Данная работа была написана с целью познакомить преподавателей с современной методикой дошкольного музыкального воспитания детей Т.Э. Тютюнниковой и побудить к самостоятельному дальнейшему ее изучению и применению на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детская школа искусств
Г. Свободный
Зональное методическое объединение
Доклад
Тема: « Элементарное музицирование с дошкольниками по системе Т. Э. Тютюнниковой»
Подготовила: пр. Банных Е.Ю.
ДШИ г. Свободный
2012г.
Вступление
Добрый день, уважаемые коллеги.
Меня зовут Банных Елизавета Юрьевна, на сегодняшний день я молодой специалист ДШИ города Свободного. В сентябре 2011 года я проходила курсы повышения квалификации на базе Дальневосточной государственной академии искусств в г. Владивостоке участвуя в авторском cеминаре-практикуме Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» . Ее многолетний опыт, которым она делилась в течение нескольких дней и методическая литература, позволили мне, начать самостоятельный труд по организации подготовительного класса при хоровом отделении ДШИ г. Свободного. Задачей нашего с вами семинара сегодня является обзорное знакомство с методикой Т.Э. Тютюнниковой для того чтобы помочь вам в самостоятельном освоении этой методикой, если она вас заинтересует.
Для начала хотелось бы немного подробнее рассказать об этой методике и, о ее авторе.
Т.Э. Тютюнникова – кандидат искусствоведения, лауреат премии «Гранд Москвы», автор цикла семинаров «Учусь творить», автор многочисленной литература посвященной проблемам начального музыкального обучения, учитель музыки. Ее семинары регулярно проходят в различных регионах нашей страны, в их основе лежит двадцатилетний педагогический опыт автора, а так же материалы ее докторского исследования.
1. Теоретическая часть
Что же такое элементарное музицирование?
Элементарное музицирование – форма коллективной синкретической устной музыкально-творческой деятельност, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия.
Автор методики, вслед за авторитетом науки считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.
Элементарное музицирование (ЭМ) – это практичекая деятельность, а не абстрактно-интелектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Очевидно, что самое первое - дошкольное музыкальное обучение, необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.
Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.
Двумя основными принципами обучения в ЭМ являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.
Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.
«Визитной карточкой» данного типа учебного процесса является игровой подход в его системном виде. Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности.
Игровое обучение – скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.
Основой методики Т.Э Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. В программе нашли отражение идеи свободного танца и пластики Э.Жак-Далькроза.
Музыкальная основа методики : различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.
Основными видами деятельности на уроках творческого
музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.
Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Музицирование с аккомпаниментом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
2. Практическая часть
Игра «Фруктовая полька»
Музицирование участников семинара на различных музыкальных инструментах в том числе и со ЗЖ под музыку М. Глинки «Полька»
Музыкальные инструменты, конечно, составляют главную строку в успехе ЭМ у детей. Инструмент – символ музыки, и его привлекательность для них никогда не померкнет. Когда К. Орф задумал создать систему музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Игра на различных музыкальных инструментах - это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные. Вы можете мастерить инструменты сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая целые не ординарные композиции с самодельными инструментами.
Пример инструментов.
В целом шумовой оркестр в младших классах должен быть формой работы, в которую могут быть вовлечены все дети! Оркестр с дошкольниками – это конечно игра в оркестр, а не имитация взрослой деятельности. Не возможно требовать от детей играть, как взрослые, ведь у них нет перед глазами партитуры. Один из способов объяснить, когда и что нужно играть, это придумать какую-нибудь историю, раскрывающую содержание музыки. История должна быть простой и понятной детям.
Во время разучивания любой партитуры, лучше не начинать сразу играть с инструментами. Игра на воображаемых инструментах и звучащие жесты– это приемы позволяющие выучить все партии инструментов со всеми детьми без лишнего шума.
Шостакович «Вальс-шутка»
- Знакомство с историей
- Разучивание со ЗЖ
- Игра парами
- Игра на инструментах
Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.
В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.
«Вышли мышки»- речевая игра.
- Театральная сценка
- Разучивание со ЗЖ
- С инструментами (давая возможность выбрать их детям)
Игры с пением и движением (пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).
Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать движения и мелодии.
Ритмо-двигательный канон «Божья коровка»
- Разучивание текста и мелодической попевки канона
- Разучавание движений
- Исполнение каноном по группам
Детские танцы
О детских танцах хотелось бы сказать кратко. На уроках музицирования не ставятся серьезные хореографические задачи. Простые детские танцы – это, прежде всего активная форма слушания и переживания музыки посредством движения. Маленькому ребенку сложно воспринимать музыку, особенно классическую, просто сидя на стульчике.
