Во сколько лет надо идти в школу. Спорт детям

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Содержание статьи:

Когда ребенок переходит 6-летний рубеж, перед многими родителями встает трудная задача: решить, с какого возраста отдать ребенка в школу - в 6 лет 6 месяцев, 6 лет 7 месяцев, 6 и 8, 6 и 9 или после 7 лет и ближе к 8. В этой статье мы подробно рассмотрим, на какие критерии следует обратить внимание, чтобы сделать правильный выбор.

Большинство детей идут в школу после 7 лет или, если им не хватает до 7 лет нескольких месяцев, т. е. это дети с днем рождения в сентябре, октябре, ноябре и декабре. Особенно трудный выбор стоит перед родителями детей, чей возраст на момент поступления в школу достигает 6 лет 6 месяцев и 6 лет 7 месяцев, т.е. это дети с днем рождения в январе и феврале. Этот возраст проблематичен еще и по тому, что классы считаются по годам, а ваш ребенок формально уже будет учиться на год младше. Но есть случаи, когда дети идут в школу младше 6,6 или даже с 8 лет. Давайте попытаемся решить какой вариант лучше всего для вас. Для этого мы рассмотрим основные критерии, которые следует учитывать при выборе возраста для поступления в школу.

Закон о поступлении детей в первый класс

Сначала расскажем о том, во сколько лет можно отдать ребенка в школу по закону. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012 Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам гласит, что в 1 класс общеобразовательной школы могут поступить дети, начиная с возраста 6-и с половиной лет и до достижения возраста 8-и лет.

Дети младше или старше этих возрастных рамок могут быть приняты в школу по усмотрению администрации с письменного заявления родителей. Такие дети должны пройти тестирование и комиссию на определение их готовности к обучению в школе.

Такие временные рамки (от 6,6 до 8 лет) выбраны не случайно, дети такого возраста физиологически готовы к обучению в школьных условиях, у них достаточно развиты речь, внимание и память. Это выражается в умении высиживать 45 минут на месте, концентрировать и удерживать внимание, слушать учителя, запоминать новый материал в требующемся объеме.

Состояние здоровья будущего первоклассника

Наличие хронических заболеваний

Дети с хроническими заболеваниями должны сначала пройти полное обследование, после которого лечащий врач должен сделать заключение о возможности обучения в общеобразовательной школе.

Учеба в школе увеличивает нагрузку на все системы организма. Повышенная нагрузка на костно-мышечную систему может привести к нарушению осанки (сколиозу), остеохондрозу. Большая нагрузка ложиться на органы зрения, что может привести к его ухудшению. Часто в школе обостряются или появляются заболевания пищеварительной системы. Не все дети могут есть школьную еду, а в обязанности учителя не входит смотреть кто что съел, как это было в садике. Поэтому при наличии хронических заболеваний ответ на вопрос "когда отдать ребенка в школу - в 6 или 7 лет", ответ будет как можно позже, так как ребенок будет более зрелым.

Частые простудные заболевания

Совершенствование иммунной системы у ребенка происходит постепенно, как правило, она формируется к 4-5 годам. Есть такое правило, чем меньше ребенок, тем чаще он болеет. Если ваш ребенок относится к часто болеющим, т.е. болеет 10-12 раз в год, то ребенка лучше отдать в школу после 7 лет. Частые прогулы в школе могут негативно сказаться на обучении. А за этот год нужно приложить все силы на закаливание и оздоровление малыша. Обязательно проконсультируйтесь с отоларингологом, на предмет увеличения миндалин и аденоидов, проходимости носовых ходов. Часто болеющим детям нужно посетить иммунолога и возможно пройти курс оздоровления в санатории.

Состояние нервной системы

Ребенка перед школой обязательно осматривают невропатолог и психиатр, они дают свое заключение о готовности малыша идти в школу.

Если малыш страдает повышенной возбудимостью нервной системы, то есть это гиперактивный ребенок, но с развитым интеллектом и хорошо подготовленный к школе (умеет читать, писать, считать, хорошо учит стихи), то возможно лучше его отдать в школу с 6,6 и до 7 лет, так как за год он скорее всего не станет спокойней и усидчивее. А если с учебой в школе будет складываться не очень хорошо, то можно будет остаться в первом классе еще раз. О читайте в статье на нашем сайте.

