Развитие ребенка на 2 году жизни. Физическое развитие двухлетнего ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вы с огромным удовольствием и вниманием наблюдаете, как ваш ребёнок развивается и растёт в первый год жизни. Вы каждый месяц отмечаете вашему ребенку мини День рождения. Вы рады каждому новому открытию и достижению вашего ребенка, будь оно большим или маленьким. Конечно, первый год жизни ребенка, очень важный этап для его дальнейшего развития, как интеллектуального, так и физического. Но развитие ребенка второго года жизни ещё увлекательней и интересней.

Как правило, годовалый ребенок умеет стоять, сидеть, и не редко даже ходить. За второй год жизни у ребёнка вы будут происходить грандиозные изменения, как в интеллектуальном, так и в физическом развитии. Рассмотрим это более детально.

Физическое развитие ребенка второго года.

Очень многих родителей беспокоит вес и рост ребенка, в норме ли эти показатели. Толстый ребенок или наоборот слишком худой. Если ваш малыш полноценно и нормально питается, он физически подвижен и активен, то, скорее всего никакого беспокойства по этому поводу быть не должно. Есть ориентировочные нормы веса и роста ребёнка. Эти нормы различаются для девочек и для мальчиков. Но определенных строгих рамок нет, так как показатели веса и роста варьируют. Кроме того, показатели веса и роста ребенка определяется генетически. Поэтому следует учитывать и показатели развития папы и мамы. И сопоставить эти показатели с развитием ребенка.

По сравнению с первым годом жизни вес и рост ребёнка значительно замедляется. В среднем дети в год прибавляют от 2, 5-4 кг в весе и 10-13 см в росте. В течение второго года жизни у малыша будут меняться пропорции тела, то есть малыш будет вытягиваться, и соотношение длины тела по отношению к размеру головы будет уменьшаться.

Кроме этого дети второго года жизни активно растут. У них быстро развивается нервная система, а также органы чувств, координация движений улучшается, более совершенствуется ходьба ребенка, он начинает бегать.

Если вашему ребенку исполнился год, но он не ходит, не огорчайтесь. Развитие идет в пределах нормы. Каждый ребенок имеет сою индивидуальную программу развития, поэтому, когда ребенок будет готов, он тогда и пойдёт.

И если ваш ребенок, в отличие от сверстников, пошел после года, это совсем не обозначает, у него физическое развитие отстает от нормы. Он так же будет хорошо двигаться: ходить, прыгать и бегать, как и сверстники.

Психоэмоциональное развитие ребенка.

Главная цель ребёнка второго года жизни - это продолжать познавать окружающий мир. Малыш руководствуется двумя основными стремлениями: удовлетворением собственных желаний и желанием общения, с мамой, прежде всего. У ребенка второго года жизни эмоциональное развитие происходит очень бурно. Малыш всеми возможными способами удовлетворяет своё «почему».

Кроме этого, у детей данного возраста в развитии речи наблюдается резкий скачок. Может значительно увеличиться словарный запас ребенка. Может, потому, что нет определенного стандарта. Есть дети, которые в полтора года могут рассказать небольшие стишки, и наоборот есть деки, у которых словарный запас не очень велик даже к концу второго года жизни. Но и это, не говорит о недостатках или об умственных способностях вашего малыша. «Молчуны» к процессу общения готовятся более основательно. В один прекрасный момент ваш ребенок удивит вас сказанным и, может это будет не отдельное слово, а сразу целое предложение. Мальчики, как правило, несколько позже начинают говорить, нежели девочки.

Условно второй год жизни ребёнка делят на два периода:

Первый период - от года до полутора лет,

Второй период - от полутора лет до двух лет.

Развитие ребёнка от 1 года до 1, 5 лет.

Первый период второго года жизни в основном связан с освоением навыка ходьбы. В этом возрасте дети, как правило, часто падают, испытываю различные трудности по преодолению препятствий на пути, им еще трудно проходить большие расстояния. В этом возрасте малыши уже спят меньше спят. В основном они могут ограничиться разовым дневным сном, все остальное время они бодрствуют.

