Упражнения по развитию связной речи дошкольников. Картотека по развитию речи (старшая группа) на тему: Игры и упражнения для развития связной речи детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ранее закрепление информации в учреждениях для дошкольников и школьников проходила путем ее повторения, оформления в виде рефератов, проектных работ. Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это новый метод изучения, запоминания определенной темы, который строится по шаблону и состоит из множества кармашков, вкладок, окошек, передвижных элементов, картинок и т.д.

Что такое лэпбук

Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал. Они посвящаются определенной теме, являясь заключительным этапом ее изучения.

Для чего нужен

Лэпбуки помогают в закреплении пройденного материала, понятии и запоминании содержания книги, проведении исследовательского проекта, приобщая к процессам детей (поиск информации, ее сортировке и анализе). Такое средство обучения – одно из направлений партнерской деятельности взрослого и ребенка, приравнивающее их друг к другу. Содержание зависит от темы, требующей изучения, освоения.

В целом лэпбук включает не только обучающие моменты, но еще и воспитательный процесс, помогающий понять потребности детей и помочь создать условия для самостоятельного освоения мира. «Наколенная книга» может составляться взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) и должна включать следующие моменты:

  1. Прочность. В руках детей бумажная интерактивная папка быстро превратится в тряпочку, поэтому лучше ее делать из прочных материалов.
  2. Эстетичность. Она обязана быть яркой, красочной, привлекающей внимание, иначе дети не захотят играть.
  3. Информативность. Излагайте сведения, закладываемые в лэпбук на понятном ребенку языке, полностью раскрывая тему.
  4. Доступность. Дети могут самостоятельно выбирать понравившийся раздел. Подписи, длинные тексты с описанием, рекомендации и инструкции усложнят игру, подавят интерес к книжке.
  5. Вариативность. Все разделы темы, входящие в это средство обучения, нужно делать в разных вариантах, предполагающие разные способы освоения информации.
  6. Возможность использовать эту коллективную книжку одновременно несколькими людьми, включая взрослого.

Виды

Эта книжка-папка имеет формат А4 в сложенном состоянии и формат А3 в раскрытом. Они делятся на группы по способу преподнесения информации, структурированности и содержанию. Различают такие виды лэпбуков:

  1. Энциклопедические. Сведения преподносятся по типу энциклопедии.
  2. Сказочные, мультипликационные. Такие лэпбуки делаются на основе сказки, мультфильма, содержат фигурку любимого героя, позволяющую играть с ним, придумывать разные истории, проигрывать сценки.
  3. Тематические. Включают песни, стихи, сказки, картинки – все, что нравится ребенку по конкретно заданной теме.
  4. Школьные. Содержат сведения относительно школьных предметов. Это прекрасный способ закрепить материал, подготовиться к контрольной работе.

Лэпбук для дошкольников

Тематический лэпбук для детского сада преследует сразу несколько целей: развивает самостоятельную исследовательскую деятельность, творческое мышление, наблюдательность, познавательную активность, формирует интерес к объекту изучения. Родителям книжка- раскладушка помогает укрепить отношения с детьми, пополнить знания по конкретной тематике, самореализоваться. Педагогам дошкольной организации такие учебные пособия оказывают содействие во внедрении новой формы работы с детьми, организации взаимодействия между родителями и малышами.

Технология лэпбук для дошкольников

По сравнению со старшими детьми, дошкольникам трудно воспринимать информацию на слух, особенно, когда ее много. «Наколенные книги» помогают сделать занятия яркими, эмоциональными и увлекательными при помощи визуального, тактильного восприятия. Лэпбук для детей дошкольного возраста способствует развитию памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков. С помощью творческого задания дети с удовольствием изучают тему, повторяют пройденное, систематизируют полученные сведения.

