Что такое эмоциональный дискомфорт? Психологические тесты. Опросник социально психологической адаптивности (СПА) А.К.Осницкого

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Под этой мудреной на первый взгляд фразой скрываются хорошо известные всем нам чувства: тревога, неуверенность, беспокойство, страх, напряженность, раздражение, тягостные предчувствия, сильная озабоченность чем-либо, чувство вины и т.п. Этот список можно продолжить, но и без того видно, что, постоянно испытывая такие негативные эмоции, человек не может полноценно жить и работать, получая удовольствие от жизни. Говоря словами из песни, человек пребывает: «Не в ладах сам с собой и в раздоре с судьбой».

Психологи называют эмоциональным дискомфортом такое душевное, или эмоциональное состояние индивидуума, которое может нарушить его спокойную, нормальную жизнедеятельность и воспринимается самим человеком как неприятное и тягостное. А под эмоциональным (душевным) комфортом понимают состояние спокойствия и уверенности, удобства и довольства, наличие оптимизма, отсутствие навязчивых мыслей и страхов, необоснованной тревоги и чувства вины.

Конечно, каждый из нас наряду с позитивными эмоциями почти ежедневно испытывает и негативные – те же раздражение, беспокойство или тревогу, но, как правило, эти эмоции кратковременны и преходящи, поэтому надолго не выводят нас из состояния равновесия и не нарушают нашего душевного комфорта в целом. К тому же, каждому человеку дан определенный резерв психологической устойчивости, благодаря которому он может более или менее спокойно реагировать на повседневные неприятности и помехи, и воспринимать их как неизбежную часть нашей жизни.

Если же человек постоянно находится в подавленном состоянии, у него возникают навязчивые мысли или необоснованные страхи, он неуверен в себе, страдает от заниженной самооценки, мрачен и пессимистичен, то можно говорить, что этот человек постоянно испытывает эмоциональный дискомфорт.

Эмоциональный дискомфорт – это негативные эмоции, которые разрушают нашу жизнь. Основными причинами этого состояния являются тяжелые межличностные отношения, проблемы с детьми или родителями, с сексуальным партнером, проблемы в общении с коллегами или начальством, неудовлетворенность своей работой или внешним видом, осуждение или дискриминация со стороны других людей, проблемы со здоровьем, социально-бытовые проблемы – одним словом все то, без чего немыслима наша жизнь. Но все-таки главные причины, ведущие к эмоциональному дискомфорту, а далее к неврозам и депрессиям, кроются внутри нас. Мы под влиянием других людей или сами усваиваем установки, которые формируют неправильный взгляд на окружающую нас действительность и способны разрушить нашу душевную гармонию.

Например, часто можно слышать:

«Я плохо себя чувствую из-за него, нее, их…» - здесь преувеличена возможность других людей управлять нашими чувствами. Как бы сильно не влиял на нас другой человек, наши чувства зарождаются внутри нашей души и зависят в первую очередь от нас самих.

«Он, она, они не помогают мне в решении моих проблем (мало помогают, плохо помогают)» - на самом деле никто лучше нас не решит наши проблемы. К тому же, окружающие не обязаны их решать, у них есть свои.

«Это (все вокруг) делается неправильно, а на самом деле это должно быть по-другому». Многое в этом мире происходит по своим объективным законам и правилам, на которые мы не в силах повлиять. Поэтому пустая трата времени и сил раздумывать о том, принимать эти законы или нет. Нельзя изменить мир – нужно изменить свое отношение к нему.

«Чтобы это (все вокруг) стало правильным нужно изменить этого человека (этих людей)».

Очень часто за искренним желанием сделать другого человека «лучше» скрыто почти неосознанное желание сделать его удобным именно для себя, хотя, как известно, наши возможности в отношении «усовершенствования» других людей весьма ограничены.

«Я должен стремиться к совершенству во всем…». А что значит совершенство? Можно всю жизнь провести в поисках идеала и стремлении к совершенству, но так и не достичь его. На самом деле человек слабо осознает, насколько достижим его идеал и какова будет цена его достижения.

«Я должен всем нравиться и приложу все силы, чтобы добиться этого» - абсолютно тщетная затея. Нравиться всем – невозможно. А если постоянно стремится к этому, то эмоциональный дискомфорт обеспечен, а там и до депрессии недалеко.

«Я не должен открыто выражать свои чувства» - первый шаг на пути к душевному дискомфорту. Конечно, не стоит обрушивать на окружающих шквал эмоций, но если вы рады – радуйтесь, огорчены – огорчайтесь, обижены на подругу – поговорите с ней об этом и простите, не таите обиду в себе. Кстати, умение прощать себя и других людей – первый шаг к обретению гармонии с самим собой и окружающими.

«Я несчастлив» - самая бессмысленная и депрессивная установка, потому что счастье находится внутри нас. Никакие внешние обстоятельства не сделают нас счастливыми, потому что ощущение счастья – это отношение человека к жизни в целом и готовность видеть себя счастливым.

