Как развить духовный рост у ребенка. Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Виктория Викторовна Уланова , музыкальный руководитель

Негосударственногодошкольногообразовательного

учреждения«Детский сад№ 114, ОАО«РЖД» , Рузаевка

«Человек должен родиться дважды, -

один раз естественно, а затем духовно»

Гегель.

Что такое духовность? «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

Проблема духовности во все времена волновала умы и сердца людей. Вспомним отечественную классическую педагогику с ее общечеловеческим содержанием, непреходящими вековыми гуманистическими ценностями, с ее заботой об «образовании сердца и ума», об органичном слиянии воспитания с развитием на принципах природосообразности, провозглашенной Л.Н. Толстым «идеологией любви» как деятельной нравственности. Великая дидактика Я.А. Коменского еще в средние века включала в себя «вечные основы человечности», «одаренный чувствами ум», «гармонию тела и души». Отечественная классическая педагогика Толстого и Белинского, Добролюбова и Ушинского заботилась «об украшении души, склоняя волю к деланию добра», о «взращивании человеколюбия и любочестия».

В современном российском образовании отмечаются сложные и противоречивые процессы: классическая модель, в основе которой лежала концепция усвоения знаний умений и навыков, себя исчерпала; требования гуманизации образования приходят в противоречие с требованиями стандартов, ограничивающими воспитательный потенциал образования. Переизбыток информации, дефицит человечности и одухотворенности получаемого знания ведут к утрате интереса, снижению уровнянравственного здоровья.

Перестройка, происходящая во всех сферах жизни нашей страны, прямо и непосредственно касается и нас, работников педагогического фронта.

Разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития. У нас остался единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций.

Очень важно для каждого человека жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших детей?

Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, - одна из актуальных задач образования в целом и дошкольного образования в частности.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В.А.Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в том числе музыке. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д. Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека.

Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на обогащение духовного мира ребёнка-дошкольника. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Кроме того, музыкальное развитие влияет и на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, он становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки - задача сложная, но выполнимая.

На мой взгляд, получаявдетстверазнообразныемузыкальныевпечатления,ребёнокпривыкаеткязыкуинтонацийнародной,классическойисовременноймузыки,накапливаетопытвосприятиямузыки,различнойпостилю,постигает«интонационныйсловарь»разныхэпох.ЗнаменитыйскрипачС.Стадлероднаждызаметил: «Чтобыпонятьпрекраснуюсказкунаяпонскомязыке,надохотябынемногоегознать».Усвоениелюбогоязыканачинаетсявраннемдетстве.Музыкальныйязыкнеявляетсяисключением. Надо помочь ребёнку постичь этот удивительный и прекрасный музыкальный язык.

Разумеется, не все дети станут в дальнейшем профессиональными музыкантами, но любовь к искусству и эстетический вкус, привитые в детских садах, музыкальных школах, студиях могут стать прочным фундаментом для формирования творческой, всесторонне развитой личности.

В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Я уверена, что музыку нужно уметь не только слушать, но и слышать. Поэтому главной задачей музыкального воспитания детей я считаю для себя «влюбить» их в музыку, помочь им войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту.

Дляактивноговосприятия музыки большоезначениеимеетсосредоточенностьисобранностьвниманиядетей, в связи с этимуменясложилась определённаяметодикаобучениядетейслушаниюмузыки.Считаю,чтооченьважнонастроитьдетей наслушаниемузыки.Поэтомумысдетьмивначалезанятияпериодическивспоминаемправиласлушаниямузыки.ПометодуД.Б.Кабалевскогомысначаласлушаемтишину,апотоммузыку.Предлагаядетяммузыкальноепроизведениедляслушания, стараюсь сама найти в нём нравственную сердцевину и донести до детей, большоевниманиеуделяюхудожественномуегоисполнению.Беседа,правильнопоставленныевопросыпомогаютдетямраскрытьсредствамузыкальнойвыразительности.Помогаютвыявитьинтерескмузыкальномупроизведениюирассказыотворчествекомпозитора,показегопортрета.

