Материалы по теме весна в подготовительной группе. Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы "весна идет, весне дорогу"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

Планируемые результаты: Имеют представления о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Цель: Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; закрепить умение конструировать из бумаги; развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

Ход

Дети входят в зал

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздоровайтесь, можете поздороваться за руку и сказать, как вас зовут. А теперь подойдите ко мне и послушайте внимательно. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте.

1. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (весной)

2. Была белая седая

Пришла зелёная молодая? (зима-весна)

Воспитатель : - Молодцы вы правильно отгадали загадки.

Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель».

Воспитатель: – Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Дети слушают мелодию весенняя капель.

Воспитатель: – Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: – Почему ты Арина (Таня, Артём и т.д.) так думаешь?

Дети: – Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: – Значит, о каком времени года эта музыка?

Дети: – О весне.

Воспитатель: – Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

За дверью слышится карканье

Воспитатель: – Ой, ребята мне показалось или вы тоже, что-то слышали. Пойду-ка я посмотрю.

Воспитатель за дверью берёт Каркушу и вносит в зал

Воспитатель: – Дети, посмотрите кто нам за дверью каркал, кто это?

Дети: – Каркуша.

Воспитатель: – Узнали, молодцы, а Каркуша ребята очень, обеспокоена.

Воспитатель подносит Каркушу к уху.

Она говорит, что летала в лес и там ещё морозно и холодно, а в городе давно уже весна и Каркуша просит вас помочь ей позвать весну в лес, поможем Каркуше?

Дети: – Поможем.

Воспитатель: – Ребята, а чтобы Каркуше помочь, нужно нам до леса добраться. На чём можно быстро добраться до леса?

Дети: – На машине, на самолёте, вертолёте.

Воспитатель: – Хорошо, а я предлагаю построить самим летательный аппарат и назвать его как-то по - весеннему, как мы назовём наш летательный аппарат?

Дети: – Весналёт и т.д.

Воспитатель: – Вот мы и построили наш весналёт занимайте места.

Дети по 3 человека встают в обручи

Воспитатель: – Каркушу берём с собой. Заводим мотор. Полетели ребята! А чтобы весну в лес позвать, о ней надо многое знать. Вот мы прилетели в лес.

На экране фото леса

Воспитатель: – Посмотрите ребята, а в какой мы лес прилетели? В весенний или зимний?

Дети находят признаки весны

Дети: – В весенний, потому что нет сугробов, снега на ветках, видно проталины и светит солнце.

Воспитатель: – А какие признаки весны вы ещё знаете?

Дети: – Капают сосульки, снег потемнел и тает ит.д.

Воспитатель: – Какие вы молодцы, назовите первый месяц весны?

Дети: – Март.

Воспитатель: – Правильно, а март в народе называют капельником, дни со звонкими капелями-солнечниками. Вы и в правду о весне много знаете, а теперь пришла пора весну закликать.

Физкультминутка

Улыбаются все люди,

Весна! Весна! Весна!

Она везде она повсюду,

Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянки,

Идёт! Идёт! Идёт!

На солнышке зовёт погреться,

Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,

Звенит! Звенит! Звенит!

По камушкам река широко,

Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,

Цветы! Цветы! Цветы!

И всё живое сразу слышит,

Весенний звон!

Воспитатель: – Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?

Дети: – Грач.

Воспитатель: – Правильно.

Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на вскач

А зовётся птица-грач.

Воспитатель: – А каких перелётных птиц вы ещё знаете?

Дети: – Скворцы, ласточки ит.д.

Воспитатель: – Ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется « Прилетели птицы».

Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.

1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.

2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.

3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

Воспитатель: - молодцы вы были очень внимательны.

Посмотрите дети, что-то наша Каркуша заскучала. Я предлагаю вам сделать для Каркуши подарок. Давайте сядем за столы. Сядем красиво, спинка прямая. Мы подарим Каркуши жаворонков. Пусть они вместе с Каркушей весну зазывают.

Дети из бумаги делают жаворонков.

Воспитатель: - Жаворонки – жавороночки, летите весну на крыльях несите.

