Духовное развитие личности ребенка. Духовность и её развитие у ребёнка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Светлана Зацепина
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Вопросы о воспитании основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, поскольку будущее России определяется уровнем гражданского становления подрастающего поколения. В духовном воспитании современных детей наметились негативные тенденции : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.

Дошкольный возраст считается самым благодатным периодом для формирования духовных основ ребенка , так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым , когда «сердца открыты для добродетели » . Поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников строится на основе приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей : в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава , более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей.

Права семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде : среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки. Происходит заметное одичание детей и молодежи . Организовать воспитание без духовного стержня , без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетия, и мы не можем вырастить духовное здоровое поколение . Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как бездуховность общества .

В наше время особенно, очевидно, что без духовности , которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании ребенка . Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается , как ценностное измерение высших начал : добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей .

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального , эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям , развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовного воспитания заключается в том , что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовной стороны личности уже с дошкольного возраста .

Современное российское общество остро переживает кризис духовных идеалов . Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовных качеств личности ребенка уделяют игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников , но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры .

Особенность народных игр в том, что они, учат дошкольников обретать устойчивое , заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств .

Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей . Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен . Однако он необходим для формирования его личности.

Большую роль в формировании духовных качеств у дошкольников играет семья . Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей , конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.

Воспитание основ духовности в дошкольном возрасте - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих духовных ценностей : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовных чувств , мы всегда обращаемся к впечатлениям детства : это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.

Мы должны воспитывать у детей уважение к духовным нормам христианской морали. Научить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим, создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

Публикации по теме:

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает.

Одной из главных задач образовательной и воспитательной деятельности дошкольного учреждения является воспитание нравственности, духовности,.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей.

Предлагаю Вашему вниманию Приложение к программе "Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими.

Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными праздниками» Уважаемые коллеги! Продолжаю знакомить Вас с учебно-тематическим планом проведения русских народных праздников во второй младшей группе.

Средняя группа. Приложение к программе «Воспитание духовности». Весна. Осень Учебно-тематический план. Средняя группа. Тема:Весна. Задачи:Знакомство с весенними изменениями в природе, жизни людей и животных через.

“Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Я, ты, он, она - вместе дружная страна, Вместе - дружная семья, В.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Библиотека изображений:

Духовный рост - это изменение в восприятия мира вокруг себя. Обретая духовность человек, начинает видеть мир, таким как он, есть, а неискаженным. Он обретает веру в себя, испытывает любовь и сострадание к людям, а также находит душевный покой.

Для приобретения духовного роста необходимо с детства приучать ребёнка к вере, любви и осознанности. Когда у малыша не получается что-то сделать, ему нужно объяснить, что главное верить в победу и она со временем придёт. Спотыкаясь на ошибках и упорно двигаясь вперёд, ребёнок поймёт, что именно вера даёт ему силы и волю, которые со временем ведут к усреху и победе. А без неё невозможно достичь результатов. Также не стоит принимать решение за малыша, мотивируя тем, что он сделает неправильный выбор и только родители смогут ему помочь.

Лучше всего для обретения любви сначала нужно привить сочувствие и сопереживание к окружающим, а это в свою очередь и будет выражением любви. Учите ребенка с раннего детства замечать красоту природу, бережно к ней относиться, заботиться о птицах и животных, по возможности заведите одно или несколько домащних животных. Также с детства стоит объяснять ребенку, как можно помогать другим людям и почему это нужно делать. Кроме того, в отношениях семьи не должно быть ссор, ругани, мести и т. д. Все семейные проблемы малыш очень тяжело переносит, а взрослее делает те же ошибки что и родители, думая, что это правильно. Постарайтесь, чтобы вокруг малыша хотя бы в семье царили мир, любовь и гармония.