Взалеимеетсяминиатюрнаяпортретнаягалерея.ДетиоченьинтересуютсятворчествомП.Чайковского,Д.Кабалевского,М.Глинки,Ф.Шуберта.Приразборемузыкальныхпроизведенийоничастоподбираюточеньметкиеиобразныеопределения.Ияиспытываюдушевныйвосторг,чувствоудовлетворения,когдаребёнок, слушаяпервуючастьконцерта«Весна»А.Вивальди(ещёнезнаяегоназвания)говорит:«Этамузыка,какбудтовеснуподгоняет».Значитребёнокслышит,значитончувствует,онсопереживает.

Активно проявлять свое отношение к музыке ребенок может в пении, как в одном из видов исполнительства. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии и является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. Успешность, пережитая ребёнком в саду, обеспечивает его дальнейший жизненный успех.

В последнее время занятия в вокальных студиях и кружках сольного пения стали особенно популярными среди детей и их родителей. И именно поэтомуактуальной и значимойпредставляется проблемаразвития вокальных способностей детей,формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

Для ребят, проявляющих интерес к музыке и вокальному исполнительству в нашем дошкольном учреждении организована студия «Театр Песни», где ребята овладевают сценическими и исполнительскими навыками. Воспитанники вокальной студии являются активными участниками различных мероприятий в детском саду, а также городских праздников и конкурсов.

Встречисмузыкойдолжныпоразитьвоображениедетей, запомнитьсяим. В связи с этим идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность. Музыка, литература, живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Принцип взаимосвязи искусств в последние годы осуществляется и в дошкольных учреждениях. Благодаря этому, у нас родилась идея новойинтегрированнойформыдосуговойдеятельностидетей, такая как САЛОН.Постепенно он вошёл в практику работы с детьми старших групп, где сочетается познавательная деятельность по ознакомлению с различными видами искусства с развлекательной.

В 18-19 веках в Салонах закладывался интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал их посетителей, это был круг избранных лиц, собравшихся в доме и объединённых общими интересами (литературой, живописью и т.д.). ВуютнойиторжественнойСалоннойобстановкедошкольникинетолькознакомятсясискусством,ноиучатсяхорошимманерам. Многие могут возразить, что Салон - это не что иное, как музыкальная гостиная. Это не так! Салон - это особая атмосфера, где очень важно сохранить стиль общения между его посетителями. Здесь умело господствует и задаёт тон хозяйка Салона. Она объединяет общей темой разговора интересных собеседников, подбирает салонные игры, всецело способствует приятному времяпрепровождению.

Салоны могут быть различными по тематике. К юбилею великого поэта в нашем детском саду был проведён музыкально-литературный салон «С.Есенин - душа и песня русской земли», который был посвящён его жизни и творчеству.Чтобы расширить знания детей об истории нашего родного города и провести параллель между прошлым и настоящим, мы организовали салон «История двух портретов», где основное внимание было уделено живописи и театрализации. В доступной форме нам удалось донести до детей исторические вехи наших земляков - семьи Струйских: Александры Петровны и Николая ЕремеевичаИх портреты принадлежат кисти знаменитого Ф.С.Рокотова и в настоящее время экспонируются в Третьяковской галерее.

Осознание того, что основной стержень семейных традиций и духовных ценностей заложен в семье, вдохновило меня на создание семейного салона, какновую форму взаимодействия с семьями воспитанников.Свои идеи я воплотила в основу мероприятия «Мы - семья и мы - друзья», которое было приурочено к Международному Дню семьи.

Детинатакихдосугахс удовольствиемслушаютмузыкуистихи (нередко в исполнении родителей), трогательно украшают дерево желаний, рассматриваютрепродукциикартинвеликихживописцев,смотрятвидеоматериалы(комплектвидеокассетсерии«релаксвидео»),двигаютсяподмузыку, участвуют в театрализации.

Данные формы и методы играют значительную роль в развитии художественно-творческого восприятия воспитанников, позволяют обогащать их внутренний духовный мир, мысли и чувства. Это подтверждают и результаты диагностики.

