«Когда ребёнок видит жестокость в семье, он страдает не меньше, чем жертва побоев. Почему родители проявляют жестокость к своим детям и что можно сделать в таких случаях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как бы печально это ни звучало, но жестокость родителей в отношении к детям - широко распространенное явление. Около 14% всех детей периодически подвергаются жестокому обращению в семье со стороны своих родителей, применяющих к ним физическую силу. Почему это происходит? Какова психологическая составляющая родительской жестокости? Как справиться с ней самостоятельно? Обо всем этом читайте ниже.

2 279132

Фотогалерея: Жестокость родителей в отношении к детям

По статистике, например, в США и Канаде 2 миллиона детей ежегодно страдают от избиения собственными родителями. Причем, в 1/3 всех случаев подобного физического насилия дети получают увечья. Ежегодно по всему миру тысячи детей гибнут от рук своих родителей.

Характеристика родителей, проявляющих жестокость

Так что же представляют собой родители, жестоко обращающиеся со своими детьми? Обычно это люди, находящиеся в стрессовых условиях или переживающие крушение своих установленных ранее жизненных планов. Самые распространенные общие проблемы, которые характерны для таких родителей - частые депрессии, чувство одиночества, супружеские раздоры, отсутствие работы, злоупотребление психотропными веществами, перенесенный развод, насилие в семье, пьянство и беспокойства, связанные с нехваткой денег.

Большинство родителей осознает, что они не должным образом обращаются со своими детьми, но им не под силу себя остановить. Другие родители, которые постоянно подвергают своих детей жестокому обращению, откровенно ненавидят их или чувствуют отвращение к ним. Детские грязные пеленки, надрывный плач, их детские потребности невыносимы для подобных родителей. Мать, которая жестоко обращается со своим ребенком, считает, что ее ребенок досаждает ей нарочно, делает все «назло». Нередко родители с такими отклонениями в психике мечтают, что ребенок сразу после своего рождения сделает их счастливыми. Когда же ребенок начинает невольно разочаровывать их, следует подобная смертельно опасная реакция.

Жестокость родителей к детям бывает импульсивной или намеренной, сознательной или неосознанной. Родительская жестокость, согласно исследованиям, имеет место в 45% семей. Однако, если учитывать еще и угрозы, подзатыльники, запугивания и шлепки, то практически каждый ребенок подвергается хотя бы изредка проявлениям родительского насилия.

Среди основных причин недовольства своими детьми - неудовлетворенность их учебой - 59 %. Хвалят своих детей за правильно выполненные домашние задания - 25% родителей, а ругают и избивают за неуспеваемость - 35%. Более трети всех родителей на вопрос: «Каким вы считаете своего ребенка?» дали своим детям такие характеристики: «плохим», «неуспевающим», «неаккуратным», «приносящим много хлопот» и т. д. На вопрос: «Почему вы так говорите о своем ребенке?» - родители отвечали: «Мы так воспитываем его. Он должен знать свои недостатки. Пусть делает все, чтобы стать лучше».

Порочный круг насилия

В основе практически всех случаев жестокого обращения с ребенком лежит порочный круг насилия, перетекающий от одного поколения к другому. Примерно треть всех тех родителей, подвергающихся жестокому обращению в раннем детстве, плохо обращаются в дальнейшем со своими собственными детьми. Еще треть всех родителей не проявляют жестокости в отношении к детям в повседневной жизни. Однако они иногда поступают жестоко, находясь в стрессовом состоянии. Такие родители никогда раньше не учились тому, как любить детей, как их воспитывать и как общаться с ними. Большинство детей, которые подвергались жестокому обращению со стороны родителей, во взрослой жизни сами начинают проявлять к своим детям жестокость.

Мотивы и причины родительской жестокости

Главные мотивы жестокости родителей к своим детям - стремление «воспитать» (50%), месть за то, что ребенок не оправдывает надежды, что-то просит, постоянно требует внимания (30%). В 10% случаев жестокость к детям является самоцелью - кричать ради крика, избивать ради избиения.