Если ребенок отстает от сверстников в нервно-психическом развитии (плохо запоминает стихи, не развита мелкая моторика, плохо развита речь) или имеет какие-то заболевания нервной системы, то лучше малыша отдать в школу после 7 лет, даже если ему будет 7,9 или 7,10, или даже после 8 лет. Кроме этого возможно малышу понадобится обучение в коррекционном классе. Для этого ребенок должен пройти медико-педагогическую комиссию. Заставить вас ее проходить никто не может, вам ее рекомендуют, а вы вправе отказаться, так как по закону ребенок с небольшими отклонениями может учиться в обычной школе.

Развитие речь

Сейчас часто слышишь, что в наше время появилось очень много "логопедических" детей. Это не так, логопедические дети были всегда, только раньше этому не придавали такого значения. Если вы посмотрите советские фильмы или ералаш с участием детей начальной школы, то услышите, что многие дети имеют логопедические проблемы.

В наши дни стало уделяться большое внимание развитию речи детей, появились логопеды и дефектологи, которые в частном порядке проводят занятия с малышами. Ведь очень важно, чтобы малыш еще до школы научился правильно и четко говорить, научился выговаривать все звуки и понимать их отличие от букв.

Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, то нужно их сначала поставить и автоматизировать, а потом идти в школу. Без этого ребенку будет трудно читать, а в дальнейшем писать.

Поэтому, если у вашего ребенка не развита речь, то в школу лучше его отдать как можно позже, а за это время приложить все усилия на исправления дефектов речи. Для этого необходимы регулярные занятия с логопедом и/или дефектологом. Такие дети должны ходить в логопедический садик, а если вы поздно заметили, то лучше такого ребенка отдать в речевой класс. Там разработана специальная программа по обучению детей с логопедическими проблемами.

Определение готовности малыша к школе

Как отдать ребенка в школу

Для начала нужно выбрать школу. Все начальное обучение одинаковое во всех школах общеобразовательных, гимназиях и лицеях. Какие-то уклоны начинаются с 5 класса. В начальной школе возможны только добровольные дополнительные занятия по желанию ученика и его родителей.

Сейчас действует приказ Минобразования РФ от 15 февраля 2012 г. N 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения», который гласит, что с 10 марта по 1 августа родители могут подать заявление в школу, к которой территориально (по прописке или временной регистрации) относится ребенок. Отказать вам в поступлении не могут - вне зависимости от того, в какой срок вы подали заявление до 1 августа. А с 1 августа, если остались места в школе, заявления принимаются от родителей, не прописанных на территории закрепленной за школой. Это актуально для крупных городов Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах легче поступить в ту школу, которую хочется.

Список юридических документов

Письменное заявление о просьбе зачислении ребенка в первый класс.
Свидетельство о рождении ребенка и ксерокопия.
Паспорт родителя, который прописан по адресу прикрепленной школы и ксерокопия.
Справка о прописке ребенка.

Список медицинских документов

Медицинский полис обязательного страхования.
026/у.
Прививочный сертификат.
.

В каком же возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как каждый ребенок индивидуален. Но исходить следует из того, насколько ребенок готов к школе, хочет ли он учиться сам, насколько готовы к этому его родители.

Если у вас возникают сомнения, проведите тестирование. Это можно сделать, обратившись в медико-психологический центр вашего района или поликлинику. Психолог определит какие именно компоненты готовности сформированы, а какие нет, сделает заключение готов или нет ребенок к учебе в этом возрасте. Если потребуется, он составит план работы по развитию или коррекции нужных способностей.

Быстрый онлайн-тест на готовность ребёнка к школе вы можете пройти на нашем сайте .

Запомните! Возраст, в котором лучше всего отдать ребенка в школу, сугубо индивидуален. Безусловно, нужно прислушиваться к мнению всех специалистов, но окончательное решение принимать только вам. Если вы считаете, что ваш ребенок готов к школе, то это ваше решение и отказать вам не могут.

Почему родители хотят как можно раньше отдать своего ребенка в школу? Одни считают свое чадо настоящим вундеркиндом, который все знает и сможет без проблем учиться в первом классе. Другие боятся, что их ребенок окончит школу в восемнадцать лет, а значит, не успеет поступить в вуз, ведь придется идти в армию. Для некоторых весомым аргументом является физическое развитие – «Мой сын рослый, он намного выше своих сверстников! Если я его отдам в школу в следующем году, то как же он будет смотреться на их фоне?»

Психологи утверждают, что не стоит торопиться и отправлять свое чадо в школу как можно быстрее. Со скольки лет в школу должен пойти ребенок? Детям, которым к сентябрю исполнится 6 лет или 6 с хвостиком, нужно еще год подождать, походить в сад. Для шестилетки игра считается ведущим видом деятельности.