Обучая на образцах прекрасного, мы, взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму. Ребенку нужна вся гамма чувств - это путь к развитию человечности.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. И тут приходят на память слова выдающегося пианиста и педагога Генриха Нейгауза: "Родители важнее педагогов". Как ни странно, всё действительно так и обстоит. Родители, действительно, важнее педагогов. Но здесь мысль Нейгауза нуждается в уточнении. Во-первых, речь идёт о музыкальном воспитании. И во-вторых, родители важнее педагогов, по мысли Нейгауза, именно в дошкольные годы. То есть тогда, когда воспитание, в том числе, музыкальное, в основном происходит в семье. И когда именно от мамы и папы зависит, будет ли разгадана тайна, заложенная в ребёнке. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

В заключении хочу сказать, что музыка играет огромную роль в становлении личности ребенка, обогащении его духовного мира и способствует самопознанию себя и мира в целом. Подтверждением этому является высказывание крупного общественного деятеля, скрипача, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, Михаила Казиника, « Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой.Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость".

На сегодняшний день нам доступна практически любая информация , и на любую тему, будь то планирование беременности или – легко можно найти ответы на все свои вопросы. Также о развитии ребенка , стали общедоступными разные исследования, например, методика Глена Домана, игры по пособиям Зайцева, игры Никитиных. И вот молодая мамочка начинает изучать и практиковать разные системы.

Практически всех заботит, когда малыш сядет, пойдет, скажет первое слово. Многих волнует, чтоб ребенок научился пораньше читать, писать и считать. И рано или поздно, к сожалению, часто позже, мы приходим к пониманию, что что-то мы упускаем, для того чтоб росла гармоничная личность – нужно что-то еще. – может этого не хватает нашим детям?

Наблюдаем за детьми

Давайте понаблюдаем, за тем как играют друг с другом дети. Я наблюдала и нередко видела печальную картину. Приведу пример, летом на пляже играла кучка ребят и они решили строить замки из песка. Естественно все старались что б и покрасивее, и побыстрее показать свою работу. И когда был построен первый замок, остальные как то приуныли, но продолжили свое дело. Так на песке выросло 4 замка, а пятый никак не достраивался. Так вот дети начали ругаться и спорить, кто и почему построил замок первым или вторым. И в глазах у детей читались совсем не детские эмоции, чувствовалась ненависть какая то.

А в школе часто дети собираются кучками против кого-то одного, нередко издеваются над «гадким утенком», подшучивают.

Вот тут учителя и родители задумываются. Почему так происходит? Как в таком прекрасном малыше могут жить такие уродливые чувства и эмоции?

Лучше поздно, чем никогда

Когда же начинать духовное ? Чем раньше, тем лучше. По мере взросления, ребенка будет сложнее воспитывать в этом плане, но начинать все-таки нужно.

Что такое духовное воспитание детей ? С чего начать?

На самом деле все просто. Нужно научить ребенка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире в котором мы живем.

Воспитывая своих детей, мы сами становимся лучше. Ведь самый главный пример для ребенка – это родительский пример . И научить ребенка не бросать на улице мусор легко, если мама будет выбрасывать мусор в ближайшую урну.

Если папа учит ребенка, что переходить дорогу нужно на зеленый свет, а сам периодически переходит на красный, то и эту науку ребенок с легкостью усвоит.

Примеры действий

Прививайте детям любовь к животным. Заведите традицию кормить голубей в парке, берите с собой хлеб, семечки. Рассказывайте малышу, какое доброе и полезное дело вы делаете. Расскажите о том, что голуби очень благодарны вам за заботу.

У нас дома нет собаки и как правило все остатки еды я выбрасывала, а теперь все собираю в пакетик и потом мы с сыном кормим в парке собак и котов.

Дома вместе с малышом поливайте цветы. Комментируйте свои действия. Расскажите, что о цветке нужно заботиться, поливать его, ухаживать за ним – иначе он погибнет. Можно провести аналогию с людьми, что о людях тоже нужно заботиться и любить их. Все люди изначально хорошие, а если человеку не хватает любви, то он становится угрюмым и грубым. Злобного человека просто нужно пожалеть – видимо ему, просто не хватает любви и о нем не кому заботиться.

Я привела примеры самых простых действий, которые может использовать каждый. Приоткрыта дверца в вопросе воспитания духовности у детей . Этой теме я буду уделять должное внимание, ведь от нас зависит, какими вырастут наши дети и каким будет наш мир!

Все в ваших руках.

