Познавательное развитие на тему весна в старшей. Конспект НОД с детьми старшей группы «Весна

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Юлия Уростаева
Конспект НОД в старшей группе «Весна. Признаки весны». Познавательное развитие

Цель : Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна . Признаки весны » .

Образовательные задачи : Закрепить и усовершенствовать знания детей о весне , о весенних признаках ; умение детей отвечать на вопрос полным ответом, познакомить с новыми словами «капельник» , «водолей» , «травень» .

Развивающие задачи : Развивать умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе; развивать умение согласовывать имена существительные с глаголами; развивать мелкую моторику рук ; развивать логическое мышление ; развивать умение находить связь между погодными особенностями и изменениями в природе; развивать зрительно- моторную координацию, произвольное внимание.

Воспитательные задачи : Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей; воспитывать умение ожидать своей очереди.

Оборудование : Кукла Весна , макет солнышка и лучиков, «волшебный сундучок» , сюжетные картинки на тему «Весна . Признаки весны » , картинки с изображением первых цветов Калмыкии (тюльпан, одуванчик, мяч, «мостик» , образец солнышка из нитей.

Раздаточный материал : картон голубого цвета, клей - карандаш, нити длинные и короткие желтого цвета, салфетки матерчатые, влажные салфетки.

Ход занятия

Вводная часть.

Цель : сосредоточить внимание детей на проблемной ситуации и активизировать желание выполнять задание совместно для достижения общей цели.

В - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня у вас гостей! Давайте с ними поздороваемся!

Д – Здравствуйте!

В – Мендвт!

Д – Мендвт!

В – Ребята, к нам в гости пришла необычная гостья. Посмотрите, это красавица Весна . Весна просит помочь разбудить Солнышко и вернуть ему лучики. Но для этого вам надо немного потрудиться и выполнить задания. Вы готовы?

В - Посмотрите, мостик через ручеек! Он ведет на полянку. Ребята, осторожно, мостик очень узкий, поэтому нельзя торопиться и толкаться!

Основная часть :

В – А вот и полянка! Садитесь, ребята.

(Садятся в кружок на ширдк.)

Ребята, скажите, а какое сейчас время года?

Д – Весна !

В – Правильно! А сколько месяцев у весны ? Назовите их!

Д – Три! Март, Апрель, Май.

В – Замечательно. В народе март, первый месяц весны , называли – «капельник» . Как вы думаете почему? (Потому что сосульки тают на солнышке и капают) . Это ранняя весна . Апрель, середина весны – «водолей» , потому что лед на реках становится рыхлым, темнеет, а потом начинается ледоход. Льдины плывут по реке. Май - это третий месяц – «травень» . Все покрывается зеленью, все цветет, прилетают последние перелетные птицы.

В – Ребята, назовите ещё раз весенние месяцы. А как их называли в народе?

Д – Март- «капельник» , Апрель- «водолей» , Май - «травень» .

В – Правильно! Посмотрите, ребята, какой красивый сундучок! Что же в нем лежит? Послание, но не простое, а зашифрованное! (Вынимаю сюжетные карточки на тему «Весна , признаки весны » ) Что же означают эти карточки, как вы думаете, ребята?

Проводится игра «Признаки весны » .

Цель : уточнение и расширение знаний о весне и её признаках .

Если затрудняются, можно первую карточку «расшифровать» самой в последовательности :

Солнышко ярко светит и пригревает;

Сосульки тают и капают;

Побежали веселые ручейки;

Появились первые цветы;

Прилетели перелетные птицы.

В – Замечательно, ребята! Вы справились с заданием, и ваши ответы вернули солнышку первый лучик!

Чтобы солнцу лучик дать, надо в мячик поиграть!

У кого мяч – тот называет признак весны , затем мяч передает следующему. Ребята, вы можете смотреть на наши разгаданные картинки, они вам помогут.

О чем получился ваш рассказ?

Д – О весне .

В – Правильно, а кто хочет назвать все признаки весны ?