В 7 лет происходит очередной кризис в развитии ребенка. Он становится более зрелой личностью. В этом возрасте ведущий вид деятельности – учеба. Это не означает, что семилетние дети не играют в игры, просто они становятся для них обучающими. Им интересно познавать что-то новое, они могут дольше концентрировать свое внимание на процессе изучения.

Как определить, что ребенок готов к школе

Признаки готовности к обучению в школе:

1. Интеллектуальный. Ребенок должен уметь концентрировать свое внимание, строить логические связи, уметь запоминать материал. Роль играет и мелкая моторика рук.

2. Эмоциональный. Ребенок должен понимать, что в данный момент он обязан сидеть на уроке, слушать учителя, а не заниматься тем, что ему интересно. Если у него не получается контролировать свои эмоции, то над этим нужно работать.

3. Социальный. Ребенок, который ходит в сад, как правило, умеет себя вести себя в коллективе, общаться со сверстниками, находить себе друзей. Если он не приучен к коллективу, то ему будет намного сложнее адаптироваться к школе. Из-за чего всем родителям рекомендуют отдавать детей в детский сад, хотя бы последний год перед школой.

Помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты – одна из важнейших задач любящих родителей. Именно в детском возрасте энергия плещет через край, проявляются первые наклонности, закладываются жизненные увлечения. Разумеется, взрослые стремятся поддержать малыша в его начинаниях и, возможно, дать базу для любимого впоследствии дела. Физическое, эстетическое, музыкальное развитие, прикладные навыки – всё это могут дать ребенку разнообразные кружки, секции и студии. Но как правильно подойти к вопросу выбора? С какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в кружки? На что следует обращать внимание при выборе кружка для дошкольника? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.

Особенности дошкольного возраста

Дети-дошкольники – это настоящее средоточие креатива! Они постоянно выдают что-нибудь «этакое»: поют песенки и сочиняют стихи со своеобразными рифмами и ритмом, рассказывают истории о выдуманных ими самими персонажах, исполняют невиданные танцы и показывают «трюки», рисуют картинки, в которых порой трудно угадать смысл. Но всё это – необходимый и очень важный этап жизни ребенка. Пока ему не нужны рамки, указания и советы, как делать «правильно». Малыш впитывает то, что его окружает и создает собственную интерпретацию. Пусть нам она иногда и кажется нелепой, мешать ребенку творить не нужно.

Главное, о чем нужно позаботиться родителям дошкольника – это наличие благоприятной среды, стимулирующей развитие. Сейчас ваш малыш активно подражает всему, что ему нравится. Мама рисует – и он рисует «каляки-маляки», папа собирает мебель – и ему хочется вкрутить куда-то винтик, бабушка вяжет – и ему хочется попробовать. Действия взрослых становятся для ребенка стимулом к собственному созиданию. Возможно, вы замечали, что маленьким детям нравятся именно их собственные танцы, каракули-«письма», коряво слепленные фигурки из пластилина. А попытки взрослых научить, «как надо», воспринимаются в штыки или игнорируются. Это естественный способ защиты своего права быть первооткрывателем, творцом.

Родителям стоит поощрять ребенка в его начинаниях, подавать ему пример своей деятельностью и обеспечивать необходимые материалы, аксессуары для того или иного занятия. Такой подход будет намного более эффективен, чем какие бы то ни было регулярные занятия (неважно, в кружках или дома).

Нужны ли кружки дошкольнику?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: стимулирующая среда для развития дошкольника важнее, чем специальное обучение. Но это не означает, что кружки и секции противопоказаны детям до школы. Они вполне имеют место быть, но к их выбору и времени начала посещения стоит подойти серьезно. Кружки, которые посещает дошкольник, должны соответствовать его возрасту и не нести излишней нагрузки (физической и психологической). Кроме того, любые занятия должны в первую очередь искренне нравиться малышу. Мода, престижность и посещение «за компанию» – не лучшие критерии выбора кружка. Не забывайте и о том, что интересы в дошкольном возрасте еще неустойчивы, и ребенок пока всего лишь пробует разные виды деятельности.

Когда отдавать ребенка в кружки и секции?

В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей» учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.

Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес. Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.

Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.

Танцы , несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.

Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом . Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.

Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.

Рисование , несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.

Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной. Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка. В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме. Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.

Начинать ли посещение кружков в первом классе?

