Когда приучить ребенка к горшку. Современный подход — когда нужно приучать ребенка к горшку

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Мечты о том, когда же ребенок станет писать и какать на горшок, будоражат умы не одного поколения родителей. Неужели ему нравится ходить мокрым? Ребенок подрастает, а вместе с ним и ваше нетерпение. Хочу вас успокоить: это обязательно случится, но не всегда это происходит в нужные для вас сроки. Как говорится, терпение и труд все перетрут. А терпения вам понадобится много. Конечно, бывают аккуратисты с пеленок, но все же основная масса детей не напрягается от того, что ходит под себя несколько раз в день.

Одним из этапов взросления ребенка является умение контролировать естественные потребности. К примеру, самостоятельно ходить на горшок. Все родители задаются вопросом: как приучить ребенка ходить на горшок и какой возраст наиболее благоприятный для этого. На этот счет существует много мнений, но мы рассмотрим лишь несколько популярных теорий.

Ранее высаживание ребенка на горшок

Как правило, многие родители являются сторонниками этого метода и начинают высаживать ребенка уже в первые дни жизни. Правда, малыш еще не сидит и справляет нужду над тазиком, ванной и другими емкостями. А примерно с 6 месяцев детей высаживают на горшок. Родители стимулируют процесс мочеиспускания звуками пись - пись или открывают воду. Высаживания ребенка происходит после сна, кормления, прогулки. Наиболее наблюдательные родители уже знают когда ребенок хочет на горшок. Стоит отметить, что этот метод имеет ряд достоинств:
  • экономит деньги на подгузники;
  • укрепляет эмоциональную связь между матерью и ребенком, так как мама постоянно прислушивается к своему малышу, тем самым учится его понимать;
  • а также закаливает малыша, так как ему часто снимают штаны.
Однако следует подчеркнуть, что ребенок в таком маленьком возрасте не может контролировать процессы мочеиспускания. Но благодаря постоянным повторением пись-пись у ребенка срабатывает условный рефлекс.
Следует еще подождать до года или до трех.
Каждый ребенок индивидуален и мочевой пузырь с кишечником функционирует у них по-разному. Большинство малышей начинают контролировать выделительные процессы после года и позже. Как правило интервал составляет от 1 года до 3. Достоинств у этого метода много, но самое главное ребенок после года умеет:
  • доносить родителям то, что он хочет;
  • знает свои части тела и как называются предметы одежды;
  • понимает значение слов какать и писать;
  • умеет сам раздеваться;
  • подражает родителям, а также старшим детям.
  • Именно поэтому в этом возрасте путь к горшку ведется осознанно.

Приучаем к горшку, правила

  • Снимите с ребенка подгузник. Он должен понимать, что когда он пописает его штаны станут мокрые. А это многим детям не нравится и сначала ребенок показывает лишь мокрые штаны и не стоит его за это ругать. Следует просто доходчиво объяснить, что нужно справлять нужду в горшок, а не в штаны.
  • Высаживайте ребенка на горшок после сна, прогулки, купания. И не заставляйте его сидеть на нем более 5 минут.
  • Следует хвалить малыша за каждую победу, тогда у него будет стимул, что бы радовать маму снова и снова!
  • Задействуйте всех членов семьи. Пусть отец и старшие дети покажут для чего нужен туалет. В качестве примера посадите игрушку на горшок.
  • Не стоит развлекать малыша на горшке игрушками. Он должен четко понимать для каких нужд горшок и не путать его с забавами.
  • Если ребенок сидит на горшке нехотя не стоит его насильно заставлять, так как вы вызовете только его вред и негативное отношение.
  • Не стоит ругать ребенка за мокрые штанишки.
  • Стоит отметить, что срок обучение ребенка к горшку индивидуальный. Как правило, стремление ходить на горшок возникает с 18-24 месяц, когда ребенок может открыто говорить о своих потребностях. Но, абсолютно все дети этому учатся и не стоит раньше времени переживать по этому поводу.
  • Вот такие несложные советы, как приучить ходить на горшок своего малыша, всем мамам. Весь сложный период приобщения к гигиене пройдут быстро.

Выбираем время для приучения ребенка к горшку

Ваши подруги хвастаются, что высаживали своих детей над ванной с рождения, и с тех пор в день пачкается лишь одна пеленка. А у знакомых малыш стал ходить на горшок с 8 месяцев. Не переживайте, если у вас нет таких достижений. Это не супер качество, развитое у этих малышей, просто родители хорошо изучили привычки детей, и они знают, когда примерно их ребенок хочет в туалет. Они его сажают в это благоприятное время - и (о чудо!!!) малыш делает свои дела. Со временем время "походы" в туалет смещается, потому что ребенок растет, и случайностей становится все больше. Получается, что это взрослые научились пользоваться горшком, а не сам их отпрыск.

Как только ребенок начал уверенно сидеть (некоторые мальчики сидят уже чуть ли не в 5 месяцев, девочек сажать НЕЛЬЗЯ, даже если они очень хотят, до 6-7 месяцев), можно начать знакомство с горшком. Не стоит помечать красным фломастером дату, к который вы обязуетесь приучить ребенка к горшку. Так вы только измотаете себе нервы и испортите жизнь своему малышу. После такого "учения" карапуз может просто возненавидеть сей символ чистоты и гигиены. Все зависит от ребенка, и когда он будет физически и эмоционально готов, он сам легко и непринужденно сядет на горшок.

Когда начинать приучать ребенка к горшку

Психологи и детские педиатры отмечают, что осмысленно малыши начинают пользоваться горшком примерно с двух лет, некоторые немного раньше, а есть дети, которым эта наука дается лишь к 4 годам. До этого времени испражнения происходят сами по себе. Есть признаки, по которым можно определить готовность ребенка писать и какать именно на горшок, а не в штанишки.
  • Малыш в "опасный" момент бежит в сторонку, приседает и кряхтит.
  • Несколько часов подряд трусики или подгузник остается сухим.
  • После дневного сна ребенок просыпается сухим. Хотя многие дети, даже когда уже научились пользоваться горшком, писают во время сна: дневного и ночного,
  • Ребенок ходит в туалет регулярно.
  • Малыш показывает на содержимое памперса, демонстрируя, что там случилась авария.
  • Ребенок может сказать, что хочет в туалет, или, что он уже сходил в штанишки.
  • Малыш дает вам чистый памперс.

Могут быть еще другие привычки, все происходит строго индивидуально, поэтому не стоит паниковать, если вы не отметили ни один из вышеперечисленных признаков.

Революция происходит в умах!
Вообще для начала рекомендую просто поговорить с ребенком о том, что надо писать и какать на горшок, для наглядности можно сводить его с собой во взрослый туалет и показать, что же там такого интересного делают его родители. Надо приучать к мысли о необходимости пользоваться горшком постепенно, любя. Вы же не видели здоровых взрослых людей, которые вдруг ни с того, ни с сего писались на совещаниях в офисе, хотя случаи бывают разные. Все это, конечно, шутки. На самом деле время сделает свое дело, и ребенок поймет, что именно от него хотят.

Как правильно?

Прежде чем посадить ребенка на горшок, предварительно согрейте сей предмет для того, чтобы на нем ребенку было комфортно сидеть. Можно просто сполоснуть "ночную вазу" горячей водой и тщательно вытереть насухо. Вот и все. Предмет готов к употреблению. Не паникуйте, если сидеть на горшке ребенку не понравится, при малейшем недовольстве со стороны вашего чада, процедуру следует прекратить.
  • Сажать ребенка на горшок надо в определенное время, когда вероятность благоприятного исхода велика. Например, сразу после сна или когда малыш пьет сок.
  • Не надо чертить графики отправления естественных потребностей, на то они и естественные. Просто следите за мимикой ребенка, мамочки обычно знают, как их дети сигнализируют о приближающемся "потопе".
  • Время от времени предлагайте ему горшок, спрашивайте, хочет ли он сходить в туалет. Выполняйте советы регулярно и без напора, и у вас с ребенком все получится!

И вот малыш делает свои дела на горшок к удовольствию любимых родителей. Вас всех можно похвалить, но не забывайте, что автоматически ходить в туалет он будет еще не скоро. Так что, напоминайте малышу о горшке в благоприятное для всяких "грязных делишек" время. Это ведь так здорово: чистый, опрятный малыш и в десятки раз уменьшившаяся кучка грязного белья в ванной.

Когда

Умение самостоятельно ходить в туалет (пользоваться горшком) является непременным доказательством «взрослости». Поэтому вполне понятно, что все родители с нетерпением ждут наступления этого момента в жизни малыша, и желают приблизить его. Острых переживаний добавляют рассказы бабушек, соседок и знакомых о том, как их «маленькие умники» делают свои дела «по-взрослому» уже «аж» с 7 месяцев. Находятся даже такие, которые кичатся, что их малыши «справляют малую нужду» над горшком уже даже в 5 месяцев. Все эти басни разжигают настоящие страсти вокруг горшка и тем самым огорчают родителей менее ловких в этом деле детишек, и тех, у кого проблема «мокрых штанишек» встречается в 4-5, и даже в 6-7 лет. Давайте попробуем разобраться в том, где есть «мифы», а где реальность в истории с горшком, а также в том, почему возникают проблемы после того, как горшечная навык уже сформировалась, и с этим делать.
Безусловный и условный рефлекс.

Новорожденный малыш не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации, они подчинены действиям безусловного рефлекса, который не требует участия коры головного мозга. Приучение к горшку - это введение элемента сознательного контроля над этими процессами (задействование коры головного мозга), а следовательно преобразования безусловного рефлекса на условный. Звучит разумно, но что это значит на практике? А это значит, что для того, чтобы ребенок сознательно контролировала свои естественные потребности, она должна достичь определенного уровня развития нервной системы (коры головного мозга), и органов, участвующих в процессах мочеиспускания и дефекации.

