Оформление как я провел лето детсад. Делаем в Photoshop коллаж «Летние каникулы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
Эссе «Я-логопед» (мои рассуждения о выборе профессии, понимание миссии педагога в современном мире)

Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека - зеркало его самого. Л. Н. Толстой

Когда я была маленькой, меня всегда спрашивали, кем хочу быть, когда вырасту. Я уже тогда хотела стать педагогом , так как в нашей семье уже формировалась учительская династия. Я выросла, и моё желание посвятить себя педагогическому мастерству осуществилось, а именно, окончила педагогический университет , проработала в школе социальным педагогом , учителем иностранного языка и, наконец, попала в детский сад.

Если то, что происходит в жизни со мной, полностью соответствует тому, что я думаю и как говорю, то с изменением своих мыслей и своей речи изменится и моя жизнь, окружающий мир. (В. Синельников «Таинственная сила слова» )

В 1996 году я поступила в ЗабГПУ им. Н. Г Чернышевского на факультет дошкольной педагогики , получила специальность «социальный педагог » . В процессе обучения понимала , что сделала правильный выбор . В 2001 году моё обучение подошло к концу, и, получив определённый багаж знаний, я устроилась на работу в школу. Много лет я меняла место жительства и места работы (в связи с переводом мужа, военнослужащего, получая и обогащая свой профессиональный опыт .

В профессию логопеда я пришла уже состоявшимся педагогом детского сада . Сначала работала музыкальным руководителем, так как окончила музыкальную школу, затем руководителем физкультуры и воспитателем детского сада. Работу воспитателя начала с подготовительной группы, затем младшей, чему очень рада : вместе привыкали к детскому саду, росли, играли, познавали мир… Были у нас и расставания … учёба на курсах повышения квалификации… Получив знания, спешила к своим детишкам. Когда, наконец, по истечении долгого периода педагогической работы , мне посчастливилось стать логопедом, моему ликованию не было предела.

К профессии «педагог – логопед » я подошла уже более осознанно. Работая с детьми, видя, какие речевые проблемы у детей, я решила – буду помогать детям в овладении правильной речью (на пятом курсе социальной педагогики я получила направление по логопедической работе в детском саду).

Первый вопрос, который я себе задала, будучи логопедом, это расшифровка понятия. Логопедия означает в переводе с греческого “воспитание правильной речи

К. А. Аксаков писал : «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Через слово передаётся настроение, чувства, отношение к окружающим, миру. Слово является связующей нитью в общении людей. Очень важно при воспитании и обучении ребёнка произносить слова, фразы, предложения так, чтобы он захотел говорить красиво, и что, не менее важно, правильно.

Считаю важным для себя, что я логопед именно детского сада, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи малыша, период развития нервной системы, когда создаются наиболее благоприятные условия для развития ребёнка в целом. А, как известно, больше речевых нарушений именно в дошкольном возрасте. Работать с детьми очень интересно. Ведь детский сад – уникальная страна, где живут самые искренние, добрые, терпеливые, творчески активные и удивительные люди. Но, к сожалению, всё чаще встречаются дети с нарушениями речи. Речь снижена из-за ухудшения здоровья, неосведомлённости родителей в вопросах речевого развития и множества различных факторов, отрицательно влияющих на развитие ребёнка. И моя главная задача – помочь тем, кто нуждается в моей помощи.

Раннее выявление речевых нарушений способствует быстрому их устранению. Когда ребёнок неправильно произносит звуки, он чувствует себя неуверенно, скованно, не любит участвовать в различных мероприятиях, что оказывает отрицательное влияние на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка. Помочь такому ребёнку раскрыться, стать уверенным, способным преодолевать любые трудности – задача логопеда . Для этого я изучаю соответствующую литературу, перестраиваю работу, ввожу изменения в ведении документации. Каждый день мне нужно искать пути самосовершенствования, самообразования, для этого участвую в ежегодных открытых мероприятиях для специалистов, педагогов , родителей, выступаю на районных методических объединениях. Ведь любой педагог может называться педагогом с большой буквы , только тогда, когда он не стоит на месте, постоянно учится и повышает свой уровень профессионализма .