Позволяйте ребенку познавать мир различными способами. Например, если малыш хочет потрогать что-либо, и оно не угрожает его жизни, то не стоит запрещать ему это делать. Маленькие дети познают мир с помощью ощущений. Даже когда родители разговаривают, малыш стремится потрогать исходящие звуки, дотрагиваясь к языку, губам говорящего. Всегда отвечайте на вопросы ребенка, какими бы глупыми, неважными они вам не казались. Стимулируйте ребенка самостоятельно находить ответы в книгах, интернете. Современные дети даже в юном возрасте отлично справляются с современными технологиями.

Учите малыша, что для счастья не нужно иметь дорогие игрушки, одежду и т.д. Все это обычные вещи, которые рвутся и ломаются со временем. А счастье это когда лежишь рядом с родителями, которые гладят тебя по голове, читая сказки. Или счастье это просто пробежаться по лужам, забрызгавшись водой и т.д. Ребёнок должен видеть счастье в любых мелочах. Но если ребенок сильно просит игрушку как у друга, то стоит ему купить ее на день рождения. Лучше иметь несколько дорогих и качественных игрушек, которыми ребенок будет играться и дорожить, чем сто разнообразных игрушек, которые будут повсюду валяться и малыш на них не будет обращать внимания.

Следите за тем, что читает и смотрит ваш ребенок, ведь детский мозг все впитывает, как губка, поэтому крайне важно, чтобы ребенок читал добрые сказки, поучительные истории, рассказы о животных и великих людях. Тоже самое касается мультфильмом и фильмов.

Полезное занятие - молиться перед едой, когда вы благодарите Бога за пищу на вашем столе. Это позволяет освятить еду, чтополезно и для тела, и для душу. А главное, с детсва ребенок привыкает к молитве, узнает о Боге и вере.

Не навязывайте ребенку ни свою веру, ни свои убеждения. Он должен знать во что и в кого верите вы, но не обязан делать тоже самое, равно как и выбирать вашу профессию и жить той жизнью, которую вы бы хотели. ребенок отдельная личность, у него своя программа развития, у него свой жизненный путь.

Самостоятельное решение всех проблем, прохождение трудностей, обретение навыков ещё в раннем детстве - это первые ступени для обретения духовности. Родители должны помнить, что ребёнка не стоит переделывать под себя, а необходимо воспринимать таким, какой он есть. Каждый растёт духовно по-разному, а родители должны только дать первые толчки в его направлении.

Многие считают, что для духовного развития необходимо как можно больше творчески развивать малыша. Заниматься с ним танцами, музыкой, рисованием, читать разнообразную литературу. Для других это что-то связанное с богом, поэтому необходимо с детства знакомить ребенка с библией и церковью. Существует большое количество догадок в этом вопросе.

Духовный рост начинается в семье и продолжается всю жизнь. Это гармоничное развитие малыша.

Такому развитию ребенок самостоятельно не научится. Важно чтобы и родители развивались духовно. Потому что все, что ребенок умеет и чему может научиться, в первую очередь, берется из семьи. Дети с рождения любят повторять и подражать родителям, копируют их образ жизни. И нет особого смысла пытаться развивать малыша духовно, если мама с папой не считают нужным заниматься этим сами.

Основа духовного развития - родительский пример. Начинать духовно развивать ребенка необходимо с себя, с семьи. И только тогда духовная составляющая в ребенке будет развиваться. Отношения в семье должны быть теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и понимании. Духовное развитие малыша зависит от правильного и грамотного отношения любящих родителей.

Если в семье не чувствуется любовь и гармония, то ни о каком духовно развитии речи быть не может. А все усилия, которые родители прикладывают, будут только развивать его творческие, физические или интеллектуальные способности.

Духовное развитие ребенка происходит через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Поэтому родители всегда должны думать об окружающей обстановке своего дитя.

Что делать для духовного развития ребенка

Нет определенных требований и правил, необходимых для духовного развития. Ценности, которые есть в семье, традиции, уровень развития семьи, являются базой для духовного развития малыша. Родители должны сами чувствовать духовную составляющую и передавать ее своим детям.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь" Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Когда малыш только появляется в семье, первое время он полностью зависит от родителей, как в физическом, так и в психологическом плане. В это время у ребенка устанавливается определенное отношение к миру. Можно ли ему доверять или стоит быть осторожным? Нужно чтобы кроха чувствовал, что его любят, он долгожданный, и он любим, потому что через родительскую любовь малыш формирует отношение к окружающему миру.

