Занятия по этикету для детей дошкольного возраста. Конспект занятия «Секреты этикета

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект внеклассного занятия в начальной школе. Тема: Понятие поведенческой нормы и этикета.

Внеклассное занятие предназначено в помощь воспитателям и классным руководителям начальных классов.
Цель: Формирование навыков поведения в общественных местах.
Задачи:
Познакомить с понятиями «поведенческая норма» и «этикет». Дать представление об истории возникновения этикета и его использовании в разнообразных формах.
Расширять кругозор и словарный запас посредством словарной работы и диалога.
Воспитывать чувство доброжелательности, чуткости и уважения к окружающим.
Оборудование: презентация
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, предлагаю наше занятие начать с упражнения «Импульс». Оно поможет нам восстановить силу, мысли, рабочее состояние. Встаём в круг. Возьмёмся за руки. Мы будем друг другу передавать «импульсы». «Импульсы» передаются сжатием руки. Я вам их буду отправлять. Первым я передаю вам «импульс» тепла.
Дети поочерёдно сжимают любой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс тепла». Когда импульс вернётся к воспитателю, он вновь отправляет, но уже «импульс хорошего настроения и т.д.».
Воспитатель. Вот так с помощью импульсов мы с вами приготовились к занятию. Тема нашего занятия «Понятие поведенческой нормы и этикета». Скажите, что по-вашему означают эти понятия?
Дети дают свои толкования данным понятиям.
Воспитатель. Слайд - Слово « этикет », от французского «etiaquette», что означает «церемониал», в наше время слово обрело новый смысл и теперь оно означает правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия. Итак, что же такое этикет?
Дети. Этикет – это нормы, правила поведения человека в обществе.
Воспитатель. Ребята, все мы находимся среди людей и, конечно, общаемся друг с другом. Общаемся с близкими, общаемся с друзьями на улице и в школе. Общаемся с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И первое правило этикета - нужно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Нужно уметь выслушать собеседника до конца. Эти правила действуют во всех странах мира. Так, каким же должен быть человек, знающий этикет?
Дети. Человек должен быть вежливым, приветливым, знать, что следует говорить или делать, чтобы не обидеть того человека, с которым он общается, своего собеседника.
Воспитатель. Верно, ребята! А скажите мне, с чего начинается общение?
Дети дают свои ответы.
Воспитатель. Конечно, ребята, общение начинается, прежде всего, с приветствия. Приветствие – это знак признания достоинства человека. Скажите мне, как вы приветствуете друг друга, родных, знакомых?
Дети отвечают.