Я согласна с утверждениями разных логопедов, что мы должны быть и актёрами, и музыкантами, и дизайнерами, и психологами. Введение в занятия театрализованной деятельности, умение прочувствовать персонажей и передать их мимику, жесты, звуки, позволяет им стать ярче, интереснее как для педагога , так и для детей, которые всё хорошо чувствуют. Владение музыкой помогает мне в развитии фонематического слуха, на занятиях используем логоритмику и отстукивание ритма с помощью различных средств. Отождествляя речь и музыку, ещё Аристотель писал : «Приятная для слуха речь – своего рода музыка» . Дизайнер – оттого, что логопед создаёт удобства, красоту, что располагает к общению с ребёнком.

Чтобы ребёнка заинтересовать, необходимо создать ребёнку определённые эстетические условия, удобство, красоту для овладения речью. Привлекательная окружающая обстановка, эстетическое оформление, игровой материал… только так можно ребёнка заинтересовать, увлечь, пригласить к диалогу.

Нельзя забывать и об улыбке… По меткому выражению В. Солоухина – «душа зябнет и каменеет без улыбки» . Только она способствует расположению, раскрепощению, вызывает желание общаться, побуждает к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Чтобы создать те самые условия, нужно стать на время ребёнком и представить, что же будет ему интереснее и красивее.

Артикуляционную гимнастику мы проводим с помощью сказок, весёлых картинок. Применяя метод биоэнергопластики (игрушка лягушка «Весёлый язычок» , перчатки, занятия становятся ещё более увлекательными. Массаж пальчиков проводим с красивыми яркими мячиками, ковриками, «узловочками» , путешествуя по сказкам. Пальчиковые и артикуляционные упражнения выполняются в игровой форме. С помощью сказочных героев дети учатся произносить и закреплять звуки.

Чтобы научиться правильно дышать, используем дудочки, зонтики, листики, снежинки, пёрышки и разные игры с ватными шариками…

В таких условиях безразличие исключается, ребёнок с удовольствием включается в работу. Занятия я провожу в доверительной обстановке с добрыми, насыщенными положительными эмоциями. На каждое подгрупповое занятие «приходит гость» . Игрушки погружают детей в игровую ситуацию, дети учат их тому, чему учатся сами.

«Дети должны жить в мире красоты , игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества». (В. А. Сухомлинский) . Ребёнок и сам принимает участие в создании благоприятной обстановки, принося любимые игрушки, поэтому обстановка становится ребёнку близкой и дорогой, поскольку рядом с ним частичка его дома. Чтобы быть интереснее, я готовлюсь к каждому занятию, продумываю игровые приёмы, сюжеты, использую интернет-ресурсы. Ведь в руках логопеда самая дорогая ценность – ребёнок, его развитие, перспективы.

Никогда не забуду день, когда я впервые увидела светящиеся глаза ребёнка от того, что он услышал правильный звук! Насколько меняется речь ребёнка! Это и есть самая высокая награда! Значит, я не только просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов.

Я согласна с теми, кто говорит, что главное в педагогической деятельности – личность педагога , его человеческие качества, потому что чёрствый, грубый педагог не сможет добиться хороших результатов. И наоборот, добрый и внимательный педагог воспитывает одним своим присутствием.

Очень большое значение в моей работе имеет работа с семьёй воспитанников. Как я уже писала, родители мало информированы в вопросах речевого развития своего ребёнка. Поэтому проводим консультации, беседы, открытые занятия и праздники, презентации. Только совместная работа логопеда и родителей даёт возможность достичь максимальных результатов. Родители должны понимать , что мы звенья одной цепи : ребёнок – родители – воспитатели – логопед. И стоит хотя бы одному звену выпасть, вся работа по устранению дефектов будет проходить более длительное время.

На практике приходилось сталкиваться с разными по статусу семьями. И здесь, тем более, важно найти контакт со всеми, быть своего рода психологом. Родители хотят полное разъяснение, участие, другие же отстраняются, нужно разговаривать с ними более твёрже и настойчивее.

Итак, конечный результат в работе логопеда – это чистая , грамотная, правильная речь ребёнка. Когда педагог слышит правильную речь детей, которых он обучал, то становится очевидным, почему настолько важна профессия логопеда .

Сбылась моя мечта! Теперь я самостоятельно работаю педагогом- логопедом . Работа очень ответственная и непростая. Дефекты речи негативно влияют на психическое состояние ребёнка. Если в дошкольном возрасте не решить речевые проблемы ребёнка, могут возникнуть значительные трудности в школьном обучении.

