Общение учителей с родителями учащихся. Консультация на тему: Трудности в общении педагога с родителями

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Трудностей в организации общения между родителями и педагогами на самом деле много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная...

Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Из чего же складывается успех общения? Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» . Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Личностные качества и установки (личностный компонент)

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность

Знания (содержательный компонент)

  • о семье
  • об особенностях семейного воспитания
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
  • о методах изучения семьи
  • о современных формах организации общения
  • о методах активизации родителей

Умения и навыки (деятельностный компонент)

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Владение методами изучения семьи
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

«Нарисуем» портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Портрет педагога

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
  • Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
  • В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  • Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
  • Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно

Психологи выделяют три cоставляющие общения:

  • Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.
  • Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.
  • Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.

Следующий этап общения - речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. В.Н. Куницина в своей книге «Межличностное общение», приводит принципы построения речевой коммуникации. Они могут быть представлены в виде схемы.

Принципы построения коммуникации

Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. В этой работе он указывает на то, что у каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но при этом сохраняя свои сущностные черты и свою уникальность. Стиль общения отражает специфику взаимоотношений между людьми, многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в диалог.

В наши дни выделяют много стилей общения, мы остановимся на основных:

Совместное творчество

В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.

Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.

Попустительский стиль

Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Стиль - дистанция

Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Стиль - устрашение

Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.

Стиль - заигрывание

По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Менторский стиль

Менторский стиль общения появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.

По мнению Г.Б. Мониной, эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор ».

Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств. Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций "хорошо" и "плохо", "правильно" и "неправильно", в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как, во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю "прокурор", поскольку здесь одной из главных целей педагога является обвинение (ребенка или его родителей).

Противоположный стилю "прокурор" стиль "адвокат" подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Стиль «адвокат» педагогу рекомендуется использовать в общении с родителями в следующих случаях:

  • родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;
  • родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
  • педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника - человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции "адвокат" - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль "адвокат" легче использовать в повествовательной форме, и многие педагоги с успехом применяют его.

Конфликты родителей и воспитателей в детском саду

Причины могут быть как объективными, так и субъективными.

Объективными причинами являются недобросовестное отношение воспитателя к работе. Лучший выход из ситуации – забрать ребенка и подыскать другой садик.

Субъективные причины имеют место быть как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним относятся неоправданно позитивные или же неоправданно негативные эмоции от детского сада.

Неоправданно позитивные эмоции возникают в том случае, если родители убеждены, что детский сад научит ребенка всему. Если эти ожидания не оправдываются, то возникает напряжение между воспитателями и родителями. Важно понимать, что детский сад многое делает для развития детей. Но он не сможет заменить ребенку родителей и их воспитательное воздействие.

Неоправданно негативное отношение к детскому саду возникает тогда, когда родители сами не посещали дошкольное учреждение, но слышали множество плохого о нем.

Другой субъективной причиной конфликтов в детском саду является то, что для многих родителей воспитатель - символ власти, который поучает их. Когда воспитатель дает родителям рекомендации, они считают, что воспитатель оценивает их самих. Это ошибочное мнение, приводящее к недопониманию и конфликту.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

  • с ребенком мало занимаются в саду;
  • не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;
  • не могут найти подход к ребенку;
  • используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
  • плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);
  • ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
  • ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
  • часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
  • не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.

Конечно, и у воспитателей есть "свой список" претензий к родителям:

  • неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
  • забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
  • забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
  • приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
  • поздно забирают детей;
  • плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем - это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов. Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!

Воспитателям:

  • информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
  • показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения в конфликтной ситуации.
  • грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
  • использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями

(беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).

Родителям:

  • Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
  • Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
  • Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.

Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща - это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  1. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

  • Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  • Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  • Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  • Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
  • Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
  • Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Любому родителю (кому-то реже, кому-то чаще) приходится общаться с учителями. Это отношения, которых попросту невозможно избежать, если ваш ребёнок учится в школе. Специалист по современному этикету Татьяна Николаева формулирует простые, но очень важные правила, которые помогут учителю учить, ребенку учиться, а вам избежать головной боли.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Ребёнок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский. Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно так зачастую и рассматривают свои отношения с педагогом родители, забывая, что учитель и родители должны быть, как минимум, союзниками (а лучше, партнерами), и цель у них общая: обучить и воспитать ребенка. Поэтому ребёнок занимает вершину этого треугольника, родители и учителя - места у его основания. Оно должно быть максимально прочным и устойчивым, его не должно «перекашивать» ни в какую сторону. Поэтому правильно выстроенные отношения родителей с педагогом - это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в процесс образования ребенка.