Одним словом, чтобы избежать эмоционального дискомфорта, надо смотреть на жизнь с оптимизмом, не зацикливаться на неприятностях, не давать волю негативным эмоциям и помнить, что счастье находится внутри нас. Повторюсь, внешние обстоятельства не сделают нас счастливыми и не внесут гармонию в нашу жизнь, ведь большая часть событий в нашей жизни нейтральна, мы сами окрашиваем их в черные или светлые тона, исходя из своего восприятия этого мира и готовности быть счастливыми.

Мы продолжаем цикл статей про семейный этикет. Принятие эмоций сравнимо с принятием человека таким, какой он есть. Всегда ли правильно принимать эмоции близких и как достигнуть эмоционального комфорта — об этом мы поговорим в данной статье, а также затронем тему того, как не допустить эмоциональной перегрузки. И помните, что этикет — это когда оба собеседника находятся в позиции: Я-ОК, ТЫ-ОК (т.е. со мной все хорошо и с тобой), а не когда одна из сторон проигрывает.

Когда следует, а когда не следует принимать эмоции

Всем нам приятно, когда нас поддерживают и принимают наши эмоции. Принятие эмоций рождает доверие к человеку. И зачастую это доверие перерастет в то, что мы вновь и вновь делимся с ним своими положительными и отрицательными эмоциями. Как же приятно, когда в семье делятся позитивными моментами, ты становишься как будто свидетелем всех этих историй и сам начинаешь радоваться успехам своего близкого человека. Этикет в том и состоит, чтобы не быть равнодушным к родному человеку.

В общем, с положительными эмоциями все предельно ясно. Нам приятно и другому человеку приятно, когда радуются его хорошим новостям. А как быть с негативными эмоциями, когда их следует, а когда не следует принимать? Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Муж приходит домой и находится в плохом настроении. Что нам делать: начать его допытывать или вести себя, как ни в чем не бывало? Я думаю, здесь стоит найти «золотую середину», приспособиться к ситуации. Вы как никто другой лучше и знаете, как и на что он реагирует положительно. В подобной ситуации сначала стоит дать ему успокоиться, расслабиться, покушать, отдохнуть, и вот когда он сам будет готов поговорить с вами – тогда и стоит выслушать и помочь в сложной ситуации советом или поддержкой в роли мягкой и любящей жены.

Однако всегда ли стоит принимать эмоции мужа? И кто должен принимать эмоции женщины? Мужчина по своей природе способен сам справиться со своими негативными эмоциями, и зачастую ему просто необходимо уединение, где он справится со своими мыслями и восстановит баланс. Женщина не способна сама переваривать эмоции, ей необходимо их проговаривать и делиться с окружающими, чтобы ее отпустило. Жена в первую очередь должна рассказывать о своих эмоциях мужчине, и он ее обязан принять и успокоить. Хотя и женщина также должна быть поддержкой для своего мужа, ведь он не робот и не всегда сам может все переварить. Женская мягкость сможет залечить раны своего мужчины, главное иметь правильный подход к нему.

Пример 2. Если мужчина всегда вываливает на свою жену все проблемы касательно работы, машины, друзей, то женщине от этого становится тяжело и больно, под большой угрозой . И в данной ситуации женщине необходимо проговаривать, что ей тяжело это выслушивать и принимать, а мужчина должен понять это и найти способ справляться с негативными эмоциями иным способом. Ведь женщине выслушав мужа, который постоянно жалуется ей, будет необходимо слить этот негатив на кого-то другого, а этими кто-то часто становятся дети, что опять же будет неправильно.

Итак, в чем заключается в принятии эмоций? Необходимо правильно проговаривать свои эмоции, как мужчине, так и женщине, чтобы оба в итоге остались довольны, чтобы между ними не разразилась ссора. Когда обе стороны находятся в адекватном состоянии и понимают природу друг друга, то они вместе смогут найти правильное решение.

Мужчинам надо запомнить, что не всегда женщина, делясь своими эмоциями, требует решения той ситуации, о которой она рассказывает. Порой ей просто надо высказаться и ситуация налаживается сама собой. Порой ей необходимо услышать, что она права и пусть хоть весь мир говорит, что она плохая, но он как муж должен сказать, что она находится под его защитой и он всегда рядом. Обычно после этого любая отрицательная эмоция перерастает в добродушные объятия и принятие.

Чтобы сохранялся эмоциональный комфорт существует закон принятия эмоций, который говорит о том, что старший должен принимать эмоции младшего , но не наоборот. Как это понимать? Смысл заключается в следующем: мы родители должны принимать эмоции своих детей, а наши родители должны принимать наши эмоции. В этом заключается экология общения. И речь тут как раз о негативных эмоциях.

Родители зачастую привыкают свои страхи и переживания сливать на детей, но детям от этого становится далеко не весело. Да и еще к тому же, в большинстве своем случаев ссоры родителей начинают сильно отражаться на детях, где мама начинает жаловаться на своего мужа ребенку, который изначально любит своих родителей одинаково, ведь они его РОДИТЕЛИ. И ребенку, конечно же, больно принимать то, что мама страдает, и то, что папа такой неадекватный. Часто, в особенности у девочек, развиваются в дальнейшем комплексы и недоверие к мужчинам, она боится строить отношения.