Свой взгляд на проблемы начального музыкального обучения в нашей стране Т.Э. Тютюнникова доступно изложила в своей монографии «Видеть музыку и танцевать стихи». Эта монография является первым в России исследованием, посвященным данной проблеме. В ней автор, анализируя большое количество новейших зарубежных источников и опыт известных педагогов, интегрирует существующий мировой опыт в области музыкально-творческого обучения, делая его достоянием широкой педагогической практики.
Используемая литература:
- «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей.» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.
- «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.
- «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.
- E-mail: [email protected]
- Internet ресурс: www.orff.ru
- Алма-Атинская государственная консерватория, историко-теоретический факультет, 1980;
- Аспирантура Московской государственной консерватории, 1999.
Тема диссертации: "Шульверк; К. Орфа. История, теория, методика”; - Докторантура Московской государственной консерватории 2003.
Тема диссертации: "Творческое музицирование как основа начального музыкального воспитания”;
- Детская школа искусств 1980-1994;
- Центр образования 1679 - 1994-2015г.г.
- МПГУ, заведующая кафедрой "Элементарной музыки" 2015
- Барбары Хазельбах (Австрия 2003);
- Мануэлы Видмер (Австрия 2001);
- Ульрики Юнгмайер (Австрия 2002);
- Кристины Виблиц (Австрия 2000);
- Верены Машат (Испания 2005);
- Леонардо Ревейро(Испания 2006);
- Сойли Перкио (Финляндия 2008);
- Дака Гудкина(США 2005);
- Вернера Байдингера (Германия 2013);
- Чиро Падуано (Италия 2013);
- Ориетты Маттио (Италия 2002);
- Йоханны Брунстром (Швеция 2013);
- Тютюнникова Т. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография
М.: УРСС, 2006. 16,5 п.л. - Тютюнникова Т. «Доноткино. Потешное сольфеджио». В 2-хчастях.
М.: Педобщество, 2005. 20 п.л. - Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.
СПб.: Музыкальная палитра, 2003. 12,5 п.л. - Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система К. Орфа.
М.: АСТ, 2000. 10 п. л. - Тютюнникова Т. Музыка 6-7 лет. Детский альбом, методическое пособие, аудиокассета.
М.: АСТ, 1997. 6 п. л. - Веселая шарманка. Шумовой оркестр для детей. Методическое пособие.
М.: 2007. - Под солнечным парусом. Методика начального музыкального воспитания.
Палитра, СПб.: 2008. - Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры для детей.
М.: 2010 г. - Суп из колбасной палочки. Конспекты интегрированных уроков.
Палитра, СПб.: 2011. - Тютюнникова Т.Э. «Потешные уроки. Конспекты интегрированных занятий»,
- Тютюнникова Т.Э. «Доноткино. Конспекты интегрированных занятий»,.
СПб.: Музыкальная палитра, 2011. 12,5 п.л. - Тютюнникова Т.Э. Буренина А. И. «Мир открытий. Примерная образовательная программа для ДОУ. Раздел «Музыка».
М., 2012. - Тютюнникова Т.Э. Буренина А. И. «Мир открытий. Раздел «Музыка».Методика к программе «Мир открытий».
М., 2012 - Тютюнникова Т.Э. Буренина А. И. Федеральная программа по музыке для ДОУ " Тутти",
2012.
- Тютюнникова Т. Элементарное музицирование — “знакомая незнакомка”
Дошкольное воспитание. — 1997, № 8, с. 116-125. - Тютюнникова Т. Инструменты Карла Орфа
Дошкольное воспитание. — 1998, №2, с. 141-144. - Тютюнникова Т. Что такое Шульверк К.
Орфа?
Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4, с. 129-134. - Тютюнникова Т. Речевые игры
Дошкольное воспитание. — 1998, № 9, с. 115-119. - Тютюнникова Т. Движение и музыка
Дошкольное воспитание. — 1999, № 4 - Тютюнникова Т., Боровик Т. Дождинкины осенины.
Дошкольное воспитание. — 1997, № 10, с. 87-102. - Тютюнникова Т. Морозкины забавы. Методическая разработка урока
Дошкольное воспитание. — 1998, № 2, с. 141-150 - Тютюнникова Т., Боровик Т. Весновкин прибаутничек. Методическая разработка урока
Дошкольное воспитание. — 1998, № 4, с. 135-143. - Тютюнникова Т.Потешные посиделки. Методическая разработка урока
Дошкольное воспитание. — 1998, № 9, с. 119-128. - Тютюнникова Т. Шульверк — музыкально-
педагогическая концепция Карла Орфа.
