Программа детство познавательное развитие по фгос. Конспект занятия по математике по программе «Детство» для средней группы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Светлана Ходеева
Конспект занятия по математике «Овладение действиями трансформации» по программе «Детство»

«Овладение действиями трансформации »

Задачи : развивать пространственное мышление , комбинаторные способности, логическое мышление, закреплять умение детей решать примеры, неравенства, воспитывать умение работать сообща.

Материал : цифры 1-10, счетные палочки, карточки с неравенствами, кубик игры «Уникуб» , части «Архимедовой игры» , образец самолета, ключ трансформации , карточки по трансформации , ракета, образец составления кареты.

Ход занятия

Восп : Жил да был Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду-Солнце, пытаясь разгадать тайну рождения жизни и смерти звезд. Звездочет старел, а тайна осталась неразгаданной. И тогда Звездочет решил полететь к Солнцу. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее ссыльных коней, да и помчусь» - решил он. Давайте поможем Звездочету составить из кубиков карету.

Дети строят карету из кубиков по образцу (см. Б. П. Никитин. «Ступеньки творчества или развивающие игры» У-32)

Восп :- Что ты, что ты –заскрипела карета. Мне не выдержать такого длинного путешествия. Ведь оно продлиться не менее 500 лет. Возьми уж лучше автомобиль.

Игра «Поиск девятого» . Детям предлагается определить на каком из автомобилей Звездочет отправиться к Солнцу.

Восп : Выбрал Звездочет самый быстрый автомобиль. Но едва взялся за руль, как зафыркал мотор : «Фр-р-р. Не буду включаться! Сто лет работать без отдыха! Возьми лучше самолет, он летать умеет».

Детям предлагается составить из элементов «Архимедовой игры» самолет по расчлененному образцу. На каждой части самолета есть примеры (2+3; 4+2; 5-1; 6-3) . Дети устно решают примеры, показывают цифру ответа.

Восп : Отправился Звездочет к самолету, но самолет отказался выполнять его просьбу. В космосе нет воздуха и его крыльям не на что опереться. Только ракета может летать в безвоздушном пространстве . Давайте построим ракету с помощью цифр, соединяя точки. Начнем с самой маленькой цифры. Какая цифра самая маленькая? Что меньше 2 или1?

Дети поочереди соединяют точки ракеты, а остальные дети решают неравенства(1 и 2, 4 и 3, 5 и 6, 3и 3)

Восп : - «Я самая выносливая, самая быстрая, я довезу тебя за один год» , - сказала ракета. На чем еще можно добраться к Солнцу? Мы строили самолет, ракету. А что еще может превращаться в самолет, в ракету? Как вы думаете, что может трансформироваться ? Вот и мы с вами сейчас будем трансформировать разные фигуры . Я буду показывать карточку-ключ, а вы будете трансформировать .

Показываю детям карточки-ключи трансформации . Дети поочередно трансформируют на фланелеграфе (карточка-ключ трансформации «цвет» - изменяется цвет предметов, карточка-ключ «размер» - изменяется размер предметов, карточка-ключ «изменение количества» - изменяются предметы по количеству, карточка-ключ «добавление» - добавляется часть или целая фигура, карточка-ключ «убавление» - убавляется часть или целая фигура, карточка-ключ «раздвижение» - изменяется месторасположение фигур путём раздвижения частей или фигур, карточка-ключ «наложение, соединение» - изменяется месторасположение путём наложения, соединения фигур, карточка-ключ «разворот» - изменяется месторасположение фигур или их частей путём разворота).

Восп : А теперь у вас есть задание и вы будете трансформировать самостоятельно . (Каждому ребёнку даётся карточка и карточка-ключ трансформации ).

А как вы думаете, на чём ещё можно добраться до Солнца?

Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул : «Ракете нужен год, а мне 8 минут» . И Звездочет отправился к Солнцу на солнечном луче.

Под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович
Цель программы: обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное. Девиз программы: «Чувствовать - Познавать - Творить», Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Программа "Детство" разработана авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. Она создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности.

  1. 1. «Познание» - призван помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение), развить познавательную активность, любознательность.
  2. 2. «Гуманное отношение» - ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру.
  3. 3. «Созидание» - помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, развить двигательные умения, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
  4. 4. «Здоровый образ жизни» - создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщиться к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Программа «Детство» состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста - младший (3-4-й годы жизни), средний (5-й год жизни) и старший дошкольный возраст (6-7-й годы жизни).

Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к красоте, добром отношении ко всему окружающему, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.

Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе посредством усвоения детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, их поступками, эмоциональным состоянием. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям.

Особое внимание в программе обращается на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Определен круг познавательных, речевых, практических умений, которые может освоить дошкольник и которые позволяют ему получить первоначальные знания о природных объектах, включить их в круг своих интересов и деятельности.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира - наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.).

Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.

Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:

  • характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
  • особенности сферы деятельности;
  • общие задачи воспитания; представления, практические умения;
  • уровни освоения умений; методические советы; список литературы;
  • заключение.

Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.

Структурно-содержательная характеристика

Программный материал для каждого возраста включает четыре содержательных блока.

1. Сведения о растениях, животных как представителях живой природы. Дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость.

2. Механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде.

3. Знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных. Дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса.

4. Знания экосистемного характера. Дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью, узнают также, что человек способен по-разному воздействовать на сообщества живых организмов: может их разрушать, а может поддерживать.