Принимать эмоции своих детей — это обязанность родителей. Ведь кто как не вы, сможет поддержать и успокоить его. Ведь ребенок привык вам доверять и верить, что вы его всегда любите и защитите. Дети в глубине своей души всегда любят родителей бескорыстно, какими бы плохими они не были. И справиться с жизненными обстоятельствами и дать ему счастливую путевку в жизнь. Ведь принимая эмоции и оказывая любовь, вы растите ребенка внутренне защищенным и ему не надо будет доказывать во взрослой жизни, что он чего-то стоит. Он будет полноценной личностью, которая знает, чего хочет, и сможет много достичь благодаря вере своих родителей в него. Он не будет слабохарактерным и бессердечным, он станет самодостаточным и благородным, тем, в кого вы верите. И это касается не только самых маленьких, но и взрослых «детей», которым уже за 20, 30 лет, которым родители продолжают сливать свои эмоции.

От веры многое зависит, но речь сейчас несколько не об этом, а о том, когда эмоции следует, а когда не следует принимать. Вот вам заметки на размышления. Ниже я опишу результаты принятия/непринятия эмоций, и вы сами сделаете для себя выводы.

Результаты принятия/непринятия эмоций

1. Ситуации, когда то, что нужно — ты принимаешь/не принимаешь

— Жена делится эмоциями + муж принимает: между мужчиной и женщиной сохраняются , у женщины не накапливаются отрицательные эмоции, а муж учится принимать женские эмоции.

— Жена делится эмоциями + муж не принимает: у женщины появляется закрытость, начинают копиться эмоции, женщина начинает чаще стрессовать, в результате муж думает, что все проблемы в женщине, а по факту он своим нежеланием слушать женщину создал негативную атмосферу в семье.

— Дочь ведет себя эмоционально + мама принимает: ребенок учится принимать себя и свою природу, начинает лучше осознавать свои эмоции, чувствует защищенность и наполняется любовью к себе и окружающим.

— Дочь ведет себя эмоционально + мама не принимает: ребенок не чувствует защищенности, начинает думать, что с ним что-то не так, что он не должен это чувствовать и проявлять эти эмоции, в результате зажимается, начиная хранить все это в себе (когда начинается «переходный возраст» ребенок бежит от родителей куда подальше).

2. Ситуации, когда то, что не нужно — ты принимаешь/не принимаешь

— Муж часто сливает негативные эмоции + жена принимает: нарастает напряжение между супругами, когда мужчина сливает, женщина обычно в такой семье не сливает эмоции и наблюдается похожая ситуация с тем, когда мужчина не выслушивает женщину, но в еще более жесткой степени, т.к. ей добавился еще один источник негативных эмоций.

— Муж часто сливает негативные эмоции + жена не принимает: правильная позиция женщины в данном случае, она не грузится лишними проблемами, которые ей по природе сложно переварить, а мужчину это стимулирует на то, чтобы разобраться со своими эмоциями другим путем.

— Мама жалуется дочери + дочь принимает: дочь начинает брать проблемы семьи родителей в свою семью, в результате нарушается эмоциональный комфорт и обе семьи разрушаются.

— Мама жалуется дочери + дочь не принимает: мать начинает искать другие способы избавления от собственных эмоций, а дочь не перегружает собственную семью проблемами родителей.

Как не допустить эмоциональной перегрузки

Конечно же, сначала надо и попытаться найти причину их проявления. Если реакция на определенные ситуации часто повторяется, то зачастую причина не в конкретной ситуации, а лежит намного глубже. Возможно, это касается личных отношений, к примеру, женщина, поссорившись с ним, начинает срываться на детях. Или жена, накопив обиды на мужа, «пилит» его от случая к случаю по поводу и без.

Также, зачастую мы принимаем все близко к сердцу. Любое действие окружающих на нас оказывает оценивающее воздействие. И нам порой кажется, что про нас плохо подумали или еще чего-либо. Мы закрываемся, обижаемся, расстраиваемся, испытываем чувство вины. И в первую очередь нам необходимо полюбить себя . Начать ценить себя, давать себе право испытывать те или иные чувства и уметь контролировать негативные эмоции по отношению к окружающим, не допускать эмоциональной перегрузки. Также нам стоит учитывать, что принимая негативные эмоции окружающих – мы вбираем их в себя, если не умеем ставить границы и защищаться от них.

Мужчина перерабатывает эмоции. Негатив, который он получает из социума или от эмоций жены, он может переварить, уединившись за своими делами, приняв душ или собравшись с друзьями, от занятий спортом или за другим иным занятием по душе. Он может сам справиться с полученным негативом, что не скажешь про женщину.

Женщине это по природе не свойственно. Она будет только закрываться, и хранить все в себе. Ей обязательно нужно проговаривать эмоции полученные извне, для того чтобы от них избавиться. Ей необходимо пережить эту эмоцию, тогда она снова сможет стать любящей и внимательной, наполняющейся счастьем изнутри.