Семье необходимо жить в гармонии, любви, терпении и заботе друг о друге и все эти чувства и проявления ребенок будет впитывать как губка.

Когда ребенок начинает ходить, он очень любознателен. Родителям необходимо правильно и грамотно направлять его интерес в нужное русло. Можно читать различные книжки, изучать яркие картинки, смотреть хорошие мультики. Заниматься всем, что вызывает интерес у ребенка.

Через родителей у малыша формируется образ человеческих взаимоотношений. Именно родители должны показать, какое отношение может быть к окружающим.

Конечно, стоит отдавать ребенка в различные кружки и на разнообразные занятия, развивать его творческие и интеллектуальные способности. Все это будет способствовать духовному развитию малыша. Но самое главное, что необходимо сделать - это установить в семье теплые, доверительные отношения. И только тогда ребенок, действительно, будет развиваться духовно.

Скачайте чек-лист "Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь"

​С возрастными кризисами сталкиваются все дети при переходе с одного этапа развития на другой.​ Узнайте о причинах, признаках кризисов, и о том, как помочь любимому крохе!

Человек рождается в определенном регионе Земли, в определенном городе, в назначенный час, минуту и секунду, и никто не в силах изменить начатое: Человек вступает в Поток Жизни, Судьба включает свои часы а мы, родители, теперь отвечает за жизнь, здоровье и духовное развитие ребенка.

Он пришел, Ваш малыш! Открылась дверь в новый мир. Под каким знаком Зодиака родился Ваш ребенок Вы, конечно, знаете. Но знаете ли Вы, что в человеке существуют два начала: мужское - ян и женское - инь.? Солнце, Марс, Юпитер, Плутон - имеют мужскую природу - ян. Луна, Венера, Сатурн, Нептун - женскую природу - инь. Земля, Уран, Меркурий - проводники энергий и влияний, посредники.

Мужское начало на Земле проходит стадии эволюции, связанные с мужскими активными планетами - отдающим началом. Женская же природа и эволюция проходит по оси Луны и Венеры - женское воспринимающее начало.

Люди, способные в процессе жизни совместить в себе качества и мужской и женской природы и развить их до полного раскрытия личности, достигают определенных высот сознания, полноты бытия и тех гармоничных уровней, когда они уже становятся свободны от Кармы. Человек пришел на Землю, получил первый стресс - вдохнул и начал свой Путь.

Духовное развитие ребенка - девочки

У девочки до семи лет проявляется Лунная природа восприятия мира. Душа ее отражает, словно зеркало, и впитывает существующую реальность, приобретая свою. Открытая, чистая, как горный ручей, неиспорченная, невинная сущность взаимодействует с миром. Это самый важный и затяжной период восприятия.

В этот период в ней формируется женский душевный потенциал, способность сопереживать и отдавать, милосердие, качества матери и жены, внутренний мир и подсознание. Как правило, если до семи лет девочка видит дисгармонию в союзе родителей, то в свою будущую семью она принесет родительские комплексы, невольные срывы гармонии и равновесия, истерики. Этот фундамент заложен на всю жизнь.

Мальчик, природа которого - творческая, солнечная отдача энергии в жизни, до семи лет, находясь под влиянием Солнца, учится взаимодействию с миром. Качества отца, творца, мужа, благородство, самоотдача, забота о ближнем или качества самовлюбленного эгоиста, требующего поклонения "себе, любимому", способность "гореть" и освещать другим их жизненный Путь, потенциальная возможность развиваться самому и дать импульс для развития окружающим, отношения с отцом - закладываются в этом возрасте.

Духовное развитие ребенка - мальчика

Лучшее, что может внушить отец сыну: если движет тобой честолюбие и желание власти над миром и людьми, если ищешь ты рабов и поклонения - ты существо из антимира, нет тебе места на Земле. Ты не оставишь после себя ничего, кроме разрушения. Но если твой принцип - не захват чужой энергии и внимания, а отдача, как у Солнца людям, и движет тобой Любовь ко всему сущему - ты на правильном пути, какие бы большие камни ни лежали на нем.

