Александр лобок психолог профессор его занятия. Ребенок плохо учится – что делать? Нужно радоваться

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Помните песенку из старого фильма про Буратино: «Надоело ! Поучают, поучают! Поучайте лучше ваших паучат!» А ведь у многих из нас воспоминания о школе остались именно такие: зубрежки, выступления с дрожащими коленками у доски, контрольные… «Десять лет от звонка до звонка», как смеются выпускники. Но всегда ли привычное является единственно возможным? Может ли школа быть другой? Об этом я задумалась всерьез лишь тогда, когда у меня стала подрастать дочь. Ведь у нее-то, в отличие от меня, эти десять лет еще впереди…

Знакомство: виртуальное и очное

Я стала искать, читать, спрашивать у знакомых про другие варианты обучения, разные образовательные эксперименты. Узнала про вальдорфскую школу, гуманную педагогику Ш.А. Амонашвили, школу академика Щетинина. Также на страницах журнала «Домашний ребенок» встретила имя Александра Лобка, который тогда, в 2011 году, проводил в Москве в рамках проекта «Открытая школа» мастерские для детей и родителей. Прочла много восторженных отзывов… И, конечно, думать не думала, что спустя год сама окажусь на его семинаре, уже в Уфе, и, более того, буду сидеть с ним за чашкой чая и обсуждать волнующие меня вопросы образования и воспитания.

Лобок Александр Михайлович. Практический психолог. Кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор Института психологии УрГПУ (г. Екатеринбург), профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (г. Москва) . Автор книг по психологии детства, создатель уникальных технологий и программ развития творческих способностей ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. В 1996 году на страницах общероссийской педагогической газеты «Первое сентября» А.М.Лобка назвали «учителем века», а его разработки - самым значительным открытием российской педагогики.

Благодаря этой встрече, я утвердилась во мнении, что то, что сегодня происходит в школе, это противоестественный процесс - как кормление младенца искусственной смесью, когда рядом есть мама и ее грудное молочко. Ребенок рождается с тягой к знаниям, жаждой открытий, но ему затыкают рот соской готовых истин. Эта тяга и эта жажда отказываются никому не нужны, ведь взрослых (тех самых, которые могут помочь ребенку открывать для себя мир - или хотя бы не мешать ему) интересуют только внешняя успеваемость, кем-то придуманные планы и сводки отчетов. И вот, по статистике, уже по окончании первого класса врожденное стремление ребенка угасает, а у выпускника школы неумолимо стремится к нулевой отметке. А на выходе мы получаем серую массу равнодушных людей, привыкающих жить по чужим планам и старающихся вписываться в рамки внешней успешности.

Но остаются все-таки идеалисты, которые верят в то, что может быть иначе. Что может функционировать школа, в которой учитель - это не первоисточник и даже не транслятор знаний, не строгий цензор и надзиратель, а создатель атмосферы для ребенка, в которой он может свободно и счастливо развиваться. Александр Лобок, например, в свое время создал такую уникальную школу и вместе с коллегами «выпустил» в большой мир несколько десятков нестандартно мыслящих молодых людей.

Как найти «своего» учителя

А.Б.: Александр Михайлович, я сейчас задам вопрос от лица родителей, у детей которых не за горами школа. Они находятся в поиске и в раздумьях: как найти такое учебное заведение и такого учителя, которые не испортили бы всего того прекрасного, что есть в ребенке дошкольного возраста? Пока растет малыш, семья бережет его от определенных вредных влияний, но ведь потом он оказывается в непредсказуемой среде, один на один с миром и школьной Системой…

Александр Лобок: На самом деле, вопрос не в поиске школы, а в поиске «своего» учителя. Ведь есть учитель, который определенному ребенку подходит, а другому — нет. Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что у нас нет таких пространств , где происходила бы полноценная встреча родителей и учителей, где они могли бы разглядеть друг друга как личности. Нет необходимости создавать какую-то новую систему образования, универсальную для всех. Выход не в этом. Нужно менять взгляд самого педагога на свою работу. И в этом может помочь вероятностный подход к образованию. Элемент вероятности - это то, что есть в деятельности любого учителя. Когда он встречается с неопределенностью и пытается «здесь и сейчас» решить проблему ребенка, это неизбежно. Настоящий учитель не работает по плану, ему постоянно приходиться экспериментировать, создавать какие-то новые реальности. Вот именно в них, в этих реальностях, мы проявляемся как педагоги, и позже, когда в общем кругу обсуждаем прошедшие жизненные, педагогические, психологические ситуации, когда открываемся друг другу, родитель может нас разглядеть. И сказать: «Ух ты! Вот этому педагогу я бы отдал своего ребенка». Если создавать такие группы , в которых будут встречаться родители и учителя и смогут просто поговорить о жизни, произойдет настоящее открытие школы.

Вероятностное образование - образование, которое полностью строится на непрограммируемой основе. Его приоритеты ориентированы «на развитие трех ключевых векторов: субъектности, диалога (коммуникации) и развития». /Лобок А. М. Школа нового поколения. Журнал «Эксперимент и инновации в школе» №6 (2010)/ Жесткая плановость урока отрицается, оставляя свободу вероятности тех или иных событий в нем. Такой подход ориентирован на метод проб и ошибок, с помощью которого дети угадывают истину. Одна из важнейших целей такого образования: сформировать авторскую позицию ребенка, помогая ему проложить личную, уникальную траекторию в мире культуры.

Система неизбежно будет меняться

А.Б.: Но много ли, по-вашему, сегодня учителей, готовых вот к такому открытому честному диалогу?