С началом учебы в школе у ребенка начинается новая жизнь, к которой он приспосабливается более или менее успешно. Родителям, естественно, хочется, чтобы их первоклашка развивался не только академически, но и занимался дополнительно спортом, музыкой или чем-то еще.

С точки зрения психологии, записывать ребенка во всевозможные кружки с первых дней учебы неправильно. Дайте малышу время привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к коллективу, учебным требованиям и нагрузкам. Даже если вам кажется, что всё идет гладко, не торопитесь.

Ребенку нравится учиться? Он нашел в классе друзей, учеба дается легко, и у него куча свободного времени? Так и хочется занять его чем-то полезным. Правильное начинание! Но все же подходить к нему нужно здраво. Вот несколько советов:

  1. Не перегружайте ребенка. Если всё его время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость и расшатанные нервы.
  2. Количество кружков и времени, тратящегося на их посещение, должно зависеть от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Для среднестатистического школьника нормальным будет количество занятий не более двух раз в неделю в будни плюс одного раза в выходной день. Учитывайте и то, насколько выбранные кружки удалены от дома. Постоянные поездки в разные концы города вымотают ребенка.
  3. Если ваше чадо не отличается усидчивостью, имеет смысл записывать его в несколько кружков сразу. Попробует, найдет «свое» и на нем остановится.
  4. Спокойного и старательного ребенка лучше сразу приобщать лишь к одному-двум основным занятиям. Иначе потом, по мере возрастания школьной нагрузки, когда придется выбирать между несколькими кружками в пользу самых важных, ему будет сложно отказаться от дел, на которые уже потрачено столько сил и времени.
  5. Между школьными и внешкольными занятиями детям необходимо предоставлять перерыв для отдыха – не менее 1 часа.

Нормы времени занятий в кружках и секций по возрастам

Возраст ребенка определяет уровень допустимой для него нагрузки, с которым нужно считаться как родителям, так и руководителям детских кружков, секций, школ, клубов по интересам.

Нормы, касающиеся времени начала и окончания занятий, их продолжительности, количества перерывов, определены Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Как уже было сказано выше, между занятиями в школе и в заведениях дополнительного образования обязателен перерыв не менее 1 часа.

Начало занятий в детских кружках и секциях возможно не раньше 8.00 (оптимально – начиная с 9.00). Время окончания занятий определяется возрастом ребенка:

  • младший школьный возраст (6-10 лет) – не позднее 20.30;
  • средний и старший школьный возраст (с 10 лет) – не позднее 21.00.

Занятия могут проводиться в любой день недели и месяца, включая выходные и дни каникул. Максимальное количество занятий в неделю и их продолжительность зависит от возраста ребенка:

  • дошкольный возраст – 2 занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое;
  • младший школьный возраст – до 4 учебных часов (1 учебный час = 45 минут) в неделю;
  • средний школьный возраст – до 6 учебных часов в неделю, не менее 2 раз в неделю;
  • старший школьный возраст – до 10-12 учебных часов в неделю, не менее 3 раз в неделю.

Если ребенок посещает более одного кружка, недопустимо записывать его в два кружка одной направленности (к примеру, спортивные) в один и тот же день.

Время практической деятельности ребенка не должно превышать 60-70% от общей длительности занятия. А непрерывная практическая работа не может длиться более, чем:

  • дети 4-6 лет – 5 минут;
  • дети 7-9 лет – 7-10 минут;
  • дети 10-11 лет – 10-13 минут;
  • дети 12-13 лет – 15-18 минут;
  • дети старше 14 лет – 20-25 минут.

Типовые программы для учреждений дополнительного образования и учреждений общего среднего образования, разработанные Республиканским центром технического творчества учащихся, утвержденные Минобразования РБ и Национальным институтом образования, определяют возраст зачисления детей в различные учреждения дополнительного образования следующим образом:

Направление деятельности

Минимальный возраст на начало занятий

Художественный профиль

Хореография, изобразительное искусство, театральные, музыкальные

дошкольный возраст

«Музыкальное», «Изобразительное», «Народное декоративно-прикладное», «Хореографическое», «Театральное», «Народное творчество», «Художественно-эстетическое»

6-9 лет (при 7-летнем курсе обучения) или 9-11 лет (при 5-летнем курсе обучения)

Кружок фотолюбителей

Ручное ткачество

Переплетно-реставрационное дело

Кружок цифровой фотографии

Спортивно-технический профиль

Автомоделирование, моделирование транспортной техники, ракетно-космическое моделирование, авиамоделирование

