План конспект тематического родительского собрания. План-конспект родительского собрания «Семейные ценности — основа школьной успешности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Аннотация

В данной статье рассматривается проблема патриотизма, которая в настоящее время приобрела государственное значение. Определены цели, компоненты и основные направления патриотического воспитания в семье.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, семья, поколение, традиции, духовные ценности.

Исследовательский интерес к проблеме формирования патриотических качеств молодежи заметно ослаб на рубеже веков. Мы исходим из того, что процессы, протекавшие в России на протяжении двух последних десятилетий, привели к существенным изменениям в системе общечеловеческих ценностей и приоритетов в молодежной среде. Важно отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к возобновлению активной деятельности государства в данном направлении.

Исследования в данном направлении помогут одновременно решить ряд жизненно важных вопросов, стоящих перед российским обществом и государством. В частности, проблемы развития патриотизма примерно обозначены, но воспитание патриотических качеств личности в семье не проанализировано достаточно глубоко.

Современное поколение не чувствует своей сопричастности к истории России, не ощущает себя субъектом современного исторического процесса. Мы живем в условиях нестабильной политической и экономической ситуации: санкций, направленных на изоляцию нашей страны, конфронтации с США и отчужденности в отношениях со странами Евросоюза; когда на Западе и в Америке переписывается история нашей Родины. В России, стране, победившей Гитлера, осуществляют свою деятельность 53 молодежные профашистские организации.

Также, в настоящее время мы вынуждены констатировать, что результаты работы образовательных учреждений в направлении патриотического воспитания детей и молодежи не достаточно эффективны, так как дети подвержены воздействию системы ценностей западной и американской культур. Таких, например, как идеализация материальных благ, рационализм, индивидуализация - независимость от общества, пришедшие к нам вместе с глобализацией. Кроме того, усилия школы напрасны, если то, чему учат в школе, не подкрепляется на практике в семье: дети испытывают недостаток внимания из-за занятости родителей улучшением материального состояния семьи.

Анализ данной ситуации показывает, что сегодня проблема воспитания патриотизма очень актуальна: политическое и экономическое благополучие России в недалеком будущем будет напрямую зависеть от отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, идеалам, целям. Бездумное, безответственное отношение к общечеловеческим ценностям, разрушение вековых устоев подрывает фундамент нашего общества.

Например, в конце XX века, исторические знания отчасти стали орудием разрушения российского общества, а не инструментом его укрепления, благодаря новой трактовке истории бывшей СССР. Одним из закономерных итогов данного процесса стало пренебрежение нравственными и духовными нормами общества, утрата уважительного отношения к истории в условиях фактического отсутствия патриотического воспитания. Жизнь для многих людей утратила свой исторический смысл: преемственность прошлого, настоящего и будущего была нарушена.

Актуальность нашего обращения к данной теме доказывает и то, что проблему патриотического воспитания поднимает в своих публичных выступлениях глава нашего государства - президент В. В. Путин.

«В. В. Путин объявил о новой национальной политике страны, направленной на усиление патриотизма, создание "духовных скреп" народа. Также президент отметил, что генеральная линия нового политического курса должна не только объединять граждан, но и воспитывать в них патриотизм с детства».

Как же найти выход из сложившейся ситуации? Мы видим выход только в специально организуемой, педагогически целесообразной и весьма эффективной воспитательной деятельности в семье. «Родина для русского человека всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на наш взгляд, берёт своё начало патриотизм».

Патриотизм начинается с любви к тому месту, где ты родился, вырос и живешь. Все мы живем в социуме. Поэтому, начиная с малых лет, мы должны прививать идею патриотизма нашим детям именно в семье, маленькой модели общества, где осуществляется передача жизненного опыта от поколения к поколению.

В наши дни в отечественной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». В. И. Лутовинов определяет патриотическое воспитание как «динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма».

По мнению В. В. Пионтковского, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников».

Воспитание патриота в семье особенно важно и необходимо, так как именно оно создаст в семье атмосферу общности интересов. Оно будет способствовать взаимопониманию и взаимоуважению, укрепит семейные и родственные отношения, посредствует духовной связи между поколениями. Ощущение «потерянного прошлого» для взрослых членов семьи утратит свою актуальность.

Мы проанализировали научную педагогическую литературу, и это помогло нам раскрыть 3 основных структурных элемента патриотического воспитания. Опираясь на данные элементы, можно выстроить патриотическое воспитание в семье в систему. Каждому из элементов соответствуют возрастные духовно – нравственные качества личности, которые являются основными компонентами воспитания гражданина, личности, патриота.

Компоненты патриотического

воспитания

Патриотические знания, патриотическое сознание,

патриотические чувства

Интеллектуально-эмоциональный

компонент

(начиная с дошкольного возраста)

Патриотические потребности, патриотические

убеждения

Мотивационный компонент

(младшая и средняя школа)

Патриотическую деятельность, патриотическое

поведение

Деятельностный компонент (старшие

классы, студенчество)

1.Интеллектуально-эмоциональный компонент включает в себя национальную самоидентификацию, начальное формирование патриотического мировоззрения, которые невозможны без чувств, вызванных фактами, знаниями, событиями, людьми. Все эти знания ребенок получает в семье, в кругу родных и близких ему людей, которые являются для него носителями мировоззренческих идей и представлений:

· знание родного языка, начал истории и литературы;

· знание национальных традиций, народных обычаев;

· восхищение мастерством народных мастеров, достижениями лучших деятелей национальной культуры (Пушкин, Чайковский)

· восприятие иных культур, терпимость и уважение к другим народам, их традициям и вероисповеданиям.