В этом плане можно выделить следующие возрастные этапы:

  • от 0 до 6 месяцев. Мочеиспускание у малыша происходит от 15 до 20 раз в день.
Малыш еще совсем способен контролировать этот процесс - мочеиспускание происходит рефлекторно;
  • от 6 месяцев до 1 года. Количество мочеиспусканий сокращается до 10 раз в день.
Малыш начинает чувствовать когда его мочевой пузырь полон. При этом он может начать капризничать или плакать, подавая таким образом маме знаки.
  • от 1 до 3 лет. Мочевой пузырь малыша развивается, он становится достаточно прочным, его емкость увеличивается на 100 ~ 130 ml. У ребенка возникают позывы к мочеиспусканию, он начинает осознавать, что ей нужно в туалет, и уже к 2 годам малыш может контролировать этот процесс. Примерно около 18 месяцев уровень развития ребенка позволяет начать приучение к горшку. Однако каждый ребенок неповторим и развитие каждого протекает по-разному, а значит термины «готовности к горшку» могут колебаться от 12 до 36 месяцев.
  • от 3 - х до 5 лет. Емкость мочевого пузыря увеличивается до 160 ~ 200 ml. Малыш уже более явно чувствует позывы к мочеиспусканию, начинает самостоятельно контролировать и при необходимости сдерживать этот процесс. Это время тренировки условного рефлекса и окончательного закрепления нового умения, а это значит, что на этом пути вполне возможны и «аварии».
  • после 5 лет. До 5-летнего возраста условный рефлекс должен сформироваться уже окончательно, а значит «аварии» после достижения этого возраста связаны либо с инфекционными заболеваниями или с психологическим неблагополучием ребенка.
Что же касается раннего высаживания, то «успехи» в нем достигаются преимущественно двумя способами:
Мама постоянно «ловит моменты» и высаживает малыша на горшок, достигая минимального количества «мокрых штанишек» в день, но это достижение не малыша, а исключительно мамы. Поэтому можно говорить, что к горшку приучена мама, вместо малыша.

Контролируемый стул

Второй путь к «успеху» достигается изнурительными высадками на горшок («жизнь на горшке»), пока мочевой пузырь ребенка не переполнится и рефлекторно НЕ опорожнится. Можно назвать это успехом? Вряд ли. Все это очень часто сопровождается приговариваниями вроде: «пи-пи» или «пись-пись», и «а-а». Условный рефлекс несомненно возникает, но на слова «пи-пи», «пись-пись» или «а-а", не на наполнение мочевого пузыря. Таким образом мотивом, побуждающим к опорожнению становится НЕ физиологический процесс (наполнение пузыря), а звуковой раздражитель.

Таким образом, чем раньше вы начнете приучать малыша к горшку, тем больше усилий потратите. И чем выше уровень физиологического развития ребенка, тем проще, успешнее и безболезненнее пройдет этот процесс.
К тому же каких бы удивительных успехов вы не достигли в приучении малышей, условный рефлекс способен сохраняться в промежуток от 14 до 24 месяцев, а у малыша, которому всего год, даже наработанный рефлекс будет очень неустойчив и быстро потеряется.

Физиологические нормы перехода к контролируемому стулу являются:

  • Естественный переход к контролю над испражнениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
  • Средний возраст наработки относительно устойчивых навыков колеблется в интервале между 22 и 30 месяцами.
  • Стойкие условные рефлексы формируются у трехлетнего возраста.

Готов ли ребенок?

Мы уже узнали, что «именно то время» наступает после года. Но как понять когда именно это время наступило у вашего ребенка, если у каждого этот процесс индивидуален. Чтобы понять развитие мочевыделительной системы и система пищеварения у малыша, вы можете попробовать вести специальный график. Понаблюдайте за ребенком несколько дней: зафиксируйте характер испражнений, а также их количество и промежутки между ними. Вот признаки, которые вам помогут понять сформировалась у ребенка «готовность к горшку»:
  • промежутки между мочеиспускании составляют 1,5 - 3 часа;
  • малыш ходит «по-большому» регулярно - 1-2 раза в день;
  • может проснуться сухим после дневного сна и потерпеть несколько минут, чтобы добежать до горшка.
  • понимает обращенную к нему речь,
  • знает части тела и называет предметы одежды;
  • пытается подражать взрослым, копируя их действия,
  • проявляет интерес к унитазу или горшке, или даже хочет попробовать как все взрослые самостоятельно сходить в туалет;
  • знает и понимает слова «пописал» и «покакал»;
  • проявляет неприязнь относительно пребывания в грязных подгузниках, требует их снять или заменить;
  • пытается самостоятельно раздеться;
  • может высказывать (в любой способ) желание сходить на горшок;

«Горшечные» уроки!

Лучшее время для приобретения нового навыка - лето!
Приучение к горшку должно быть систематическим, не раз от раза. Поэтому выберите время, когда вы сможете посвятить себя малышу максимально.
С развитием мочевого пузыря, малыш начинает осознавать, что у него возникает желание сходить в туалет и он начинает подавать вам знаки. Будьте внимательны, присматривайтесь к своему малышу: может он говорит одно слово или звук, делает какой жест или знак, сжимает ножки, снимает штанишки и т.д.. Когда вы заметите, что малышу нужно в туалет, попробуйте объяснить ему «что к чему» и расскажите, что должно находиться в горшке после того, как на нем посидит.
Если малыш откажется снимать подгузник, не стоит сильно настаивать, пусть сидит в подгузнике. Использованный подгузник бросьте в горшок. Это поможет ему понять связь между сидением на горшке и нужным результатом.
Перед приучением ребенка к горшку нужно отказаться от подгузников полностью (исключение на первом этапе может быть только ночью). Надо, чтобы малыш почувствовал неудобство пребывания в мокрых штанишках, и понял, от чего это происходит. Почувствовав дискомфорт от влажного белья, ребенок будет стараться звуками или жестами сообщить об этом. Вам только нужно следить за ее поведением.
Как малыш может давать знать о своей потребности справить нужду? - Он может заглохнуть, притаиться, напрячься, покраснеть, потужиться, может уединиться в выбранном им самим месте и т.д..

Важно!!!

  • Ставьте горшок в одно и то же место, желательно в туалете - ребенок должен легко его доставать.
  • Надевайте малышу минимум одежды, чтобы при необходимости его можно было легко и быстро снять.
  • Поддерживайте малыша каждый раз, когда у него появляется желание воспользоваться горшком по назначению. Давайте малышу иногда бегать голышом при условии, что горшок находится в его поле зрения. Объясните малышу, что он может пользоваться им, когда предпочтет, и иногда напоминайте ему о существовании горшка, если он в нем нуждается.
  • Не заставляйте сидеть на горшке! Особенно неугомонных. Если ребенок оказывает сопротивление, кричит, выгибается - процесс обучения теряет смысл, разъяренная ребенок ничего не усвоит.
  • Предлагайте горшок тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после приема пищи, когда поведение ребенка указывает на то, что пора.
  • Ласково поощряйте, если все получилось как надо, но не переусердствуйте. Не стоит встречать каждую удачную попытку аплодисментами.
  • Не начинайте обучение ребенка, когда он болен, или капризничает.
  • Перед прогулкой и после нее пробуйте посадить малыша на горшок.
  • На прогулке, время от времени предлагайте ребенку сходить «в кустики» (если вы далеко от дома), или в специальный горшок для путешествий; берите с собой запасную одежду.
  • Не ругайте ребенка за «мокрые штанишки».
  • Сосредоточьтесь ребенка не только на самом горшке, но и на действиях, связанных с ним: как получить, открыть горшок, снять штанишки и трусы, надеть их снова, как и куда вылить содержимое горшка, затем поставить его на место. Возможно, сначала малыш может пытаться садиться на горшок и делать все «дела» прямо в одежде - это ничего, это лишь этап, который надо пережить. Следующим этапом может быть раздевание голышом, перед тем как сесть на горшок, а потом уже малыш научится делать это по-взрослому.

Мальчиков надо приучать писать стоя

Постепенно организуйте встречи с горшком не только тогда, когда ребенку хочется, но и тогда, когда того требует дневное расписание: до и после сна, перед прогулкой и т.д..

Заметьте! Если ребенок оказывает сопротивление и отказывается пользоваться горшком, не заставляйте и на ругайте ее. Попробуйте найти причину ее нежелания садиться на горшок: он может быть холодным, приклеиваться, быть неудобным - слишком большим или слишком маленьким, неустойчивым.

Какие нюансы нужно иметь в виду?

Допустим, ваш ребенок научился пользоваться горшком, а даже сам говорит о том, что хочет в туалет. Тем не менее, испытания пройдены еще не все.
  • Вплоть до 4-5 лет некоторые дети писают в штанишки. В таких случаях педиатры рекомендуют обратиться за помощью к неврологу.
  • Если в вашей семье разлад, ребенок чувствует это, даже если толком еще даже не разговаривает. Малыш может перестать ходить на горшок в стрессовых для него ситуациях. Также "авария" может произойти, если в жизни ребенка что-то поменялось, например, его отдали в детский сад.
  • Возможно, малышу трудно оставаться сухим всю ночь напролет. Если ему еще нет полутора лет, можете одевать ему на ночь памперс. Время от времени вместо памперса одевайте трусики. Некоторые родители потихоньку сажают ребенка на горшок для того, чтобы он сходил в туалет. Этот способ имеет право на жизнь, если малыш после этой процедуры не просыпается окончательно и не начинает плакать.
  • Если утром малыш просыпается мокрым, не злитесь и не расстраивайтесь. Ни в коем случае не стыдите и не обижайте дитя, не надо устраивать скандал по поводу грязного белья. Малыш просто еще не контролирует свой мочевой пузырь, а не писает назло вам из лени.
  • Чтобы увеличить шансы на "сухое" пробуждение, перед сном не давайте ребенку много пить. Нескольких глотков вполне достаточно. Когда придет время отправляться в кровать, надо обязательно посадить ребенка на горшок.