Благодаря своей красочности, папка содействует воспитанию в ребенке художественно-эстетических навыков, приобщая к сфере искусства. Технология создания лэпбука по дошкольному образованию состоит из следующих этапов:

  1. Выбор темы. Она может быть какой угодно. Обратите внимание, что деткам младшей группы детского сада информацию можно подавать в глобальном виде, например, общие сведения о животных. Ребятам постарше нужна конкретика, то есть лэпбук нужно составлять о каком-то одном животном.
  2. Составление плана. Определитесь с тем, какие моменты, факты вы хотите осветить, раскрыть.
  3. Создание макета. Нарисуйте уменьшенную копию будущей книжки-раскладушки в подробностях.
  4. Поклейка лэпбука.

Темы для лэпбука

Один из важных моментов в создании папки lapbook является определение тематики занятия. Она может быть абсолютно любой, в зависимости от того, чему вы хотите обучить ребенка. Лэпбук для малышей часто является обзорным, ознакомительным, содержащим общие аспекты и понятия. Детям школьного возраста делают тематическую папку, помогающую наглядно освоить, закрепить темы конкретных предметов. Дидактический материал, содержащийся в них, обязан включать полноценную информацию, быть максимально полезным в изучении урока.

По профессиям

Направленность этой интерактивной книжки-папки – общий экскурс по существующим профессиям. Здесь важно объяснить ребенку в чем заключается принцип работы человека определенной специальности, помочь сориентироваться в мире профессий и понять, кто кем хочет стать. Такой лэпбук может содержать следующие образовательные разделы и вспомогательные элементы:

  1. Для чего нужна каждая из специальностей, используя картинки, карточки, находящиеся в кармашках. Деткам постарше можно прикреплять мини-книжки или книжки-гармошки, содержащие текстовые описания.
  2. Демонстрация спецодежды на карточках, но лучше сделать маленького бумажного человечка и несколько комплектов одежды. Так ребенок сможет сам определять и наряжать куклу.
  3. Сопутствующие атрибуты, инструменты в виде картинок в кармане.
  4. Конверт с загадками.
  5. Конверт с маленькими раскрасками.
  6. Вращающийся круг со стрелкой – игра «Кто где работает?».

По биологии

Лэпбук по биологии способствует изучению разных классов живых организмов (птицы, животные, насекомые, грибы и т.д.). Дошкольникам будет интересно знать об эволюции и взаимодействии всего живого на Земле, построенное в виде цепочек с картинками, карточек с описанием живых существ, их роли в природе. Такой дидактический материал подается в обобщенном виде. Конкретизируйте сведения, составив папку о конкретном классе или представителе живых существ.

По математике

Папка-раскладушка по математике у дошкольников направлена на формирование понятия о цифрах, числах, счете. Поместите сюда карточки со стихами о цифрах, загадками, мини-карманы, содержащие геометрические фигуры, раскраски, легкие задания на сложение, вычитание. Ребятам младшего школьного возраста лучше соорудить лэпбук в виде домика из нескольких страниц и поместить в него:

  • карточки для тренировки написание цифр;
  • сундуки, набитые загадками на математическую тему;
  • часы для обучения определения времени;
  • карманчик с раскрасками, где каждая цифра соответствует определенному цвету;
  • мини-папка с заданиями;
  • шкафчик с образцами картинок, составленных из геометрических фигур и конверт с фигурами и др.

По окружающему миру

Познавательные лэпбуки по окружающему миру помогают расширить кругозор знаний детей о временах года, погодных явлениях, растениях и т.д. Их лучше делать отдельно на осеннюю, зимнюю, весеннюю, зимнюю тематику, снабдив такими разделами:

  • мини-книжка со сказкой о поре года;
  • конверты с карточками: признаки времени года, загадки, стихотворения;
  • открывающиеся кружочки с отличительными особенностями каждого месяца;
  • карманы с пазлами, раскрасками;
  • красочные иллюстрации, атрибуты, присущие конкретной поре.

