Муж ольги свибловой. Ольга Свиблова: биография, личная жизнь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Про корни


Меня вырастила бабушка с маминой стороны. Она дала мне то количество любви, которое нужно человеку, чтобы он вырос нормальным,— нас, как цветы, надо поливать вначале, в сенситивном возрасте. Бабушка была фантастической женщиной, из семьи, где было 16 детей. Папа ее работал каким-то начальником таможни в городе Нежин и мог их всех прокормить. Но однажды случилась трагедия, странная. У них была любимая сиамская кошка, она спала с отцом. В один прекрасный день утром пришли в комнату и видят — кошка лежит у него на горле и лижет кровь. Перекусила ему артерию во сне... Поэтому я не люблю сиамских кошек.

Дедушка с маминой стороны — комбриг Косматов. Был генералом Белой армии, потом генералом Красной армии. У него была открытая форма туберкулеза, и, когда в конце 1930-х сгустились тучи, он этим воспользовался и уехал в Среднюю Азию, что помогло ему умереть в 1942 году своей смертью.

Папа мой работал в Курчатовском институте, делал какие-то лопатки для реактивных двигателей и мечтал, чтобы я была инженером. Имел огромное количество авторских свидетельств, медалей за изобретения... Я папу обожала, он был теплый. Чужие люди, друзья, дети, собаки — все его любили. Папа умирал в раковом центре, лежал там месяцами, и до сих пор, когда я прихожу на Каширку, меня там все знают — из-за него. Потому что люди с тяжелыми заболеваниями, как правило, думают о себе. А папа, лежа в больнице, все вокруг чинил. Я там несколько лет назад была, и мне опять показали: "Вот линолеум, который ваш папа залатал, вот стиральная машина — до сих пор работает, вот утюг, который он починил". Он своими руками делал ремонт, создавал какие-то фантастические дизайнерские люстры из железа, найденного на помойках. У папы был вкус, интуиция на прекрасное. Если бы он еще не пил, было бы совсем хорошо... Маму безумно любил, она над ним царила. Мама всегда работала,— как лошадь, на трех работах. Она гениальный преподаватель, может стул научить немецкому языку. Никогда не говорила мне, что делать. Когда я спрашивала: "Мама, как поступить в этой ситуации?", она всегда говорила: "Решай сама". Я дико обижалась, думала, что она меня не любит. А сегодня говорю — спасибо мамочка, спасибо. Ты мне дала главное — я умею решать сама.

Про детство


Мы жили в замечательной коммуналке, где не было ванной, то есть была, но в ней тоже кто-то жил. В квартире была куча детей и жена милиционера, тетя Клава, такая настоящая русская женщина из какой-то прекрасной деревни, поила нас своим грудным молоком — у нее родилась дочка и молока было столько, что девать некуда. Во дворе был сарай, рядом всегда туча прирученных дворовых собак, я ужасно их любила. Говорила, что вырасту и буду пастухом собак.

Во время фестиваля молодежи и студентов я заболела туберкулезом, ножки отнимались. Врач сказал, что мне надо есть кислую капусту — я ее с тех пор видеть не могу — и заниматься спортом. В Марьиной Роще на искусственном льду меня водили с двух сторон два тренера — ноги мои были абсолютно диагональные и подкашивались. Дома мама ставила меня на табуретку, сама с палкой стояла и говорила: "Сделаешь пять пистолетиков". Потом шесть, потом сорок — это она из меня выбивала. Я плакала, а она повторяла: "Не сделаешь — с табуретки не слезешь". И до сих пор я глубоко уверена, что в детей кое-что надо вбивать.

Про учение


На психологический, куда я хотела поступать, надо было сдавать биологию.

Мама дала мне деньги на частного преподавателя и год ходила без зимнего пальто... Я влюбилась в биологию — цикл развития кольчатых червей казался мне прекрасней, чем музыка сфер. И решила поступать на биофак. На первом курсе ставила опыт по полиплоидии с бобовыми — у меня была дикой красоты теория, которую бобы должны были подтвердить. Бобы проросли абсолютно не тем образом, и для меня это была трагедия. Но я сделала вывод, что жизнь всегда права. В результате все-таки ушла на психфак, где у меня была гениальная профессура, большие ученые — Блюма Вульфовна Зейгарник, Гальперин, Лурия, Эльконин, Леонтьев...

Про дружбу


Старых дружб у меня немного, и я совсем не ностальгирую по счастливым 1970-м или 1960-м, когда жили только дружбой. Все равно все, что ты делаешь, ты делаешь только для внутренне очень близкого референтного круга. И мое ближайшее окружение — это люди, которые живут во мне, неважно, общаемся мы при этом или нет. Там мой бывший муж Алеша Парщиков, которого нет уже пять лет, там мои преподаватели, там художники... Я не могу сказать, что дружу с Ильей Кабаковым, но этот человек изменил мой мир. Нас свел Иосиф Бакштейн, тогда влюбленный в меня. На нескончаемой лестнице в Доме России, ведущей к мастерской Кабакова, он останавливался на каждой ступеньке и целовал мне ушко. Когда я увидела работы Кабакова — это был шок. Мы проговорили до 6 утра и мир переменился... Где-то в моей голове живет Паша Лунгин, и я не только смотрю его фильмы, нет, я его глазами всматриваюсь в какой-то кусочек жизни. И мне не нужно с ним для этого каждый день общаться. Я уверена, что личность формируется благодаря встречам с такими масштабными людьми. В моей жизни их было много. Мы нечасто видимся, они разбросаны по миру, но я точно знаю — это братство. Здесь работает очень звериный инстинкт: выбираешь равных. Только желательно выбирать не равных, а тех, кто больше и выше тебя, тех, кто тебя заряжает...