Воспитатель. Формы приветствия разнообразны. Это может быть кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое "Добрый день" и "Здравствуй" и т.п., но все они говорят о том, насколько человек вежлив, культурен, как разнообразен его речевой этикет. В разных странах люди приветствуют другу друга согласно своим традициям и обычаям. Так, например, жители Тибета, снимают шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Народы манси в древности при встрече обнюхивали друг друга, а в Англии женщина по правилам этикета первой приветствует мужчину, так как ей предоставляется право решать, желает ли она подтвердить своё знакомство с данным мужчиной или нет. Во многих странах при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. У японцев для приветствия существуют поклоны.
С течением времени правила этикета меняются. Так, например, ещё 100 лет назад жёны купцов обращались к мужьям на «вы», слыша ответное «ты». На «вы» обращались к высшему чину. На «ты» обращались либо к низшему чину, либо в семье. А как в наше время используют обращение «ты» и «вы»?
Дети отвечают.
Воспитатель. В наше время обращение на «ты» принято между родными и близкими людьми. К детям взрослые тоже обращаются на «ты». Между незнакомыми, не очень близкими друг другу взрослыми и в официальной обстановке принято говорить «вы».
Физминутка «Дорогою добра»
Воспитатель. Молодцы. Ну а сейчас вернёмся к нормам этикета. С самого раннего возраста, мы с вами приобретаем определенную культуру поведения. Все наши поступки могут быть красивыми или не очень. Мы можем говорить грубо или вежливо, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры - уважительными или грубыми, отношение к другим - достойным или недостойным. Скажите, а с какими людьми вам приятнее все общаться?
Дети. Приятно общаться с людьми, умеющими вести себя красиво.
Воспитатель. А с какими людьми не всегда хочется общаться?
Дети. Неприятно общение с грубыми, невежливыми людьми.
Воспитатель. Верно, ребята, я тоже люблю больше всего общаться с внимательными, вежливыми, культурными людьми и очень расстраиваюсь, если слышу грубость, сквернословие. Сейчас я хочу вам предложить несколько вопросов, посвященных правилам этикета. Хочется узнать ваше мнение и найти правильный ответ. (Слайды) Готовы?
Дети. Да.
Воспитатель. Как быть, если вас толкнули или сказали вам грубость?
Дети отвечают.
Воспитатель. Я внимательно выслушала ваши ответы. Хочу посоветовать: Не следует толкнувшему вас или сказавшему грубость делать замечание или пытаться выяснять с ним отношения. Не нужно взывать к приличию человека, который не знает, что это такое.
Вопрос второй: Ко всем ли возможно обращение «дядя» или «тетя» к человеку?
Дети отвечают.
Воспитатель. Слова «дядя» и «тётя» обозначают родство или близкое знакомство. Этими словами не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники или не близкие знакомые, соседи.
Воспитатель. Следующий вопрос для обсуждения: Прилично ли есть или пить на улице?
Дети обсуждают.
Воспитатель. Неприлично, это некрасиво смотрится со стороны. А сейчас представьте себе, что вы находитесь за столом в столовой и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите?
Дети отвечают.
Воспитатель. Правильнее всего, выйти из - за стола и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в столовой, как и в любом общественном месте, не стоит: это мешает окружающим.
Воспитатель. А что вы будете делать в такой ситуации? Вы идёте по школе, и вам навстречу идут незнакомые люди. Надо ли вам здороваться?
Дети отвечают.
Воспитатель. Обязательно нужно поздороваться, ведь эти люди пришли к нам в гости. А гостей принято встречать вежливо. Вот и подошло к концу наше первое занятие об этикете и его нормах. Скажите, о чём мы сегодня говорили?
Дети отвечают.
Воспитатель. Какой вывод сделали?
Дети. Этикет нам необходим.
Воспитатель. Хорошие манеры, ребята, это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения. И если хотите быть культурными и приятными людьми надо следовать правилам этикета всегда и везде. Ну а сегодняшнее занятие мне бы хотелось закончить стихами.
Настанет, друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Люди приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет людей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату люди в калошах
Не будут входить никогда.
Пусть грубость исчезнет навеки.
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых людей.

    Формировать способы социального поведения подростков в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.

    Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.

    Совершенствовать умение регулировать своё поведение.

    Обучать детей правильному поведению в социуме.

Данная программа разработана для детей с 7 до 12 лет, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарном отделении нашего Центра.

Программа рассчитана на один учебный год, в количестве 72 часов. Состоит из 4 разделов: теоретической части – 32 часа; практической – 40 часов. Занятия по два часа в неделю.

Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем.

Опираясь на методику обучения и развития навыков культурного общения детей, я включила в своей работе следующие разделы.

    Раздел: “Из истории этикета”. Этот раздел предполагает изучение с детьми понятия “этикет”. Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время, и формах приветствия людей друг другу.

    Раздел: “Общение и взаимоотношения людей”. Изучив этот раздел, дети учатся умению вести беседу, общению друг с другом, написанию писем и телефонному этикету.

    Раздел: “Поведение в общественных местах”. После изучения данного раздела дети овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на улице, в школе, в общественном транспорте, дома).

    Раздел: “Гостеприимство”. Изучив данный раздел, дети обучаются знаниям и умениям приёма гостей, правилам сервировки, умению пользоваться столовыми приборами, умению вести беседу.

В работе с детьми особое внимание уделяю развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развиваю эмоциональную отзывчивость, формирую правила и нормы культуры поведения в обществе.

При планировании воспитательного процесса включаю следующие формы работы:

1. Организационная форма.

а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия; г) викторины, тесты, конкурсы.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.

3. Самостоятельная деятельность.

а) сюжетно-ролевые игры; б) рассматривание иллюстраций, фотографий; в) детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).

Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

Принцип обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.

Объект исследования: Этическое воспитание как часть процесса социализации.

Предмет исследования: Услуги по обучению детей этикету.

