Тематические родительские собрания на тему сказкотерапия. Материал (старшая группа) на тему: Мастер-класс родительского собрания "Метод сказкотерапии"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Озернова Катерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстёпновка с/п Детский сад " Солнышко"
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание " Что за прелесть эти сказки?" в старшей возрастной группе с использованием интерактивных форм и методов.
Дата публикации: 07.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей»

на тему

Родительское собрание « Что за прелесть эти сказки?» в старшей

возрастной группе

с использованием интерактивных форм и методов.
время обучения: 36 часов Выполнила Озернова Катерина Сергеевна, Должность: Воспитатель место работы, г.Самара ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка. Самара, 2016г. 1

Тема:
«Что за прелесть эти сказки?»
Форма проведения:
Родительское собрание.
Аудитория:
Дети старшей группы, воспитатель, помощник воспитателя, родители.
Количество участников: 27 человек

Цель:
 Расширение кругозора детей о сказках.  Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативной навыков.  Стимулировать родителей для участия в мероприятиях ДОУ;
Задачи:
1. Предложить и показать возможность использования сказкотерапии, как метод работы с детьми, при решении различных проблем и коррекции их поведения. 2.Подвести к пониманию огромной значимости сказки в воспитании ребенка; 3.Убедить родителей пересмотреть свои взгляды на рассказывание сказок детям; 5.Привлечь внимание к необходимости совместного творчества с детьми.
Информационно-техническое обеспечение:
приглашение для родителей
Материалы и оборудование:
 Аудиозапись песен из сказок (диск «Сказочная мозаика»).  Фонограмма песни из «Ералаша» («Мальчишки, девчонки, а также их родители…»).  Листы бумаги, фломастеры.  «Черный ящик», «сказочные предметы» – 2 шт.  Геометрические фигуры (для моделирования).  План-схема или «камень-путеводитель».  Столы, стулья.  Анкеты для родителей по теме « Что за прелесть эти сказки?» (Приложение №4)
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок и сказок народов мира, беседа, после прочитанного, обсуждение. Выставка детских книг «Моя любимая сказка». Конкурс рисунков «Что за прелесть эти сказки». Проведение игр «Угадайка», «Опиши героев сказки». Домашнее задание: придумать четверостишие (по сказкам) для девиза команде. Для родителей: разучивание слов к сказке «Теремок наоборот». (Приложение №5)
Пояснительная записка
: Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем. Они учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают собственную самооценку и уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, и главное - развиваются всесторонне. Играя в сказку, у детей активизируется словарь, совершенствуется осознанная речь, ее интонационный строй. Родительское собрание « Что за прелесть эти сказки?» осуществляется, как увлекательная, познавательно-игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения, развития нравственно-духовных качеств личности. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.Организоватьсовместную творческую деятельность детей и их родителей, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании. 2

Логика проведения:
В начале, в зале звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки». Родители без детей (дети в группе со вторым воспитателем) входят в зал, садятся.
Воспитатель:
Сядем рядком, да поговорим ладком. «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Однажды, давным-давно…», с таких слов начинаются наши любимые сказки. А дошкольный возраст – возраст сказки. Так почему же дети их очень любят? (Можно послушать мнение родителей). Из них они черпают множество знаний, расширяют свой кругозор, учатся видеть и различать добро, зло, испытывают храбрость, сопереживают за героев. При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими недугами (агрессией, ложью, неуверенностью и др.).Такой метод называют сказкотерапией. Почему же сказка, так эффективна при работе с детьми дошкольного возраста? Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяет мечтать, фантазировать. Во-вторых, у маленьких детей сильно развит механизм идентификации, объединение с персонажем. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным персонажем и это позволяет ему чувствовать, понимать и переживать, находить пути выхода из различных сложных ситуаций. И наша задача научиться использовать в полной мере все возможности удивительной сказочной терапии. Ведь сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. Говоря словами А.М.Виноградовой «Никогда не гасите детскую радость». Поэтому мы и собрались сегодня, чтобы отправиться в сказочное путешествие, увидеть улыбку на лицах и почувствовать магию сказки на себе. Под музыку из «Ералаша» («Мальчишки, девчонки, а также их родители…), входят в зал дети, садятся напротив родителей. В середине жюри, оценивающие команды (администрация).
Ведущий:
Добрый вечер друзья, все пришли сегодня не зря. По многим сказкам мы пройдём, весело и с пользой время проведём. А поможет в этом нам жюри (представить). Давайте все скажем: «Сказка заходи». 1. Мы все разделимся на две команды (родители и дети) и посоревнуемся, согласны? Хорошо, тогда вперёд! Для обеих команд было домашнее задание – придумать сказочное название команде и составить четверостишие для девиза. Проверим, как вы справились (называют по очереди: 1 – дети, 2 – родители, воспитатели в команде детей). Жюри оценивает. 2. Теперь каждой команде необходимо выбрать своего капитана и нарисовать эмблему, отражающую название команды (листы бумаги, фломастеры). Жюри оценивает. 3. Следующий будет конкурс капитанов, который называется «Чёрный ящик». Чтобы его провести, необходимо разыскать этот ящик, его как в сказке куда-то спрятали, а поможет вам в этом план-схема, где написано куда идти (например, встать лицом к солнцу (закату), пройти вперёд 5 шагов, повернуться на лево и пройти вперёд ещё 4 шага, развернуться на 180 и повернуться вправо, дойти до камня-путеводителя там и найдёте то, что искали). Капитаны ищут вместе. Ну, вот и нашёлся «Чёрный ящик», можно и продолжить. В ящик, команды по очереди должны положить какой-то сказочный предмет (например: зеркальце или корону и т.д.). Капитан 1-й команды при помощи наводящих вопросов отгадывает, что это за предмет (например: он большой?, он круглый?, он твёрдый? и т.д.), затем капитан 2-й команды делает тоже самое. Жюри оценивает. 3
4. А теперь предлагаем сказочную викторину, участвует вся команда. Нужно назвать не менее 3-х сказок с числительными (например:«Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Три поросёнка» и т.д.).
Вопросы для команды детей (Приложение №2)