Про любовь


В 18 лет я собралась под венец с хорошим мальчиком. Для меня первый мужчина и штамп в паспорте — это были совпадающие вещи: я же хотела строить коммунизм, я была моральной девочкой. И вот уже есть дата регистрации в загсе, а я чувствую, что мне все хуже. Вроде бы влюблена, и есть белое платье, и фата, и все как положено. Но при этом понимаю, что мне не надо за этого человека выходить. Что он хочет детей, а я хочу собачку. И я отравилась — наглоталась снотворного. Мама меня откачала. Я спрашиваю: "Ну что, идти в загс?" Она говорит: "Решай сама". Так у меня появился штамп в паспорте. Но в тот же вечер, понимая, что за штампом последует все остальное, я сбежала. Пришла через три месяца разводиться, смотрю на него и думаю: "Боже, какой чужой человек"...

А через год появился Алеша Парщиков. Когда нас регистрировали, на вопрос типа: "Согласны ли вы до конца жизни быть вместе?" — он сказал: "Мы попробуем". Попробовали. Это затянулось на 18 лет. Все эти годы я очень много плакала. Когда я оказалась без Алеши и обнаружила, что можно не плакать,— это было удивительным открытием. Но я бы не отдала ни дня, ни минуты из тех, что мы были вместе. На свадьбу я связала Алеше шарф с двумя буквами "М" — Мастеру от Маргариты. Я не могла просто жить с мужчиной, мне надо было служить. Это был мой выбор, смысл жизни был в Алеше. Его поэзия вытесняла все, она мне безумно много дала, построила мой мозг в другом направлении. Хотя когда я его встретила, то была гораздо более образованной девочкой, чем он: знала наизусть половину Цветаевой, Пастернака и так далее. А Алеше незадолго до нашего знакомства друг сказал: "Слушай, твои стихи похожи на Пастернака". Он ответил: "Так возьмем водки, пойдем к Пастернаку, выпьем"... Понимаете? Он был гений как бы без культурной прослойки. Но сколько я ему могла служить, столько я служила. Алеша не мог любить, он мог быть влюбленным. А я его любила. Это было то самое сумасшествие, о котором непонятно — продуктивно оно или нет. Просто я знала, что этот человек мне послан.

Я его любила, а вот влюбилась в другого. У него были дети, у меня был Алеша. И было довольно трудно пережить эту влюбленность так, чтобы она никого... чтобы никому не сделать больно. И Алеша... Я думаю, что он даже не догадывался об этом, и соответственно надеюсь, что не сделала больно и семье того человека, который в конце концов все равно с ней расстался. Бывает наваждение, и ты через него проходишь.

Потом в моей жизни появился Оливье Моран, и я смогла полюбить — мужчину, который мне это чувство возвращает. Эта любовь 22 года стоит за мной, любовь человека, которого я не так часто вижу... Не было бы ничего — ни музеев, ни меня сегодняшней, если бы не он. Все, что я сделала, сделано с Оливье. Не потому, что он давал деньги на этот музей,— это совершенно неважно. Первым его подарком мне был факс, по которому он мне стал посылать: "Люблю, люблю, люблю..." — целые страницы. И так каждый день, и сегодня тоже. Ты, конечно, подпитываешься — от искусства, еще от чего-то, но все-таки любовь — это главный ресурс.

Про успех


Я не понимаю, что такое успех. Моя жизнь — это хождение по минному полю, каждый день здесь что-то взрывается. То, что я обязана быть публичным человеком, да, это обязательство, которое я взяла, когда открыла музей. Вся цепь моих жизненных событий: математическая школа, факультет психологии, документальное кино, Каннский приз, и приз в Чикаго, и этот музей — все как бы цепь случайностей, но это, конечно, не случайно. Каждый раз я влезала туда, где, мне казалось, зияет дыра. Можно называть это успехом, но для меня это просто способ существования.

Про главное


Я получаю дикое удовольствие, когда у других что-то хорошо сделано. Меня так научила мама, и спасибо ей за это. Восхищаясь тем, что делают другие, ты сам растешь. В детстве на уроках литературы я серьезно разбирала Чернышевского, это до сих пор один из любимых писателей. И больше всего мне нравится его теория разумного эгоизма: мы делаем что-то для других не потому, что мы такие хорошие, нет, ни фига. Мы это делаем для себя. Просто одному для себя нужно попасть в список Форбса, а другому нужно, по крайней мере, оберечь свою душу от говна.


За и против


У каждого направления есть свой зритель... Наиболее распространен сейчас формат фотографий... Благодаря Ольге Свибловой, создавшей Московский дом фотографии и организующей раз в два года фотобиеннале, это наиболее популярная и узнаваемая форма.

Василий Церетели , исполнительный директор Московского музея современного искусства


ПРОТИВ


Моя работа с тенями на выставке в МАММ (Мультимедиа Арт Музее, Москва.— "О" ) отцензурирована самым беспощадным образом, изменен сам смысл высказывания! Музей изменил название видеоинсталляции на простое "Без названия", вместо моего "Пропаганда гомосексуализма" — сослались на какой-то новый закон, не уверен, что такой существует.

Давид Тер-Оганьян , художник


Я думаю, что верю, а вот что думают там, наверху, проверим, когда встретимся. В юности мне казалось, что вокруг меня есть стакан стеклянный, такая оберега, понимаете? Вот ты идешь, а между тобой и миром есть странная невидимая сфера — мой ангел-хранитель, как бы он ни назывался. И я помню, как это разбилось. Как много лет я мучительно собирала эти осколки, как выстраивала себя заново, потому что сделала то, что не укладывалось в мои представления. Это не было страшным, так поступают миллионы, это касается какой-то там личной жизни, неважно. Никому не было больно, никто ничего не заметил, но поступать так было не надо. И я за это долго платила.

Про свободу


Я всегда была абсолютно свободной, во мне это растили — спасибо маме и папе. И этот заряд очень трудно растерять. Сегодня, конечно, свободы у меня меньше. Во-первых, потому что больше опыта — лучшие вещи возникают тогда, когда ты еще не знаешь, чего тебе нельзя. Но, в отличие от многих, я считаю, что уроки истории учат. Так что, исходя из русской истории, надо понимать, что весна, осень, заморозки — это нормальный цикл. Я точно знаю, что мы нормально пройдем свой кусок спирали. Конечно, это оптимистичный прогноз, просто в России надо жить долго. Когда-то на даче Вознесенского мы спорили — надолго ли открылась дверь. Мы думали, что этот глоток свободы во время горбачевской оттепели, он лет на семь. Надо было спешить, потому что все были уверены, что дверь снова закроется. И, может быть, это дало мне дикий импульс работать. А нам отвалили столько свободы, о чем мы и не мечтали. Ну а то, что началось на Болотной,— я знала, чем закончится. Это нормальная ситуация, ее надо просто пережить, сохранить человеческий потенциал. Все зависит от нас. Можно сидеть и стонать бесконечно — свобода, несвобода. Но, в конце концов, каждый делает жизнь своими руками.