Чтобы не допустить эмоциональной перегрузки — очень важны личные границы. Вы вправе сами ставить для себя границы с теми, чьи эмоции вам сложно переварить и на расстоянии вам будет намного легче общаться с этим человеком. Возможно, спустя время, вы опять сможете сократить ваши границы, но пока вы не готовы принимать и взаимодействовать с человеком – вам стоит от него отдалиться. Тем временем вы не должны ждать, пока тот другой изменится, а сами должны работать над своей реакцией и учиться прощать, не копить обиды и ненависть. Простить — не значит сблизиться, простить – значит не копить обиду.

Оказавшись в эмоциональной обстановке, где все накаляется – вам стоит оттуда уйти, в такой атмосфере вы вряд ли сохраните спокойствие и самообладание. Когда все утихнет – стоит вернуться и попытаться разобраться, если это от вас требуется.

Когда вас переполняет чувство злости и ненависти, вам необходимо отвлечься. Находясь наедине, можете применить технику с дыхательными упражнениями для расслабления, либо медитативные техники, либо послушать спокойную музыку, в общем, то, что могло бы максимально быстро помочь восстановить положительный эмоциональный настрой. Также помогает прогулка на свежем воздухе, или занятие йогой.

Попробуйте прорабатывать свои повторяющиеся из раза в раз негативные эмоции. Найти новый способ реакции на определенные ситуации, которые вас сильно задевают. К примеру, попробовать перевести назревающий скандал в шутку, или найти себе срочное занятие, на которое вам необходимо отвлечься. В общем, импровизируйте, пробуйте избавляться от негативных эмоций, возникающих в стрессовой ситуации, перенастраивая себя на позитивный лад.

Введение..…………………………………………………………………………3

    Сущность педагогического взаимодействия и его стили ………………4

    Стиль педагогического взаимодействия как фактор эмоциональной комфортности воспитанников в школе ………………9

Заключение ………………………………………………………………………13

Список использованной литературы …………………………………………14

Введение

Проблема эмоциональной комфортности воспитанников в школе в настоящее время приобретает все большую значимость, так как эмоциональная комфортность является неотъемлемой частью психологического благополучия ребенка в школе и необходима для его успешного развития и обучения. Главным образом эмоциональная комфортность воспитанников зависит от педагога, его особенностей взаимодействия с детьми, умения правильно выстроить учебный и воспитательный процесс, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Именно через правильно организованный процесс взаимодействия педагога с воспитанниками зависит уровень эмоциональной комфортности ребенка в школе. Однако, в современных условиях развития общего образования педагоги не всегда готовы уделить должное внимание каждому ребенку, основываясь, прежде всего, на его способностях и интересах, в связи с этим проблема эмоциональной комфортности воспитанников в школе становится все более актуальной.

Вопрос эмоциональной комфортности ребенка в школе в процессе взаимодействия педагога с воспитанниками рассматривался такими учеными, как К. Левин, Н. Фландерс, Э. Стоунс, К. Роджерс, И. А. Зимняя, П. Крейтсберг, А. А. Реан, А. В. Фомина, Н. И. Петрова, З. Н. Вяткина, А. К. Маркова, А. Я. Никонова, Н. А. Амино, Л.Д. Столяренко, А.А. Венгер, Н. Ф. Маслова и др.

Целью нашего исследования в рамках данной работы является изучение взаимодействия педагога с воспитанниками как фактора их эмоциональной комфортности в школе.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть сущность педагогического взаимодействия и его стили;

    Изучить стили педагогического взаимодействия как фактора эмоциональной комфортности воспитанников в школе.

    Сущность педагогического взаимодействия и его стили

Понятие взаимодействия в психолого-педагогической и социально-педагогической литературе рассматривается главным образом через осуществление совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие, по мнению многих ученых, предполагает осуществление совместной деятельности педагога и воспитанников.

Рассмотрим подробнее понятие педагогического взаимодействия, его характеристики и стили.

Под педагогическим взаимодействием, пишет Л. Д. Столяренко, нужно понимать прямое или косвенное воздействие субъектов образовательного процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь .

Л. Д. Столяренко считает, что важнейшей характеристикой педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере .

Как отмечает В.А. Сластёнин, педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и воспитанники воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества .

Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на воспитанников.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с воспитанниками обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащихся.

Сочетание этих сторон взаимодействия отражается в стиле взаимодействия педагога с воспитанниками.

Наибольшее распространение в социальной педагогике получила классификация К. Левина, в соответствии с которой стиль взаимодействия условно делится:

    демократический;

    либеральный (непоследовательный, разрешительный, попустительский), которые представлены на схеме.

Стили педагогического взаимодействия


Демократический


Схема 1. Стили педагогического взаимодействия по К. Левину

Каждый из перечисленных стилей взаимодействия, согласно К. Левину, характеризуется рядом определенных качеств, которые сгруппированы и рассмотрены по их формальной и содержательной сторонам.

Формальная сторона стиля взаимодействия представляет собой, по мнению К. Левина, способ обращения педагога к воспитанникам. Содержательная сторона отражает особенности действий и поступков педагога по отношению к воспитанникам, которые в своей совокупности представляют собой воспитательную деятельность .