Не буду скрывать, мне сейчас нелегко, коррекционная работа идёт сложно, медленно, дети до этого никогда не посещали логопеда . Но я тружусь, вместе с ними учусь – выдержке, терпению, пониманию , отзывчивости и доброте, потому что без этого мы не достигнем желаемого результата. Терпение и оптимизм – сейчас важные для меня составляющие в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Желаемый результат будет не скоро, но мы обязательно к нему подойдём. Я должна служить этой профессии , не останавливаться и не опускать руки перед любыми трудностями, которых в нашей профессии возникает огромное множество каждый день.

Главная моя цель – дать стартовые возможности каждому воспитаннику, независимо от имеющихся у него проблем. Чтобы каждый малыш шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя хорошо и был счастливым. Ведь счастливые дети – это счастливое будущее нашей Родины, но и нашего маленького Кокуя. Я стараюсь поставленные задачи решать.

Профессия логопеда тем и хороша , что на твоих глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей.

Моя профессия многогранна и интересна.

Её выбирают люди творческие, бесконечно влюблённые в своё дело. И недаром логопедам посвящены такие слова :

Теперь знакомы мы с профессией прекрасной ,

Вам лишь осталось постучаться в кабинет

В больнице, школе или детском саде

С табличкой скромной «Логопед»

Эссе «Моя педагогическая философия»

Батина Светлана Юрьевна

«Умение воспитывать -
это все-таки искусство,
как хорошо играть на скрипке или рояле,
хорошо писать картины».
А.С.Макаренко.

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям, т.е. найти свое призвание. Я всегда любила детей и мечтала стать педагогом. Считала, что среди множества различных профессий на земле, эта профессия — самая интересная и привлекательная.

Самое главное в нашей профессии — любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.

Для меня профессия педагога — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии учителя-логопеда, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир.

Я работаю в детском саду учителем-логопедом, «учу слову», работаю с детьми, имеющими нарушения речи. Моя задача - понемногу, шаг за шагом, пройти нелегкий путь от постановки звуков до самостоятельного, развернутого высказывания, подготовить дошкольников к усвоению школьных образовательных программ. И какова бывает радость, как светятся счастьем глаза ребенка, когда нам удается «завести моторчик», научиться правильно произносить звуки, не путать их в словах, грамотно строить предложения! У ребенка «вырастают крылья», когда он может выразить свое мнение, сказать то, о чем думал и мечтал.

Работая в детском саду, я увидела, как трудно детям, имеющим нарушения речи. Они были замкнуты, неуверенны в себе, раздражительны, обидчивы, вследствие чего у них возникали трудности в общении с окружающими. Эти дети не могли в полной мере выразить свои желания, объяснить, спросить, наладить контакты со своими сверстниками. Мне очень хотелось помочь таким детям, поэтому вполне осознанным было мое поступление в пединститут на дефектологический факультет по специальности учитель-логопед.

Я работаю с «особыми» детьми. Такие дети обладают меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к внешнему миру, и здесь моя задача - раскрепостить ребенка, помочь ему принимать себя таким, какой он есть, почувствовать себя уникальным, значимым в коллективе, команде, обществе.

Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко - обучать и воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь дети. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Дети - самая большая ценность на земле, это те, во имя кого мы живём.

Педагог постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Работая с детьми, я поняла смысл высказывания Мишеля Монтеня: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Я согласна с этим высказыванием, поэтому стараюсь самосовершенствоваться: знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике; использую новые инновационные технологии (ИКТ, интернет-ресурсы); расширяю и модернизирую средства коррекционно-логопедической работы. Прав профессор В.М.Лизинский: «Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

У меня есть главное - терпение, оптимизм и любовь к детям. Желаемый результат будет не скоро, но постепенно, маленькими шажками изо дня в день мы старательно к нему идем. И как приятно видеть успехи детей, достигнутые упорным, кропотливым трудом, слышать слова благодарности от родителей. Я - учитель-логопед. Я произношу эти слова с чувством гордости, я помогаю людям стать счастливее!

Без раздумий отвечаю –

Любовь к детям»

В. А. Сухомлинский

Раздумья на тему «Я – учитель-логопед» - это повод взглянуть на свою профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность для себя, значимость для других людей. В моём случае – профессия выбрала меня. От воспитателя до учителя-логопеда. Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен - вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога.

Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний.

За что я люблю свою профессию? За то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства , за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. Отдавая детям частичку своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я на своём месте». Все мои знания, весь мой опыт, все мои душевные силы для них. Каждый раз, ощущая невероятное чувство радости за успехи детей, убеждаюсь в том, что профессия выбрана важная, нужная, необходимая!