Александр Лобок: Главное, что они есть. Сам факт того, что у человека есть желание приходить на такого рода «посиделки» с родителями и коллегами, уже дорогого стоит. Люди не могут только «вариться в собственном соку», они должны встречаться. Можно назвать такое место родительско-учительским или детско-родительским клубом, неважно. Но само слово «клуб» очень правильное, потому что клуб - это пространство в котором мы именно «клубимся». Здесь нет темы, которую мы заранее имеем, в рамках которой мы работаем. Здесь есть только наше реальное взаимодействие, рождающееся здесь и сейчас. Своей миссией я вижу то, что помогаю талантливым, неравнодушным людям находить друг друга. Их гораздо больше, чем нам кажется.

А.Б.: А все-таки, как быть со школьной Системой, с зачастую никому не нужными планами, оценками, отчетами?

Александр Лобок: Система неизбежно будет меняться. Вот, например, сейчас введен образовательный стандарт второго поколения - и страшно интересно, как теперь с ним будет школа биться. Потому что загнать мышление и самостоятельность в рамки планов очень тяжело. А ведь стандарт предполагает именно это. С другой стороны, это для думающего человека некий вызов. Идиотизм ситуации начинает становиться понятным. И тогда кто-то ставит на этом крест и уезжает, кто-то отправляет детей в британские школы…

А.Б.: Почему именно в британские?

Александр Лобок: Потому что сама сумма ориентиров, на которые работает британская школа, принципиально другая. Во главе пирамиды стоит не готовое знание само по себе, а развитие мышления и коммуникации. И случайно ли, что такое количество нобелевских лауреатов - выходцы именно из Великобритании?.. На сегодняшний день это так.