Земля является проводником влияний: она дарит свои Законы детям, учит детей Любви, рождает духовное понимание, душевное притяжение, мир, покой, равновесие. Вторую ступень урока Жизни олицетворяет пара Марс - Венера и связь между ними - Меркурий.

До четырнадцати лет под влиянием Марса мальчик накапливает мужскую и физическую силу, волю, склонность к активным действиям, бесстрашие или трусость. Формируется воин и рыцарь. Мужское творческое начало - Солнце, получает тот толчок, который закладывает активные или пассивные импульсы в жизни. К четырнадцати годам жизненные каналы приобретают свой "огонь", переполняясь энергией.

Это важнейший период сохранения энергий и подключения мальчика к эгрегору рода, к генетическому дереву нации, государства, к Космическому Закону. Он уже не беспорядочный хаотический атом, а астральный воин и защитник. Теперь он напрямую связан с Небом. После четырнадцати лет, выдержав испытания, мальчик становится равноправным членом мужского общества.

Духовное развитие ребенка: Марс и Венера

Противостоит Марсу и дополняет его Венера. Венера - "Маяк Любви", служащий путеводной звездой людям во все времена. Она формирует нежное женское существо с семи до четырнадцати лет. Именно формирует.

Венера лепит ее, дает ее телу форму, наделяет красотой, мягкостью, эстетическим восприятием мира, дарит ей вкус, гармонию или дисгармонию; она наделяет способностью любить, высокой чувственностью или полным бесчувствием. В древности жрецы, зная силу женской энергии, учили девочек до четырнадцати лет набирать потенциал. Этой энергией можно было творить чудеса. С заложенными Венерой качествами, девушка вступает во взрослую жизнь.

Для взаимодействия между Марсом и Венерой требуется посредник - Меркурий. Меркурий - это не только посланник Богов - это контакт, связь, речь, мысль. Он формирует и закладывает у подростков Законы общественного и внутреннего.

Но на формирование и развитие ребенка оказывают влияние не только Звезды и Планеты, но и люди, окружающие его, среда, в которой он растет и воспитывается.

Духовное развитие ребенка после 3 лет

С детьми надо работать с самого раннего детства; чем раньше, тем лучше. После трех лет организм уже способен к восприятию, и можно многое сделать в развитии желательных и необходимых качеств. Особенностью первого семилетия жизни ребенка является то, что он живет как бы одновременно в двух мирах. В возрасте трех - пяти лет дети могут помнить о своем прошлом воплощении и о пребывании в Мире Тонком, до семи лет многие видят образы Тонкого Мира.

"Дети очень много помнят, особенно в самом раннем возрасте, из своих прежних воплощений" (Письма, Е.И.Рерих, III, 29.07.39г.). "Они помнят и о пребывании между земными жизнями, но их не умеют расспросить... они могут рассказать о ценных ощущениях" (Мир Огненный,III,542).

Взрослые! Присмотритесь к своим детям! Они видят мир не таким, как мы, они видят другую реальность, знают больше, чем мы, их сознание подвижно, они способны вступать в контакт с Природой: их не боятся птицы, трава и цветы не получают от них стресс - они узнают друг друга, понимают, сочувствуют, общаются - никто не страдает, пространство гармонично.

У детей правильное видение Мира. Не калечьте их сознание своим грубым примитивизмом, не навязывайте им свое мышление, не подавляйте их, не дайте гармонии уйти из их Душ. "Уберегите детей от всего ложного; уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию" (Община,116).

До семи лет ребенок, как мягкий воск, из него можно лепить все, что угодно. "После семи лет уже много потеряно"(Община,102). Тогда уже порывается связь ребенка с Тонким, духовным Миром, он становится более материальным и начинает уже обнаруживать характер будущего человека. "...После семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни" (Иерархия,244).

