Казахские национальные праздники. Наш информационный портал предлагает подборку основных традиций и правил празднования Курбан Айта

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

КУРБАН БАЙРАМ (КУРБАН АЙТ)

Курбан-Байрам (Курбан-Айт) - это самый большой мусульманский праздник. День жертвоприношения ради Всевышнего. Он отмечается с 10-го по 13-е числа месяца Зуль-Хиджжа мусульманского календаря. Курбан-Байрам (Курбан Айт) завершает собою обряд Хаджа - паломничества к святыням Ислама. Паломники отправляются к долине Мина, где бросают камни в три столба, как символ побития дьявола. В каждый из столбов - малый джамрат аль-Ула, средний джамрат аль-Вуста и большой джамрат аль-Каба - бросается по 7 камешков.

Традиция жертвоприношения на Курбан-Байрам (Курбан-Айт), как акта поклонения Единому Богу, своими корнями уходит в далекое прошлое. Священная история Ислама выделяет Пророка Ибрахима (библейского Авраама), который, как отмечают ученые-теологи, стал примером для будущих поколений верующих. А одно из значительных событий его жизни положило начало многовековой религиозной традиции - обряду жертвоприношения ради Единого Бога.

Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. Праздник показывает милосердие, величие Аллаха и необходимость покорности и исполнения воли Всевышнего.

Слово "курбан" означает "приближение", то есть суть праздника состоит в приближении к Всевышнему и обращении к нему. По традиции, в дни праздника верующий должен проявлять любовь и милосердие к ближним, помогать нуждающимся. Праздновать Курбан-Байрам (Курбан-Айт) день жертвоприношения начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, совершив перед этим ритуальное омовение-гусль, надев чистую, опрятную одежду. Перед молитвой есть не рекомендуется. по окончании молитвы верующие возвращаются домой.

Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу).

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.

В жертву можно принести барана, который достиг семи месяцев, быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса.

Над жертвой любой мусульманин может произнести краткую молитву. Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.

По традиции треть мяса идет для угощения своей семьи, треть дарят беднякам из числа соседей и родственников, а треть нужно раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.

В день празднования Курбан-Байрам (Курбан-Айт) у каждого мусульманина в доме должен быть накрыт праздничный дастархан, так как в этот день принято принимать гостей и ходить в гости. Близким друзьям и родственникам на Курбан-айт (Курбан-байрам) принято дарить подарки.

Как отмечается Курбан Айт в 2019 году в Казахстане? Мусульманский праздник Курбан Айт (или, как его еще называют, Курбан Байрам, а по-арабски – Ид аль-Адха) отмечают на 10-й день двенадцатого месяца лунного календаря. Курбан Айт завершает собой хадж – ежегодное паломничество мусульман в Мекку.

На Курбан Айт в 2019 году в Казахстане мусульман поздравляет верховный муфтий страны, президент Республики Казахстан и другие представители духовенства и власти. Верующие поздравляют друг друга словами «Құрбан-айт қабыл болсын!»

Поскольку большая часть населения страны исповедует ислам, по инициативе президента Нурсултана Назарбаева первый день праздника является выходным.

Когда отмечают Курбан Айт в 2019 году?

Курбан Айт в 2019 году в Казахстане начнут праздновать с воскресенья 11 августа, воскресенья. По традиции празднование продолжается три дня.

Первый день Курбан Айта является официальным выходным днем, но если он выпадает на субботу или воскресенье, выходной с него на другой день, как с государственных и национальных праздников, не переносится.

Когда начинается праздник, верующие совершают полное омовение и надевают чистую праздничную одежду. Затем они идут в мечеть на утреннюю молитву. Праздничный намаз проходит во всех мечетях Казахстана с 8 утра.

Как проходит празднование Курбан Айт?

Как отмечается Курбан Айт в Казахстане? После завершения намаза мусульмане возвращаются домой, где хором славят Аллаха. Потом они снова отправляются в мечеть, где мулла читает проповедь. По ее окончании верующие посещают кладбища, где молятся за усопших.

Затем начинается обряд жертвоприношения. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное: овцу, корову, барана или верблюда. Считается, что с первой каплей крови этого животного человеку, совершающему жертвоприношение, прощаются его грехи.

Власти столицы республики запретили убой животных во время празднования Курбан Айта во дворах многоэтажных домов и в других общественных местах.