Вопросы для команды родителей (Приложение №3)
Жюри оценивает. – А теперь музыкальная пауза «Угадай мелодию» (из сказок, диск «Сказочная мозаика»). Участвуют все, необходимо не только угадать мелодию, но и изобразить героев сказки, их отличительные особенности. (Это для разминки, не оценивается. Ведущий: Отдохнули, а теперь – Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… 5. А мы продолжаем нашу викторину. Следующее задание творческое: – Нужно придумать другое название, предложенной сказки: Детям: «Красная шапочка», «Снегурочка», «Гуси-лебеди». Родителям: «Царевна-лягушка», «Золушка», «Сказка о рыбаке и рыбке». (Можно на выбор) – Закончить сказку по-другому: Детям: «Если бы волк не съел бабушку…?» Родителям: «Если бы Иван-Царевич не сжёг лягушечью кожу…?» Жюри оценивает. 6. Конкурс костюмов. Из предложенных элементов одежды, составить костюм героя любой сказки (под музыку диск «Сказочная мозаика»). Жюри оценивает. 7. А теперь предлагаем поиграть: 1-й вариант – на столе лежат геометрические фигуры, из них надо смоделировать сказку (предложить, например, «Три поросёнка», «Кот в сапогах») 2-й вариант – Каждой команде надо составить модель своей сказки, а другая команда должна угадать, что это за сказка. Жюри оценивает.
Ведущий:
Наши вопросы и задания закончились, жюри подводит итоги (по итогам проигравшая команда показывает сказку победителям, ими оказываются родители). Уважаемые родители сегодня ваши дети показали хорошие знания, проявили смекалку и победили, с чем их и поздравляем. А вам сейчас представится уникальная возможность поучаствовать в сказке и сыграть роль. Вашим детям приходится делать это часто, вот и вы попробуйте, как это порой бывает сложно для них. Ведь нужно преодолеть застенчивость, страх перед публикой, проявить артистизм. Сказка на новый лад «Теремок»(Приложение №5)
Ведущий:
Вот и закончилась наша сегодняшняя встреча, которую хочется завершить словами народной мудрости «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок». Слово предоставляется родителям. Родители приглашаются на чаепитие. В конце чаепития детям и родителям вручаются медали «Весёлые смайлики».
Используемая литература
:Festival.1septbr Дошкольник.РФ С.В.Чиркова «Родительские собрания в детском саду» 2015.
Приложение.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Анкетирование для родителей по теме « Что за прелесть эти сказки?» 4
1. Сказка это…….. 2. Вы читаете детям сказки, потому что…… 3. Какой Ваш любимый сказочный персонаж? 4. Какие сказки Вам больше нравятся – фольклорные или авторские? 5. Если бы жизнь была сказкой, был (а) бы… 6. Определите 5 уроков, которые можно извлечь из сказки «Колобок». Приложение №2
вопросы для команды детей:
– Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса) – Кто и в какой сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк, в сказке «Лисичка- сестричка и серый волк») – Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку) – Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку) – Назовите любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа) – Какое хлебобулочное изделие ушло из дома? (Колобок) – Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка) – Кому подарил пустой горшок Винни Пух на день рождение? (Ослику ИА) – Кем приходится Золушке добрая фея? (Крёстной) – Кто помогал доброй девочке в сказке «Хаврошечка»? (Корова) Приложение №3
Вопросы для команды родителей:
– В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (В тридесятом) – Назовите настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая) – Место рождения колобка? (Печь) – Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка) – Как называется деталь женского платья, в котором помещаются озёра, лебеди, и другие элементы окружающей среды? (Рукав платья Царевны-лягушки) – Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку) – В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? (Красная Шапочка) – Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3года»? (Старик и старуха) – Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? (Колобок) – В какой русской народной сказке у животных из-за нехватки жилья случилось перемирие? (Теремок) Приложение№ 4
Приглашение на собрание:
Приходите в садик – на собрание И берите ручку и блокнот. Вы узнаете ребенка расписание, Ну, и что планируем на год. Мы надеемся на помощь и участие. Для детей стараемся сейчас. Пожелания услышать будем счастливы! Приходите, рады видеть вас! 5
Приложение №5
Сценарий сказки ТЕРЕМ - ТЕРЕМОК НАОБОРОТ
Ведущий:Ставьте ушки на макушки Слушайте внимательно Мы расскажем сказку вам Просто замечательно Сказку «Терем – теремок» Всем давно знакомую Перевернём наоборот Исполним всё по-новому Стоял в поле теремок Он не низок, не высок Никто в тереме не живёт Никто песен не поёт Ой, кажется кто-то идёт /выходит медведь, идёт вразвалочку/ Медведь:Косолапый я медведь Могу страшно реветь Вы ко мне не подходите Во мне зверя не будите РЫ-РЫ-РЫ! Это что за теремок? Он не низок, не высок Эй, кто в теремочке живёт? Эй, кто в невысоком живёт? Молчок? Теремочек-то не плох Мой будет теремок! /Заходит в теремок, садится за стол, угощается. Звучит музыка, входит волк с гитарой/ Поёт:Пусть я сер, не красив, но скажу вам друзья Что в душе у меня расцветает весна Я поэт, музыкант и в родне у меня Воют все и поют песни нового дня Волк:Ой, какой теремок Он не низок, не высок А кто в тереме живёт? Кто в невысоком живёт? Медведь:Ну, я живу (недовольно) А тебе что нужно? Волк:Ой, Миша, давай вместе будем жить! Медведь: Вот ещё! Зачем ты мне нужен? Волк: Так вместе веселее Я песни могу петь, ночью вою на луну 6
Медведь: Не нужен мне никто Мне и одному хорошо /Волк вздыхает и уходит, звучит музыка входит Лиса/ Лиса: Ах, какой теремок и не низок, не высок А кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? Медведь: Ну, я живу, Чего надо? Лиса:Мишенька, давай вместе жить! Медведь: Вот ещё! Зачем ты мне нужна? Лиса: Так вместе веселее. Посмотри, какая я красивая, А красота говорят, спасёт мир! Нет, милей меня и краше Обойди хоть целый лес Нет красивей и прекрасней Я здесь чудо из чудес Медведь:Не нужен мне никто Мне и одному хорошо Иди своей дорогой Знаю я вашу сестру! /Лиса уходит. Звучит музыка, вбегает заяц с мячом в спортивной форме/ Заяц:Ого! Вот это теремок! Он не низок, не высок А кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? Медведь: Ну, я живу! Чего надо? Заяц: Дядя Миша! Давай вместе жить! Медведь: Вот ещё! Зачем ты мне нужен? Заяц: Так вместе веселее! Не смотри, что я косой Я в любой игре – герой Могу бегать, прыгать и метать Лучше всех в хоккей, футбол играть Медведь: Не нужен мне никто Мне и одному хорошо! Иди отсюда косой! Не зли меня! /Звучит музыка, входят под ручку Лягушка и Мышка/ 7
Лягушка Мы веселые подружки и Мышка: Любим вместе поплясать Я – лягушка, а я – мышка Не устанем танцевать Лягушка: Эх, какой теремок Мышка: Он не низок, не высок Лягушка: А кто в теремочке живёт? Мышка: А кто в невысоком живёт? Медведь: Я здесь живу! Чего надо? Лягушка Михаил Потапыч, давайте вместе жить? и Мышка: Медведь: Ещё чего! Зачем вы мне нужны? Лягушка: Как зачем? Вместе веселее! Мышка: Попляшем! Медведь: Не нужен мне никто Мне и одному хорошо, кыш отсюда! /Лягушка и мышка убегают/ Ведущий: Разогнал медведь народ Никто к нему не идёт. Медведь: Что-то мне тоскливо стало Грустно, скучно, почему? /Звучит музыка, влетает комар/ Комар: Ой, вот это теремок Он не низок, не высок Кто в тереме живёт? Кто в невысоком живёт? Медведь: Я здесь живу (грустно) Комар: Один? Медведь: Один (вздыхает) Может ты, ко мне пойдёшь жить. Ты вон, какой маленький, много не съешь И места много не займёшь, а всё веселее /Комар залетает, тишина, и вдруг звучит музыка «писк комара», слышатся крики медведя/ 8
Медведь:Ой, Ай, ОЙ-ой-ой, /выбегает из теремка, выходят все звери/ Ведущий: Сказка – ложь, да в ней намёк, Всем ребятам – урок Дружбу стоит ценить И друзей своих любить И тогда нам будет просто Вместе веселее жить 9