Наиболее типичными причинами жестокости в семье являются:

1. Традиции патриархального воспитания. Ремень и порка долгие годы считались лучшим (и единственным) воспитательным средством. Причем не только в семьях, но и в школах. Вспоминается некогда популярный афоризм: «Побольше тумаков - меньше дураков».

2. Современный культ жестокости. Резкие социально-экономические изменения в обществе, стремительная переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто оказываются в состоянии стресса. При этом они переживают прилив ненависти к более слабому и беззащитному существу - к ребенку. «Разрядка от стрессов» тоже зачастую происходит на детях, чаще на дошкольниках и младших школьниках, не понимающих, почему родители сердятся на них.

3. Низкий уровень правовой и общественной культуры современного общества. Ребенок тут выступает, как правило, не субъектом, а объектом воздействия. Вот почему некоторые родители добиваются поставленных воспитательных целей жестокостью, а не какими-то другими средствами.

Предотвращение жестокости по отношению к детям

В наши дни создано множество различных общественных организаций для того, чтобы выявить детей, подвергающихся избиениям или лишенных заботы своих родителей. Однако даже узаконенное «попечение» над детьми, пострадавшими от жестокого обращения, не приносит зачастую желаемых результатов. Суд в состоянии принять решение о взятии попечительства над ребенком, или родители сами охотно соглашаются поместить его в детский дом. Иногда забота о ребенке в детском доме бывает гораздо лучшей, чем дома. Однако, вполне вероятно, что такая забота дополнительно травмирует ребенка. В некоторых случаях ребенок остается дома с родителями, но тех, в соответствии с эффективной программой, обучают умению заботиться о детях, справляться со стрессами. Было бы лучше, если бы этим навыкам обучали подростков еще в средней школе.

  • Быстро выйти из комнаты и позвонить приятелю;
  • Включить успокаивающую музыку;
  • Успокоиться, сделав 10 глубоких вздохов, затем через паузу еще 10 вздохов;
  • Выйти в другую комнату и сделать какие-нибудь упражнения;
  • Принять прохладный душ;
  • Сесть, закрыть глаза и представить, что вы находитесь в приятном для вас месте.
  • Если ни одна из стратегий не помогает, обратитесь за помощью к профессионалам.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Родительское собрание: «Жестокие взрослые -жестокие дети. Профилактика насилия в семье»

План родительского собрания: 1. «Понятие жестокого обращения в семье и его формы, виды» (Тронина И.Д.) Последствия жестокого обращения в семье. Дети « Маугли ».(Короткова И.В.) 3. Жестокое обращение с детьми - порочный круг. (Юртайкина О.А.) 4. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми (Максимова Т.В.) заместитель начальника отдела Государственного комитета юстиции)

Цель: Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Задачи: Информирование о формах и видах насилия, причинах и последствиях жестокого обращения взрослых с детьми. Осознание последствий жестокого обращения для развития личности ребенка и формирования его жизненного стиля. Формирование навыков конструктивного общения с ребенком. Формирование адекватным способов реагирования на проявление жестокости по отношению к ребенку. Организация профилактической работы с родителями, с целью предотвращения жестокого обращения с детьми.

« Мир жив добротою и уваженьем, А плетка рождает лишь страх и ложь. И то, что не можешь взять убежденьем - Хоть тресни - побоями не возьмешь!... В ребячьей душе все хрустально-тонко, Разрушим - вовеки не соберем. И день, когда мы избили ребенка, Пусть станет позорнейшим нашим днем!"

Из истории Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.

Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. Мифы Факты 1.Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях. Неблагополучные семьи более «прозрачны», проблемы детей из таких семей заметны окружающим. Семьи с высоким доходом более «закрыты». Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.

Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. 2.Физические наказания могут пойти на пользу ребенку. Физическое наказание рождает в ребенке чувство страха, унижения, усиливает ярость. Прививаемые таким путем нравственные нормы не усваиваются. Развивается агрессивность детей. 3.Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение. Дети могут вызывать своим поведением гнев, раздражение, но только взрослые в ответе за то, какие способы они выбирают для выраженения своего гнева.

Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. 4.Сексуальное насилие детей - редкость. Ежегодно в России регистрируют 7-8 тыс.случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждено уголовное дело. Их в 3 раза больше, чем случаев избиения детей. 25% женщин России подвергалось сексуальному насилию в детстве. 5.Сексуальное насилие чаще совершается незнакомцами. В 75-80% случаев насильники знакомы детям, из них 45% -это родственники, родители или лица их заменяющие.

Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. 6.Сексуальному насилию подвергаются подростки. Наиболее часто насилию подвергаются дети от 8 до 11лет, дошкольники тоже считаются повышенной группой риска. 7.Дети часто сами выступают в роли сексуальных соблазнителей. Дети могут испытывать сексуальные чувство, однако у них отсутствуют знания и опыт для того чтобы инициировать сексуальную активность вне группы сверстников. Взрослые, обладая таким опытом осознают какой физический и моральный вред могут нанести эти действия

Статистика: Насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тысяч - убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье; 25 тыс. находятся в розыске; В 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций); около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

В 2000 г. зарегистрировано 2557 преступлений (в 1998 г. - 1969, в 1999 г. - 2116), предусмотренных ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних). В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Статистика 52% жертв - девочки, 48% – мальчики возраст: 67% детей младше одного года, 80% -младше трех лет. В 50% случаях насилие повторяется. В 10% случаях насилия – смертельные исходы.

Статистика: 75 % процентов обидчиков - это родители, у которых наблюдаются ментальные отклонения; 61 % матерей избивают своих детей.

Кто обижает детей? 77% обидчиков - родители ребенка, 11% - родственники жертвы, 2% - люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители) 10% всех обидчиков детей - это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком. 81% обидчиков моложе 40 лет, 61% составляют женщины, Пол обидчиков различается в зависимости от вида причиняемого насилия: отсутствие заботы часто приписывается женщинам, а нанесение травм и увечий - мужчинам.

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

ВИДЫ НАСИЛИЯ: ФИЗИЧЕСКОЕ-16% ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (эмоциональное)-7% ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЁНКА - 63 % СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ - 10%

Физическое насилие-16% Преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. Физическое насилие - это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Физическое насилие проявляется как: удары по лицу; тряски, толчки; затрещины, удушения, пинки; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; избиение ремнем, веревками; нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Распознание факта физического насилия над ребенком Характер повреждений: синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов.

Множественные повреждения имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и т. д..) задержка физического развития; боязнь физического контакта со взрослыми; стремление скрыть причину травмы; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; раздражительное поведение; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; суицидальные попытки. Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка:

Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются: противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей; обвинение в травмах самого ребенка; позднее обращение или не обращение за медицинской помощью; отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком; неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу; большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

Причины почему родители бьют своих детей: Традиция (Учить – значит пороть.) Наследственность (Меня били – и я своих детей бью.) Скудный словарный запас (Аргументы заканчиваются раньше, чем обсуждение темы) Ощущение своего ничтожества (Бей своих, чтоб чужие боялись) Сексуальная неудовлетворенность.

На основании изучения характеристик родителей, чьи дети пострадали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к группе риска: семьи, где родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; семьи, где родители (или один из них) имеют психические заболевания; семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что приводит к частым ссорам и скандалам; семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и развитию; семьи, где родители находятся в состоянии стресса, в связи со смертью близких, безработицей или тяжелыми социальными условиями проживания семьи в данный период времени.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (эмоциональное) насилие- 7% : Постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. Снижение самооценки ребенка, утраты веры в себя. Отвержение Терроризирование Изоляция Игнорирование

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка: задержка физического и умственного развития ребенка; нервный тик, энурез; проблемы с едой; постоянно печальный вид; различные соматические заболевания. беспокойство, тревожность, нарушения сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; излишняя уступчивость или осторожность; плохая успеваемость.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЁНКА -63% Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, мед.помощи, отказ от лечения. Оставление ребенка без присмотра. Лишение ребенка должного внимания и заботы, риск для ребенка стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступлений. Эксплуатация ребенка непосильным трудом.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; частая вялотекущая заболеваемость; задержка речевого и моторного развития; постоянный голод; кража пищи; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность и импульсивность; антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Сексуальное насилие (развращение)-10% : Вовлечение ребенка с его согласия или без, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальные действия: Половой акт, контакт. Сексуальные касания, ласки эрогенных зон. Разговоры и звонки сексуального характера. Эксгибиционизм. Демонстрация эротической продукции. Фото и видеосъемка порнографического характера