Особое мнение перинатального психолога Жанны
Последние двадцать лет многие родители прислушиваются к советам перинатального психолога, педагога, консультанта по грудному вскармливанию, мамы семерых детей Жанны Владимировны Цареградской. Она считает, что носить круглосуточно памперсы вредно. Приучать малыша к чистоте можно и надо с рождения!

  • В своих работах она пишет, что нам, родителям, только кажется, что до шести месяцев малыш беспорядочно писает и какает в пеленки. А затем плачет из-за дискомфорта. Жанна Владимировна Цареградская советует попробовать прислушаться к позывам малыша. Для этого надо на несколько дней отказаться от памперсов, матерчатых подгузников, позволить ребенку голопопить в одной кофточке. В эти дни надо побольше времени проводить с ребенком на руках, и давать ему грудь. Выяснится, что малыш испражняется или во время кормления, или сразу после него. Многие детки кряхтят, задумываются или плачут, давая понять, что вот-вот случится авария. врачи советуют: когда малыш выражает дискомфорт, надо, цитирую, "повернуть его спинкой к себе, держа под ножки, он сделает свои дела, и успокоится." Почему это происходит? Врач объясняет это первобытным инстинктом: малыш старается не какать и писать на маму, потому что враги могут найти их по запаху.
  • Следующий этап приучения к чистоте занимает два месяца: от шести до 8 месяцев. В это время, по мнению Цареградской, ребенок захочет самостоятельно делать "свои дела". В этом возрасте испражняться ребенок предпочитает наедине: он начинает протестовать против высаживания, в самый ответственный момент старается уединиться.
  • От 8 месяцев до 1 года и 3 месяцев малыш начинает играть с содержимым горшка. Кстати, в это время никто ему этого предмета и не предлагает. Вот что пишет Жанна Цареградская: "Приучаем малыша делать свои дела на газетку (или специальный моющийся коврик), убираем за малышом, но никогда не ругаем". Максимум за три месяца, обещает автор, дети проходят этот этап. Теперь они готовы выражать свое желание сходить в туалет самыми разными способами.
  • К достижению полуторогодовалого возраста ребенок по всем правилам должен начать изъявлять желание сходить на горшок. Малыш к этому возрасту уже установил связь между ощущением дискомфорта переполненного кишечника или мочевого пузыря и последующими отправлениями. У всех это происходит по-разному. Кто-то ведет маму к взрослому туалету, также малыш может демонстрировать сове желание звуками: у нас все поколения детей ассоциируют это занятие громким кряхтением - "А-А-А-А!!!"
  • После полутора лет малыша все больше захватывает окружающий мир, его действия становятся все более организованными. Мама, конечно, нужна, но постепенно ребенок начинает воспринимать себя как индивидуальность, отдельную от матери. Это процесс длится до исполнения малышом 2 лет. Только в это время, по мнению Цареградской, ребенок дорос до горшка. Сначала этот предмет просто появляется в комнате. Если малыш в доме не единственный ребенок, пусть более опытные товарищи продемонстрируют, что же надо делать с горшком. Можно сажать на ночную вазу кукол, мишек ит.д. Момент, когда ребенок сам сядет на горшок - обязательно наступит. Чему и требовалось научить. Кому-то этот способ покажется довольно муторным и долгим. Я точно знаю, что он подойдет не всем деткам. Но лично я знаю крошку, которая после выписки из роддома именно "демонстрировала" маме, что она хочет в туалет. В результате двухнедельная крошка пачкала максимум одну-две пеленка в день. Так что, товарищи родители, все очень и очень индивидуально. Ищите свой метод и, как говорится, обрящете.

Жанна Владимировна в своих прекрасных пособиях для успешного родительства пишет, что малыш во сне просто так никогда даже не пописает. Он обязательно закряхтит, хоть немного попищит, начнет возиться и т.д. Многие детки просто просыпаются и начинают истошно кричать: они хотят в туалет, утверждает педагог. Это наблюдение Цареградской верно: все подруги, в том числе и я сама, подметили эту особенность. Зная о ней, и желая своему ребенку побыстрее разделяться с памерсами, можно уже к годику (кому-то немного попозже) начать одевать на ночь обычные хлопчатобумажные трусики. Кто-то в момент беспокойства ребенка высаживает его тихонько над тазиком, у кого-то малыш не сопротивляется высаживанию на горшочек. Обычно детки быстро принимают новые правила, и аварии случаются очень и очень редко.

Одно очень и очень простое правило для успеха

Вы должны понимать, что в тот момент, когда в решили помочь ребенку стать с горшком "на ты", вы должны сначала хотя бы на дневной период не надевать на малыша памперсы (летом даже на улице). Во-первых, вы таким образом узнаете, когда и сколько раз ходит в туалет ваш малыш. Через несколько дней вы уже сможете "подлавливать" ребенка в опасный период. Во-вторых, и сам ребенок узнает, как у него там все интересно функционирует. Запаситесь терпением и трусами, избежать этого не удавалось никому. Вы женщины, и сами знаете, что ходитьв обычном белье гораздо гигиеничнее и, что там говорить, комфортнее, чем в самых лучших прокладках. Так? Вот и ребенку лучше без памперсов. Вы дали себе немного отдохнуть от стирки и глажки, но хотя бы ближе к году надо потихоньку отказываться от одноразовых подгузников.

Обычно не стесненные в средствах мамочки откладывают проблему приучения к горшку в долгий ящик. У их детей обычные памперсы сменяют памперсы-трусики, которые по заверению производителей, помогают в процессе приучения к горшку. Товарищи взрослые: становитесь уже умными тетями и дядями и научитесь отличать грамотный маркетинг от реальных вещей. Это то же самое, что с экранов телевизор заявить: велотренажеры научат вас быстрее ездить на велосипеде! Многие родители после использования памперсов-трусиков отмечают у детей такое поведение: малыши привыкают писать и какать стоя, у них даже в мыслях нет, что для этого надо хотя бы присесть.

И в еще одной проблеме винят памперс: дети после использования одноразовых подгузников просто-напросто играют с горшком или вокруг него, при этом свои дела в него делать и не собираются. Психологи не столь категоричны в данном случае к памперсам. Проблема в этом случае не в нем. Просто после года ребенок потихоньку отделается от мамы, он все больше настаивает на своем в самых неожиданных вопросах, а горшок зачастую становится камнем преткновения между очень настойчивым родителем и дитем. Поэтому эту чисто психологическую проблему можно решить временем (отстать от ребенка на пару дней), или заменой горшка.

Памятка для взрослых

Это большое событие в жизни ребенка, когда он начинает осознанно пользоваться горшком. Малыш должен контролировать собственные ощущения, свое тело и быть физически к этому готовым. Не стоит насмехаться над ребенком в этот сложный для него период. Это то же самое, что и учиться ходить, или есть с ложки. Это умение, которое требует тренировок, а значит, времени. Если ребенок сопротивляется и не хочет иметь ничего общего с горшком, прислушайтесь к нему. Только когда малыш САМ удостоит его вниманием, только когда САМ захочет сесть на горшок без принуждения, только тогда вы сможете малышу помочь избавиться от памперсов раз и навсегда.

В каком возрасте приучать ребёнка к горшку?

Мой первый опыт со старшей дочерью был весьма успешен. В 7 месяцев я начала приучать дочку к горшку. Горшок купили самый обычный, круглый, серый в крапинку, без наворотов. Дочь горшок полюбила, садилась на него охотно. С переменным успехом делала дела то в горшок, то куда придется. В полтора года она пошла в ясли, и там мои усилия были приняты по эстафете воспитателями, которые в своих стараниях продвинулись гораздо дальше меня. Ведь воспитатели попались старой закалки, а уж они то знают, как правильно приучать ребенка к горшку! Представьте, что когда ваше чадо позавтракало, его сразу же отправляют сидеть на горшке (памперсы нам запретили приносить почему-то). Теперь посчитайте - если ваш малыш ест быстро, то он уходить сидеть на горшке первым, сидит на нем и ждет, когда подтянется остальная часть детей (это может пройти около получаса). И вот оно торжество - все дети наконец-то уселись на горшки и сидят там дружно положенные полчаса. Таким образом, ребенок, ушедший сидеть на горшок первым, сидит на нем, по меньшей мере, час. И так после каждой трапезы (завтрак, обед, полдник, ужин).

Я не шучу! Никакого юмора. Это действительно так было в наших яслях, которые мы посещали. Иначе воспитателям просто не успеть переодеть всех обсикавшихся детей, коих собралось в группе 20-25 человек. К ужасу своему от медиков слышала истории, когда ребенок, насидевшись таким вот образом на горшке, зарабатывал себе проблемы с прямой кишкой (она попросту вываливалась).

К сожалению, эти страшные истории я узнала уже гораздо позже, когда моя старшая дочурка перешла благополучно в старшую группу, которая явилась для нее вторым домом. Но с тех пор засела мне в голову идея ненасилия в отношении приучения к горшку. Согласна заранее с теми, кто скажет, что на это повлиял лишь мой отрицательный опыт, и возможно в других, хороших ясельных группах, такого нет, потому что там созданные иные условия. Но, как правило, хорошие условия - это удел частных садов, где нет такого сумасшедшего количества полуторагодовалых детей на всего-навсего двух воспитателей, работающих посменно.