Духовное развитие ребенка по Живой Этике

Два года при Медицинской Академии Духовного Развития "МАДРА" работает детская духовная школа. Опираясь на опыт ее работы, мы пришли к выводу о необходимости и возможности лечения детей и профилактики у них заболеваний, на основе Учения Живой Этики.

Создать у ребенка стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления, познать себя, улучшить нравственно и физически, осознать причину заболевания и стать активным участником борьбы со своим недугом, достичь гармонии - вот наша задача. И результаты, которые мы получаем, обнадеживают.

В процессе лечения у детей исчезли: проявления аллергического дерматита и вазомоторного ринита, синдром навязчивых движений, энурез, страхи, плаксивость, раздражительность, закомплексованность; купировались приступы бронхиальной астмы, улучшалось зрение, нормализовывался сон. Улучшились взаимоотношения с родителями и сверстниками, ушла конфликтность, появился интерес к знаниям, увлеченность, стремление стать лучше. Дети преображались, становились чище, добрее, мудрее.

Лечение и воспитание детей - творческий процесс, он не терпит шаблонов, готовых рецептов и приемов. "Дайте детям возможность мыслить" (Община,157). "Учите детей летать высоко"(Община,189).

Учение Живой Этики вооружает нас знанием особенностей духовной эволюции ребенка, позволяет рассматривать маленького человека, как Космическое существо, которое приходит на Землю не только для того, чтобы получить необходимый ему, для дальнейшей эволюции опыт и выполнить определенную программу, но и донести до нас знания о гармонии Вселенной.

И мы должны учиться воспринимать его не как глупого несмышленыша, делающего по жизни первые шаги, а как мудрый Дух, который еще недавно был частичкой Высшего Разума; как сложившуюся индивидуальность, уже имеющую опыт прошлых жизней и свои духовные накопления.

И как важно увидеть индивидуальные особенности ребенка и помочь отыскать ему нужное направление. "Считаю, можно направить детей от самых малых лет к познанию Высшего Мира. Не будет это насилием, ибо поможет детям легко принимать то многое, что скоро забывается. Притом, такое проявление проснется в несравненно прекрасных формах" (АУМ,166).

И.Н. Желтякова

5. О пространстве духовно-нравственного развития

Вначале, хотя бы коротко, я хотел бы разобраться с самим понятием «развитие», которое кажется таким простым и привычным. Если сейчас суммировать множество мнений о понимании термина развитие, их можно будет свести, фактически, к двум. Они нам хорошо известно, на них мы, собственно, и строим наши учебные и образовательные программы, так же и наши представления о развитии личности.

Первое понимание – это развитие как созревание и рост. Смотрим на траву, смотрим на дерево, видим, как из зерна появляется растение… Есть такие процессы в человеческой реальности? Конечно, есть. Мы же видим это своими глазами. Маленький ребенок растет, мужает, взрослеет и т.д. Этот процесс мы и описываем: рождение, рост, расцвет, плодоношение, старение, дряхление, смерть.

Второе понимание, на котором базируется практически вся наша педагогика, это развитие как формирование. Не умел писать – научился. Произошло развитие? Да, несомненно. Ведь он не умел писать, а теперь умеет. Ходил на четвереньках, – ходит на двух ногах. Не умел членораздельно разговаривать – теперь членораздельно говорит и т.д. Все это как раз и связано с обучением, с образованием, т.е. с обретением целого ряда культурных способностей, которые уже фиксированы в человеческом опыте. Огромное число, когда-то священных человеческих способностей (письмо, чтение, счет и др.), сегодня просто перешли в разряд культурных навыков.

Интуитивно мы чувствуем, что развитие всей человеческой реальности нельзя только свести к этим двум процессам – созревания и культурного оформления, которое иногда превращается в процесс формования по извне заданным меркам. Уже подросток может нас спросить: «Господин учитель, а почему я должен стать таким, как вы хотите? А если вы ошибаетесь»? И потом, когда он повзрослеет, ему вдруг откроется: «А ведь по поводу меня есть Божий замысел, у меня есть своя собственная биография, свое собственное движение и личная траектория». Как с этим быть, как не разрушительно встречаться и просто жить с этой сугубой индивидуальностью?