В программе предусматривается формирование большого количества обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.). Однако в дошкольном возрасте обобщение не должно быть самоцелью, интеллектуальным балластом, загружающим память и мало используемым (или совсем не используемым). Важно еще и такое обстоятельство: формирование каждого обобщения требует много времени и усилий как от воспитателя, так и от детей: оно строится на разнообразных, усвоенных ранее конкретных представлениях, нуждается в специальной процедуре подведения их под обобщение, а потом - в овладении специальным умением использования этого обобщения в новых ситуациях. Следует также иметь в виду, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление - ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.

Высокий уровень программы «Детство» требует и высокого уровня технологий, построенных на глубокой интеграции самых различных аспектов, обеспечивающих целостное и гармоничное развитие личности ребенка.

Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Программа «Детство» ориентирует внимание не только на экологические представления детей, но и на разные личностные проявления - познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе. При этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

В программе имеется раздел «Уровни освоения представлений и умений», в котором выделяются три уровня экологической воспитанности: низкий, средний и высокий. Даются также «Методические советы» для реализации программы.

В программе предусмотрены занятия-наблюдения в уголке природы и на участке, где дети учатся сами ставить цель, элементарно планировать, делать выводы. Также важную роль играют обобщающие наблюдения, экскурсии. Так, в конце мая или летом рекомендуется провести экскурсию на реку, где детям рассказывают, что в реке живут растения и животные, приспособившиеся к жизни в воде. Дети наблюдают за растениями, растущими на берегу, за птицами, животными, насекомыми, образ жизни которых тесно связан с водой (например, утки, стрекозы, комары).

Авторы предлагают использовать элементарную поисковую деятельность: дети должны научиться принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположение о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты, рассуждения, длительные сравнительные наблюдения. Этому способствуют такие занятия: «Воздух и его свойства», «Свойства воды», «Сравнение песка, глины и камней», «Светолюбивые и теневыносливые растения».

Большое внимание в программе «Детство» уделяется трудовой деятельности, которая осуществляется как в повседневной жизни в форме групповых и индивидуальных поручений (дежурство в уголке природы), так и на специальных занятиях.

Предметно-развивающая среда

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Комплексная программа «Детство» - серьезный проводник в жизнь экологического воспитания дошкольников. В ней представлены биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу.

При реализации этой программы у дошкольников вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе - познавательное, экологическое, бережное и гуманное.

К моменту поступления в школу дети имеют обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь.

В повседневной жизни программа «Детство» рекомендует проводить беседы - как групповые (обобщающие, эвристичные), так и индивидуальные - на тему природы. Эти беседы помогают ребенку правильно построить свое поведение в природе, по-новому взглянуть на знакомые события.

Программа «Детство» позволяет воспитателю организованно и целенаправленно формировать у детей полные и достаточно дифференцированные представления об объектах и явлениях природы, обеспечивая им необходимый экологический кругозор, элементы экологического мышления. Можно утверждать: «Детство» - это не только программа обогащенного многогранного развития личности дошкольника, но и комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.

Учебно-методическое обеспечение

Программа имеет полный комплект методического обеспечения. Авторским коллективом опубликован ряд методических пособий (для воспитателей), составляющих библиотеку программы «Детство» и предназначенных для оказания помощи воспитателям ДОУ в практическом освоении программы.

ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной о сновной общеобразовательной программы дошкольного образования « ДЕТСТВО» / Под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др.(80%), образовательной программы ДОУ (20%) - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей среднего дошкольного возраста.

Обязательная часть по программе «Детство» обеспечивает достижение воспитанниками необходимого и достаточного уровня развития ребенка.

Вторая часть отражает специфику детского сада, приоритетные направления его образовательной деятельности.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи :

1. Укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.

2. Развитие познавательной активности детей, освоение средств и способов познания, обогащение опыта деятельности и представления об окружающем.

3. Воспитание самостоятельности и развития стремления к самоутверждению и самовыражению.

4. Укрепление доброжелательных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных делах.

5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.

6. Обогащение социальных представлений о людях, о родном городе, стране.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1.Организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе учебных занятий для детей 4-5 лет, игр-занятий (занятий-путешествий, занятий-загадок, сюжетно-игровых занятий и др.), образовательных и социально-игровых ситуаций для детей 4-5 лет;

2. Совместную деятельность педагогов с детьми через организацию разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно-продуктивной, музыкальной, литературной), режимных моментов;

3. Самостоятельную деятельность детей;

4. Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации рабочей программы дошкольного образования.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей в соответствии с ФГТ, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

1.1.Возрастные особенности детей 4-5 лет

Воспитанникам исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Воспитанники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому очень важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются довольно высокой возбудимостью . Учитывая слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, видя перевозбуждение ребенка, надо переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми, объединяя в небольшие подгруппы на основе общих интересов, помогает детям понять, как можно договориться, создать игровую обстановку.

Особенно внимательно нужно относиться к робким, застенчивым, а также агрессивным детям.

Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники активно сотрудничают со взрослым в практических делах. Воспитанники активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Проявляется возраст «почемучек».

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Это способствует проявлению чувства уважения к старшим.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Надо развивать самостоятельность в различных видах деятельности. В 4-5 лет ребенок может анализировать и сравнивать предметы по цвету, форме, запаху, размеру, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально создает ситуации, в которых надо применить освоенные приемы(песок влажный или сухой, годится он для постройки, отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжали одновременно 2-3 машины и прочее).

Воспитатель использует приемы индивидуального подхода, но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Темпы развития детей различны: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.

У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Преобладает однополое игровое общение. Детям необходимы игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы форменной одежды.

Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни воспитанников. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, режиссерских, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Игры целенаправленно используются воспитателем для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.

Значительное время отводится для игр по выбору детей. Задача воспитателя - создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду. Примечательной особенностью детей является фантазирование.

Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы воспитателю о том, что кто-то не выполняет какое-то требование. Это не «ябедничество» ребенка, а осмысление им поступка. Среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам - оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми. Воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и другие.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Ранимость ребенка 4-5 лет - это не индивидуальность,а особенность возраста. Необходимо подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.

Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное. Важно воспитателю ежедневно беседовать с детьми, знакомить с художественной литературой, рассказывать сказки, прослушивать музыкальные произведения.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей - в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развивать самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

1.2.Организация режима пребывания детей

в образовательном учреждении

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности с учетом социального заказа родителей, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.

Режим предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности (фронтальную, подгрупповую, индивидуальную работу с детьми), соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПинам, 2010 года). Режим дня составлен с учетом реализации содержания образовательной программы по всем 10 образовательным областям. Гармоничность и всестороннее развитие детей обеспечивает календарное проектирование педагогической деятельности ежедневно по 4 направлениям развития: физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое и социально-личностное (ориентировочно по 2 часа в день по каждому направлению).

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 14 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

Общественно-полезный труд детей средней группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к образовательной деятельности, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.

Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Режим дня средней группы № 7(возраст детей4-5лет)

Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2-3 занятия в день не более 30 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.

Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.

Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.

Режим дня детей средней группы (возраст 4-5 лет)

Режим дня составлен с расчетом на 12- часовое пребывание воспитанников в детском саду.

Режим дня на холодный период года средней группы

Длительность

1 час 20 минут

Приём детей. Минута вхождения в день (взаимодействие с детьми, родителями, коммуникация ); утренняя гимнастика: (образовательные области: физическая культура, здоровье, социализация); беседы с детьми : (коммуникация, социализация, познание); наблюдения в центре природы: (труд, познание); свободные игры (коммуникация, социализация); индивидуальные и групповые дидактические игры : (познание, коммуникация, социализация); самостоятельная деятельность в центре творчества: (художественное творчество, познание, социализация, коммуникация); подготовка к завтраку (здоровье, социализация, безопасность, коммуникация)

Завтрак Индивидуальная работа с детьми. Дежурство по столовой. ОД: закрепление культурно-гигиенических навыков (труд, здоровье, безопасность, познание)

Самостоятельная игровая деятельность (коммуникация, социализация, познание)

По 15-20 минут одно занятие

НОД с интеграцией образовательных областей

Чтение художественной литературы

Подготовка ко 2 завтраку, 2-ой завтрак (здоровье, социализация, познание)

1 час 30 минут

Подготовка к прогулке (самообслуживание, социализация, коммуникация). Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и быту, подвижные игры (физкультура, здоровье, познание, коммуникация), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация)., индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура, дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с социальным миром (познание, коммуникация, социализация, безопасность ), экспериментирование (познание, здоровье, коммуникация), общение по интересам (коммуникация), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте , на мольбертах (художественное творчество).

Возвращение с прогулки, водные процедуры (здоровье, социализация, коммуникация, труд). Самостоятельная деятельность детей.

12.00-12.50

Подготовка к обеду: Совместная ОД: закрепление культурно-гигиенических навыков, пальчиковые игры, чтение художественной литературы ., обед , дежурство по столовой, индивидуальные беседы (самообслуживание, безопасность, труд, культурно-гигиенические навыки, этикет, познание, художественная литература, социализация, коммуникация)

Подготовка ко сну (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, здоровье - воздушные ванны)

Музыкатерапия (музыка, здоровье)

Дневной сон (здоровье)

Гимнастика пробуждения (воздушные ванны, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия (здоровье, физическая культура коммуникация, социализация, чтение художественной литературы)

Игры по желанию детей (коммуникация, социализация, труд). Сюжетно-ролевые игры (познание, коммуникация, социализация). Минутки красоты (наблюдение, рассматривание предметов, любование красотой в природе) (познание, художественное творчество, социализация). Самостоятельная игровая и деятельность детей (Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество). Час физической нагрузки (здоровье, физическая культура, коммуникация, труд, познание).

Подготовка к ужину, ужин (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание) (здоровье, коммуникация, познание)

Организация совместной деятельности с детьми (на усмотрение воспитателя)

НОД с интеграцией образовательных областей + платные кружки

1час 30 минут

Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и в быту (безопасность, коммуникация, социализация), подвижные игры (физкультура, здоровье, познание), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация), индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с социальным миром (познание, коммуникация, социализация), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте, на мольбертах (художественная деятельность). Работа с родителями.

Игры с любимыми игрушками (самостоятельная деятельность детей)

Самостоятельная деятельность в центре творчества (художественное творчество) Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (познание, социализация, коммуникация, художественное творчество) Игры-хороводы, музыкальные игры, игры на шумовых инструментах (музыка, познание, художественное творчество, коммуникация, социализация). Самостоятельные игры детей в различных центрах (познание, коммуникация, социализация) Самостоятельная деятельность в центре двигательной активности, совместная деятельность по развитию движений (здоровье, физическая культура, социализация, коммуникация).

II. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

По действующему СанПиН для детей 4-5 лет планируют не более 11 занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут

(СанПиН 2.4.12660-10).