Каркуша, посмотри,каких для тебя жаворонков сделали дети. Теперь ты не одна о весне стрекотать будешь. Дети, давайте мы жаворонков по веткам развешаем, пусть щебечут. Ребята, Каркуша очень довольная осталась и говорит вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад. Экипаж занимает места. Заводи мотор! Полетели!

Вот мы с вами и в детском саду.

Ребята, как вы думаете, мы помогли Каркуше весну позвать?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А как вы помогли?

Дети: - Загадки отгадывали, весну закликали, жаворонков делали.

Воспитатель: - Вы молодцы! Много знаете о весне. Вы дружные ребята. А теперь попрощаемся с гостями.

Дети : – До свидание.








Весенние животные Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места. Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог? Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.


Птицы весной Появляются первые насекомые и среди них сонные мухи, которые медленно ползают и греются на солнышке. Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а за ними жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи. Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег и птицы не могут найти себе корм. Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся. В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную погоду их надо подкармливать. Весной птицы вьют гнезда, которые служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов. Кукушки гнезда не вьют, а откладывают свои яйца в гнезда других птиц. Птенцам нужен корм, и птицы добывают его, уничтожая огромное количество вредных для человека насекомых. Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и, тем более, не берите в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают.


Скоро лето Поздняя весна, месяц май пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши. Большинство птиц в мае уже сделали кладки и высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Они прилетают перед цветением черемухи, устраивают гнезда на земле, в густых зарослях травы. Питаются соловьи червями, пауками, насекомыми, ягодами. Весной рыба идет на нерест. Она упорно преодолевает течение, плывет в верховья рек, выходит на залитые водой луга. Здесь для мальков безопасней и много корма. Рыба нерестится как можно ближе к верховьям реки, к ее истокам, чтобы течением слабых мальков не унесло - в море. Еще один признак весны весенние дожди. В народе говорят: если в мае идет дождь, значит, будет в поле рожь.


Труд людей весной Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель. В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью. Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников. На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.




Реквием по сосульке (Татьяна Гусарова) Весна пришла. Бегут ручьи. Журчат, смеются, веселы... И острые носы свои Сосульки с крыши свесили. Но вот висят они и очень Мучаются, маются. У них лишь вечером и ночью Насморк прекращается. А днём опять носам беда. Сливаясь с шумом уличным, Не просто капает вода- Уходит жизнь сосулечья. (Ф.Тютчев) Зима недаром злится Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё гонит зиму вон. И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит! Взбесилась ведьма злая И снегу, захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало, Умылася в снегу. И лишь румяней стала Наперекор врагу.


«Весна» (И.Токмакова) К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые ноги у весны. «Март»(Г. Лагздынь) Мы сегодня рано встали. Нам сегодня не до сна! Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла весна! А на улице мороз. Снег летит колючий, И ползут по облакам В белых шубах тучи. Ждём, весна. Давным- давно, А ты бродишь где-то! Без тебя ведь не придёт Солнечное лето!


Загадки о весне Дни погожие не редки, Греются на солнце ветки. И, как маленькие точки, На ветвях набухли... (почки) В теплый день из-подо льда Мчится талая вода. И шумит всех птиц звончей Этот озорной... (ручей) На лесной проталинке Вырос цветик маленький. Прячется в валежник Беленький... (подснежник) Белоснежною горой Во дворе стоял зимой. Где он был, теперь потоп Стал водицею... (сугроб)


Посмотрите-ка, ребята, В небесах повисла вата К нам плывут издалека В синем небе... (облака) Что за тонкие иголки Зеленеют на пригорке? Это, выросши едва, К солнцу тянется... (трава) Жёлтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках… (Мимоза) Понавесили корзины На березы и осины. Каждая корзинка дом, А зовется он... (гнездом) Смастерим для птичек дом С круглым маленьким окном. Вот скворец сел на орешник, Строем мы ему... (скворечник)


Пословицы, поговорки о весне Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок. Весна длинным днем красна. Весна красная, а лето страдное. Весна на тепло щедра, да скупа на время. Весна и осень на пегой кобыле ездят. Весна красна, на все пошла. Весна говорит - гнило! А лето - мило, лишь бы было! Весна красна цветами, а осень снопами. Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи. Весной дождь парит, а осенью мочит. Весенний день – что ласковое слово. Весною день упустишь, так годом не вернешь. Весной дождь парит, а осенью мочит. Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 92

Конспект

занятия по развитию речи

Тема: «Весна»

(подготовительная группа)

Воспитатель:

Ноздрина О.А.