У ребёнка интерес проявляется ко всему, но, поиграв немного, он уже начинает искать новое занятие. К концу первого периода второго года жизни малыш уже знает большое количество слов, он начинает понимать смысл целых предложений, но сам еще слова не произносит. Но это совсем не значит, что ребёнок вас не понимает. К этому возрасту, он уже может выполнять словесные просьбы, например, возьми, ложку, принеси игрушку и т. д.

Дети очень нуждаются в общении со взрослыми, кроме этого, с детьми в этом возрасте у них возникают положительные взаимоотношения. Уже сейчас у детей проявляются навыки самостоятельности: ребенок чтобы сделать что-то самостоятельно, может оттолкнуть руку взрослого.

В этом возрасте детки любят всё красочное и яркое. Внимание свое они обращают на яркую свою одёжку, а также показывают её взрослым. Малыши любят всё новое. Если говорить об игрушках, то для них важно количество, а не качество.

Развитие ребёнка от полутора до двух лет.

Двигательные навыки совершенствуются в этом возрасте. Малыш уже хорошо ходит, кроме этого прыгает, бегает, и по стремянке взбирается. Он может «поиграть» в мяч и покружиться. Кроме этого, дети уже способны выполнять во время игры более точные движения, например, они, могут при помощи конструктора «строить». Ребенок учится рисовать!

Дети после полутора лет становятся уравновешеннее: игровая деятельность начинает приобретать разнообразный и более устойчивый характер. Словарный запас малыша значительно увеличивается. Некоторые дети уже неплохо говорят, другие больше молчат, но при этом малыш прекрасно понимает вас и все знает. У ребенка в этом возрасте средний словарный запас составляет 200-400 слов. Игра малыша значительно совершенствуется. Например, ребёнок не только укладывает и кормит куклу, но также одевает и раздевает её, учит ходить, лечит её и т. д. Ребенок повторяет за взрослыми: пытается стирать, убирать, готовить кушать.

В этом возрасте ребёнок начинает усваивать некоторые нормы поведения. Ребенка в этом возрасте как раз нужно приучать к горшку. Может быть вы делали это раньше, но только сейчас ребенок осмысливает свои действия. К сверстникам ребёнок начинает проявлять интерес, к их деятельности, он находит с ними общее занятие. В эстетическом аспекте дети этого возраста значительно развиваются: ко всему красивому они проявляют интерес, они любят музыку, реагируют на напевность стихотворений и ритм.

Второй год жизни имеет особое значение в жизни ребенка. В этот период происходит овладение ходьбой, которая меняет весь облик малыша и способствует быстрому сенсорному развитию и формированию активной речи. Для него характерны необыкновенно высокая ориентировочная реакция, большая потребность в получении новых впечатлений, когда каждая вещь как бы притягивает к себе.

Ребенок проявляет необыкновенную инициативу для достижения желаемого. В этом случае может возникнуть конфликт между свободой действий ребенка и требованиями взрослого. Однако проявление инициативы является фундаментом нормального развития ребенка. Лишь постепенно, с овладением речи, дети начинают усваивать ценности взрослых, а создание необходимых условий, удовлетворяющих потребности ребенка, способствует приобретению детьми возможности самоконтроля.
Индивидуальные, эмоционально-деловые контакты взрослого с ребенком формируют у него такие начала личностных качеств, как глубокая привязанность к близким и адекватная оценка своего поведения, сочувствие к сверстникам.
Обычно выделяют несколько линий развития, которые на 2-м году жизни формируются наиболее интенсивно:

  • понимание речи взрослого и становление активной речи;
  • сенсорное развитие;
  • развитие игры и действий с предметами, движений, навыков, самостоятельности.