Вы такие умницы! Ответили все правильно и справились с заданием! Вот и второй лучик солнца!

В – Устали? Поднимитесь!

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко (поднимают руки вверх)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло (Хлопают в ладоши) .

Побежал в саду ручей (ладошки вместе, плавными движениями вправо, влево,

Прилетело 100 грачей (взмахи руками) .

А сугробы тают, тают (медленно садятся,

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх) .

Вот и ещё один лучик солнца мы заработали.

В – Садитесь, пожалуйста! А сейчас, ребята, у нас необычное задание. Мы с вами будем весенними ветерками.

Подуйте на свои ладошки теплым, еле слышным ветерком. Хорошо! А теперь подул сильный, холодный ветер. Подуйте на ладошки : вдох через нос, щеки не надуваем. Выдох через рот. 3 раза.

Посмотрите, весенний ветерок принес нам ещё один лучик солнца! Мы справились с заданием! Молодцы!

Чтобы получить последний лучик солнца, надо отгадать загадки. Отгадайте загадки про первые цветы, которые расцветают в Калмыкии! Слушайте внимательно!

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок-

Остался стебелек…

Д – Одуванчик

В – Правильно! А по-калмыцки – Жамб цецг.

Ещё одна загадка про цветок :

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный, бархатный….

Д - Тюльпан

В – Молодцы! Правильно! А по - калмыцки - Бамб цецг! Разгадали мы загадки, с солнцем будет все в порядке! А вот и лучик!

Степь калмыцкая весной ,

Как зеленый океан.

Словно в дымке голубой

В ней качается тюльпан.

Именно в нашей калмыцкой степи каждую весну происходит чудо – цветут тюльпаны.

Посмотрите на солнышко, которому мы помогли собрать лучики. Как оно ярко светит! Пусть это солнышко остается у вас в группе и согревает вас своим теплом. А я приготовила для вас необычное задание. Давайте пройдем по мостику к столам и присядем на стульчики. Мы с вами нарисуем портрет солнышка. Но рисовать будем ниточками. У каждого из вас лежат тарелочки с ниточками. Чем они отличаются? (Показываю по отдельности длинную и короткую нити)

Д – Длинные и короткие.

В – Что вы будете рисовать длинной ниточкой?

Д – Длинной нарисуем кружочек.

В – А короткими?

Д – Лучики.

В – Молодцы! Промазываем клеем линию круга и прикладываем длинную ниточку, сверху прикладываем салфетку. Затем промазываем клеем линии на картоне и приклеиваем лучики, не забывая прикладывать салфетку.

Закончили? Замечательно! Молодцы! Вытираем ручки влажными салфетками. Поднимите и покажите друг другу свои солнышки! Нравятся они вам? Вам понравилось рисовать ниточками? Давайте повесим их на доску, пусть все видят ваши работы и радуются вместе с вами.

Молодцы! Мне очень нравится!

Итог :

В - О чем мы сегодня с вами говорили?

Д - О весне , о солнышке, о признаках весны .

В – Как в народе называли Март, Апрель, Май?

Д – Капельник, водолей, травень.

В – А вам понравилось рисовать ниточками?

Д – (ответы детей)

В - Что вам понравилось на занятии больше всего?

Д - (Ответы детей)

В – Замечательно! Ребята, я вами очень довольна! Вы все такие молодцы и прекрасные помощники!

Весне очень понравились ваши работы. Она вам очень благодарна, за то, что вы вернули солнышку его лучики.

До свидания! Сян бяятн!

Публикации по теме:

Конспект открытой интегративной НОД «Основные признаки весны» Конспект открытой интегративной НОД в группе компенсирующей направленности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида.

Конспект

Наглядные методы: показ иллюстраций. Данный метод направлен на детей, которые воспринимают информацию больше через зрительный образ.

Практические методы: выполнение творческого задания – создание скворечников для птичек.

В образовательной деятельности использовались и методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения, похвалы.