Александр Михайлович Лобок Психолог, психотерапевт, педагог. Педагог и философ. Образование и звания: УрГУ философский факультет. Кандидат философских наук. Доктор психологических наук. Психолог высшей категории. Психотерапевт. Профессор кафедры психологии развития УрГПУ (Екатеринбург). Профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (Москва). Деятельность: 90-е годы создание модели вероятностного образования, модель реализована в Екатеринбурге, организовывал экспериментальные площадки вероятностного образования в Чите, Нижнем Новгороде. В модели вероятностного образования меняется не столько его содержательная часть меняется само образование, его методы и принципы. Традиционной школе с его жёсткой плановой структуре Лобок противопоставляет метод, базирующийся на принципе творческой вариативности. Результатом чего является формирование высокой образовательной мотивации и развития креативных способностей. Концепция А.М. Лобка не подрывает само понятие культурных норм и правил, модель вероятностного образования это не произвол безудержного фантазирования. Необходимым условием полноценного творчества А.М. Лобок считает "вышколенность ума", осознание ценности общекультурных критериев. Принципы "творческой вариативности и авторства в культуре" основа педагогической концепции Лобка, отнюдь не отрицают необходимость усвоения ребёнком этих норм, но, наоборот, позволяют ему, в процессе развития собственного творчества, принять их не в качестве внешних ограничений, а в качестве эстетически значимых условий свободного проявления в культуре. 2000–2007 гг. эксперт сети федеральных экспериментальных площадок, профессор института образовательной политики "Эврика". Многолетний редактор школьного отдела газеты "Первое сентября". Оригинальный мыслитель, автор замечательных книг "Антропология мифа", Екатеринбург, 1997 г., "Другая математика: Как сформировать математическое мышление у детей 6–10 лет" (Москва, 1998 г., издательство "Народное образование", в настоящее время готовится к изданию на немецком языке), "Вероятностный мир: опыт философско-педагогических хроник одного образовательного эксперимента" (Екатеринбург, 2001 г.), "Лаборатория детской письменной речи" (Москва., 2005 г.), "Лаборатория детского художественного перевода (Москва, 2006 г.), "Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики" (совместно с С.Л. Соловейчиком), Москва., 2005 г., "Алмазная земля педагогики Олонхо", (Якутск, 2008 г.), "Гений детства" (Москва, 2009 г.), "Картография внутреннего детства", "Педагогика мифа", "Подсознательный Маркс" и многое другое. Статьи о личной педагогической деятельности А.М. Лобка печатались на страницах ведущих российских изданий: в "Учительской газете", газете "Первое сентября", "Новой газете", "Московских новостях", в журналах "Отечественные записки", "Народное образование", "Школьные технологии" и др. Научный консультант Школы самоопределения А.Н. Тубельского (Москва). Автор тренинговых программ для детей, родителей, педагогов, психологов, психотерапевтов, тренер с двадцатилетним стажем автор уникальных методик по активизации творческого потенциала личности. В 1996 году на страницах общероссийской педагогической газеты "Первое сентября" её главный редактор С.Л. Соловейчик назвал А.М. Лобка "учителем столетия", а его разработки самым значительным открытием российской педагогики. В настоящее время реализует проекты: Для педагогов школ, детских домов, интернатов, детских садов. Для родителей. Для детей. Индивидуального психологического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение школ и детских садов. Психологическое сопровождение трудных ситуаций и случаев школьной жизни: консультации и тренинги on-line и очно. Продуктивная помощь в работе с агрессивным поведением и с различными конфликтами в детской среде. Работа с аутичными и гиперактивными детьми. Тренинги восстановления и формирования учебной мотивации: как вернуть интерес к учёбе? Как сделать образовательный процесс по-настоящему захватывающим и интересным. Индивидуальное сопровождение "трудных" учеников и "трудных" родителей. Драмы подростковых переживаний. Смысложизненные кризисы. Депрессии. Подростковый суицид. Компьютерная и иные формы зависимости. Проблемы взаимоотношений внутри педагогического коллектива, а так же между педагогами и детьми, между педагогами и родителями. Эффективная помощь в ситуациях эмоционального выгорания педагогов. Экспертиза педагогической эффективности и инновационная модель аттестации педагогических кадров. Диагностика и решение психологических и педагогических проблем самого широкого спектра. Конкретная помощь в решении конкретных проблем (для родителей и детей). Детско-родительский клуб "Ветер открытий". Программы развития детских образовательных потребностей и способностей: занятия по уникальным авторским методикам, способным реабилитировать и развить глубинные образовательные потребности в любом возрасте, и в том числе восстановить интерес к школьной учёбе, преодолеть синдром "образовательной депрессии". Группы интенсивного развития для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возраста. Школа неравнодушных родителей "Понимание". Программы реабилитации и развития позитивных детско-взрослых отношений. Реальная помощь в ситуациях, когда отношения между родителями и детьми зашли в тупик. Тренинги, позволяющие восстановить доверие и взаимопонимание. Тренинги, позволяющие научиться понимать. Персональный анализ и сопровождение "семейного климата", помощь по созданию индивидуального профиля "семейного счастья". Психологическая мастерская "Рождение отца". Рождение отца: проблемы, травмы, психологическое сопровождение. Что значит "стать отцом"? Испытание отцовством. Страхи, неуверенности и кризисы отцовства. Отцовство как груз и как ресурс личностного развития. Почему у нас существует психологическое сопровождение "рождающейся матери", но практически отсутствует сопровождение "рождающегося отца"? Как помочь человеку стать полноценным отцом? Эти проекты реализуется в Екатеринбурге, в Москве, Петербурге, Красноярске и других городах. Программы индивидуального психологического сопровождения. Программы телесной и речевой импровизации: взгляд внутрь себя с помощью метафор, праздник освобождения "внутреннего ребёнка", снятие речевых артикуляционных зажатостей, обретение свободы устного и письменного самовыражения, овладение искусством говорить о самом важном и сокровенном/ Программы психологического фитнеса: коррекция "психологической фигуры", формирование индивидуальной "психологической осанки", распрямление "психологического позвоночника", обретение силы и уверенности своего Я, снятие психологических зажатостей, разглаживание "психологических морщин", точечный психологический массаж "проблемных зон", обретение ни с чем не сравнимого "чувства самости", мощная психологическая разгрузка. Программы индивидуального глубинного сопровождения личности: профессиональная реконструкция поля личностных смыслов, создание персональной смысловой карты и карты личностных ресурсов, создание индивидуальных ресурсных культурных карт, персональное сопровождение в мире современной культуры, реконструкция и артикуляция индивидуальной жизненной философии, создание персональной философии жизни и индивидуального философского "путеводителя по жизни". Программы психологического сопровождения в кризисных жизненных ситуациях: антикризисная терапия в самых сложных жизненных ситуациях; уникальный опыт работы с самыми глубокими проблемами человеческого существования; эффективная работа с ситуациями смыслоутраты; восстановление позитивного смысложизненного пространства. Программы по овладению стратегиями и тактиками эффективной женской и мужской самореализации. Тренинги и индивидуальные консультации, позволяющие максимально развить и реализовать свои мужские и женские роли, способности быть настоящим мужчиной и настоящей женщиной; тренинги, позволяющие научиться лучше понимать "логику" противоположного пола. Программы глубинных психоаналитических погружений в своё Я. Самоактуализационная супервизорская группа Александра Лобка "Искусство быть собой. Искусство быть другим" (для психотерапевтов, психологов). Самоактуализационная супервизорская группа Александра Лобка это уникальная возможность: Открыть, почувствовать и рационально описать своё психологическое искусство слышать, понимать и сопровождать другого человека. Обнаружить и развить свою психотерапевтическую индивидуальность. Научиться идентифицировать своё профессиональное психотерапевтическое "Я" и научиться вслушиваться в его скрытые ресурсы. Вступить в развивающий диалог со своей профессиональной психологической самостью. Открыть и обрести новые возможности своей полноценной профессиональной самоактуализации. Научиться строить продуктивный самактуализационный диалог в пространстве различных психотерапевтических практик и подходов. Самоактуализационные практикумы "Искусство наслаждения". Самоактуализационные практикумы это уникальная возможность встретиться с глубинным собой, пережить незабываемые минуты утончённого интеллектуального и душевного наслаждения и раскрыть свои неизведанные ресурсы и возможности. Ведь самое удивительное, что есть на свете это Вы сами. Эксклюзивный психологический уход за состоянием внутреннего мира. Техники расширения внутренних ресурсов. Индивидуальный SPA-салон для Вашей души. Экзистенциальные группы "Линии понимания", экзистенциальные тренинги и психотерапевтические группы "Линии понимания": Мужчина и женщина. Общение и одиночество. Драматургия одиночества. Любовь и ревность. Испытание сексуальностью. Обретение счастья. Способность быть другим. Счастье быть непохожим. Жизнь и смерть. По ту сторону смерти. Смысл жизни. Воображение и мышление. Восторг и разочарование. Зависимость и самостояние. Отчаяние и надежда. Вера и неверие. Сокровенное чувство. То, что в самой глубине нас. Быт и бытие. Душа и тело. Унижение и насилие. Боль и страдание. Беспокойство и страх. Успех и карьера. Структуры повседневности. Пространство повседневности. Эстетика повседневности. Личная жизнь. Александр Лобок

Лобок Александр Михайлович .

Лобок Александр Михайлович.

Практический психолог. Кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития. УрГПУ, руководитель лаборатории сопровождения инновационных образовательных проектов.

Контакты

Опыт работы - 20 лет

    20 лет экспертно-методической работы с инновационными образовательными
    проектами в области дошкольного и школьного образования.
    20-летний опыт индивидуального психологического консультирования
    20 лет практического опыта ведения учебных и развивающих групп
    дошкольников и младших школьников
    Эксперт сети федеральных экспериментальных площадок, профессор института
    образовательной политики «Эврика» (2000-2007 гг).

