Проблема духовно нравственного воспитания дошкольников по фгос. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Образовательные задачи.

2. Обучающие задачи.

3. Развивающие задачи.

4. Воспитательные задачи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас с вами ждет очень интересная встреча, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Сейчас я предлагаю нам с вами поприветствовать друг друга.

    Игра-приветствие «Здравствуйте, ладошки!»

Выполнять движения в соответствии с текстом:

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)

Здравствуйте, ножки!

Топ-топ-топ! (топают ножками)

Здравствуйте, щечки!

Плюх-плюх-плюх! (осторожно постукивают по щёчкам)

Здравствуйте, губки!

Чмок, чмок, чмок! (вытягивают губки вперёд и чмокают)

Здравствуйте, зубки!

Цок, цок, цок! (стучат зубами)

Здравствуй, мой носик!

Бип, бип, бип! (дотрагиваются до носика)

Маленький носик (бип)

Здравствуйте, ребята!

Какие вы все молодцы.

    (Конструирование). «Строим башни»

Педагог: - Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (ответы детей). Кукла Катя. Ребята но кукла катя к нам пришла не одна, она принесла нам две красивые корзиночки, одна корзиночка большая (показываю) другая маленькая (показываю), (в которых лежат разноцветные кубики, большие и маленькие (4 основные цвета).

Ребята вы хотите посмотреть, что лежит в корзиночках.

(Открываю большую корзиночку, достаю большие кубики, показываю ребятам.)

Ребятки посмотрите глазками, в большой корзиночке лежат большие кубики. Их так много, что можно с ними поиграть. Может быть мы с вами построим большую башню. (Дети вместе с воспитателем строят большую башню. Радуются ей. Называют – башня большая.)

Воспитатель обращает внимание детей на маленькую корзиночку.

А сейчас я вам предлагаю посмотрим, что лежит в маленькой корзиночке.

Что у нас здесь? Правильно, здесь лежат маленькие кубики. Их много, и тоже можно играть. (Дети строят башню. Называют - башня маленькая.)

Воспитатель обращает внимание детей на постройку разной величины:

Ребята, мы построили из больших кубиков – большую башню,

из маленьких кубиков - маленькую башню. (Дети называют и показывают большую и маленькую башню.)

Молодцы ребята.

Наши ручки устали может быть мы с ними поиграем? Вы согасны?

3. (Проводится пальчиковая гимнастика «Ладушки – ладошки»)

Молодцы!

Ребята хотите взять по одному кубику. У всех у нас по одному кубику, (у Полины – один, у Эвелины – один и т.д).

Ребята скажите, а каким цветом у вас кубики? У тебя Денис какой красивый кубик, каким он цветом? И т.д.

Молодцы. Ребята кукла Катя хочет шепнуть, что то мне на ушко (Изображаем).

Все ясно Катя. Ребята кукла Катя хочет вместе с вами и кубиками поиграть в игру.

Вы хотите поиграть?

Кто согласен просядьте рядом со мной.

4. Дидактическая игра. (Музыка Е. Железновой «Кукла с кубиком идет»).

Молодцы ребята, Кате очень понравилось как мы с ней поиграли.

А сейчас, мы положим кубики обратно в корзиночки соответствующего размера. (Маленькие кубики в маленькую корзиночку, большие – в большую корзиночку).

(Каждый ребёнок берёт большой и маленький кубик, и кладёт в большую и маленькую корзиночку).

Молодцы!

Ребята посмотрите у нас в корзиночках сколько много кубиков, и красные и жёлтые и синие и зеленые, а одним словам мы можем сказать разноцветные кубики, ой ребята я ведь знаю игру и она так же называется «Разноцветная игра», вы хотите поиграть вместе со мной?

5. Музыкальная игра «Разноцветная игра»

Ребята мы с вами так хорошо поговорили поиграли, и даже не заметили что наша кукла Катя очень сильно проголодалась, мы ведь с вами гостеприимные? Угостим нашу гостью печеньем? (да). Но у нас с вами есть одна проблема, нам с вами нужно превратиться в поваров и приготовить печенье самим. Вы согласны?(да)

Ребята приготовим рабочее место? Что нам понабиться для приготовления печенья?(клееночки, соленое тесто, еще мы приготовим салфетки что бы вытирать ручки, а так же ребята нам с вами понадобятся различные украшения для наших печений, мы возьмем горох и фасоль).

(Ребята садятся за стол, ручки на колееночки, с тестом работаем аккуратно, не торопимся, украшать наше печенье нужно тоже аккуратно, смотрите, что бы на пол не чего не упало, работаем только на рабочих местах).

Яна Вячеславовна раскатала тесто, что бы вырезать фигурки. Наше печенье будет интересное и красивое обратите внимание что наши фигурки имеют форму круга и квадрата, а еще наше тесто разноцветное, есть красное тесто есть зеленое тесто, синее и желтое, каким цветом будет у тебя Денис печенья? А какой формы? (И так каждому ребенку) (начинаем вырезать) , затем раскладываем на основу фигурки.

Ребята наше печенье вырезано, Может быть мы с вами украсим наше печенье, что бы оно было еще красивее? (украшать можете по своему усмотрению, можно украшать горохом и фасолью, ребята украшаем аккуратно, не торопимся).

Денис (Вероника), что у тебя получилось (печенье – круглое, красным цветом), чем вы его украсили? (горох, фасоль). Вытираем ручки салфетками влажными!!!

Ребята, Кате понравилось с вами играть, за ваше хорошее настроение, поведение, за то, что вы такие активные, подвижные Катя приготовила вам небольшие сладкие сюрпризы. Что нужно сказать Кате? (спасибо).

а так же очень понравилось с вами играть, за ваше хорошее настроение, поведение, за то, что вы такие активные, подвижные Катя приготовила вам небольшие сладкие

пора возвращаться к себе домой, сюрпризы. Раздаю детям, дети что нудно сказать кукле Кати? (спасибо).

- Кукла говорит. До свидания ребята (Прощаются с куклой Катей и приглашают прийти еще в гости).

Самоанализ

НОД НА ТЕМУ «ВЕЛИЧИНА, ЦВЕТ, ФОРМА»

1. Образовательные задачи.

Закрепить с детьми понятие «один» «много»;

Продолжать знакомить детей свойствами предметов: цвет, форма, величина;

2. Обучающие задачи.

Учить детей составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент, продолжать учить различать один и много предметов;

Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина;

Учить детей называть предметы и их признаки (цвет, количество).

3. Развивающие задачи.

Развивать у детей внимание, мыслительные операции;

Развивать у детей речь через общение сверстниками и взрослыми и совместную игровую деятельность.

Развивать у детей мелкую моторику через пальчиковые игры.

4. Воспитательные задачи.

Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься.

Материал: игровой персонаж, кубики 4 основные цвета, 2 корзиночки,4 основных цветов, соленое цветное тесто, горох, фасоль, музыка Е.Железнова «Кукла с кубиком идет», «Ладушки ладошки», «Разноцветная игра».