Кружок автоконструкторов-картингистов

4-7 класс, допускается с 6 лет

Кружок мотоциклистов

Кружок юных водителей мопедов

Радиоспорт, спортивная радиопеленгация, многоборье радистов

Технический профиль (подготовительные занятия)

Начальное техническое моделирование, электрифицированная игрушка

Начальное моделирование транспортной техники

Технический профиль

Столярно-конструкторский кружок

Резьба по дереву

Радиоконструирование, радиоэлектроника

Электронная автоматика

Кружок юных менеджеров

Машинопись и делопроизводство

Технология и физика металлов

Информатика и программирование

13-14 лет, допускается с 8 лет

Компьютерная графика

Практическая астрономия

Приветствую вас, дорогие родители! У некоторых мам и пап, чьи дети родились осенью и зимой и пока всё ещё ходят в детский сад, возможно, вскоре возникнет вопрос: во сколько лет отдавать в школу ребёнка. Ведь к первому классу ему ещё не будет семи, а год спустя уже исполнится семь «с гаком».

С одной стороны, торопиться не хочется, и можно пересидеть годик в детстве. Но с другой стороны перспектива быть самым старшим среди одноклассников тоже не прельщает. Как лучше будет для ребёнка, и что по этому поводу советуют психологи и педагоги?

План урока:

Чем раньше, тем лучше ли?

Как часто мы слышим вокруг: «Мои пошли с шести, и ничего!». А действительно ли всем вот так прямо и «ничего»?

Согласна, что современные дети разительно отличаются от предыдущих поколений и всё чаще к возрасту пяти-шести лет наши маленькие вундеркинды и читают, и считают, и пишут, и по-английски разговаривают. А старательные родители намеренно раньше пытаются «повзрослеть» своих детсадовцев, считая, что в рамках дошкольного учреждения всё умеющему ребёнку будет просто тесно и банально скучно. Зачем же тогда ждать?

На заметку! Закон об образовании предполагает, что к получению начального общего образования допускаются дети с 6,5 лет, но не позднее 8 лет. Это общепринятое правило. Однако при имеющемся заявлении родителей учебное заведение может расширить эти возрастные рамки как в ту, так и в другую сторону.

И всё бы хорошо, если бы решение о поступлении в первый класс раньше, чем это придётся, принималось только по интеллектуальному развитию наших детей. Всему научился и со всем справляется – значит, пора! Да не тут-то было.

Психологи умения считать и писать ставят практически на последнее место при определении возраста для будущего первоклашки. Приоритет они отдают устойчиво сформированному желанию ребёнка (заметьте: не родителей, а именно ребёнка!) учиться, сопровождаемое стремлением получать новые знания.

Будущий первоклассник должен уметь сотрудничать, работать в коллективе и что немаловажно – подчиняться, ведь школа – это вам не детский сад с «хочу – не хочу».

Для многих раннее начало школьной жизни – это настоящий стресс для ещё не выросшей шестилетней нервной системы и непосильная нагрузка. Придётся, как все, сидеть долго и слушать внимательно, выполнять требования и следовать правилам. Иначе знающему русский язык и математику, но абсолютно не умеющему работать конструктивно со сверстниками школьнику будет учиться трудно.

Стоит отметить, что для каждого ребёнка это время наступает по-разному. Некоторые и в свои 6-ть готовы бежать за знаниями, а для кого-то только ближе к 8-ми приходит осознание готовности покинуть детский сад.

Когда точно оно

Как всё-таки родителям хоть капельку намекнуть, что ребёнок для школы созрел? Для педагогов готовность к учёбе – понятие многогранное. Здесь есть:

  • физическая готовность детского организма, затрагивающая общее состояние здоровья, уровень развития моторики, движений, анализаторных систем,
  • психологическая мотивация, выражающаяся во внутренней позиции будущего школьника, его отношении к школе, умении управлять собственным поведением и преодолевать трудности,
  • интеллектуальная подготовка, включающая специальные навыки.

При этом педагоги и психологи не отталкиваются от математической цифры возраста: стукнуло 7 – точно готов! Совсем нет. Они настаивают на том, что «спелый» школьник – это тот, кто с лёгкостью находит друзей, открыт для общения, без проблем адаптируется в новых условиях, и совсем неважно, шесть ему ещё или уже без пяти минут восемь.

На заметку! При принятии решения о раннем походе в первый класс родители нередко подбирают определённого учителя и конкретную школу. Ничего плохого в этом нет, ведь от педагога на первых порах действительно много зависит, особенно психологическая обстановка в юном коллективе.