Сочи , 2016

Цели:

1. Закрепление представлений о весне.

2. Развитие логического мышления - учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимозависимость и последовательность явлений природы.

3. Образование родственных слов от слов солнце, весна, трава, цветы.

4. Упражнение в звукобуквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев.

5. Развитие временной ориентации.

Предварительная работа:

    Наблюдение с воспитателями и родителями торжества весны в природе.

    Чтение рассказов И. Соколова-Микитова «Весна в лесу», Н. Сладкова «Весенние ручьи».

    Повторение стихов о весне Ф. И. Тютчева «Весна», «Весенние воды», А. Н. Плещеева «Весна», «Сельская песенка», С. Я. Маршака «Весенняя песенка», «Апрель», И. Токмаковой «Весна».

    Заучивание стихов С. А. Есенина «Черемуха», А. К. Толстого «Колокольчики » (по выбору детей).

Оборудование:

    Пейзажные картины: «Ранняя весна», «Поздняя весна».

    Карточки-схемы звукобуквенного анализа названий весенних месяцев.

    (У каждого ребенка по одной карточке.)

    Простые карандаши.

Ход занятия

I. Отгадывание загадки о весне В. И. Мирясовой.

II. Припоминание примет весны в природе.

III. Повторение весенних месяцев.

1. Упражнение « Схему быстро прочитай, что за месяц, отгадай!» - звукобуквенный анализ и синтез слов, вписывание букв в индивидуальные карточки-схемы.

2. Игра «Раз - два-три»:

а) на «раз» поднимают карточку-схему первого месяца весны и называют его;

б) на «два» - второго месяца;

в) на «три» - третьего месяца.

3. Игра «До-между-за» - закрепление последовательности месяцев, развитие временной ориентации.

IV. Беседа о весне.

С чего начинается весна?

Назовите самые первые приметы весны в природе.

(Днем стало пригревать солнце, подул теплый ветер, стало теплее, закапали сосульки на крышах домов, снег потемнел, набух и стал таять, появились черные проталины, побежали, зазвенели ручьи.)

Какая из этих примет самая главная, самая важная, самая первая? От какой приметы зависят все остальные? Почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Какие изменения в жизни животных происходят весной?

Как вы понимаете выражение писателя Н. Сладкова « Птицы весну принесли»?

Кто весну принес на самом деле?

Почему говорят: грачи открыли весну!

А какие птицы прилетают последними?

Как вы понимаете слова «весной природа пробуждается от зимнего сна»?

Сравните, какая весна в марте, какая в мае? (Ранняя - поздняя.)

Чем отличается поздняя весна от ранней?

Найдите эти отличия на картинах.

Как можно по деревьям, цветам, земле, птицам определить, ранняя или поздняя весна?

Ранняя весна: Поздняя весна:

Земля: Темный снег, черные Снега нет, зеленеет

проталины, травка, пестреет среди

лужи, ручьи, травы много разных

кое-где белые полевых цветов.

подснежники

и синие пролески.

Деревья: Стоят голые, Почки лопнули,

начинают набухать почки. распустились листочки,

зацвела сирень

и черемуха.

Птицы: Громко кричат первыми Звонко щебечут

вернувшиеся грачи, ласточки, кукует

появились трясогузки. кукушка, весело поют

скворцы, по утрам

и вечерам заливаются

соловьи.

Ручьи: Маленькие ручейки В траве бегут, журчат,

пробиваются из-под снега, весело поют ручьи.

Вспомните стихи, описывающие раннюю и позднюю весну.

Ранняя: Поздняя:

Ф. И. Тютчев. Весна. С. А. Есенин. Черемуха.

А. Н. Плещеев. Весна. А. Н. Плещеев. Сельская песня.

И. Токмакова. Весна. А. К. Толстой. Колокольчики.

С. Я. Маршак. Апрель.