Структура НОД

Первая часть (вступительная). (-1минута)

Орг. Момент. и Психогимнастика. Способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дали психоэмоциональную разрядка, создали заинтересованность предстоящей деятельностью.

Вторая часть (Введение в игровую ситуацию, ознакомление детей с темой занятия). (5 минут)

Использовала персонаж, куклу Катю, которая предложила детям поиграть с кубиками, повторить полученные ранее знания о величине цвете форме, а так же конструирование через которое дети усвоили высоту предмета, провели пальчиковую игру «Ладушки ладошки», с целью отдохнуть и сделать разминку для пальчиков, дидактическую игру «Кукла с кубиком идет», с целью закрепить знания о цвете кубиков. Это стимулировало принятие элементов учебной задачи, создавало интерес, игровую мотивацию к содержанию занятия.

Третья часть (7 минут)

Создала проблемную ситуацию, кукла захотела кушать, тем самым вызвала у детей желание помочь кукле, перед детьми я ставила следующие цели:

Усвоение правил поведения с тестом, с крупами;

Усвоение формы и цвета печенья;

Развитие мелкой моторики ручек;

Умение рассказать и описать полученное изделие (форма, цвет).

В совместной продуктивной деятельности учила вырезать с помощью формочек задуманное изделие, украшать изделие, приучала к аккуратности и учила доводить начатое до конца.

Четвертая часть (заключительная). (-3минуты)

В заключительной части НОД использовала художественное слово для подведения итогов. Были сюрпризные моменты (конфеты, раскраски). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением, рефлексией.

В ходе всей НОД совершенствовала грамматический строй речи, развивала связную речь. Добивалась ответа полными предложениями.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Учитывая их возрастные особенности, ребята учились вырезать с помощью формочек печенья различных цветов, учились украшать их, а так же отвечать полным ответом на поставленные вопросы. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждает результаты деятельности и рефлексия.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

На НОД я применила больше фронтальную форму работы.

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;

2. Наглядно-демонстрационный (кубики большие и маленькие) ;

3. Практический (лепка)

4. Игровой (пальчиковая гимнастика, дидактическая игра,) ;

5. Проблемно-поисковый метод (хотели помочь кукле в приготовление обеда) .

В процессе НОД применялись следующие технологии:

Игровая деятельность;

Деятельностный подход;

Обучение в диалоге со взрослым;

Технология развивающего обучения;

Здоровьесберегающие технологии.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировалась УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.

НОДпо развитие речи с элементами устного народного творчества в 1 младшей группе

«Путешествия Курочки - Рябушки»

Цель :

Дать представление о курице и цыплятах (курочка мама- большая, пестрая, цыплята ее детки, маленькие, пушистые, желтые, ходят за курочкой и пищат.

Продолжать учить детей различать и называть основные цвета, находить предметы одинакового цвета.

Закреплять правильное употреблении в речи слов большой, маленький, активизировать речь детей, побуждая их отвечать на вопросы.

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, любовь и интерес к живому миру.

Предварительная работа :

Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», выучить стихотворения «Петушок» рассматривания иллюстрации курочки, цыплят.

цыплят, игровое - упражнения «Найди цвет».

Оборудование :

Игрушка курочка, баночки с зерном, кусочек хлеба, рисунок цыпленка, формы с изображением цыпленка по количеству детей, дорожка зеленого цвета, дорожка из камушек, дорожка из палочек, дорожка из макет луж, макет яйца, аудиозапись.

Ход занятия :

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель: Ребята у нас, большой детский сад «Белочка»

Дети: Да! (поднимают руки вверх.)

Воспитатель: А у зайца домик маленький.

Дети: Да! (приседают, руки опущены)

Воспитатель: Мишка наш пошел домой.

Дети: (идут вперевалочку)

Воспитатель: Поскакал и заинька.

Дети: (руки перед собой и прыгают на носочках)

Воспитатель: Ребята, кто к нам в гости пришел?

Дети: Курочка Ряба.

Воспитатель: Какая она Курочка Ряба по внешнему виду?

Дети: Курочка Ряба красивая, большая, пестрая, добрая.

Воспитатель: Ребята, что на голове у курочки?

Дети: На голове у курочки гребешок.

Воспитатель: Покажите, где у курочки глазки?

Дети: Показывают и называют глазки.

Воспитатель: Покажите, где крылья?

Дети: Показывают и называют крылья.

Дети: Покажите, где хвост?

Дети: Показывают и называют хвост.

Воспитатель: Покажите, где клюв?

Воспитатель: Чем питается курочка?

Дети: Зерном, хлебушком, травкой, червяками.

Дети подойдите к столу, на столе у нас стоят маленькие баночки с пшеном.

Воспитатель: Возьмите баночку и пересыпайте пшено вместе со мной, с одной баночки на другую.

Слышится кудахтанье курочки. (аудиозапись)

Воспитатель: Ребята, почему курочка так кричит?

Давайте у нее спросим.

Воспитатель имитирует, прислушивается к тому, что говорит курочка.

Она очень волнуется, потерялись ее цыплята.

Как же ей помочь? Ребята давайте сделаем ей цыпляток.

Подойдите к столу, где лежат формы с изображением цыплят.

Аппликация «Цыпленок»

Цель: учить кисточкой намазывает клеем формы цыплят и посыпать их пшеном, следить за тем, чтобы каждая форма была закрыта зерном. Воспитывать аккуратность.

Воспитатель: Ребята, посмотрите курочка перестала волноваться, она обрадовалась. (Воспитатель вместе с курочкой рассматривают красивых, кругленьких, пушистеньких цыпляток)

Воспитатель: Дети, скажите какого цвета наши цыплятки?

Дети: Цыплята желтого цвета.

Воспитатель: Чем мы посыпали формы цыплят?

Дети: Пшеном.

Курочка вновь начинает беспокойно кудахтать. (Аудиозапись)

Воспитатель: Снова наша курочка что - то беспокоиться?

Куда она интересно вас зовет? Наверное, погулять на полянку. Пойдемте с курочкой гулять по траве зеленой шух-шух-шух.

Дети снимите сандалики и встаньте на дорожку – здоровья.

1. Ходьба по дорожке - камушки. (По камушкам скок-скок-скок).

2. Ходьба по дорожке – палочки. (по дорожке топ- топ –топ).

3. Ходьба по дорожке – лужам. (По дорожке плюх- плюх- плюх).

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Вышла Курочка гулять».

Цель : Воспитатель читает текст, дети выполняют вместе с воспитателем соответствующие движения.

Вышла курочка гулять (дети ходят за воспитателем).

Свежей травки пощипать (приседают, имитируют щипание травы).

А за ней ребятки (дети идут за воспитателем).

Желтые цыплятки. Ко-ко-ко, ко-ко-ко (грозят пальцем).

Не ходите далеко! Лапками гребите! (топают ногами).

Зернышко ищите! Съели толстого жука. (стучат пальчиком об пол).

Выпили водицы. Полное корытце. (накланяются).

Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Не ходите далеко! (воспитатель отходит от детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы хорошо выполнили упражнения.