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: патриархально-авторитарный уклад; плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью; конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и повреждения ребенка: Заболевания, передающиеся половым путём повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести тики, заикание, энурез; ночные кошмары, страхи, трудности социализации; несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; использование непристойных слов сексуального характера для оскорбления других; Прикосновения сексуального характера к другим детям; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка, отчужденность; проституция, беспорядочные половые связи; эротизированное поведение. пристрастие к алкоголю и наркотикам

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-х ЛЕТ Тревоги, страхи, беспокойство Спутанность чувств Расстройство сна Потеря аппетита Агрессия Страх перед чужими людьми

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Тревога Боязливость Чувство вины, стыда, отвращения Чувство беспомощности, испорченности Отстранённость Агрессия

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Страх Чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру Сложности в определении семейных ролей Нарушение сна, аппетита Молчаливость либо неожиданная разговорчивость Агрессивное поведение

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-13 ЛЕТ Депрессия Чувство потери ощущений Изоляция Манипулирование другими детьми Противоречивое поведение

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ (13-18 лет) Отвращение, стыд, вина, недоверие Сексуальные нарушения Несформированность социальных ролей и своей роли в семье Чувство собственной ненужности Агрессивное поведение Уход из дома Суициды

Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

Причины жестокого обращения в семье: Социально-экономические факторы риска насилия в семье. Структура семьи и модель общения в ней. Личность родителей (их психическое и эмоциональное здоровье). Невежество Личность ребенка

Факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения родителей Опыт насилия в детстве. Особенности личности взрослого. Особенности отношения к ребенку. Низкий уровень развития социальных навыков. Неразвитость родительских навыков и чувств. Психическое здоровье. Ситуационные факторы(стрессы, переживания) Алкогольное, наркотическое опьянение.

Особенности физического и личностного развития детей, повышающие риск насилия Дети –инвалиды с физическими и умственными недостатками. Дети с врожденными уродствами. Дети, родившиеся в результате изнасилования или случайной половой связи. Недоношенные дети. Дети разлученные с матерью в течение первого года жизни. Дети, чей пол не соответствует ожиданием родителей. Нежеланные дети. Нелюбимый ребенок в семье. Дети имеющие сходство с нелюбимыми родственниками. Дети с расстройствами поведения (раздражительные, гиперактивные, агрессивные,) Высокоодаренные или талантливые дети.

Что делать если ребенок сообщает нам о насилии. Отнеситесь к ребенку серьезно. Попытайтесь оставаться спокойными. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.

Успокойте и поддержите ребенка словами. «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал». «Я тебе верю». «Ты в этом не виноват». «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми». «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Мне надо поговорить о том, что случилось с...(юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.

Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше. Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка. Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.

Для защиты прав детей в Российской Федерации созданы специальные институты Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Уполномоченный по правам ребенка при Главе Республики Мордовия Органы опеки и попечительства (администрация муниципального района и ГО Саранск) Органы прокуратуры Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Республиканская и муниципальных районов и городского округа Саранск) Общественный инспектор по охране прав детства образовательного учреждения Отделение по делам несовершеннолетних полиции Детский телефон Доверия с единым общероссийским номером и другие телефоны доверия, действующие в Республике Мордовия Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Республике Мордовия Другие правозащитные органы и общественные организации

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ПСИХОЛОГ ВРАЧ – ПСИХОТЕРАПЕВТ ВРАЧ – ПСИХИАТР ВРАЧ - ПСИХИАТР - НАРКОЛОГ

Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились, Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились. Если валит усталость с ног Совладать с нею нету мочи, Ну а к Вам подойдет сынок Или руки протянет дочка. Обнимите покрепче их, Детской ласкою дорожите Это счастье? короткий миг, Быть счастливыми поспешите. Ведь растают как снег весной, Промелькнут дни златые эти И покинут очаг родной Повзрослевшие Ваши дети.