Светлана Зацепина
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Вопросы о воспитании основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, поскольку будущее России определяется уровнем гражданского становления подрастающего поколения. В духовном воспитании современных детей наметились негативные тенденции : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.

Дошкольный возраст считается самым благодатным периодом для формирования духовных основ ребенка , так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым , когда «сердца открыты для добродетели » . Поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников строится на основе приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей : в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава , более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей.

Права семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде : среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки. Происходит заметное одичание детей и молодежи . Организовать воспитание без духовного стержня , без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетия, и мы не можем вырастить духовное здоровое поколение . Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как бездуховность общества .

В наше время особенно, очевидно, что без духовности , которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании ребенка . Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается , как ценностное измерение высших начал : добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей .

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального , эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям , развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовного воспитания заключается в том , что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовной стороны личности уже с дошкольного возраста .

Современное российское общество остро переживает кризис духовных идеалов . Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовных качеств личности ребенка уделяют игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников , но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры .

Особенность народных игр в том, что они, учат дошкольников обретать устойчивое , заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств .

Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей . Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен . Однако он необходим для формирования его личности.

Большую роль в формировании духовных качеств у дошкольников играет семья . Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей , конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.

Воспитание основ духовности в дошкольном возрасте - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих духовных ценностей : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовных чувств , мы всегда обращаемся к впечатлениям детства : это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.

Мы должны воспитывать у детей уважение к духовным нормам христианской морали. Научить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим, создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

Публикации по теме:

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает.

Одной из главных задач образовательной и воспитательной деятельности дошкольного учреждения является воспитание нравственности, духовности,.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей.

Предлагаю Вашему вниманию Приложение к программе "Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими.

Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными праздниками» Уважаемые коллеги! Продолжаю знакомить Вас с учебно-тематическим планом проведения русских народных праздников во второй младшей группе.

Средняя группа. Приложение к программе «Воспитание духовности». Весна. Осень Учебно-тематический план. Средняя группа. Тема:Весна. Задачи:Знакомство с весенними изменениями в природе, жизни людей и животных через.

“Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Я, ты, он, она - вместе дружная страна, Вместе - дружная семья, В.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Библиотека изображений:

Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже .

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.

Любой ответственный родитель в тайне мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, лидером. Мы радуемся маленькими победами наших детей, с гордостью рассказываем друзьям и знакомым, какой умный и талантливый ребенок растет, и все-все ему удается. Недавно рисунок нарисовал – будет знаменитым художником. А на турнике что вытворяет – стопроцентный спортсмен, скоро на Олимпиаду можно посылать.
Каждый ребенок талантлив, даже гениален. Но чтобы раскрыть его таланты, вырастит по-настоящему цельную Личность. Личность с большой буквы, и никак иначе, родителям необходимо приложить усилия. Роль семьи в воспитании – огромна и её нельзя приуменьшать. Если вы будете с самого рождения принимать непосредственное участие в процессе воспитания, помогать малышу развивать свои способности, поддерживать и направлять, тогда рядом с вами всегда будет родное и близкое существо, и вас не забудут, оценят все приложенные усилия.

Что же такое «Личность»?

Значений и понятий слова «Личность» имеется великое множество, но все они довольно абстрактны и расплывчаты. Каждый психолог может дать свое определение этому понятию – и будет прав. К сожалению, понятие личности – очень сложно и многогранно и нет едино-правильного определения. Мы подразумеваем под данным понятием набор уникальных, индивидуальных черт характера, как врожденных, так и приобретенных в течение жизни, воспитания и взаимодействия с другими людьми.
В данной статье я постараюсь максимально полно рассказать читателям МирСоветов об основных качествах характера ребенка, развив которые, вы поможете ему человеком, лидером по жизни. Человеком, которым вы сможете гордиться, несмотря ни на что. Конечно же, ребенок – это не пластилин, из которого можно вылепить всё, что заблагорассудится, очень многое зависит от , врожденных задатков и талантов, окружения, здоровья. Но в ваших силах скорректировать, сгладить и развить многие качества характера вашего малыша. Ведь верно говорится: «Посеешь мысль – пожнешь действие, посеешь действие – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь , посеешь характер – пожнешь судьбу».
Естественно, я не претендую на роль последней инстанции, и читатель может не согласиться с некоторыми принципами. Но искренне надеюсь, что эта статья сможет оказать помощь в воспитании вашего крохи.