    В настоящее время
    Профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества
    «Смысл»

Профессор кафедры психологии развития УрГПУ

Научный консультант Школы самоопредения А.Н. Тубельского (г. Москва)

Автор нескольких книг по психологии детства, в том числе таких, как: «Антропология мифа». Екатеринбург, 1997 «Другая математика: Как сформировать математическое мышление у детей 6-10 лет» (М., 1998, Изд-во Народное образование, в наст. время готовится к изданию на немецком языке), «Вероятностный мир: опыт философско-педагогических хроник одного образовательного эксперимента» (Екатеринбург, 2001) «Лаборатория детской письменной речи» (М., 2005) «Лаборатория детского художественного перевода (М., 2006) «Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики» (совместно с С.Л.Соловейчиком), М., 2005 «Алмазная земля педагогики Олонхо» (Якутск, 2008)
«Гений детства» (М., 2009)

Специалист по игровым методикам развития ребенка.

Специалист по образовательным технологиям «открытого» типа (Монтессори-технологии, технологии школы Френе, технологии вальдорфской педагогики, технологии развивающего обучения, технологии школы Диалога культур,технологии КСО, технологии вероятностного образования, парк-студийные технологии Милослава Балабана и др.)

Автор авторских, уникальных технологий и программ развития творческих способностей ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Статьи о личной педагогической деятельности А.М.Лобка печатались на страицах ведущих российских изданий: в «Учительской газете», газете «Первое сентября», «Новой газете», «Московских новостях», в журналах «Отечественные записки», «Народное образование», «Школьные технологии» и др.

В 1996 году на страницах общероссийской педагогической газеты «Первое сентября» ее главный редактор С.Л. Соловейчик назвал А.М.Лобка «учителем века», а его разработки – самым значительным открытием российской педагогики.

Консультации:


1. Личностные проблемы:

 Жизненные кризисы, в т.ч. кризис жизненных целей и возрастные
кризисы
 Депрессия
 Тревога и страхи
 Повышенная эмоциональная возбудимость
 Горе, связанное с утратой, расставанием
 Эмоциональная неустойчивость
 Последствия перенесенного насилия
 Неуверенность в себе, заниженная самооценка
 Нераскрытость и нерализованность творческого потенциала
 Желание разобраться в своем Я и его возможностях

2. Взаимоотношения с другими людьми

 Одиночество
Неразделенная любовь
 Трудности взаимоотношений с противоположным полом
 Дисгармонии сексуальных отношений
Эмоциональная зависимость в отношениях
 Подверженность психологическим манипуляциям

3. Семейные проблемы

 Конфликты и отсутствие взаимопонимания в семье
 Дисгармония в супружеских отношениях
Супружеская измена
 Ревность
 Развод, расставание
Семейные кризисы
 Проблемы во взаимоотношениях с родителями

4. Трудности с детьми

 Трудности в общении с ребенком
 Ухудшение взаимоотношений
 Кризисные состояния у детей и подростков
 Трудности общения ребенка со сверстниками
 Дети в ситуации развода
 Консультации по воспитанию
 Подготовка к школе
 Трудности в обучении
 Конфликты со школой и учителями

Доктор психологических наук, профессор УрГПУ, психолог-консультант, психологического центра «ЛОТОС», руководитель лабораторий «Вероятностное образование» , «Анализ и исследование», Лаборатории сопровождения инновационных образовательных проектов, тренер, бизнес-тренер.

Автор 15 книг и более чем двухсот статей, в том числе по психологии креативности, технологиям развития творческих способностей, автор программы «Одаренные дети» и оригинальных разработок в области создания инновационного климата в коллективе и условий для максимальной профессиональной и жизненной самореализации личности.

Осуществляет экспертные работы по заказам образовательных учреждений в двадцати регионах России (Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Иркутская область, Свердловская область, Тюменская область, Нижегородская область, Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург и др.).

Текст интервью:

(00.17) Что такое счастье с Вашей точки зрения? И как стать счастливым?

Есть две совершенно разные истории.

Счастье – это надежда, это предположение, это то, чего никогда не может быть натурально и много. И поэтому стать счастливым – это по большому счету, умереть, исчезнуть. Потому что счастье – это некое предположение того, чего пока нету, что возможно.

И поэтому, если счастье возникает, то это именно мгновение счастья. Я проживаю это некое абсолютное чувство совпадения себя и нахождения в каком-то потоке, но затем я из этого выпадаю для того, чтобы заново осознать себя в одиночестве, в несчастье. Но именно когда я осознаю себя в одиночестве и несчастье. И при этом осознаю себя в этом деятельно, когда я проживаю это, как некоторое состояние не апатии и тоски, а некоторое состояние роста над самим собой, и понимание того, что где-то там впереди может мелькнуть очередной некий проблеск того, что можно назвать счастьем – тогда супер, тогда все нормально.

И вот на этой растяжке между желанием предположения счастья, про которое мы никогда ничего заранее доподлинно не знаем и не можем знать, и на личном существовании, которое не совпадает с вот этим предполагаемым непонятно чем – вот это и есть жизнь человека. И если она проживается насыщенно на бесконечной этой растяжке, мы оглядываемся назад и говорим себе: «Ух, ты, а ведь пожалуй, я прожил счастливую жизнь

Когда я сам себе говорю в свои 55 лет, что «черт побери, я прожил, в общем-то, такую счастливую жизнь», это означает не то, что не было тоски, не было падений, провалов, а то, что было состояние вот этого глобального некоего такого драйва к себе незнакомому.

Это всегда болезненно. Как то, что я сегодня говорил, что «если человек – это есть ситуация рождения (неоднократные рождения)». Человек есть, по своей сути – ситуация рождения. Как, например, сейчас Вы разговариваете со мной, и я пытаюсь натурально здесь и сейчас родиться у Вас на глазах. Это понятно?

То есть, создать нечто из себя, чем я заранее не обладаю. И это процесс мучительный. Он трудный. Рождение вообще мучительно. Это всегда кровь, боль. И это всегда какая-то нелепость вхождения в мир, не уютность какая-то. Я вхожу в мир, в котором мне не уютно. Но именно в этой точке возникает и предположение того, что мир может быть и не с небом в алмазах. Вот это миф счастья. И это очень четкий ответ.