Про страх


О своей смерти мне думать некогда, но вот близкие — чтобы они не болели, не мучились,— меня этот вопрос очень волнует. Первое желание всегда — чтобы были здоровы те, кто рядом. А на остальные страхи, наверное, у меня просто нет времени. Ну или сил — точнее, есть, но жалко их на это тратить.

Про деньги


Я много лет была одета из комиссионки на Герцена. Два раза в год — весной одеться на лето и осенью на зиму — я шла туда, мой лимит был 14 рублей. Я и сейчас могу носить юбку за 10 долларов, мне не всегда нужна вещь с лейблом. Сегодня я покупаю очень разумно, потому что у меня всегда есть карточка мужа. Покупаю редко, потому что вещь должна войти с тобой в контакт, прирасти, как кожа. Долго идешь к пониманию себя, но когда ты понял — исчезает потребность каждый день менять стиль.

Если бы денег свалилось много — я бы купила частный самолет: ненавижу аэропорты, особенно все эти антитеррористические меры, которые мне всегда унизительно проходить. Еще я покупала бы много искусства, чтобы подарить его в музей, потому что другой ценности для него не вижу. Я, наверное, и должность директора музея выбрала, потому что знала, что никогда не буду большим коллекционером, иначе разорю себя, мужа и всех вокруг. Но я не боюсь бедности: умею сварить кашу из топора, могу работать уборщицей, могу дворником. Мне не важен социальный статус, не нужны власть и деньги — я не люблю ни то, ни другое.

Про детей


Глубоко уверена, что детям не надо оставлять большого наследства, потому что это их разрушит. Мы должны дать им только образование — вот здесь надо все заложить, лечь костьми, но дать лучшее. А дальше пусть сами выкручиваются. Хорошая ли я мать — не знаю, надо у Тимофея спрашивать. Думаю, я могла бы дать ему больше времени и наваливать на него меньше своих проблем, взрослых и личных, с момента, когда он родился. И сейчас я каждый день пытаюсь... Вот он сегодня ждет моего звонка, а уже полночь. Он мне вчера позвонил, но я была настолько уставшая, что не могла говорить. Но он знает, что надо ждать. Другой вопрос — приятно ли ему? Смею надеяться, что он меня понимает. А что касается дела, которым он занимается, мое отношение будет всегда не материнским, а только профессиональным — как к любому художнику, по гамбургскому счету.

Три слова о себе


Я живая, я люблю future. Это единственное, что мне интересно, и думаю, что мне удается его чувствовать. Во всяком случае — пока. А еще, думаю, что мне дан дар — восхищаться даром других. Служить ему — огромное удовольствие.

Свиблова Ольга Львовна

Официально

Родилась 6 июня 1953 года в Москве. В 1978-м окончила факультет психологии МГУ, позже обучалась в аспирантуре, где писала диссертацию по психологии творчества.

С конца 1980-х до середины 1990-х Ольга Свиблова активно занималась документальным кино об искусстве. Ее режиссерские работы "Кривоарбатский переулок, 12" (1987), "Черный квадрат" (1988), "В поисках счастливого конца" (1991), "Дина Верни" (1995) отмечены призами на фестивалях в Лозанне, Канне, Чикаго, Бомбее, Париже.

Свиблова с середины 1980-х годов занимается кураторской деятельностью: на ее счету более 500 проектов в области современного искусства и фотографии. В 1996-м она основала и возглавила Московский дом фотографии (в начале 2000-х был объединен с созданным Мультимедиа Арт Музеем в Мультимедийный комплекс актуальных искусств). Во второй половине 1990-х Свиблова организовала и стала постоянным художественным директором Московской фотобиеннале, конкурса "Серебряная камера", фестиваля "Мода и стиль в фотографии". В 2006-м открыла Школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. В 2007 и 2009 годах — куратор павильона России на Венецианской биеннале современного искусства.

С 2012-го Свиблова входит в Общественную палату РФ.

Член Российской академии художеств. Имеет отечественные и зарубежные награды, в том числе орден "За заслуги перед Отечеством" II степени, орден Дружбы, является кавалером ордена Почетного легиона (Франция), командором ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой", лауреатом премии "За вклад в области культуры" им. В. Де Сика (Италия), премии в области современного искусства "Инновация" (РФ).

Замужем за французом Оливье Мораном, имеет сына от предыдущего брака, Тимофея Парщикова (фотограф).

Искусствовед Ольга Свиблова одной из первых в России доказала, что куратор может быть таким же полноправным творцом, как художник. В 1996 году создала и возглавила Московский дом фотографии и объяснила столичной публике, что фотография - это тоже искусство. Теперь Дом - один из главных арт-центров города, а фотобиеннале, которые организует Ольга Свиблова, всегда заметные события в пестрой художественной жизни Москвы. Любовь к искусству сыграла роль и в семейной жизни - муж Ольги владеет галереей в Париже. Лауреат многочисленных премий, одна из самых элегантных и успешных женщин Москвы, Ольга Свиблова носит исключительно черное, от фотографии отдыхает в кино и известна крайне пылкой любовью к своей работе - об искусстве она может говорить часами. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Москва

Париж

День рождения

Где родилась

Москва

У кого родилась

«Мама всеми силами пыталась избежать того, чтобы дочь одевалась в школьную форму. Чтобы как-то изменить этот скучный повседневный образ, сшила как-то несколько чулок вместе, и получилось то, что сейчас все именуют колготками. Тогда еще никто о таком предмете одежды и не подозревал. И чтобы новое изобретение выглядело весело, покрасила их в зеленый, желтый и красный».