Развитие духовности

Воспоминаниями возвращаюсь в детство, когда я первый раз ощутила боль живого существа. Мне лет семь, а соседской девочке уже целых десять. Совсем взрослая, как мне казалось. Играя, мы нашли возле дома щенков. Маленьких, слепых и беззащитных. Так хотелось их погладить и потискать, но моя «подружка» не разделяла моих чувств, ведь у неё представления о веселье сильно отличалось общепринятого. Она взяла веревку и повязала её на шею одному из щенков и, заливаясь веселым смехом, начала раскачивать бедного малыша в воздухе. Так мы и играли, я плакала, а она смеялась… Закончив школу, девочка пошла учиться на ветеринара…
Одним из главных компонентов развития успешной и гармоничной Личности является духовность. Сюда входит сопереживания (эмпатия), эстетическое восприятие, ответственность за свои поступки (совесть), уважение к чужой жизни, саморегуляция (управления собственными действиями), целеустремленность.

Эмпатия

Умение чувствовать чужую боль, переживать её как свою собственную – очень важно. Если ребенок с самого раннего детства не смог хотя бы частично этому научиться, не удивляйтесь когда «малыш» будет развлекаться, надувая жаб и отрывая крылья у бабочек. Но это – только цветочки. В дальнейшем ребенок перенесет свой на людей. Жестокость, насилие, безучастность к чужому горю. Всё это унаследует ваша «кроха» став постарше.
Как же привить ребенку столь важное качество? Начинать нужно с самого детства, когда малыш только познает мир. Покажите красивый цветок и, если ребенок попытается его сорвать, скажите: «Не нужно этого делать, цветочку будет больно, он сразу погибнет. Лучше давай на него просто посмотрим. Понюхай, как здорово пахнет. Мы сможем каждый день приходить и на него любоваться. А если сорвешь, больше не вырастет такого же красивого цветка». Заодно вы развиваете и эстетическое восприятие.
Читайте побольше сказок и притч для детей. Но не бездумно, для развлечения, а превращая это в своеобразный урок. Ведь в каждой сказке есть своя мораль. Помогите малышу её понять. Задавайте дополнительные вопросы, которые помогут ребенку осознать смысл, заложенный автором в произведении. Главное, что хочу посоветовать вам, уважаемые читатели МирСоветов – не превращайте игру в допрос, иначе у малыша пропадет всякий интерес к чтению.

Познание мира через красоту

Женщина лет тридцати и её десятилетний сын гуляют по лесу. На улице тепло, но не жарко, весело светит солнышко. Мама с восторгом рассказывает ребенку: «Ты только посмотри, какие сосны. Высокие, статные… а запах – просто потрясающий, не то, что в городе. Правда, здорово, что мы выбрались сюда?». Мальчик с раздражением отмахивается от матери: «Домой хочу. Что здесь интересного, деревья как деревья. А у меня турнир скоро по моей игре, это намного интереснее, чем твои сосны». Женщина грустно вздыхает…
Умение замечать красоту, во всех её проявлениях, будь то красота природы, во внешности или красота поступков – важный компонент развития духовности. Сначала ребенок замечает предмет, потом начинается его анализ и в результате всестороннего оценивания, малыш делает вывод, нравится ему предмет или нет, соответствует ли он принятым стандартам красоты или, возможно, он просто вызывает у ребенка определенные эмоции.
Развитие способности восприятия красоты – это основа для развития интеллекта ребенка и познавательной деятельности. Как же помочь ребенку видеть прекрасные стороны жизни? Гуляя с малышом, постоянно обращайте его внимание на самые незначительные предметы и не забывайте выражать эмоционально свое отношение к ним. Вы можете остановиться возле картины или красивого здания и выразить свое мнение по отношению к ним, не забывая при этом расспрашивать ребенка. Естественно, это лучше сделать в форме игры. Например, попросите ребенка внимательно оглядываться по сторонам, когда вы идете по городу, пускай малыш найдет десять красивых лиц и опишет их вам. Все зависит лишь от вашей фантазии.