— М.: “Искусство”.
Приложение к газете “Первое сентября”. — Сентябрь 1998, № 34, с. 14-16. - Тютюнникова Вокруг света.
Методическая разработка урока
Дошкольное воспитание. — 1999, № 4, с. 107-121. - Тютюнникова Т. Природные и самодельные инструменты в музыкально-
педагогической работе.
Дошкольное воспитание. — 1999, № 7, с. 101-109. - Тютюнникова Т. Всему свое время.
Искусство в школе. — 1999, № 4. с. 9-14. - Тютюнникова Т. Карл Орф в начальной школе
Искусство в школе. — 1999, № 6. с. 10-17. - Тютюнникова Т. Музицирование как педагогическая стратегия.
Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. Материалы международной конференции. — М.: Флинта, 1999, с. 152-157. - Тютюнникова Т. Музыка — не научная дисциплина
Начальная школа + .— 2000, № 1, с. 48-42. - Тютюнникова Т. Русская культура и «Шульверк» Карла Орфа
Искусство в школе. —— 2000, № 4, с. 59-62. - Тютюнникова Т. Программа,
опередившая ребенка.
Начальная школа. — 2000, № 5, 115-120. - Тютюнникова Т. «Элементарное музицирование с дошкольниками». Программа (теоретические основы)
Дошкольное воспитание. — 2000, № 5, с. 133-141. - Тютюнникова Т. Речевые игры. Хрестоматия музыкального материала
Дошкольное воспитание. — 2000, № 9, с. 101-112. - Тютюнникова Т. Музыка внутри.
Первый урок в первом классе. Методическая разработка
Искусство в школе. — 2001, № 2, с. 14-20. - Тютюнникова Т. Ночной урок.
Методическая разработка урока
Дошкольное воспитание. — 2001, № 4, с. 117-126. - Тютюнникова Т. Праздник — это чудо общения
Дошкольное воспитание. — 2001, № 5, с. 117-119. - Тютюнникова Т. И Шорох к Шелесту спешит.
«Бумажная симфония» Методическая разработка урока музыки для начальной школы
Искусство в школе. —— 2001, № 5, с. 14-20. - Тютюнникова Т. Часы и часики.
Методическая разработка урока
Дошкольное воспитание. — 2002, № 6, с. 117-126 - Тютюнникова Т. Музыка как средство развития личности ребенка
Психология и ее приложения. Ежегодник. Т. 9. Вып. 3. Сост. Д. Богоявленская. — М.: Российское психологическое общество, 2002, с. 145-146. - Тютюнникова Т. Музыкальные шедевры и дети.
Дети и культура. Сб. статей. — СПб.: ЛОИРО, 2003, с. 35-42. - Творческое музицирование как концепция начального музыкального обучения.
Музыка как художественное познание мира. Материалы международной конференции. — Омск, 2003, с. 20-25. - Тютюнникова Т. «Речевое музицирование».Идеи, подходы, жанры.
Музыкальная палитра. — 2004, № 1, 2, с.4-9, 3-9. - Тютюнникова Т «Элементарное музицирование с дошкольниками»
Музыкальный руководитель. — 2004, № 2, с. 2-11. - Тютюнникова Т «И швец, и жнец, и на дуде игрец»
Музыкальный руководитель. — 2004, № 3, стр. 85-87. - Тютюнникова Т. «Белая книга зимы» Методическая разработка занятия.
Музыкальный руководитель. — 2004, №5, стр. 6-18. - Тютюнникова Т. «Чтобы научиться петь, надо петь!»
Музыкальная палитра. — 2004, № 15, стр. 3-10. - Тютюнникова Т. «Вкусный урок»
Музыкальная палитра. — 2005, № 1, стр. 3-14. - Тютюнникова Т. «Брат Мажор и брат Минор».
Музыкальная палитра. — 2005, № 2, стр. 3-12. - Тютюнникова Т. «Кошачий концерт «Мур-
Мур».
Музыкальная палитра. — 2005, № 3, стр. 3-12. - Тютюнникова Т. «Непослушные башмачки.
Урок-
пантомима»
Музыкальная палитра. — 2005, № 5, стр.3-12. - Тютюнникова Т. «Звуки,
ноты и линеечки.
Музыкальный теремок».
Музыкальная палитра. — 2005, № 6. стр. 2-12. - Тютюнникова Т. «Зеленый урок. Методическая разработка занятия».