Как это сделать? Все мы живые люди, подвержены перепадам настроения, наше мнение всегда субъективно и наш ребенок для нас всегда «самый-самый». И это нормально. Разве может быть по-другому? Родителей бросает из крайности в крайность, в зависимости от нашего эмоционального состояния, успехов или неудач ребенка. Да мало ли еще от чего.

Встречаются родители, буквально не дающие прохода учителям. Их лебезяще-заискивающий стиль общения не только слышен в голосе, но и виден за версту в мимике, жестах и позе. Они не могут и дня прожить без общения с учителем, они караулят его у школы и оповещают о каждом чохе своего дитяти. Основная задача таких родителей - донести до учителя мысль, что его ребенок особенный (особенно болезненный, особенно ранимый, особенно талантливый - нужное подчеркнуть), следовательно, и отношение к нему должно быть особенное.

Родители из другой крайности в общении с педагогом, как будто намекают на происхождение слова «педагог».

Педагог (др. греч. παιδαγωγός) - раб, приставленный к ребенку, чтобы водить его в школу, охранять и оберегать его

Сомнительно, конечно, что они это знают, но по их поведению можно сделать вывод, что они застряли в античности и по-прежнему считают педагогов своими рабами. Поэтому их общение с педагогом зачастую начинается с нецензурной увертюры и, минуя содержательную часть, представленную слабым, неуверенным соло учителя, с разбегу переходит в зубодробительный (иногда в прямом смысле) финал.

Все минусы этих крайних вариантов очевидны. Как избалованный особым отношением, так и обнаглевший от безнаказанности, ребёнок выйдет в жизнь неадекватным и неуравновешенным.

Есть несколько базовых правил, которые помогут заложить фундамент нормальных, ровных и, что важнее всего, деловых отношений с учителем.

1. Придерживаться элементарных правил вежливости

Здесь сложно что-либо добавить, но иногда полезно еще раз проговорить важные вещи.

2. Обращаться к учителю на «вы» и по имени-отчеству

Это правило незыблемо, даже если педагог кажется вам очень молодым или «своим в доску». Это поможет вам задать нужную, уважительную дистанцию и удержит от оскорблений даже в случае эмоционального срыва.

3. Держать в узде свои эмоции при разговоре с учителем

Они мешают услышать позицию преподавателя. Постарайтесь вникнуть в суть его претензий. Если не получается, если эмоции все же зашкаливают, извинитесь, и попросите учителя о встрече позже, когда «переварите» информацию, обдумаете в спокойной обстановке и будете готовы к конструктивному диалогу.

4. Не приходить к учителю по серьезному поводу без предупреждения и взаимной договоренности

У учителей, как правило, достаточно плотный график, и чтобы уделить время вам, учителю придется чем-то жертвовать. Согласитесь, не лучшая атмосфера для конструктивного диалога. Визиты в стиле «как снег на голову» радуют учителей, только если ваш ребенок - отчаянный головорез, и место ему в колонии для малолетних преступников, либо если за десять лет обучения ребенка вы явились в школу первый раз.

5. Не критиковать учителя в присутствии ребенка

Даже если педагог не прав, критиковать взрослых - прерогатива взрослых, но никак не детей. Это во-первых. А во-вторых, выслушайте сначала учителя, а потом уж делайте выводы. Любой ребенок - тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. А человеку очень свойственно оправдывать свои поступки и очень убедительно объяснять свои промахи. Это нормально, это одно из проявлений инстинкта самосохранения. Поэтому узнайте точку зрения учителя на происшествие, а потом уже делайте выводы. Если ребенок все же был прав, объясните ему, что учитель ошибся, ведь право на ошибку есть у каждого.

6. Помните, зачем пришли. Всегда

Общаясь с учителем, возьмите за правило держать в уме цель вашего взаимодействия. Цель эта - обеспечить комфортные условия для получения знаний вашим ребенком, а вовсе не доказать учителю его глупость и никчемность на фоне вашего блестящего ума и универсальной компетентности.

Одной из современных проблем дошкольного образования является общение педагога с родителями. Профессия воспитателя ДОУ крайне важна, ведь он должен объяснять в процессе общения ребенку его положение в обществе, помогать и поддерживать при необходимости, обозначить моральные нормы. В какой-то степени педагог даже помогает поддержать отношения в семье.