Кроме того, к моменту рождения младшей дочери, я стала мудрее и менее эмоциональна (имею в виду то, что эмоции направляю теперь в нужное русло, и меньше страдаю истерией по поводу мелочей). Поэтому мне всё равно, во сколько моя младшая дочь сядет на горшок и сделает туда свои делишки. Это не означает, что я ничего не делаю. Мы просто идем с ней тем путем, который комфортен для нас обеих.

Извините, что приведу такое дикое сравнение. Вспоминаю свою кошку, которая неожиданно для нас стала ходить в унитаз делать свои дела. Как она к этому пришла? Очень просто. Она сначала долго и пристально изучала, как это делают люди. Потом с первой же попытки начала это делать правильно САМА. Причем, даже пыталась смыть за собой. Попытка смыть не удалась по причине технической сложности аппарата, поэтому кошка стала просить сделать это взрослых, бегая вокруг них и мяукая.

В точности таким же образом стала ходить на горшок (а точнее, сразу на унитаз) дочка моих знакомых. Произошло это в ее неполных два года, до этого времени она тщательно изучала процесс вместе с мамой. А потом сразу уселась на унитаз и продемонстрировала свое «мастерство».

Именно этим путем идем сейчас мы с младшей дочерью. И у нас уже есть определенные успехи. Она достаточно долго изучала процесс, и однажды в ее голове какие-то мысли встретились и состыковались. Она скопировала действие взрослого и, присев на корточки, пописала на пол, произнося при этом слово «псс-с-с-с». В срочном порядке поставили в уборную горшок, подаренный нам на годовасие. Теперь дочь с удовольствием садится на этот горшок в виде стульчика и торжественно произносит «псс-с-с-с», правда, при этом ничего не делая в горшок. Сейчас нам год и три месяца. Думаю, что остался заключительный этап, на котором в голове у дочки состыкуются еще несколько мыслишек, и она поймет, куда именно нужно сделать свои «псс-с-с-с».

Перед каждым родителем встает в свое время вопрос о том, когда и как приучать ребенка к горшку . Однако многие родители, особенно те, кто воспитывает первенца, часто слишком рано пытаются научить малыша ходить в туалет «по-взрослому». Ниже речь пойдет о том, как наиболее просто научить ребенка пользоваться горшком, как воспринимать правильно те неудачи, которые неизбежно случаются в процессе приучения, почему малыш не всегда может научиться ходить в туалет достаточно быстро, а также о других важных аспектах, интересных молодым родителям.

Как приучить ребенка к горшку: методы и их особенности

Когда малыш подрастает, и перед мамой и папой неизбежно встает вопрос, как приучать ребенка на горшок ходить, многие взрослые делают ошибки, которые в итоге оборачиваются стрессом и для родителей, и для ребенка. В итоге взрослее тратят очень много времени и усилий даром, высаживая малыша даже ночью, а результата не получают вообще, либо в итоге отмечается нестойкий результат.

В свое время бытовало мнение о том, что приучить ребенка к горшку быстро и правильно вполне возможно, если начать заниматься этом уже на первом году жизни малыша. Даже сейчас многие бабушки и даже опытные мамы дают молодым родителям советы о том, как приучить ребенка к горшку в 1 год. Подобные рекомендации можно иногда услышать даже от отдельных педиатров.

Однако в настоящее время столь раннее приучение уже научно признано неправильным и несвоевременным, а также таким, что противоречит естественной физиологии младенца. То есть те, кто пытается приучить малыша к горшку уже в последние месяцы первого года жизни, противоречат его психологии и не учитывают особенностей физиологического созревания. В итоге получается, что весь этот процесс приучения очень продолжительный и, как правило, малопродуктивный. К тому же тем, кто пытается научить пользоваться горшком таких маленьких мальчика или девочку, приходится, по сути, давить на малыша. А это, конечно же, вызывает ряд негативных последствий, а именно:

  • развитие у малыша, иногда ведущего к развитию неврологических и психосоматических болезней;
  • проявление недержания мочи , ;
  • нервные тики , логоневрозы ;
  • развитие серьезных проблем в более позднем возрасте, в частности, энкопреза , гиперактивности мочевого пузыря .

На самом деле родители очень часто отмечают, что у ребенка появляются описанные выше проблемы. Но при этом они не сопоставляют причину и следствие, и часто не понимают природы этих проявлений.

Те, кто озадачивался решением вопроса, как приучить мальчика к горшку или как научить девочку проситься в туалет раньше, чем это определено природой, использовали методы выработки условных рефлексов. Однако в данном случае речь не шла о выработке осознанного навыка, чего в идеале и нужно достичь.

Из-за подобного обучения выстраивалась неправильная последовательность действий. То есть родители добивались того, что ребенок опорожнил мочевой пузырь, когда слышал журчание воды, или когда ему приговаривали «пись-пись».

Вследствие многократных повторений таких действий малыш привыкал, что писать нужно именно после таких звуков. Хотя на самом деле побуждать к посещению туалета должно переполнение мочевого пузыря.

К тому же навык, который годовалый малыш получил в итоге развития такого рефлекса, не является стойким. Он может утратиться, так как основан на неправильной базе. К примеру, «отучить» малыша от горшка может любой стресс – переезд, начало посещения детсада, неспокойные отношения родителей и др.

Также этот навык ребенок может утратить примерно в 2 года – в том возрасте, когда на самом деле нужно было начинать процесс приучения к горшку. Если произошло подобное «отучение» позже малышу уже намного сложнее научиться приобрести этот навык.

Поэтому вывод однозначен: не нужно спешить, как можно раньше отучить ребенка от подгузников и пытаться за 3 дня приучить его к горшку. Этот навык должен вырабатываться своевременно и постепенно.

Таким образом, родители должны четко понимать, когда приучать ребенка к горшку нужно, а когда – еще слишком рано это делать.

По мнению Американской Академии Педиатрии, малыши достигают физиологической зрелости в возрасте 18-24 мес. Следовательно, надо приучать к горшку малыша не ранее, чем после достижения им 18 месяцев.

Важно не только знать, когда начинать приучать к горшку и во сколько должен научиться проситься в туалет маленький ребенок, но и то, какой именно метод стоит применять, чтобы результат был успешным. Важно применять такой способ, который будет ориентирован на малыша. То есть обязательно нужно учесть степень зрелости нервной системы маленького человека. Именно зрелость нервной системы определяет, готов ли малыш к приобретению такого важного навыка. Если использовать именно такую модель обучения, родители не будут давить на ребенка.

В свою очередь, малыш не переживет стресс, если его физиологическая и психологическая готовность будут на должном уровне. Именно поэтому, самый правильный ответ на вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку можно, следующий: когда он будет готов к этому и физиологически, и психологически.

В процессе обучения малыш является основной фигурой, при этом он уже осознает, что делает, и чего именно хотят от него добиться взрослые.

Основными положениями физиологического метода являются следующие постулаты:

  • Физическая зрелость организма — укрепление мышц мочеиспускательного канала и сфинктеров прямой кишки, развитая иннервация мочевого пузыря и прямой кишки.
  • Психологическая зрелость – малыш уже понимает, чего от него требуют, может следовать инструкциям.
  • Эмоциональная готовность – ребенок позитивно настроен по отношению к приобретению новых навыков.

Особенности физиологии и анатомии малыша

Объяснить, почему приучение стоит начинать не ранее, чем в полтора года, поможет рассмотрение некоторых особенностей физиологии и анатомии малыша. Осознанно проситься на горшок малыш может только в то время, когда у него уже сформировались нервно-мышечные связи между его мозгом и органами малого таза. Их формирование начинается только после 18 месяцев. Это нервные волокна, формирующие сплетения вокруг прямой кишки и мочевого пузыря. Именно они подают импульс о том, что мочевик или кишечник переполнены. Этот импульс изначально передается в спинной мозг, после чего – в головной мозг. Он и является побуждением посетить туалет. Следовательно, формирование правильного навыка возможно только после четкого появления указанных связей. Поэтому, если ребенок в 1,5 года не ходит на горшок, это вполне нормальное явление.

Конечно некоторые «продвинутые» родители практически после рождения ребенка начинают ломать голову над тем, как заставить ребенка пописать в горшок. Однако большинство попыток слишком раннего приучения обречено на провал. Даже если появились определенные успехи, дети на горшке не чувствуют себя уверенно, и этот навык у них не закрепляется так, как следует.

Но если обучение стартует, когда ребенок начинает понимать, чего от него хотят, и когда его организм готов к такой «школе», успех не заставит себя ждать.

На горшок раньше срока: хорошо ли это?

О том, как малыш, которому еще и года не исполнилось, исправно ходит на горшок, рассказывают многие мамочки. Сталкиваясь с подобными историями, некоторые мамы маленьких деток и сами порываются как можно раньше научить свое чадо обходиться без подгузников.

Повторяя многократно звуки «пись-пись» или надрывное «а-а-а» и удерживая малыша на горшке, добиться того, что он сделает свое дело, конечно, можно. Но не забывайте, что при этом у него всего лишь появится условный .

Однако следует помнить о том, что малыш, обученный таким «премудростям» слишком рано, после полутора года может повести себя совсем не так, как ожидают родители. Если мочевой пузырь у ребенка не наполнен, соответствующий импульс к мозгу не поступает, а малыша тем временем упорно высаживают на горшок и побуждают сходить в туалет, условный рефлекс уже может нее срабатывать. А так как новому, правильному методу, дитя не обучено, проблема мокрых штанишек снова может проявиться во всей красе. При этом родители будут недоумевать по поводу того, почему вдруг что-то пошло не так. И в данном случае повторное приучение к горшку за 1 день невозможно – родителям снова придется постепенно «работать» с ребенком, чтобы в итоге у него развился стойкий навык.