Наша курочка хочет еще с вами поиграть в игру «Петушок».

Цель : Учить выполнять имитационные упражнения, показывая красоту, пластичность движений.

Петушок, петушок (руки опущены).

Золотой гребешок (руки вверх скрестить).

Масляная головушка (показывают головку).

Шелковая бородушка (показывают бородку).

Деткам спать не даешь (руки в ладошки).

Воспитатель: Вот, как замечательно мы погуляли!

А теперь пора и домой возвращаться.

Пойдемте пройдем обратно по дорожке – здоровья.

1. По траве шух-шух-шух.

2. По камушкам скок-скок-скок.

3. По лужам плюх- плюх –плюх.

4. По дорожкам топ- топ- топ.

Вот мы и пришли! Ребята, курочке вы очень понравились. Смотрите ка, она снесла яичко, да не золотое, да не простое.

Воспитатель открывает, а там угощение.

НОД «Путешествие по сказке колобок»

Цель: Развитие двигательной активности, словарного запаса, мелкой моторики.

Задачи :

1. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.

2. Развитие координации, мелкой и общей моторики.

3. Формирование коммуникативных навыков.

3. Воспитывать внимание и заботу к окружающим.

Материал и оборудование : мягкие игрушки: колобок, лиса, заяц, волк, медведь; прищепки, картонные солнышки, клей, ватман, кисточки, салфетки, подставки для кистей, картинки по сказке колобок, корзина.

Музыкальное сопровождение : спокойная музыка, фонограмма песни «мы едем, едем, едем.

Ход

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (правильно колобок) сегодня мы с вами будем путешествовать по сказке, которая называется «Колобок». Но для начала давайте возьмемся за руки и поздороваемся.

Дети встают в круг вместе с мамами, выполняют движения в соответствии со словами педагога.

Здравствуй, солнце! (руки вверх).

Здравствуй, Я! (показывают на себя).

Здравствуй, мамочка моя! (показ на маму).

Здравствуй, травка и лужок! (руки вниз).

Здравствуй, милый мой дружок! (руки в стороны).

Вот мы и поздоровались, пора отправляться в путешествие. Садимся в поезд руки сжали в локтях и будем ехать, какой звук издает поезд (чух-чух) (мамы со своим ребенком образуют пару, но за руки не берутся, так как будут ими вращать) (звучит музыка все едут, останавливаются на поляне, где сидит заяц спрятанный под листом).

Вот мы и приехали на поляну. Кого в сказке встретил колобок первого на своем пути? Правильно, зайчика. Давайте мы его поищем. Вот он спрятался под листом. Зайчик хочет поиграть с нами в игру. Поиграем с зайчиком? (игра «зайка беленький сидит).

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Со слова «хлоп» дети хлопают в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Со слов «скок- скок».

(дети подпрыгивают на обеих ногах).

Колобок зайку испугал, Зайка прыг и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку колобка, и дети убегают на свои места (игра повторяется 2-3 раза).

Вот мы и поиграли с зайчиком, говорим ему до свиданье и садимся обратно в поезд. (мамы со своим ребенком образуют пару, но за руки не берутся, так как будут ими вращать) (звучит музыка).

На этой полянке нас встречает волк, ведь его колобок второго встретил в сказке. (появляется игрушка волка) ребята волк хочет вас попросить, чтоб вы ему помогли. Он замерз, а солнышко спрятало свои лучики. Нам с вами надо вот таким солнышкам (показ круга из картона) надеть вот такие лучики (прищепки). Поможем волку? (звучит спокойная музыка, дети на круг прикрепляют прищепки). Вот молодцы, как много солнышек у нас получилось, давайте мы их подарим волку и сложим их в корзину. (готовые солнышки складываются в корзину).

Вот мы и приехали, посмотрите здесь мишка нас встречает мишка. Давайте с мишей поиграем. (песенка «мишка косолапый» повтор 2-3 раза)

А сейчас мы отправляемся вместе с колобком в гости к лисичке, которая хотела съесть колобка в сказке, но наша лисичка не такая, она любит играть и веселиться. Садимся на поезд и едем (звучит музыка).

Приехали на поляну, а там лисичка сестричка хочет, чтоб мы поиграли с пальчиками.

Кулачок как колобок

Мы сожмем его разок.

Маленький комочек

До чего ж хороший

(дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом. Одна рука сжата в кулак – «колобок», другой рукой ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его. Затем положение рук меняется).

Лисичка хотела нарисовать картину, но у нее не получилось и она хочет, что б мы ей помогли. Поможем? Посмотрите, что на картине изображено? (дом, бабушка, дедушка и колобок) как вы думаете, какую сказку хотела нарисовать лисичка? Правильно «колобок». Давайте вспомнить, каких животным мы с вами сегодня видели? Заяц, волк, медведь, лиса. А где эти животные все живут? В лесу. Посмотрите на столе есть много картинок, клей и кисточки, давайте вместе с мамами мы поможет лисичке создать картину. (под тихую музыку, дети с родителями клюет вырезанные картинки на картину) молодцы, красивая получилась картина, лисичка довольна и хочет с вами немного отдохнуть. Давайте ляжем на спинку и представим, как шумят листочки в лесу (релаксация под музыку).

Вот и закончилось наше путешествие пора нам возвращаться, садимся на поезд и едем. Вот мы и на месте, вам понравилось путешествовать с колобком? Кого мы с вами встретили на пути? (зайца, волка, медведя, лису) а с кем мы вместе путешествовали? (с колобком) колобок хочет вам подарить своих друзей. (детям дарятся вырезанные герои сказки).

Конспект НОД в первой младшей группе

«На бабушкином дворе»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных (собаке, курице и корове).

Задачи:

· Образовательная: Учить отличать детенышей от взрослых животных, выделяя некоторые характерные признаки внешнего вида, использовать слова обозначающие признаки (лает, пищат, мычит, шерсть, клюв, рога).

· Развивающая: Профилактическая работа по предупреждению речевых нарушений, развитие фонематического слуха. Закрепить навыки лепки. Формировать правильную осанку.

· Воспитывающая: Продолжать формировать эмоциональную отзывчивость на произведения художественной литературы. Воспитывать чувство бережного отношения к животным.

Оборудование: игрушки цыплят, собаки, курицы, коровы, медальоны цыплят и курицы; солёное тесто, салфетки, доски для лепки; домик, береза, цветы, солнышко, зеленый коврик, телефон, магнитофон, ширма, лабиринт, скамейка, аудиозапись с голосами животных.

Ход.

Воспитатель: Дети, наступила весна. Теперь мы будем с вами много времени проводить на улице. Вы многому научились, выросли. Поэтому у нас сегодня гости. Они пришли посмотреть как вы себя ведете, как научились говорить, играть. Поздороваемся с ними. А теперь за руки беритесь и в круг большой становитесь. Покажем нашим гостям игру.

Тук - ток, тук - ток, (стучат кулачками)

Так стучит молоток.