Про семью

Такой материал формирует у ребенка представление о семье, роли в ней каждого ее члена, воспитывает уважение к родным. В папку можно включить:

  1. Конверт с разрезанными изображениями каждого члена семьи, которые нужно собрать.
  2. Карман с разноцветными полосками, из которых необходимо сделать коврик определенной формы.
  3. Кармашек с фигурками людей, из которых составляется семья ребенка с описанием каждого человека.
  4. Набор картинок с сюжетами из жизни, ребенок должен по ним составить рассказ.
  5. Карточки с изображением дел, их необходимо сопоставить с каждым из членов семьи.
  6. Книжка-малышка с загадками.

Животные

Дидактическое пособие про животных повествует о конкретных представителях этого класса. Составляя такой лэпбук, позаботьтесь о наличии следующих элементов:

  • фото животного;
  • карта с местами обитания;
  • карманчик с пазлом-картинкой;
  • вращающийся круг с изображением пищи, употребляемой исследуемым животным;
  • мини-книжка с интересными фактами;
  • полоска, куда можно вписать статус животного Красной Книге;
  • конверт с раскраской;
  • ромашку с загадками и пословицами на лепестках.

По развитию речи

Лэпбук по развитию речи направлен на устранение проблем в этой сфере у детей: правильно произносить звуки, составлять предложения и маленькие рассказы, используя предлоги, уметь понимать смысл стихотворений, пересказывать их. Составляя такой лэпбук, используйте:

  • поговорки, считалки, загадки;
  • стихотворения, притчи, рассказы;
  • карточки с буквами, словами;
  • раскраски;
  • картинки для их устного описания;
  • конверты с заданиями: назови слово, скажи ласково, найди отличие и др.

Про школу

Такая тематика должна содержать сведения об этом заведении, правилах поведения в нем, взаимодействии с другими детьми, учителями и т.д. Используйте следующие наработки для создания своей папки-книжки:

  1. Карман в виде рюкзака и конверт с маленькими изображениями школьных принадлежностей. Предложите ребенку поиграть в игру «Собери портфель».
  2. Изображение школы с открывающимися окнами, дверью.
  3. Кармашек с учебниками (в картинках).
  4. Конверт с загадками о школе.
  5. Книжка-малышка с правилами поведения.
  6. Карточки, содержащие правила взаимодействия между детьми и преподавателем.

Как сделать своими руками

Соорудить любой лэпбук можно самостоятельно. Для этого ознакомьтесь с технологией ее создания, определитесь с тематикой и запаситесь необходимыми материалами, инструментами. Первый раз воспользуйтесь готовыми шаблонами, предоставленными в электронном виде в интернете, но потом пробуйте делать все сами, привлекая к увлекательному процессу детей.

Из чего сделать

Приступая к созданию познавательного дидактического бумажного лэпбука, приготовьте такие материалы:

  1. Картонную папку. Купите или сделайте самостоятельно из ватмана.
  2. Цветную бумагу, картон, фоамиран, разные куски ткани.
  3. Ножницы, клей.
  4. Скотч, степлер, нитки.
  5. Карточки, картинки, изображения животных, людей и т.д. Вырежьте их, нарисуйте или распечатайте на цветном принтере.
  6. Карандаши, краски, фломастеры, маркеры.

Макет

Следующий этап – прорисовка макета (того, как будет выглядеть лэпбук). Для этого сложите сразу вашу папку так, чтобы она потом открывалась, разворачивалась, и простым карандашом набросайте места, где будут кармашки, книжечки, картинки, в каком виде и размере все это будет представлено. Далее вам останется склеить все детали и прикрепить к заготовке.

Идеи

Разнообразить свою интерактивную «наколенную книгу», сделать ее интереснее, возможно благодаря разным идеям по оригинальному созданию тематических зон. Например, задействуйте конверты разных размеров и форм, можно взять упаковку для дисков или сделать их своими руками. Очень необычно выглядят книжки-гармошки, разрезные блокноты, карточки-разделители и открывающиеся окошки. Однако больше всего детям нравятся вращающиеся детали и элементы с множеством открываний.