Где и чему училась

Окончила психологический факультет МГУ, училась в аспирантуре психфака, специализировалась на психологии творчества.

«Мне люди просто неинтересны. Поэтому я ушла из психологии. Надо очень любить человека, бесконечно им интересоваться, чтобы с ним долго работать. Мне скучен человек вне дела! А когда он в деле - мне интересен результат, который будет достигнут».

Где и как работала

С середины 80-х куратор и организатор художественных выставок, фестивалей, проектов и конкурсов российского и зарубежного искусства на родине и за рубежом.

Основатель и президент ассоциации «Искусство конца века». В 1993-м открыла французский филиал ассоциации.

Организовала и возглавила Московский дом фотографии в 1996-м.

«Я понимала, что в России есть возможность получить широкую аудиторию, которая придет смотреть на фотографию как на документ. Потому что в это время в России существовала дикая потребность понять самих себя... Историю хотелось увидеть и прочувствовать, так как перед страной стояла проблема выбора будущего... Фотография давала возможность закрыть прорехи после более чем вековой изоляции советских людей от всего мира».

Открыла Московскую школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.

«Я очень надеюсь, что из этой школы будут выходить не только фотографы и бильдредакторы, а в первую очередь художники».

Что такого сделала

Режиссер фильмов «Кривоарбатский переулок, 12», «Черный квадрат», «В поисках счастливого конца», «Дина Верни».

«Мне до сих пор снится, что я сижу на монтаже».

Достижения

Способствовала возрождению интереса к российской фотографии.

Дела общественные

Приняла участие в благотворительной акции «Вместе мы - сила!» (2008), проводимой в пользу детей и родителей из многодетных семей.

Общественное признание

В 2008-м вошла в число 12 самых успешных женщин в рейтинге журнала «Карьера».

Документальные фильмы «Черный квадрат», «Кривоарбатский переулок, 12» и «Дина Верни» отмечены призами кинофестивалей в Швейцарии, Франции, Англии, Индии и России.

Награждена медалью города Парижа за заслуги в пропаганде искусства фотографии России, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, Орденом Дружбы.
Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия», конкурса «Инновация» в номинации «За лучший кураторский проект» за проект «Вторжение», «Европейской премии» (вручается за укрепление связей России и Европы в области культуры, науки и бизнеса) в номинации «Современное искусство».

Впервые создала и придумала

Организатор XVII Молодежной выставки в Москве в 1987-м, на которой впервые были показаны работы неофициальных художников.

Известна тем, что…

Иногда участвует в модных показах в роли манекенщицы.

Мне интересно

история

спорт

экстремальные ситуации

Люблю

черный цвет в одежде

«Обожаю русских дизайнеров - Таню Парфенову, Андрея Шарова, Симачева и Ромину. Их работы - произведения искусства».

«Я очень люблю кино, и для меня сеанс - лучший способ отдохнуть».

Ну, не люблю

летать на самолетах

«Если есть такая возможность, я пользуюсь поездом. К тому же на короткие расстояния это получается быстрее, чем самолетом: пока до аэропорта доберешься, пока регистрацию пройдешь...»

Семья

Муж - французский бизнесмен Оливье Моран.

«Мой муж действительно француз. Познакомились в 91-м году. С тех пор неразлучны, живем вместе, счастливы. Жизнь с человеком другой национальности всегда непростая вещь: менталитет разный. Я думаю, я счастлива, потому что мой муж уважает мою русскую душу... Когда мы познакомились, у него был центр современного искусства. Он любит современное искусство».

«У меня времени не хватает ни на семью, ни на здоровый сон... Я всем своим сотрудникам говорю: чем больше работаете, тем меньше скандалов дома. Тебя же там нет - так чего скандалить?»

Сын (от первого брака) Тимофей Парщиков, фотограф.

И вообще…

«Я очень жесткий человек. Если я говорю "да", то у меня пойдет кровь из носа, но я это сделаю, и если я говорю "нет" - то я этого никогда не сделаю. А если я говорю, что подумаю, то буду думать. Но когда мне задают вопрос и требуют однозначного ответа - это для меня вещь за гранью выполнимого...»

«Самые опасные люди - те, которым нечего терять. Если за тобой стоят семейные, национальные традиции, то это вынуждает не терять человеческого достоинства - ни своего, ни чужого».

«Я человек в своих вкусовых пристрастиях очень постоянный: ем одни и те же продукты годами! Я довольно пристрастна к своей одежде, которую практически не меняю. А ведь многим это физически нужно. Мне нет! Но искусство меня возбуждает. И в искусстве у меня огромное количество потребностей...»

«Современное искусство дает возможность заглянуть в будущее, и это единственное, что мне интересно».

Георгий Пинхасов, фотограф: «Ольга Свиблова и Московский дом фотографии сделали свое черно-белое и цветное дело. Они в хорошем смысле навязали российскому зрителю интерес к фотографии. Когда я уезжал из России в 80-е годы, в этой области была пустота, просто ноль».

Алекс Лахман, коллекционер, галерист: «Лучшее, что здесь есть, - Oльга Свиблова. Все, к чему она прикасается, превращается в золото. Она самая ценная фотография, винтаж».

Ольга Свиблова – российский кинорежиссёр-документалист, директор «Мультимедиа Арт Музея, Москва», почетный академик Российской академии художеств, искусствовед - одна из тех немногих женщин, которые могут часами говорить об искусстве. Когда стараниями Свибловой что ни год стали проходить грандиозные фестивали фотографии, и стало казаться, что фотография вдруг превратилась для нас в важнейшее из искусств, все задались вопросом: а откуда, собственно, взялась Свиблова? «Не было, не было ,- говорили о ней многие,- и вдруг появилась ». На самом деле просвещенное большинство ошибалось. Свиблова была всегда. Просто знало об этом сначала лишь просвещенное меньшинство. Сегодня эту стильную, невероятно деятельную, успешную и красивую женщину знает и ценит каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к прекрасному. Именно благодаря ей искусство фотографии в постсоветской России стало востребованным и значимым. «Я не терплю некачественного искусства », - не раз заявляла Ольга Львовна, и во многом благодаря такому неприятию «халтуры» на свет появилось великое множество грандиозных проектов.