Такое решение принято для сохранения надлежащего санитарного состояния городской территории, поэтому решение акимата Астаны можно только приветствовать. По традиции треть мяса съедает семья, вторую отдают соседям, третью – беднякам.

История и традиции празднования Курбан Айт

История этого праздника такова. Праздник жертвоприношения напоминает о подвиге веры пророка Ибрагима. Он получил откровение, в котором ему было велено принести в жертву собственного сына Исмаила.

Ибрагим был готов исполнить это, но в последний момент Всевышний заменил жертву, послав Ибрагиму барашка. В память об этом уже несколько веков мусульмане отмечают Курбан Айт.

Это один из самых значимых мусульманских праздников, утверждающий важные жизненные приоритеты – единство и милосердие, дружбу и взаимопомощь.

В этот день в Казахстане проводят айтысы, национальные игры кокпар и кыз-куу, накрывают богатый стол для друзей и родственников, ходят в гости.

Одним из самых древних и важных обычаев казахского народа является «Бата беру — Благословение».

Одна из народных пословиц гласит:

Жаңбырменен жер көгерер,

Батаменен ел көгерер.

Благодаря дождю земля зеленеет,

Благословением процветает страна.

Зачастую благословение дается в стихах. Обычно это делают старшие по возрасту мужчины и женщины. Это происходит в следующих случаях:

  • рождается ребенок и ему выбирают имя,
  • ребенок начинает ходить,
  • впервые сажают в седло,
  • малыш идет в школу,
  • во время кудалык (сватовство),
  • беташар – церемония открывания лица невесты,
  • во время проведения ас (поминки),
  • в начале тоя (свадьба),
  • когда собирается урожай,
  • перед сражением с врагами,
  • перед дальней дорогой и т. д.

Бывает мастера просят благословить своих учителей, батыров. Благословляют святые старцы.

Как дается благословение?

благословляют, слегка раскрыв обе ладони на уровне сердца

Все вокруг, стар и млад, тоже подобным образом держат руки. После того как заканчивается благословение, все проводят ладонями по лицу.

Бата может совершаться как стоя, так и сидя, в любое время суток. Например, мать батыра Райымбека Ханкельдиулы перед походом благословила своего сына глубокой ночью.

Исторически значимые благословения

Казахскую историю вообще можно назвать историей бата. До наших дней сохранились тексты множества благословений исторических личностей. В эциклопедии «Абай» можно прочесть: «Жанибек Кошкарулы (1693-1752). Он был прозван народом Шакшак Жанибек атанған. Шакшак — так звали его прадеда в третьем поколении. Он принял благословение от 126-летнего абыза Каракерея Сары и 90-летнего старца Тойгана. В 17 лет в поединке победил главного калмыцкого батыра».

Именитый би Толе так благословил батыра Койгельды, прославившегося во время знаменитой Аныракайской битвы:

Аталы ұлдың сөзі баян-ды,

Атасыз ұлдың сөзі шаян-ды.

Аталы ұл Қойгелдім,

Ел үшін неден аянды?!

Желкесін үзді сұм жаудың,

Дегенде қатер таянды.

Олжа әперген еріңе

Саялат елім саяңды!

Қойгелдім, жай қолыңды,

Алла оңғарсын жолыңды!…

Ата жолын қуған ұл

Алашқа әмсе пана бол!

Ұлдарына аға бол!

Қыздарына пана бол!

Қойгелдім мсе қыран бол,

Ел-жұртыңа ұран бол!

Сын отца скажет правду,

Слово безотцовщины, как скорпиона укус.

Сын достойного отца Койгельды

За страну пожалеет ли жизнь свою?!

Он шею сломал подлому врагу,

Защитив от опасности страну.

Принесшего победу герою

Земля, не жалей добра!

Раскрой свои ладони, Койгельды,

Создатель раздвинет преграды пусть!…

По стопам отца идущий сын

Для всего Алаша опорой будь!

Младшим старшим братом ты будь!

Для девушек защитой стань!

И взлети, как сокол, высоко, Койгельды!

Пусть имя твое станет клич народа!

В книге Ж. К. Оразалинова приведены разные бата. Одно из наиболее ярких — бата, данное матерью батыру Райымбеку, пока он собирался на битву с джунгарскими захватчиками:

Қолыңды жай құлыным,

Жәрдем болсын құдайым.