Воспитание ответственности

Пятнадцатилетняя девушка сидит в компании парней и весело смеется. В правой руке сигареты, а левой – бутылка пива. Она молода, свободна, и вся жизнь кажется нескончаемой чередой удовольствий. Звонит телефон, и девушка, недовольно отставляя пиво в сторону, достает мобильник из сумки. «Да, мама, нет, не скоро, приду когда смогу. Ну и что, если десять часов. Школа? Да кому она нужна. Ладно, мама, не приставай, когда приду – тогда приду», - раздраженно отвечает Красавица и кладет телефон обратно. «Надоели, ужас. Совсем никакой свободы», - жалуется девушка. Её спутники сочувственно кивают.
Воспитать в ребенке ответственность за свои поступки – очень важно. Конечно, читатели МирСоветов могут возмутиться, мол, легче сказать, чем сделать. Вот поэтому я всегда советую начинать воспитание с раннего детства, ведь привычка – вторая натура. Любой родитель сталкивается с бесконечными просьбами малыша купить ему щенка (котенка, хомячка, рыбок… список продолжить). Удовлетворите эту просьбу, пускай ребенок учится ответственности за другое живое существо. В самом начале вам необходимо показать малышу, как правильно ухаживать за животным: кормить, убирать. Также не забывайте напоминать ребенку о его обязанностях, но ни в коем случае не делайте всё сами, ведь ваше чадо может привыкнуть и совсем перестать заботиться о своем питомце.
Постарайтесь внушить ребенку мысль, что никакое преступление не оказывается безнаказанным, и рано или поздно, но придется столкнуться с результатом своих действий. Мне, например, с детства хорошо запомнилась фраза из старого фильма: «Все тайное всегда становится явным». И я не раз получала подтверждения в её правдивости.

Уверенность и самоуважение

Часто на детской площадке можно увидеть ситуацию: мама отчитывает своего ребенка за какой-то мелкий проступок, строго проговаривая «какой ты у меня непослушный, лучше бери пример с Маши (Васи, Пети…)». Подобный сценарий повторяется с завидной регулярностью и разными вариациями. Вот только постоянное сравнение своего малыша с другими детьми, когда это сравнение происходит не в его пользу, заметно снижает ребенка в себе. Вспомните, наши родители не раз говорили нечто подобное, и мы с грустью думали: «Я плохой(я), ничего не могу сделать правильно…». Да что уж там, многие из нас и теперь сравнивают себя с другими, поддаваясь унынию и резкому приступу самобичевания.
Конечно, со стороны чужие дети могут показаться нам полными разнообразных достоинств, которых лишены наши собственные. Но разве ваш малыш не уникален? Разве его не за что хвалить? Если он другой, это не значит, что хуже. Мы забываем об этом, и платят за всё наши дети. Поэтому, запомните – никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Разве что в хорошую сторону, чтобы похвалить и поощрить, а не ради наказания.
Самооценка формируется в детстве, поэтому чаще хвалите маленького человечка за все его старания. Но не перехваливайте. Всё должно быть в меру. Завышенная – это тоже проблема.
Разрешайте помогать малышу по хозяйству. Например, не гоните его с кухни, якобы он будет вам мешать. Ведь лучше поручить малышу какое-нибудь несложное задание и радуйтесь вместе с ним позитивным результатам. Хотя, даже если в процессе пострадает пара тарелок – не беда.
Но каждая ваша оценка, будь то похвала за удачно выполненную работу или нарисованный рисунок, всегда должна быть искренней, правдивой и объективной. Дети тонко чувствуют эмоции и, например, если вы лишь скользнули взглядом по рисунку и стали рассказывать какой он прекрасный и т.д., будьте уверены – пройдет немного времени, и ваша оценка почти не будет иметь значения для малыша.