Музыкальный руководитель. — 2005, № 2, стр. 2-9. - Тютюнникова Т. «Вездесущий ритм»
Музыкальный руководитель. — 2005, № 4, стр. 5-9. - Тютюнникова Т. «Волшебный урок.
Методическая разработка занятия».
Музыкальная палитра. — 2006, № 1, стр. 3-12. - Тютюнникова Т. «Музыкальные узоры.
Методическая разработка занятия по пению».
Музыкальный руководитель. — 2006, № 1., стр. 4-10.
2007
- Тютюнникова Т. «Шумовой оркестр в детском саду»
Музыкальная палитра. — 2007, № 1 - Тютюнникова Т. «Яблоки-
веники.
Потешный урок»
Музыкальная палитра — 2007, № 2 -
Музыкальная палитра — 2007, №6. - Тютюнникова Т. «Детская симфония.
Занятие-мастерская по изготовлению самодельных инструментов»
Музыкальный руководитель 2007 № 3. - Тютюнникова Т. «Кругосветный урок»
Музыкальная палитра, 2007, № 4
2008
- Тютюнникова Т. «Снова о наболевшем»
Музыкальный руководитель, 2007, № 6, стр. 61-64 - Тютюнникова Т. «Солнечный урок».
Музыкальная палитра — 2007, №6, стр.3-12 - Тютюнникова Т. «Магазин музыкальных игрушек».
Музыкальная палитра — 2008, №3, стр.3-12 - Тютюнникова Т. «Разноцветный урок».
Музыкальная палитра — 2008, №6, стр.6-11.
2009
- Тютюнникова Т. «Праздник английского».
Музыкальная палитра — 2009, №1. - Тютюнникова Т. «Праздник немецкого».
Музыкальная палитра — 2009, № 2. - Тютюнникова Т. «Праздник французского».
Музыкальная палитра — 2009, № 3., стр. 3-10 - Тютюнникова Т. «Праздник итальянского».
Музыкальная палитра — 2009, № 4.? Стр.3-10 - Тютюнникова Т. «Конспект занятия по элементарному музицированию в младшей групп д/
с».
Музыкальная палитра — 2009, №5. - Тютюнникова Т. «Просто,
легко,
весело».
Музыкальный руководитель — 2009, №5., стр.4-11 - Тютюнникова Т. «Конспект занятия по элементарному музицированию в средней групп д/
с».
Музыкальная палитра — 2009, №6. - Тютюнникова Т. «Просто,
легко,
весело».
Музыкальный руководитель — 2009, №7., стр.4-11
2010
- Тютюнникова Т. «Конспект занятия по элементарному музицированию в старшей групп д/
с».
Музыкальная палитра — 2010, №1. - Тютюнникова Т. «Урок в ритме вальса».
Музыкальная палитра — 2010, №4. - Тютюнникова Т. «Вездесущий ритм».
Музыкальная палитра — 2010, №5 - Тютюнникова Т. «Ночной урок».
Музыкальная палитра — 2010, №7.
2011
- Тютюнникова Т. «Конспект занятия по шумовому оркестру «Веселая шарманка»».
Музыкальная палитра — 2011, №1. - Тютюнникова Т. «Праздник Африки».
Музыкальная палитра — 2011, №4. - Тютюнникова Т. «Звучащие жесты».
Музыкальная палитра — 2011, №5 - Тютюнникова Т. «Праздник Тишины».
Музыкальная палитра — 2011, №6. - Тютюнникова Т.Э. «Звуки,
ноты и линеечки.
Конспект занятия по пению».
Музыкальная палитра — 2011, №3
2012
- Тютюнникова Т.Э. «Школа для птенцов.
».
Музыкальная палитра — 2012, №2. - Тютюнникова Т.Э. «Праздник Украинского».
Музыкальная палитра — 2012, №3 - Тютюнникова Т. Э. "
Праздник Белорусского"
конспект интегрированного занятия
2013
- Тютюнникова Т. Э. "
Всюду музыка живет"
конспект интегрированного занятия
Музыкальная палитра — 2012, №3. - Тютюнникова Т. Э. "
Лесное лукошко"
конспект интегрированного занятия
Музыкальная палитра — 2012, №6. - Тютюнникова Т. Э. "
Турецкое рондо В.
Моцарта"
конспект интегрированного занятия
Музыкальная палитра — 2013, #8
2014
- Тютюнникова Т. Э. "
С.
Рахманинов.
Итальянская полька"
конспект интегрированного занятия
Музыкальная палитра — 2014, #1 - Тютюнникова Т. Э. "
Праздник чешского.
Карнавал Розы".
конспект интегрированного занятия
Музыкальная палитра — 2014, # 3 - Тютюнникова Т. Э. "
Цветочное царство".