III. Содержание психолого-педагогической работы

Циклограмма педагогической деятельности (по 4 линиям развития)

Понедельник - физкультурно-оздоровительное направление

(ОО «Физическая культура» и «Здоровье»)

Вторник - познавательно-речевое развитие

(ОО «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)

Среда - социально-личностное развитие

(ОО «Социализация», «Труд», «Безопасность»)

Четверг - 2 вариативная часть ООП

(Хореография, Конструирование)

Пятница - художественно-эстетическое развитие

(ОО «Музыка», «Художественное творчество»)

Циклограмма деятельности в средней группе

I половина дня

I и II прогулки

II половина дня

понедельник

1. Дидактическая игра (экология)

2. Развивающая игра (общение)

3. Строительно-конструктивная

4. Развивающая игра (внимание, память)

5. Хороводная игра (1)

1. Подвижная игра (3)

2. Сюжетно-ролевая игра

3. Дидактическая игра (экология)

4. Игра - экспериментирование

2. Дидактическая игра

3. Пальчиковая игра

4. Сюжетно-ролевая игра

5. Игра - драматизация (флан.)

1. Дидактическая игра (звуковая культура речи)

2. Пальчиковая игра

3. Словесные игры

4. Беседы о семье, игрушках

5. Сюжетно-ролевая игра

1. Подвижная игра - 3

2. Игра - экспериментирование

3. Сюжетно- ролевая игра

4. Дидактическая игра

5. Хороводная игра

1. Дидактическая игра

2. Пальчиковая игра

3. Коммуникативная игра

4. Игра - драматизация

(театр игрушек)

5. Строительно-конструктивная игра

1. Дидактическая игра (сенсорика)

2. Пальчиковая игра

3. Строительно-конструктивная игра

4. Подвижная игра

5. Коммуникативная игра

1. Подвижная игра (3)

2. Сюжетно- ролевая игра

3. Игра - экспериментирование

4. Дидактическая игра

5. Развивающая игра (внимание, память)

1. Строительно-конструктивная игра

2. Дидактическая игра

(свойства и качества)

3. Игра - драматизация (театр тенев.)

4. Сюжетно - ролевая игра

5. Пальчиковая игра

1. Пальчиковая игра

2. Хороводная игра

3. Настольные игры, разр. карт

4. Дидактическая игра (изо)

5. Развивающие игры

1. Подвижная игра - 3

2. Сюжетно - ролевая игра (1)

Ирина Узлова
Конспект занятия по математике по программе «Детство» для средней группы

Программное содержание :

Упражнять детей в умении находить и называть цифры от 1 до 5 в соответствии с числовой карточкой. Развивать пространственные представления, аналитические способности детей. Закреплять геометрические фигуры : круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Развивать творческое воображение, смекалку, умение воссоздать модель по образцу.

Развивать самостоятельность, логическое мышление, инициативу, умение активно действовать в условиях проблемной ситуации.

Материалы к занятию :

Демонстрационный : «корабль» , построенный из стульчиков с наклеенными цифрами, лабиринт, мешочек, «волшебные камни» , «волшебная палочка» .

Раздаточный : числовые карточки, лабиринты, наборы геометрических фигур в конвертах, игра «Сложи узор» , образцы к игре, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель :

Ребята, к нам сегодня должен прийти Микки-Маус, но он заблудился и попал на заколдованный остров и не может оттуда выбраться.

Микки-Маус просит нас помочь ему. Поможем? Остров окружен со всех сторон морем. Как вы думаете, на чем туда можно добраться?

Дети :

На корабле.

Воспитатель :

Возьмите билеты и занимайте свои места. Номер места соответствует количеству кружков на билете. (Дети садятся на корабль) .

Воспитатель :

Дети, чтобы не было скучно в пути, давайте поиграем в словесную игру «Птицы, рыбы, звери» .

Воспитатель :

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Мимо острова крутого…

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Воспитатель :

Ребята, вот мы уже и подошли к заколдованному острову. Даже камни здесь необычной формы. (Дети должны обнаружить сходство камней с разными предметами) .

На столах лежат листочки с нарисованными лабиринтами. Дети выполняют задание. Один ребенок выполняет задание у доски, дети проверяют.

Воспитатель :

Ребята, я нашла мешочек. Давайте посмотрим, что в нем. (Достает записку) . Оказывается, на этом острове, злой волшебник заколдовал зверей и превратил их в кусочки картона.

Я мишка косолапый, веселый и лохматый,

В лесу спокойно жил, с лисичкою дружил.

Вы, ребята, помогите, из фигурок нас сложите!

Дети на ковре на листочках картона выкладывают фигурки зверей из набора геометрических фигур : лису, белку, зайца или медведя. Воспитатель проверяет и просит детей назвать, из каких фигур составлена зверюшка.

Воспитатель :

Дети, отгадайте, что еще здесь лежит?

Палочка, но не простая. Она может выполнить любое желание.

Правильно, волшебная палочка. С помощью этой волшебной палочки мы расколдуем и найдем Микки-Мауса.

Слушайте, как мы это сделаем. Я взмахну палочкой, а вы 5 раз хлопните, 3 раза топните, 2 – подпрыгните, 1 раз обойдете вокруг себя, закроете глаза и

дружно скажете : «Микки-Маус, появись! Микки-Маус, покажись!»

Появляется Микки-Маус, благодарит детей и предлагает поиграть в игру «Карлики-великаны» .

Воспитатель :

Микки-Маус, пока мы тебя искали, прошло много времени, мы устали и нам надо поскорей возвращаться домой. На чем нам быстрее добраться?

Микки-Маус :

На ракете. Вот вам кубики, постройте, пожалуйста, ракету.

Дети строят ракету из кубиков «Сложи узор» по образцу.