Например, развитие игры и действий с предметами прочно связано с формированием движений ребенка, а после полутора лет – и с пониманием речи.
Ребенок второго года жизни встречается с разнообразием предметов и их свойств в природе, быту. Поэтому особенно важно, чтобы дети этого возраста гуляли не только около своего дома, но и выходили за его пределы, например в парк. Особенно интересен для детей выезд на дачу – их окружают яркие цветы, деревья, животные, птицы.
Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение для развития восприятий ребенка: уже в этом возрасте рекомендуется учить малыша различать форму шара, куба, сравнивать предметы контрастных и близких форм, подбирать по образцу предметы такой же формы.
Довольно рано дети определяют величину предметов, которая также является для них сильным, бросающимся в глаза признаком. Ужу в 1 год 3 месяца дети, играя с дидактическими игрушками (вкладышами), различают две контрастные величины: в 1 год 9 месяцев группируют 3-4 контрастных по величине предмета.

К 2 годам дети подбирают по образцу и словесной инструкции взрослого предметы по цвету. Для детей 2 года жизни характерна обостренность восприятия: ничто не проходит мимо их внимания – животные, птицы, транспорт, игрушки, новая одежда. Все это очень важно для малыша – он получает новую информацию, которая необходима для успешного развития. Но нужно помнить, что внимание ребенка еще носит непроизвольный характер. Малыша в этом возрасте нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать его можно многим.


Прежде всего, его внимание привлекают любые изменения в окружающей обстановке : новые игрушки, машина, проехавшая за окном, музыка. Постоянное рассматривание окружающего переходит в наблюдение: увидев несколько раз, как родители кормят рыбок, ребенок уже сам подходит к аквариуму посмотреть, как плавают рыбки. Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя разнообразные предметы, но и действовал с ними, так его мышление формируется в деятельности. Память детей этого возраста носит также непроизвольный характер и выражается в форме узнавания и воспроизведения. Дети хорошо запоминают то, что поразило их воображение.
Память связана с повторами. Важно формировать все виды памяти ребенка – зрительную, слуховую, речедвигательную, тактильную. Этому способствуют дидактические игры, музыкальные занятия, занятия по системе Монтессори. Недостаток сенсорных впечатлений обедняет жизнь ребенка, резко снижает умственное развитие, его эмоциональную сферу.
Второй год жизни – это «сензитивный» период в развитии речи, в котором наблюдается особая чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению, а развитие речи происходит очень интенсивно. На втором году ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого, понимать его речь. Растет его активный словарь, ребенок овладевает грамматическим строем языка, начинает пользоваться речью.
Понимание речи формируется постепенно. Дети могут понимать в этом возрасте названия игрушек, предметов обихода, одежды? Названия действий, которые они сами могут выполнить («возьми», «принеси», «Посмотри», «покорми», «покачай» и т. д.). Малыши охотно выполняют поручения взрослых («Принеси свои ботинки»; «Ложись в кроватку»), при этом они хорошо ориентируются в своей комнате. С малышом уже можно говорить о том, чего он в настоящий момент не видит (конечно, при этом нужно опираться на имеющийся опыт ребенка).
Если до полутора лет ребенок воспринимает общее у однородных предметов, названных взрослым, то после полутора лет эта способность к обобщению находит выражение в его собственной речи. Для начала 2 года жизни характерен «период наглядных обобщений», когда ребенок обобщает предметы по внешним, бросающимся в глаза признакам: по цвету, величине и т.п. Позже, приобретя некоторый опыт, ребенок по словесной инструкции взрослого обобщает предметы по существенным признакам: сначала ходит по просьбе взрослого, а затем и сам называет однородные предметы независимо от их внешних признаков.
В первую половину 2-го года жизни у ребенка формируется очень важное для него умение подражать словам, произносимым взрослым, в начале малыш произносит слова облегченно («би-би» — машина, «ав-ав» — собачка), здесь важно, чтобы взрослый сопровождал их словами, произносимыми правильно. Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основе подражания растет словарь ребенка: к году он насчитывает около 10 слов, к 1 году 6 месяцев – 30, а к 2 годам – 300 слов. С 1 года 9 месяцев до 2 лет в речи ребенка возрастает количество фраз. Важный момент в развитии речи – появление первых вопросов (а это? какая?), отражающих развитие познавательной деятельности. Лепет чаще всего возникает во время общей двигательной активности.
К концу 2-го года речь начинает выполнять свою основную функцию – общение с окружающими. Ведь поводов для обращения к взрослому бывает очень много: просьба чем-то помочь, вместе поиграть, и жалоба, и выражение какого-то желания, удивления, радости.
Особое значение для ребенка имеет развитие игры и действий с предметами . Манипулируя с предметами, он практически знакомится с их свойствами. Если он до полутора лет может заниматься одним видом деятельности 2-4 мин, то к 2 годам – 5-7 мин, сопровождая свои действия словом. Постепенно в игре формируется мышление.