Существуют различные формы общения воспитателя с ребенком и его родителями в ДОУ. При этом могут периодически возникать типичные трудности, которые необходимо устранять. Разумеется, у взрослых людей есть свой набор черт характера, бывает плохое и хорошее настроение, проблемы в различных сферах жизни, непонимание принципов этики. Но они должны соблюдать определенные правила общения во благо ребенка и для сохранения между собой ровной атмосферы.

Большая миссия

Эффективное общение педагога с родителями должно носить положительный характер, отвечать законам этики. Если воспитатель ДОУ позволяет себе в отношении них требовательный тон или, не дай Бог, крики, то это его открывает далеко не с самой лучше стороны. Вполне можно поговорить спокойно, объяснить сложившуюся ситуацию, подсказать типичные пути решения трудностей или серьезных проблем воспитанников, если они есть. Приветливым, доброжелательным должен быть педагог и в общении с детьми, и с другими членами семьи. Зачастую деток забирают бабушки, тети, сестры, знакомые – обязательно убедитесь, что человеку можно доверять, посмотрите на реакцию ребенка на забирающего его человека.

Компетентность педагога действительно крайне важна, ведь в его обязанности входит:

  • налаживание общения с членами семьи каждого своего воспитанника и обучающегося, если речь идет о подготовительной группе;
  • оказание всевозможной поддержки, проведение типичных консультаций по воспитанию ребенка;
  • инициатива в объединении усилий воспитателя и родителей для того, чтобы ребенок обрел все навыки, необходимые ему для поступления в школу и дальнейшей жизни;

Не обойтись в данной профессии без чисто человеческого понимания. Важно уметь подстраиваться под настроение другого человека, где-то приободрить, где-то посочувствовать. Общение — главный инструмент в отношениях с людьми.

Если планируется проведение каких-либо семинаров с родителями воспитанников ДОУ, то педагоги должны тщательно подготовиться к мероприятию, разместить информацию на . Необходимо продумать стиль своего общения, подобрать типичную информацию, которая будет интересна и полезна взрослым. Помните, что у родителей нет педагогического образования — они могут не понимать психологию своей дочери или сына, поэтому важно доходчиво объяснить им различные особенности их ребенка. Это в будущем поможет контролировать дисциплину и устанавливать правил в распорядке дня для уже обучающихся в младших классах.

Общение педагога с родителями: памятка воспитателям ДОУ

Существует несколько простых правил, которым стоит следовать при общении с родителями:

  1. Не осуждайте. Часто педагоги совершают ошибку, обвиняя родителей в том, что они самостоятельно не воспитывают своих детей. Поверьте, если семья благополучная, то они стараются уделять малышу максимум своего времени. Другое дело — если имеются проблемы. Общение педагога с родителями должно сводиться к получению максимального понимания при минимизации ненужных советов и взаимных упреков. Первым делом определите форму общения, пусть она будет индивидуальная с каждым родителем в ДОУ.
  2. Высказывания в духе «Я бы на вашем месте…» крайне редко приводят к установлению доброжелательных отношений между родителями и педагогами. От них лучше вовсе воздержаться.
  3. Не пытайтесь выведать у взрослых то, что не касается их педагогического процесса внутри семьи. Это не этично и не корректно. Трудности в семье могут случаться в силу разных причин. Если только вы замечаете на ребенке регулярные следы побоев, он сам вам жалуется, у него нетипичный гардероб в холодное время года, то можно пообщаться с родителями или обратиться к органам опеки с тревожным сигналом.
  4. Разумеется, нельзя выносить все проблемы и трудности из стен ДОУ. Исключение составляют вышеупомянутые случаи, когда необходимо обращение в полицию или органы опеки. Помните, от этого зависит будущее и здоровье ваших воспитанников.
  5. Поверьте, конфликта можно избежать, если захотеть этого. Все мы люди — неужели не найдем общий язык? Старайтесь быть терпимее, сдержаннее, этичнее, менее эмоциональными, ведь вы носите высокий статус педагога ДОУ — на вас в каком-то смысле лежит ответственность за психологическое состояние воспитанников, а также обучающихся в подготовительных кружках. Используйте свои человеческие качества как главный аргумент в общении.

Постарайтесь держать себя в руках даже в самых сложных ситуациях и самых больших трудностях. Люди бывают разные, порой родителям приходится решать не только проблему своего ребенка, но и конфликтные ситуации, возникающие с его сверстниками, на работе, в личной жизни, в обществе или даже политике. В данной ситуации вы становитесь посредником, несете определенную ответственность — от правильного общения зависит очень многое. Терпения вам и сил, уважаемые педагоги!