Микки-Маус :

Построили? Пристегнулись. Пошел отсчет времени, считаем от одного до десяти. Взлет.

Воспитатель :

Ну вот, мы и опять в детском саду . Спасибо тебе, Микки-Маус.

Микки-Маус благодарит детей за спасение и прощается.

Список использованной литературы

1. «Математика от трех до семи » «Акцидент» , Санкт-Петербург, 1997 г.

2. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайлова, издательство «Просвещение» , Москва, 1985 г.

Конспект НОД «Непослушный зайка»

Цель: Расширение и уточнение пред ставлений детей о диких животных, об их месте обитания. Углубить представление детей о зайце, его внешнем виде. Продолжать учить составлять рассказ по мнемотаблице. Развивать связную речь. Воспитывать любознательность, желание прийти на помощь.Воспитывать коммуникативные навыки, инициативность, навыки сотрудничества.

Виды деятельности: Игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная.

Предварительная работа:

1. Чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц и Ёж».

2. Работа с мнемотаблицами.

3. Игры «Звери шли на водопой», «Заинька походи», «Зайка беленький».

Оборудование: Мнемотаблица «Зайчиха», интерактивная доска, презентация о месте обитания животных, геометрические фигуры по количеству детей, альбомные листы, губки, цветная вода в баночках, игрушка зайца.

Ход НОД

Орг. Момент. Дети стоят в кругу игра «Хорошее настроение» И вдруг слышат плач. Ой, ребята, слышите, у нас с Вами хорошее настроение, а кто то плачет, прислушайтесь, кто же это может быть? Появляется зайка.

Зайка: Здравствуйте! А где это я? Шел по лесной тропинке, а пришёл сюда…

Воспитатель: Ты попал в детский сад.

Зайка: А где находится ваш детский сад, в каком городе?

Дети: В городе Белгороде, детский сад №86. Находится по адресу: Чапаева, дом 3.

Воспитатель: Зайка, а почему ты плачешь?

Зайчик: Я потерялся. Не послушался своей мамы убежал и заблудился.

Воспитатель: А какая она, твоя мама?

Зайчик : Добрая, любимая, заботливая.

Воспитатель: А фотография мамы у тебя есть?

Зайчик : Конечно. Вот она, моя мамочка. (Показывает картинку с изображением мамы-зайчихи.)

Помогите мне её найти.

Воспитатель: Поможем? Но сначала скажите мне, кто у зайчика мама?

Дети : Зайчиха.

Воспитатель: Чтобы найти зайчиху, нужно составить её словесный портрет. А поможет нам в этом вот такая таблица(мнемотаблица). Но есть одно условие, в каждом предложении должно быть слово – зайчиха.

Примерный рассказ детей:

  1. Это зайчиха.
  2. Зайчиха белого цвета.

    Зайчиха живёт в лесу.

    Зайчиха дикое животное.

    У зайчихи овальное туловище, круглая голова, маленькие чёрненькие глазки, длинные уши, короткий хвост.

    У зайчихи есть враги: лиса, волк, рысь, охотник.

    Зайчиха – сказочный персонаж.

(Дети составляют рассказы.)

Воспитатель : Зайка, почему ты плачешь? Зайка: Я нашел мамины бусы, но они порвались, что же мне теперь делать?

Воспитатель: дети, как помочь зайке? (ответы детей).

Развивающая игра « Собери бусы». Дети собирают бусы из геометрических фигур по образцу, называя цвет и фигуру.

Воспитатель: Ну вот, бусы собрали, пора и маму искать. А вот и тропинка в лес.(На экране изображение тропинки.)

Презентация.

Чей-то дом. Может быть здесь, живёт мама-зайчиха? (На экране изображение берлоги.)

Дети: Нет, это берлога.

Воспитатель: А кто в ней живёт?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Давайте проверим. (На экране изображение медведя.) Идём дальше.

Может быть это дом зайчихи? (На экране изображение дупла.)

Дети: Нет, это жильё белки.

Воспитатель : А как называется их дом? (Дупло.) Проверяем.

Дети : Лиса.

Зайчик: Ребятки, я устал. Воспитатель : Наши дети тоже устали. Давайте отдохнём и поиграем в игру «Звери шли на водопой». Встаём в кружок. А сейчас вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись.

«Звери шли на водопой»

Как-то раз лесной тропой (идут по кругу друг за

Звери шли на водопой друг за другом)

За мамой медведицей шли? (медвежата) (идут в перевалку)

За мамой лисицей крались Кто? (лисята) (крадутся, на носочках)

За мамой ежихой катились Кто? (ежата) (двигаются в полуприседе)

За мамою белкой скакали Кто? (бельчата) (прыгают)

За мамой зайчихой - косые Кто? (зайчата) (прыгают, сделав ушки из ладоней)

Волчица вела за собою Кого? (волчат) (крадутся большими шагами)

Все – мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, встать на четвереньки).

Вокруг себя повернитесь и в детишек превратись.

Тропинка закончилась. Где же нам искать зайчиху? Посмотрите, какой-то бугорок. Может быть она здесь прячется? Давайте проверим. А поможет нам губка и цветная вода. Берём губку, обмакиваем её в воду и наносим на сугроб. Посмотрите, в моём сугробе спряталась лиса. А теперь проверьте, кто спрятался в вашем сугробе. (Дети рисуют губками) Кто спрятался у тебя, Алёна? Кто спрятался у Саши? А у кого же спряталась зайчиха? Дети рисуют под музыкальное сопровождение « Песня мамонтенка» (В.Шаинский Д.Непомнящая).