Тик - так, тик - так, (наклоны в стороны)

Часики стучат вот так.

Туки - туки- туки - ча, (движения вперед

Поезд мчится стуча. согнутыми руками)

Так - ток, так - ток, (прыжки на месте на 2 ногах)

Прыгай, заинька, дружок.

А наш заинька устал, (коротко и часто дышат ртом,

Часто - часто задышал. локтями бьют себя по бокам,

наклон, выдох через нос «ш-ш-ш»)

(Звонок телефона.)

Воспитатель:

Алло. Здравствуйте, бабушка Анна Ивановна, это Людмила Ивановна. Вы хотите узнать, что дети делают? Дети играют, здоровье укрепляют. Спасибо за приглашение. До свидания. Дети, это звонила Настина бабушка, она нас в гости пригласила. А у кого из вас тоже есть бабушка? Как ее зовут? Где она живет?

(Дети рассказывают о своих бабушках)

Живет наша бабушка в деревне Иглаково. Путь не близкий, но дойти пешком можно. В путь дорогу, малыши! Но не плачь и не пищи!

(Идут)

Воспитатель : по ровненькой дорожке шагают наши ножки. Впереди камни (что будем делать?).

(Прыгают)

Воспитатель: впереди дерево упало (что делать?). (Проползают через тоннель).

(Вос-ль надевает платок, фартук, становится бабушкой. Открывает ширму, виден домик с садом.)

Бабушка: Здравствуйте, дорогие мои. Какие вы нарядные, красивые. Долго я вас ждала. Смотрите, а кто это вас встречает? (Запись с голосом собаки, выходит игрушка собака). Правильно, это моя собака Жучка.

Настя:

Вот собачка Жучка! Зубы острые,

Хвостик закорючка, Шерстка пестрая.

Бабушка: А у нашей собаки какого цвета шерсть?

А зубы зачем нужны?

Можно ли играть с собакой?

А что нельзя делать с собакой?

Дети: (дразнить, бить)

Можно ли подходить к чужой собаке?

Дети: нет, может укусить.

Бабушка: укусить, а зачем тогда она нужна человеку? (Дом сторожить)

А как зовут детенышей собаки (щенята)

А чем отличаются щенята от собаки? (щенята маленькие, собака большая) - Как лает собака большая? (Дети громко лают)

А как лают щенята? (дети тихо лают)

Бабушка: ой, вашего лая мои цыплята испугались. Чтобы они к нам прибежали, их надо позвать. А как это сделать? Позвать вот так: цып, цып. Давайте вместе позовем.

Дети: цып, цып.

(Запись кур на магнитофон, поставить игрушки цыплят.)

Бабушка: какого цвета цыплята? (Желтые)

На что похожи? (Кругленькие шарики)

Как зовут у них маму? (Курица)

(Показ игрушки курицы).

Бабушка: сколько цыплят? (Много)

Сколько курочек? (Одна)

Чем отличается курочка от цыплят? (Цыплята маленькие, курица большая, цыплята желтые, курица белая).

Бабушка: Курица заботится о своих цыплятах. Прячет их под крыло во время дождя и опасности. Когда находит корм, подзывает к себе цыплят.

А как она зовет?

Дети: ко-ко-ко.

А как цыплята в ответ пищат? (пи-пи-пи).

А чем они корм клюют? (Клювом).

Бабушка: сейчас я превращу вас в цыпляток. (Одевает медальоны цыплят). (Песня: «Вышка курочка гулять» с движениями согласно текста).

Бабушка: а кто из вас знает, что дает курица человеку? (Показываю яйца) Бабушка: а теперь отгадайте загадку: «Голодна мычит, сыта жует, малым деткам молоко дает».

(Звучит мычание коровы).

Бабушка : почему вы сказали, что это корова?

А как можно ласково назвать корову? (Коровушка, коровка)

(Показываю игрушку коровы. Дети называют части тела.)

Бабушка: на ногах копытца. Они цокают, когда корова идет: цок - цок - цок. Покажите, как ходит корова.

(Дети идут и говорят цок- цок-цок)

Бабушка: рогами корова защищается от врагов. Может забодать, к ней нельзя близко подходить.

Бабушка: как называется сынок коровы? (Теленок)

Бабушка : уж, как я свою коровушку люблю. Свежей травкой я Буренушку кормлю. Ты иди моя коровушка домой. Напою тебя водою ключевой. Бабушка: что ест корова? (Травку)

А что дает человеку корова? (Молоко)

Бабушка: дети, а как корова говорит?

Бабушка: всем дает здоровье молоко коровье.

Что делают из молока? (Творог, сметану, масло, кефир, сыр)

Бабушка: А еще добавляют в тесто и пекут пряники, калачи, булочки, пирожки, торты, печенье.

(Бабушка замешивает тесто, обращает внимание детей на солнце)

Бабушка: А вот и солнышко выглянуло из-за туч. Улыбнитесь ему, руки протяните, спинку погрейте, потянитесь к солнышку.

Пальчиковая гимнастика:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую.

(Дети лепят угощение из солёного теста - пряники. Бабушка ставит их в духовку. Дети моют руки. Потом угощают гостей пряниками.)

Бабушка поёт песенку:

Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Ни зерна, ни крошек

И тогда птицы вас

Песнями разбудят.

А царапать и кусать

Вас никто не будет.

(Бабушка снимает платок, фартук.)

Воспитатель: До свидания, бабуля. Спасибо за прянички! Не болей!

(Дети прощаются и уходят под музыку).

Конспект комплексного занятия в ясельной группе

«Путешествие колобка»

Программное содержание : Продолжать расширять и обогащать словарный запас детей существительными, глаголами, прилагательными. Развивать эмоциональность и произвольное внимание, мелкую моторику, умение имитировать слова стихотворения. Воспитывать доброту и отзывчивость.

Материал : Ширма, домик, куклы: дедушка, бабушка, колобок.. Манка на подносах для рисования. Муляжи деревьев, дорожка. Игрушки: мишка, зайка, лиса, колобок.

Предварительная работа : Чтение сказки «Колобок». Показ настольного театра «Колобок». Рисование округлых форм: солнышка, мячик. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

(Дети входят в зал, здороваются с гостями. Садятся на стульчики).

Воспитатель: Вышло солнце из-за тучки,

Осветило лес дремучий,

На опушке леса дом,

Кто живет в нем?

(Воспитатель достает из-за ширмы дедушку)

Дети: Дедушка!

Воспитатель: (достает бабушку) Кто это?

Дети: Бабушка!

Воспитатель: Попросил дедушка бабушку испечь колобка.

Испекла бабушка колобок. Ребята, посмотрите, колобок круглый. Потрогайте колобок.

(Дети обследуют колобок)

Вот какой колобок круглый-круглый.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите нарисовать круглый колобок?

Дети: Да!

Воспитатель : Мы сейчас пойдем рисовать колобок.

(дети идут к столу, где будут рисовать, садятся)

Воспитатель: Ребята, колобок круглый. Вот какой (показывает колобок).