Навыки общения

Дети весело носятся по площадке. Отовсюду слышатся веселые крики: вот мальчики играют в футбол, рядом носятся девочки, заботливо укладывая игрушечных пупсов в яркие коляски. Лишь одна малышка уныло примостилась на турнике, прижимая к груди красивую длинноногую «Barbie». «Ты почему с другими детками не играешь?», – спрашиваю у девочки. Она лишь стеснительно пожимает плечиками, пряча глаза. «Не хочу», – тихо отвечает она.
С грустью вспоминаю себя в её возрасте. Также сидела в одиночестве и ждала пока кто-то подойдет и предложит поиграть. Готова была дружить с кем угодно, лишь бы меня приняли к себе. Казалось, веселье проходит, но природная стеснительность не позволяла попроситься к другим…
От успешного общения в нашей жизни многое зависит. Людей, способных говорить с кем угодно и о чем угодно – высоко ценят. Как же помочь ребенку с ранних лет перебороть скромность и стеснительность, что мешают эффективно общаться?
Ключ ко всему – юмор. Есть люди, с которыми всегда легко и весело, они сыпят шутками и анекдотами, рассказывают интересные истории. В детском мире – всё точно так же. Дети предпочитают дружить с тем, с кем им весело. Угрюмых людей не очень любят или попросту игнорируют...
Больше веселитесь с малышом: устраивайте домашние спектакли, представления, маскарады. Смейтесь, пускай ваш ребенок не боится выражать эмоции. Сдерживать их он еще научится в будущем, а детство – это пора шуток и безудержного веселья.
В детстве (да и во взрослой жизни) очень ценится умение делиться своими вещами. Необходимо это всячески поощрять. Конечно, не допускайте ситуаций, когда у ребенка попросту отбирают игрушки. Постоять за себя – тоже необходимое качество. Но делиться и получать что-то взамен – необходимое условие общения. Правило «Ты мне – я тебе» действует в любом возрасте.
Расскажите ребенку, что в каждом человеке можно найти что-то хорошее. Можно поиграть в игру: задайте крохе задание поговорить с наибольшим количеством детей на детской площадке или садике и найти, например, 5 общих интересов или хороших качеств характера.
Разговаривайте со своим ребенком, помогите ему научиться вести беседу. Можно в виде диалога проиграть различные жизненные ситуации. Например, вы играете роль знакомой девочки (мальчика) вашего ребенка. Употребляйте новые слова, обороты, простые шутки, которые кроха сможет потом использовать в реальном общении. Естественно, малыш должен понимать их значение.

Творчество

Потребность ребенка творить – одна из главных в детстве. Малышу хочется , лепить фигурки животных из пластилина и обязательно, чтобы мама с папой оценили, похвалили за труд и старание. Сейчас в любом детском магазине можно найти огромное количество наборов для творчества. За сравнительно небольшие деньги вы можете провести прекрасный вечер, сшивая мягкие игрушки, составляя мозаику или занимаясь резьбой по дереву. Варианты не ограничены, вы имеете возможность всецело развить таланты ребенка. Красочные альбомы, новомодные наборы для рисования – все это доступно сейчас и было бы преступно не воспользоваться подобной возможностью. Пускай у малыша будет плохо получаться, но он старается, а вы ему поможете и вместе вы создадите что-то прекрасное. Не запрещайте малышу творить, даже если все обои будут исписаны разноцветными фигурками, а пластилин прилипнет к мебели. Это мелочи, в конце концов, вы объясните ребенку, что необходимо поддерживать порядок, но жажда творчества должна разгораться все ярче. Возможно, по прошествии многих лет вы с гордостью посмотрите на своего сына или дочь и скажете: «Помнишь, как ты рисовал животных на стенах, зато сейчас твои картины выставляют в лучших галереях». Но, даже если ваш ребенок не станет знаменитым художником, никогда нельзя лишать малыша возможности выразить себя.

И последнее… В семье, где царит атмосфера взаимопонимания, где дети всегда могут обратиться за помощью к старшим и получить поддержку, где ценится детское мнение, непременно вырастут здоровые, здоровые морально и духовно люди. Личности, во всех пониманиях этого слова. Слушайте своего ребенка, не отмахивайтесь от его маленьких проблем, считая их незначительными, кто как не вы поможет ему разобраться в этом сложном и жестоком мире. Вы должны стать ему примером, показать, что правильно, а что нет, где находится грань между добром и злом. Помните старую поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Упуская своего ребенка сейчас, после вы не вернете его доверия в один миг…



Рассказать друзьям