Я люблю свою работу. Она даёт мне возможность помочь детям научиться правильно, произносить звуки родной речи. Ежедневно, соприкасаясь с миром детства, совершаю вклад в завтрашний день детей. Это даёт перспективу для успешного обучения чтению, письму, да и в жизни в целом, ведь красивая, чистая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.

Учитель-логопед непременно должен быть увлечённым, иметь за душой что-то своё, особенное. Наверное, поэтому мои воспитанники радуют успехами, занимаются с интересом. Значит, я не просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, сознавать, что самое большое и значительное в . Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. От интереса воспитанника протягиваю ниточку-тропинку к его способностям познавать и открывать новое.

Логопедическая работа в детском саду предполагает единство теории, игры, театра и психологии. Конечно, требуется немалого терпения, упорства, искренней увлеченности, огромной самоотдачи, сострадания и любви к каждому ребенку, чтобы услышать результат.

Каждый день мои маленькие друзья садятся со мной перед зеркалом, чтобы научиться говорить правильно. Неуверенность в себе, закомплексованность заставляют детей замыкаться. Как страшно ребёнку: «А вдруг у меня ничего не получится? » Здесь на первом плане: помочь, приласкать, посочувствовать. Логопедическое занятие – этот не только школа обучения и воспитания ребенка, но и добрый взгляд, ласковая речь, обаяние педагога, вселяющего в них уверенность в том , что всё получится. Учитель-логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво и правильно.

Создавая условия для овладения речью, я не забываю о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет в которой несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребёнка к диалогу. На каждом занятии стараюсь соблюдать доброжелательную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно. Для этого есть специально оборудованный кабинет, больше похожий на комнату, в которой нет места строгому стилю. В ней всё: стены, шторы, игрушки, мебель проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, где ребёнок не чувствует себя скованным, зажатым.

Радость сотрудничества с родителями, создание атмосферы взаимопонимания единомышленников, эмоциональная сопричастность друг другу – всё это необходимо для благоприятного развития личности ребёнка. Логопедические занятия для мам и пап не менее важны, чем для детей. Являясь активными участниками, они «подзаряжаются» энергией, черпают знания о том, как нужно эмоционально общаться с ребенком. Выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь принципом: «Родитель - не гость, а полноправный член команды детского сада».

Думаю, многие согласятся со мной, что самое главное в педагогической деятельности – личность педагога, его человеческие качества, потому что чёрствый, грубый педагог не сможет добиться хороших результатов. И, наоборот, добрый и внимательный воспитывает одним своим присутствием.

Активный поиск путей решения творческих задач: постоянный процесс совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы, поиск новых, вариативных форм организации логопедического сопровождения дошкольников. Эти аспекты современного дошкольного образования есть и в моей деятельности.

Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомлённости, об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, от творческой активности и инициативы. Оптимизм, терпение и целеустремлённость – эти качества помогают мне в совершенствовании профессии «учитель-логопед».

Моя работа позволяет ощущать себя волшебником – дарить детям и их родителям, своего рода «выздоровление». И каждый педагог меня поймёт: мы живем в своих воспитанниках . Логопед должен любить свою работу. Я считаю, это главное и основное условие для успешной деятельности. По-моему мнению, в руках логопеда самая дорогая ценность – дети, их развитие и перспективы. Для ребёнка, имеющего речевые нарушения, большое значение имеет специалист, к которому он попадет. Логопед расширяет ему возможности общения, он является своеобразным проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Моя работа по преодолению речевых нарушений вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения, как в среде сверстников, так и со взрослыми, ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. В общении с детьми стараюсь быть открытой, умею поставить себя на место ребёнка, понять его внутреннее состояние.

В основе моей педагогической деятельности лежит индивидуальный подход к каждому ребенку. Да, все они разные, каждый из них неповторим, у каждого из них своя палитра настроений и эмоций. Основными составляющими моей педагогической философии являются вера в ребёнка, принятие и понятие его удивительной души, его поступков, его ожиданий, а так же удовлетворение одной из самых главных его потребностей - потребности в любви и одобрении . Я искренне верю, если в общении с ребёнком мы полны любви, понимания и уважения, то он так же, подражая нам, возьмёт это лучшее и пронесёт дальше. Я не считаю количество детей, которым помогла, но поверьте, приятно слышать от детей: «Екатерина Анатольевна! Возьмите меня на занятие! » Их радостное приветствие, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда я вижу блеск глаз своих учеников. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд. Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время. Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей.