Родительское собрание в детском саду на тему: «Волшебный мир книги»

Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на - Дону.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания на тему: «Волшебный мир книги». Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам школ раннего развития детей и родителям дошкольников.

Цель: Повышения педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка;
- Стимулировать самообразование родителей;
- Прививать навыки читательской культуры;
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту, способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда, послушание на осно¬ве любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители, воспитатели, дети.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Педагогический всеобуч.
3. Разминка.
4. Выступление детей.
5. Викторина.
6. Заключительная часть.
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть.

Ведущий: - Уважаемые друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном зале. Тема сегодняшней нашей встречи - «Волшебный мир книги».
2. Педагогический всеобуч.
Ведущий: Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.
Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы. «Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.
Каждое художественное произведение для детей содержит различные виды эмоций. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. В этом возрасте с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Например, в произведениях Лилиан Мур «Крошка енот или тот, кто сидит в пруду», Н. Носова «Живая шляпа», С. Аксакова «Аленький цветочек», Т. Шорыгиной «Как змей Горыныч добрым стал» мы видим, и радость, и страх, умение договариваться, дружить. В рассказе В. Катаева «Цветик - семицветик», С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»- сопереживание, сочувствие. В басне «Стрекоза и муравей» Крылова – веселье, радость, трудолюбие, грусть. Для воспитания честности и умения распознавать ложь предлагались детям следующие сказки: «Лиса и козел»,«Лисичка – сестричка и серый волк», были Л.Н. Толстого «Косточка», «Лгун», «Чашка», А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.
И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.
3. Разминка. Чтение стихотворения « У лукоморья дуб зелёный из поэмы "Руслан и Людмила".
Ведущий : - Невозможно представить русскую литературу без такого замечательного писателя, как А.С. Пушкин. Некоторые произведения Пушкина понятны уже детям дошкольного возраста. Одновременно простые, но с глубоким смыслом, они приковывают внимание ребёнка любого возраста, позволяя ему взглянуть на мир с другой, сказочной стороны.
Предлагаю вам вспомнить стихотворение «У лукоморья дуб зелёный из поэмы "Руслан и Людмила" (родители передают друг другу игрушку «Кот учёный» и читают по одной фразе из данного произведения).
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
4. Выступление детей
На полянку выходит мышка и направляется к теремку.
Мышка : Каждый должен где-то жить,
И зимой, и летом.
Как же Мышке не тужить,
Если дома нету?
Каждый должен где-то спать,
И обедать где-то.
Как же мне не горевать,
Если дома нету?
Мышка останавливается перед теремком.
Мышка : Что за славный теремок –
Не большой, не маленький
Он не заперт на замок,
Не закрыты ставенки.
Вы скажите серой мыши,
Кто тут в тереме живет?
Я готовить мастерица,
Шить могу и вышивать.
Я хочу здесь поселиться,
Чтобы жить да поживать!
Мышка оглядывается по сторонам. Ей никто не отвечает. Она входит в теремок и выглядывает из окошка.
Мышка: Хватит мне бродить по свету,
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Значит, домик этот – мой!
Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Лягушка с узелком и направляется к теремку.
Лягушка: Что за славный теремок!
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком от пруда!
Из трубы дымок идет.
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет,
Ну-ка, говорите!
Из окна выглядывает Мышь.
Мышка : Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!
Лягушка: Я Лягушка-Поскакушка,
Будем пить с тобою чай!
Я умею плавать брасом,
Воду из реки носить.
Со своим пришла матрасом
И прошу меня пустить!
Мышка : Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоем.
Вот сейчас замесим тесто,
А потом чайку попьем!
Лягушка входит в дом. Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Зайчик с узелком и направляется к теремку.
Зайчик : Что за славный теремок
Вырос среди леса?
Заяц-принц здесь жить бы мог
С заячьей принцессой!
Посажу я огород
Рядом на лужайке.
Кто тут в тереме живет,
Расскажите Зайке!
Мышка выглядывает из окна.
Мышка: Мышка здесь живет норушка.
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка : Кто тревожит наш покой?
Я Лягушка-поскакушка.
Говори, кто ты такой!
Зайчик : Открывайте, это я –
Зайчик-побегайчик!
Вы пустите жить меня,
Я хороший Зайчик!
Я полы умею мыть
И махать ушами.
Мышка (Лягушке) : Может, пустим Зайца жить?
Лягушка (Зайчику) : Оставайся с нами!
Зайчик заходит в дом. Мышка и Лягушка прячутся. На поляну из-за деревьев выходит Лиса с узелком и направляется к теремку.
Лиса: Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный!
Чую яблочный пирог…
Где здесь вход парадный?
Эй вы, мил честной народ,
Отворяйте двери!
Кто тут в тереме живет,
Люди али звери?
Мышка выглядывает из окна.
Мышка: Мышка здесь живет норушка.
Зайчик выглядывает из окна.
Зайчик: И ушастый Зайка!
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка: И Лягушка-поскакушка.