Проанализируем основные признаки стилей взаимодействия педагога с воспитанниками в соответствии с классификацией, предложенной К. Левином.

Формальная сторона характеризуется следующим образом: педагог

обращается к детям в основном в форме жесткого приказа, распоряжения, указания; тон его речи командный, лаконичный; характер речи чаще всего неприветливый; предъявляет к детям в основном завышенные требования, без учета их реальных возможностей и конкретных условий; подавляет всякое проявление чувств детей, не знает и не учитывает их психологических особенностей. Не обращает внимание на их реакцию на его действия; обладает негативным восприятием большинства действий воспитанников; редко хвалит детей, в основном их ругает, оценка эффективности деятельности детей с его стороны очень субъективна и предпочтение отдает в основном формальной стороне работы.

Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется такими признаками: педагог чётко планирует свою деятельность; часто использует бюрократический подход – способен «изобретать» всевозможные бумаги «на все случаи жизни»; пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным; считает себя вне критики; обеспечивает эффективную деятельность детей в основном за счёт волевого нажима на них; имеет трудности в общении с людьми, часто бывает сам инициатором конфликтной ситуации; обладает формальным авторитетом.

Дети такого преподавателя боятся и не любят. Ему часто дают различные прозвища, характеризующие его отрицательные черты.

Основные признаки демократического стиля педагогического взаимодействия.

Формальная сторона : обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания, может быть и требование, но без жёсткости; тон обращения дружеский, характер речи спокойный; требования к ученикам адекватны с учетом индивидуальных особенностей; умеет общаться с детьми, не допуская панибратства; постоянно хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела; очень осторожен в оценке по формальным признакам; использует положительные стимулы в своей воспитательной работе.

Содержательная сторона характеризуется следующим: имеет чёткий перспективный план, как своих действий, так и действий учеников, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества; критически осмысливает свои действия и действия детей; не пресекает критику, способен к самокритике; обеспечивает эффективную деятельность своих подопечных, не допуская их работы на износ; проявляет истинную заботу и словом и делом; никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, более того умеет погасить зарождающий конфликт в зародыше; пользуется истинным неформальным авторитетом.

Основные признаки либерального стиля педагогического взаимодействия.

Формальная сторона: п едагог не имеет чётких и постоянных требований, форма обращения непоследовательна, то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы; быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время может предъявить полностью противоположные требования; не уверен, что его просьбы будут исполняться, поэтому тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный; имитирует «демократа» - часто делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний и распоряжений и указаний; необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий учеников, может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.

Содержательная сторона : предпочитает действовать на авось, никогда не имеет четкого плана действия; стремиться переложить инициативу на подчиненных, уйти от малейшей ответственности, с большой радостью приветствует любую инициативу, где исполнителем и ответственным будет другой; стремиться ни во что не вмешиваться; не обеспечивая эффективной деятельности детей, в то же время «не мешает» органам самоуправления и действиям неформального лидера; легко общается с людьми, ни с кем не портит отношений, не выступает с открытой критикой; не участвует в производственных конфликтах, стремиться уйти от них в сторону. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо плаксивость и попытку вызвать сострадание, либо неприкрытую агрессивность к личности, «посмевшей» его критиковать; обладает временным формальным авторитетом. Это не позволяет фактически оказывать хоть какое-то заметное влияние на деятельность подчиненных.

Таким образом, педагогическое взаимодействие представляет собой взаимодействие педагога с воспитанниками, в процессе которого происходит преобразование личности последних через оказание воздействия друг на друга. В психолого-педагогической литературе существует классификация стилей взаимодействия, одной из них является классификация К. Левина, который выделяет авторитарный, демократический и либеральный стили взаимодействия педагога с воспитанниками. Каждый из этих стилей имеет свою специфику и особенности влияния педагога на личность воспитанника.

2. Стиль педагогического взаимодействия как фактор эмоциональной комфортности воспитанников в школе

Учитель играет незаменимую роль в процессе формирования личности ребенка. С первых моментов школьной жизни именно учитель становится для ребенка образцом для подражания. От того насколько внимателен будет педагог к своим подопечным зависит развитие познавательных процессов, личностной сферы воспитанников. Особенности построения процесса педагогического взаимодействия будут влиять на развитие установок личности, ее ценностей, поведение детей не только в школе, но и на протяжении всей жизни. И конечно, в первую очередь особенности взаимодействия педагога с воспитанниками будут отражаться на эмоциональной сфере ребенка, восприятии процесса обучения, классного коллектива и т.п., определяя эмоциональное благополучие ребенка.

Ниже представлен рисунок, отражающий влияние позиции педагога на эмоциональное благополучие, а, следовательно, и эмоциональный комфорт воспитанника. Ниже представлена схема, на которой показаны факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка в школе.