Решение: Педагогическому коллективу школы организовать работу по выявлению случаев жестокого обращения с детьми. Заместителю директора по ВР Ивениной И.Н. организовать работу педагогического коллектива по программе «Профилактика, жестокого обращения с детьми» с целью предупреждения нарушения прав детей в семье, информирования родителей по вопросам семейного законодательства и повышения их ответственности за воспитание детей. Классным руководителям 1-11кл провести родительские собрания « Жестокие родители – жестокие дети ». Классным руководителям 10-11кл включить в план работы программу тренинга «Школа подготовки молодежи к семейной жизни». Психологам Юртайкиной О.А., Девяткиной Л.А., организовать консультации для родителей и детей попавших в трудную жизненную ситуацию. Социальному работнику Старцевой Л.В. подготовить различные памятки для родителей и учащихся по теме «Как выжить если ты в опасности».


Это случилось, когда я приехал погостить к своей матери в один из провинциальных городков России. Был обычный день, я вышел прогуляться и увидел, что местные дети поймали собаку, связали её и стали кидать в неё камнями, состязаясь в меткости.

Я накричал на мелких садистов и освободил бедное перепуганное животное. Детям очень не понравилось, что их лишили забавы и одна маленькая девочка кинула камнем в меня. Я подошёл к ней и, схватив за руку, стал объяснять ребёнку, почему нельзя причинять боль другим. Остальные, увидев, что их товарищ попался, взяли палки и начали меня окружать. Они были похожи на маленьких чертей, обзывали меня матерными словами и требовали отпустить их подругу.

Конечно, их было примерно 15 человек, но я то взрослый и сильный. Мне было понятно, что в этом маленьком городке я для них чужак. Здесь действовали законы толпы. В любом случае, бить детей мне не хотелось. Я стал аккуратно отбирать у них палки и отпускать им лёгкие подзатыльники, пропуская некоторые удары по ногам. Дети поняли, что им со мной не совладать, распустили сопли и, с воплями и плачем, убежали. Я тоже пошёл домой с испорченным настроением. Жизнь в глухомани всегда виделась мне отвратительной, именно из-за практически полного отсутствия интеллигентных людей, способных воспитать культурное потомство.

В большом городе всем на всех наплевать и порой это позволяет почувствовать себя в уединении, даже когда тебя окружает толпа. Здесь же, любое, даже самое незначительное событие становилось источником всевозможных сплетен и пересуд, так что я готовился к последствиям. Пока я сидел в кресле в саду, за забором стала собираться толпа разъярённых родителей…

Прибежала моя перепуганная мать и начала кричать:

— Сынок, что ты натворил! Соседи твердят, что ты маленьких деток побил!

— Понятно…

Через несколько минут, за нашим забором уже стояло внушительное число орущих родителей с лопатами, вилами и древками. Они требовали, чтоб я вышел к ним. В общем меня решили линчевать. Я сказал матери, что её город — отвратительный, люди тут тупорылые идиоты и разбираться с ними я не собираюсь. Раз её всё устраивает и она не хочет переезжать в нормальный город, значит это её личный выбор, а мне тут больше оставаться незачем.

— Я возвращаюсь к себе домой, мать.

С этими словами я взмыл над домом и, увидев на высоком тополе крепкую ветку, встал на неё, опершись на ствол дерева. Снизу на меня смотрела разъярённая толпа и я обратился к ней:

— Чего вы хотите? Я лишь слегка повоспитывал ваших детей, потому что они издевались над животным и кидались в меня камнями.

— Сволочь! Спускайся, дети нам всё рассказали, сейчас мы тебя научим как надо себя вести.

— Вы отвратительные невежды, вас даже животными не назовёшь, вы самые настоящие бесы, вот вы кто! Черти поганые, и дети у вас такие-же! Счастливо оставаться!

Происходящее мне надоело и я взлетел в небо. Там было очень красиво и спокойно. Лицо обдувал тёплый, свежий ветер и я просто летал сквозь облака, наслаждаясь видами земли с высока. Затем решил отправиться на юг и полежать на каком-нибудь безлюдном пляже.