Кто ты, отвечай-ка!
Лиса : Про красавицу-Лису
Слух давно ведется.
Знают все меня в лесу!
Зайчик: Место ей найдется!
Мышка: Заходи, кума, смелее,
Вот как раз готов обед.
Лягушка : Вместе будет веселее!
Лиса входит в дом.
Лиса : Лучше дома в мире нет!
Все обитатели теремка скрываются в нем. На поляну из-за деревьев выходит Волк с узелком и направляется к теремку.
Волк : Вот хоромы так хоромы –
Здесь простора хватит всем!
Что молчите? Есть кто дома?
Да не бойтесь вы, не съем!
Из теремка по очереди робко выглядывают его обитатели.
Мышка: Мышка здесь живет норушка.
Зайчик выглядывает из окна.
Зайчик : И ушастый Зайка!
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка: И Лягушка-поскакушка.
Лиса : И Лиса, хозяйка!
Не возьму я что-то в толк,
Кто ты?
Волк: В дом пустите!
Я совсем не страшный волк!
Сами посмотрите!
Зайчик : Ладно, Серый, заходи,
Только не кусайся!
Лягушка : Сразу выгоним, учти,
Коль обидишь Зайца!
Волк входит в дом. Все обитатели теремка выглядывают в окошки.
Все жители теремка (хором) : Мы теперь одна семья
И гостям всем рады!
Из-за деревьев выходит Медведь с узелком и идет к теремку.
Медведь : С вами жить хочу и я!
Все (хором ): Нет, Медведь, не надо!
Медведь (обиженно ): Зря вы так. Я пригожусь!
Мышка: Больно ты огромен.
Медведь: Да не бойтесь, помещусь.
Я в запросах скромен.
Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и падает. Жители теремка плачут на развалинах.
Мышка: Что ж ты, Мишка, натворил?
Лягушка : Мы ж предупреждали.
Зайчик: Теремок наш развалил!
Лиса : Без угла оставил!
Медведь: Ну, простите вы меня,
Я ведь не нарочно.
Хоть упал ваш домик с пня,
В нем и так жить можно.
Мышка : Где же подпол, чтоб хранить
На зиму запасы,
Жарким летом – холодить
Бочку с мятным квасом?
Лягушка: Где же мой большой чулан,
Мокрый, с комарами?
Лиса: И светелка, чтобы там
Прясть мне вечерами?
Зайчик: Где крылечко в огород?
Волк: И сторожка рядом –
Вдруг без спроса кто придет,
А ему не рады?
Медведь: Да-а! И печки нет, чтоб греть
Мне зимою спину…
Зайчик : Ах, зачем же ты, медведь,
Домик опрокинул?
Лиса: Жить теперь-то будем как?
Медведь (со вздохом) Не могу представить!
Лягушка (Медведю ) Если сделал что не так,
То сумей исправить!
Волк : Хоть и виноват медведь,
Мы ему поможем!
Зайчик: Чем о домике жалеть,
Лучше новый сложим!
Медведь ставит новый теремок на место старого.
5. Литературная викторина для детей и родителей «Узнай сказку».
1. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)
2. Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)
3. Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
4. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)
5. Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)
6. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. (Снегурочка)
7. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (Колобок.)
8. У отца был мальчик странный,
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
9. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)
10. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
11. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит.)
6. Заключительная часть.
Ведущий: Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.
Решение родительского собрания:
1. В детском саду и дома ежедневно читать детям литературные произведения разных жанров;
2. Регулярно разучивать с детьми стихотворения.

Добрая сказка - для ума закваска.

(Русская пословица.)

Цель : - познакомить родителей со способами разбора сказок;

Подвести к пониманию важности сказки в воспитании ребёнка;

Задачи : - убедить родителей пересмотреть свои взгляды на рассказывание сказок детям;

Привлечь внимание к потребности совместного творчества детей и родителей.

Ход собрания:

1. Упражнение настраивающие на совместную работу (Фопель).

«Построиться по росту».

Инструкция: «Встали в круг, посмотрели на участников, закрыли глаза, 3 раза повернулись вокруг себя. Не открывая глаз, не разговаривая, без звуков, нужно построиться по росту».

2. Упражнение «Зоопарк просыпается» (Фопель).

Каждый по очереди выходит в центр и показывает какое-то животное, которое просыпается. Остальные за ним повторяют.

Уважаемые родители! Наше сегодняшнее собрание посвящается сказке.

Я уверена, что среди присутствующих нет человека, который бы не любил сказки. Взрослея мы не перестаём их любить, а появление детей даёт нам возможность пережить ещё раз и понять, что волнует, страшит и привлекает в той или иной сказке нашего ребёнка, т.е. понять внутреннее состояние, которое ребёнок не может объяснить нам.

А сейчас для вас небольшая викторина «Угадай сказку».

  • Круглый, да не мяч. Мягкий да не вата. Жаркий да не солнце,

Вкусный, да не яблоко. Кто это? (Колобок.)

  • Отворили дверь козлята и... пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят.)
  • Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко: не послушался кота, выглянул в окошко (Кот и лиса.)
  • Кто-то по лесу идёт, короб за спиной несёт, вкусно пахнет пирогами! Что за сказка перед вами? (Маша и медведь.)
  • Вот идёт петух с косой - будет воевать с лисой, чтоб зайчишкузащитить, его дом освободить. (Лиса и заяц.)
  • В огороде вырос овощ, приходите все на помощь. Вытянуть не можем, кто ещё поможет? (Репка).

Спасибо, вы очень хорошо знаете сказки. Какой глубинный смысл скрывается за часто достаточно простым и незамысловатым сюжетом? В каких направлениях и как нам могут помочь сказки, сегодня мы попытаемся понять на примерах двух хорошо известных вам сказок.