Счастье – это миф. Но очень сильный, очень значимый, фундаментальный миф, который фантастически человеку нужен. И именно поскольку есть пространство этого мифа, и одновременно есть предположение себя, как способного вести диалог с этим мифом. Причем, я же не знаю, в чем этот миф, я надеюсь на счастье, я никогда не знаю, в чем оно может быть, это всегда область надежд. «А счастье было так возможно, так близко», и т.д. Но в чем оно? Описать я его не могу. И вот это состояние предположения и надежды на счастье, это и есть человеческая жизнь, это и круто.

Счастье есть в этом предположении. И в движении к этому предположению, про которое мы заранее ничего не знаем. И некий проблеск счастья исчезновения и нового движения к предположению – вот это оно и есть.

(03.59) Есть общепринятая точка зрения, что цель жизни человека, или смысл жизни человека заключается в том, чтобы стать счастливым. Так ли это?

Смотрите. Давайте разделять. Цель и смысл – абсолютно разные вещи.

Цель – это то, что мы впереди себя предполагаем, куда мы стремимся. Понимаете, эта цель не связана с надеждой. Цель – это то, что мы себе ставим. И смысл цели – с одной стороны, создавать для нас некую динамику движения, а с другой стороны, для того, чтобы эти цели не разрушались.

Слава Богу, что мы своих целей не достигаем. Слава Богу, если жизнь оказывается больше тех целей, которые мы перед собой поставили. Вот тогда у нас есть пространство жизни. И причем, всегда больше, значительно больше. Я не достигла того, другого, третьего, десятого, пятого, но при этом, я боковым зрением вижу и осознаю: «черт побери, но жизнь моя состоялась, и по большому счету состоялась». А в чем состоялась, я не могу сказать.

Я простой московский педиатр. Вот напротив нас стоит девушка, которая только что со мной разговаривала. Она просто педиатр. Да идите уже сюда, простой российский педиатр, с которым я только что разговаривал.

Так вот, для меня эта история заключается в том, что я могу ставить любые цели, любые какие-то предположения, но всегда по ту границу оказываюсь. Я настоящий, а они всего лишь такие искусственные конструкции, которые меня стимулируют, но не к тому, чтобы я их достиг. То есть, условно говоря, если я достиг своих целей – все, это конец. Жизнь кончилась. Это естественно.

А если я бьюсь за цели, но при этом боковым образом создается плоть жизни, которая не совпадает с моими целями. Но в этой плоти я тащусь и кайфую – жизнь состоялась.

А смысл – это и есть как раз второе. Цель – это то, я ставлю. А смысл – это как раз я оглядываюсь назад, и говорю: «так, черт побери, и что же это было, то, что я прожил?»

Смысл всегда приходит позже. Смысл – это попытка осознать. Смысл нельзя сконструировать заранее. Цели мы конструируем заранее. Смысл – невозможно.

Мы оглядываемся на жизнь простого московского педиатра. Как Вас зовут?

Людмила Владимировна: Людмила Владимировна.

Вот, Людмила Владимировна оглядывается на свою жизнь, и задается вопросом «ради чего я жила». «И вдруг понимаю – Ух ты, в этом что-то было. В этом – что-то есть в том, что я прожила. И в это вглядываюсь».

У меня нет однозначного ответа. Например, если говорят: «ах, это было прекрасно!» — это было не о чем. Потому что все было сложно. Я могу дать такой ответ: «ну прекрасно было». Самое главное – я понимаю, все было больше, чем я предполагала. И вот это на самом деле интересно. Значит, смысл был в моей жизни.

Смысл был потому, что происходило рождение чего-то, что не было предписано некоторыми венными инструкциями, воспитательскими инструкциями, и т.д.

И в результате, я случилось как что-то, что превышает некоторую заранее запланированность. Я случилось в своей реальной, персональной незаменимости. В своей уникальности реальной. В реальности жеста, взгляда, некой позы, и т.д. В реальности вот той плоти бытия, которая создалась.

Вот если мы будем спрашивать: какие цели Вы ставили в своей жизни? Была куча целей, и большинство из них — не реализованы. Я хотела быть тем, я хотела быть этим. Вначале хотела в космос слетать, потом балериной Большого театра, потом еще чего, это мечты. Потом цели добиться того, другого, третьего. Не получилось не то, не другое. Но жизнь то состоялась.

Потому что жизнь – это то, что всегда значительно превышает масштаб наших целей. Но ее надо еще идентифицировать. Ее еще нужно увидеть и узнать, и сказать: «ух ты, вот она самая и была». И в этой своей уникальности ее нельзя заменить ничем другим.

Персональная жизнь Людмилы Владимировны абсолютно не может быть замененной ничем. В этом и есть ее смысл. В этом смысл! Смысл в том, что Ваше персональное бытие не может быть никем замененным.

Если Вы умудрились бы (к счастью, это ни у кого не получается) прожить всю свою жизнь от начала до конца абсолютно клишировано и по схемам, вот тогда Ваша жизнь была бы бессмысленна.

К счастью, самый – самый неразвитый человек умудряется прожить свою жизнь иначе. Хоть как-нибудь, но пытается обрести то пространство, в котором он есть он. Да хоть там наклюкаться полторы бутылки алкоголя, хоть в этом пространстве сказать: «вот он я». Ну, это дурацкий такой пример. На самом деле, найти пространство, в котором есть моя бытийность, моя не предписанность. То, что душа, когда орет: «в чем смысл», а где вот это мое поле моей предписанности, где я и только я, не совпадающий ни с кем другим.

(09.30) Что делать, когда душа орет, и хочет смысла?