С. Я. Маршак. Весенняя песенка.

(Дети читают наизусть стихи по выбору.)

V. Лексико-грамматические игры и упражнения.

1. Подберите признаки и действия.

Весна Солнце

Дружная наступает весеннее греет

ранняя приходит теплое светит

поздняя борется (с зимой) яркое радует

веселая побеждает ласковое блестит

звонкая радует

красивая цветет

теплая благоухает

цветущая звенит

долгожданная поет

2. « Образуй признаки» - словообразование относительных прилага-тельных по образцу и подбор предметов к ним.

Образец: весна - весенний день,

весеннее солнце,

весенняя одежда.

март -

апрель -

май -

3. «Подбери родственные слова»

(При затруднении детям предлагается выделить родственные слова из контекстов).

Весна - Весной прилетают из теплых стран птицы. Дует легкий весенний ветерок. Дети одеты по-весеннему легко. У некоторых на носу уже появились веснушки. К празднику дети разучили народный танец «Веснянка».

Солнце - Весной солнышко ярче светит и сильнее греет. Солнечный зайчик, ворвался в окно и забегал по стене. Уже стало жарко на солнцепеке. Люди прикрыли глаза солнцезащитными очками. Желтые подсолнухи повернули головки к солнцу. Их них сделают душистое и полезное подсолнечное масло.

Трава - «Зяблики появились - зеленая травка появилась». Травушка-муравушка зелененькая! Заяц, белка, лось - травоядные животные. Человека, который знает травы, умеет собирать целебные растения и лечить ими людей, в народе зовут травником. Чай, приготовленный из сухих целебных трав, называют травяным.

Цветок - «Пеночки прилетели - цветы на лугах запестрели. Черемуха расцвела - в роще появились соловьи». Вместе с проталинами из-под снега выглянули первоцветы: пролески, крокусы, подснежники. Перед домом в цветнике вот-вот расцветут разноцветные колокольчики. Ветер приносит запах цветущей сирени и шелестит страницами детской сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

VI. Итог. Почему и люди, и природа радуются приходу весны?

Закрепление вне занятия

1. Повторение стихов о весне.

2. Игра «Вспомни родственные слова» (трава, цветок, весна, солнце).

3. Игра «Образуй родственные слова» (ветер).

4. Игра «Подбери признаки, действия» (ручей, трава, цветы).

5. Рисование красками «Весна».

6. Составление схем слов (трава, ручей, ветер).

7. Доучивание загадки о весне В. И. Мирясовой.

Конспект открытого интегрированного занятия по познанию окружающего мира.

Тема «К нам Весна шагает быстрыми шагами » подготовительная группа

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, признаки, приметы весны, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;; формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи : Систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны. Закрепить знания народных примет, загадок о весне, обучать детей составлять рассказ по картине. Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;

Развивающие задачи : Развитие зрительного внимания, мышления.. Развивать художественно-образное видение, воображение и понимание не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины и выражения, настроения и отношения к увиденному.

Воспитательные задачи : Воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу. Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, наслаждение от изображенной художником красоты, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей нас родной природы. Воспитывать у детей интерес к живописи. Воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли.

Индивидуальная работа: Индивидуально - дифференцированный подход к воспитанникам в работе по карточкам.

Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.

Предварительная работа: Чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.

Приемы: словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.

Оборудование и материалы: Диски с песней «Весенняя капель», «Голоса птиц», картинки о весне, письмо от Весны, карточки с заданиями для индивидуальной работы разных степеней сложности по технологии «граттаж», кисточки, тушь, картина Саврасова. «Грачи прилетели», ИКТ.

Ход занятия:

Влетает сорока

Сорока: Я так спешу у меня много дел в лесу., вот Вам передали конверт, полечу дальше(сорока улетает)

Воспитатель Хотите узнать,что в конверте? (открываем конверт),посмотрите здесь много листочков и все они чистые. Чьи же это проделки? Наверное, злой колдуньи. Кто же нам поможет? Конечно же добрая Фея Кисточка.Попросим.(дети, работают в парах берут кисточки и раскрашивают листы тушью, проявляются слова, читают слова: проталина, капель,день, подснежник,почки, наст, ручьи,грач. Выставляют листы на доску и читают слова, которые проявились,. объясняют значение слов.О каком времени года мы вспоминаем, называя эти слова?