Итак, в пользу ранних первоклашек говорят вот такие факты:

  • будущий школьник здоров и не часто болеет (не часто в понятии врачей – не более 5 раз за год), у него крепкий иммунитет и нет хронических болезней, которые могли бы помешать раннему началу учёбы, и тем более в медицинской карточке нет таких слов, как «синдром дефицита внимания», «аутизм», «задержка психического развития» и прочие «нездоровые бяки»,
  • социальная адаптация выработана «на все сто»: с лёту знакомится, умеет выйти из конфликта, есть опыт посещения ранних групп развития и коллективного труда,
  • умеет адекватно реагировать на замечания, выполнять требуемое и не страдает повышенное эмоциональной возбудимостью,
  • при осознании необходимости может высидеть заданное количество времени с должным вниманием, концентрируется на поставленной задаче,
  • освоил первоначальные навыки грамоты, письма, счёта, богат русским словарным запасом, знаком с понятиями ориентации и знает основные сведения о родителях, «явки и пароли», адреса и телефоны.

Как считают психологи, только когда вы у ребёнка нашли все эти качества, его поход в шесть лет станет оправданным для родителей, а при имеющемся нарастающем желании побыстрее сесть за парту – и для ребёнка тоже.

К слову, статистика утверждает, что среди пришедших в первый класс шестилетних мальчиков и девочек реально готовыми к учёбе оказываются лишь 10 процентов. Остальные 90, которым не мешало было пересидеть в детском саду, – плод амбиций родителей.

И совсем уж не стоит руководствоваться принципами «отдать мальчика в 6-ть, чтобы до армии успел в институт поступить» и «девочке можно ещё с куклами поиграть, пойдёт с 8-ми». Если уж и разделять по половому признаку, то девчонки созревают и становятся серьёзнее быстрее, нежели мальчишки, так что кому-кому, а вот именно женскому полу с 6-ти лет учиться зачастую проще. Хотя, «и на старуху бывает проруха».

Если приходится отложить

Бывает, что вроде всё складывается, но родительская интуиция никак не хочет смириться и вынести окончательный вердикт. Тогда вперёд на консультацию для определения «школьной зрелости».

Есть такая система, которая по баллам с разных сторон оценивает, действительно ли детсадовец готов начать школьную жизнь.

И если по итогам тестирования получается, что ребёнок-то оказывается готов идти в школу только потому, что там будет много новых друзей, а вовсе не для того, чтобы что-то узнать, учёбу рекомендуется всё-таки отложить.

Да и вообще, кто сказал, что осознанный школьный старт в «почти восемь» будет менее удачным? Достигшие 7-летнего возраста уже не так напрягаются, чтобы сохранять усидчивость. Повзрослевшие дети способны себя контролировать и сохраняют работоспособность дольше, справляясь с нагрузкой. Да и задержавшийся кусочек детства, уже недоступный для вступивших на школьную тропу шестилеток, тоже несомненный плюс.

Что делать целый год, когда сын или дочь не дотягивает? Усердно работать, чтобы в последующем было легче. В преддверии школьного года педагоги советуют уделять побольше морально неготовым к школе детям уделять внимание расширению их кругозора и общему развитию, найти время научиться всё-таки читать – считать – писать, что в первом классе снизит с него нагрузку.

Психологи работают в другом направлении и рекомендуют в появившийся дополнительный свободный год укреплять здоровье и нервную систему, вырабатывать усидчивость, разбавлять активность занятиями, требующими концентрации .

Дак когда же всё-таки покупать : в шесть, в семь, в восемь? Не получается, к сожалению, однозначного ответа. Да в данном случае наверное и не нужно. Предлагаю руководствоваться принципом «не навреди» и взвешенно принимать решение не без участия родительской интуиции.

Сердце подсказывает: «Рано», значит, и вправду рановато, и неважно, что твердят окружающие. А если родительское нутро марширует в такт ребёнку: «Пора! Пора! Пора!», собирайте .

Что скажете, дорогие читатели? Очень жду ваших аргументов «за» и «против». Пишите в комментариях)

Не забудьте подписаться на новости блога и присоединяйтесь к нашей группе «ВКонтакте» )

Вопрос, в каком возрасте стоит отдавать ребёнка в школу, рано или поздно задаёт себе каждая мама. Иногда родителям самим действительно очень сложно оценить готовность ребёнка к школе, понять, какими начальными знаниями должен обладать будущий первоклассник. Попробуем разобраться, когда можно отдать ребёнка в школу, а когда торопиться не стоит.