Она почти всегда в черном, элегантна и красива. Ее знают не только в России, но и по всей Европе. Она одной из первых в России доказала, что куратор может быть таким же полноправным творцом, как и художник. Доктор философии, академик РАЕН, куратор более 500 проектов в области современного искусства и фотографии в России и за рубежом – и это лишь малая доля того, что можно сказать об этой выдающейся женщине.

История успеха, Биография Ольги Свибловой

Ольга Львовна Свиблова родилась 6 июня 1953 года в Москве. Ее отец – инженер в космической промышленности, а мать – филолог, специалист по особенностям строения немецкого языка.

Будучи ребенком, Ольга Свиблова посещала курсы при Третьяковской галерее, и была частым гостем на театральных представлениях. Рассказывая о людях, сформировавших ее личность, Ольга Свиблова в первую очередь упоминает о своей семье – обеих бабушках и родителях. «Все материальное не играло никакой роли, но все, что касалось жизни, культуры, общения – это все было» , - говорит она. Ольга Свиблова вспоминает и о повседневных ритуалах, которые в детстве казались нудными, но оказались очень важной частью жизни, и о концертах классической музыки в Консерватории, и о том, как ей спасли здоровье, а может быть – и жизнь: «Когда у меня был полиомиелит, мама нашла врача, который посоветовал ей поставить ребенка на коньки и кормить квашеной капустой. Квашеную капусту я до сих пор люблю, а спорт – вообще великая вещь, потому что закаляет характер и дает запас энергии».

Огромную роль в жизни Свибловой сыграла школа. «Спасибо 44й математической школе , - искренне говорит она много лет спустя, - без того, чему меня там научили, я бы не могла заниматься тем, чем занимаюсь. Они дали мне не только знания и умения, которые пригождаются до сих пор, но и понимание жизни. Учителя не просто работали, они нами жили» . Очень важными оказались турпоходы и этнографические экспедиции школьных лет: благодаря им Ольга Свиблова поняла, что в мире нет ничего случайного, и все культурные явления связаны между собой.

Главное правило Ольги Свибловой – «В жизни интересно то, что выпадает из правил». Это касается, прежде всего, неофициальной культуры. Вот как Ольга Свиблова рассказывает о моменте, когда в ее жизнь пришло современное искусство – «В юности я шла по улице и увидела странно одетых, волосатых и бородатых людей; они сильно выделялись из общей массы прохожих, и я пошла за ними, держась на некотором расстоянии. И пришла на первую квартирную выставку, где в числе прочих выставлялся Оскар Рабин. Я совершенно не знала, зачем я иду за этими странными людьми. Я и не предполагала, что попаду на выставку. Мне просто понравился их необычный вид.»

После школы Свиблова поступила на биофак МГУ. Как она призналась в одном из интервью, ей страстно хотелось заниматься грибами. На биофаке она провела три года, а потом ушла, по причине того, что ей не нравилось, как там пахло, а она всегда была чувствительна к запахам.

В 1978 году Ольга с отличием окончила факультет психологии МГУ им. Ломоносова, а в 1987 году, уже вполне погрузившись в мир современного искусства, все-таки нашла возможность окончить и аспирантуру при том же факультете по специализации «Метафоризация творческих процессов». Впрочем, Ольга признается, что несколько разочаровалась в психологии, так что защищаться не стала - «Мне люди просто неинтересны. Поэтому я ушла из психологии. Надо очень любить человека, бесконечно им интересоваться, чтобы с ним долго работать. Мне скучен человек вне дела! А когда он в деле – мне интересен результат, который будет достигнут».

Хоть по профессии Свиблова никогда и не работала, зато отлично сумела применить свои знания на практике - изучая психологию собственного мужа и его друзей (в 19 лет Ольга вышла замуж за поэта Алексея Парщикова) – «У нас вечно дома собиралось человек двадцать-тридцать со всей России. У многих не было ни кола ни двора. И я четко знала, кто из них гений - даже без того, чтобы это звание было четко легитимизировано и подкреплено обществом различными наградами и званиями.»

Гостей Свиблова с Парщиковым принимали в свободное от работы время. На работе же они занимались уборкой улиц и дворов. Это им в свое время Андрей Вознесенский посвятил проникновенное стихотворение об уходящей в дворники интеллигенции. Но романтика была лишь в поэзии - в жизни работа оказалась нелегкой и прозаичной, особенно когда выпадал снег. Свиблова потом еще долго вспоминала тяжесть этого труда и никому из своих знакомых-безработных в дворники идти не советовала. Сама же безработной подолгу не бывала - всегда умела каким-то образом зарабатывать деньги (она была хорошим репетитором , преподавая биологию и химию), содержать дом, оберегая мужа от этих забот. Его заботой было только писать стихи. Все хлопоты по переговорам с издательствами и журналами, по налаживанию нужных связей Ольга брала на себя. Собственной карьерой она не занималась: ее карьерой стала карьера мужа. И она ее сделала, насколько это было возможно по тем временам. Парщиков стал знаменем новой поэзии, Андреем Вознесенским 80-х. На его вечера собирались толпы, имя было на слуху даже у тех, кто не прочитал ни строчки.

В 1984 году Свиблова родила сына Тимофея. Даже близкие друзья не знали, существует ли «изнанка» этого брака, ссорятся ли они, выясняют ли отношения, изменяют ли друг другу. Ольга и Алексей всегда представали идеальной парой, излучающей флюиды счастья и будущего большого успеха. Никто, конечно, и помыслить не мог о том, что успех этот будет раздельным, как современный санузел, и что большая часть его достанется Ольге.

Рассказывают, первый муж Ольги Свибловой однажды сказал ей, что жена такого великого русского поэта, как он, должна быть богатой иностранкой. После чего они расстались. Парщиков уехал из страны, Ольга осталась. С этого момента и началась ее карьера. Любопытно, что в итоге она стала таки и богатой, и иностранкой.