Гипотеза: Занятия детей по этикету будут способствовать повышению культуры поведения у детей.

Проблема: Разрешение противоречия между знанием этикета и его практическим применением.

Ожидаемые результаты.

    Умение формулировать понятие “этикет”.

    Сформированное значение роли этикета в жизни людей.

    Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.

    Сформированные навыки в общественных местах.

    Следование правилам поведения в различных ситуациях.

    Сформированный навык сервировки стола.

    Умение пользоваться столовыми приборами.

Тематический план программы

п/п

Название разделов и тем

Кол-во
часов

Теория

Практика

1

Из истории этикета

14

1.1.

Ваш друг этикет.

-

1.2.

Приветствуем …

1.3.

Давайте познакомимся …

2

20

2.1.

Правила хорошего тона.

2.2.

В мире вежливости.

2.3 .

Пишем письма.

2.4.

Беседа по телефону.

3

Поведение в общественных местах

18

3.1.

По улице мостовой …

3.2.

Ох уж эти пассажиры.

3.3.

Школьные годы чудесные.

3.4 .

Делу – время …

4

Гостеприимство

20

4.1.

Милости просим …

4.2.

Красота на столе.

4.3.

Семь бед – один обед.

4.4.

Традиции гостеприимства.

-

Итого:

72

32

40

Содержание программы

Ваш друг этикет”.

Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета.

Беседа, занятия, рассказ.

Конспект занятий, учебные видеофильмы, слайды по этикету.

Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.

1.2.

Приветствуем друг друга”.

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.

Занятия, беседы, конкурсы, игры.

Карточки с этикетными формулами, слайды, видеозаписи.

Формирование у детей правил хорошего тона.

1.3.

Давайте познакомимся”.

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.

Занятие, беседа, игры на приветствие, тесты, конкурсы, диспут.

Карточки с этикетными формулами, слайды по этикету.

Развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета.

2.

Общение и взаимоотношения людей

20

2.1.

Правила хорошего тона”.

Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.

Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений.

Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды.

Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.

2.2.

В мире вежливости”. Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме.

Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету.

Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.

2.3.

Пишем письма”.

Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.

Занятия, беседы, написание писем. Оформление конвертов.

Конкурс на правильно составленное письмо.

Слайды о значении письма в жизни людей.

Конверт. Иллюстрации по теме.

Учить детей культуре построения письма.

2.4.

Беседа по телефону”.

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.

Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы.

Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем.

Формирование у детей навыков общения по телефону.

3.

Поведение в общественных местах”

18

3.1 .

По улице мостовой…”

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии, конкурсы.

Видеоматериалы, слайды по теме, схемы, плакаты.

Карточки с этикетными формулами.

Прививать детям навыки и умения поведения на улице.

3.2.

Ох уж эти пассажиры…”

Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.

Занятия, игры по предложенной теме. Инсценировка ситуаций, экскурсии, викторины, анкеты, тест.

Слайды по теме. Карточки с заданьем.

Учить детей культуре поведения в транспорте.

3.3.

Школьные годы чудесные…”

Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии.

Формировать у детей культуру поведения в школе.

3.4.

Делу – время…”

Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.

Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых.

Занятия, инсценировка ситуаций по теме, беседы, экскурсии, викторины, тесты, конкурсы.

Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал.

Усвоить основные этические требования, в поведении и общении с людьми.

4.

Гостеприимство”

20

4.1.

Милости просим”.

Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.

Занятия, беседы, викторины, инсценировка ситуаций по теме, конкурсы.

Карточки

с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.

Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства.

4.2.

Красота на столе и за столом”.

Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.

Занятия, беседы, конкурсы по предложенной теме, инсценировка ситуации по теме.

Слайды по теме, видеозаписи, карточки с заданьем.

Формировать у

детей навыки и умения пользования столовыми приборами.

4.3.

Семь бед – один обед…”

Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, экскурсии, конкурсы.

Карточки с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.

Формирование у детей культуры поведения за столом.

4.4 .

Традиции гостеприимства”.

История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.

Занятия, беседы, дискуссия.

Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме.

Воспитание у детей любви к русским традициям

Список использованной литературы

    Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.

    Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.

    Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.

    Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.

    Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.

    Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.

    Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.

    Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.

    Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.

    Плоткин М.М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 1982 г.

    Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 1997 г.

    Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006.

    Хрестоматия под редакцией Мухиной В.С. “Лишенные родительского попечения”. М., 1991 г.

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ: У ВАС - ГОСТИ»

ЦЕЛЬ: Формирование интереса к этикету

Задачи:

Повышать уровень знаний по этикету;

- с одействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятногопсихологического микроклимата;

Воспитывать культуру этикета и общения с людьми;

Формировать у обучающихся знание правил хорошего тона;

Развивать у обучающихся такие качества характера, как вежливость, доброта, воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное.

Форма проведения: Ситуативная игра

Необходимое оборудование: таблички для игры, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный игровой материал – «баллы», 3 комплекта столовых приборов (вилка, нож, ложка, бокал, салфетка); медаль «Самые воспитанные», сладкий приз (торт, пирог или конфеты); зеленые и красные листья (из бумаги), скотч.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

Слайд 1.

«Красив тот, кто красиво поступает».

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя наша встреча начинается со сценки. Давайте посмотрим!

Слайд 2. Сценка:

После соревнований Паша сказал Кириллу:

Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в 6. Я тебе айфончик покажу и планшет новый.Музычку послушаем.

Ладно, - ответил Кирилл, - приду.

Часов в 7 Паша уже перестал ждать товарища. Вдруг раздался стук в дверь.

Привет, - сказал Кирилл. - Это я.

Он прошел в комнату и стал рассматривать вещи в ней.

А у вас ничего, - подходяще. Чего это? - он схватил ретромодель автомашины с письменного стола приятеля.

Это мне подарили на память.

Здорово сделано. - Кирилл нажал посильнее и сломал.

Потом Кирилл отправился бродить по комнате.

Сколько стоит? А это где купили? - поминутно спрашивал он, трогая вазу, сувениры. -Что за барахло в доме держите? - На его лице выразилось презрение ко вкусам хозяина.

Паша в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу.Тот критически посмотрел на чай и печенье и сказал:

Ой, что-то солененького захотелось, принеси мне лучше чипсы.

Наевшись и напившись вдоволь, Кирилл взял шапку.

Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А кинжальчик старинный, который у вас на стене висел, я взял, мне одну вещичкуобстругать надо. Отдам как-нибудь.

Воспитатель: Ребята правильно ли вел себя хозяин? Каким должен быть хозяин?

Правильно ли вел себя гость? Каким быть должен гость?

Как вы думаете, какая у нас тема сегодняшнего занятия? Какие задачи нам нужно решить?

Слайд 3.

Воспитатель: Правила поведения и стремление вести себя прилично уходят в глубь веков. Они зафиксированы в древнейших письменных документах и существовали еще до

появления письменности.

Слайд 4. Цицерон (106 - 43 до н.э.) в своих сочинениях - «О высшем благе и зле», «Об обязанностях» - рассматривал этику как искусство правильно жить, чтобы достигнуть человеком полного счастья.

Что такое этика? С этим вопросом нам поможет разобраться Ирина Жилкина.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слайд 5. Сообщение обучающегося:

Термин «Этика» впервые был введен в обиход древнегреческим мыслителем Аристотелем2300 лет тому назад. Этикой были названы три близких по содержанию сочиненияАристотеля. В переводе с греческого «ethos» означает «обычай», «нрав», «характер».

Понятие этики сходно с понятием слова «мораль», происшедшего от латинского «mos,mores», означающего также «нрав», «нравы», «обычаи». Поэтому, говоря об этике

поведения, имеют в виду не только правила поведения и приличия в обществе, но и

нравственный облик человека.

Воспитатель: Ребята, скажите, а какие добрые слова, по правилам хорошего тона, необходимы нам каждый день?

- Здравствуйте. Добрый день. Доброго пути. До свидания. Пожалуйста. Спасибо.

- Правильно! Ранее вам было дано задание узнать происхождение этих слов.

Слайды 6 - 8. Сообщения воспитанников:

    Здравствуй(те) - повелительная форма глагола, которая сформировалась к концу XVII века из описательных вроде «повелеваю тебе здравствовати», «Здравия тебе желаю» и т.д.

«Здравствуйте же многа лета» - написано в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка.