Медет тілеп пірлерден,

Жаратқанға жылайын.

Ғайып ерен, қырық шілтен,

Адасса жолға салып жүр,

Сыртыңнан қорғап бағып жүр…

Жауға аттанып барасың,

Анаңның құрттың шарасын.

Қалмақтан кекті алдырып,

Жазғайсың көңіл жарасын.

Сескенбей жүр шырағым,

Атаңа жетіп барасың.

Жаратқан ие қолдасын,

Жолбарыс болсын жолдасың!

Сын мой, ты раскрой ладони,

Пусть поддержит тебя наш бог.

От духов наших поддержки жду,

Чтоб создатель увидел, лью слезу.

Если заблудится, покажите путь,

За спиной поддержите, укажите суть…

Сын мой, ты идешь на врага,

Что матери делать, если б знала она.

Калмыкам отомсти за все,

Наших душ раны вылечи все,

Не бойся никого, мой сын,

И встретишься с отцом, мой сын,

Пусть поддержит сам создатель тебя,

И бесстрашный тигр будет другом всегда!

Благословение врагам

Бывало благословляли и врагов. Однажды в аул пришли неприятели. Нурила Мактыагзамкызы, прозванная народом за мудрость Домалак Ана, заметила всадников, направляющихся к аулу. Мужчин в ауле не было, поэтому Домалак Ана оделась как старуха. Вооруженным неприятелям она сказала, что им не следует трогать табуны лошадей, ничего путного не выйдет. Но они не обратили внимания на ее слова и погнали лошадей в сторону реки Боралдай. Полноводная река не давала им перейти на другую сторону. Тогда они нашли мелкое место и начали переход. Но и здесь усилившиеся волны мешали угонщикам. Чудом оставшись в живых, грабители поняли, что их предупредила не простая женщина. Возвратились они в аул и попросили прощения у нее. Тогда Домалак ана простила их:

– Ендеше қолдарыңды жайыңдар!

Құдай оңдасын, аруақ қолдасын!

Адал жүріп, адал тұрыңдар

Алдарыңнан жарылқасын! –

– Поднимите руки свои!

Пусть бог укажет вам правильный путь,

И предки поддержат отныне честными быть.

И тогда удача выйдет навстречу вам! –

Благословение Тайжана

Известный казахский писатель Сабит Муканулы в книге «Школа жизни» приводит интересный случай об авторе и поныне знаменитой песни «Гакку», певце и композиторе Ибрае Сандыбайулы:

«Я много слышал стихов и песен Тайжана. Оказывается его мать Бопыш была родной сестрой Ибрая. Тайжан лицом и наружностью очень похож на Ибрая… Он был большой шутник, мог играючи сочинять стихи, смешливый человек. Характером Тайжан пошел в дядю… Он с детства своими шутливыми стихами поддевал многих. В 15 лет вовсю распоясался и так надоел окружающим, что люди решили, он «сошел с ума» и связали. Через некоторое время к ним домой в гости приехал один уважаемый человек. Он-то и сказал:

– Парень здоров, это у него от дяди Ибрая. Пусть он получит от дяди бата и все пройдет.

Было начало зимы… Ибрай в то время жил в местности «Жаман жалгызтау – Неказистая одинокая гора». Как бы Тайжан не упирался «не поеду», отец завернул его в белую кошму и повез к дяде.

После благословения Ибрая Тайжан действительно остепенился и стал хорошим акыном. Родной дядя племяннику оказал большие почести, да и представители рода Караул, выходцем которого был сам Ибрай, тоже очень хорошо отнеслись к молодому таланту. И тогда Тайжан, прощаясь, в благодарность сочинил и в их честь стихи:

– Халқым сүйіп атымды қойған Тайжан,

Егіз туған анадан Арғын, Найман.

Осы арадан бөтен еш жұмысым жоқ,

Бата алғалы келіп ем Ыбырайдан.

Бірің емес, бәрің де нағашымсың,

Саздай жерге өрбіген ағашымсың.

Осы жолы Тайжанды сыйлап жібер,

Бұдан былай Тайжанның бағы ашылсын.

– Меня назвали любя Тайжаном,

Близнецами родились Арыгыны и Найманы.