Зайчонок! Мы нашли твою маму. Не теряй её больше и сам не теряйся.(на экране появляется зайчонок с мамой). До свидания! А нам пора в детский сад.

Воспитатель: А вот и наша тропинка. (На экране изображение тропинки.) Пора возвращаться в группу. (На экране изображение группы.) В группе находят угощения от зайца морковку. Ведь это самое любимое лакомство зайчат.

НОД по проекту « Без прошлого нет настоящего»

Тема: «Когда родители были маленькими»

Образовательная область «Социализация».

Интеграция с коммуникацией, познанием, художественно-творческой деятельностью, музыкой.

Виды детской деятельности: познавательная, творческая, продуктивная, коммуникативная.

Цель: развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений, взаимосвязь поколений, формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, ввести в словарь детей слово «родня», «семья», дать понятие, что это. Закрепить понимание детей о том, как появляется семья, из кого она состоит. Побуждать детей целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, до получения результата. Воспитывать в детях чувства любви и уважения к членам семьи. Способствовать развитию у детей навыков доброжелательного взаимодействия с членами семьи, с учётом их и своего возраста; понимания и взаимопомощи в семейной жизни, проявления интереса к семейным делам.

Сегодня я принесла загадку – ребус. Вы её отгадаете и поймёте, о чём мы будем разговаривать. 7Я - Что здесь написано? Дети: «Семья». Вот у каждого из вас есть семья, давайте посчитаем всех членов семьи. Сколько у тебя человек в семье, Настя? А у тебя Вадим? А у Алёши? А что по-вашему означает семья?

Не случайно слово «Семья» можно зашифровать как 7Я. Раньше, в старину, на Руси говорили: семья – это семь Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Все они жили одной большой дружной семьёй. Каждый заботился друг о друге, помогал друг другу, защищал в случае беды и опасности семью. Когда родители уходили на работу, старшие дети заботились о младших сестрёнках и братишках.

Воспитатель:.

Ребята, скажите, в семье мужчинами (женщинами, мальчиками, девочками) кого называют?

По возрастам люди делятся на кого? (Дети, молодые, пожилые, старые)

Кто в семье самые старшие? (прадедушка, прабабушка.)

Какие они? (Старенькие, любимые, добрые)

Игра. «Расставим картинки по возрасту людей»

предлагаю детям расположить картинки по возрасту.

От девочки до бабушки (старушки)

От мальчика до дедушки (старичка)

(Садятся на стульчики)

Послушайте стихотворение Я. Акима «Моя родня»

Мама с папой – моя родня. Нет роднее у меня,

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок, лопоухий, Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестрёнке, конфета Тишке.

И ещё есть у меня,

И ещё есть у меня, Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

Вопросы о прочитанном:

Скажите, а кого мы называем членами нашей семьи?

Ребята, кто назван в стихотворении роднёй?

Дети. Папа, мама, брат, сестра.

Воспитатель: Назвали бы вы роднёй Серёжку и щенка Тишку или назвали бы их как-то по-другому?

Дети: Серёжка – это друг, а Тишка – это любимый щенок.

Воспитатель: Ребята, найдите слова, близкие по значению слову «родня». Дети: Родные, родители, родственники.

Воспитатель: Кто такие, по-вашему, родственники?

Дети: Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка. Некоторые дети говорят, что у них есть крёстные родители. Оказывается, у некоторых ребят есть прабабушки и прадедушки.

Игра «Назови ласково»

Бабушка-бабуля- бабуличка, папа-папочка- папуля, сын- сынок- сынуля, дедушка,-дедуличка, тетя-тетенька, братик- братишка- братишечка, мама- мамочка- мамуличка- матушка – маменька, дочь- доченька- дочурка, дядя-дяденька- дяденичка.

А Вы хотели бы быть похожими на своих родственников? А на кого? Почему?

Дети, вы знаете, что когда-то Ваши мамы, папы, бабушки и дедушки тоже были маленькими мальчиками и девочками, хотите посмотреть на своих любимых, вот догадайтесь, чья это мама? (показ нескольких слайдов детских фото родителей детей) дети находят сходство и угадывают. А ещё они любили играть в различные игры, послушайте, вы брали интервью. (Показ видеофильма) . Дети, мы сейчас поиграем в игру «Казаки – разбойники». Ваши родители с утра нарисовали вот такие стрелочки, Вы спрашивали, что это и и спрятали клад, чтоб его найти нужно пройти по стрелкам(дети идут и находят альбомные листы с изображением жёлтого круга) , посмотрите, здесь и записка есть-оказывается это тепло наших родителей, они передают его Вам,(играет нежная мелодия) давайте прижмем к себе тепло наших родителей и представим своих самых родных и дорогих людей. А теперь это тепло давайте превратим в солнышко, и вы нарисуйте столько лучиков, сколько заботы, добра и теплоты дарят Вам Ваши Родные. Дети под музыку рисуют лучи солнца.