Как делать поэтапно

Итак, подробная пошаговая инструкция по созданию бумажной интерактивной папки выглядит следующим образом:

  1. Определитесь с тематикой.
  2. Подготовьте макет и все необходимые материалы.
  3. Далее нужно сделать кармашки для лэпбука, конверты, книжки, гармошки, карточки, изображения, фигурки и т.д.
  4. Приклейте заготовки к макету по намеченному плану.

Видео

Елена Воинова

Уважаемые коллеги!

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или лэпбук .

Я работаю по экологической теме нашего края и столкнулась с проблемой, что дети и даже некоторые родители на знают своего края , в частности какие деревья , животные, насекомые обитают в нашей местности . Лэпбук , по моему мнению поможет решить данную проблему.

Мой первый пробный лэпбук называется «Деревья нашего края » .

Дети с воодушевлением приняли эту новинку, родителям тоже очень понравилось новшество и дальнейшие лэпбуки были созданы с их участием.



Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук хорошо подходит для занятий как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Ребенок просто открывает папку и с радостью повторяет пройденный материал, может самостоятельно выбрать задания по своему желанию.

Результаты использования лэпбука :

Быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;

Проявление повышенного интереса к содержанию;

Проявление самостоятельности при работе с лэбуком;

Проявление интереса со стороны родителей.

В тематической папке 9 развивающих заданий :



1. В данном лэпбуке дети рассматривают строение дерева , для чего дереву нужна каждая часть дерева (корни, ствол, ветки….,и как происходит рост и питание дерева , а также кому дерево приходится домом .

2. Дети закрепляют виды деревьев : хвойные и лиственные, их названия, отличия.


3. Стихи и загадки о деревьях помогают выявить красоту и особенности деревьев .


4. Раскраски помогут ребенку закрепить названия деревьев , выделить характерные черты каждого вида дерева и т . д.


5. Игра «Кому нужны деревья » поможет детям вспомнить, как дерево помогает животным в лесу.


6. Игра «Что делают из дерева » показывает какую пользу приносит дерево человеку .


7. Игра «Подбери листья к деревьям » закрепит у детей названия дерева и подберет форму листьев к деревьям .


8. Игра «Правила поведения в лесу» позволяет детям напомнить о поведении в лесу.


9. Игра «Правила поведения в лесу для взрослых» поможет детям рассказать своим родителям, как вести себя в лесу и привлечь родителей к такой теме, как экология.

Публикации по теме:

Для задуманной идеи нам понадобится:проволока (диаметр 0.49, клей-пистолет с набором стержней,круглогубцы (плоскогубцы, бусины, основа,.

Дидактическая игра "Деревья и кустарники нашего города". Игра подходит для детей от 3 до 7 лет. Цель данной игры: ознакомление и закрепление.

Программное содержание:1. Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа,.

Цель: Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Развитие связной речи детей. Задачи:Закрепить.

Здравствуйте, коллеги! Весна в полном разгаре. А у нас, на Кубани, она приходит рано и приносит с собой особые запахи, цвета, тихое жужжание.

Впервые решила сделать для своего ребенка лэпбук, вдохновившись работами Оли Елистратовой и Любы Васильевой))) Все делалось в ворде, что можно было заламинировала, чтобы и второй сыночек, когда подрастет, смог по нему поизучать эту тему.

Из группы Умница взяла картинку "Строение дерева", ниже картина Шишкина, смотрим описываем лес на картине. Кармашек "Каким может быть лес" - в нем отдельными картинками изображен лес по сезонам года, и типы леса: хвойный, лиственный, смешанный.


Слева: Книжечка "Стихи о лесе", книжечка "Загадки о деревьях", Кармашек "Хвойный лес", в нем- основные виды хвойных деревьев, слова к ним и приближенное фото веточки дерева с шишкой, задача ребенка, сопоставить слово с картинкой дерева и веточкой от него.