В таблице предоставлено сравнение особенностей слишком раннего и своевременного обучения

Как понять, когда можно начинать обучение?

Все малыши развиваются по-разному, поэтому нельзя полагать, будто в полтора года перейти от подгузников к горшку способен каждый ребенок. При этом родители должны четко помнить и тот факт, что формирование устойчивого навыка происходит к 22-36 месяцам. Следовательно, все промахи малыша нужно воспринимать спокойно.

Важно учесть и те признаки, которые свидетельствуют, что малыша уже можно начинать учить правильно ходить в туалет.

  • Дефекация происходит примерно в то же самое время суток каждый день.
  • Мочеиспускание отмечается не чаще, чем раз в два часа, о чем можно судить по сухим подгузникам.
  • Малыш уже знает разные части тела и способен их показать. Также он различает предметы одежды.
  • Он понимает, что значит «писать» и «какать».
  • Стремится подражать взрослым людям.
  • Когда подгузник грязный, малыш испытывает дискомфорт и демонстрирует это.
  • Делает попытки одеваться самостоятельно.
  • Интересуется туалетом, горшком.
  • Малышу уже исполнилось 1,5 лет.

Если все вышеперечисленные особенности уже наблюдаются, это свидетельствует, что процесс приучения к горшку будет проходить быстро и просто и для мамы с папой, и для ребенка.

Следует настроиться на то, что на горшок малыш может усесться не сразу. Если все попытки усадить его заканчиваются капризами и плачем, это может говорить о том, что ребенок просто не хочет сейчас в туалет. Важно не ругать его, а просто на некоторое время прекратить попытки и попробовать все повторить позже – через несколько недель. Примерно к двум годам маленький человек научится проситься в туалет и делать все правильно.

Не нужно заставлять сидеть на горшке малыша, если он по какой-либо причине боится это делать. Родители должны чутко отнестись к таким страхам и найти их причину. Часто это связано с пережитым стрессом или с тем, что горшок кажется ребенку неудобным.

Как провести процесс обучения?

Делать это нужно постепенно, не торопя малыша.

«Познакомить» с горшком

Сначала нужно показать ему, что на горшке можно просто сидеть. Поэтому сначала достаточно усадить его на горшок, при этом, не требуя сразу же использовать этот предмет по назначению. Правда, родителям здесь нужно быть предельно внимательными, ведь позволять малышу играть с горшком тоже нельзя, иначе, он станет воспринимать его как очередную игрушку.

Высаживать, когда малыш предположительно хочет в туалет

Если сидеть на горшочке ребенок не прочь, стоит пробовать высаживать его в то время, когда, вероятнее всего, ему хочется «по-маленькому». Лучше делать это после еды, после сна.

Следить за поведением

Если за маленьким человеком понаблюдать очень внимательно, можно заметить, что перед мочеиспусканием или дефекацией он затихает, как бы задумывается. Некоторые дети вздрагивают, другие пробуют самостоятельно снять трусики или штанишки. Именно такие сигналы могут говорить о том, что пора садиться на горшок.

Закрепить навык с помощью повторений

После того как малыш ошибся, нужно спокойно спросить его, куда нужно какать и писать. Если на горшок он после этого не показывает, тогда нужно подвести к нему ребенка и снова повторить «Вот горшок. Сюда нужно писать».

Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Нельзя ругать детей за промахи и расстраиваться по этому поводу – со временем все обязательно получится. Неудачи на протяжении определенного времени бывают у всех. Иногда удается приучить малыша ходить в туалет за неделю-две, иногда на это уходит больше времени. Но если все получилось правильно нужно обязательно похвалить малыша и рассказать ему, какой он молодец и как хорошо все сделал.

Превратить поход на горшок в ритуал

Необходимо последовательное и привычное совершение всех действий. Чтобы малыш постепенно привык к этому. Взрослый человек должен постепенно производить их, при этом, рассказывая малышу, что он делает: «Снимаем трусики, садимся на горшок, надеваем трусики» и т. д. Так малышу будет проще привыкнуть к существующему порядку действий.

Правила, о которых нужно помнить в процессе приучения

  • Важна готовность и малыша, и родителей. Мама и папа должны осознавать, что ребенку в этот период придется уделять намного больше внимания. Также следует настроиться на промахи и на то, что придется больше времени посвящать уборке за малышом.
  • Начав процесс, нужно постоянно посвящать ему время. То есть не может быть так, что по выходным родители учат пользоваться горшком свое чадо, а в другие дни он ходит в подгузнике. Так можно только запутать малыша и существенно усложнить процесс.
  • Если днем ребенок пока не научился проситься в туалет, ночью приучение проводить еще не время.
  • К ночному горшку маленький человек должен привыкнуть. Этот предмет должен стоять на видном месте – так, чтобы его было легко найти, как только возникнет такая необходимость.
  • Когда все получилось, хвалить ребенка нужно обязательно, делая этот так, чтобы тот осознал, что сделал все хорошо. Если произошла ошибка, никаких «Ай-я-яй» из уст родителей звучать не должно – промахи следует воспринимать спокойно.
  • Важно приучение не только к горшку, но и непосредственно к ритуалу. Поэтому нужно научить выполнять все действия последовательно, показав, как снимают трусики, выносят горшок, моют руки и т. п.
  • Со временем нужно высаживать на горшок малыша перед сном, прогулкой – то есть, когда нужно сходить в туалет, чтобы избежать неприятностей.
  • На первых порах днем нужно отказаться от подгузников, но на ночное время или на период прогулки их лучше использовать, пока малыш еще не совсем освоил этот навык. Со временем от подгузников нужно отказаться полностью.
  • Нельзя разрешать баловаться с горшком, чтобы в итоге он не был воспринят, как игрушка.

Как выбрать горшок

  • Прежде всего, важно выбрать удобный горшок. Вполне возможно, что придется изначально сменить их несколько, чтобы малыш получил тот, на котором ему будет максимально удобно.
  • Его форма должна быть анатомической. Девочкам лучше выбирать круглые, мальчикам – овальные горшки, у которых есть выступ спереди.
  • Важна устойчивость, чтобы детский туалет не ездил и не ерзал по полу.
  • Предпочтительно покупать горшок со спинкой.
  • Что касается наличия крышки, то здесь особых рекомендаций нет – выбирать нужно то, что нравиться.
  • Идеальный вариант – обычный, максимально простой горшок, без музыкального сопровождения и декора в виде глаз, ушей и т. п. Такие вещи не только отвлекают малыша, но и воспринимаются им, как игрушка. Поэтому в итоге можно только сбить его с толку, позже очень много времени потратив на приучение.
  • Взрослые должны понимать, что этому навыку обучаются все дети. Поэтому относиться к процессу стоит спокойно, не превращая его во что-то сверхважное. Когда и психически, и физиологически малыш будет готов к этому, все обязательно получится.
  • Нужно не забывать и о том, что окончательно освоить этот навык, дети могут в возрасте 2-3 года. Поэтому если к трем годам еще время от времени случаются ошибки, ничего страшного в этом нет. В данном случае нельзя заострять на этом внимание, ругаться.
  • Важно всегда помнить самое важное правило: всему свое время. Чем раньше начать приучение, тем больше сил и нервов придется потратить зря.

Все молодые мамы ждут не дождутся, когда можно будет убрать далеко на полку надоевшие памперсы и с радостью заявить подругам, что вы «оседлали», наконец, долгожданный горшок. Но действительность такова, что порой требуется больше времени, чтобы начать делать все по-взрослому. Как приучить ребенка к горшку, чтобы этот процесс был приятным и необременительным? Когда начинать учить и какие способы в освоении нового большого дела наиболее эффективны?

Для мамы приучение ребенка к горшку - настоящее облегчение, поскольку это огромный шаг к самостоятельности малыша

Когда делать первые попытки?

Считается, что возраст 8 и 9 месяцев – идеальное время для привыкания к горшку. На деле здесь речь идет скорее о знакомстве с новым предметом, а удачные попытки происходят на уровне рефлексов. В возрасте от 6 месяцев до 1 года малыш активно изучает свое тело и его возможности. Понимание, зачем нужны половые органы, приходит быстрее, если ребенок находится без памперса - начинать освоение взрослого дела станет проще, если на это время полностью отказаться от подгузников.

Данный возраст хорошо походит для первого знакомства с горшком. Предложите малышу посидеть на горшке, но не заставляйте, если ребенок отказывается. Негативные эмоции спровоцируют дальнейший отказ от полезного предмета на долгое время. Крепкая дружба с горшком в возрасте до года возможна лишь при терпеливом отношении мамы. Говорить об осознанности или самостоятельном пользовании туалетом в этом возрасте не приходится. Малыш научится ходить на горшочек сам не раньше полутора лет.

Если ребенок не против, высаживать его следует после сна, еды и перед сном, учитывая лишь рефлексивный характер действий. Научить грудничка до 12 месяцев какать в нужное место – задача непростая, мама должна запастись терпением.

Оптимальное время для обучения навыку хождения на горшок

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Более успешные попытки ждут тех мам, которые будут начинать приучать своих деток ходить на горшок в возрасте 18-24 месяцев. Такой временной разброс связан с особенностями развития каждого ребенка в психологическом и в физическом плане, поэтому нельзя сказать однозначно, сколько времени потребуется вашему ребенку для освоения горшка. Каждая мама сама в состоянии определить готовность ребенка к формированию полезного навыка. Мы подробно расскажем, как приучить ребенка к горшку в 2 года (рекомендуем прочитать: ).