Здесь у меня не было дел никаких,

Приехал я, чтобы дядя Ибрай меня благословил.

Все родичи мои, как деревья,

Выросшие на хорошей почве.

В этот раз вы хорошо приняли меня,

Тайжан доброту не забудет никогда».

Бата на Наурыз

Есть благословения, которые даются во время праздников. Например, бата на празднике «Наурыз» звучат так:

Ниеттерің ақ болсын,

Наурыздың ақша қарындай.

Бастарыңа бақ қонсын,

Шаштарыңның барлық талындай!

Санасы асыл адамның,

Көңілде кірі қалмасын.

Құты қашып жаманның,

Жақсы тапсын жалғасын!

Тыныш болсын даламыз,

Түгел болсын нуымыз.

Таза болсын ауамыз,

Тұнық болсын суымыз.

Қайғы-уайым жоқ болсын,

Оралмасын кез өгей.

Ырысымыз көп болсын

Бүгінгі наурыз көжедей.

Пусть ваши намерения будут светлы,

Как Наурыза белый снег.

Пусть к вам прилетят много птиц,

Столько, сколько у вас волос на голове!

У кого помыслы чисты

В душе пусть не останется пятен.

Пусть черные мысли исчезнут плохих людей

И доброта найдет свое продолжение!

Пусть мир будет в степи,

Пусть много будет нас всегда.

И чистым будет воздух наш,

И прозрачной будет вода.

Да не возвратятся трудностей времена,

Исчезнут пусть горести все.

Пусть будет много счастья вновь,

Как наурыз коже в казане.

Старшие также в благодарность благословляют приготовивших Наурыз-коже:

Көже істеген келіндер,

Көпке жақын елші бол,

Бозторғайдай төлшіл бол,

Ор қояндай көзді бол,

Адам таппас сөзді бол!

Снохи, вы приготовили вкусно,

Будьте как послы хороших дел,

Желаем вам много птенцов, как у жаворонка,

Пусть будут глаза ваши зорки, как у зайца,

И будьте находчивы в словах, как никто!

Казахи знали цену природы и благословляли каждый новый месяц:

Өткен ай өзімен кетсін,

Туған ай жарылқасын,

Аяз әлін біліп,

Күнекей күн жарлықасын!

Пусть уходит с добром прошлый месяц,

Пусть новый месяц принесет покой,

Пусть мороз знает свое место,

Пусть солнце краса обогреет всех нас!

Мне посчастливилось пить чай из рук супруги великого казахского художника Абильхана Кастейулы. После чаепития Сакыш апа прочла такое благословление:

Құдай жолды оңдасын,

Еш жамандық болмасын.

Денсаулығымыз зор болсын,

Дастарханымыз мол болсын!

Да справит бог дорогу.

Да не случится плохое.

Пусть будет хорошим наше здоровье

И пусть будет полным дастархан.

Бывает и так, когда младшие возрастом дают бата старшим. Известная поэтесса Фариза Онгарсынкызы так благословила старейшин:

Түндерің тыныш болсын,

Үйлеріңе ырыс толсын.

Келіндерің есті болсын,

Ұлдарың сесті болсын.

Балаларың қуаныш әкелсін,

Немерелер жұбаныш әкелсін.

Орындарың төр болсын,

Дастарқандарың мол болсын.

Қатарларың көп болсын,

Уайым қайғыларың жоқ болсын.

Жастардың қазасын көрмеңдер,

Зұлымдардың жазасын көрмеңдер!

Еліңде бірлік болсын,

Жарасты тірлік болсын!

Пусть ночи ваши будут тихи,

Пусть чаши в доме будут полны.

Пусть снохи будут послушны,

А сыновья будут умны.

Пусть дети радуют вас,

Пусть внуки счастье даруют,

Ваше место пусть будет высоко

И на дастархане будет полным полно.

Пусть ровесников будет много вокруг,

И переживания, и горести изчезнут вдруг,

Чтобы не видели вы похорон молодых,

Чтобы злые слова миновали ваш слух,

Пусть в стране будет единение

И радуют мирных дел творения!

Современные бата

Бата всегда находится рядом. Казахи благословляют и незнакомых людей, которых видят в первый раз. Однажды у автобусной остановки я увидел одиноко сидящего аксакала. Со мной был маленький сын. Аксакал посмотрел на моего сына и сказал:

– Я живу в городе Туркестан, сейчас я пенсионер. Хочу благословить твоего сына.