конспект интегрированного занятия
Музыкальная палитра — 2014, # 4
2015
- Тютюнникова Т. Э. "Голубая сказка" конспект интегрированного занятия
Музыкальная палитра - 2015, #3 - Тютюнникова Т. Э. "Мексиканский карнавал" , культурно- просветительский проект для старших дошкольников и младших школьников
Музыкальная палитра - 2015, #4
Orff-Schulwek. У истоков мудрости…
Тютюнникова Татьяна Эдуардовна
Если вы держите в руках эту книгу и читаете этот текст, то скорее всего именно слово «Orff-Schulwek» в заглавии вас и привлекло.
Удивительная жизнь уготована некоторым словам, ставших мировыми брендами: Microsoft… Adidas… Disney… Coca-Cola…
Услышав эти названия, тут же отправляешься на волнах памяти и ассоциаций к компьютеру, затем за кроссовками в спортивный магазин, а по пути в кинотеатр покупаешь себе стаканчик кока-колы) Куда же нас отправляет слово Orff-Schulwerk, тоже ставшее мировым брендом музыкальной педагогики — и не только музыкальной?
Сама я отправляюсь на свои личные небеса, где я соединилась сама с собой и обрела счастье после многих лет скитаний и поисков. Жалею только об одном — что этот загадочный Орф-Шульверк не встретился мне раньше!
Но если без личной лирики, то это слово направляет нас в просторный светлый класс, в котором дети говорят, думают, двигаются, поют, танцуют, играют на чудесных инструментах, высказывают свои идеи, творят из них удивительную реальность…и расходятся, удовлетворенные и счастливые. Где же эта удивительная реальность, о которой мечтает вся мировая педагогика и наша российская тоже! Где взять и как научиться? —
Как учить детей музыке, принося им глубинную пользу, питая дух, душу, ум и тело тем, что нужно детям на раннем этапе их взросления? Где то чудесное питание, которое обеспечивает духовно- телесное «взращивание и вскармливание»? —
Орф-Шульверк, уважаемые читатели…
Как привлечь ребенка к музыке с первого занятия, как не потерять его интерес, укрепить мотивацию? Как воспитать поющего, танцующего и любящего музыку ребенка и хорошего человека? —
Орф-Шульверк, уважаемые читатели…
Как вместе сочинять, играть и радоваться счастливо проведенному времени? Как стать счастливым в своей профессии педагога? —
Орф-Шульверк, уважаемые читатели…
Когда Карл Орф, великий композитор, сложил два немецких слова Schule (школа) и Werk (работа), то, наверно, пытался прямо определить, что в его Шульверке есть место и учению, и работе…Учусь, делая. Он, как мне кажется, хотел подчеркнуть, со всей своей немецкой педантичностью, что обучение музыке и танцу — настоящая школа. Причем, школа жизни. Это, впрочем, очевидно любому, кто держал в руках первый том Шульверка и задумался, ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ там есть то, что там есть?
Но, как оказалось, школа эта очень необычная! Она похожа на солнечный зайчик: только хочешь прикопить Шульверк к бумаге — а это, оказывается был лишь солнечный свет. Не больше, но и не меньше! Шульверк изменчив и неуловим, но лишен при этом всякой мистики, его источник — глубинная биология, психология и культура человечества.
Вот уже скоро 70 лет, мы пытаемся растолковать — нет, не значение слова Schulwerk — вторичные смыслы, которых становится все больше, чем глубже мы стараемся их понять. Шульверк — это культурологическое открытие К. Орфа, великое значение которого мы будем ощущать с каждым годом и десятилетием все больше и больше. Когда-то В. Гете сказал: «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло». Уже сегодня Off-Schulwerk завоевал признание во всем мире: Китай и Иран, Австралия и Ирландия, США, Италия, Турция, Россия… Орф-Шульверк с его бессмертными идеями живет и процветают повсюду.
Мы начнем истории про Шульверк с самого простого… Шульверк — это пять томов музыки, записанной в виде небольших партитур для музицирования — пения и танцев с аккомпанементом орф-инструментов. Первую часть брендового словосочетания «Орф-Шульверк»эти пять томов музыки получили, конечно, по фамилии композитора.
Для чего же эти тома музыки предназначались и зачем написаны? Предназначались в качестве ОБРАЗЦОВ для музицирования с детьми 6-11 лет в общеобразовательной школе. Надо заметить, что эти образцы на основе фольклора народов Европы полны очарования, красоты, изящества и здравого смысла. Методически безупречны. Настоящие образцы как для музицирования, так и для изучения их педагогами!