Раткевич Татьяна Ивановна
воспитатель
ГБОУ школа №242

Типичное общение педагога с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями. Чаще всего это монолог педагога, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка. Контакт между воспитателем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель - хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Для этого педагогу необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители. Основным средством установления контакта с родителями для воспитателя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям. Поэтому воспитателю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе педагога, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у педагогов, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Но по роду своей деятельности педагог должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший воспитатель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Индивидуальное общение. При общении с родителями педагог должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями воспитатель должен хорошо продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически. Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.
Может быть два варианта такого общения:
1) по инициативе педагога;
2) по инициативе родителей.
При проведении беседы с родителями по инициативе педагога должны учитываться постановка психологической цели. - Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?) При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.
· Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги! · Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. · Четко определите тему и придерживайтесь ее. · И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

Консультация для воспитателей

«Общение педагога с родителями»

План:

  1. Проблемы взаимодействия
  1. Сферы возникновения трудностей во взаимоотношений;
  2. Представление об идеальном воспитателе и идеальном родителе у воспитателей и родителей;
  3. Представление родителей и педагогов о важности семейного и общественного воспитания.
  1. Приоритетное направление работы;
  2. Позиции общения.
  1. Рекомендации по организации взаимодействия.

Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, довольно неоднородны, что проявляется в социально – экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их информированности по проблемам воспитания.

Дети, воспитывающиеся в семьях с большим достатком, только на первый взгляд кажутся благополучными (хорошо одеваются, разнообразие в еде, много игрушек), где женина одновременно мать и бизнесвумен, внимание к ребенку с ее стороны часто оказывается ограниченным. Таких детей воспитывают бабушки и дедушки или гувернантки. Из-за этого такие дети постоянно испытывают дефицит в общении с родителями. Так возникает отчуждение.

В семьях, где муж способен материально обеспечить семью, он практически не принимает участия в воспитании ребенка. Матери в таких семьях чаще всего домохозяйки. Они по – разному подходят к воспитанию ребенка. Если мать больше занята собой, происходит полное устранение от вопросов, связанных с личностным развитием ребенка. Для других воспитание ребенка является единственным способом саморегуляции. Чрезмерная опека приобретает уродливые формы и отрицательно влияет на здоровье и развитие ребенка.

В семьях с низким достатком существуют другие трудности. эти люди чаще всего остаются верными своему профессиональному выбору и ищут иные источники дохода. Такие родители характеризуются повышенным уровнем тревожности, связанным с нереализованными потребностями из – за нехватки денег. Дети в этих семьях лишены возможности носить красивую одежду, у них ограниченное количество игр и игрушек. Их родители не могут посещать мероприятия, проводить отпуск.

  1. Сопоставим сферы в которых родители и воспитатели хотят получить помощь друг от друга.

А. перспективы развития и обучения ребенка (подготовка к школе, интеллектуальное развитие ребенка, дети левши и др.)

Б. ситуативные поводы, связанные с поведением и обучением ребенка (чем ребенок занимался, как кушал, как спал и др.)

В. Организационные поводы (оплата за посещение, выучить стихотворение, помощь по группе и др.)

Основные поводы: - ситуативные

Организационные

Гораздо реже они взаимодействуют по поводу перспектив развития и обучения ребенка, а так же вопросов, выходящих за пределы того, как ребенок провел день в детском саду.

  1. Многие родители заинтересованы в воспитании ребенка, что он им не безразличен, и то же самое можно сказать и о воспитателях, то есть отчуждение ребенка от семьи и детского сада нельзя считать причиной трудностей во взаимодействии родителей и педагогического коллектива ДОУ.

Хотя обе стороны заинтересованы в детях, в их воспитании, они не представляют это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества. Отсутствие стремления к сотрудничеству может быть может быть связано с различным представлением о важности воспитательных функций, выполняемых другой взаимодействующей стороной, и стремление взять все воспитание и обучение ребенка на себя каждой из взаимодействующих сторон.

Таким образом, можно предположить, что, с одной стороны, семья недооценивает роль дошкольного учреждения в процессе воспитания ребенка, а с другой стороны – педагогический коллектив дошкольного учреждения недооценивает роль семьи.

  1. Воспитатели оценивают важность почти всех воспитательных функций семьи ниже, чем воспитательных функций детского сада (готовность к школе, развитие дисциплины, общение со сверстниками).