Поэтому когда мы говорим о развитии, необходимо говорить об особом процессе - о собственно духовном развитии. Духовность и душа живая даны человеку изначально, но проблема в том, когда и как я встречусь с ними, и встречусь ли вообще. Вот в чем проблема. Когда и как я встречусь со своим собственным замыслом обо мне? И сколь я (учитель, родитель, воспитатель, вообще – взрослый) буду со-работником в реализации некоего замысла об этом конкретном ребенке?

При содержательном описании пространства духовного развития специального внимания заслуживает следующее существенное обстоятельство: человек при рождении попадает в уже обжитой мир. Ребенок зарождается, рождается и живет в системе реальных, живых, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально с матерью, затем еще с близкими, впоследствии и с дальними). Усиливая эту мысль, можно вообще сказать: нигде и никогда мы не увидим человека до и вне его связей с другими. Он всегда существует и развивается в со-обществе и через со-общество. Живая общность, сплетение и взаимосвязь двух жизней, их внутреннее единство и внешняя противопоставленность друг другу указывают на то, что взрослый для ребенка не просто одно из условий его развития наряду со многими другими, а фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения собственно человеческого в человеке, основание его нормального развития и полноценной жизни.

Это изначальное единство я называю со=бытийной общностью – как нераздельность и неслиянность двух и более самостоятельных форм жизни. Подобная общность по сути и есть то пространство, та ситуация развития, где впервые зарождаются специфические, собственно человеческие способности, позволяющие человеку стать и быть субъектом своей жизни. Принцип развития - динамическое преобразование систем связей и отношений между людьми в со=бытийной общности в процессах социализации (отождествления) и индивидуализации (обособления). При этом индивидуализация определяется как процесс оформления уникального и неповторимого Я, приобретения индивидом все большей самостоятельности и относительной автономности. Социализация трактуется как врастание индивида в мир человеческой культуры и общественных ценностей.

Становление собственно человеческого в человеке - это становление и манифестация субъективного духа, приобщение к родовой человеческой сущности, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, утверждение ценностей родового бытия человека, практическое преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. В христианской культуре человечность находит свое выражение в личностном способе жизни, предполагающем свободный, сознательный и ответственный выбор поведения на основе ценностно-смыслового самоопределения субъекта жизнедеятельности.

Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и духовно полноценной жизни необходим взрослый человек. Это аксиома, не требующая сегодня доказательства. Можно сказать, что “собственно человеческое в человеке” - это всегда другой человек. Детству естественно присущи стремления к дополнению, потребность и способность обретения полноты человеческого бытия. Старшие создают особую, располагающую среду, в которой младшим легче рассекречивать и осваивать глубины и потенции собственного внутреннего мира, обогащать ими свою жизнь и жизнь других людей. Иными словами, взрослые (в норме!) обеспечивают ребенку презумпцию человечности - право и возможность стоять на человеческом пути развития, по мере взросления становиться действительным автором собственного развития или, говоря словами Г. Гессе, наряду с внешней судьбой обрести судьбу внутреннюю, более сущностную, не случайную.

Взросление - дело трудное и, даже, болезненное. Если воспрепятствовать развитию человеческих способностей, ребенок может превратиться в карикатуру на человека или чудовище. К сожалению, иногда случается и такое. Если детскую душу ранить или оставить в запустении, воспользовавшись наивной неискушенностью вовлечь в пагубу, ребенок заболевает. В известных с детства сказках (будто написанных на злобу дня сегодняшнего) это называется колдовством. Как тут не вспомнить Иванушку, который ослушался сестрицу, напился из болота и стал козленочком; героя сказки Андерсена - Кая, которому в глаз попал осколок разбитого дьявольского зеркала, и сердце его оледенело; братьев, превращенных в диких птиц. Метафоричность потери человеческого облика будто списана с неутешительных реалий настоящего с уже привычными нарицательными обобщениями: наркоманы, “отморозки”, ущербные.

На некоторых детей тень “колдовства” падает с рождением. О них мы говорим “дети с особенностями развития”.