Справа: Книжечка «Что делают из деревьев» - текст, на следующей странице иллюстрация, Слова отделены друг от друга (по типу книжки-вертушки).


Раскладушка "Правила поведения в лесу".


Кармашек "Лиственные деревья" В нем все аналогично хвойным, только листики оставила белыми, чтобы Стас их раскрасил.


Завязывается лэпбук на ленточку, ребенок с легкостью ее развязывает и играет.


Затея эта мне очень нравится, правда, как и все, требует времени, которого очень мало. Но, считаю очень полезным для закрепления любой темы. Поэтому, если будет возможность, будем делать еще. А по мере взросления ребенка, буду привлекать и его к помощи, так как работа эта должна быть все-таки совместной (именно поэтому, в этом лэпбуке оставила сыночку раскрасить листья.)
Спасибо Оле за шаблоны и помощь, в следующий раз воспользуюсь ими!
Все для скачивания лэпбука в предыдущем посте

Лэпбук по теме деревья для дошкольников своими руками

воспитатель МОУ СОШ №4 СП МДОУ детского сада №6 г.Маркса Максименко Марианна Николаевна.
Назначение: данная разработка предназначена для педагогов ДОУ и учителей, которая может быть как итогом по проектной деятельности Деревья.

ЛЭПБУК «ДЕРЕВЬЯ».

Реализация ФГОС ДО ставит перед воспитателем поиск новых идей, подходов, методов и форм в работе, которые были бы интересны детям и соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали образовательные, педагогические и воспитательные задачи. Одной из новых форм организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности является лэпбук.
В дословном переводе с английского «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Такое пособие представляет собой папку, которую удобно располагать на коленях для просмотра ее содержимого.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативнен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников.

Цель данного пособия: создать условия для расширения знаний детей о многообразии деревьев, их строении, отличиях и особенностях, пользе для животных и человека.
Задачи: Уточнить и расширить представления детей о растительном мире. Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга.
Формировать представления о разнообразии видов деревьев в мире. Обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову. Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение ко всему живому, положительные качества характера, интерес и любовь к природе родного края.
Рекомендации:
Материал для карманов выбирайте плотный: картон, либо цветную бумагу ламинируйте скотчем.

Содержание лэпбука:
Дидактическая игра «Назови дерево» направлена на закрепление знаний детей о деревьях, их внешних отличиях и представляет собой карточки с изображением деревьев (клен, сосна, береза, рябина и др.) и окошками, в которых изображены лист и плод каждого дерева. Пособия следует разделить на две группы: хвойные и лиственные деревья.


Дидактическая игра «Расскажи о дереве» направлена на развитие речевой активности у детей, на закрепление знаний об особенностях, пользе для животных и человека.


Фотоматериалы «Самые красивые деревья», «Самые старые деревья», «Самые высокие деревья» для развития внимания, памяти и закрепления знаний дошкольников об интересных местах.


Книжка-гармошка «Загадки о деревьях» для развития внимания, воображения, памяти.


Дидактическая игра «С какого дерева листок» для изучения форм листьев, их строение, особенности.


Дидактическая игра «Строение дерева» направлена на изучение строения дерева и состояния кроны в разное время года.


Разноцветная книжечка со стихами и книжка-гармошка с легендами помогут обогатить словарь, развить связную речь, интерес к художественному слову.


Раскраски по теме помогают закрепить знания об особенностях, отличиях деревьев, развивают художественно-эстетический вкус ребенка, приобщают его к миру искусства. Среди раскрасок необходимо найти плодовые деревья и несуществующее дерево.


Дидактическое задание «Продолжи поговорку, пословицу» развивает память, внимание, расширяет представления об окружающем мире.
Фантазия безгранична!
Наполните свой лэпбук интересными, познавательными, развивающими заданиями и он станет любимым пособием для ваших детей.



Рассказать друзьям