Говорят, что женщина, целиком посвятившая себя мужу, после развода теряется и редко когда приходит в себя. Ольга Свиблова – сама самодостаточность и абсолютное опровержение этого постулата. В 80-е годы Ольга входит в мир современного искусства уже на правах участника. Но не творца, а исследователя и куратора. Первой ее работой в этом качестве стали однодневные выставки молодежного современного искусства в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту. Это был 1984 год.

С середины 1980-х годов, когда пришла перестройка, а вместе с нею русский бум, то есть бешеный, небывалый успех современного русского искусства на Западе и большой спрос на него, Свиблова с легкостью освоила новый имидж - незамужней деловой женщины, и новую профессию - куратора выставок современного искусства. Она первой стала собирать работы современных русских художников для корпоративных, то есть банковских, коллекций. Тогда ее заказчиком была компания «Ринако». Свиблова с легкостью завязала массу международных связей и одной из первых стала много ездить по миру (кстати, во время одной из поездок Ольга и познакомилась со своим вторым мужем Оливье).

В 1987 году она получила возможность поработать сразу с несколькими арт-проектами: организовала и провела фестиваль в финском городе Иматре, а также две программы - поэтическую и кинематографическую - для легендарной 17-й молодежной выставки, на которой впервые в большом количестве были показаны работы неофициальных художников. Писала, одна из первых, про этих художников в перестроечную прессу, а также в профессиональные издания по искусству.

В том же 1987 году Ольга Свиблова сняла свой первый документальный фильм - «Кривоарбатский переулок, 12», завоевавший приз на фестивале документального кино об архитектуре в Лозанне.

В следующем году вновь были выставки в Финляндии, первая выставка в Париже, а также была завершена работа над документальным фильмом «Черный квадрат», рассказывающем о советском андеграундном искусстве 1953-1988 годов. Этот фильм завоевал большое количество наград - приз парижской критики на Каннском фестивале, главный приз фестиваля в Чикаго, главный приз 1-го Всесоюзного фестиваля документального кино и другие. «Черный квадрат» сделал имя Ольги Свибловой знаменитым на весь мир. Затем были знаменитые киноленты «В поисках счастливого конца» (1991) и «Дина Верни» (1995).

В 1993 году Свиблова курировала проекты «Искусство как власть. Власть как искусство» в ЦДХ и «Искусство как деньги. Деньги как искусство», подготовленные для Всемирного экономического форума в Давосе.

«Мне до сих пор кажется, что деньги и искусство несовместны. Конечно, я могу использовать разные аргументы и говорить, что работа именно этого художника столько стоит, потому что он самый быстрый. Но считать искусство в условных ­единицах мне до сих пор кажется абсурдным - именно поэтому у меня никогда не будет собственной галереи и я никогда не буду артдилером.»

В 1996 году Ольга Свиблова сделала, пожалуй, самый значимый для ценителей искусства фотографии подарок: основала совместно с правительством Москвы Московский Дом фотографии, переименованный в последствии в «Мультимедиа Арт Музей, Москва». Он стал первым российским музеем, специализирующимся на фотографии, а также культурным центром с обширной просветительской программой. В частности, именно там проводится Московское Фотобиеннале. А в 2006 году при музеи открылась Московская школа фотографии и мультимедиа.

На вопрос сложно ли было с нуля создавать новый музей, Свиблова отвечает – «Когда я начала делать Дом фотографии, ситуация в современном искусстве у нас была - швах. Кто мог - уехал, международный рынок рухнул, специализированных институций в стране не было. Надо было сначала что-то так глубоко посадить в почву, чтобы разрослась корневая система, поэтому сначала была основана московская фотобиеннале в 1996 году. Когда случился огромный успех, я написала в правительство Москвы письмо, что нам необходим Московский дом фотографии. Чем хорошо быть женщиной? Если ты женщина, у тебя есть а) здравый смысл, б) страсть и в) умение ждать и проходить разные препятствия, то есть быть стойким оловянным солдатиком и не ломаться.

Исходя из того опыта, что мы видели за рубежом, мы приняли модель и до сих пор ей пользуемся, справляемся без услуг управленческого консалтинга - у нас половина работ на биеннале интернациональные, половина – национальные, половина из каждой половины - это звезды международной фотографии или российские, другая часть - это young generation, новая кровь. Процентный состав мы каждый раз держим. Не надо менять то, что разумно. Но каждый раз, когда ты делаешь программу биеннале, ты смотришь тематически, что «звенит». Иногда ты собираешь ее 5 лет, иногда 10. И здесь мы помогаем художникам и из Москвы, и из Санкт-Петербурга, и из регионов – мы за это время сделали более трех тысяч выставок. И уже через год, в 1997 году, когда у нас еще не было выставочных залов, мы начали программу «История России в фотографиях», ради которой вообще можно было организовать МДФ.»

В ее адрес сказано немало благодарностей. «Ольга Свиблова и Московский дом фотографии сделали свое черно-белое и цветное дело , - сказал как-то известный фотограф Георгий Пинхасов. - Они в хорошем смысле навязали российскому зрителю интерес к фотографии. Когда я уезжал из России в 80-е годы, в этой области была пустота, просто ноль».

За семнадцать прошедших с того времени лет Домом фотографии реализовано примерно 3000 российских и зарубежных проектов как в области фото, так и в области современного искусства.

Такие грандиозные достижения не могли остаться незамеченными: Ольга Свиблова удостоена огромного количества наград. Среди самых значимых - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, Орден Дружбы, медаль парижской мэрии «За вклад в сотрудничество России и Франции в области культуры» и многие другие. В 2008 Свиблова вошла в число двенадцати самых успешных женщин в рейтинге журнала «Карьера».

Сегодня под патронажем Свибловой проходят два крупнейших фотофестиваля – «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии». В рамках фотофестивалей предоставлены работы крупнейших фотографов мира, особое место уделяется французской фотографии, и не случайно. По мнению Ольги Львовны, Франция и США - две страны, где фотография впервые была поднята на музейный пьедестал. Причем во Франции особенно развита материальная культура и все, что составляет предметную ткань истории.