Чтобы расколдовать ребенка, помочь ему обрести дух полноценной человеческой жизни необходим близкий Другой-человек. В жизни как в добрых детских сказках процесс спасения (исцеления, личностного пробуждения) является серьезным испытанием. Испытанием и для ребенка, и для близкого человека: Герда ради спасения Кая отправляется в рискованное путешествие в царство Снежной королевы; сестра вопреки опасностям, превозмогая боль, шьет голыми руками братьям рубашки из крапивы.

Ф.М.Достоевский в “Братьях Карамазовых” писал, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание, вынесенное еще из детства, из родительского дома. Если набрать таких (добрых) воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, но и одно только хорошее воспоминание, оставшись при нас, может послужить нам во спасение. Э. Фромм усиливает эту мысль, утверждая, что родители дают жизнь, но они же могут ее забрать или сделать невыносимой; родители способны на чудеса любви - и никто не может причинить такого вреда, как они.

Ф.М. Достоевский и Э. Фромм подчеркнули и благодатную силу, и угрозу, заключенные в родительском отношении. Анализируя этот факт, соотнося его с опытом педагогической и психологической практики, не трудно убедиться, что связанность со взрослым (не только с родителем) одновременно таит для ребенка и целительные силы, и болезнетворную опасность. Какие же сугубо психологические факторы определяют влияние взрослого на душевно-духовное здоровье ребенка?

Длительный период дошкольного и школьного детства подлинным субъектом развития является со=бытийная общность ребенка и взрослого. Специалистам известно широко употребляемое, но крайне расплывчатое определение - “значимый взрослый”. Значимый взрослый - это родной иили близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник... В основу классификации понятия “значимый взрослый” положены две существенные характеристики конкретного взрослого человека, которые наиболее полно характеризуют его статус в жизненном мире конкретного ребенка. Это показатели кровного родства - “родной-чужой” и духовной близости - “близкий-чуждый”.

Классификация значимых взрослых

Духовная связанность Кровное родство
Родной Чужой
Близкий родной и близкий чужой, но близкий
Чуждый родной, но чуждый чужой и чуждый

Значимые взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. Мера кровного родства ребенка и взрослого изначально задана. Поэтому отношения в детско-взрослой общности эволюционируют по линии духовной близости. Мы выделяем две наиболее общие тенденции: атрибутом первой являются взаимное понимание, принятие, доверие; вторая переживается как стойкое взаимное несогласие, разобщение и отчуждение.

Приближенный еще не значит близкий. Именно духовная близость ребенка и взрослого гармонизирует индивидуализацию обособление ребенка, обеспечивает нормальное развитие его субъектности; отчуждение искажает и блокирует его.

Специфика духовной близости ребенка и взрослого (в отличие от витальной, эмоциональной, социальной связанности) состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка. Максима такого отношения есть любовь взрослого к человеческому в человеке, непосредственно - в ребенке, как его устремление навстречу становящемуся индивидуальному духу в непрерывном, напряженном поиске отношения соразмерного с детскими возможностями; такое отношение - по сути, благодатно. Эта любовь осуществляется через со=бытие в духовной практике воспитания ребенка. Значимый взрослый (в норме!) - ответственный координатор со=бытия - использует собственную самость в качестве “инструмента” выстраивания и развития совместности с ребенком.

Согласно концепции развития субъектности в онтогенезе жизненный путь человека представляет собой последовательность двух этапов (биографических эпох). На первом ребенок совместно с родным и близким взрослым овладевает внутренними (телесными, психическими) и внешними (социокультурными) обстоятельствами своего существования. Апогеем и одновременно переломным моментом первой фазы является точка“обретения души”, открытия собственного Я (в нашей культуре это происходит, как правило, в подростковом возрасте). Социальной фиксацией вступления человека в новое качество в традиционных обществах являлись обряды инициации, посвящения, конфирмации, символизирующие переход от “безответственного детства” к необходимости самоопределения и полноте ответственности за свою жизнь.