Прилетев в незнакомую восточную страну, я нашёл более или менее тихое место для отдыха. Спустился на мягкую травку и прилёг невдалеке от моря погреться на солнышке и привести в порядок мысли. Какое-то время я обдумывал случившееся, а дальше стал прикидывать, как бы мне лучше добраться домой и проснулся…

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема: «Жестокие родители – жестокие дети». Воспитание без жестокости.

Профилактика жестокого обращения с детьми.

Подготовила педагог-психолог: Соснина О.П.

Цели: 1. Информирование родителей о жестоком обращении, его формах и видах.

2. Ознакомление родителей с основными причинами и факторами риска жестокого обращения в семье.

3. информирование о способах конструктивного обращения с ребенком как методах профилактики жестокого обращения в семье.

4. Формирование адекватных способов реагирования на проявление жестокости по отношении к ребенку.

Ход собрания.

Вступительная беседа.

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о важной проблеме: «О проблеме жестокого обращения с детьми». Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Многие родители продолжают жить устаревшими нормами «Нас били и ничего, мы выросли воспитанными людьми».

Многие родители считают телесное наказание методом дисциплинарного воздействия -«воспитательным» процессом.

Почему родители бьют своих детей?

Родители не знают о последствиях телесного наказания, как в дальнейшем это влияет на его поведение и индивидуальность.

Ребенка не рассматривают как полноправную личность. «Мал еще, глуп». Поэтому некоторые родители считают вправе проявлять агрессию по отношению к ребенку: «я тебя породил, я тебя и убью».

Загруженный рабочий график, бытовые проблемы, материальное неблагополучие, забота о завтрашнем дне и т.д. вызывают нервное напряжение, которое некоторые родители выливают на своих детей.

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, при недоступности чего-то желанного.

Жестокое обращение не сводится, к избиению, насмешкам, оскорблениям.

Физическое (это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли).

Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность.

Сексуальное (посягательство на половую неприкосновенность по отношению к несовершеннолетним членам семьи),

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми), унижение, оскорбление, отвержение ребенка.

Отсутствие заботы (пренебрежение основными нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре). Чаще всего пренебрегают нуждами ребенка родители алкоголики, наркоманы; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни;

Последствия Жестоком Обращении с детьми: могут проявляться как сиюминутно - синяки, травмы, так и спустя некоторое время - психические нарушения.

Уход в религиозные секты

Объединения в неформальные группы с криминальной направленностью

Агрессивное, преступное поведение детей.

Бродяжничество

Почему порка, затрещина или шлепок по руке, опасны для ребенка. В дальнейшем

Они преподают ребенку урок насилия;

Они нарушают уверенность ребенка; рождают тревогу, ожидание следующего удара;

В дальнейшем разрушается сострадание к другим.

Дети, подвергшиеся насилию, испытывают следующие психологические проблемы:

Агрессивны, вспыльчивы без видимой причины, бывают очень пассивны, не могут себя защитить, нарушается контакт со сверстниками

· любым путем привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего поведения;

· низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности («Я хуже всех»);

· высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна.

В старшем возрасте у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой;

· задержки в развитии;

· агрессивное, импульсивное, противодействующее поведение, вандализм.

· трудности в адаптации в обществе (отсутствуют навыки общения со сверстниками).

· появляется пристрастие к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие асоциальные поступки;

· трудности при создании собственной семьи. Они не могут дать своим детям тепла и любви, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Ребёнок сохраняет эмоции, испытываемые им при наказании, а не слова бьющего отца или ругающейся матери о том, что это вредно или небезопасно. Крики и оскорбления не дадут хорошего воспитания, а лишь усугубят страх и душевную боль ребенка.

Часто родители оправдывают себя говоря: «Я сгоряча!», «У меня не хватает терпения». Это проблема родителя, а не ребенка. Изменят родители стиль общения, станут эмоционально уравновешенными, и проблема поведения ребенка исчезнет сама собой.