Время для обучения пришло, если для ребенка характерны:

  • устойчивая ходьба, способность нагнуться и сесть на корточки;
  • возможность взять мелкие предметы с пола;
  • хорошее понимание речи, просьб и объяснений;
  • способность словесно выразить свои потребности;
  • неприятные ощущения от мокрой одежды и желание сменить сырые трусики;
  • способность оставаться сухим от двух часов в период бодрствования и после тихого часа;
  • посещение туалета в одно и то же время.

Для ребенка 2 лет становится все более очевидной связь между переполненным кишечником или мочевым пузырем и желанием сходить в туалет. Часто у детей заметны внешние признаки того, что они хотят какать или писать (рекомендуем прочитать: ). Задача мамы – ненавязчиво предлагать ребенку сделать свои дела на уютный горшочек, причем делать это спокойно и обстоятельно.

Засиживаться больше 5 минут на горшке не стоит, лучше сделать новую попытку чуть позже. Процесс приучения к горшку пойдет быстрее, если ввести правило высаживать ребенка после сна, приема пищи, активных игр, перед гулянием и после прогулки. Самое главное - доказать ребенку, что ходить на горшок удобнее, ведь сухие и чистые трусики намного приятнее грязных и мокрых.


Умение ходить, а также нагибаться за предметами и присаживаться на корточки - очень важны для приучения к горшку. Вот откуда возникают возрастные рекомендации - ведь «ползунку» умение дастся сложнее

Ускоряем процесс обучения

Еще раз подчеркнем, что привыкание к горшку у детей, носящих подгузники, будет значительно сложнее. Связь между желанием сходить в туалет и полным мочевым пузырем для них не очевидна. Со временем терпеливая мама решит и эту проблему, но все же подгузники придется убрать.

Предлагаем практические советы, которые ускорят процесс привыкания к горшку и гарантируют отличный результат:

  1. Подгузники кладем далеко на полку – так у ребенка не возникнет дополнительных трудностей с его сниманием при желании быстро сесть на горшок. Гарантировать отсутствие луж никто не берется, но это важный шаг к верной цели.
  2. Наблюдение за ребенком в течение дня позволит заметить первые признаки его желания сходить в туалет. Это может быть кряхтение или другие внешние проявления. Когда это произойдет, надо напомнить ему сделать все в горшочек. При удачных попытках не забудьте от души похвалить малыша, а при неудачах не стоит его ругать.
  3. Ребенок должен знать, что его чистенький горшок всегда стоит в доступном месте.
  4. Если все же малыш описался, объясните, что горшок помог бы избежать такой неприятности. Выразите сожаление о том, что ему сыро и неудобно, но ни в коем случае не ругайте.
  5. Возьмите за правило высаживать ребенка на горшочек после сна, еды, прогулки и перед сном. Если вы с ребенком находитесь в непривычной обстановке, не стоит рассчитывать, что малыш сможет сходить в туалет. Возможно, у него просто не получится расслабиться.

Терпенье и труд – все перетрут

Терпеливые и внимательные мамы деток 3 лет заметят положительные сдвиги в освоении новых навыков уже через одну-две недели, в то время как годовалый малыш осилит этот процесс за один или даже два месяца. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален и не требуйте его соответствия стандартам. Возможно, ваше чадо освоит горшок за несколько дней, а может быть, ему потребуется для этого навыка целый месяц.

Чрезмерно настойчивые попытки усадить малыша на горшок могут спровоцировать у него полное неприятие к данному предмету. В таком случае рекомендуется отказаться от высаживания на некоторое время, а затем вновь начать привыкание.

Пока вы будете выжидать подходящего момента, рассказывайте ребенку о пользе и необходимости существования горшка. Покупка нового яркого горшочка, возможно, вызовет интерес малыша и поможет начать все сначала.

Довольный малыш – методика освоения горшка за 7 дней

Новая методика Джины Форд, испробованная на практике многими мамочкам, гарантирует отличный результат всего за неделю. Для успешности методики малышу должно быть больше полутора лет, и он хорошо слушается маму, способен выполнять несложные действия.

1 день – смелым движением руки откладываем подгузник в сторону , он вам больше не нужен, о чем и следует сообщить малышу. Подросшего ребенка сажают утром на горшок какать не меньше чем на 10 минут, стараясь его чем-то увлечь. Рассказывайте в это время о пользе и необходимости такого навыка. При неудачной попытке повторите высаживание через 15 минут, а это время займитесь совместным изучением взрослого туалета, объясняя для чего он нужен. При намоченных трусиках не падайте духом – немного терпения и у вас все получится.

2 день – внимательно следите за малышом и при малейших признаках желания сходить в туалет, предлагайте горшок – этот день посвящен закреплению вчерашних успехов. Старайтесь не допускать появления луж даже при увлеченной игре малыша.

3 день – отказываемся от подгузников даже во время прогулки , так вы не собьете малыша с толку. Перед прогулкой желательно удачно сходить в туалет, и с собой на улицу рекомендуется взять горшок, чтобы воспользоваться им при необходимости. Не волнуйтесь, горшок на улице – явление временное.

4-7 день – высаживайте регулярно ребенка на горшок , ведь наверняка вы уже заметили периодичность его позывов к мочеиспусканию. Возможно, сам малыш не будет вспоминать о горшке два часа, тогда ваша задача напомнить ему об этом. В случаях, когда кроха сам просится на горшочек, хвалите его и искренне радуйтесь, ведь ваша положительная реакция – прекрасный стимул для ребенка.

По системе Джины Форд «Довольный малыш» можно освоить горшок за неделю, но даже при неудачах и промашках не ругайте своего карапуза, а постарайтесь чаще напоминать об удобстве использования горшка. Это обязательно сработает.

Различные методики освоения горшка

Есть и другие, традиционные и необычные методики, рассказывающие, как научить ребенка проситься на горшок, но все они похожи на приведенную выше, поэтому мы не будем их рассматривать отдельно. Самое главное в методике – отложить все дела и полностью сконцентрироваться на тренировке нового навыка.

  1. Для того, чтобы научить ребенка полезному процессу, подберите ему удобную и просторную одежду, которую можно легко снять при необходимости.
  2. Когда малыш сядет по ошибке на горшок в трусиках, не стоит его ругать, просто он еще не вполне запомнил порядок действий (см. также: ).

Выбираем горшок для малыша

Рынок детских горшков богат и разнообразен, вы сможете выбрать самый подходящий и удобный вариант. Для удачной покупки следуйте следующим рекомендациям:

  • Выбирайте пластиковый горшок – среди них много ярких, удобных и теплых вариантов. Холодная поверхность горшочка доставит малышу дискомфорт и помешает успешному освоению нового дела.
  • Изделие должно быть устойчивым, чтобы ребенку было удобно садиться, а ненадежная конструкция может спровоцировать падение, чем вызовет отрицательное отношение ко всему процессу в целом.
  • При выборе музыкальных вариантов горшков, учитывайте, что скорее они интересуют ребенка только как новая игрушка.
  • Ребенку должно быть удобно на горшке. Наличие спинки сыграет немаловажную роль при освоении предмета гигиены. Заботливый выбор мамы будет оценен малышом по достоинству, и он постарается радовать ее удачными попытками.

При покупке отметьте, что форма горшков для мальчиков и девочек отличается. Девичья форма – круглая, мальчишеская – овальная.


Горшки для мальчиков и девочек отличаются по форме, поэтому универсального варианта нет
  • Приучать ребенка осваивать горшок рекомендуется летом: минимум одежды и возможность походить голышом.
  • Готовность ребенка должна совпадать с готовностью родителей.
  • Нелишним будет наличие хорошего самочувствия и отличного настроения у каждого члена семьи.
  • При удачных попытках – дружное восторженное одобрение, при неудачах – не показывать огорчение и недовольство.
  • Обращайте внимание малыша не только на сам процесс мочеиспускания, но и на необходимость последовательного совершения некоторых действий: снять трусики, сходить на горшок, вылить полный горшочек в туалет и вернуть его на прежнее место.
  • Взять за правило высаживать малыша на горшок после сна, приема пищи, перед сном и после прогулки.
  • В начале обучения возможно использование памперсов на прогулке и во время ночного сна, а при наличии утром сухого подгузника, обратить на это его внимание и от души похвалить.

Комаровский особое внимание уделяет тому, что правильнее будет приучить ребенка ходить на горшок в более осознанном возрасте. Оптимальным он находит возраст полтора или два года, а самое лучшее время - лето. В видеопрограмме по данной теме вы найдете ответы на многие волнующие вопросы.

Теперь вы знаете, как приучить ребенка к горшку, а также познакомились с наиболее действенными принципами по одолению этой науки. Вы сможете освоить эти методы на практике и научить ходить малыша на горшочек за неделю.

Вопрос о раннем контроле собственного мочеиспускания и позывов в туалет стал неактуален, что отодвинуло сроки приучения карапуза к горшку на рубеж 2,5-3 лет. Однако многих мам беспокоит вопрос, с какого возраста всё-таки стоит приучать, и как приучить ребёнка к горшку правильно, без психологических травм и неприятных эмоций?

Поскольку существует слишком много факторов, которые влияют на процесс «обучения», то нет единых правил для всех. Нельзя точно обозначить возраст, когда приучение ребёнка к горшку становится возможным. Есть общие рекомендации, принятые современными врачами, которые не совпадают с советами педиатров двадцатилетней давности. Поскольку меняются даже воззрения медицины, стоит критично относиться к любым советам и внимательно оценивать возможности и желания своего ребёнка.