Огромную роль в создании Шульверка сыграла соратница Карла Орфа Гунильд Кетман, благодаря которой Шульверк, собственно, и появился. Она в нем сделала очень-очень много и стала соавтором Шульверка — рядом с именем Карл Орф на его обложке написано незабвенное имя Гунильд Кетман. Однако, значение и вклад этой великой женщины в создание Шульверка и распространение его идей нами очень недооценен. Ее имя еще ждет заслуженного поклона благодарных учеников, а ее вклад — своего преданного исследователя.
Как музыковед, могу написать, что Шульверк — это изумительный по разнообразию учебник доклассической гармонии и учебник становления гармонии классической, зашифрованный в музыке. Это учебник элементарного стиля в музыке.
Не перестаю удивляться, почему Шульверк до сих пор не стал предметом тщательного изучения в наших консерваторских спецкурсах гармонии! Впрочем, не лишне было бы изучать технику элементарного стиля в курсе методики для будущих педагогов и в музыкальных училищах. Любой педагог-музыкант должен уметь это ДЕЛАТЬ: организовать музицирование в элементарном стиле, чтобы любой участник без образования смог принять участие и играть простейший аккомпанемент на орф-инструментах! Мне кажется, что сейчас это веяние времени и его веление. Я, думаю, в этом и заключается причина столь стремительного расширения географии Шульверка: всем оказалось «это» надо!
В европейских университетах на музыкальных факультетах будущие музыканты ВСЕХ специальностей, при наличии кафедры элементарной музыки, имеют обязательный полный семестр элементарного музицирования. Этому надо учиться… Вынуждена снова повторить:
Одновременно, мы все понимаем, что Орф-Шульверк есть некая педагогическая модель особого подхода, очень творческого и эффективного, к которому стремится вся мировая педагогика. Почему я употребляю слово «некая»? Потому, что в самом Шульверке есть только ноты. Практическую и методическую историю этой педагогики писали многие поколения реально работавших педагогов, которые пытались Шульверк понять и трактовать по-своему. В результате мы сегодня имеем пышно разросшееся дерево, в котором есть ветви самых разных культур. Будто селекционер привил на первоначальный ствол растения из разных уголков земли. И поэтому Орф-педагогика — это большое разнообразие, в котором есть единообразная суть. Как написал в своей книге известный Орф-педагог из Сан-Франциско Даг Гудкин: «Я безошибочно узнаю среди ряда уроков урок, построенный на принципах Орф-Шульверка!»
Рано или поздно у каждого педагога возникает закономерный вопрос: «Что же делать с написанными в Шульверке нотами?» — Изучать и играть, как написано! Очень красиво и полезно, словно солнечное питание! Но точное исполнение Шульверка — это как раз то, ПРОТИВ чего выступают лучшие Орф-педагоги в мире. «Не стоит, конечно, только играть Шульверк, надо с детьми создавать свою музыку», — скажут они. Просто какая-то головоломка получается!
Если рассматривать Шульверк как ИДЕЮ творческого подхода к музыкальному обучения, то тогда, он, действительно, выполняет роль бесподобных образцов для музицирования. Шульверк есть великолепный УЧЕБНИК! Гениальный Карл Орф искренне протягивает руку рядовым педагогам и предлагает сделать то же самое и не хуже в Америке, Австралии, России или Бразилии. «Бери, смотри, пробуй, делай сам, потом исполняй», — вот какие идеи заключил К. Орф в свой Шульверк.
В нашей стране, с ее глубокими традициями классических исполнительских школ, с сакральным поклонением великим именам, обозначить спонтанную импровизацию ребенка на двух звуках как первичную музыку — значить навлечь на себя ураган возмущения.
Именно в педагогической практике наиболее часто возникает непонимание истинной сущности элементарной музыки. Ее обычно истолковывают именно как «чистую» музыку, но какую-то особенно примитивную, которая неизвестно что из себя представляет, так как никто ее не слышал, не видел не знает, зачем она нужна. — «Всю жизнь без нее обходились!»
Впрочем, все легко объясняется и вытекает из знания особенностей элементарной музыки. Это не музыка сама по себе, она НЕРАЗРЫВНО связана со словом и движением, поскольку существует на том этаже истории и культуры, где нет разделения на виды искусств и нет разделения на слушателя, исполнителя и композитора.
Что значит последнее утверждение? Оно означает, что создание, исполнение и восприятие действа осуществляют одни и те же счастливые участники. Одновременно это означает, что креативность — главная суть элементарной музыки, как и тот особый элементарный стиль, в котором она существует.