Что гласит закон

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» чётко объясняет, что в 1 класс берут детей с 6,5 до 8 лет*. Школа может принять в ряды первоклассников тех, кто выходит за эти возрастные рамки, но только по заявлению родителей, с разрешения администрации школы и после комиссии, которая определит готовность ребёнка к обучению. Словом, вполне возможно, что за одной партой в первом классе окажутся 6-летка и 8-летка. Для родителей эти 1,5–2 года кажутся целой пропастью, ведь ещё живы воспоминания о том, как они ходили гулять на детскую площадку со своим новорождённым, а его нынешний сосед по парте уже вовсю бегал и катался с горок.

Самый старший, самый младший – это страшно?

«А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители. В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе. А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других. Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости. Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками. Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте. И всё это – вариант нормы.

Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе.

С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника. А вот у мам и пап «зимних» детей есть выбор: отвести малыша в 1 класс в 6,5 лет или подождать ещё годик до 7,5. И то и другое вписывается в законодательные рамки, и подходящий вариант выбрать бывает непросто. Пораньше или попозже? Придётся смотреть на критерии готовности самого ребёнка к школе.

Как понять, что мой ребёнок готов к школе?

Интеллектуальное развитие

Должен ли ребёнок иметь начальные знания, поступая в первый класс? Нет, неумение читать и писать не станет основанием для отказа в приёме. Не нужно нанимать дошколёнку репетиторов. Он может знать алфавит, писать печатными буквами, но это необязательно. Однако есть ряд навыков, которые он должен продемонстрировать. Например, что он умеет запоминать и анализировать материал. Может прочитать стихотворение по возрасту, пересказать короткий текст. Знает, в какой стране, в каком городе, по какому адресу он живёт, как зовут маму и папу – полным именем, а не домашним. Важно, чтобы на вопросы он отвечал не односложно, а развёрнуто, предложениями из 3–5 слов, и умел использовать обобщающие понятия. Описать предмет, рассказать о домашнем животном, назвать автора любимого стихотворения – всё это говорит о том, что ребёнок обладает хорошим «багажом знаний».

+ Лучше раньше: ребёнок развит не по годам и с лёгкостью цитирует любимые произведения – пора в первый класс, вне зависимости от того, исполнилось ему 7 или нет.

- Лучше позже: малыш испытывает сложности в общении, из него даже пару слов вытянуть сложно, он «путается в показаниях»? Оставьте его дома или в дошкольном коллективе ещё на годик, позанимайтесь с ним дополнительно. Иначе проблемы в обучении будут накапливаться как снежный ком.

Речевое развитие первоклассника

Развитие речи очень тесно связано с интеллектуальной готовностью к школе. Хорошая речь во многом формирует школьную зрелость ребёнка, его готовность или неготовность к обучению – и позволяет предположить, что читать и писать он научится легко.

+ Лучше раньше: ребёнок не знает, кто такой «логопед», чётко и правильно выговаривает звуки, умеет их различать на слух, находить в словах. У него хороший словарный запас, соответствующий возрасту, он знает значения слов. Речь его связная, выразительная.

- Лучше позже: если звуки ребёнку не даются. Словарный запас скудный. Он не умеет подбирать синонимы и антонимы (смелый – храбрый, хороший – плохой), или ему требуется больше времени на ответ, чем другим детям. Испытывать сложности в обучении могут и застенчивые, стеснительные дети.

Психологическая готовность к обучению

Психологическая зрелость ребёнка – фактор во многом индивидуальный: кто-то готов психологически к школе уже в 5,5 лет, а кому-то и в 8 рановато. Конечно, шансов, что у ребёнка старше 7 лет психологическая готовность соответствует норме, гораздо больше. Школьную зрелость демонстрирует понимание, как себя нужно вести в школе, умение работать по образцу, соблюдать правила и т.п. Подобное понимание ситуации (так называемая произвольность поведения) формируется у детей как раз к 6,5–7 годам, и даже в 7 лет она ещё несовершенна, поэтому при выборе школы будет уместно обратить внимание на возможность мягкой адаптации (что позволяют современные системы учебников, например «Начальная школа XXI века» – одна из основных образовательных систем, рекомендованных к использованию). Это позволит детям с разным уровнем психологической готовности чувствовать себя комфортно в первом классе.