В специальных исследованиях выявлено, что на 2-м году жизни осуществляется процесс формирования общения между детьми. Это период, когда у детей появляется интерес к сверстнику, его деятельности, что сопровождается положительными эмоциями, желанием повторять действия другого ребенка. Дети эмоционально восприимчевы, им быстро передается настроение сверстников, как положительное, так и отрицательное. Роль взрослого заключается в обеспечении положительного эмоционального состояния детей в игровых ситуациях.
В начале 2-го года ходьба еще не достаточно координирована, но она постоянно совершенствуется. Постепенно малыши становятся более ловкими, скоординированными, они начинают согласовывать свои движения с действиями других детей или взрослых и овладевать навыками движений.

Большим достижением в развитии ребенка 2 - го года жизни является ходьба. Это делает ребенка более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства.

К концу 2 - го года жизни у детей улучшается координация движений, дети осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений.

Общение детей со взрослыми в раннем возрасте является непременным условием развития предметной деятельности-- ведущей деятельности детей этого возраста.

Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами, например, с игрушкой (зайцем) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, хвостик, а за другими предметами закреплены иные и однозначные способы действия.

Жесткая закрепленность действий за предметами - орудиями, способы действия с ними усваиваются ребенком под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.

Ребенок 2 - го года жизни активно усваивает действия с такими предметами - орудиями, как чашка, ложка, совочек и др.

На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудия как продолжение руки, и потому это действие было названо ручным (например, ребенок использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф). На следующем этапе он учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песочек, снег, землю, ведром--воду). Таким образом, ребенок приспосабливается к свойствам орудия.

Овладение предметами - орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно - действенный характер. Ребенок учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это Создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и действовать с предметами не только непосредственно, но и опосредствованно, т. е. с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать).

Практическая предметная деятельность детей является важным этапом перехода от практического опосредствования к умственному создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. Наибольшее значение среда - них в раннем возрасте имеет обобщение. Но так как опыт ребенка невелик и он не умеет еще выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения часто бывают неправильными, Например, словом шар ребенок обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщения по функциональному признаку: шапа (шапка) -- его шляпа, косынка, кепка и др. за Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Так как деятельность ребенка осуществляется совместно со взрослым, то речь его ситуативна, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога.

У ребенка увеличивается словарь. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов. Слова, которые использует ребенок в своей речи, становятся обозначением сходных предметов.

К концу 2 - го года ребенок начинает использовать в своей речи двухсловные предложения. Факт интенсивного усвоения ребенком речи объясняют тем, что маленькие дети любят многократно произносить одно и то же слово. Они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это--период повышенной восприимчивости ребенка к речи окружающих. Поэтому этот период называют сензитивным (благоприятным) для развития речи ребенка. Формирование речи в этом возрасте является основой всего психического развития. Если по каким - то причинам (болезнь, недостаточное общение) речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то его дальнейшее общее развитие начинает задерживаться.

В конце первого и начале второго года жизни наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых людей. В этом возрасте они предпочитают игрушке реальный предмет: миску, чашку, ложку и т. д., так как им в силу недостаточного развития воображения еще трудно пользоваться предметами - заменителями.

Ребенок второго года очень эмоционален. Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей неустойчивы. Смех сменяется горьким плачем. После слез наступает радостное оживление. Однако ребенка легко отвлечь от неприятного чувства, показав ему привлекательный предмет.