Цель: закреплять с детьми характерные признаки весны.

Задачи:

1. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

2. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками).

3. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.

4. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!

Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.

Воспитатель :- Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдоль тропинка зовет.

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами!

Дети : – «Да!»

Воспитатель: Тогда отправимся вот по этим тропинкам.

В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямиком.

Но пройти ее придется

Нам, ребятушки, с клубком!

Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.

Воспитатель: Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.

Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т. п.

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! (На мольберте вывешены иллюстрации о весне)

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

В какой лес мы с вами пришли?

Дети: Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.

Воспитатель: Какое время года изображено на картинках?

Дети: Весна!

Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

Воспитатель: Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков.

Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.

Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей ) Правильно, грач.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

Воспитатель: Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)

Воспитатель: Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его…..

Дети: Скворец

Воспитатель: Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как?

Дети: «Быстро!»

Воспитатель: значит на зем появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».

Воспитатель: В лесу, где березы столпились гурьбой

Подснежника глянул цветок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих сил

И тихо спросил:

Я вижу погода тепла и ясна

Скажите, ведь правда, что это весна?

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно отгадали.

За ширмой появляется кукла – Лесовичок.

Лесовичок: Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?

Воспитатель: Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!

Лесовичок: - Да, а вы добрые ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Лесовичок! Помоги нам. Мы хотим весне преподнести подарок, но никак не придумаем что. Подскажи!

Лесовичок: - Что ж, и я вам помогу! Весна по лесу ходит солнечная, звонкая, нарядная, а чтоб весна была еще наряднее. Подарите ей букет из первых весенних цветов.

Воспитатель: А где растут эти цветы?

Дети: На проталинах.

Лесовичок: Давайте собирать.

Воспитатель: Вот, Лесовичок, наш подарок готов. Передай его, пожалуйста, весне от нас.

Лесовичок: Обязательно передам. Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! А вы погуляйте по лесу, здесь много еще интересного.

Воспитатель: (натыкается на «снежный» холмик) А что это такое?

Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.

Воспитатель: В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.

Воспитатель и Дети:

Весна! Весна!

Приди, красна,

С ясным солнышком,

Колоколнышком,

Принеси урожай

В наш родимый край.

Закличка сопровождается ритмическими движениями.

Воспитатель: Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки - необходимо отгадать их по запаху.

Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.

Воспитатель: В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?

Дети: Сладкое! Мягкое! Это мед!

Воспитатель: Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся назад домой.

Воспитатель и дети:

Улыбаются все люди

(Идут по кругу.)

Весна, весна, весна!

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна!

(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши.)

По лугу, лесу и полянке

(Ритмично шагают на месте.)

Идет, идет, идет!

На солнышке скорей погреться

(Взмахивают обеими руками к себе.)

Зовет, зовет, зовет!

И в ручейке лесном задорно

(Ритмично щелкают пальцами.)

Звенит, звенит, звенит!

По камушкам в реке широкой

(Потирают ладони.)

Журчит, журчит, журчит!

Разносит запахи по всюду

Цветов, цветов, цветов!

И все живое сразу слышит

(Прикладывают руку к уху.)

Весенний звон!

(Хлопают в ладоши.)

Вот мы пришли обратно. Вам понравилось прогулка? Ответы детей .

Воспитатель: А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?

Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться что бы это могло быть.

Дети: Заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

Воспитатель: Молодцы! Как-нибудь мы еще раз с вами сходим в лес!

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Весна пришла, тепло принесла».

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования (монотипия)

по теме: «Весна пришла, тепло принесла».

Программное содержание:

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание,

художественно-продуктивная деятельность, социализация.

Цели.

Уточнить и обобщить знание детьми о названиях весенних месяцев, порядке их прихода.

Расширить представления детей о весне,

Упражнять детей в образовании и правильном употреблении слов, обозначающих признак предмета, основываясь на полученных ранее знаниях и представлениях о характерных признаках весеннего времени года,

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, соотносить природные явления с особенностями собственного мироощущения.