+ Лучше раньше: ребёнок усвоил социальные нормы, понимает указания, умеет следовать правилам, понимает причинно-следственные связи. У него хорошая работоспособность, он усидчив, обладает навыками самоконтроля. Не состоит на диспансерном учёте у невролога и психиатра. Спокоен, не страдает бессонницей, головокружениями, гипервозбудимостью и т.п. Он активный, общительный, умеет легко знакомиться и дружить.

- Лучше позже: у малыша «слабая», истощённая нервная система, есть неврологическое заболевание. Он страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Также если он тревожен, замкнут, у него всё валится из рук (значит, мелкая моторика тоже отстаёт), неразговорчив, конфликтен, неусидчив и выказывает плохие навыки социализации.

Состояние здоровья будущего первоклассника

Все будущие первоклассники обязательно проходят полное медицинское обследование и получают заключение врача о готовности к обучению в общеобразовательной школе. Да, по сравнению с детским садом учёба в школе – настоящая работа: вместо прогулок и дневного сна – сидение за партой, вместо игр – чтение учебников и необходимость вглядываться в надписи на доске. Школьное питание не каждому ребёнку придётся по вкусу. Непривычная обстановка, строгие школьные правила заставляют понервничать, а стресс обостряет хронические заболевания.

+ Лучше раньше: если ребёнок полностью здоров, не страдает хроническими заболеваниями, а простудными болеет от силы 4–5 раз в год. Его физическое развитие соответствует возрастным нормам или слегка опережает их.

- Лучше позже: у ребёнка есть какие-либо хронические заболевания (аденоиды, диабет и т.п.), он болеет по 10–12 раз в год, его называют «часто болеющим». Лучше лишний год посвятить закаливанию, повышению иммунитета и общему оздоровлению.

Мотивация учиться и готовность к обучению

Пытаясь ответить на вопрос, когда вести ребёнка в первый класс, мама и папа часто забывают спросить самого ребёнка: а сам-то он хочет учиться? Любознательность очень влияет на то, в каком возрасте отдать ребёнка в школу и будет ли ему там легко. Ведь если учиться интересно, в школу бежишь, а если нет – обучение равно мучению. Если к 6–7 годам ребёнок не проявляет интерес к учёбе, родителям и воспитателям стоит объединить свои усилия в этом направлении: поддерживать ребёнка в его желании учиться, беседовать с ним про то, какая школьная жизнь интересная, как много новых друзей у него появится и как увлекательно каждый день узнавать что-то новое. Можно играть – «репетировать» уроки и перемены, ответы у доски, можно сходить на экскурсию в школу и посмотреть на реакцию ребёнка. И помнить, что желание ребёнка, а не амбиции родителей в данном случае в приоритете.

Чем не нужно руководствоваться родителям будущих школьников:

    мнением окружающих – «А бабушка считает, что уже пора»,

    своими родительскими амбициями – «Другие в школу пошли, а мой чем хуже?,

    тем, что класс набирает хороший учитель, – если ученик не готов, даже хороший учитель не будет отвечать родительским ожиданиям,

    своими представлениями о детской дружбе – «Ой, ну все его друзья же ушли в первый класс, ему будет скучно!»,

    нежеланием заниматься ребёнком – «В школе всему научат, поскорей бы отдать».

Свою помощь родителям в вопросах готовности ребёнка к школе предлагают детские психологи, дефектологи, логопеды. Специалистами в области детской возрастной психологии на сегодня разработано множество тестов, при помощи которых можно оценить уровень развития ребёнка дошкольного возраста в разные возрастные периоды. Предложите ребёнку пройти , и вы узнаете уровень готовности своего ребёнка к школе, получите рекомендации экспертов по дошкольному и начальному общему образованию.

Самый главный вывод

Не стоит отдавать ребёнка в школу, ориентируясь исключительно на мнение подруг, рейтинг школы, разрозненные рекомендации на форумах в Интернете. Помните, что вы отвечаете перед ребёнком в своём выборе, доверяете его самому лучшему, на ваш взгляд, первому учителю, выбираете «правильную» учебную программу, по которой предстоит учиться первокласснику. Малышу должно быть комфортно и интересно учиться. Врождённая любознательность ученика, его познавательные интересы нуждаются в постоянной и регулярной поддержке и развитии, и родителям очень важно понимать это, записывая ребёнка в первый класс. Ведь именно в начальной школе закладывается будущее образовательных успехов ребёнка.

*Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», статья 19. Общее образование, пункт 2.



Рассказать друзьям