В: Кто знает приметы весны?

Д: Летит скворец - зиме конец.

Воробьи купаются в луже - к теплу.

Высоко плывут облака - к хорошей погоде.

Беседа по стихотворению И.Токмаковой «Весна».

Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно очень тёплые

Ноги у весны.

О чём говорится в стихотворении?

Что весна делает?

Что происходит с сугробами

На полях видны…(чёрные проталины).

Почему всё это происходит? - О каком главном признаке говорится в стихотворении? - Какие изменения в жизни животных происходят весной? (Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).

Физминутка:

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!(дети выполняют действия в соответствии с текстом)

В:На улице тает снег и лед, бегут ручьи. Как вы думаете, откуда появляются ручейки? (Капают сосульки, тает снег) Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель».

Воспитатель: - Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Дети слушают мелодию весенняя капель.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: - Почему ты Катя (Ксюша, Артём и т.д.) так думаешь?

Дети: - Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: - Значит, о каком времени года эта музыка?

Дети: - О весне.

Воспитатель: - Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

Ой! Под деревом - сундучок! А в нем таинственный клубок. Кто этот клубок в руки возьмет, тот слово красивое о весне назовет, чтобы она шагала быстрее по лесу.

В: Весна, какая?

Д: Теплая, красивая, солнечная, долгожданная, радостная, шаловливая, дружная, загадочная, таинственная, сказочная, волшебная, веселая, приветливая, зеленая, звонкая, поющая, шумная, пахучая, яркая, звенящая, красная, добрая, цветущая, молодая, пестрая.

Воспитатель: Удивительный мир окружает нас. Это мир природы. Увидеть её красоту помогают нам художники. А как называют картины, изображающие природу?

Дети: Картины называют пейзажами.

Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомимся с пейзажем, но кто на нём изображён, вы должны отгадать:

По первым звукам названия предметов составьте слова.

Кто это? (Грач)

Грач, какая птица? (Перелётная).

Беседа по картине Саврасова. «Грачи прилетели»,

Как художник показывает нам приближение весны? (в полях растаял снег, обнажилась темно - бурая пропитанная влагой земля, видны проталины)

Всмотритесь в небо. Какое оно? (небо высокое, весеннее. Оно еще не стало чистым, но голубизна проглядывается сквозь серые, хмурые облака)

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Как вы догадались?

(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака... На то, что оно вот - вот «брызнет» с неба, указывают четкие тени, ложащиеся на забор и тающий снег)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег?

(Снег потемневший, рыхлый, сырой, холодный, мокрый, подтаявший, ноздреватый)

На снегу видны птичьи следы.

Что сразу задерживает взгляд зрителя?

(Деревья с многочисленными гнездами грачей) Расскажите о березах, какие они? (неказистые, старые, корявые в центре, а справа молодые, стройные)

Что вы видите за березами, вдали на картине? (Деревню, бесконечные дали, просторы, широту русской земли,

за березами виднеется старая деревянная постройка. За деревянной постройкой - белокаменный собор с тремя куполами и высокой колокольней)

Подбор слов действий

Что делают грачи? (Грачи суетятся, кричат, шумят, поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве, хозяйничают, строят, устраивают, расхаживаются, летают, вьют, клюют, защищают, ловят, возвращаются)

Дид. игра «Кто больше увидит на картине?» - Перечислите все, что вы видите на картине.

(корявые березки, усеянные грачами; талый посеревший снег; проталинки; крыши деревенских изб; талая вода наполнила небольшой пруд; старую церквушку, колокольню; вдали виднеются поля, которые уже освободились от снега; мы видим, как под деревом на золотистом снегу трудолюбивый грач держит в клюве маленькую веточку)

На картине все очень обыденно; неказистая старая церквушка с просторами бесконечных русских полей тянущих за ней, странная красота неказистых березок, в ветвях который вьют гнезда, прилетевшие с юга грачи, ноздреватый плавящийся снег с блеклыми тенями.

Но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого, близко его сердцу.