Видя результат работы, эмоции детей, я поняла, что учитель-логопед - профессия самая лучшая для меня и любимая!

Работа логопеда в дошкольной образовательной организации является сложной и ответственной, что обусловлено, во-первых, необходимостью коррекции трудно устранимых дефектов речи, и во-вторых, наличие существенных различий в специфике деятельности логопеда и всех остальных работников ДОУ. Помимо этого накладывают свой отпечаток изменяющиеся образовательные реалии.

Логопедия построена на взаимодействии с детьми, имеющими определенные затруднения в развитии, что налагает на логопеда дополнительную ответственность и повышенную психологическую нагрузку. Занятия с детьми носят преимущественно индивидуальный характер, что позволяет полностью индивидуализировать подход к каждому ребенку, однако это требует от самого логопеда высоких профессиональных навыков, позволяющих определять особенности и потребности детей и использовать данное знание в своей педагогической практике. Поэтому логопед должен хорошо разбираться не только в педагогике и своей узкоспециальной области, но также и в детской психологии, что может вызвать большие затруднения. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются логопеды – осознание потребностей ребенка, сочетающееся с неэффективным их отображением в практической деятельности. Иными словами, многие логопеды понимают, что нужно ребенку, но не до конца способны адаптировать учебный процесс под его нужды и потребности. Происходит это по разным причинам – из-за сложившихся шаблонов в работе, большого числа детей, нуждающихся в коррекции речи, недостаточного опыта логопеда. Способ преодоления данной проблемы только один – это постоянное совершенствование своей профессиональной компетентности, что можно сделать посредством чтения специализированной литературы, участия в лекциях и мастер-классах, общения с коллегами-логопедами. Вместе с тем специфика профессиональной культуры логопеда заключается в умении анализировать и обобщать параметры речевого и психического развития ребенка. При этом необходимо помнить, что от качества образования, полученного в ДОУ, во-многом зависят успехи детей в школе. В том случае, если у детей имеются нарушения в речи, то логопед должен оказать посильную помощь в их коррекции, что является проявлением одной из базовых задач дошкольного образования, а именно начальной социализации ребенка. Постановка правильной речи должна осуществляться в раннем возрасте, поскольку это влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка.

В отличие от обычных воспитателей, проводящих групповые занятия, результаты логопедических занятий носят индивидуализированный характер и прямым образом сказываются на качестве жизни ребенка, потому как плохо функционирующая речь порождает большое число проблем, таких как неуверенность, затруднения в выражении своих мыслей. Если вовремя не скорректировать имеющиеся нарушения, то это может отрицательно сказаться на всей дальнейшей жизни ребенка. В связи с этим логопед должен обладать такими личностными качествами, как развитое чувство ответственности, способность устанавливать плодотворное взаимодействие с каждым ребенком, доброжелательность, оптимизм, стремление к профессиональному и личностному развитию.

Как уже было сказано ранее, между логопедом и иными работниками ДОУ имеются определенные различия. Не хотелось бы показаться некорректной, однако скажу, что логопеды, как правило, испытывают большую эмоциональную нагрузку, нежели другие педагоги. Если педагог, проводящий групповые занятия, имеет большую свободу в выборе форм и методов обучения, может в ходе занятия переключиться с одного вида деятельности на другой, применять различные технологии, то логопеды в силу специфики работы должны сосредотачивать внимание на конкретных детях и нарушениях их речи. К тому же, по причине специфичности профессии логопеда иные педагоги ДОУ не всегда могут помочь советом, поэтому, при возникновении затруднений, логопеды должны либо самостоятельно из разрешать, либо устанавливать контакты с логопедами из других организаций, что требует сил и времени. На мой взгляд логопеды должны активно участвовать в профессиональном общении с другими педагогами ДОУ, чтобы узнать детей с другой стороны и развивать внутренние связи, поскольку полноценное развитие обучающихся возможно лишь при комплексной работе всего педагогического состава. Однако, если возникают узкопрофессиональные вопросы, то для поиска ответа необходимо искать источники информации и опыта не только внутри ДОУ, но также и во вне.