Жизнь Ольги Свибловой проходит в постоянных перелетах и переездах, тем более, что у Свибловой два дома: Москва и Париж. Часто не хватает времени на семью, в чем она не раз признавалась - «У меня времени не хватает ни на семью, ни на здоровый сон… Я всем своим сотрудникам говорю: чем больше работаете, тем меньше скандалов дома. Тебя же там нет – так чего скандалить?»

К слову, второй муж Ольги – французский бизнесмен Оливье Моран – также близок к искусству: он владеет галереей в Париже - «Мой муж чистокровный француз. Познакомились в 91-м году. С тех пор неразлучны, живем вместе, счастливы. Жизнь с человеком другой национальности всегда непростая вещь: менталитет разный. Я думаю, я счастлива, потому что мой муж уважает мою русскую душу… Когда мы познакомились, у него был центр современного искусства. Он любит современное искусство».

На вопросы, что еще вас объединяет с мужем кроме искусства и рабочего интереса, Ольга Свиблова отвечает – «Ну вы знаете, это же жизнь. Мы одинаково относимся к ней, у нас одинаковые представления о добре и зле, о женском и мужском. Я считаю, что мужчина – глава семьи, поэтому в нашем доме все подчинено тому, как хочет мой муж. На работе я командую, я отвечаю. А в доме командует муж – я подчиняюсь. Во-первых, мне все нравится, что он делает, и это вызывает у меня восхищение. Он думает обо всем от начала и до конца: от постройки дома до его оснащения стульями и тарелками: все, что есть в нашем доме, куплено моим мужем, и мне это нравится. Я даже отказалась от готовки, хотя я очень люблю готовить и всегда думала, что я вкусно готовлю, но… Мой муж готовит вкуснее, и он обожает это делать, поэтому мне пришлось сделать над собой усилие и уступить ему кухню. Мне достаются какие-т о «частные» работы, например, салат помыть, овощи нарезать… Сначала я очень болезненно это переживала, потому что от меня отрезали какой-т о кусок моей женской функции, но потом в какой-то момент я поняла, что нужно кому- то другому что-то доверить и разделить обязанности. Мы разделили, и я бесконечно счастлива.»

Секреты успеха Ольги Свибловой в цитатах

Те, кому доводилось работать с Ольгой Львовной, не раз отмечали, насколько неутомимым и энергичным человеком она является - «Я люблю моменты стрессовой концентрации - когда ты собираешь всю себя в кулак и все получается. Могу преодолевать характером физические недостатки. Меня научили этому спорт и походы. Я люблю труд, конечным итогом которого ставится физический результат: мне потребовалось некоторое время, чтобы научиться получать удовольствие от физического напряжения, от крепатуры.»

«Важно просто любить то, что ты делаешь, никакого секрета нет. Сейчас, проведя девять месяцев на стройке нового Дома Фотографии, я могу сказать честно - я полюбила строительное дело. Я знаю о нем все: от виброзащиты, термошока и того, как устанавливаются плинтуса, до того, сколько кладется известки в раствор. Мне вообще интересен мир, мне интересны люди… до определенной степени.»

«Я не только создатель культурных проектов, но и благодарный потребитель: зритель, читатель, слушатель. Для того чтобы думать самому, тебе постоянно нужна подпитка. Так или иначе, если я в выходные в Москве, то объезжаю все проекты своих коллег. Я ложусь спать все-таки с книжкой, прочитав семь газет от корки до корки.»

«Восприятие искусства - это кропотливая работа. Парщиков говорил мне: «Не читай плохое, а то запомнишь». Это правда: надо запоминать только стоящее. Я никогда не планирую свою жизнь. Всегда реагирую на то, что меня восхищает.»

«Я обучена схемам ментального анализа. Всегда могу объяснить, почему мне нравится эта работа, а не та. Почему с этим человеком стоит иметь дело, а с этим - ни за что. И почему, когда две балерины технически одинаково исполняют одну партию, то в одном случае это искусство, а в другом - нет.»

«Нельзя прожить жизнь, не совершая ошибок. Важно из них вынести определенный опыт. Самое страшное - закрывать глаза на реальность. Но жизнь такая как есть - прекрасна: в ней всегда есть нормальные люди.»

«Я думаю, что счастье это когда ты не задаешь себе вопрос, что это такое.»

«Я крайне мало собой занимаюсь, потому что у меня просто нет времени. Я крайне редко делаю шопинг, что вы могли заметить по моим нарядам: они меняются нечасто. Я люблю вещи, как люблю старых друзей: они живут со мной годами, десятилетиями. Могу забыть о существовании какой-то вещи, а потом найти ее, достать из шкафа и относить целый сезон. У меня нет времени думать каждое утро, как нужно одеться, и я прекрасно себя чувствую в образе, который создался, и мне не надо его каждый день менять. В какой-то момент жизни ты сам с собой совпадаешь, а когда ты совпал, не надо идти на ухищрения. У меня не чешется каждый день вдруг надеть красное, розовое или зеленое. Я спокойно отношусь к своим морщинам, потому что они очень гармоничны со мной. Если у человека есть недостатки, важно не фиксироваться на них, превращать их в достоинство, однажды найдя общий язык с самим собой.»

У нас в стране не умеют носить возраст. Женщины в 45 либо безудержно молодятся, либо сдают позиции. Свиблова привлекательна в свои 60 лет и будет поражать нас яркой харизмой, думаю, еще не один десяток лет. Но самое главное – она ЖИВАЯ, в отличие от многих мумифицированных героев рубрики Иконы стиля. Восхищает манера этой женщины держаться. Ее можно узнать в толпе даже со спины, и не нужно долго искать поводы, чтобы применять эпитеты – элегантная, аристократичная, утонченная.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ольга Свиблова родилась 6 июня 1953 года в городе Москва. Ее отец был инженером в космической области Курчатовского института, а мать - будучи филологом, преподавала немецкий язык в одном из столичных университетов. Девушка воспитывалась в весьма интелегентной семье, не смотря на очень скромный образ жизни.

В 4-летнем возрасте Ольга заболела костно-суставным туберкулезом, который сопровождался слабостью конечностей. Передвижения давались с огромным трудом. Со временем последствия заболевания были сломлены упорными физическими упражнениями и спортивными занятиями.