Вглядываться. Он есть. В него надо учиться вглядываться. То, что называется «глаза раскрывать». То, что нам кажется, что смысла нет, а на самом деле, когда мы начинаем вглядываться, всматриваться, (вот здесь, кстати, очень помогает работа психолога – консультанта с которым, собственно говоря, вот это раскрытие взгляда на ту жизнь, которую ты реально живешь). Не какой-то волшебной жизни, которую ты должен вместо наличной иметь, а в том, что ты живешь, в том, что ты делаешь увидеть смысл. А он есть. Не придумать, не сфантазировать, не наврать клиенту.

Вот я, когда работаю с клиентом, я никогда ему не вру. «Ох, ты моя хорошая, да все у тебя будет!» — и т.д. Вот это ложь, это фальшивка.

Мы сейчас голову заморочили, что на самом деле все хорошо. – Нет! Надо на самом деле рассмотреть вот нечто существующее здесь и теперь, и понять в чем у этого смысл. А это сложная работа всматривания, вчувствования и аналитики по отношению к персональному человеку.

Поэтому, когда ты по-настоящему консультируешь, твое консультирование всегда абсолютно уникально. Я не с одним клиентом не работаю по схеме. Для меня встреча с любым клиентом – это всегда поле абсолютной неизвестности. У меня нет в кармане готовых приемчиков, которые я вытащу и скажу: «а вот как мы тебе поможем».

Задача заключается в том, что с каждым персонально вырабатываешь некую стратегию сосуществования вот в этом клиентском взаимодействии. А не работаешь готовыми схемами.

И только тогда, когда ты создаешь вот это бытие с клиентом впервые, оно оказывается по-настоящему состоятельным.

(11.29) Про счастье мы поговорили. Про успех мы не говорили.

Успех – это такая ловушка.

(11.39) Что такое успех?

Успех и поражение победы сам не должен отличать. В этом история вся.

Потому что успех – это такая странная штуковина. Она в значительной степени иллюзорна.

Успех, там не случайно корневое слово «спех», «поспешание», «успеть». Я должен успеть что-то сделать.

Но история эта заключается в том, что наиболее глубокие, наиболее качественные твои преобразования, обнаружения твоей реальной ресурсности, происходит в ситуациях внешнего именно не успеха.

В моей жизни было очень много ситуаций, в которых я шел по какому-то совершенно левому пути. То есть, я отказывался от каких-то форматов.

Или, судьба мне благосклонно делала так, чтобы я не вляпался в очередную траекторию формальной успешности. Политической успешности, или еще какой-то. И я оказывался на обочине. И оказывался неким интеллектуальным маргиналом. И с точки зрения формальных правил и предположений, я был не успешен по отношению к каким-то ресурсам, возможностям, и т.д.

Но я точно знаю, что каждая ситуация какого-то такого как бы неуспеха, для меня была ситуацией именно очень качественного собирания себя впервые. В гораздо большей степени впервые, чем, если бы я был встроен в ситуации успешности. И я являюсь тем, кем я являюсь, и способен быть тем, кем я могу быть, именно потому, что судьба и Бог миловал, я не оказался встроен во многие вот эти внешние успешные вещи.

А искушений было сколько! И сколько было расстройств и внутренних катаклизм: «вот если бы эта, или эта возможности». Но я все время в них не вписывался. И на очередном крутом повороте (начиная в конце 80-х, начала 90-х, когда мои ближайшие друзья активно тянули меня в политику) я оказался на обочине. И, слава Богу!

Потому что вот этот молох успешности, он пожирает. Молох успешности может быть молохом, который уничтожает самость. Который сбивает вот эти базовые внутренние ориентиры. Вот катастрофа в чем может происходить, и ловушка.

На самом-то деле, уже оглядываешься назад, и задаешь себе вопрос скорее не про то, насколько твоя жизнь успешна, а насколько вот она счастлива. И потом ты вдруг понимаешь, что у тебя есть уникальность. За счет этой своей не успешности многолетней ты нарабатываешь огромное количество ресурсов, которых нет ни у кого. Просто ни у кого. И потом, в конечном счете, думаешь: «ну хорошо, теперь этими богатствами настало время как-то распорядиться». Вот примерно так.

(15.05) После начала перестройки у нас очень активно бытует такое мнение, что человек живет для того, чтобы наслаждаться жизнью. То есть, нужно успеть все попробовать в жизни.

Две разные истории. Вот давайте сейчас, вы еще не закончили вопрос, а я уже начинаю, потому что Вы уже два вопроса задали.

Одна история про то, что бытует мнение в среде, это всегда слишком. Вот люди во все времена были разными. Это, во-первых. И нам только кажется, что есть некий общий штрих, который принадлежит какому-то поколению. Слава Богу, нет.

Во-вторых, есть более серьезные проблемы, связанные с тем, что наслаждаться мы не умеем. Есть тоска по наслаждению. Дай Бог, чтобы человек действительно научился наслаждаться жизнью.

А есть на самом деле то, с чем постоянно сталкиваешься. Это невроз человека, который и хотел бы насладиться, да не получается. Человек не умеет наслаждаться вкусом, не умеет наслаждаться пространством, не умеет наслаждаться сексом, и т.д.

У меня есть целый цикл таких диссоциальных тренингов, их тренингами даже не назовешь. Их можно найти у меня на сайте, которые так и называются: «Искусство наслаждения». У меня много очень этих модусов наслаждения перечислены, а оказывается, что на самом деле, это безумно сложная вещь.

Мы не умеем наслаждаться общением с близкими людьми, и с дальними людьми. Мы не умеем наслаждаться собой в первую очередь. Вот почему возникает депривация, тоска и депрессия. Когда человек, у которого в кармане много денег, решил, «ну вот, я наслажусь, я поеду по всему миру, посмотрю Рим, Лондон, Австралию». Я ничего не вижу. У меня сама структура чувств абсолютно не работает и затуплена. «Вот наконец-то я доберусь до музыки» — не получается.