обогатить и активизировать словарь детей по теме,

Развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.

воспитывать умение сопереживать, стремление помочь персонажу, товарищу в трудной ситуации,

Словарная работа: слова-названия весенних месяцев, слова имеющие в своём составе уменьшительно-ласкательные суффиксы, обозначающие признаки весны.

Оборудование и материалы: значки-бабочки по числу детей, картинки-символы, обозначающие признаки весны, картинки-символы, изображающие различные явления природы, детские шумовые музыкальные инструменты с характерным звучанием; шаблоны бабочек из белой бумаги, необходимое оборудование и материалы для выполнения работы по нетрадиционному рисованию (монотипия), разноцветные фломастеры или маркеры по числу детей, планшет, лист альбомный для письма Весне, мольберт.

Ход занятия.

Дети друг за другом входят в помещение.

В. - Ребята! Обратите внимание, к нам на занятие пришли гости.

Давайте вместе поприветствуем их!

В.-Придумано кем-то и просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро»

-«Здравствуйте!»- скажем, солнышку, птицам,

-«Здравствуйте!»- милым улыбчивым лицам

И каждый становится добрый, доверчивый

Пусть доброе «здравствуйте» слышно утром и вечером

Мальчики - «Здравствуйте!» -девочки!

Девочки-«Здравствуйте!»-«Здравствуйте!» -мальчики!

Мальчики -«Здравствуйте!»

Все вместе-«Здравствуйте!» взрослые! Здравствуйте!»

Дети садятся на стульчики полукругом.

Организационный момент «Доброе утро!»

Воспитатель: Ребята, мы поздоровались друг с другом, поздоровались с гостями, а теперь поздоровайтесь каждый со своими верными помощниками!

Дети: - Доброе утро глазки, вы проснулись? (дети прикасаются по очереди к частям тела)

Доброе утро ушки, вы проснулись?

Доброе утро ручки, вы проснулись?

Доброе утро ножки, вы проснулись?

Воспитатель: - Доброе утро детки, вы проснулись?

Дети: Да!

Воспитатель: тогда начинаем занятие.

Звучит красивая, радостная мелодия.

Воспитатель: Что случилось, что происходит? (Вносит воздушный шарик - солнышко с прикрепленной посылкой. В посылке письмо)

Ребята это красавица Весна прислала нам сообщение и посылку (читает сообщение). «Дорогие ребята, я посылаю к вам в гости своего друга и помощника, ласковое весеннее Солнышко с подарками. А подарки мои получат самые старательные и активные из вас, удачи вам на занятии!».

Воспитатель поясняет детям, что за активное участие в ходе занятия они будут получать весенние знаки.

Проводится дидактическое упражнение «Весенние месяцы» с целью уточнения знаний детей о названиях и порядке прихода каждого весеннего месяца.

Вопросы:

Какие весенние месяцы вы знаете?

Какой из весенних месяцев приходит раньше всех?

Какой весенний месяц приходит за мартом?

Какой весенний месяц приходит к нам самый последний?

Какой весенний месяц бывает перед маем?

Вы, наверное, слышали, как люди говорят «ранняя весна», «поздняя весна»? Как вы думаете какой месяц можно назвать «ранней весной» и почему? (поздней весной и почему?) Примерные ответы детей: март приходит раньше всех, поэтому ранняя весна, май приходит позже всех месяцев, поэтому это поздняя весна.

Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно сказали, а теперь все вместе: Март, апрель, май -ты их, друг, не забывай! (дети повторяют вместе с воспитателем два раза).

Воспитатель: Наконец после зимы к нам пришла долгожданная, теплая и ЛАСКОВАЯ Весна. Поэтому весной хочется говорить только ласковые слова. (Дидактическое упражнение «Назови ласково»).

Я скажу солнце, а вы ласково - солнышко,

ветка - веточка,

лист - листочек,

ручей - ручеек,

лужа - лужица,

цветок - цветочек,

туча - тучка,

дерево - деревце,

облако - облачко,

вода - водичка (слова подбираются воспитателем произвольно, тематика - весенняя).