Родители более высоко оценивают роль детского сада по сравнению с семьей в таких сферах, как подготовка к школе и общение со сверстниками. В остальных сферах оценка родителями воспитательных функций семьи и детского сада приблизительно одинаковы.

Исключением является только индивидуальное развитие ребенка. Важность семьи в выполнении этой функции родители и педагоги оценивают одинаково высоко. Воспитательные функции детского сада и семьи родители оценивают выше, чем воспитателя.

  1. Взаимодействие педагога и родителей.
  1. Работа с семьей, ее привлечение к жизни детских групп, выращивание общности, возникшей в первые же дни между родителями и педагогами – одно из самых приоритетных направлений в работе педагогического коллектива. Пока не сложилась это общность, родители и педагоги чувствуют себя не столько единомышленниками и сотрудниками, сколько оппонентами, находящимися по разные стороны своеобразной баррикады, которую нередко обозначает входная дверь в группу. Дети рано усваивают, что одно годится для детского сада, а другое только для дома, что в одном из этих мест можно позволить себе то, о чем в другом и подумать страшно.

Для того, чтобы мама захотела выяснить с педагогом действительно волнующий её вопрос, обсудить с ним свои семейные сложности, нужно, чтобы она доверяла ему как специалисту, обладающему знаниями, которых у нее нет, и личностно как тактичному и доброжелательному человеку, который ни при каких обстоятельствах не злоупотребит ее доверием. Завоевать такой авторитет нелегко.

Для того, чтобы создать такую общность, необходима специальная целенаправленная работа, в которой используются самые разные формы общения. Важен характер семьи (их состав, внутрисемейные отношения, культурный уровень, материальный достаток и т.д.). С другой стороны важны личные и профессиональные особенности педагогов, которые строят общение с семьей. Как выглядит педагог – скромный и застенчивый человек, не уверенный в себе, или мягким, но уверенным, излишне самоуверенным, всегда имеющим на все готовый ответ.

  1. Например, для того, чтобы мама ребенка уверилась в том, что воспитателю действительно небезразличны проблемы ее сына или дочки, воспитатель должен войти в ее, мамин смысловой контекст. Нужно внимательно выслушать или тактично расспросить ее, воздерживаясь от оценочных высказываний, как бы принять на время точку зрения рассказчика. Вполне возможно, что, только основательно вникнув, воспитателю удастся разглядеть в том, что на первый взгляд казалось ему неприемлемым, свою правоту, а вместе с ней и возможные пути выхода. Это использование позиции «снизу» в общении с мамой ребенка. В это время общность между родителями и педагогом налаживается почти автоматически, после такого предметного общения им будет гораздо легче обсуждать любые проблемы ребенка и его семьи.

Позиция «сверху». Педагог, видя суть проблем развития ребенка и пути их разрешения, обладая при этом в глазах родителей определенным авторитетом, может в процессе беседы с ними разъяснить им их ошибки, предложить изменить меры воздействия на ребенка, а так же конкретные приемы и способы взаимодействия с ним.

Но совершенно ясно, что для того, чтобы родители приняли эти советы, нужно обязательно сохранять в качестве основного тона личностного взаимодействия позицию «рядом», «вместе». Утеря ее грозит невозможностью влиять на мнение и поведение родителей в отношении ребенка.

  1. Рекомендации по организации взаимодействия:

Формы работы: беседы, консультации, лекции, собрания, родительские семинары. Важным условием для построения полноценного общения педагогов и родителей является принципиальная открытость детских групп для родителей, которые могут в любое удобное для них время приходить туда, участвовать в их жизни, общаться с детьми и педагогами.

Празднование дней рождений и именин, еженедельные пятничные «чаи» в каждой группе, на которых родителям рассказывают и показывают все, что произошло в группе за неделю, и участие родителей во всяких событиях и праздниках и их помощь в подготовке и проведении таких событий.

Регулярно сообщать родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

Регулярно предоставлять информацию о содержании учебных занятий и достижениях детей. Воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.

Жалуясь на плохое поведение ребенка, воспитатель мешает установлению доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Сводя общение с родителями до минимума, сообщая лишь об административно – хозяйственных нуждах, воспитатель не может расположить их к диалогу и сотрудничеству и тем самым, в конце концов, лишает учреждение родительской поддержки. Кроме того, у родителей складывается мнение, что они нужны только для «поборов» и «черной работы».

Избегая общения с родителями, воспитатель вызывает настороженность со стороны родителей и провоцирует агрессивность по отношению к ДОУ.




Рассказать друзьям