У меня три стакана с водой. Стакан с блёстками в воде символизирует радостные мысли, стакан с обычной водой - спокойное, уравновешенное состояние. Стакан с грязной водой - неприятные, грустные мысли. Какие мысли возникли у вас, при рассматривании этой картины.

Дети: Несколько детей подходят и показывают, что они чувствовали при знакомстве с картиной.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с чудесной картиной, и я думаю, что вы не пройдёте равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце, мимо рощи в осеннем уборе. Обрадуетесь этой встрече с прекрасным, и, наверное, станет лучше и добрее.

Чтоб на участке у нас всегда гостили птицы, что надо иметь на участке?

Дети: Кормушку.

Воспитатель: На прогулке мы пойдем и повесим её. Занятие закончено.

Цирятьева Вера Михайловна,

учитель – логопед

МАДОУ ЦРР – детский сад № 176 города Тюмени

Программные задачи:

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Ранняя весна».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о ранней весне, весенних приметах;
  • закрепитьумение детей отвечать на вопрос полным предложением,согласовывая все части речи;
  • закрепить навыки словообразования и словоизменения, согласование существительных с прилагательными, существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным, глаголы к существительным.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать связную речь через инсценировку рассказа, составление предложений;
  • развивать коммуникативные навыки, развивать плавность и выразительность речи;
  • совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, память, внимание, мышление;
  • развивать слуховое внимание при восприятии неречевых звуков.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, устойчивый интерес к окружающему миру. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.
  • воспитывать художественный вкус.

Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»

  • Пополнить литературный багаж стихотворением, рассказом.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

  • Формирование целостной картины мира (расширение и уточнение знаний о весне, ее признаках)

Образовательная область: «Физическое развитие»

  • Предупредить психофизическое утомление детей, реализуя потребность в двигательной активности;
  • создать оптимальные условия для двигательной активности.

Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие»

  • Формирование готовности к самостоятельному выбору и решению; воспитание культуры взаимоотношений.

Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, сказок о весне, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание упражнения «Солнышко, солнышко», подготовка инсценировкирассказа Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», экскурсия в парк.

Оборудование:

Картинки с изображением признаков весны; конверты с изображением признаков разных времён года на каждого ребёнка; предметные картинки; ребусы, шапочки для детей:солнце, ручей, камень, сосулька;аудиозапись весенних звуков; ксилофон; карточки-домики: «Он», «Она», «Оно», «Они».

Ход НОД:

Мы спокойны, мы спокойны

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо,

Всё запомним обязательно,

И расскажем воспитателям.

Логопед. О чём мы будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус.

Логопед. Значит, о чём мы будем говорить? (о весне). Постарайтесь запомнить слова, относящиеся к этой теме, потому что нужно будет «положить» их в нашу шкатулку (копилку)

Логопед . А что такое «весна»?

Дети . Это время года.

Логопед. После какого времени года приходит весна?

Дети. После зимы.

Логопед. А перед каким временем года бывает весна?

Дети . Перед летом.

Да, ещё лежит снег, а весна уже пришла и принесла вам загадки. Хотите отгадать загадки весны?

Давайте поделимся на 3 группы: Вам нужно разгадать ребусы:1 группа определяет слово по первым звукам картинок (апрель), 2 группе нужно расположить цифры по порядку (май),детям из третьей группы нужно поставить буквы по размеру от большой к маленькой (март).

Логопед. Назовите слова, которые у вас получились. Что это за слова?

Дети. Это названия месяцев.

Логопед. У кого первый месяц, поднимите карточку. У какой группы следующий месяц? Ну и последний весенний месяц как называется?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

И. Токмакова.

Логопед . Послушайте, что однажды произошло на опушке леса. Рассказ называется «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э. Шим (дети рассказывают по ролям)

Логопед. Солнце спряталось и больше не появлялось. Как вы думаете, может весна начаться без солнышка? Так что же, по-вашему, весну делает?

А что происходит весной в природе благодаря солнцу?

Дети.

  • Солнце светит и пригревает,
  • на солнце снег начинает таять,
  • появились проталинки,
  • ночи стали короче, а дни длиннее,
  • побежали весёлые ручейки,
  • мы зимнюю тяжёлую одежду поменяли на лёгкую- весеннюю.
  • вся природа просыпается от зимнего сна.