Я взял в руки сына и сел рядом с аксакалом, раскрыв ладони. Старец от души благословил моего сына, высказал много хороших пожеланий. Когда я пришел домой, записал в свой дневник все как было. Сейчас моему сыну двадцать четыре года, он нашел свое место в обществе и работает во благо нашей страны. Все хорошее, что случилось с моим сыном, я связываю с бата того самого аксакала.

Казахские бата-благословения способствуют правильному развитию общества. Эта традиция продолжается и по сей день. В благословениях отражаются черты и сегодняшнего дня. Некоторое время назад на одном мероприятии я услышал из уст известного современного поэта Оразакына Аскара сочиненное им вот такое бата:

Елбасымыз алысты көрсін,

Ел-жұртымыз табысты болсын.

Қыздарымыз сұлу,

Ұлдарымыз намысты болсын!

Көршілеріміз тыныш болсын,

Таңдағанымыз жұмыс болсын.

Малымыз төлдеп, егіні із көктеп,

Дастарханымызға ырыс толсын!

Нарық қалтаны қақпайтын болсын,

Теңгеміз теңдік сақтайтын болсын.

Қазақстанның барлық азаматтары

Қазақша сөйлеп, алға аттайтын болсын!

Соғыстың беті болсыншы әрі,

Ренжімесін өміріне кәрі.

Бауыр етіміз балалар түгі,

Сатылмасын құс балапандары!

Мәдениетіміз мәнді болсын,

Тұрмысыз сәнді болсын.

Бәрін айт та, бірін айт,

Дербестігіміз мәңгі болсын!

Пусть Елбасы наш будет мудрым,

Народ пусть успешным будет,

Девушки будут красивыми,

А парни наши будут честными!

Пусть соседи будут мирными,

Мы выбираем честный труд.

Пусть пастбища полны, и пшеница густо растет

Дастарханы пусть полные дома нас ждут!

Пусть экономика не бьет по карману,

И тенге наш будет равным средь валют,

Пусть все казахстанцы говорят на казахском

И вместе в будущее шагнут!

Пусть культура наша будет содержательной,

Пусть жизнь наша будет созидательной,

А самое главное счастье сейчас,

Пусть независимость будет вечной для нас!

Казахи всегда придерживались своих обычаев и традиций. И нет сомнения в том, что бата-благословения как средство воспитания подрастающего поколения будут передаваться из поколения в поколение.

Через 70 дней после завершения Ораза айта начинается Курбан айт. Во время Курбан айта верующие делают жертвоприношение. Так же, как и в Ораза айт, в первый день праздника мусульмане собираются в мечети или у одного из почитаемых аксакалов и читают айт намаз. Основной целью Курбан айта является чтение Корана и жертвоприношение в память о тех, кто покинул этот мир. В течение трех дней айта в мечети, в домах верующих читаются суры из Корана и молитвы, посвященные в первую очередь всем пророкам, а также в память родных и близких.

В первый же день праздника, после чтения праздничного намаза, приносят жертву. Традиция жертвоприношения сохранилась до сих пор. Обычно в жертву приносят овец, коз, верблюдов или коров. Другие виды животных или звери не могут быть принесены в жертву. Животные, которых приносят в жертву, должны быть здоровыми и упитанными. Существует определенный порядок проведения жертвоприношения: жертвенное животное переворачивают на левый бок, направляя его голову в сторону Мекки, прежде чем забить животное, мулла читает молитву, закалывает животное мусульманин. Мясо принесенного в жертву животного раздается неимущим, из оставшейся части мяса готовят блюдо, которое должны отведать все домочадцы, близкие и соседи.


В древности у многих народов мира были случаи, когда в жертву приносили детей. Соблюдая данную традицию, пророку Ибрагиму было велено принести в жертву единственного сына - Исмаила. Как бы не было тяжело Ибрагиму, но он согласился, однако Всевышний в последний момент спустил с небес огромного барана. С тех пор в жертву стали приносить животных. Праздник Курбан айт проходит в день завершения хаджа в Мекку, в течение которого совершается ритуал жертвоприношения. Хадж в Мекку является одной из обязанностей для мусульманина. Совершающие хадж мусульмане в честь успешного завершения паломничества также совершают обряд жертвоприношения.