Вы понимаете, в этом вся проблема. И поэтому, тот сигнал, про который Вы говорите, это скорей, сигнал про тоску. «Я хочу наслаждаться, но не получается».

Помогает, помогает. Вот я, честно говоря, знаю только путь консультационный. Конечно, мне в консультациях удается людей выводить.

Самая страшная история – это конечно депрессия. Когда все неинтересно, все невкусно. И когда происходит реабилитация этого вкуса жизни, чувства жизни, реализация способностей наслаждения – это вообще самое главное. Когда языку возвращается его тактильная чувствительность. Понимаете, в чем штука?

А иначе я буду постоянно деструктивно себя само уничтожать. Ведь, на самом деле, одна из историй, которая происходит, например, когда мы говорим о сумасшедшем распространенном сегодня прессинговании, оно в значительной степени дает знаково – «я просто наслаждаться не могу». Мне нужны какие-то более сильные вещи.

Язык потерял чувствительность вот этого объемного наслаждения. Я его пропрессингую в десяти местах, сделаю разрез еще в нескольких местах – хотя бы какое-то чувство появится.

Это же, на самом деле, трагическая ситуация, говорящая о том, что вот эта тонкость дифференциации оттеночного чувства, она утоплена. «У меня нет вкуса к жизни!» И поэтому я совершаю вот эти мучительные усилия по поводу того, чтобы создать какое-то ощущение того, что жизнь есть. И для меня это конечно ситуация, с которой надо работать.

Вкус к книге, к образованию, именно вкус. Отсутствие вкуса именно и происходит от того, что мы задолблены необходимостью, мы задолблены целями.

Одна из самых серьезных вещей, с которыми я работаю, это депривация и депрессия. Когда я подавлен, я сломлен, у меня нет активности самораскрытия. Депрессия, скажем так. У меня образовательная депрессия, у меня пространственная депрессия, я ничего не хочу. У меня не от чего не появляется чувство вкуса.

Найди свой смысл! - www.alexanderkrasnov.ru

Педагог и философ.

Образование и звания:

  • УрГУ — философский факультет.
  • Кандидат философских наук.
  • Доктор психологических наук.
  • Психолог высшей категории.
  • Психотерапевт.
  • Профессор кафедры психологии развития УрГПУ (Екатеринбург).
  • Профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (Москва).

Деятельность

90-е годы — создание модели вероятностного образования, модель реализована в Екатеринбурге, организовывал экспериментальные площадки вероятностного образования в Чите, Нижнем Новгороде.

В модели вероятностного образования меняется не столько его содержательная часть — меняется само образование, его методы и принципы. Традиционной школе с его жёсткой плановой структуре Лобок противопоставляет метод, базирующийся на принципе творческой вариативности. Результатом чего является формирование высокой образовательной мотивации и развития креативных способностей. Концепция А.М. Лобка не подрывает само понятие культурных норм и правил, модель вероятностного образования — это не произвол безудержного фантазирования. Необходимым условием полноценного творчества А.М. Лобок считает "вышколенность ума", осознание ценности общекультурных критериев. Принципы "творческой вариативности и авторства в культуре" — основа педагогической концепции Лобка, — отнюдь не отрицают необходимость усвоения ребёнком этих норм, но, наоборот, позволяют ему, в процессе развития собственного творчества, принять их не в качестве внешних ограничений, а в качестве эстетически значимых условий свободного проявления в культуре.

2000-2007 гг. — эксперт сети федеральных экспериментальных площадок, профессор института образовательной политики "Эврика".

Многолетний редактор школьного отдела газеты "Первое сентября".

Оригинальный мыслитель, автор замечательных книг "Антропология мифа", Екатеринбург, 1997 г., "Другая математика: Как сформировать математическое мышление у детей 6-10 лет" (Москва, 1998 г., издательство "Народное образование", в настоящее время готовится к изданию на немецком языке), "Вероятностный мир: опыт философско-педагогических хроник одного образовательного эксперимента" (Екатеринбург, 2001 г.), "Лаборатория детской письменной речи" (Москва., 2005 г.), "Лаборатория детского художественного перевода (Москва, 2006 г.), "Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики" (совместно с С.Л. Соловейчиком), Москва., 2005 г., "Алмазная земля педагогики Олонхо", (Якутск, 2008 г.), "Гений детства" (Москва, 2009 г.), "Картография внутреннего детства", "Педагогика мифа", "Подсознательный Маркс" и многое другое.

Статьи о личной педагогической деятельности А.М. Лобка печатались на страницах ведущих российских изданий: в "Учительской газете", газете "Первое сентября", "Новой газете", "Московских новостях", в журналах "Отечественные записки", "Народное образование", "Школьные технологии" и др.

Научный консультант Школы самоопределения А.Н. Тубельского (Москва).

В 1996 году на страницах общероссийской педагогической газеты "Первое сентября" её главный редактор С.Л. Соловейчик назвал А.М. Лобка "учителем столетия", а его разработки — самым значительным открытием российской педагогики.

В настоящее время реализует проекты :

  • Для педагогов школ, детских домов, интернатов, детских садов.
  • Для родителей.
  • Для детей.
  • Индивидуального психологического сопровождения.
  • Психолого-педагогическое сопровождение школ и детских садов.
  • Психологическое сопровождение трудных ситуаций и случаев школьной жизни: консультации и тренинги on-line и очно.
  • Продуктивная помощь в работе с агрессивным поведением и с различными конфликтами в детской среде.
  • Работа с аутичными и гиперактивными детьми.
  • Тренинги восстановления и формирования учебной мотивации: как вернуть интерес к учёбе? Как сделать образовательный процесс по-настоящему захватывающим и интересным.
  • Индивидуальное сопровождение "трудных" учеников и "трудных" родителей.
  • Драмы подростковых переживаний. Смысложизненные кризисы. Депрессии. Подростковый суицид.
  • Компьютерная и иные формы зависимости.
  • Проблемы взаимоотношений внутри педагогического коллектива, а так же между педагогами и детьми, между педагогами и родителями.
  • Эффективная помощь в ситуациях эмоционального выгорания педагогов.
  • Экспертиза педагогической эффективности и инновационная модель аттестации педагогических кадров.
  • Диагностика и решение психологических и педагогических проблем самого широкого спектра.
  • Конкретная помощь в решении конкретных проблем (для родителей и детей).
  • Детско-родительский клуб "Ветер открытий".