Собственная самость открывается перед человеком как предмет отношения и творческого преобразования. Именно с этого момента можно говорить о саморазвитии субъективности как особой духовной реальности, как о способе собственно человеческого бытия, атрибутами которого являются самостоятельность и ответственное жизнестроительство. Духовность - новое качество и новый принцип, окончательно делающий человека человеком. Определением духовного бытия человека является свобода от принуждения и давления всего, что относится к обыденной жизни, включая влечения, пристрастия и прельщения собственной самости. Введение представления о саморазвитии есть фактическое признание сверх-естественной сущности человека, обнаруживающей себя в освоении и утверждении подлинно человеческого способа жизни.

Приведу только два примера чрезвычайной важности со=бытийной общности для нормального физического и душевно-духовного развития и взрослых, и детей.

Сегодня существуют очень серьезные исследования особенностей психологического развития детей в пренатальном (дородовом) периоде. Все наши традиционные обозначения: зародыш, плод и т.п. – все от «нищеты психологии», от невозможно описать события беременности в традиционном языке общей психологии. Именно из-за этого – апелляция к медицинской терминологии. В каком-то смысле человек уже предсуществует еще до своего зачатия. Не впадая в оккультную мистику, но уже в самой любви, в самой встрече мужчины и женщины уже зарождается некий замысел о человеке. По молитвам – в такой встрече есть и Божие присутствие.

Если перевести события пренатального развития ребенка на психологический язык, на язык психологической антропологии, с позиции которой я и рассматриваю духовное развитие человека, то сам ход беременности и момент родов оказывается принципиально иным, нежели обычно. Моя сотрудница, при консультировании молодых мам, переводила текущие и ожидаемые физиологические ощущения на психологический язык, на язык Встречи будущей мамы со своим собственным ребенком. Это была организация со-бытийной встречи с тем уже человеческим существом (уже с момента зачатия), с которым мама давным-давно живет. Почему «со-», потому что жизнь матери и дитя совместна и неразрывна; почему «бытийно», потому что это две уникальные жизни и они - неслиянны. Это точно по той священной формуле божественной Троицы, в Которой – «неслиянность-нераздельность» - одновременно.

Естественно, чем более членораздельны речи и матери, и ребенка в пренатальный период, чем очеловеченней их общение, тем выше надежда на психосоматическое и душевно-духовное здоровье и в дальнейшей жизни. Тем меньше опасность безродности и сиротства ребенка. Сиротство – это ведь не только физическая потеря родителей, сиротство может быть даже при живых родителях, когда не сложилась со=бытийная общность или когда разрушились связи и отношения внутри нее.

Еще один пример. В свое время Л. Толстой озвучил такую формулу - «Пустыня отрочества». Вы только вдумайтесь в это словосочетание! Отрок (наш подросток) оказывается и проходит сквозь пустыню. Через какую пустыню? - Смысловую и ценностную.

Психологически эту формулу можно прочитать следующим образом. Подросток как бы спрашивает у себя:«А что у меня есть свое собственное? Не навязанное извне, а мое собственное?» И он, при честном ответе на эти вопросы, обнаруживает, что ничего своего у него нет. Язык родной - не его, телесность - не его, данная ему при рождении, и сам он не свой. Потому и говорит родителям:«Я вас не просил, чтобы вы меня рожали». Все, что он знает, умеет - извне пришло, от взрослых, это не его самостоятельные достижения.

Здесь кроется источник подростково-юношеских суицидов - от полной пустыни, от той смысловой пустоты, когда самость ребенка фактически сведена к нулю. Здесь возникает сложнейшая педагогическая проблема – что и как нужно делать, и делать – срочно. Очевидно, что предшествующая форма со=бытийной общности изжила себя, ребенок вырос из нее, как вырастают из детской одежды. Необходимо строить новую общность, на новых основаниях, в новых отношениях и позициях. Чаще всего именно мы – взрослые не готовы и не способны к такому обновлению. А потому и выход из «пустыни отрочества» может быть трагическим, а может быть болезненным, но духовно развивающим, подлинно самостроительным. На этом я хотел бы остановиться, понимая, что несказанного и не написанного – еще, как говорит мой друг, 16 глав.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 3 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Рассказать друзьям