В дни празднования Курбан айта в течение трех дней во всех домах накрывается стол. Дастархан обычно бывает по-настоящему праздничным и обильным, а хозяева - хлебосольными. Любой человек, пришедший поздравить с праздником, радушно встречается хозяевами. Каждый, пришедший поздравить с праздником, произносит слова: «С праздником Курбан айт!» и должен отведать мясо животного, принесенного в жертву. Дети, пришедшие на праздник, получают небольшие подарки. Ребенка, появившегося на свет в праздничные дни, называют звучными именами: Айткали, Курбангали, Айтбай и т.д.

Разнообразные праздники и игры всегда имели большое значение в общественной жизни разных народов. Разновидности и специфика игр зависели от социального строя данного общества, а также от привычек и особенностей деятельности людей. Существует множество видов игр и праздников, обусловленных выполняемыми функциями.

Во все времена играли важную роль в повседневной жизни людей. Такие военно-спортивные игры как сайыс, скачки, алтын какбак ату и другие, выполняли обучающую и общественную функцию. Множество игр, например, аламан байга, носили обрядово-ритуальных характер. Многие народные торжества были посвящены социально значимым событиям. Зачастую такие мероприятия длились несколько дней, в течение которых проводились разнообразные игры, соревнования, скачки. Также для казахов значительными были семейно-родовые праздники. Наиболее значимыми событиями для такого рода праздников являлись свадьба, рождение сына, день укладывания малыша в колыбель и прочие. Семейно родовые торжества всегда сопровождались шумным гулянием, обильными угощениями, играми.

Среди казахских национальных праздников одним из самых крупных был Наурыз или Новый Год . Народы Средней Азии и казахи празднуют его 22 марта. Торжество продолжается три дня, во время которых люди поздравляет родных, близких, соседей, готовят национальное блюдо «наурыздык», устраивают различные игры и развлечения.

Весной также отмечался праздник, связанный с перемещением аула с зимней стоянки на летнюю, а осенью отмечалась перекочевка на прежнюю стоянку.

Среди казахов был распространен ислам, в связи с чем было принято отмечать основные мусульманские праздники:
праздник разговения (ураза айт),
праздник жертвоприношения (курбан айт).

Но, в отличие от других мусульманских народов, у казахов на первом месте стояла социально-обрядовая значимость данных праздников, а не религиозная.
Казахи всегда были кочевниками, поэтому всегда почитали лошадей и питали любовь к конным видам спорта. Именно это повлияло на то, что среди казахских национальных праздников было множество, связанных с лошадьми. Среди такого рода торжеств и игр «аламан байга», одно из древнейших и популярнейших, в то же время и наиболее доступных, состязаний, представляющее собой скачки на длинные дистанции (от 25 до 100 км).
Также популярным видом скачек был «жарга дарыс» или соревнования на иноходцах – лошадях, способных бежать иноходью. Такие скакуны очень ценились, а их тренировками занимались специально обученные люди.

Казахские национальные праздники изобилуют разнообразными видами борьбы на лошадях, например, «сайыс» - состязание наездников на пиках, «аударыспак» - борьба на лошадях, «жамбы ату» - стрельба по мишени на скаку и многие другие.

На основе традиций, связанных с лошадьми также возникли различные конноспортивные игры, такие как «кумыс алу», в которой всадник должен, применив всю свою ловкость и умение, поднять на скаку с земли монету. Популярна также «кыз куу» игра, в которой наездник соревнуется с девушкой-наездницей. Если первым к финишу приходит джигит, то он может поцеловать девушку, а если наоборот, то девушка наносит всаднику несколько ударов плетью, и это ложится позором на юношу. Это древняя забава, уходящая корнями во времена, когда казахские девушки были прекрасными наездницами и воинами.
Существует также множество детских и молодежных игр, таких как «алты бакан», так называемые казахские качели или «ак суек» - развлекательная игра, команду-победителя которой развлекают проигравшие.

Самой популярной интеллектуальной игрой была тогыз кумалак – настольная игра, победителем которой считается игрок, сбивший больше костей-шариков противника.

Ну и, конечно же – охота, издавна являвшаяся одним из любимых развлечений казахов.



Рассказать друзьям