Вам кажется, что элементарная музыка существует где-то на окраине истории и культуры, которую европейские народы давно покинули, чтобы к ней никогда не возвращаться? Неужели она утонула в волнах великой эволюции европейской музыки, а Моцарт, Дебюсси, Рахманинов и Пярт никакого отношения к ней не имеют?
Когда мы едим восхитительный торт, то помним ли, что он сделан из муки, которая получена из простого зерна? Элементарная музыка существует всегда в центральном ядре того, что мы называем мировой музыкальной культурой. Она никуда никогда не исчезала. Область ее применение сегодня — образование и воспитание: детская и коррекционная педагогика, педагогика для взрослых, досуговая деятельность. Великое предназначение и огромная ответственность у того, что заключено в идее Шульверка! Более того, похоже, что идеи Шульверка сегодня становятся ресурсом для глубинной трансформации мирового сознания о педагогике и обучении как таковом!
Как все выше написанное отразилось и преобразилось в самой Орф-педагогике? Идея креативности стала главным ее флагом и подтянула за собой игру как основную дидактику Шульверка. Элементарное стало эталоном простоты и общедоступности (но не примитива!) Коллективный характер элементарного музицирования дал возможность мощно зазвучать в Орф-педагогике социальному аспекту развития и воспитания! Устный характер музицирования и его творческая природа стали неотъемлемым свойством Орф-педагогики, которая, несмотря на огромное количество изданных книг, передается устным путем мастерами на семинарах! Сотни педагогов, увлеченных идея Шульверка ездят по странам и континентам, стараясь поймать там семинары легендарных орф-преподавателей и попробовать постичь главные ее тайны.
А орф-педагогика уже 70 лет летит она над миром, рассыпая радость общения, учения, коллективного творчества, личного участия в элементарном музицировании! Она учит и воспитывает легко, туда хочется идти снова и не уходить совсем! Ни одной педагогике в мире не удалось этого осуществить. А Орф-педагогика, впитав в себя многое и разное, продолжает победное шествие по странам мира! НО ЭТОЙ ПЕДАГОГИКЕ НАДО УЧИТЬСЯ! Иногда довольно долго, потому что стереотипы мышления не покидают голову десятилетиями.
Я категорически возражаю против того, что любой дилетант, бегающий с детьми по классу с шариками под музыку, называл себя Орф-педагогом! орф-педагог— это не «недо» квалификация, это «мета» квалификация. орф-педагог это учитель, который умеет делать то, что не умеют другие учителя музыки. И очень много чего умеет, надо сказать…И глубже, тоньше многое понимает.
Для получение квалификации орф-педагог в европейских университетах выпускники консерваторий учатся два года. Причем, учатся два года для работы в детском саду, а потом еще два, если хотят работать в школе…Пусть на меня не обижаются коллеги, которым это не понравится или покажется высокомерным. Для меня элементарное музицирование стало огромным небоскребом, в котором все время заходишь еще в одну неизвестную комнату, где чувствуешь себя абсолютным новичком. Я 25 лет проработала в сад и начальной школе, но каждый раз ощущаю себя первоклассницей, когда беру новую группу и начинаю урок творческого музицирования!
Вот поэтому, в рамках существующей на моем сайте Российской Орф-Шульверк Ассоциации мы начали программу по сертификации орф-педагогов. Правила просты и понятны всем. Но условие получение сертификатов одно: учиться, учиться и учиться!
Ну вот, пожалуй, можно подвести итог. Шульверк — это:
- культурологическое открытие К. Орфа о воспитании и взращивании творческого человека средствами элементарного музицирования;
- инструмент целостного развития человека через единство и интеграцию музыки, речи и движения;
- чудесный и безотказный механизм, действующий в человеке, как Таинство природы
- идея творческого обучения музыки по моделям устной культуры и введение в творческие формы музицирования;
- грандиозная идея совместного досуга, которая еще только набирает свою силу;
- антология элементарной музыки как часть музыкальной истории и учебник ранней гармонии;
- собрание образцов и примеров для организации музицирования с детьми; пособие для учителя, а не ноты для детей;
- мировая музыкальная педагогика, имеющая свой бренд Orff-Schulwek, подразумевающий особое качество обучения и свою систему координат.
- возможность детям обрести детство, а педагогам счастье в профессии и это, с моей точки зрения, не просто лирика!
А теперь несколько заключительных слов в: «Почему и зачем я написала эту статью?»