Вот как мы будем рисовать пальчиком круглый колобок (показ воспитателем)

(Дети рисуют, в ходе рисования хвалить детей и обращать внимание какой красивый, круглый колобок они нарисовали) (Дети встают из-за стола) Воспитатель: Ребята, а колобок круглый покатился по лесной дорожке (воспитатель прокатывает колобок по дорожке и обращает внимание детей на то, что: Колобок круглый катится.

Круглый колобок катится. Катится круглый колобок.)

Воспитатель: Саша, перекати круглый колобок.

(ребенок катит колобок)

Воспитатель: Катится колобок, а навстречу ему Зайка. Зайка добрый, пушистый, он хочет поиграть с колобком. Скок, скок, скок Зайка хочет поскакать, Кто-то зайку испугал, Зайка прыг и убежал, (дети имитирует прыжки зайца)

Воспитатель: А круглый колобок покатился дальше.

Ваня, прокати круглый колобок. Вот как катится колобок круглый и повстречал колобок Мишку.

Воспитатель: Миша большой, косолапый. Как Мишка ходит.

(под стихотворение дети имитируют Медведя):

Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает и в карман кладет.

Воспитатель : Мишка поиграл с колобком и ушел в лес.

Воспитатель: А кто это прячется за деревом?

Дети : Лиса!

Воспитатель : Лисичка хитрая, она хочет съесть колобка. Спрячем колобка?

Дети : Да!

Воспитатель : Колобок круглый покатился и спрятался в травке.

Лиса бегает, ищет колобка и нигде не может найти,

(воспитатель с игрушкой ищет по группе колобка)

Не нашла лиса колобка и убежала в лес.

А колобок обрадовался, покатился из травы на тропинку.

Воспитатель : Ой, ребята, а колобок что-то хочет сказать. Он говорит «Спасибо» ребятам за то, что вы спасли его от лисы.

Колобок : Спасибо вам, ребята, а вы возьмете меня в группу, я хочу с вами поиграть?

Воспитатель : Возьмем колобка в группу?

Дети: Да!

(Всем говорим спасибо и до свидания).

Интегрированное занятие в первой младшей группе по теме: «Бабушка Маша к нам в гости пришла»

Образовательные област и, интернирующиеся на данном занятии: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Программное содержание :

· Создать атмосферу праздника.

· Продолжать знакомство с детским фольклором (потешки, загадки, прибаутки). Вспомнить с детьми стихи А. Барто.

· Продолжать вызывать у детей интерес к работе с пластилином.

· Учить отрывать кусочки пластилина от целого комка и лепить шарики.

· Развивать мелкую моторику рук.

Методы : наглядные, словесные, игровые, практические.

Приемы : сюрпризный момент, художественное слово, объяснение воспитателя, действия детей, оценка детских работ.

Предварительная работа : Изучение народного фольклора (потешек, загадок, прибауток), заучивание стихов А. Барто, работа с пластилином.

Оборудование : доски для лепки, пластилин желтого цвета, скамейка.

Реквизиты : костюм бабушки Маши – кукла «с живой рукой», домок теремок, кукла марионетка петушок, лукошко с игрушками, угощение для детей.

Ход

ИГРА: «Солнышко и дождик».

Солнышко глядит в окошко, поиграем мы немножко,

Будет солнышко сиять, будут детки все гулять.

А как только дождь пойдет. Домик в гости позовет

В домике мы посидим и в окошко поглядим.

(В это время воспитатель переодевается в бабушку Машу, в руках у нее лукошко с игрушками)

Бабушка Маша:

Стоит терем-теремок, теремок,

Он не низок не высок, не высок.

Пойду постучу.

Хозяевам покричу:

«Кто-кто в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живет?».

(Из терема выглядывают дети с воспитателем).

Воспитатель:

Тани, Вани, Иры, Саши. Младшие ребята наши.

Бабушка Маша:

А меня зовут бабушка Маша.

Пришла в гости в терем ваш,

Хочу с вами поиграть, вам игрушки показать

И стихи послушать.

(Дети садятся на лавочку).

Бабушка Маша:

Есть корзинка у меня

В ней живут мои друзья,

Вы их рассмотрите и стихи прочтите.

Бабушка Маша:

Дети кто это?

(Достает игрушечного медведя).

Дети:

Медведь.

Бабушка Маша:

Кто знает стихотворение про мишку?

Ребенок:

(Читает с места).

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

Бабушка Маша:

А кто еще живет в моей корзине?

(Показывает детям игрушечную лошадку).

Дети:

Лошадка.

Ребенок:

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Бабушка Маша:

Дети скажите кто это?

(Достает из корзинки игрушечного зайчика).

Дети:

Зайчик.

Ребенок:

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

(Бабушка Маша достает из корзинки мяч. Ребенок читает стихотворение).

Ребенок:

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише Танечка не плачь

Не утонет в речке мяч.

Бабушка Маша:

Молодцы, малыши, и стихи хороши.

А теперь не зевай и загадку отгадай.

Загадка:

Рано, рано, поутру

Кто- то спел: « Ку-ка-ре-ку».

Дети:

Петушок.

Бабушка Маша:

Правильно, это петушок. А где же он? Давайте его позовем.

(Появляется петушок кукла-марионетка).

Все:

Петушок, петушок, (руки на голове, покачиваются)

Золотой гребешок!

Масляна головушка (гладят себя по голове)

Шелкова бородушка! (показывают бородушку)

Утром рано встаешь, (руки вверх, в стороны)

Песни солнышку поешь,

Деткам спать не даешь (хлопают себя по бокам)

Ку-ка-ре-ку!

Ребенок:

Петушок, петушок

Золотой гребешок.

Выгляни в окошко

Дам тебе горошка, (протягивает ладошки)

(Петушок смотрит, хмурится, топает, гороха нет).

Бабушка Маша:

Ребята, петушок сердится. Его надо покормить. Давайте, слепим горошек и покормим петушка.

(Бабушка Маша учит детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска, делать зернышки и выкладывать их на дощечку).

Бабушка Маша:

А теперь покормим петушка.

(Петушок подходит к каждому ребенку и «клюет» у него из ладошки).

Бабушка Маша:

Петушок, петушок!

Поклюй горошка

У Димы из ладошки.

Ребята, петушок тоже хочет вас угостить своей едой. Он очень любит клевать вот таких мармеладных червячков. И дарит их вам. Сейчас мы вымоем руки и попробуем любимую еду петушка.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе

«Пустим лодочку в ручеек»

Программное содержание:

1. Звуковая культура речи. Работа над звукопроизношением звука «ы». Учить детей повторять слова и фразы со звуком «ы».

2. Учить детей правильно строить распространенные предложения с однородными определениями. Закрепить четыре основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый.

3. Пальчиковая гимнастика «Улитка», «Зайка», «Ежик». Развивать мелкую моторику рук, учить детей манипулировать пальцами рук, соотнося движения пальцев со стихотворными заданиями.

Материал:

предметные картинки с изображением парохода; дома с трубой из которой идет дым; мишка, мышка, четыре бумажных кораблика из разноцветной бумаги (красный, синий, желтый, зеленый); кукла.