А для того чтобы создать собственное более менее объективное мнение, давайте ознакомимся с разными точками зрения и различными традициями приучения детей к горшку.

Нетрадиционный подход к «горшочному делу»

Рекомендации медиков говорят о том, что ребёнок может сознательно контролировать собственные позывы в туалет не раньше 2,5-3 лет. Однако существует множество примеров, когда ребёнка приучали не писать в одежду даже в младенческом возрасте.

К примеру, среди африканских племён принято приучение ребёнка к горшку в течение первых дней жизни. Мама носит ребёнка постоянно в слинге на спине (на боку), внимательно наблюдает за ним, видит, когда взять малыша из пелёнок и подержать пописать. Женщина, у которой недельный ребёнок мочится в пелёнки, считается невнимательной матерью. Африканская норма – приучить ребёнка к горшку за 3 дня.

Совсем по-другому обстоят дела в цивилизованных странах. Здесь «сухость» малыша поддерживается памперсами, а процесс приучения к горшку считается нормой после 1-2 лет. Однако даже среди европейцев встречаются родители, которые начали процесс приучения к горшку значительно раньше, чем рекомендует официальная медицина.

В теории естественного воспитания считается, что быстро приучить ребёнка к горшку можно в течение первого месяца. Ребёнок в этот период всегда подаёт определённые сигналы о желании опорожниться. Это происходит неосознанно, но внимательная мать может выделить эти признаки среди других поведенческих особенностей. Возможно кряхтение, задерживание взгляда, беспокойное сопение и даже призывный крик, которые будут сообщать о том, что малышу нужна помощь – он хочет сходить в туалет.

Внимательное наблюдение за ребёнком сказывается также на формировании тесной связи между ним и матерью. Это ещё один плюс естественного подхода.

Однако для многих женщин такой процесс оказывается слишком сложным. Всё время наблюдать за своим малышом могут немногие. Поэтому рефлекторный навык не формируется, к 2-м месяцам малыш перестаёт подавать какие-либо сигналы и спокойно писает в пелёнки или подгузники. В таком случае стоит обратиться к рекомендациям современных медиков.

Советы медиков начала 21 века в Европе и Америке сводятся к тому, что приучать ребёнка к горшку раньше 2-лет не стоит. Если ребёнок в 2 года не ходит на горшок – это вообще не проблема. При этом возможны небольшие вариации. К примеру, лучший возраст, чтобы научить ребёнка ходить на горшок, в Европе принят как два года, а в Америке – ближе к двум с половиной.

В любом случае процесс знакомства с туалетом происходит тогда, когда малыш умеет ходить, садиться, выполнять поручения, понимает речь. Поэтому в этот период часто обходятся уже без горшков, используют специальные накладки на туалет и подставные скамеечки для ног рядом с унитазом.

По каким признаками определяют, что малыша уже можно приучать к сознательному посещению туалета:

  • когда памперс в течение 1,5-2 часов остаётся сухим;
  • когда малыш часто просыпается утром или после дневного сна с сухим подгузником;
  • когда у ребёнка установился некоторый режим «походов» в туалет (к примеру, он обязательно писает после сна, или какает через 2 часа после еды);
  • когда ребёнок «подаёт знак» родителям (часто это происходит неосознанно) – перед тем, как помочиться или покакать, он останавливается, задумывается, перестаёт играть. Это говорит о том, что ребёнок ощущает происходящий внутри него процесс, и уже способен сознательно контролировать его;
  • если малыш часто демонстрирует свои негативные эмоции после намокания штанишек (однако для этого необходимо, чтобы многоразовые подгузники были сменены на простые х/б прокладки или штанишки без подгузников).

Кроме того, существуют дополнительные рекомендации. Чтобы начать приучение к горшку, ребёнок должен уметь выполнять простые поручения, снимать и надевать штанишки, произносить и понимать слова. В частности, необходимо понимать названия одежды, значения слов «писать», «какать», «лужа». Это – методика приучения современных медиков, ею пользуется большинство родителей.

Все психологи сходятся на том, что нельзя приучать ребёнка к горшку с негативными эмоциями и действиями. Знакомство с новым, наработка новых умений, навыков, знаний, должны происходить на фоне положительных оценок.

При этом надо понимать, что рано или поздно здоровый ребёнок будет писать на горшок или в унитаз (если у него нет психических отклонений, он будет просто повторять за родителями и ровесниками в садике).

А все наши старания по приучению к горшку направлены на следующие цели:

  1. уменьшить количество стирки;
  2. сократить расходы на дорогие памперсы;
  3. выглядеть «не хуже других».

Важно знать: для опорожнения мочевого пузыря и дефекации необходимо расслабление. Если ребёнок находится в состоянии стресса, он зажат, напуган недовольством родителей, то заставить его пописать на горшок будет сложно. Не пользуйтесь агрессивными методами для приучения малыша к горшку.

Личный пример папы или мамы

Личные пример – самый главный мотив обучения. Если ребёнок видит, как писает на горшок (унитаз) старший брат (или сестра), он точно захочет повторить их действия. Поэтому значительно легче приучать к горшку младшего, чем единственного ребёнка в семье. Но как же быть со старшим?

Подать пример может папа или мама. Хотя в славянских традициях это не принято – мочиться перед детьми, напоказ. Но это помогает объяснить маленькому ребёнку без слов, для чего нужен горшок и туалетная комната.

Для аналогии вспомните, как вы учили малыша строить пирамиду из кубиков. Вы много раз складывали её сами, играя с ребёнком и незаметно побуждая его к повторению действий. Пока он сам не захотел повторить то же и попытаться поставить кубики один на другой.

Положительные эмоции и похвала

За любые достижения ребёнка нужно хвалить. Похвала родителей, слова и эмоции одобрения понятны в любом возрасте. Это тот главный бонус, который формирует в ребёнке наклонности и характер. То, что оценивается положительно – развивается. Поэтому если «поход» в туалет удался, малыша надо похвалить, погладить по головке, похлопать в ладоши, выразить своё восхищение его «геройским» поступком. Если произошла неудача, малыш написал в штаны, ничего страшного, получится в следующий раз.

Игра – самое лучшее обучение

Этот девиз поможет вам в дальнейшем. Лучший способ научить малыша делать что-то – придумать игру. В случае с горшком, можно использовать ролевую игру, где к зайчонку, ежику, тигрёнку приходит игрушечный горшок. Дальше – разыграйте по ролям разные ситуации – тигрёнок с радостью согласился пописать на унитаз, или тигрёнок отказался и горшок расстроился, или к тигрёнку пришёл старший брат и показал ему пример, или другой сюжет, который вы придумаете сами.

Важно знать: придуманная ролевая игра должна быть ненавязчивой, приносить удовольствие ребёнку.

Наши педиатры говорят о том, что раннее приучение к горшку формирует неправильную последовательность импульсов. Ребёнок привыкает, что при звуке (пс-с-с или а-а-а) надо опорожниться, независимо от того, есть ли что-то внутри мочевого пузыря или кишечника. Поэтому в возрасте около двух лет, когда проявляются признаки самостоятельности, дети начинают протестовать против горшка, показывая родителям, что писать им сейчас нечем. Однако протест формируется не всегда и не у всех.

По рекомендациям медиков необходимо приступать к приучению после 2-х лет. Показывать малышу горшок, говорить о том, что на него надо писать, усаживать в определённое время – словом, делать то же, что рекомендуют другие методики.

Иногда в процессе приучения возникают проблемы. К примеру, если малыш до того находился постоянно в памперсах, то поначалу бывает сложно оставить его без подгузника. Он протестует, он часто бывает не согласен расстаться с привычной одеждой.

Хотите кое-что интересное?

Как ребенка приучить к горшку после памперсов?

  • Дать малышу возможность почувствовать, что подгузник ему мешает. Для этого не снимать памперс до тех пор, пока влагопоглощающий слой не наполнится и не станет слишком тяжёлым.
  • Снимать подгузник с малыша периодически уже после года (летом, когда тепло, или во время отопительного сезона дома). Нельзя держать детей старше года в подгузниках с утра до вечера.

Какие особенности необходимо учесть, приучая малыша к ночной вазе?

  • Нет памперсам. Это условие – обязательно, без отказа от подгузников ребёнок не станет различать мокрые после писания штанишки и сухую одежду.
  • Малышей держат над тазиком или ванной, не высаживая. Детей старше 1 года высаживают непосредственно на горшок. Садить рекомендуют как девочек, так и мальчиков. Это связано с сопутствующей дефекацией. Мальчик может не только пописать, но и покакать.
  • Существует время обязательного высаживания. Дети почти всегда писают после сна и часто хотят в туалет через непродолжительное время после еды (от 30 мин. до 1,5 часов). В это время их необходимо посадить на горшок.

Во сколько приучать ребенка к горшку

Научить ребенка ходить на горшок можно даже в полгода. Стойкого эффекта вы, возможно, и не добьётесь, но количество мокрых штанишек и использованных памперсов будет заметно меньше. Да и малыш получит возможность связать процесс их намокания с опорожнением собственного кишечника или мочевого пузыря.

Обязательно стоит приучать малыша к горшку после двух лет. Но если вы видите негатив по отношению к процессу приучения, забудьте про горшок на пару месяцев. И после – вернитесь к вопросу снова.

Стоит позаботиться о приучении к горшку до детского садика. Поскольку в самой группе воспитателям будет некогда заниматься туалетом вашего малыша.

Важно знать: чтобы приучить маленького ребёнка к горшку, понадобится время, внимание. Если у вас его нет – ваши усилия в данный момент обречены на провал.

Вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку, не имеет точного ответа. Он определяется желанием и возможностями родителей. Можно приучать писать в ночную вазу уже в полгода, или познакомить ребёнка с горшком после двух лет.