Тема: « Семейные традиции»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- сформировать у детей понимание значимости родственных отношений, зависимости добрых отношений от личных качеств каждого;
- расширять и активизировать словарный запас детей (прилагательные);
- учить понимать смысл пословиц о семье;
- довести до детского сознания мысль, что традиции, как и люди, имеют свою историю.
Воспитательные задачи:
- содействовать позитивным изменениям во внутрисемейных отношениях;
- продолжать воспитывать внимательное отношение к ближним, чувство любви и нежности к родителям.
Развивающие задачи:
- способствовать оптимистическому восприятию жизни ребенка, через Библейские рассказы о сотворении мира, умению рассказывать о семейных традициях.
Предварительная работа: интервью у родителей о семейных традициях.
Оборудование:
Мультимедиа и слайды Библейских рассказов о сотворении мира, музыкальное сопровождение.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей выражение «почитать родителей», традиции.
Ход НОД:
Воспитатель предлагает детям встать в круг, приговаривая:
«В круг широкий вижу я, встали все мои друзья». Дети передают друг другу хорошее настроение, взявшись за руки («Я свое хорошее настроение передаю Машеньке, а я свое хорошее настроение передаю Алёше и т.д. в конце передают хорошее настроение всем гостям.).
Воспитатель предлагает детям, разгадав ребус, узнать, о чём сегодня у нас пойдет речь.

7 Я
Ребус

Как вы думаете что это означает (Это значит, что мы как бы повторяемся в родной семье 7 раз. Улыбка напоминает мамину, походка папину, цвет глаз как у бабушки, овал лица как у дедушки и т.д.
. «Я и моя семья»
-Что такое семья? (ответы детей)
- Какого возраста бывают члены семьи?
. Дидактическая игра «Расставим фотографии по возрасту»
(Мальчики расставляют картинки по возрасту от малыша мальчика до старика, девочки от малышки девочки да старушки).
Воспитатель: У каждого из вас есть самые дорогие и любимые люди- это мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тети… Это ваша семья.
Игровое упражнение «Хвалилки» (Дети хвалят свою семью: «Моя семья самая дружная, а моя самая веселая ит.д.).
Воспитатель: Чтобы семья была дружная и счастливая, нужно выполнять пятую заповедь Божью. Вспомните, как она звучит.
Дети: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на Земле».
Воспитатель: А что значит почитай отца своего и мать свою? (ответы детей- быть внимательными ко всем, уважать, не обижать, быть добрыми со всеми, послушными, оказывать посильную помощь).- словарная работа.
Иисус Христос учил «Возлюби ближнего своего, как самого себя» Поэтому любовь и забота о других всегда присуща православному человеку.
Ребенок: Есть на свете земном разные края,
Только там, где отчий дом – Родина твоя.
Веселись, расти и пой – знай, что Родина с тобой.
Помни главные слова «Мама», «Родина», «Семья».
Пословицы о семье (называют дети)
«Семья крепка ладом», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»,
«Родительское сердце в детках», « Семьей жить - Богу служить», «Не нужен клад, коли в семье лад» .
«Семейные традиции»
-Что же такое традиции? (словарная работа).(традиция переводится как «передача», это то что переходит от одного поколения к другому).
-Послушайте, что, об этом, говорят ваши родители?.(На экране интервью с родителями, взятое заранее детьми).
- Мы узнали, какие традиции хранятся в некоторых в семьях. А давайте посмотрим, как Бог трудился в течение недели, при сотворении мира.
Библейские рассказы.
(На экране слайды - календарь, как Бог трудился и совершил все свои дела по сотворению мира за шесть дней, а седьмой день- воскресенье он благословил на отдых).
-Наши семьи православные, и по подобию Божьему так же строят свои отношения в семье, планируют работу и отдых. В будние дни ходят на работу, а в выходные дома все вместе.
- как вы проводите время с родителями, какие семейные традиции хранятся у вас дома? (рассказы детей о семейных традициях сопровождаются показом фото на экране)
Катя семейные концерты по воскресеньям- это наша традиция) (« Когда бабушка была молодой она пела в хоре, мама также очень хорошо поет, старшая сестра Аня учится в музыкальной школе, я занимаюсь танцами. Вся неделя у нас занята: родители на работе, сестра в школе, я в садике. Но зато в выходные дни у нас домашние концерты: в субботу убираем в доме, готовим костюмы, а в воскресенье –концерты- это наша традиция).

Влад («Мамочка каждое утро, приводя в сад целует меня и шепчет на ушко, как она меня любит. Вечером все вместе пьем чай, смотрим телевизор. Каждый выходной ездим в гости к бабушке в Белый колодец. В субботу помогаем по хозяйству, а в воскресенье отдыхаем -пьем чай из самовара с бабушкиными пирогами, Она не разрешает работать в воскресенье, так велел Бог.)
Илья (каждый год всей семьей путешествуют как по России так и за границу- показ фото на экране и уголок интересных сувениров) Илья комментирует.
Саша (семейный архив родословной – награды, ордена,грамоты, старые фото, книги, икона, прадеда и прабабушки)-выставка. В воскресенье всей семьей ходят в храм.
В заключение традиции группы (фото на экране) приглашая гостей готовят самостоятельно угощение: винегрет, фруктовый салат, печенье), отмечают Масленицу, посещают в праздники Крестовоздвиженский храм.
Воспитатель: Так что же такое семья? (итог)
1-реб Семья – это громкое слово!
2-реб. Семья - это звонкое слово!
3-реб. Семья - это слово важное,
4-реб. Об этом вам скажет каждый.
5-реб. Семья-это солнце светит,
6-реб. Семья - это звезды на небе,
7-реб. Семья-это все любовь.
8-реб. Любовь сыновей и отцов,
9-реб. Любовь дочерей и мам,
Вместе: Любовь свою дарим вам! (А.В. Сидорова).
Дети угощают гостей чаем и испеченным печеньем.
Звучит песня «Моя семья»(дети уходят из зала)

Птицы возвращаются на родину из теплых краев. Праздник Благовещенье.