Непосредственная образовательная деятельность:

Воспитатель:

Сегодня в гости к нам пришла кукла Маша. Поздороваемся с ней.

Дети:

Здравствуй, Маша.

Воспитатель:

Маша будет смотреть, как вы занимаетесь. Сейчас мы с вами немного рассердимся и споем песенку «ы-ы».

Дети (повторяют «ы-ы»)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на картинку, что вы на ней видите?

Дети:

Пароход.

Воспитатель:

Правильно. Пароход. Послушайте как он гудит: «ы-ы»

Дети (повторяют, четко артикулируя звук «ы»)

Воспитатель:

Посмотрите вот на эту картинку. На ней изображен дом с трубой, а из трубы идет дым.

Кристина, скажи «дым».

Кристина:

Дым.

Воспитатель:

Света, скажи «дым».

Света:

Дым.

Воспитатель (проводит опрос детей, четко артикулируя звук «ы»):

В доме живут: большой мишка и маленькая мышка. Дети повторите мишка и мышка.

Дети (повторяют слова мышка и мишка; хоровые и индивидуальные ответы в ускоренном темпе)

Воспитатель:

А сейчас кукла Маша послушает чистоговорку, а вы повторите её:

«Бы-бы-бы-идет дым из трубы».

Дети (повторяют чистоговорку):

Бы-бы-бы-идет дым из трубы.

Воспитатель (показывает на ручеек):

Дети, обратите внимание на «ручеек», который течет. Давайте подойдем поближе. Потрогайте водичку, какая она теплая или холодная?

Дети (отвечают, развитие творческого воображения)

Воспитатель:

А сейчас вместе с вами побрызгаем друг друга водичкой (развитие творческого воображения). Посмотрите сколько здесь лодочек. Мы с ними поиграем, будем пускать их в ручеек. Я пустила в ручеек синюю лодочку. Артем, возьми красную лодочку и пусти ее в ручеек. Скажи, что ты сделал?

Артем:

Я пустил в ручеек красную лодочку.

Воспитатель (с каждым ребенком проговаривает то же самое, с другими лодочками):

Маша, посмотри какие лодочки плывут у нас по ручейку. «По ручейку плывут красная, синяя, желтая, зеленая лодочки».

Дети (повторяют речевой образец)

Воспитатель:

Дети, садитесь на ковер, мы с вами поиграем (пальчиковая гимнастика):

«Улитка»:

У улитки-крошки

Подрастают рожки,

Научу ее ходить,

Если будут ножки.

«Зайка»:

Зайка серый

Скачет ловко,

В лапках у него морковка.

«Ежик»:

Маленький, колючий еж,

До чего же он хорош!

Дети (манипулируют пальцами рук, соотнося движения пальцев со стихотворными заданиями)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, хорошо сегодня работали. Кукле Маше очень понравилось у нас, но ей пора уходить. Давайте скажем ей до свидания.

Дети:

До свидания, Маша.

Конспект НОД с детьми 1 младшей группы

«Путешествие в волшебный лес»

Составляющие качества образования:

· Предметно-информационная:

Закреплять представления: много, мало, один.

Закрепление формы, величины и размера предмета, соотнесения предметов по цвету.

· Деятельностно-коммуникативная:

Развитие общей и мелкой моторики, тактильных ощущений, эстетического восприятия.

· Ценностно-ориентационная:

Вызывать у детей радостное настроение, удовлетворенность от проделанной работы. Воспитывать заботливое отношения к животным. Развивать способность детей слушать других, излагать свою точку зрения.

Словарная работа:

· Активизация: Много, один, большой, маленький, красный, синий, зеленый, желтый, круглый, квадратный, треугольный, под, на, в.

· Обогащение: Разноцветные.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный : Белка резиновая (большая и маленькая); заяц резиновый; Ёж пластмассовый; корзины (большая и маленькая); домики картонные: круглый, квадратный, треугольный.

Раздаточный : Цветные, картонные ежата (по кол-ву детей); прищепки разноцветные(по 3 на каждого ежа); Грибы деревянные(большие и маленькие).

Методические приемы: Игровой момент (письмо),П/игра «Карусели», Художественное слово (загадки, стихи, пояснения)

Наглядность (демонстрационный и раздаточный материал)

Д/игры «Найди такой же», «Большой-маленький»

Дифференцированный подход

Физ. минутка

Пояснение

Минутка тишины

Напоминание

Поощрение

Ход:

Дети заходят в группу, встают на кружочки. Красиво здороваются с гостями.

Ребята посмотрите, что у меня в руках (Письмо). Оно от зверей из волшебного леса (Читаем). Им понадобилась наша помощь. Поможем им? (Да). А на чем можно добраться до волшебного леса? (ответы детей).

П/игра «Карусели» - изображение называемого транспорта

Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали дети, машина стой!

Ребята вот мы с вами и в волшебном лесу. Кто там прячется за кочкой?

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовется это... (еж)

Посмотрите сколько тут ежиков? (много). Какие они? (перечисляют цвета). А одним словом можно сказать – разноцветные.

Ежам нужна ваша помощь. Они играли около кочки и растеряли свои иголки. Давайте возьмем себе по ежику и поможем им найти их иголки, а иголки будут у нас прищепки и у каждого ежа свои иголки (иголки такого же цвета как и сам ежик)

Д/и «найди такой же»

Какой у тебя ежик Ваня? А у тебя Полина? (ответы детей)

Молодцы ребята помогли ежам. Пойдем дальше.

Дружно по лесу гуляем

И цветочки собираем.

Маму очень я люблю

Ей цветочки подарю.

Ребята к кому мы пришли?

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу (ответы детей).

Ребята, а где живет белочка? (ответы детей). Белочка собирала грибочки и когда перепрыгивала, с ветки на ветку, уронила корзину. Посмотрите сколько тут грибов? (Много). А белочка? (Одна). Давайте белочке поможем собрать все грибочки. Мальчики будут собирать большие грибочки в большую корзину, а девочки маленькие грибочки в маленькую корзину.

Д/и «большой-маленький»

Вот болотце на пути.

Как его нам перейти?

Прыг да скок, прыг да скок

Веселей, скачи дружок!

Ребята мы с вами попали на полянку. Посмотрите, на полянке, стоят домики. Какие они? (ответы детей) А у домиков стоят животные какие? (ответы детей). А вы слышите, о чем они говорят? (минутка тишины) А я услышала! Они не могут найти свои дома. Поможем им найти их домики? (Да). Даня в каком домике будет жить ежик, а почему? (индивидуальный ответ).

Полина, а белочку, а зайчика в какие дома поселим? Почему? (индивидуальные ответы).

Молодцы! Помогли всем животным. А сейчас нам пора прощаться с волшебным лесом и всеми животными. Возьмем наши рули и поедем домой.

Едем на машине мы песню поем

Едем мы большой семьей!

Подпевает нам гудок БИ-БИ-БИ

И ты вместе с нами пой!