Логопед. Конечно, самый важный признак наступления весны – солнышко (картинка)

Логопед.Игра «Мы знаем много красивых слов о солнышке» (с ладошками). Как называются эти слова (слова-признаки)

Логопед . На столах конверты с картинками с изображением разных времён года,нужно выбрать картинки, подходящие к весне. Придумайте предложения по картинкам.

Какое предложение вам понравилось больше всего? Составьте схему этого предложения.

Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе. …. Вспомним правило о предложении.

Логопед . Покажите нужный знак в конце предложения. Наконец – то наступила весна! По дорогам бегут ручейки. А грачи уже прилетели?

Физкультминутка

Солнышко, солнышко

Ты нам ярче посвети.

Солнышко, солнышко

Раскидай свои лучи.

Лучики мы соберём

Золочоночки возьмём

Покатаем, поиграем

И тебе назад вернём.

Логопед. Послушайте загадку.(Загадывает ребёнок)

Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня

Издалека по песенке узнаете меня.

Логопед. А сейчас игру нам подскажет куб.

Игра в мяч.

Если на кубе выпадет жёлтый цвет, то нужно назвать слова – признаки, если зелёный – слова- действия.

Признаки: ручей - звонкий, журчащий, быстрый, холодный …, слова – действия: ручей - бежит, журчит, звенит…

Логопед . Игра с водой (изображают ручеёк- дуть через соломинку в стакан с водой)

Логопед. Загадки (загадывают дети)

  1. На ручеёк похожая ведёт к реке прохожего.
  2. Всех прилетных птиц черней чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица… грач.

  1. Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода,

Не наденешь валенки

На снегу … проталинки.

Логопед. Поиграем с этими словами. Что общего в их звучании?

Дети . Звук Р

Логопед . Кто хочет выбрать схему звука и рассказать об этом звуке?

Дети . Это согласный, твёрдый, звонкий звук.

Логопед. Назовите «лишнее» слово, почему оно «лишнее»? (грач)

Логопед . Составить слово из слогов (ледоход). Что это такое? Из каких двух слов образовалось это слово?

Дети . Из слов «лёд ходит».

Найдите обозначение этого слова на кубе. Образуйте новые слова из двух: снег тает – снеготаяние, первые цветы – первоцветы. Какие ещё сложные слова вы помните? (подснежник, снегопад)

Логопед. Мы увидели весну. А хотите услышать звуки весны? Послушайте.

Логопед. Что услышали? (капель). А что такое «Капель»?

Назовите родственные слова к этому слову (капать, капля, капающая, капелька).

Пальчиковая игра.

Кап-кап-кап, весна настала (пальчики здороваются)

Кап-кап-кап, сосульки тают (пальчики здороваются)

Побежали ручейки (большим и указательным пальцем перебирают по столу)

Прилетели к нам грачи (ладони соединяются, большие пальцы переплетены, взмахи ладонями)

Логопед. У нас есть ещё один сюрприз, который оставила весна. Это её музыкальный инструмент-ксилофон. Я сыграю мелодию. А вы скажите, что она вам напоминает?

Дети . Эта мелодия напоминает звук капели.

Логопед . На ксилофоне можно «поиграть» слова (отстукивают ритмический рисунок слов).

Я предлагаю вам «исполнить» слова на ксилофоне и поместить их в нужный домик: он, она, оно, они. Играть будем парами. Один человек играет на ксилофоне, другой помещает картинку в нужный домик.(Дети выполняют ритмический рисунок по картинкам весенних признаков)

Итог

Логопед. Наша встреча подходит к концу. Подумайте, что бы вы рассказали воспитателям о нашей встрече. Поделитесь впечатлениями о том, что вам больше всего запомнилось, понравилось. Всё ли у вас получилось? А теперь наполним шкатулку словами, что мы ждём от весны.

Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. А я вам подарю раскраски на весеннюю тему.

Список используемой литературы:

  1. И. Токмакова «К нам весна шагает…»
  2. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?



Рассказать друзьям