Привлечение педагогом воспитанника к деятельности

Уважительное отношение педагога к воспитаннику

Эмоциональное благополучие ребенка в школе

Оказание помощи воспитаннику

Обогащение эмоциональной и духовной сферы ребенка в процессе взаимодействия

Схема 2. Факторы эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия с педагогом согласно А.А. Венгеру

То есть, А.А. Венгер считает, что влияние позиции педагога на эмоциональное благополучие воспитанника обусловлено следующими факторами:

– общение педагога и воспитанника, основанное на уважительном отношении к мыслям и чувствам ребенка;

– привлечение педагогом воспитанника к деятельности, в ходе которой последний становится субъектом собственного развития;

– оказание помощи воспитаннику в разнообразных видах его деятельности;

– одухотворение обучающегося цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов педагога .

Стиль взаимодействия, применяемый учителем в ходе работы с воспитанниками, отражает указанные выше характеристики и непосредственно оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка в школе, его настроение, мотивацию и процесс выполнения деятельности.

Проанализируем, рассмотренные в первом параграфе стили педагогического взаимодействия с точки зрения эмоционального комфорта воспитанников в школе.

При авторитарном стиле общения педагога эмоциональное развитие ребенка затруднено тем, что учитель не доверяет ученикам, чем сковывает проявление эмоций и их развитие. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для их обучения. Авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, при этом каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе.

Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как «умение выходить сухим из воды», «умение заставить других беспрекословно подчиняться», «внешняя привлекательность и физическая сила» и т.п. .

Попустительский стиль общения педагога, по мнению Н. Ф. Масловой, с воспитанниками является формальным. Дети неуверенно чувствуют себя в школе, во всем доверяют учителю, поэтому такой стиль, во-первых, недопустим, а во-вторых, он развивает в детях тревожность. Попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Эти стили не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей .

В свою очередь, демократический стиль общения школе, пишет Н. Ф. Маслова, развивает в детях инициативу, общительность, доверительность в личных взаимоотношениях. Как у учителя, так и у воспитанников обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, они сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле взаимодействия учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает положительные эмоции при достижении успеха. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности - каждый хочет сам выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя. Эмоциональное развитие воспитанников происходит гармонично, у ребенка формируется ощущение собственной значимости, уверенности в себе, эмоциональной комфортности в школе .

Таким образом, стиль взаимодействия педагога с воспитанниками непосредственно оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка в школе. Авторитарный стиль, как показывают исследования, формирует у ребенка в большей степени негативные эмоции, в частности тревожность, обеспокоенность, обиду. Попустительский стиль также способствует возникновению чувства неудовлетворенности, ограничения и безразличия. Демократический стиль способствует возникновению эмоциональной комфортности воспитанников в школе, так при его осуществлении присутствуют все факторы эмоционального благополучия ребенка, указанные А. А. Венгером, то есть ребенку предоставлено поле деятельности, руководство которым осуществляет педагог, оказывая при необходимости нужную помощь. Кроме того в ходе выполнения деятельности развиваются позитивные межличностные отношения, в процессе которых ребенок получает опыт общения, развиваются ценности ребенка и способность работать в коллективе.

Заключение

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия педагога с воспитанниками как фактора их эмоциональной комфортности в школе показал, что эта проблема в настоящее время является достаточно актуальной и в большинстве исследований рассматривается с точки зрения стилей педагогического взаимодействия. Среди их классификации наибольшее распространение имеет классификация К. Левина, которая включает в себя авторитарный, демократический и попустительский стили педагогического взаимодействия.

С точки зрения эмоциональной комфортности воспитанников авторитарный и попустительский стиль взаимодействия являются неблагоприятными, так как вызывают у ребенка чувство тревожности, низкую самооценку, отчужденность, недоверие, не позволяют воспитанникам проявлять себя. При демократическом стиле, наоборот, педагог строит процесс взаимодействия с детьми таким образом, что берутся во внимание, в первую очередь, интересы самих детей, им предоставляется инициатива, они могут проявить себя с разных сторон в совместной деятельности, в процессе которой испытывают удовлетворение, радость и восторг. Эмоциональная комфортность в данном случае выступает неотъемлемой составляющей демократического стиля взаимодействия.

То есть, эмоциональная комфортность обеспечивается особенностями взаимодействия педагога с воспитанниками. Для ее создания педагогу необходимо, в первую очередь, уважительно относиться к воспитанникам, учитывать мнение каждого из них, опираться в процессе взаимодействии на возможности и интересы ребенка, оказывать ему необходимую помощь, строить деятельность, привлекая его к ней и обогащая внутренний опыт ребенка в процессе ее осуществления. Именно с помощью таких методов в процессе взаимодействия у воспитанника будет развиваться эмоциональная комфортность.

Список использованной литературы

    Венгер А. А., Мухина В. С. Психология. // Учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А. А. Венгера,-2-е изд., перераб. и доп.-М. Просвещение, 2010. – С. 263.

    Левин К. «Разрешение социальных конфликтов» Пер. с англ. СПб.: Изд. Речь, 2000. – С. 345.

    Маслова Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе: Учеб пособие к спецкурсу. Курск: КГПИ, 1987. - С. 138 – 147.

    Сластенин В.А.. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. // В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. – С. 206.