Но сейчас сказочный «Вопрос - ответ», нужно быстро дать ответ:

1) Назовите жилище Бабы Яги. (Избушка.)

2) Назовите сказочного персонажа, лезущего из кожи. (Лягушка.)

3) Как называется рус. нар. сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок.)

4) Что за птица снесла золотое яичко? (Курочка.)

5) Сколько человек тянуло репку? (Трое.)

6) Как зовут сестру Иванушки? (Алёнушка.)

7) Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»? (6.)

8) Как Емеля возил дрова вязанкой или врассыпную? (Ходили сами.)

9) В какой сказке описана жизнь дружной коммунальной квартиры? (Теремок.)

А сейчас «Волшебный ящик».

1. С помощью предмета находящегося внутри, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея персонажа

русских сказок (игла).

2. В этом ящике есть то, что указывало путь Ивану-царевичу (клубок ниток).

Молодцы, вы очень хорошо знаете русские сказки!

К сожалению большинство родителей ограничивается чтением или рассказыванием сказки, но сегодня мы разберём содержание сказки по нескольким разделам и это сделаем на сказке «Репка» и «Три медведя», так как они самые известные для большинства из присутствующих.

1 раздел - "Нравственный урок".

К каждой сказке можно подобрать пословицу, какие на ваш взгляд подходят к этим двум сказкам и отражают суть нравственности содержащуюся в этих произведениях?

1. Горько добудешь, да сладко съешь.

2. Знай сверчок свой шесток.

3. Дружно за дело взяться и пустыня зацветёт.

4. Глупой птице свой дом не мил.

5. Что одному трудно даётся, то коллективом легко берётся.

6. Не за то волка бьют, что сер.

7. Без поддержки и лёгкое дело сделать трудно.

8. От добра добра не ищут.

9. Много рук поднимут и тяжкую ношу.

10. Вина голову клонит.

11. Без труда нет плода.

Пословицы являясь устоявшимися выражениями несут однозначную смысловую нагрузку, но детям она сразу не понятна. Пусть услышав пословицу ребёнок сначала попробует объяснить самостоятельно её смысл, сколько чудных моментов словотворчества, вам уважаемые взрослые предстоит пережить, не лишайте себя этого, а затем уже вы, представите вариант точного понимания. Вот вам и развитие речи вашего ребёнка, творческое мышление, память и умение вести и поддерживать разговор, всё это ребёнок получит в общении с вами.

2 раздел - "Воспитание добрых чувств".

Обсудите с ребёнком: - Почему деду удалось вытащить репку?

– Вытащил бы он репку если бы мышка ему не помогла?

–Как себя вести если ты попал в чужой дом?

–Что нудно сделать девочке, чтобы медведи не сердились

Вопросы этикета, тоже нужно рассматривать взрослыми, пока ребёнок ещё достаточно мал.

3 раздел - "Сказка и математика".

Почему дед не смог вытащить репку? Какой была репка, когда дед её садил? А какой когда она подросла? А на какую фигуру она похожа? Найдите с ребёнком предметы похожие на репку по форме, размеру, цвету.

Многократное повторение Б.медведь, средний, самый маленький - развивает память, внимание, слух.

Таким образом с помощью сказочного сюжета вы уточняете последовательность чисел, порядковый номер, учите различать предметы по размеру, показываете пример общепринятого обращения к старшему по возрасту - имя и отчество, и у вас появляется возможность познакомить своего ребёнка с собственным отчеством, а не просто мама Оля и рассказать почему оно такое - связь поколений и культура.

4 раздел - "Речевая зарядка".

Повторить с ребёнком стишок из сказки с разной громкостью: тихо-громко-тихо; с разной скоростью: медленно- быстро-медленно. А если немного пошалить и употребить частицу «не», то получится, что у деда выросла не репка, а что вы придумаете сами...

Вспомните кто первый тянул репку, кто последний, кто стоит между дедом и внучкой, это простое упражнение поможет обучить ребёнка правильному употреблению предлогов, особенно если вы будете выделять их голосом.

А ещё ребёнок узнает как меняется характер персонажа, если он будет говорить грозным голосом или высоким-писклявым. А вы сами поймёте, как на вас реагирует ребёнок, если серьёзные вещи произносить не подумав о тембре голоса, ведь иронию маленькие дети ещё не понимают, но достаточно хорошо слышат.

Такими приёмами мы развиваем речь ребёнка, умение пользоваться голосом, развиваем артикуляционный аппарат и эмоциональность.

5 раздел - "Сказка и экология (валеология)".

Выяснить у ребёнка, почему деду удалось вырастить такую большую репку?

Зачем он растил репку? Где она росла? Что ещё растёт на огороде? Поговорите о полезной пище, о личной гигиене и здоровье в целом, что служит его сбережению и укреплению.

6 раздел - "Развитие мышления и воображения".

Если речь ребёнка достаточно развита можно предложить что-то изменить в сказке. Вначале меняем совсем немногое и этим побуждаем детей придумывать, затем они учатся сами менять ситуации.

Давайте придумаем сказку с новой ситуацией: «Репка то оказалась волшебной...», «Маша подружилась с медведями...».

Может у героев возникли споры как разделить репку между всеми или медведица всегда мечтавшая о дочке научила Машу готовить?

7 раздел - "Сказка развивает руки".

Предложите ребёнку схематично изобразить персонажей сказки (опосредованное запоминание), очень хорошо развивает мышление и память.

Изобразите с ребёнком этапы роста репки.

Из подручных средств - упаковок смастерить свой домашний театр - ребёнок научится уверенно работать ножницами, укрепляя мускулатуру пальцев и глазомер.

Все выше перечисленные способы работы со сказкой позволяют вам быть блише к ребёнку реально, а не формально. Развивают интеллект и создают тёплую атмосферу в ваших отношениях.

Упражнение «Доброе животное». - Дыхание и биение сердца вместе у всех участников мероприятия.

Спасибо всем участникам сегодняшнего мероприятия.

Список литературы:

1. Л.Н. Толстой «Сказки, пословицы, загадки» из «Книга для чтения» и «Азбука»; «Детская литература» 1989 г.

2. Т.А. Евтюкова «45 занимательных викторин»; Новосибирск 2007 г.

3. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?»; Генезиз 2010 г.