С конца XVII века по иноземному образцу в господской среде стали появляться у нас «добрый вечер», «добрый день», но им предшествовали чисто русские выражения типа «добръ здоровъ» - снова пожеланием здоровья. Все начиналось и кончалось пожеланием здоровья.

Этим национальным пожеланием русские отличались от многих европейцев, у которых смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра. Русский человек все это вместе видел в здоровье.

Сегодня «здравствуйте» - привычная для всех форма приветствия при встрече. Однако в прошлом она могла применяться и в прямо противоположных обстоятельствах – при прощании. Это ясно из корня слова: здоровья можно пожелать и при встрече, и прощаясь.

    «Здравствуйте, ребята!» - легко и просто произносит воспитатель на каждом занятии фразу. Но представляю ваше удивление, если бы начало было таким: «Ели вы сегодня?», или таким: «Здоров ли ваш скот?» А ведь это тоже приветствия. Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта.

На первый взгляд кажется, немного смешно. В самом деле, что составляло основу жизни монгола-кочевника в старые времена? Его стадо. Здорово животное, хватает еды – все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы - и у людей голод, смерть.

Какими только приветствиями не пользовались люди! Салют! Чао! Салам аллейкум! Хау ду ю ду!

А движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее.

Китаец в прежние времена встречал друга, пожимая руку себе самому. Молодой американец приветствовал приятеля, хлопая его по спине. Французы целуются друг с другом в щеку. Кто-то обнюхивал друг друга. Одни кланялись в пояс, другие падали на коленки и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвѐртые показывали языки.

    В поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное здравствуйте!

Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение:

Здравствуйте! -

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто: «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

4) Добрый день:

Добрый день! - тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Доброго пути:

Нам желают: «Доброго пути!» -

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь

Добрые слова:

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

    Пожалуйста:

Отметить, что ли, слово, пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите:

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду;

И взрослых перебивать,

И что обещал - забывать.

А если я все же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Воспитатель: Хорошо, ребята! Первый шаг мы с вами уже сделали и поняли, что нужно быть вежливым всегда и везде.

Слайд 9. А теперь я предлагаю вам поиграть. Правила игры:

Я читаю вопрос (вопросы дублируются также на экране ), вы обсуждаете командой свой ответ в течение 1 минуты, если ваш ответ готов раньше, чем окончилось время, вы также поднимаете табличку. Будет отвечать та команда, которая раньше всех поднимет табличку.

За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, если ответ частично верен, то 0,5

Итак, делимся на 3 команды (по 3 чел.). Начнем!

Слайд 10. 1 блок вопросов: Этикет приветствия

    Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях? (Ответ: Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)

    Кто первым здоровается при входе в помещение? (Ответ: Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста.)

    Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен здороваться первым: Мужчина – женщина? Младшие – старшие? Начальник – подчиненный? (Ответ: Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому.)

    Кто должен первым здороваться на улице: стоящий или проходящий? (Ответ: Первым здоровается проходящий.)

    Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину? (Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной.)

Слайд 11. 2 блок вопросов: К ак вести себя в помещении

    Мужчина и женщина входят в помещение. Кто входит первым? (Ответ: Первой входит всегда дама.)

    Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Ответ: Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама.)

    Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ответ: Идёт и ведёт до места мужчина, причём лицом к сидящим.)

    Если вы опоздали в кино (театр), куда нужно садиться? Нужно ли искать свое место? Если нет, почему? (Ответ: Необходимо сесть на ближайшее свободное место.)

    Как нужно продвигаться вдоль ряда к своему месту? (Ответ: Только лицом к сидящим. При этом первым всегда проходит мужчина. Он должен принести свои извинения и поблагодарить вставших.)

    При посещении спектаклей, кино, концертов и других мероприятий у мужчин появляется возможность проявить такое качество, как галантность… Что это за качество? (Ответ: Прежде всего, это правильно воспитанный человек, знающий и выполняющий правила этикета. Галантный мужчина - это показатель внимательного отношения к женщине, умение красиво ухаживать за ней, оказывать знаки внимания женскому полу.)

Слайд 12. 3 блок вопросов: Телефонный этикет

Люди пользуются телефоном уже более 100 лет, но… до сих пор не все знакомы с

телефонным этикетом. Итак, вопросы:

    В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние дни и в выходные? (Ответ: Принято с 09:00 до 21:00. Знакомым и близким можно до 22:00. В выходные дни звонить малознакомым людям вообще не принято.)