    Столяренко Л.Д. Педагогическое общение. // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 76-82.

Юлия Кулачкина
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ средствами создания психологического и эмоционального комфорта дошкольников

Сегодня проблема психологического здоровья ребёнка , его эмоционального благополучия , комфорта , встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимания друг к другу. Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия , необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДОУ .

Одним из направлений работы нашего педагогического коллектива является создание для детей комфортного психологического климата .

При оформлении помещений в детском саду создаётся цветовой комфорт : "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков, использование палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.

Используем в работе принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми или приступа агрессии. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному (здесь на помощь приходит кабинет психолога ) в этом году на группах (в спальнях будут создаваться уголки уединения – это место где можно побыть одному, полежать, успокоится, поиграть в спокойную игру, помечтать.) Так же в группах в уголках социально-эмоционального развития имеются пособия помогающие детям и воспитателю регулировать свои взаимоотношения : коврики «Дружбы» , ленточка «Мирись, мирись больше не дерись» , мешочек плохого настроения, тапочки «Мира» .

В каждой группе воспитателем выстраивается система правил созданы каталоги в карточках - схемах «Этого нельзя» . В рамках правил ребенок учиться отличать себя от других, правила развивают у детей чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом укрепляется Я ребенка.

Чтобы снять приступ агрессии у ребенка, в группах создаются «Уголка ярости» , с подбором материала помогающего детям выплескивать накопившиеся негативные эмоции , чувство гнева (мягкие кубики, мячики; детская боксерская груша; листы бумаги, стаканчик для криков; мешочек плохого настроения; коврик «Злюка» ). Воспитателями в течении дня проводятся игр, упражнения для профилактики агрессивного поведения.

В режим дня введены минуты тишины и минуты релаксации. В группах введен ритуал утреннего приветствия «Давай поздороваемся » , воспитателями используются психологические речевые настройки .

Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым. В каждой группе созданы руками воспитателей экраны настроения все они разные по стилю, оформлению и содержанию. Они помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей .

Проблема дневного сна так же очень актуальна в наше время. Родители нарушат режим ребенка вне детского сада. В результате дети испытывают трудности при отходе ко сну или совсем не спят. А пролежать два часа в кроватке, (особенно для гиперактивных детей) не только не успокаивает, но и еще больше перевозбуждает ребенка. А ведь дневной сон дошкольника важная составляющая часть его психического и физического здоровья . В нашем детском саду мы с воспитателями нашли пути решения этой проблемы : при входе в спальную комнату дети проходя через сухой дождь, детский сон охраняют игрушки – ангелочки. Воспитатель говорит слова : «Пусть сладко вам всем спится, хорошее приснится, пусть ваши ангелочки охраняют вас!». Во время укладывания детей на дневной сон воспитатели проводят тактильную релаксацию перед сном, особенно с детьми гиперактивными, агрессивными которые имеют проблему засыпания. Во время ее проведения используется спокойная, релаксирующая музыка. Все это создает обстановку защищенности, спокойствия, способствует быстрому засыпанию.

В новом проекте федеральных государственных стандартов основным из направлении развития дошкольника является развитие коммуникативных черт личности (умения общаться) . В связи с этим нами была продуманна новая форма организации совместной деятельности воспитателя и детей - разговор в круге, проведение ежедневных и еженедельных ритуалов, целью которых является предоставление детям возможности высказать свои мысли, установить доверительные с ними отношения, дать модель поведения и отношения к проблемам другого, повысить их самооценку.

Воспитатель предлагает детям собраться в круг и поговорить. Никого не принуждают. Во время разговора воспитатель и дети сидят на полу, кому как удобно. Ежедневный ритуал включает в себя разговор с детьми в утренний приём или в вечерний отрезок времени. Обсуждают, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришёл, чем будут заниматься, выслушивают пожелания детей на случай отмены прогулки (дождь, мороз) и вносят свои предложения.

Еженедельный ритуал заключается в проведении "Пятничного круга". Воспитатель обсуждаем с детьми, чем была интересна неделя, чему радовались, научились. В течение недели воспитатель вместе с детьми заполняет экран добрых дел и в конце недели каждому вручаем медальку, выделяя его хорошие дела и поступки. Считаю эту форму совместной деятельности очень важной , поскольку "Вера в себя, в свои силы, уверенность в том, что ты любим и нужен, умение общаться, строить диалог важнее для успеха в жизни, чем интеллектуальная успеваемость и другие результаты деятельности ". Именно общение в круге стало необходимым элементом жизни групп и способствует возникновению семейной атмосферы.

Особое внимание уделяется психологическому комфорту педагогов . Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых . Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями , поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ , который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение . С воспитателями проводятся комплексы упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

Сотрудники нашего детского сада стараются, каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели стараются увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние , откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости .

Колышкина Гульназ Василовна

Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в социум, время установления разнообразных его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, время пробуждения гуманных чувств. Вот почему в этом возрасте так важно уделять этому особое внимание. Но для этого необходимо создать благоприятные условия, ведущее из которых - эмоциональный комфорт ребенка. Важно понимать, что его эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку и эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, формирует самоконтроль, ориентирует на успех в достижении целей. Именно по этому эмоциональное благополучие можно считать наиболееемким понятием для определения успешности развития ребенка.