Цели:

  • способствовать объединению выработке единой стратегии воспитания детей;
  • стимулировать родителей для участия в мероприятиях ДОУ;
  • предложить и показать возможность использования сказкотерапии, как метод работы с детьми, при решении различных проблем и коррекции их поведения.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок и сказок народов мира, беседа, после прочитанного, обсуждение.
  • Выставка детских книг «Моя любимая сказка».
  • Конкурс рисунков «Что за прелесть эти сказки».
  • Проведение игр «Угадайка», «Опиши героев сказки».
  • Домашнее задание: придумать четверостишие (по сказкам) для девиза команде.
  • Для родителей: разучивание слов к сказке «Теремок наоборот».

Материал и оборудование:

  • Аудиозапись песен из сказок (диск «Сказочная мозаика»).
  • Фонограмма песни из «Ералаша» («Мальчишки, девчонки, а также их родители…»).
  • Листы бумаги, фломастеры.
  • «Черный ящик», «сказочные предметы» – 2 шт.
  • Геометрические фигуры (для моделирования).
  • План-схема или «камень-путеводитель».
  • Столы, стулья.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

В начале, в зале звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки». Родители без детей (дети в группе со вторым воспитателем) входят в зал, садятся.

Воспитатель: Сядем рядком, да поговорим ладком.
«Жили-были…», «В некотором царстве…», «Однажды, давным-давно…», с таких слов начинаются наши любимые сказки. А дошкольный возраст – возраст сказки. Так почему же дети их очень любят? (Можно послушать мнение родителей). Из них они черпают множество знаний, расширяют свой кругозор, учатся видеть и различать добро, зло, испытывают храбрость, сопереживают за героев. При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими недугами (агрессией, ложью, неуверенностью и др.).Такой метод называют сказкотерапией . Почему же сказка, так эффективна при работе с детьми дошкольного возраста?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяет мечтать, фантазировать.
Во-вторых, у маленьких детей сильно развит механизм идентификации, объединение с персонажем. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным персонажем и это позволяет ему чувствовать, понимать и переживать, находить пути выхода из различных сложных ситуаций.
И наша задача научиться использовать в полной мере все возможности удивительной сказочной терапии. Ведь сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. Говоря словами А.М.Виноградовой «Никогда не гасите детскую радость». Поэтому мы и собрались сегодня, чтобы отправиться в сказочное путешествие, увидеть улыбку на лицах и почувствовать магию сказки на себе.

Под музыку из «Ералаша» («Мальчишки, девчонки, а также их родители…), входят в зал дети, садятся напротив родителей. В середине жюри, оценивающие команды (администрация).

Ведущий: Добрый вечер друзья, все пришли сегодня не зря. По многим сказкам мы пройдём, весело и с пользой время проведём. А поможет в этом нам жюри (представить). Давайте все скажем: «Сказка заходи».

1.Мы все разделимся на две команды (родители и дети) и посоревнуемся, согласны? Хорошо, тогда вперёд! Для обеих команд было домашнее задание – придумать сказочное название команде и составить четверостишие для девиза. Проверим, как вы справились (называют по очереди: 1 – дети, 2 – родители, воспитатели в команде детей).

Жюри оценивает.

2. Теперь каждой команде необходимо выбрать своего капитана и нарисовать эмблему, отражающую название команды (листы бумаги, фломастеры).

Жюри оценивает.

3.Следующий будет конкурс капитанов, который называется «Чёрный ящик». Чтобы его провести, необходимо разыскать этот ящик, его как в сказке куда-то спрятали, а поможет вам в этом план-схема, где написано куда идти (например: встать лицом к солнцу (закату), пройти вперёд 5 шагов, повернуться на лево и пройти вперёд ещё 4 шага, развернуться на 180 и повернуться вправо, дойти до камня-путеводителя там и найдёте то, что искали). Капитаны ищут вместе. Ну, вот и нашёлся «Чёрный ящик», можно и продолжить.
В ящик, команды по очереди должны положить какой-то сказочный предмет (например: зеркальце или корону и т.д.). Капитан 1-й команды при помощи наводящих вопросов отгадывает, что это за предмет (например: он большой?, он круглый?, он твёрдый? и т.д.), затем капитан 2-й команды делает тоже самое.

Жюри оценивает.

4. А теперь предлагаем сказочную викторину, участвует вся команда. Нужно назвать не менее 3-х сказок с числительными (например: «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Три поросёнка» и т.д.).

Следующие вопросы для команды детей:

– Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
– Кто и в какой сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк, в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»)
– Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
– Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку)
– Назовите любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
– Какое хлебобулочное изделие ушло из дома? (Колобок)
– Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
– Кому подарил пустой горшок Винни Пух на день рождение? (Ослику ИА)
– Кем приходится Золушке добрая фея? (Крёстной)
– Кто помогал доброй девочке в сказке «Хаврошечка»? (Корова)

Вопросы для команды родителей:

– В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (В тридесятом)
– Назовите настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)
– Место рождения колобка? (Печь)
– Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
– Как называется деталь женского платья, в котором помещаются озёра, лебеди, и другие элементы окружающей среды? (Рукав платья Царевны-лягушки)
– Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку)
– В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? (Красная Шапочка)
– Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3года»? (Старик и старуха)
– Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? (Колобок)
– В какой русской народной сказке у животных из-за нехватки жилья случилось перемирие? (Теремок)

Жюри оценивает.

– А теперь музыкальная пауза «Угадай мелодию» (из сказок, диск «Сказочная мозаика»). Участвуют все, необходимо не только угадать мелодию, но и изобразить героев сказки, их отличительные особенности.

(Это для разминки, не оценивается.

Ведущий: Отдохнули, а теперь – Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

5. А мы продолжаем нашу викторину. Следующее задание творческое:

– Нужно придумать другое название, предложенной сказки:

Детям: «Красная шапочка», «Снегурочка», «Гуси-лебеди».
Родителям: «Царевна-лягушка», «Золушка», «Сказка о рыбаке и рыбке». (Можно на выбор)

– Закончить сказку по-другому:

Детям: «Если бы волк не съел бабушку…?»
Родителям: «Если бы Иван-Царевич не сжёг лягушечью кожу…?»

Жюри оценивает.

6.Конкурс костюмов. Из предложенных элементов одежды, составить костюм героя любой сказки (под музыку диск «Сказочная мозаика»).