Программы развития детских образовательных потребностей и способностей: занятия по уникальным авторским методикам, способным реабилитировать и развить глубинные образовательные потребности в любом возрасте, и в том числе — восстановить интерес к школьной учёбе, преодолеть синдром "образовательной депрессии".

Группы интенсивного развития для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возраста.

Школа неравнодушных родителей "Понимание".

Программы реабилитации и развития позитивных детско-взрослых отношений. Реальная помощь в ситуациях, когда отношения между родителями и детьми зашли в тупик. Тренинги, позволяющие восстановить доверие и взаимопонимание. Тренинги, позволяющие научиться понимать. Персональный анализ и сопровождение "семейного климата", помощь по созданию индивидуального профиля "семейного счастья".

Психологическая мастерская "Рождение отца".

Рождение отца: проблемы, травмы, психологическое сопровождение. Что значит "стать отцом"? Испытание отцовством. Страхи, неуверенности и кризисы отцовства. Отцовство как груз — и как ресурс личностного развития. Почему у нас существует психологическое сопровождение "рождающейся матери", но практически отсутствует сопровождение "рождающегося отца"? Как помочь человеку стать полноценным отцом?

Эти проекты реализуется в Екатеринбурге, в Москве, Петербурге, Красноярске и других городах.

Программы индивидуального психологического сопровождения.

Программы телесной и речевой импровизации: взгляд внутрь себя с помощью метафор, праздник освобождения "внутреннего ребёнка", снятие речевых артикуляционных зажатостей, обретение свободы устного и письменного самовыражения, овладение искусством говорить о самом важном и сокровенном/

Программы психологического фитнеса: коррекция "психологической фигуры", формирование индивидуальной "психологической осанки", распрямление "психологического позвоночника", обретение силы и уверенности своего Я, снятие психологических зажатостей, разглаживание "психологических морщин", точечный психологический массаж "проблемных зон", обретение ни с чем не сравнимого "чувства самости", мощная психологическая разгрузка.

Программы индивидуального глубинного сопровождения личности: профессиональная реконструкция поля личностных смыслов, создание персональной смысловой карты и карты личностных ресурсов, создание индивидуальных ресурсных культурных карт, персональное сопровождение в мире современной культуры, реконструкция и артикуляция индивидуальной жизненной философии, создание персональной философии жизни и индивидуального философского "путеводителя по жизни".

Программы психологического сопровождения в кризисных жизненных ситуациях: антикризисная терапия в самых сложных жизненных ситуациях; уникальный опыт работы с самыми глубокими проблемами человеческого существования; эффективная работа с ситуациями смыслоутраты; восстановление позитивного смысложизненного пространства.

Программы по овладению стратегиями и тактиками эффективной женской и мужской самореализации. Тренинги и индивидуальные консультации, позволяющие максимально развить и реализовать свои мужские и женские роли, способности быть настоящим мужчиной и настоящей женщиной; тренинги, позволяющие научиться лучше понимать "логику" противоположного пола.

Программы глубинных психоаналитических погружений в своё Я.

Самоактуализационная супервизорская группа Александра Лобка "Искусство быть собой. Искусство быть другим" (для психотерапевтов, психологов).

Самоактуализационная супервизорская группа Александра Лобка — это уникальная возможность:

  • Открыть, почувствовать и рационально описать своё психологическое искусство слышать, понимать и сопровождать другого человека.
  • Обнаружить и развить свою психотерапевтическую индивидуальность. Научиться идентифицировать своё профессиональное психотерапевтическое "Я" и научиться вслушиваться в его скрытые ресурсы. Вступить в развивающий диалог со своей профессиональной психологической самостью.
  • Открыть и обрести новые возможности своей полноценной профессиональной самоактуализации. Научиться строить продуктивный самактуализационный диалог в пространстве различных психотерапевтических практик и подходов.

Самоактуализационные практикумы "Искусство наслаждения".

Самоактуализационные практикумы — это уникальная возможность встретиться с глубинным собой, пережить незабываемые минуты утончённого интеллектуального и душевного наслаждения и раскрыть свои неизведанные ресурсы и возможности. Ведь самое удивительное, что есть на свете — это Вы сами.

  • Эксклюзивный психологический уход за состоянием внутреннего мира.
  • Техники расширения внутренних ресурсов.
  • Индивидуальный SPA-салон для Вашей души.

Экзистенциальные группы "Линии понимания", экзистенциальные тренинги и психотерапевтические группы "Линии понимания":

  • Мужчина и женщина.
  • Общение и одиночество.
  • Драматургия одиночества.
  • Любовь и ревность.
  • Испытание сексуальностью.
  • Обретение счастья.
  • Способность быть другим.
  • Счастье быть непохожим.
  • Жизнь и смерть.
  • По ту сторону смерти.
  • Смысл жизни.
  • Воображение и мышление.
  • Восторг и разочарование.
  • Зависимость и самостояние.
  • Отчаяние и надежда.
  • Вера и неверие.
  • Сокровенное чувство.
  • То, что в самой глубине нас.
  • Быт и бытие.
  • Душа и тело.
  • Унижение и насилие.
  • Боль и страдание.
  • Беспокойство и страх.
  • Успех и карьера.
  • Структуры повседневности.
  • Пространство повседневности.
  • Эстетика повседневности.
  • Личная жизнь.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»



Рассказать друзьям