Безусловно, на работе логопеда сказываются организационно-структурные изменения и требования ФГОС ДО. На мой взгляд, ДОУ не хватает преемственности со школой и иными организациями. Большим потенциалом обладает установление связей со спортивными секциями и школами искусств, для поступления в которые дети могли бы подготавливаться еще в стенах ДОУ. Также дело обстоит и со школой – ДОУ это не место, где родители просто могут оставить ребенка, пока находятся на работе – это самостоятельная ступень образования, которая закладывает фундамент для школьного обучения. Для того, чтобы подготовить детей к школе и достичь всех поставленных во ФГОС ДО целей и задач, необходим слаженный труд всех педагогов организации, что, к сожалению, понимает далеко не каждый педагог. Логопеды сильно ощущают потребность в активном включении в логопедический процесс большого числа лиц, для чего они работают с родителями, поясняя им пользу самостоятельных домашних занятий с детьми, общаются с педагогами на предмет учебных успехов и затруднений детей, пытаются внедрять инновационные технологии. Конечно же, использовать весь арсенал возможных действий трудно, так как все мы люди и имеем ограниченное число времени, однако чувство профессионального долга позволяет всегда двигаться вперед. Работа логопеда является особой, на нее идут только те люди, которым она интересна и которые неравнодушны к результатам своего труда. Включению наибольшего числа лиц в логопедический процесс способствует развивающаяся в России концепция инклюзивной образовательной среды, которая подразумевает учет индивидуальных особенностей детей каждым педагогом в рамках своих занятий.

Отдельно хочется сказать о повышении квалификации. Работа логопеда зависит как от специфики логопедии, так и от организационно-структурных вопросов, поэтому все курсы повышения квалификации должны иметь комбинированное содержание, перекликающееся с практической деятельностью логопеда. Также нужно отметить, что для логопедов (как, впрочем, и для всех остальных работников) важны мастер-классы, научная деятельность, однако это должно осуществляться постольку, поскольку способствует росту повседневного профессионализма. Логопед должен сам осознавать, какие средства и формы ему необходимы для развития, и гармонично сочетать их. Основным показателем эффективности работы являются успехи воспитанников, достижение которых должно осуществляться в первую очередь.

Работа логопеда в ДОУ сопряжена с большим числом сложностей, разрешение которых является сложной задачей. На первый взгляд может показаться, что те многочисленные меры, которые необходимо предпринимать для улучшения качества работы, перечисляются лишь для пафоса, чтобы соответствовать ряду формальных критериев, однако это не так. На повседневном уровне все теоретические выкладки обретают практическую значимость – это происходит между делом и проявляется в чтении свежей литературы по логопедии и психологии, в своевременном ознакомлении с обновляющимися требованиями, в планомерном внедрении новых технологий, в общении с другими педагогами. К примеру, для того, чтобы просто наполнить веб-страницу ДОУ (если она имеется, что весьма желательно) логопедическими упражнениями для ознакомления с ними родителей детей, нужно освоить большое число технологий и уметь преподать материал в нужной форме. Все опытные логопеды в той или иной форме занимаются саморазвитием, у них имеется объективная потребность в передаче накопленных знаний. Те логопеды, которые только пришли в профессию, активно знакомятся с ее практическими особенностями. Таким образом, все процессы, связанные с повышением профессионализма, носят текущий характер и протекают на протяжении всей профессиональной деятельности, являясь отражением как образовательной реальности, так и профессиональных потребностей самого логопеда. Каждая профессия имеет свои сложности и подводные камни, и для того, чтобы стать хорошим специалистом, необходимы долгие годы упорного труда. К счастью, общение с детьми с лихвой компенсирует все рутинные моменты.

Эссе "Я учитель"

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида №13, г.Ижевск
Описание работы: предлагаю вашему вниманию эссе-рассуждение на тему "Я - учитель". Материал будет полезен для учителей, классных руководителей, воспитателей школ - интернатов, старшеклассников, студентов педвузов.