Жюри оценивает.

7.А теперь предлагаем поиграть:

1-й вариант – на столе лежат геометрические фигуры, из них надо смоделировать сказку (предложить например: «Три поросёнка», «Кот в сапогах»)
2-й вариант – Каждой команде надо составить модель своей сказки, а другая команда должна угадать, что это за сказка.

Жюри оценивает.

Ведущий: Наши вопросы и задания закончились, жюри подводит итоги(по итогам проигравшая команда показывает сказку победителям, ими оказываются родители).
Уважаемые родители сегодня ваши дети показали хорошие знания, проявили смекалку и победили, с чем их и поздравляем. А вам сейчас представится уникальная возможность поучаствовать в сказке и сыграть роль. Вашим детям приходится делать это часто, вот и вы попробуйте, как это порой бывает сложно для них. Ведь нужно преодолеть застенчивость, страх перед публикой, проявить артистизм.

Сказка на новый лад «Теремок» (Приложение 1 )

Ведущий: Вот и закончилась наша сегодняшняя встреча, наш «Семейный капустник», который хочется завершить словами народной мудрости «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Можно предоставить слово родителям.

На данном собрании родители узнают как с помощью сказки можно реализовать потребность детей в движении, которая составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и является одним из важнейших показателей его нормального формирования и развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад «Улыбка»

Сценарий родительского собрания

во второй младшей группе №8

на тему:

«Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»

Подготовила воспитатель:

М.А.Мартынова

г. Жиздра, Калужская обл., 2013г.

Тема: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей».

Цель: освещение возможностей применения сказкотерапии в сочетании с другими традиционными и нетрадиционными методами в процессе оздоровления детей дошкольного возраста.

Данная цель реализуется с помощью следующих задач:

  1. освещение результатов анкетирования «ребенок и книга»;
  2. знакомство с понятием «сказкотерапия»;
  3. знакомство с традиционными и нетрадиционными методами оздоровления детей;
  4. практическое апробирование данной методики;

Форма собрания: семейная гостиная.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук. Презентация на тему: "Сказкотерапия как один из нетрадиционных методов оздоровления организма", магнитная доска, куклы для настольного и пальчикового театра, а также для магнитной доски и маски различных сказочных героев.

Приглашенные: учитель-логопед.

Предварительная работа: собрание на тему "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности", анкетирование родителей на тему: «Ребенок и книга», разучивание с детьми стихотворений о важности чтения, подготовка презентации по теме собрания.

Повестка родительского собрания:

  1. Выступление учителя-логопеда на тему: «Возможности сказкотерапии в логопедической работе»;
  2. Освещение результатов анкетирования «Ребенок и книга»;
  3. Знакомство родителей с нетрадиционными методами работы со сказкой, используемые воспитателями в работе с детьми.

Ход собрания:

Часть 1. Вступительная.

(СЛАЙД №1) Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас в нашей семейной гостиной, где продолжаем изучать удивительный мир сказки.

На прошлой нашей встрече мы говорили о том, что чтение сказок позволяет не только знакомить детей традициями своего народа, но и способствует развитию мышления, воображения, речи, а также помогает воспитывать в детях нравственные качества, такие как благочестие, бескорыстие, милосердие, самопожертвование, уважение, любовь к ближнему и многие другие.

Также мы обсуждали как важно для становления личности ребенка именно чтение книги в кругу семьи, во время которого возникает удивительное чувство родства, близости, взаимопонимания и доверия между родителями и детьми.

К сожалению, в современном мире все меньше времени родители уделяют своим детям, и все чаще дети остаются наедине с телевизором или компьютером. Именно телевидение и Интернет становятся основным источником информации для детей, ценностные установки которых еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана, стирается. Это приводит к развитию бездуховности, эгоизма, бездушия и жестокости.

Часть 2. Анализ анкет.

На прошлом собрании мы попросили вас заполнить анкеты на тему «Ребенок и книга», целью которой было выявление отношения в вашей семье к семейному чтению и разработка дальнейшего пути сотрудничества по организации литературного образования дошкольника.

В опросе приняли участие 19 семей. Каковы же результаты данного анкетирования?

26% опрошенных семей воспитывают одного ребенка, 69% - двух детей и 5% - трех. Все опрошенные семьи имеют домашнюю детскую библиотечку, в которой насчитывается в среднем 15-17 книг.

В основном предпочтения родители отдают сказкам и стихотворным произведениям, что вполне правильно, учитывая возраст детей.

47% родителей читают детям каждый день.

На вопрос как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку? 32% родителей ответили 1-2 раза в месяц, 47% родителей покупают книги редко и 21% - не ответили на данный вопрос.

(СЛАЙД №2) Примечательно, что 79% семей не посещают библиотеку с ребенком, 5% ходят в библиотеку изредка и всего лишь 16% опрошенных семей постоянно пользуются услугами районной детской библиотеки.

(СЛАЙД №3) Что касается детей, то 58% задают вопросы после прочтения книги, что является естественным, так как через книгу ребенок узнает об окружающем мире, об отношения между людьми, о человеческих проблемах и о путях их решения. 21% детей задают вопросы, но редко, что можно объяснить многими причинами, среди которых такие: произведение не подходит для возраста ребенка, поэтому не понятен смысл текста; или в момент прочтения книги ребенок не настроен на слушание, так как занят другими делами или просто нет настроения. 21% опрошенных семей ответили, что ребенок не задает вопросы после прочтения книги, что объясняется особенностями развития речи.

На вопрос – «Какова по-вашему роль книги в развитии детей? – 42% ответили - «огромную», «важную», «значимую», большинство родителей (58%) ответили, что книга влияет на познавательное, речевое и эмоциональное развитие.

Часть 3. Знакомство с темой собрания.

(СЛАЙД №4) Сегодня мы поговорим о том, как с помощью сказки можно реализовать потребность детей в движении, которая составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и является одним из важнейших показателей его нормального формирования и развития.

Тема нашей встречи будет звучать так: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей». Мы ставим перед собой следующую цель: освещение возможностей применения сказкотерапии в сочетании с другими традиционными и нетрадиционными методами в процессе оздоровления детей дошкольного возраста.

Что же такое сказкотерапия? И как мы применяем ее для решения педагогических задач?