    При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Ответ: Позвонивший, представившись.)

    Надо ли представляться при телефонном разговоре? (Ответ: Да. И это - просто проявление воспитанности и вежливости, которое трактуют правила телефонного разговора.)

    Если при разговоре неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Ответ: Позвонивший.)

    Кто должен закончить телефонный разговор? (Ответ: кто первый начал разговор, т. е. кто позвонил, тот и должен его завершить.)

Слайд 13. 4 блок вопросов: В гостях

Гости бывают разные: неожиданные и желанные, воспитанные и не очень, зашедшие

на 5 минут и приехавшие на месяц. Правила гостеприимства и этикета требуют приветливого отношения к любому гостю.

    Можно ли приходить в гости без предупреждения? (Ответ: В гости без предупреждения позволено приходить только самым близким людям. И то лучше предупредить, а то мало ли, купаюсь я, убираюсь или просто даже дома меня нет.)

    Если гости пришли без приглашения, а их визит весьма некстати, как быть хозяевам? (Ответ: Посидеть 15 минут для приличия и выпить по чашке чая, а затем, вежливо сославшись на дела и кучу проблем, извиниться перед ними и культурно попросить их на выход.)

    Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? (Ответ: Любое дарение подарка должно сопровождаться приятными для одариваемого словами. Букет преподносится цветами кверху, без упаковки. Если же упаковка – декоративная и составляет неотъемлемую часть декора вашего подарка-букета, то упаковку не снимают. Вручать цветы женщине должен только мужчина. Если в гости идет семейная пара, то по дороге цветы несет женщина, а затем отдает букет мужчине, который и должен вручить букет. Если цветы дарятся мужчине, то их может вручать любой. Дарение букета следует сопровождать правильной речью. Это может быть короткое приветствие и поздравление.)

    Как должен именинник или хозяин поступить с подарком? (Ответ: Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем, не забыв поблагодарить.)

Слайд 14. 5 блок вопросов: Сервировка стола. Поведение за столом

    Задание практическое - за 1 минуту правильно расположить приборы на столе: вилку, нож, ложку, бокал, салфетку.

    Как нужно есть хлеб? (Ответ: По правилам этикета брать хлеб из общей тарелки нужно рукой (один или несколько кусочков) и кладут его на пирожковое блюдце возле себя. Едят, отламывая по маленькому кусочку.)

    У вас на тарелке - виноград, яблоко, апельсин. Как их нужно есть? (Ответ: Яблоко разрезают специальным ножом на 4 части. Каждый кусочек накалывают на вилку, счищая ножом кожицу, и удаляют сердцевину. Затем разрезают на несколько частей (количество зависит от величины фруктов) и едят вилкой. Виноград едят, держа его в руках, косточки складывают на тарелку, незаметно выплевывая их в ладонь. Нельзя выплевывать косточки прямо на тарелку. Апельсин разрезают ножиком на 4-6 частей так, чтобы разрезать только кожицу, не задев мякоть. Потом раскладывают звездочкой и аккуратно отделяют кусочки.)

    Как едят торты, пирожные, пироги? (Ответ: Кушать десертной ложечкой можно только торты, приготовленные полностью из мягких компонентов: йогуртовые, бисквитные. Испеченные же из более плотного теста (песочного, кексового, слоеного) или имеющие твердые включения (например, прослойку безе или мастичный декор), следует кушать при помощи десертных ножа и вилки. Начинать есть порцию нужно с острого кончика, именно для этого его кладут на тарелку ближе к гостю. Пирожные едят специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные - миндальные, ореховые, которые легко крошатся, - можно есть рукой. Пирожное в бумажной розетке кладут на тарелку вместе с розеткой и едят из нее. Куски кулебяки, пирога едят с ножом и вилкой; пирожки маленькие - держа пальцами.)

    Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? (Ответ: Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде. Параллельно – окончание трапезы.)

    Как выйти из-за стола по окончании обеда? (Ответ: Из - за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.)

Слайды 15-16. Воспитатель : А сейчас, ребята, я вам предложу на выбор ситуации. Вы в своих командах их проанализируйте и объясните, как правильно нужно поступать в сложившейся ситуации:

Ситуация 1.

Девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа - зовет меня Галька».

А ты как его зовешь? - спросила мама.

Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Ситуация 2.

Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь, пожалуйста».

Женщина вежливо поблагодарила Вову: «Спасибо». Вдруг автобус неожиданно затормозил. Мужчина, который стоял рядом с Вовой, толкнул мальчика и наступил ему на ногу. Вова презрительно посмотрел на него и сказал громким мрачным голосом: «Вы же не один в автобусе едете?»

Ситуация 3.

На школьной переменке в конце коридора Миша увидел своего друга Руслана. Он очень громко окликнул его несколько раз, но Руслан не услышал. Тогда Миша добежал до друга и толкнул его в плече так, что Руслан чуть не упал.

Ситуация 4.

Саша на переменке побежал по лестнице вниз в школьный буфет. Растолкав всех, в

очереди стал перед малышом, затем подумал и поставил малыша позади себя. Когда

малыш стал плакать, Саша упрекнул его: «Ну, и плакса!.. Еще успеешь купить свою

булочку». Но когда пришел Ваня из 10 «Б» класса и стал перед Сашей в очереди, то он

с обидчивым выражением на лице посмотрел на Ваню, не сказав ни слова.

Воспитатель : Молодцы! Я думаю, что мы всегда теперь будем поступать только по правилам этикета.

Слайд 17. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего мы с вами ведем разговоры о поведении и Правилах приличия?

К тому, чтобы показать, в чем смысл и каково значение тех правил поведения, от которых некоторые из вас небрежно отмахиваются - мол, и без этих церемоний прекрасно можно обойтись! Но так ли это? Люди пришли к этим правилам в результате большого

опыта, постепенно, в совместной жизни и общем труде. И мы должны с вами эти правила

выполнять.

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. По итогам игры медаль

«Самые воспитанные» присуждается команде…

Поздравляем победителей сегодняшней игры и разрешите вручить вам сладкий приз. Надеюсь, что победители пригласят всех участников игры попить чай.

Слайд 18. Сегодня мы постарались изложить основные правила этикета в форме вопросов, анализа ситуаций, рекомендаций. Наверняка среди вас были такие, кто не придавал значения этикету. Сейчас же, смею надеяться, что вы сможете грамотно растолковать высказывание американского юриста, судьи Кларенса Томаса: «Хорошие манеры откроют перед нами двери, которые не сможет открыть и самая высокая образованность».

И напоследок, ребята, я вас попрошу выполнить еще одно задание:

На ваших столах лежат зеленые и красные листочки. Подумайте: если вам не понравилось, и вы без пользы провели время на нашем занятии, то ваш листочек - красного цвета. А если вам понравилось занятие, если вы получили новые знания и информацию, которую будете использовать в дальнейшем, то прилепите на доску зеленый листик.

Слайд 19. Воспитатель : До свидания, ребята! Надеюсь, что после сегодняшнего дня вы стали еще более воспитанными, культурными и вежливыми. Жизнь настолько сложна и многообразна, что предусмотреть все ее обстоятельства невозможно, но один закон

следует запомнить: Никогда не забывай о тех, кто рядом с тобой.

Слайд 20. ВИДЕО «КАК ПРАВИЛЬНО ПРИГЛАШАТЬ ГОСТЕЙ»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» г. Курска

Подготовила педагог – психолог Юркина Ирина Геннадьевна

Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.

Задачи:

  • Познакомить детей со столовым этикетом.
  • Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
  • Развивать логические операции по средствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения.

Материалы:

Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом, картинки для игры съедобное и несъедобное, бланки с заданием для каждого ребенка.

Ход занятия.

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

(дети стоят в кругу) . Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает тоже самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

Беседа о поведении за столом.
Как стелить нам надо скатерть?
Положить где вилку? Нож?
И на стол нам локти класть ли?

Чавкать можно? Вкусно ж все!
Что нам можно есть руками?
Ложку правильно как взять?
За едой общаться можно?

Или лучше помолчать?
На все вопросы даст ответ
Наш столовый этикет.

Сегодня мы с вами будем говорить о правилах поведения за столом.

И первое, что нужно сделать запомните, пожалуйста: перед едой

Ты руки старательно с мылом помой.