Эссе «Я учитель»

"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества".
Н. Рерих

Какова роль учителя в современном мире? Я часто задумываюсь над этим вопросом.
Мы живем в стремительно развивающемся мире, который диктует свои правила поведения. Найти себя в нем - наисложнейшая задача. Современному молодому человеку предоставляется огромное количество возможностей применения собственных сил и умений. Помочь ему определиться, сделать верный выбор, найти дело всей жизни, наверное, это и есть миссия учителя. Помочь найти истину, а не преподносить ее «на блюдечке с голубой каемочкой». «Учить не мыслям, а мыслить», - говорил Иммануил Кант. Я считаю, что это очень верно. Школа должна учить детей творчески мыслить, а не заставлять запоминать факты, которые легко найти и скопировать из различных источников.
Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, индивидуализацию обучения.
Одно из направлений личностно-ориентированного обучения - проектная деятельность школьников, где необходимым условием является работа в команде.Работа в команде, в коллективе требует от человека умение излагать свои мысли, донести свои идеи до всех.
Я работаю в речевой школе учителем-логопедом, «учу слову», работаю с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Ко мне приходят дети, плохо говорящие, с общим недоразвитием речи, имеющие медицинский диагноз, связанный с органическим поражением центральной нервной системы, у которых нарушены все компоненты речевой деятельности: произносительная, фонематическая, лексическая и грамматическая. Словарный запас у этих детей очень мал. Когда на первичном обследовании речи выясняется, что у стула не четыре ножки, а четыре «лапки», или у дивана не сиденье, а «животик», я понимаю, что предстоит огромный труд педагогов, медицинских специалистов, родителей и самого ребенка на пути к умению правильно излагать свои мысли, к обучению работе в команде. Моя задача - понемногу, шаг за шагом, пройти нелегкий путь от постановки звуков до самостоятельного, развернутого высказывания, подготовить учеников к усвоению школьных образовательных программ. И какова бывает радость, как светятся счастьем глаза ребенка, когда нам удается «завести моторчик», научиться правильно произносить звуки, не путать их в словах, грамотно строить предложения! У ребенка «вырастают крылья», когда он может выразить свое мнение, сказать то, о чем думал и мечтал. И меня согревает мысль: «Я тоже причастна к тому, что Андрюша «зарычал», а Таня уже пишет без ошибок и перешла в массовую школу». Вот это и есть первые шаги на пути к работе в команде.
Как я пришла в педагогику? Наверное, неслучайно. Мне нравилось играть с младшей сестрой, заниматься с ней, учить буквы, читать книжки на ночь - это мои первые педагогические опыты и, надо сказать, весьма успешные: сестра рано начала бегло читать. Я очень гордилась ее успехами. Все свои школьные годы я твердо знала, кем буду, когда вырасту. А стать я хотела воспитателем и после школы поступила в педагогическое училище на дошкольное отделение. Годы учебы пролетели как один миг. Особенно нравилась педагогическая практика, тесное общение с детьми. Работая в детском саду, я увидела, как трудно детям, имеющим нарушения речи. Они были замкнуты, неуверенны в себе, раздражительны, обидчивы, вследствие чего у них возникали трудности в общении с окружающими. Эти дети не могли в полной мере выразить свои желания, объяснить, спросить, наладить контакты со своими сверстниками. Мне очень хотелось помочь таким детям, поэтому вполне осознанным было мое поступление в пединститут на факультет «Логопедия» по специальности учитель-логопед.
Учитель, преподаватель, педагог, наставник, просветитель, гуру, репетитор… Как только не называют представителей педагогической профессии, но возложенная на него миссия - воспитать достойного гражданина, способного социализироваться в обществе и приносить пользу своей Родине - очень и очень нелегка.
Придя в школу,я была очень горда собой, ведь я - проводник в мир знаний. Хотелось работать,творить, вселять в учеников веру в себя, веру в людей и учить говорить, говорить и говорить… Но в тоже время задавала себе вопрос: а справлюсь ли я с такой огромной ответственностью, возложенной на меня?
Я работаю с «особыми» детьми. Такие дети обладают меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к внешнему миру, и здесь моя задача - раскрепостить ребенка, помочь ему принимать себя таким, какой он есть, почувствовать себя уникальным, значимым в коллективе, команде, обществе.
Ученик приходит ко мне на логопедическое занятие. Он не должен чувствовать какое-то внутреннее сопротивление, он должен понимать, что это необходимо ему. Нужно расположить ребенка к себе, сделать так, чтобы он видел во мне человека, который хочет ему помочь. Однажды я вывела для себя три простых правила:
Только любовь к детям и вера в них принесут желаемые результаты;
Занятие будет успешным, если оно интересно для ребенка;