Ребята Весна прислала нам очень сложное задание. Для его выполнения мы с вами должны вспомнить какие приметы весеннего времени года вы знаете? (ответы детей: тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее)

А теперь нужно так назвать нашу красавицу - Весну, чтобы сразу стало понятно, о какой примете весны вы подумали.

Воспитатель: Представьте,

Пришла весна, и стало пригревать ясное, ласковое СОЛНЫШКО, значит какая весна? (солнечная). Воспитатель предлагает ответившему на вопрос ребенку выбрать соответствующую карточку-символ, надевает значок-бабочку.

ЗВОНКО запели птички на деревьях. Какая, по-вашему Весна? (звонкая). Воспитатель предлагает озвучить весну с помощью соответствующей шумовой игрушки после выполнения надевает значок-бабочку.

ЗАЗЕЛЕНЕЛИ первые листочки на деревьях. Какая весна теперь? (зеленая). Зашумели под ласковым весенним ВЕТРОМ красивые деревья, какая весна? (ветреная). Воспитатель предлагает озвучить данное явление и подобрать соответствующую карточку-символ. После выполнения детьми задания надевает каждому значок-бабочку.

Ветер усилился, прилетело облачко и пошел теплый весенний ДОЖДИК. Какая весна теперь? (Дождливая). Ребенок подбирает соответствующую карточку-символ.

Воспитатель хвалит детей за активное участие, обращает их внимание на то, что все без исключения получили значки, значит все самые активные и старательные, Предлагает рассмотреть своих бабочек.

Воспитатель: вы все получили значки-бабочки, значит все

превратились в волшебных весенних бабочек, а бабочки очень любят летать и веселиться на солнечной полянке. Полетели!

Выполняется Физкультминутка «Бабочки»

Снова нет ручьям покоя -

День и ночь журчат в кустах, (бегут по кругу друг за другом)

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах, (спокойно идут друг за другом)

Льёт лучи на лес и луг {приседают - встают)

И на все цветы вокруг, («цветок» над головой)

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают В поле бабочки летают.

При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Учащиеся передвигаются легким бегом на носках или на месте, делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.

Воспитатель: Ой, ветер подул, пошел дождь! (Звучит шум ветра, звук дождя, раскаты грома), воспитатель раскрывает яркий зонтик. Бабочки весенние, бабочки-красавицы, скорее прячьтесь от дождя, не то намокнете, пропадете! (Дети подбегают к воспитателю, прячутся под зонт).

Слышится плач, появляется Бабочка, (во время дождя на полянке все ее подружки потерялись, Бабочке скучно, не с кем играть).

Воспитатель приглашает детей за столы для осуществления продуктивной деятельности. Дети под руководством воспитателя рассматривают гостью бабочку, отмечают ее окраску, узоры на крылышках и т.д. Воспитатель предлагает сделать для нее подружек такими же красивыми, яркими и нарядными.

Дети выполняют работу. Воспитатель в сопровождении гостьи наблюдает за деятельностью детей, помогает при необходимости, обращает внимание на то, что можно кисточкой поправить получившийся отпечаток, дорисовать и украсить рисунок по желанию. Для тех детей, которые раньше всех справились с заданием, воспитатель дает дополнительное задание на усложнение.

После выполнения Работы воспитатель предлагает, захватив фломастеры, отнести бабочек-подружек на весеннюю полянку сушиться на солнышке.

После этого, обращая внимание на Весеннее солнышко, предлагает детям подумать и ответить на вопрос: как вы думаете, ребята, что Солнышко расскажет Весне-красавице о нашем занятии (итог занятия). Дети вспоминают ход занятия, озвучивают запомнившиеся моменты и, ответив, рисуют свой «смайлик» на листе бумаги. (Предварительно воспитатель напоминает детям, что смайлик - это улыбка и пожелание хорошего настроения).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое замечательное письмо у нас получилось! Вместе с этим письмом мы шлем Весне хорошее настроение, чтобы она приходила к нам солнечной - а не дождливой, спокойной - а не ветреной, теплой и ласковой - а не холодной и грустной. Дорогое Солнышко! отнеси, пожалуйста, Весне наше письмо, расскажи, как интересно было у нас на занятии! Дети прощаются с Солнышком. Бабочка благодарит детей за замечательных подружек, преподносит угощение, дети прощаются с Бабочкой.