Я хотела, чтобы слово «Шульверк» в нашей стране перестало быть иностранным, а стало общеупотребительным и понятным, как бренд мировой музыкальной педагогики. Я хочу, чтобы вместе со словом к нам в большей мере пришла и сама эта педагогика, в нее пришли увлеченные и страстные натуры, которые заинтересуются прежде всего ее творческим характером и высоким качеством обучения.
Я уверена, что те скрытые механизмы, которые использует Орф-педагогика, как свой фирменный способ учить, ЕСТЬ СТОЛБОВАЯ ДОРОГА МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ ВООБЩЕ. И я хочу, чтобы Россия не оказалась на обочине этой дороге. Мы все здесь живем, здесь будут жить наши дети…
Еще я мечтаю о том времени, когда центр замечательных орф-идей неформально переместится из Зальцбурга в Россию?) И К НАМ БУДУТ ЕЗДИТЬ УЧИТЬСЯ СТУДЕНТЫ ИЗ ДРУГИХ СТРАН! А сертификат об обучении, выданный Российской Орф Шульверк Ассоциацией будет уважаем в любой стране мира! У меня есть все основания так считать. Единственное, чего нам пока не хватает, этого здравого смысла на нашей стройке абсурда…
Т.Э. Тютюнникова, канд искусствоведения.
Дата проведения : 14.04.2016
Время проведения: 14.00 - 16.00 по Московскому времени
Ведущая:
Тютюнникова Татьяна Эдуардовна |
Канд. искусствоведения, доцент МПГУ, зав. Лабораторией Элементарного музицирования, руководитель секции "Музыка" Педагогического общества России, автор и ведущая семинара "Учусь творить". Методист-эксперт международного класса в области детского музыкального образования, соавтор Программы и методики обучения детей музыке в активном, творческом музицировании " Тутти". Научно-практический интерес автора связан с темой всестороннего творческого развития детей 3-7 лет средствами элементарного музицирования. По этой теме в России издано более 70 публикаций и более 20 книг и пособий по методике начального музыкального обучения. |
Анонс:
Данный вебинар проходит в рамках курса повышения квалификации по теме: "Современные приемы и методы работы музыкального руководителя в соответствии с ФГОС" (72 часа)>> Приглашаем участников курса повышения квалификации, музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций, преподавателей музыки в школе, воспитатели дошкольных образовательных учреждений на наш вебинар.
В рамках нашего вебинара мы расскажем вам:
О принципах подбора материала и работы с ним в рамках концепции творческого музицирования.
Об умении создавать материал для своего педагогического процесса.
Вы интуитивно начнете понимать то направление, в котором надо двигаться, чтобы игра, творчество и детская инициатива стали реальными действующими «героями» любого образовательного процесса.
Также мы посмотрим видео-фильмы с комментариями ведущего о том, какой материл нужно использовать в своей работе и как?
Участники, оплатившие получение сертификата, также получат дополнительные раздаточные материалы:
Обширная подборка интересных авторских моделей для музицирования с детьми разного возраста: "Чепуховая считалка", "Про Алису", "Следы на дорожке", "Овощное рагу", "Лиса", "Кто как едет", "Кашка", "Интер, мице, тице, тул", "Вкусный урок", "Барашек"
Видео фильм занятия с детьми старшего возраста Т. Тютюнниковой.
Статья Дага Гудкина "Моя внучка Зади"
Видео "Звукоподражательные инструменты"
Видео "Круговые ксилофоны"
Видео "Valse of the little chiken"
Участие в вебинаре бесплатно. Желающие могут получить сертификат. Образец сертификата ().На сертификате будет указана дата оплаты . Стоимость сертификата со скидкой 200 рублей.
Инструкция о получении сертификата:
1. Зарегистрируйтесь на сайте "Преемственность в образовании" или зайдите на сайт под своим логином и паролем. При регистрации будьте внимательны, информация для сертификатов берется из заполненной Вами информации. Указывайте полностью ФИО, личный email – на этот адрес придет сертификат.
2. Зайдите на страницу мероприятия. Календарь событий/ 14.04.2016 Вебинар: «Авторский курс «Элементарное музицирование Т.Э. Тютюнниковой»
3. Проверьте правильность занесения данных (вверху страницы) и нажмите "Оплатить".
4. Выберите удобную для вас форму оплаты. При необходимости инструкции о способах оплаты можно посмотреть по этой ссылке>>. Способы оплаты разные. Выберите тот, который вам подходит.
5. После поступления денег на счет вам на эл. почту придет сертификат.
6. Если вы оплатили сертификат, а он вам так и не пришел на электронную почту, проверьте папку Спам (иногда письма попадают в нее). Если и в Спаме не нашли - напишите нам, мы продублируем.