Ученик должен чувствовать себя комфортно и удобно на занятии.
Когда я беру на занятие маленького человечка, оторванного от дома, который целую неделю живет в интернате без родительской заботы, я должна вести себя по-матерински, не скупиться на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность. Ребенок обязательно раскроется, если будет чувствовать искреннее и доброе отношение к себе. И пусть времени, отведенного на занятие, не так много, я обязательно выслушаю его, утешу, порадуюсь успехам, дам совет. А в том, что он получил знания на моем занятии, сомневаться не приходится, ведь он, Олежка-«лентяй», говорит мне, что уже не путает звуки С и Ш, потомучто придумал и записал много слов с этими буквами, гордо показывая тетрадь с домашним заданием.
На групповых занятиях с младшими школьниками я возвращаюсь в детство. Как это здорово - вновь переживать хитросплетения русских народных сказок, слышать, как дети объясняют, почему им нравится тот или иной персонаж. Хорошие детские сказки снимают тревоги и воспитывают уверенность в детях. Переживая вместе с героями сказок, ребенок учится радоваться или сопереживать, учится доброте, понимает, что зло всегда наказуемо. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Народная сказка доносит в доступной форме до сознания младших школьников общие для всех народов нравственные ценности, воспитывает любовь к людям, животным и природе.
Когда ко мне приходят старшеклассники, стремящиеся к самоутверждению, я часто слышу от них вопросы, не имеющие однозначного ответа. Да… вот и выросли дети, остались позади старые добрые сказки… К сожалению, в наше непростое время, когда все измеряется материальными благами, большая часть детей дает высокую оценку ценностям социального характера, таким как стремительная и удачная карьера, бизнес, богатство, благосостояние. И куда более низкую оценку получают такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие …
«Но не все так плохо», - говорю я себе. Я работаю с замечательными людьми - педагогами с большой буквы. Среди них нет случайных, равнодушных людей. Часто я вижу, как бывшие выпускники приходят в родную школу, чтобы увидеть бывших классных руководителей, учителей, воспитателей и поговорить с ними. И ни за какие деньги мира нельзя купить это теплое, доверительное отношение и благодарность!
Со старшеклассниками всегда есть что обсудить, над чем подумать, о чем поспорить. Например, случай, который недавно произошел с Ильей. Он помог бабушке перейти дорогу. Казалось бы, самая обыденная ситуация, но реакция бабушки очень удивила и огорчила его. Она предложила Илюше деньги и, прослезившись, сказала: «Спасибо, я думала, что уже не осталось добрых людей».
Как же жесток наш современный мир… Бескорыстие, доброта, совесть… Нам есть о чем поразмышлять с детьми. Я стараюсь побудить их к самостоятельному поиску ответа, учу аргументировать свои мысли, доказывать, выслушивать мнения других и не бояться изменить собственное.
Работая с детьми, я поняла смысл высказывания Мишеля Монтеня: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Я согласна с этим высказыванием, поэтому стараюсь самосовершенствоваться: знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике; использую новые инновационные технологии (ИКТ, интернет-ресурсы);расширяю и модернизирую средства коррекционно-логопедической работы. Прав профессор В.М.Лизинский: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
Я снова и снова возвращаюсь к вопросу: «В чем же она состоит – роль учителя в современном мире?» С позиции человека, учителя, логопеда, матери ученика я понимаю, что обучение, воспитание, донесение до ребенка осознания необходимости получения знаний - это, конечно, неотъемлемая часть всей педагогики. Но в сегодняшнем мире, когда мы все чаще сталкиваемся с непониманием, равнодушием, ненавистью и озлобленностью людей по отношению друг к другу, я считаю, что первостепенной миссией учителя должно быть воспитание нравственных и моральных качеств у детей.
И кто, если не школа и не мы, учителя, будем воспитывать в детях доброту и веру в добро? На мой взгляд, этому миру недостает доброты, и прежде всего учитель не должен остаться равнодушным к этой проблеме.
Моя профессия имеет свою специфику работы. Дети с ОВЗ, с тяжелыми нарушениями речи. Как нелегко приходится иногда. Коррекционная работа идет очень сложно, медленно. Но учатся не только мои воспитанники, вместе с ними и я сама учусь выдержке, доброте, терпению, отзывчивости, пониманию. У меня есть главное – терпение, оптимизм и любовь к детям. Желаемый результат будет не скоро, но постепенно, маленькими шажками изо дня в день мы старательно к нему идем. И как приятно видеть успехи детей, достигнутые упорным, кропотливым трудом, слышать слова благодарности от родителей, вдохновлять студентов, приходящих ко мне на практику. Я - учитель-логопед. Я произношу эти слова с чувством гордости, я помогаю людям стать счастливее!



Рассказать друзьям