Программное содержание:

Познание : Обобщать, систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе; показать детям на наглядной модели причину смены времен года, развивать логическое мышление, уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить предположения и делать выводы; формировать представление о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира.

Коммуникация: Развивать связную речь детей, способствовать употреблению полных предложений; продолжать работу над четкостью и громкостью произнесения слов, фраз и предложений детьми; активизировать словарь детей (ранняя, март); прививать интерес к народному фольклору (загадки, стихи, поговорки, приметы).

Социализация : формировать умение детей выслушивать друг друга, не перебивая, формировать дружеские отношения в детском коллективе.

Физическая культура: Развивать двигательные навыки, умение выполнять точные и четкие движения в соответствии с текстом

Оборудование:

м/м проектор, глобус, лампа, аудиозапись с голосами птиц, снег в ведерке, вода в лейке.

Ход:

Дети, о чем загадка?

Рыхлый снег
На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …(весна)

Дети садятся на стулья.

Сегодня мы с вами поговорим об изменениях, которые происходят весной в живой и неживой природе. Весна включает 3 календарных месяца. Назовите их. (ответы детей)

Весну в природе называют «всеблагодатной», «всеоживляющей». Как вы это понимаете?

Весна бывает короткой и затяжной, ранней и поздней. А сейчас какой период весны: ранний или поздний? (ранний)

Погода весной переменчива. В народе говорят: «Ранняя весна что красна девица – не знаешь, то ли засмеется, то ли заплачет». Как вы понимаете такую поговорку? (ответы детей)

Воспитатель включает на м/м проекторе отрывок презентации «Весна. Март»

Март в народе называют протальником, потому что от солнечных лучей снег начинает таять, и становится видно землю – проталину.

Снег еще долго будет лежать на холодной земле, и ледяные ветра не один раз еще напомнят, что зима хоть и ослабла, но не сдается.

Что сейчас происходит со снегом? (снег становится рыхлым и темным)

Проводится опыт «Почему снег рыхлый?»

Дети подходят к столу, на котором стоит ведерко со снегом. Воспитатель потихоньку наливает из лейки в ведерко воду.

Дети, что происходит со снегом? (ответы детей)

Днем солнце пригревает, светит ярко, и снежинки на поверхности начинают таять, превращаясь в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте, по стене

Отгадайте загадку:

Разноцветными клоками
Вата по небу плывёт.
Если в кучу соберётся,
То на землю дождик льёт.
Объясните мне, ребята,
Как зовётся эта вата?

(облака)

Ребята, мы с вами на прогулке обратили внимание на то, в небе появилось много кучевых облаков. Как и откуда они образуются? (предположения детей)

Они появились из-за обильного таяния снега. Снег тает, превращается в воду, вода под воздействием солнца, испаряется и поднимается вверх. А в небе капельки воды собираются вместе в кучу, образуя облака.

Проводится дид.игра «На что похоже облако?»

Давайте подойдем к окну и немного пофантазируем.

Ребята, а с солнцем какие-нибудь изменения происходят? (оно стало светить ярче и теплее, солнце пригревает)

Почему же так происходит? Оказывается, весной наша планета находится ближе к солнцу. Давайте проведем еще один опыт.

Опыт «Почему происходит смена времен года?». Дети подходят к столу с лампой и глобусом.

Представьте, что лампа – это Солнце. Потрогайте ту сторону глобуса, куда попадал свет лампы. Что чувствуете? (эта сторона теплая, прогретая солнцем). Что это значит?