Дети встают на кружки.

Ребята посмотрите, нас тут гости заждались, интересно понравилось им наше путешествие? Давайте спросим! И расскажем, что нам больше всего понравилось в волшебном лесу.

Конспект комплексного занятия

«Сказка для Кати»

Образовательные области : Коммуникация, социализация, познание.

Программное содержание:

Способствовать развитию речи, как средства общения. Приучать детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять небольшие предложения, сопровождая их игровыми действиями.

Учить различать количества предметов: много-один (один - много), предметы по форме, цвету и величине (шар круг).

Содействовать созданию эмоционально-положительному климату и активности детей.

Материал: Кукла, плоскостные фигуры к сказке «Курочка Ряба», разноцветный «яички» (шарики из пластилина 3-х цветов белый, желтый, красный).

Ход

Организация детей к занятию – игровое упражнение «Какие мы большие, красивые, весёлые» (движения на мимику).

В группе раздаётся «Плач куклы Кати»

Воспитатель:

Кто это там плачет? Пойдемте, посмотрим.

Это кукла Катя. Почему же Катенька плачет? (воспитатель наклоняется к кукле)

Катенька сказала, что не может найти свою бабушку, чтоб бабушка рассказала ей сказку про «Курочку Рябу».

А давайте мы все расскажем Кате эту сказку.

Вы же её знаете? Садись Катя поудобней и детки сядут (садятся полукругом у стола, где заранее расположены фигурки к сказке «Репка»).

Я буду показывать и вместе с вами рассказывать сказку. Согласны? Старайтесь все, чтоб Кате сказка понравилась.

Рассказывание сказки воспитателем:

Давайте все вместе начнём сказку

Жили-были, кто? (выставляет поочередно фигуры). Была у них, кто? Снесла курочка, что? Какое?

Дед бил-бил (как бил?) (показывает кулачок об кулачок)

Бабка била – била (как била?) Не разбила (разводят руками и вытирают рукой лоб от «пота»)

Мышка побежала, хвостиком махнула (как махнула?) (стоя повороты в сторону) и яичко разбилось.

Плачет дед, как? (мальчики показывают).

Плачет бабка, как? (девочки показывают).

А курочка кудахчет. Что говорит курочка? (не плач дед, не плач баба, я снесу вам не золотое, а простое яичко).

Вот какое снесла! (показывает большое белое яйцо)

Какое? (белое, большое, круглое – дети повторяют).

Вот и рассказали мы Кате сказку. Про кого? (Курочку Рябу).

А что Катя опять плачет (наклоняется к кукле Кате)

Говорит, что курочка снесла одно яичко, а надо много.

А давайте мы подарим дедушке и бабушке много яичек. Согласны? Да ещё разноцветные (разные цветом). Вот они у меня есть. (Показывает из пластилина 3-х цветов круглые «яйца»).

Какие здесь яички по цвету – разноцветные.

Сколько у курочки и деда с бабкой яичек (одно).

А здесь у нас? (много).

У деда и бабы «яйцо» большое (покажите какое).

А здесь, какие «яички»? (маленькие).

Сейчас каждый возьмёт по одному яичку и покажет мне его (дети берут по одному шарику – «яичку»).

У вас в руках, сколько яичек? (одно и у бабы и у деда).

А чтобы у них было много, мы им сейчас в корзинку им положим сначала белые яички (у кого белые?) идут и дарят бабе и деду, курочке белые яички.

А у кого желтые? – (теперь они дарят)

А у кого красные? – (дарят)

Вот сколько яичек у деда и бабушки. Сколько? (много).

А было? (мало, одно). Вот и Катя улыбается, довольна и мы рады.

А давайте мы покажет Кате, как мы радуемся и солнышку и дождику.

Игра «Дождик и солнышко» (совместно с воспитателем на движение мимика).

«Выглянуло радостное солнышко» - дети высоко поднимают руки и улыбаются,

«Появились тучи хмурые» - дети хмурятся,

«Пошёл дождь по верхушке деревьев» - дети ладошками по голове хлопают,

«По веточкам» - похлопывают по бедрам (по бокам),

«По кустикам» - похлопывают по коленкам,

«По дорожке» - топают быстро по полу.

Дождь стал тише – топают медленнее,

«По кустикам» – хлопают медленно по коленкам,

«По веточкам» – хлопают по бедрам,

«По верхушкам деревьев» – хлопают по голове.

И выглянуло радостное солнышко – руки вверх, в стороны.

Воспитатель: - Ну что детки, пора провожать Катю, дождик ведь кончился и её ждет бабушка, переживает.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в первой младшей группе

Титова О. В. МКДОУ «Мещовский детский сад»

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» .

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» , «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна) . Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает восхищение мастерством человеческих рук, уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного воспитания и развития детей.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо» . Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Задача, стоящая перед педагогом – из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края) ; о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Литература

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. -32с.
  • Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива» , 2012. -248с.
  • Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
  • Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М.: Издательский дом «Покров» , 2004.
  • Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. -72с.
  • Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. -168с.
  • Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003» , 2010. - 96с.
  • Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2004. -80 с.
  • Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2005. -72 с.
  • Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008. -128с.
  • Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт. -сост. Н.Н. Леонова, Н.В. * Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013. -103с.
  • Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. -сост. В. Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013. -166с.

Современные методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Конспект предназначен для педагогов - для выступлений на педагогических советах, конференциях.
Цель: Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.
Задачи нравственного воспитания: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В работе выделяю следующие направления:
1. Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)
2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)
3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .
4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).
Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод использую во время:
- чтения произведений устного народного творчества;
- наблюдений;
- показа сказок и других произведений вместе с детьми;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- целевых прогулок, экскурсий;
- моделирования сказок.
Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:
- рассказа или беседы;
- чтения произведений;
- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
- бесед с элементами диалога;
- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Важное значение имеет практический метод , который использую, когда необходимо:
- изготовить с детьми наглядные пособия;
- организовать вечера с родителями;
- провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- приготовить с детьми различные блюда народной кухни;
- изготовить поделки на выставки;
- организовать постановку сказок;
- провести экскурсии различной направленности;
- нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
Ребёнок подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания - это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность - постараться поменьше читать им мораль и больше наблюдать за ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй . Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
В работу с родителями входит:
-собрания на духовно- нравственные темы;
-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;
-лектории для родителей;
-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;
-вечера вопросов и ответов;
-проведение совместных мероприятий;
-собеседования на диалоговой основе;
-анкетирование и тестирование;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);
-визиты домой;
-экскурсии;
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;
-выставки совместного творчества.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.
Вывод : Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