Как известно, большую часть своего времени дети дошкольного возраста заняты игрой. Игра, таким образом, выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд. однако ребенок лучше усваивает тот материал, который соответствует его настроению, т. е. положительных эмоций ребенка и его настроения зависит успешность обучения, следовательно, наличие комфортного эмоционального фона во время игры просто необходимо.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. (Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003. С. 104).

Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности - одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы решить её, необходимо опираться на более полное, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, на исследования ученых в этой области, а не только на представления взрослых о том, что, как им кажется, хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно. Кроме того, очень многое зависит и от складывающихся профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых - руководителя дошкольного учреждения, воспитателей, специалистов, родителей, - от их отношения к происходящему в данном учреждении, к самим себе, друг другу, к ребенку. Причины сниженного эмоционального настроения детей могут крыться как в семейных условиях воспитания, так и в условиях эмоционального климата ДОУ.

Очень часто педагоги недооценивают значение эмоциональных переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей, делая основной упор на образовательные и учебные моменты во взаимодействии с ребенком. Иначе говоря, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер. поэтому так важно уделять особое внимание развитию адекватных способов общения с эмоциональным миром ребенка, обучению коммуникативным приемам, направленным на создание доверительной атмосферы во время общения как с взрослыми, так и с детьми, атмосферы, способствующей раскрытию творческих способностей ребенка и всей его индивидуальности.

Итак, создание психологически комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, без понимания ими роли эмоций для развития природного потенциала ребенка, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционально - комфортного взаимодействия, как между самими взрослыми, так и между взрослыми и детьми. Результатом положительно - направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость и готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Но как детям получить такой положительно - направленный эмоциональный опыт? Необходимо создать для них определенные игровые ситуации, помогающие пробудить их конкретные эмоциональные переживания и поступки, а затем помочь детям сделать нужные выводы.

Такие игровые ситуации лучше планировать 1 - 2 раза в неделю.

Примеры игровыхситуаций:

  1. Наши добрыедела (Ситуации, направленые на проявления заботы, внимания и сочувствия к людям). Напишем письмо больному другу. Мы готовимся встретить друга после болезни. Сделаем выставку рисунков для наших родителей. Порадуем нашу няню, поздравим её с днем рождения.
  2. Мы самые старшие в детском саду (Учим проявлять заботу о младших, проявлять чувство самоуважения, основанное на ощущении растущей самостоятельности) Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье. Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками. Подготовим для малышей кукольный театр. Научим малышей водить хороводы. Смастерим для малышей сказочный домик.
  3. Наша забота нужна всем Мы украшаем детский сад, группу к празднику. Мы ремонтируем книги. Мы выращиваем зеленый лук и петрушку. Мы готовимся к ярмарке.
  4. Хорошо заниматься любимым делом в группе детей (в вечернее время) (Ситуации, помогающие объединить детей общими интересами, помочь приобрести опыт дружеского взаимодействия со сверстниками, создать уголки в развивающей среде групп). Мастерская умелых рук. Избушка рукодельниц. Домик затейников. Пещера фантазий. Совет эрудитов. Все это - длительный период сотрудничества, дружеского общения.
  5. Ситуации гуманистического выбора (Неподготовленные беседы нравственно - этического содержания. Они рассматривают ситуации, требующие ответа на вопросы: как быть, что делать? Такие беседы проводить в утренние часы). Затруднительные игровые ситуации создает сам воспитатель, чтобы пробудить у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность, эмоциональную отзывчивость, готовность активно искать решение. Подобные эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого оределенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний (Эмоциональное развитие дошкольника / под. ред. А.С. Кошелевой. М., 2007.). Пример: 1. На шкафчиках отклеились картинки. 2. Не все краски выставлены к рисованию. 3. Не хватает пластилина для лепки. 4. На полу разлитая вода.

Воспитатель описывает определенную ситуацию и ставит перед детьми проблему "как быть?". Дети ищут решение. Таким образом, дети оказываются перед реальным выбором линии поведения: откликнуться на просьбу и помочь или остаться равнодушным, отдать поделку малышу или оставить себе. Создавая такие игровые ситуации, воспитатель должен содержанием предстоящего дела увлечь детей эмоционально, должен показать им, что результат приносит не только реальную пользу, но и радость окружающим. Именно в условиях игры дети лучше запоминают, как им следует вести себя в тех или иных ситуациях, приобретают необходимый эмоциональный и поведенческий опыт.

Итак, в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения развитие эмоциональной сферы наиболее эффективно происходит в условиях организации интересной для детей игровой деятельности. Разнообразные события, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, обогащают эмоциональный мир дошкольников, делают понятным язык эмоций и чувств, открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающими людьми. Развитие же эмоциональной сферы - залог эмоционального благополучия и комфорта, оказывающих влияние на все сферы психического развития ребенка.



Рассказать друзьям