Земля все время вращается вокруг Солнца. Если в Южной Америке сейчас тепло, что мы и почувствовали, то на обратно стороне Земли…(будет холодно, п.ч. солнечных лучей мало доходит) .

Чтобы весна пришла быстрее, дети зовут её и играют в «Веснянку». Давайте и мы поиграем.

Игра подвижная «Веснянка».

Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают, (приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки верх)

Дети садятся на стульчики.

Теперь мы поговорим о живой о природе. Кого можно отнести к живой природе? (предположения детей)

Что происходит с птицами (они чувствуют приближение весны, начинают громко петь, строят гнезда для птенцов)

Гонцы весны – грачи. Они появляются в начале марта. Говорят, что «грачи весну расклевали». Грачи очень полезны. Чем?(Поедают вредных насекомых и их личинок).

За грачами прилетают скворцы. Главная забота скворцов – жильё. Мы можем им помочь. Как?(Построить и развесить скворечники.)

В конце марта прилетают жаворонки. Гнёзда жаворонки делают на земле. Поёт эта птица лишь весной, а потом – забота о птенцах.

Игра «Расставь птиц» (грач, скворец, жаворонок).

Первыми прилетают всеядные и зерноядные птицы, потом насекомоядные. После хищные и самые последние водоплавающие птицы.

Птицы образуют пары, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.

Есть такая примета: если птицы строят, вьют гнезда на солнечной стороне, значит лето будет холодное.

Проводится дид.игра «Узнай птицу по голосу» (аудиозапись)

Проводится итог НОД:

  1. Какая примета весны самая главная, от какой приметы зависят все остальные?
  2. Какая весна в марте?
  3. Какие птицы прилетают первые, какие последние?

Елена Тюрина
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию

в старшей группе «Весна идет , весне дорогу »

Цель : Обобщить знания детей о весне .

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.

Развивающие :

Развивать связную речь : умение понятно для окружающих выражать свои мысли. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Воспитательные :

Воспитывать уважительное отношение к родной природе.

Способствовать формированию интереса детей к природе.

Материал : мультимедийное оборудование; мольберт с солнышком, закрытым тучами; коробка с ленточками желтого и оранжевого цвета, цветная бумага, ножницы; магниты; коробка с картинками птиц.

Ход НОД

I. Вводная часть. Организационный момент. Проблемная ситуация.

В центре комнаты стоит мольберт на котором расположено солнце, закрытое тучами, дети заходят, видят мольберт. Ребята, что случилось с солнышком? Как мы можем ему помочь? Дети решают, что делать, как помочь солнышку.

В : Давайте подуем на тучки (тучки освобождают солнышко, оно с одним лучиком) Солнышко пока к нам добиралось, после долгой зимы все свои лучики раздарило. Надо как-то исправить положение. Поможем солнышку? Обращаю внимание детей на другую коробку, которая стоит в стороне с ленточками желтого и оранжевого цвета, цветной бумагой, ножницами.

II. Основная часть.

Игра : «Солнце какое?» Назовите слова, которые отвечают на вопрос : солнце какое? И на каждое сказанное слово добавим лучик. (ласковое, лучистое, теплое, желтое, круглое и т. д.) /Детям предлагается самостоятельно выбрать материал для лучика и прикрепить его к солнышку/

В : Посмотрите, ребята, наше солнышко повеселело, расправило свои лучики и стало обогревать землю. Хотите поиграть с ним? (слайд 2)

Гимнастика для глаз :

Лучик вверх, лучик вниз,

Лучик детям улыбнись,

Вправо, влево посмотри,

Вокруг солнца обойди.

В : Вы рады солнышку, а кто еще радуется, когда светит солнце? Как вы думаете? (просыпается природа, животные)

В :- Ребята, представьте себе, что мы с вами в лесу! (слайд 3)

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

В какой лес мы с вами пришли?

(Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный).