Закрепление правила

Давайте представим, что мы моем руки (имитируем движение мытья рук) . Ой, холодная вода побежала! (Поежились) . Давайте сделаем воду приятной для мыться рук, что надо сделать? (включить погорячее) .

Перед каждым правилом предъявляется картинка.

Вас позвали на обед?

Соблюдайте этикет.

Не спешите сами есть,

Предложите даме сесть.

(Правило закрепляется мальчики предлагают девочкам пройти за стол, помогают им отодвинуть стул и сесть) .

Учитесь культурными быть понемножку
И пользуйтесь ножиком, вилкой и ложкой:
Для супа столовую ложку берешь,
Для мяса используйте вилку и нож.

Большие куски в рот не следует брать –
Их надо на части всегда разделять!
Вот в левую руку ты вилку возьмешь,
А в правой держать полагается нож.

Попробуйте вилкой мясо держать,
Ножом по кусочку его отрезать.
А если положена вилка одна,
То в правой руке находиться должна.

Упражнение «За столом»

Перед каждым кладется пластиковая тарелка, нож, вилка, ложка.

Как мы расположим эти столовые приборы? Как будем держать вилку? А если на столе будет только вилка, в какой руке будем ее держать?

* Блюдо с хлебом далеко
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
За столом соседи есть

Попроси их вежливо.
И припомни снова,
Вежливое слово.
(Вместе делаем вывод.)

На стуле не качайся
И низко над тарелкой
Своею не склоняйся!
(Вместе делаем вывод.)

Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем» .
Жевать и беседовать очень опасно:
Никто вашу речь все равно не поймѐт,

А вдруг «не в то горло» еда попадет?
Не вертись, спокойно кушай.
И не чавкай, словно хрюша.
(Вместе делаем вывод.)

Не вытирай свой рот рукой-
Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы,
Которые за все хватальцы.

Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.

(Вместе делаем вывод.)

Физкультминутка.

А теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.

Вот большой стеклянный чайник:
(Дети надувают животик.)
Очень важный, как начальник!
(Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)

Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки!
(Приседают, одна рука на поясе.)
Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни - разобьются!
(Кружатся, рисуя руками круг.)
Вот серебряные ложки:
Голова на тонкой ножке.

(Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)

Вот пластмассовый поднос:
Он посуду нам принес!
(руки вытягивают вперед.)
- Молодцы, продолжаем занятие.

Один мой знакомый поесть обожает,
Но после «спасибо» сказать забывает.
Зачем вам, друзья, на него походить?
«Спасибо» нетрудно совсем говорить.

Волшебное слово «спасибо» скажите,
Свою благодарность за труд покажите.
(Вместе делаем вывод.)
После еды не ленитесь,

За собой посуду уберите.
Вы можете маме своей предложить
И вытереть стол, и посуду помыть.
Игра «Съедобное – несъедобное»

Смотрим на картинки и определяем, что съедобное, а что несъедобное.

Пальчиковая гимнастика.

«ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,
(Удар кулачками друг о друга) .
Мы посуду перемыли:
(Одна ладонь скользит по другой по кругу) .

Чайник, чашку, ковшик, ложку
.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой) .

Только чашку мы разбили,
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого) .
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши) .

Задание «Склеим разбитую тарелку» (на бланке)

Скажите, пожалуйста, как одним словом назвать вилку, ложку, чайник, тарелку? (посуда) .

А еще какая посуда есть у вас дома? (ответы детей) .

У нашего знакомого Пети случилась неприятность – разбилась тарелка. Давайте поможем ему ее «склеить» , найдите нужный осколок.

Задание «Праздничное блюдо» (на бланке)

Петя склеил тарелку и положил на нее: красное яблоко, желтую грушу, апельсин, банан, зеленый виноград и абрикос. Раскрасьте все эти фрукты. (инструкция повторяется дважды, медленно)

Теперь найдите и раскрасьте эти угощения самостоятельно.

Подведение итогов

Согласно этикету
Нашли мы все ответы
На множество вопросов
Загадок и проблем.

И как вести мы знаем
И в грязь мы не ударим,
Все правила запомним,
Еще расскажем всем.

Давайте еще раз вспомним, какие правила, мы с вами сегодня изучили.

Давайте встанем в круг и скажем «До свидания!»



Рассказать друзьям