В раннем возрасте начинают формироваться зачатки чувств. Это происходит в том случае, если взрослые приучают малыша считаться с другими людьми. «Не шуми, папа устал, он спит», «Подай дедушке туфли» и т. д. На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к товарищам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и ласковое слово, и сочувствие, и проявление внимания к другим людям, и, наконец, стремление разделить радость с другим человеком. Если на первом году чувство симпатии еще непроизвольно, неосознанно, неустойчиво, то на втором году оно становится более осознанным.

В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу (Р. X. Шакуров). Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения ребенка к себе и к своим качествам.

Уже в раннем возрасте начинают складываться предпосылки воли. Увидя привлекательную вещь, ребенок проявляет настойчивость в осуществлении своего желания обследовать ее. Чтобы эти предпосылки получили развитие, необходимы определенные изменения в условиях жизни ребенка, в характере его взаимоотношений с окружающими людьми, которые реализуются на следующем этапе его жизни.

Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх.

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:

  • вес: 12,3-12,7 кг.
  • рост: 84-86 см.

На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.

Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет

Из данной таблицы следует, что средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.

Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи .

Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.

Освоенные новые навыки и умения

Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?

  • Уверенная ходьба.
  • Прыжки.
  • Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
  • Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
  • Удар ногой по мячу, броски мяча.
  • Умеет ловко лазить и пятиться назад.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Проходить сквозь обруч.
  • Удерживать равновесие на перекладине.

Умения

  • Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
  • Листать страницы книжки.
  • Стоять на цыпочках.

В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.

Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.

Развитие речи в 2 года

Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу .

Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.

Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.

Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

Особенности развитие психологии детей 2-3 лет

Поведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни.

Еще одной закономерностью считается то, что ребенок не может долго сосредоточивать внимание на одном предмете.

Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.

  • Речь более понятна , чем у полугодовалого, иногда с использованием прилагательных.
  • Ребенок может складывать пирамидку, кубики, мозаику.
  • Может разрезать бумагу, держа ножницы в одной руке.
  • Под ритмичную музыку подтанцовывает (покачивается, приседает, притоптывает).
  • Выполняет простые указания и просьбы.
  • Способен запомнить четверостишья, потешки, песенки.
  • Рисует, из пластилина лепит простые фигурки.
  • Разбирает игрушки , пытаясь изучить содержимое.

Познавательные способности ребенка 2-х лет

  • После показа он может собирать пирамиду из 5 колец (от большего кольца к меньшему, и наоборот).
  • Соотносит геометрическую объемную фигуру с плоским аналогом.
  • Определяет предмет по его характерным признакам весу, фактуре, то есть тяжелый, мягкий.
  • Ориентируется в разных величинах (например, сравнивая матрешку по высоте, цвету, объему, ширине).
  • Зрительно выделяет предмет по его форме (сопоставляет геометрические фигуры по форме, и вставляет в соответствующие окошки).
  • Выделяет три-четыре цвета , некоторые называет или подбирает к данному образцу.
  • Проводит линии различной длины, направленности и формы, называет, что нарисовано.

Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?

В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и .

Желательно отметить, что дети в этом возрасте сосредотачивают внимание только на небольшом количестве предметов. Они быстро увлекаются новым занятием, но также устают за короткое время и теряют интерес к ним. Играйте в небольшие по длительности и простые для восприятия игры.

  • «Кто быстрее»

Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит.

Эта игра научит различать предметы по форме.

  • «Сходства и различия»

Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов.

Игра развивает внимательность.

  • «Сравнение»

Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5.

Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.

  • «Книга своими руками»

Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю.

Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику.

  • «Крепость»

Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга.

Игра развивает воображение.

Питание и уход

В двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки).

Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша

1. Салат «Снеговик»

Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку.

2. Гречневые котлеты

На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару.

3. Зразы из творога и тыквы

Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной.

Ухаживая за двухлетним малышом, нужно заботиться о его здоровье и безопасности, обеспечивать комфорт и всестороннее развитие, соблюдать режим сна и питания.

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия,которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения - это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т.д.

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также комплексный метод руководства играми детей :

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения : усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.



Рассказать друзьям