В : - Какое время года изображено на картинках? (весна ) (слайд 4)

В : - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето? Какие приметы весны изображены на картинках? (слайд 5)

Дети доказывают, что на картинах изображена весна , называют весенние признаки. (Тает снег, солнце светит ярче, с крыш свисают сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, распускаются первые цветы).

В : А кто знает весенние месяцы. (март, апрель, май) (слайд 6)

В : Прислушайтесь, пожалуйста, слышите? Что это за звуки, послушайте? (звучит запись пения птиц)

В : А почему они щебечут и поют? (Весна пришла , птицы прилетели)

В : Каких вы знаете птиц? (перелетные и зимующие) (слайд 7,8) Что же здесь произошло, почему так шумно? (птичьи голоса) Здесь все птички перепутались. Ребята, что же делать? … (дети играют, делят птиц на перелетных и зимующих)

В : Ребята, а что еще происходит весной . Мы с вами сказали : просыпается природа, прилетели птицы, весело щебечут. А кто еще просыпается в лесу, после зимней спячки. (ответы детей) (слайд 9)

В : Конечно, просыпаются звери, а когда медведь просыпается, он в первую очередь делает зарядку. Хотите узнать, какую зарядку делает медведь? (слайд 10)

Физкультминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна : Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна .

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед- назад.

Вот он по лесу идет .

Ищет мишка корешки Наклоны : правой рукой коснуться

И трухлявые пеньки. левой ступни, потом наоборот.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. (Дети садятся в кружок)

В : Ребята, я знаю интересную игру. Хотите, я научу вас в неё играть?

«Назови ласково» (с существительными данной темы перекидывая друг другу мяч)

снег – снежок, вода – водичка

ручей – ручеек, солнце – солнышко

цветок – цветочек, листок – листочек

птица - птичка

Дидактическая игра «Продолжи мысль»

Предлагаю логически завершить начатые предложения о весне . (Предлагаю детям составить предложение)

Прошла суровая зима, и к нам пришла (весна ) .

Весна - это пора , когда все… (оживает, пробуждается, радуется, растет)

Небо весной (голубое, высокое, чистое, ясное)

С неба нам приветливо сияет (солнышко)

Солнце согревает землю своими… (лучиками)

Всюду бегут звонкие … (ручьи) .

Тает… (Снег)

Скоро вернутся из теплых краёв перелётные … (птицы)

Всюду зеленеет весенняя…. (трава)

Расцветают первые весенние… (цветы)

III. Заключительная часть. Рефлексия.

В : Ребята! Мне было очень приятно общаться с вами. А вам что запомнилось? Что вы сможете рассказать о сегодняшнем дне дома? А кого я могу похвалить? За что? А кому было трудно? А в какую игру вы можете поиграть дома с родными? А может быть, сделаете с родителями зарядку для мишки?

Ребята, а кто помнит, с чего началось наше занятие? (помогли солнышку) . В народе часто звали солнце, чтобы оно стало согревать землю, и зима отступила. А вы знаете, как его можно позвать? Давайте, мы с вами покличем солнце, чтобы зима уж совсем отступила и было тепло. (слайд 11) Где ты, Солнышко? Проснись! Где ты, Солнышко? Вернись! Освети нас, обогрей! Приходи же к нам скорей! Сыпать снег зима устала, Кап-кап-кап! Весна настала .

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД «Весна идет - весне дорогу» Тема:. «Весна идет – весне дорогу» Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическая».

Вид занятия: развитие речи. Тема: «Весна идёт, весне дорогу!» Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять.

Задачи. 1. Закрепить и уточнить знания детей о весне, ее характерных признаках; закрепить знания о жанре изобразительного искусства: пейзаж.

Конспект познавательно-речевому развитию «Весна идет, весне дорогу» (подготовительная группа) Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме "Весна идет, весне дорогу" Задачи: 1.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Весна идет! Весне дорогу!» Слайд 2 Цель: научить устанавливать связи между сезонными явлениями и явлениями, происходящими в живой и неживой природе; научить видеть.



Рассказать друзьям