… », «А если бы у меня были сапоги-скороходы… », «А если бы у меня была машина времени… », «А если бы у меня была шапка- невидимка… ».

Упражнение 4 . «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.) .

Упражнение 5 . «Другие персонажи». Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя»: девочка - злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька - добрые.

Упражнение 6 . Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем! »

1. Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?

2. Какие пальчиковые игры Вы знаете?

3. Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?

4. Каких игрушек больше всего у Вашего ребёнка?

5. Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки?

6. Есть ли в Вашей семье игрушки, сделанные своими руками?

7. Назовите свою любимую детскую игрушку.

8. Как вы думаете, как разные игрушки могут способствовать развитию речи?

9. Какие игры по развитию речи можно организовать для большой группы детей?

10. Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д.?

Обсуждение и анализ ответов родителей .

Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания, знакомство с пособиями-«помощниками», способствующими развитию связной речи ребёнка.

Итог собрания :

Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Рефлексия:

Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».

  1. Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий - от 20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.
  2. Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.
  3. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не
  4. торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
  5. Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,
  6. подбадривайте его, если что-то не получается.
  7. Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  8. Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.





Рассказать друзьям