Получив среднее образование в математической школе, девушка отдала предпочтение биологии, поступив на биологический факультет Московского государственного университета, но вскоре разочаровалась в своем выборе. После третьего курса перешла на психологический факультет МГУ. В 1978 году окончила аспирантуру, защитив диссертацию по теме «Метафоризация творческих процессов».

Впервые посетив выставку современного искусства, атмосфера котрой весьма впечатлила девушку, в середине 80-ых Ольга сама берется за организацию подобных мероприятий. В 1986 году реализует себя как режиссер-документалист, снимая фильмы об искусстве. Ее дебютный фильм - лента «Архитектор Мельников».

Через год выходит картина под названием «Кривоарбатский переулок, 12». За эту работу Свибловой вручили приз на фестивале документального кино об архитектуре, который прошел в Лозанне. В 1988 году был представлен документальный фильм «Черный квадрат», который рассказывает о русском андеграунде периода 1953-1988 годов.

За эту киноленту Свиблова была награждена главным призом Чикагского фестиваля документального кино и первым призом Бомбейского фестиваля документалистики. Но самой почетной и престижной наградой для нее по прежнему остается «Золотая пластина», приз парижской критики Каннского фестиваля.

Спустя некотрое время Ольга Свиблова презентовала еще две документальные ленты - «В поисках счастливого конца» 1991 года и «Дина Верни» 1995 года. Эти картины тоже получили престижные отечественные и зарубежные награды. В 1995 году была удостоена почетного звания «Заслуженный деятель искусств РФ».

В 1996 году Ольга Львовна становится инициатором создания Московского Дома фотографии, который позднее был переименован в «Мультимедиа Арт Музей», став крупныйшим музейно-выставочным комплексом. Впоследствии основала ассоциацию «Искусство конца века» и Московскую школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.

Вторая половина 1990-х годов ознаменовлась тем, что Ольга не только организовала, но и стала художественным директором Московского Фотобиеннале и конкурса «Серебряная камера». Является организатором и художественным директором Московского Международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии» который проводится один раз два года, начиная с 1999 года.

Была художественным директором международных фестивалей «Москва глазами русских и зарубежных фотографов» и «Спорт в фотографии». В 2007 и 2009 годах выступила в качестве куратора Российского павильона 52-й и 53-й Венецианской биеннале современного искусства.

В 2011 году Ольга Свиблова вошла в международный рейтинг 100 самых влиятельных людей в мире искусства по версии издания Le journal des Arts, заняв 97 место в списке. Имя этой женщины регулярно вносят в Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве, который составляет журнал «Артхроника».

Ольга Львовна Свиблова на сегодняшний день является куратором многочисленных российских и зарубежных художественных и фотовыставок. Член союза художников России. Доктор искусствоведения, профессор. С 2012 года академик Российской академии художеств.

Профессиональная деятельность Ольги Львовной высоко оценена многими отечественными и зарубежными наградами, такими как: Медаль мэрии Парижа «За вклад в сотрудничество России и Франции в области культуры», Золотая медаль города Париж, Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Орден Академических пальм, Орден Дружбы, Кавалер Ордена Почетного Легиона, Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» степени Командора.

Обладатель Премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Лучший кураторский проект», Почетной премии «За вклад в области культуры» имени Витторио де Сика, Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства.

Свиблова Ольга, биография которой характеризует ее как человека, обладающего удивительным талантом и уникальными способностями, 6 июня отметила 60-летний юбилей. Директор Мультимедиа Арт Музея и искусствовед родилась в столице нашей родины в 1953 году. В 1979 году она отучилась в МГУ на психологическом факультете, а позже, в 1987 году, окончила аспирантуру по специальности «Психология творчества». Свиблова является доктором философских наук, член-корреспондентом Академии художеств.

Свиблова Ольга. Биография. Начало карьеры

Художественными выставками и творчеством Ольга Львовна занимается с 80-х годов. Так, в этот период времени она организовала свою первую выставку, была куратором многих фестивалей и проектов, конкурсов искусства в СССР и за границей.

Свою крупную долю славы она получила в 1987 году, когда в Финляндии работала над несколькими проектами и была куратором фестиваля авангардного искусства. Также в 87 году Ольгой был снят первый документальный фильм. Дебютное кино молодого искусствоведа получило приз на фестивале, посвященном архитектуре Лозанны.

Свиблова Ольга, биография которой богата интересными фактами, принимала участие в выставках в Париже и Финляндии. Ее следующий фильм «Черный квадрат» рассказывал об андеграунде советского периода (1953-1988 годы). Фильм потряс публику и получил массу кинонаград, среди которых приз критиков главный приз Чикагского фестиваля, награда от Всесоюзного фестиваля. Также среди работ Ольги фильмы «Кривоарабский переулок, 12», «Дина Верни» и другие были лауреатами множества кинофестивалей.

Свиблова Ольга. Биография в 90-х годах

1991 год начался для Ольги Львовны довольно успешно. Она стала президентом и основателем ассоциации под названием «Искусство конца века», позже она открыла филиал своей ассоциации во Франции. Она всячески поддерживала молодых художников России, организовывала их выставки в «Ля Баз».

1996 год у Ольги был посвящен фотоискусству. Тогда она возглавила Московский дом фотографии, который стал первым музеем, специализирующимся на этом виде искусства. Спустя три года Ольга - художественный директор международного фестиваля, посвященного моде и стилю в фотографии.

Свиблова Ольга Львовна. Биография настоящего времени

В 2006 году Ольга Львовна открыла школу мультимедиа и фотографии им. В данной школе обучают художников, а также фотографов, которые работают в жанре современного искусства, художественной фотографии и готовятся к профессиональной деятельности в средствах массовой информации. В 2008 году ее занесли в список 12 успешных женщин по версии журнала «Карьера», также она состоит в рейтинге 100 влиятельных людей мира искусства.

Ольга Свиблова, Дом фотографии которой до сих пор успешно функционирует и процветает, олицетворяет собой тот симбиоз ума и красоты, к которому стремится большая часть женщин. Успешная и влиятельная дама, она всегда знала, чего хочет, и старалась творить не только для себя, но и для других.



Рассказать друзьям