Методика раннего приучения к горшку

Выработка рефлекса в первые месяцы жизни основывается на внимательном наблюдении за малышом. Когда мать видит признаки беспокойства, дискомфорта, она берёт ребёнка на руки в определённой позе («орла» — поджимает ему ножки и поворачивает спиной к себе).

Для того, чтобы малыш опорожнил мочевой пузырь или кишечник, он должен расслабиться.

Для этого используют два приёма:

  • Рекомендуется легко похлопать (или погладить) малыша по промежности половым органам.
  • Рекомендуется дать малышу пососать грудь.

Способ приучения к горшку после 1 года

Этим способом пользовались в большинстве советских детских садов. Детей высаживали на горшок через определённые промежутки времени. При этом обязательно — после еды и после сна.

Методика проста и работает безотказно. При этом большинство детей привыкают писать на горшок ещё до 2-х лет.

Виды горшков и их особенности

Старые металлические горшки давно канули в прошлое. Им на смену пришли удобные пластиковые «чаши», которые не «холодят» кожу ребёнка и изготавливаются в удобной для сидения малыша форме. Кроме того, существуют горшки для пользования в гостях или в дороге.

Дорожный горшок для детей может быть пластиковым разборным или резиновым надувным. Пластиковые разборные конструкции раскладываются в привычную чашу со стульчиком и собираются в чемоданчик. Чашу часто делают из плотной полиэтиленовой плёнки. Круг, спинку и ножки сидения – из пластика.

Надувной горшок для детей – изготавливается из плотной медицинской резины. Он получается мягким, пружинящим, сходить в туалет на такой горшок не всегда удобно, особенно тем детям, которые долго привыкают к новому.

Поэтому за неделю перед поездкой предложите малышу новое приспособление, покажите ему надувной горшок, продемонстрируйте его надувание и сдувание. Возможно, малыш сначала попрыгает на пружинящем сиденье, и только после согласится, что в него можно писать.

Горшок – важное изобретение человечества. Приучить ребёнка к горшку можно в любом возрасте. При этом придётся потратить некоторые усилия, и после — получить вознаграждение в виде сокращения стирки и уменьшения расходов на памперсы. Однако если у вас не получается приучить малыша к горшку рано, не расстраивайтесь и не давите на ребёнка. Всему своё время.

Родители, серьезно обеспокоенные проблемой приучения малыша к горшку, всегда очень удивляют и забавляют педиатров. Ведь по большому счету итог всем и всегда известен: не бывает здоровых детей в возрасте после 4-5 лет, которые не умеют самостоятельно справлять нужду в горшок. И тем не менее почти каждая мама, ребенок которой миновал возраст 9-10 месяцев, активно поднимает этот вопрос: как отучить малыша от и приучить его к горшку?

Когда приучать малыша к горшку

Современные ученые доказали, что мозг ребенка созревает до такого уровня, при котором он способен устойчиво контролировать процессы мочеиспускания и дефекации, лишь к 22-30 месяцам. Поэтому стремиться приучить малыша к горшку раньше этого возраста вообще не имеет никакого смысла. Таким образом на первые два года у вас есть два варианта: пользоваться подгузниками или постоянно стирать детские штанишки.

Эпизодически попадать в горшок может и новорожденный малыш, если вы его точно и вовремя прицелили. Но это еще не повод хвастаться перед подружками и медиками, что ваш гениальный карапуз уже научился пользоваться горшком. Нет никакого резона добиваться от ребенка регулярных и сознательных «походов» на горшок прежде, чем ему исполнится 2-2,5 года и он будет в состоянии сознательно контролировать процесс справления нужды.

Таким образом вопрос «Когда начинать приучать малыша к горшку» сводится к вопросу о вашем родительском здравомыслии: вы можете начать высаживать ребенка на горшок в 2 месяца и старательно приучать его справлять туда нужду «на регулярной основе» ближайшие пару лет.

При этом вы почти гарантированно столкнетесь с ситуациями, при которых ваш карапуз будет то впадать в истерику при виде горшка, то наоборот - играть с ним, как со стульчиком, или же упрямо сидеть на нем часами без результата, а потом мгновенно «делать» в штаны, едва только вы его с этого горшка снимите...

Все эти ситуации, которые так сильно всегда тревожат родителей, возникают лишь потому, что малыш еще не готов осознанно воспринять назначение горшка, а также контролировать сами процессы писания и какания.

С другой стороны, вы можете начать приучать в 20 месяцев, когда ребенок уже отчетливо понимает, что от него требуется, и за пару месяцев, без нервов и истерик, полностью «подружить» между собой ребенка и горшок. Итак, сколько времени тратить на приучение к горшку - это ваше личное дело и ваш собственный выбор. Но не ждите от малыша реальных успехов, если ему еще не исполнилось 1,5-2 лет.

Самое удобное время, когда можно начинать приучать ребенка к горшку, это - лето после того, как малышу исполнилось 18-20 месяцев.

Признаки, когда уже пора

Опрометчиво ориентироваться только на возраст, понимая тот факт, что все детки развиваются индивидуально. Существует несколько признаков, которые подскажут любой маме, что ее малыш уже готов обучаться «горшочной» науке:

  • Кишечник ребенка опорожняется более-менее регулярно и «по часам».
  • Ребенок способен в течение 2 - 2,5 часов ни разу не написать в подгузник.
  • Малыш уже знает части тела и элементы одежды. Не обязательно он должен уметь их называть, но показывать по вашей просьбе - должен уверенно.
  • Ребенок «рвется» самостоятельно одеваться и раздеваться.
  • Ребенок понимает значение слов «писать», «какать».
  • В случае «оказии» - если ребенок «напрудил» или даже «наделал» в штаны - он выражает негативные эмоции от своего пребывания в мокром или грязном виде. Иными словами - малыш должен осознавать дискомфорт.
  • Самое главное - малыш должен уметь демонстрировать свое желание сходить по нужде. Пока он не умеет этого делать, любые попытки приучить его к горшку будут тщетными.

Как приучить ребенка к горшку: без проблем!

По большому счету, это тема чрезвычайно усложнена и «раздута» самими родителями. В прежние годы, возможно, и была такая надобность - как можно быстрее приучить малыша справлять нужду в горшок, пока он не испортил всю одежду и не запачкал всю квартиру. Но в наши дни, благодаря существованию подгузников и стиральных машин, этой проблемы не существует вовсе.

Тот факт, что ношение подгузников ни коим образом не влияет на то, как быстро ребенок приучается в будущем пользоваться горшком, давно уже доказан и очевиден. Поэтому подавляющее число педиатров единодушно во мнении, что родителям не стоит морочить себе голову, стремясь подружить ребенка с горшком раньше времени. Не мучайте себя, не мучайте дитё - одевайте подгузники и проводите время с радостью.

Когда ваш ребенок созреет по возрасту до «туалетной науки» (не раньше возраста 18 месяцев), вы можете начать сажать его время от времени на горшок - особенно с утра или после прогулок. И пока он сидит, спокойно и весело объясняйте ему, что вообще должно произойти, зачем его усадили и чего от него ждут.

Коли получится - обязательно похвалите, не получится спустя 5-7 минут, оденьте в подгузник, поцелуйте и отпустите играть.

Ни в коем случае вы не должны выказывать недовольства, раздражения, злости или гнева по отношению к малышу, который не хочет, или не может пока еще сходить на горшок. Иначе ваша семейная «туалетная эпопея» рискует сильно затянуться...

По образу и подобию

Представьте себе, что перед вами стоит задача научить ребенка собирать пирамидку из колечек. Что вы интуитивно сделаете? Скорее всего - первые раз 10-15 вы сами соберете пирамидку на глазах у своего карапуза, терпеливо проговаривая для него, пока он наблюдает за вами: «Это синее колечко, его кладем первым - потому что оно самое большое... затем желтое колечко..., а на самый верх - самое маленькое колечко...». Когда чему-то учишь ребенка (да и человека вообще), нет способа лучше - чем наглядный личный пример.

Но в случае с приучением к горшку наглядные примеры с вашей стороны, мягко говоря, не слишком-то уместны. Ведь в современном обществе справедливо не принято, чтобы родители справляли нужду на глазах у детей. В этой ситуации вас выручат - другие дети! Когда ребенок видит, как его чуть старшие брат или сестра пользуется горшком, или в яслях наблюдает, как все детки дружно совершают этот «ритуал» - он перенимает этот навык совершенно естественным образом и практически мгновенно.

Он просто повторяет то, что делают другие ребятишки - для ребенка это самый простой и понятный способ коммуникации с окружающим миром. Именно поэтому, например, в многодетных семьях никогда не стоит вопрос, как научить младшего ребенка пользоваться горшком - он учится сам, глядя на остальных.

Доктор Е.О. Комаровский: «Даже если ребенка вообще никак специально не приучать ходить на горшок, он практически самостоятельно адаптируется к нему в возрасте максимум 4-5 лет. Достаточно, чтобы этот горшок просто был у вас в доме. И чтобы малыш хотя бы пару недель посещал детский сад, где его сверстники будут для него постоянным наглядным примером.»

В том, когда именно малыш адаптируется к горшку, нет ровным счетом никакой проблемы. Он научится обязательно - это факт. И чем морочить себе голову нелепыми вопросами - Как приучить к горшку? Когда начать приучать? Что делать, если он «ненавидит» свой горшок? - просто «отложите» эту проблему в сторону и займитесь с малышом более приятными и полезными занятиями: , отправляйтесь на прогулку и т.п. Все придет в свое время, и умение пользоваться горшком - в том числе.



Рассказать друзьям