(СЛАЙД №5) Существует множество определений данного термина. Мы с вами будем пользоваться следующим: «сказкотерапия» - «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром».

(СЛАЙД №6) Как мы уже отметили – именно потребность в движении, является одной из основных физиологических потребностей детского организма. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как средства оздоровления детского организма.

Эффективность выполнения дошкольниками физических упражнений значительно улучшается, если их выполнение происходит на позитивном эмоциональном фоне, которое в частности может обеспечить использование фольклорных произведений, таких как загадки, пословицы, потешки, стихи, сказки, прибаутки, считалки, скороговорки и другие. Однако включение фольклора в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста требует выполнения следующих требований: детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения, а прибаутки, загадки, сказки, считалки, скороговорки и т. п. - должны отвечать возрастным особенностям.

(СЛАЙД №7) Сказкотерапевтические занятия с детьми – это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Такие занятия помогают решать множество скрытых учебных задач.

Поскольку занятия предполагают работу с маленькими детьми, то нам необходимо следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому при разработке занятий учитываются возрастные особенности детей, занятия строятся с учетом интеграции всех образовательных областей (социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье, музыка, физкультура, безопасность и труд). (СЛАЙД №8) На занятиях используются различные традиционные и нетрадиционные методы оздоровления организма:

(СЛАЙД №9) - упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);

(Слайд №10) - дыхательная гимнастика (действует успокаивающе на нервную систему);

(Слайд №11) - мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

(Слайд №12) - артикуляционная гимнастика (направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата);

(Слайд №13) - двигательные упражнения, для развития физических способностей детей;

(Слайд №14) - массаж и самомассаж для стимуляции биологически активных точек организма;

(СЛАЙД №15) - пальчиковая гимнастика и продуктивные виды деятельности (направлены на развитие мелкой моторики рук).

(СЛАЙД №16) Но в основе всего этого лежит работа со сказкой: чтение и анализ сказки; перессказывание сказки; ее иллюстрирование и инсценирование, сочинение. (СЛАЙД №17)

(Слайд №18)

Часть 4. Практическая часть.

Я предлагаю сегодня построить нашу работу на практическом апробировании данной методики. То есть, мы попытаемся вам показать как еще можно использовать сказку в работе с детьми. Для примера возьмем сказку В.Сутеева «Кораблик».

1. Чтение сказки .

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек.

Мышонок - ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл…

И не догонишь!

ВОПРОСЫ ПО ПРОЧИТАННОМУ:

  1. Расскажите, кто однажды отправился на прогулку;
  2. Что предложил Лягушонок, когда все они пришли на речку;
  3. Что сказал Лягушонок, когда услышал, что Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок не умеют плавать;
  4. Понравились такие слова малышам? Что они придумали сделать?
  5. Расскажите, как Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок смастирили кораблик;
  6. Скажите, вы бы хотели, чтобы у вас были такие друзья, как Лягушонок? Почему?
  7. Как вы думаете, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок хорошие друзья? Почему?

2. Артикуляционная гимнастика «Поймай мышку».

Цель: тренировка мышц языка.

Губы в улыбке. Приоткрыть рот и произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

3. Упражнение «Цыпленок».

Цель: тренировка мышц спины.

И.п.: ноги - на уровне плеч, руки прижаты к телу. На «раз» – наклон вперед с отводом рук назад, на «два» - занять исходное положение. Повторить 6-7 раз.

4. Упражнение «Лягушонок».

Цель: тренировка мышц ног.

И.п.: ноги – сидя на корточках, руки на поясе. Делать подскоки с полным выпрямлением ног. Повторять 4-5 раз.

5.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц ног «Муравей» .

Цель: снять напряжение с мышц ног.

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

6. Дыхательная гимнастика «Кораблик».

Цель : выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку :

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

7. Занятие на развитие речи.

Цель: учить детей воспроизводить по сюжетным картинкам прочитанное произведение. Формировать умение строить полные предложения.

8. Занятие по художественному творчеству «Жучок» .

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие творческих способностей.

  1. скатать 2 шара одинакового размера из черного и коричневого пластилина;
  2. положить коричневый шарик на черный и сплющить, нажав на верхний шарик ладошкой. Это будет тело;
  3. скатать еще один черный шар, поменьше. Это будет голова;
  4. прикрепить голову к телу;
  5. делать стекой надрез для крыльев на спинке (аккуратно надрезаем только верхнюю, коричневую, часть);
  6. скатать 6 небольших черных шариков. Это будут лапки;
  7. раскатать шарики в колбаски, немного согнуть и прикрепить под брюшко;
  8. стекой прорезать ротик, зубочисткой проткнуть ноздри, сделать глазки и усики. Жук готов.

9. Пальчиковые гимнастики «Кораблик» и «Гвозди».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль") На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки").

Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

10. Занятие на развитие речи, памяти.

Цель: учить детей иллюстрировать сказку с помощью картинок на фланелеграфе.

  1. Придумывание сказки.

Цель: учить детей придумывать другой конец прочитанного произведения. Способствовать развитию нравственных качеств личности.

За счет того, что вся деятельность организована в форме игры, дети не устают, они с интересом играют, а мы успешно решаем множество различных педагогических задач:

Развитие физических способностей,

Укрепление мышц артикуляционного аппарата,

Снятие мышечного и эмоционального напряжения,

Активизация биологически активных точек,

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук.

Благодаря тому, что все упражнения разработаны на основе какого-либо конкретного литературного произведения, решаются следующие задачи:

Дети лучше запоминают главных героев и основные действия, происходящие в произведении, то есть развивается память;

Дети могут пересказать текст, опираясь на сюжетные картинки, то есть развивается речь;

Дети могут инсценировать и проигрывать сказку, используя пальчиковые куклы, театр на столе и фланелеграф, то есть развиваются творческие способности;

Дети могут придумывать другой конец сказке, то есть развивается воображение.

Решение собрания:

  1. Оформление читательских формуляров в Детской библиотеке на воспитанников группы.
  2. Еженедельное обновление уголка семейного чтения, согласно тематическим неделям.
  3. Пополнение картотеки нетрадиционных методов оздоровления детей на основе сказок, прочитанных родителями дома (использование Книги семейного чтения).
  4. Презентация семейной сказки на «Книжкиной неделе» с использованием кукол, которые родители изготовят совместно со своими детьми.



Рассказать друзьям