Образовательные задачи : закреплять представления о весен¬них изменениях в природе (становится теплее, больше светит солн¬це, тает снег и лед, возвращаются птицы, улетевшие на зиму в теп-лые края),
закрепить знание детей о православном празднике «Благовещенье».
Воспитательные задачи: воспитывать чуткость, сострадание ко всему живому.
Развивающие задачи: способствовать развитию наблюдатель¬ности, образного восприятия детьми явлений природы.
Ход НОД:
1 часть НОД Игровые задания о весне. Дети встают в круг и предают друг другу игрушечного зайчика с желтым бантом или зайчика желтого цвета. Его зовут солнечный зайчик. Он пришел, чтобы помочь детям научиться замечать приметы наступающей весны. Тот из стоящих в кругу детей, у кого в руках оказывается зайчик, должен сказать, какие из признаков весны он видел сегодня по дороге в детский сад (светило солнышко, таяли сосульки, на дорогах были лужи...)
После того как каждый ребенок даст ответ, зайчик отправляется кругу во второй раз: теперь дети должны назвать весенние звуки, которые они слышали на улице по дороге в детский сад (чирикали птицы, капало с крыш, хлюпала вода под ногами...) Когда зайчик отправится по кругу в третий раз, дети должны будут сказать, удалось ли им как-то почувствовать действие приходящей весны (кто-то скажет, что почувствовал, как по-весеннему стало пригревать солнышко, кто-то почувствовал дуновение еще прохладного, но уже весеннего ветра; кто-то почувствовал в воздухе запах весенней свежести). От имени солнечного зайчика похвалите детей за наблюдательность.
Ребята, у нас ещё кое-где лежит снег, давайте позовем весну:
Весна, весна, ясная,
Приди весна красная,
Солнышко, землю согрей,
Птицы, прилетайте скорей!
2 часть НОД. Дети, вы знаете, что в давние времена считали, что весна начиналась с праздника «Благовещенье Пресвятой Богородицы» (показ изображения иконы, сопровождающий рассказ воспитателя об этом празднике)
Чудесная история произошла в этот день много веков назад. (показ презентации)
Согласно евангельскому повествованию (Лук.1, 26-38), архангел Гавриил, посланный Богом к деве Марии, сказал Ей: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.» Мария не понимала, что значит это приветствие, Архангел продолжал: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и дашь Ему имя: Иисус. Он будет велик и назовется он Сыном Всевышнего». Мария со смирением произнесла: «Я послушна Богу, пусть будет со мною по слову твоему»
Вопросы к детям:
Как звали Архангела, принесшего благую весть?
Что он ей сказал?
Что Дева Мария ему ответила?
3 часть занятия: В народе говорят: «В этот день птица гнезда не вьёт, а девица (девочка) косу не плетёт». В этот день нельзя было работать, нужно отдыхать, да за солнышком наблюдать - в Благовещенье, оно «играет», т.е светит ярко-ярко. Ещё в этот день птиц на волю выпускали: выкупают птицу у птичьего охотника и выпускают из клетки. Считается, что птица заступится перед Богом за своего освободителя. Люди с нетерпением ждали возвращение птиц из дальних краёв.
Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?
(ласточки, журавли, жаворонки).
Проведение дидактической игры «Перелётные и зимующие птицы»
Птицы летят дальний и трудный путь. Вот послушайте стихотворение
Виктора Афанасьева «Перелетные птицы».
Над померкшими полями
И над озером седым
Облака летят волнами
И клубятся, словно дым.
Долго-долго им тянуться
Над пучиною морской,
И не все они вернутся
В дни Пасхальные домой. Отправляясь в путь опасный
Без предела и границ,
Покидают край ненастный
В день осенний стаи птиц.
Мы их встретим на пороге Теплых дней: «Летят, летят!»
Как трудны у птиц дороги,
Но как весел их возврат!

Чем осенний пейзаж отличался от весеннего: что чувствовали птицы, собираясь осенью в чужие страны?
- Что чувствуют сейчас, возвращаясь на родину?
-Что чувствуем мы, встречая возвращающихся птиц?

4 часть НОД. Ребята, вы хотите, что бы птицы поскорее вернулись? Тогда давайте сделаем птиц из теста, испечём их и угостим всех гостей, родителей.
Из ранее приготовленного постного теста, предлагаю детям сделать птиц. Показываю, как это делается, затем складываем на противень, смазанный растительным маслом, и относим для выпекания в столовую. Через 15 минут птички будут готовы.
5 часть НОД
Предлагаю детям встать в хоровод, пригласить гостей и спеть веснянку для быстрого прилёта птиц:
Летел кулик из-за моря,
Принёс кулик девять замков,
«Кулик, кулик, замыкай зиму,
Замыкай зиму, отпирай весну-
Теплое лето!» (повторить 2-3 раза)
Или
русская народная игра «Матушка Весна»
Описание: Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.

Все дети говорят:
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
Правила: Не размыкать цепочку.

Можно во 2-й половине дня продолжить встречать птиц, чаепитием и игрой, если день солнечный, то можно поиграть с настоящими солнечными зайчиками, которые пускает воспитатель с помощью зеркальца, а дети будут стараться «погладить» и «поймать» его.

Материал к занятию:
1.Игрушечный зайчик с желтым бантом (солнечный зайчик).
2. Презентация о празднике «Благовещенье»
2.Зеркальце (если день солнечный).
3. Постное тесто для выпекания.
Рецепт теста:
1 стакан рассола помидор или огурцов.
2 стакана сахара, 0.5 стакана растительного масла, 1чайная ложка соды. Всё замесить с мукой не очень круто и печь 15 минут. Приятного аппетита.



Рассказать друзьям