Как известно жестокость родителей порождает жестокость детей.

Жестокость – это не только когда бьют или ругают, но и Равнодушие, когда имя ребенка «НИКТО», когда его просто не замечают, не интересуются его делами, интересами, чувствами.

Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас. Тема моего выступления очень важна – «Жестокое обращение. Насилие в семье». Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы воспитания.

Главный институт воспитания – семья. Благодаря родителям ребёнок познаёт мир, усваивает моральные ценности. И то, какой будет его жизнь и жизнь его родителей в старости, зависит от того, что ребёнок «впитает с молоком матери» в детстве. Проблема жестокости родителей в отношении детей актуальна во всех странах.

Виды жестокого обращения в семье.

Жестокое обращение не сводится, к избиению. Травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Выделяют несколько видов жестокого обращения:

Физическое,

Сексуальное,

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми)- это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п. Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, депрессия, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность.

Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка) - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Признаки жестокого обращения и виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми.

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы. Это:

Следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16 Уголовного кодекса РФ «Преступления против жизни и здоровья»);

Следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);

Запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

Отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи

Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми -явление широко распространенное. От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы. Даже если верна лишь первая цифра, это означает, что только в США и Канаде 2 миллиона детей ежегодно избиваются своими родителями. Приблизительно в 1/3 всех случаев физического насилия ребенок получает увечья. Каждый год тысячи детей погибают от рук своих родителей.

Характеристика родителей, жестоко обращающихся со своими детьми.

Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми? Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов. Наиболее общие проблемы, характерные для таких родителей, - это депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой.

Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить. Другие родители, подвергающие своих детей жестокому обращению, буквально ненавидят их или чувствуют к ним отвращение. Детские мокрые, грязные пеленки, плач, потребности невыносимы для таких родителей. Мать, жестоко обращающаяся со своим ребенком, вероятно, считает, что ее ребенок нарочно досаждает ей. Нередко родители с подобными психическими отклонениями мечтают, что ребенок немедленно сделает их счастливыми, когда же ребенок разочаровывает их, следует смертельно опасная реакция.

Порочный крут насилия.

В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно треть всех тех родителей, кто гнщвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращаются со своими собственными детьми. Еще треть родителей обычно не проявляют жестокости к своим детям. Однако они могут так поступать, находясь в состоянии стресса. Такие родители просто никогда не учились тому, как любить детей, общаться с ними и воспитывать их. Короче говоря, большинство детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны своих родителей, позднее сами начинают проявлять жестокость к своим детям.

Предотвращение жестокости по отношению к детям.

В настоящее время создано множество общественных организаций дли того, чтобы выявить тех детей, которые подвергаются избиениям, или тех, о ком не заботятся родители. Однако узаконенное «попечение» над детьми, подвергающимися жестокому обращению, не приносит положительных результатов. Суд может принять решение о том, чтобы взять попечительство над ребенком, или родители могут охотно согласиться поместить его в детский дом. Забота о ребенке в детском доме может быть гораздо лучшей, чем дома, но вполне вероятно, что эта забота может также дополнительно травмировать ребенка. В некоторых случаях ребенку разрешают оставаться дома с родителями, но в строгом соответствии с эффективными программами обучают родителей умению заботиться о детях и справляться со стрессовыми ситуациями. Было бы лучше, если бы таким навыкам обучали в средней школе.

Группы самопомощи, состоящие из тех, кто прежде проявлял жестокость к детям, и неравнодушных добровольцев служат основной помощью для родителей. Одна из таких групп – «Анонимные родители», национальная организация родителей, которые хотят помочь другим родителям прекратить жестокость в отношении детей. Местные группы создают сеть своих членов, которым нуждающиеся в помощи родители могут позвонить в кризисных ситуациях или для того, чтобы предотвратить такие ситуации. Родители также обучаются тому, как сдерживать у себя порывы жестокости и как справляться со своими детьми. Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, постараться проделать следующее:

Выйти из комнаты и позвонить приятелю,

Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения,

Принять душ.

Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за помощью к профессионалам.

Статья подготовлена по материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека» для сайта



Рассказать друзьям