Духовно-нравственное воспитание детей и родителей

Нам всем хорошо известно, что основой духовно - нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи, образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Где духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни и др. Как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг и др. По определению академика Б. Т. Лихачева, духовность – это нравственно – эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни. Нравственность представляет собой сложное социально – психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиции, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, ее духовный облик и образ жизни. Нравственность « задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе. Мораль – это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением. Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей.
Сегодня как никогда актуально просвещение семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания. К педагогу - психологу родителей приводят самые разнообразные проблемы: сложности адаптации ребенка в ДОУ или школе; трудности в обучении или в общении с взрослыми и сверстниками; нарушение поведения, деятельности, внимания, памяти; повышенная утомляемость ребенка, двигательная расторможенность, страхи и другие невротические состояния. Очень много обращений по поводу развода родителей, ухудшения психического состояния ребенка в последующие за разводом месяцы, внутренняя жизнь ребенка сопровождается в это время мучительными переживаниями, возникает множество психологических проблем, а уже имеющиеся проблемы обостряются. Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, как показывает профессиональная практика, имеет духовно – нравственные корни. Утрачивается традиционное восприятие родительства и детства, треть детей рождается вне брака, в то время как 20 лет назад у нас в России рождался один ребенок из двадцати. В большинстве случаев эти дети получают меньше заботы, меньше материальных благ; часто - меньше любви. Культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками. А сыну (дочери) нужна безусловная любовь, внимание. Дети должны чувствовать, что они нужны и желанны. А без понимания и учета особенностей общения с детьми в каждой конкретной ситуации не возможен духовный прогресс ни для нас, ни для детей. Проблемы детей – это наши проблемы, и начинаются проблемы именно дома, в семье. А значит, и могут быть решены, там же. Важнейшей задачей родителей должно быть полноценное и гармоническое развитие ребенка, обогащение его внутреннего мира и сохранения эмоционального равновесия. Воспитывать – значит тратить свое время, свои душевные силы, а вовсе не деньги. Воспитывать – значит соучаствовать в жизни своего ребенка день за днем, значит жить его мыслями и переживаниями. Воспитывать – значит своим примером формировать модель поведения. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью. «Мать праведная – ограда каменная, отец сына не на худо учит». «Сын отцу подражает, а дочь мать повторяет». А что усваивает ребенок, испытывающий дефицит тепла, участия, искреннего интереса к нему? Будет ли он чуток к другим: воспитателям, учителям, сверстникам, одноклассником? Или будет жить по закону джунглей – каждый сам за себя! Тем более что « откупаясь» от своего дитяти дорогими подарками и развлечениями, родители укрепляют в нем эгоцентризм, набирающий к школьным годам поистине шокирующие размеры. Так вот, с одной стороны, душевная черствость, а с другой, избалованность и вседозволенность приводят к ужасающим ситуациям и дают свои ужасающие плоды.
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если всё мне показать, я выучу урок
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет.

Конечно, от нас специалистов зависит многое. Но от родителей – еще больше. Без вашего участия и без вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребенка. Не боитесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребенка. Да обращение к психологу с каждым днем становится все больше и больше. Стали чаще обращаться отцы. Развелись, и жена не разрешает встречаться с ребенком. Четыре месяца мать не появлялась дома. Я с 3-х летним ребенком остался один. Понимаю, что отсутствие матери рассматривается как отрицательный фактор, искажает развитие объективных отношений, потребность в привязанности, собственный образ. . . , нарушается формирование «ядра личности». Сейчас сын находится с бабушкой, ходит в садик Я - отец, стараюсь сохранить спокойствие в семье и привить сыну духовные ценности. А сколько детей сирот, лишенных попечения родителей нуждаются в психологической помощи. У них резко снижена возможность новых привязанностей к взрослым, резко ограничено развитие способности устанавливать близкие и диалогичные отношения. Таких детей сразу видно. Их характерная особенность опереться на другого человека; несформированность образа «Я», что проявляется в неумении представить свои качества, тем более оценить их. Еще одна важная характеристика – амбивалентное, двойственное отношение к себе: с одной стороны, низкая дифференцированность, низкая степень осознанности своего Я, с другой - полная идеализация. Неустойчивая самооценка сочетается со стремлением к власти, значимости, превосходству. Однако, при условии оптимальных, доверительных усилий общения на игротеке со сверстниками и взрослыми возможности развития становятся реальными. Ребенок о себе, хотя и большими усилиями говорит: «Я – супер солнышко, со мной всем хорошо».
Оставить малыша на произвол судьбы – есть страшный грех, ума затмение. Помочь ему в беде хоть чем - нибудь – редчайший шанс, души спасенья. В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае – за счёт психолога – педагогического просвещения родителей. На консультациях, «Игротеке для всех», Семейном клубе, мы развиваем активное нравственное сознание ребёнка и родителей, учим взрослых реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении сына (дочери), не раздражением и жестоким обращением, а наоборот, увеличением терпения и любви, мудрым наставлением, сердечным участием. Верим, что духовно – нравственное воспитание детей и родителей является самым насущным содержанием нашей работы.

Так вот, благодарить тоже нужно уметь. Если вы просто так, в фоновом режиме скажите себя: «Я благодарна этой жизни за всё, что со мной происходит», но при этом в вашей голове будут проноситься ещё с десяток мыслей, то такая «благодарность» вряд ли вам поможет.
Поэтому, в первую очередь мы будем учиться благодарить. Представьте леску, на которую вы нанизываете красивые жемчужины, и как они превращаются в прекрасное жемчужное ожерелье, которое вы вначале надеваете с утра и снимает на ночь. Но постепенно вы начинаете его забывать снять и носите по несколько дней, а через время вы становитесь с ним одним целым. И вот вы и красивое жемчужное ожерелье неотделимы друг от друга, и смотря на вас, люди видят только красоту, и уже не важно, придает ли вам эту красоту нежное сияние жемчуга, или это ваша изящная шея подчеркивает всю красоту и первозданность жемчуга.
Так и с благодарностью. Мы будем надевать каждую благодарность вначале на леску, которую будем носить с собой. Иногда, пока никто не видит, мы будем примерять наше ещё пока незаконченное ожерелье на ночь, или днем перед зеркалом. Иногда вы будете забывать его надеть, вам будет лень и вы будете находить массу причин и отговорок, почему сегодня не хотите даже думать о вашем ожерелье из благодарностей.
Но постепенно, нанизывая жемчужину за жемчужиной, оно начнет становиться всё красивее и привлекательнее для вас. И вот наступит какой-то момент, когда надев его, вы просто забудете его снять, или не захотите. И каждый день будете любоваться этим ожерельем утром в зеркале. А в течение дня, когда у вас начнет портиться настроение, или будет казаться, что всё идет совсем не так, как вы хотели, а то может и совсем всё плохо, вы будете словно невзначай прикасаться к ожерелью из благодарностей и ваши дела сразу начнут казаться вам не такими уж и плохими. И мир начнет переливаться и улыбаться вам сиянием красок.
Леской в нашем варианте будет красивая тетрадь или дневник, а жемчужинами – каждый момент в жизни и за день, за который стоит поблагодарить эту Вселенную.
Итак , давайте начнем нанизывать первые жемчужины благодарности на ваше прекрасное ожерелье. Возьмите ручку и красивую тетрадь (а может, это будет просто чистый лист бумаги), и начните записывать все то, что вы воспринимаете как само собой разумеющееся.



Рассказать друзьям