Практика: Доказано, что у детей дошкольного возраста эмпирическое восприятие окружающей их реальности. В кругу семьи ребенок на эмоционально-чувственном уровне знакомится с образцами народного прикладного искусства, народного музыкального творчества, получает представление о национальной культуре в целом - народные песни, поговорки, пословицы, сказки, былины, сказания. Вместе с членами семьи, подражая им, участвует в национальных и религиозных праздниках; посещает вместе с семьей храм, святые места; знакомится с историей и обычаями своего народа через общение со старшими членами семьи – дедушками, бабушками, и т.д.

Результат: Знания, полученные ребенком от близких родственников в семье, находят в его душе эмоциональный отклик и формируют его мировоззрение. В процессе осознания ценности знаний и появляется готовность руководствоваться ими в деятельности и поведении - стремлении сохранить национальные идеалы, бережно относится к национальной культуре и традициям.

2.Потребностно - мотивационный компонент. «Потребности лежат в основе мотивов и формируют их. Патриотические мотивы выступают в качестве желаний, стремлений к цели и выражаются в готовности реализовать себя в профессиональной деятельности, стремлении быть полезным своему государству, семье, соседям, городу, стране».

· любовь и уважение к людям, к малой родине;

· проявление сочувствия, сопереживания, сострадания;

· гордость за прошлое и настоящее страны и общества, уважение к героям войны и труда;

· стремление жить в согласии с обществом.

Практика: Изучает историю страны и узнает от старших об их личном участии в важных для России исторических событиях. Участвует вместе с взрослыми членами семьи в общероссийских государственных праздниках и акциях – День Победы, Бессмертный полк, День защитника Отечества, День Матери, День национального единства, Декада людей с ограниченными возможностями здоровья, изготавливает подарки, принимает участие в праздничных мероприятиях и концертах для ветеранов. Подражая взрослым, ребенок учится проявлять милосердие и сострадание к людям, нуждающимся в социальной поддержке. Бережно относится к природе и истории родного края и изучает их. Уважительно относится и оказывает посильную помощь старшим членам семьи.

Результат: Благодаря слиянию патриотических мотиваций и потребностей у ребенка, формируется патриотическая направленность личности.

3.Деятельностный компонент. Третьим элементом структуры патриотического воспитания является патриотическая – деятельность (поведение), которая выступает внешним выражением внутреннего мира, усвоенных и осознанно принятых знаний, идеалов, ценностей. «Патриотическое поведение - это все многообразие патриотической деятельности личности на благо Отечества. Оно характеризуется социальной активностью, направленной на укрепление экономической и политической мощи своего государства».

· преданность государству, стремление содействовать всем благим начинаниям власти;

· проявление интереса к стратегическим концепциям развития общества;

· выполнение гражданских и политических обязанностей, политическая активность;

· стремление к укреплению экономической и политической мощи государства, законопослушание.

Практика: Стремясь как можно больше получить знаний об обществе и его развитии, подросток не только в школе, но и дома получает информацию о структуре, истории и законах развития общества. Он с интересом следит и обсуждает с взрослыми информацию СМИ о значимых событиях в России и за рубежом; с пониманием относится как к положительным, так и отрицательным явлениям современного мира. Подросток посещает места боевой и трудовой славы, участвует в военно–патриотических клубах, трудовых лагерях и стройотрядах, занимается волонтерством, готовится вступить в ряды Российской Армии и отдать свой гражданский долг Отечеству.

Результат: Благодаря семейному воспитанию, подросток-школьник, студент стремится быть полезным своему государству, понимает и уважает нравственные ценности, привитые ему в семье. Он испытывает чувство долга, ответственности перед семьей, обществом, страной которыми он, несомненно, дорожит и гордится.

ВЫВОД:

Подводя итоги, можно сделать вывод, что воспитание патриотизма в семье, включающее в себя формирование патриотических чувств, патриотической направленности личности и патриотического поведения, должно быть целенаправленным, последовательным, своевременным (начиная с дошкольного возраста) и продолжаться на протяжении всего этапа взросления.

Таким образом, воспитуемый вырастает в высоконравственную, гармонично развитую личность с приобретенным чувством ответственности за судьбу своей страны, способной на сопереживание, милосердие, самопожертвование.

Список литературы

3. Давыдова М. Ю., Сурков С. Н. Патриотизм в XXI веке: примеры проявления // Молодой ученый.- 2013. - №6. - С. 616-618. - URL

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С. Лихачёв

Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье
Задачи:
*приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своей деревни, своей страны;
*развитие внимательного отношения к родным и близким;

*восприятие истории прошлых поколений, истории земляков;
*воспитание патриотических чувств к "малой" и "большой" Родине.

Дошкольный возраст - это стартовый период всех высоких человеческих начал, это - фундамент общего развития ребенка. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.
Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:
*воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
*формирование бережного отношения к природе и всему живому;
*воспитание уважения к труду;
*развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
*формирование элементарных знаний о правах человека;
*расширение представлений о городах Казахстана и о своём городе;
*знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
*развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
*формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Расскажите, что семья и дом - это очень важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, деревне, затем о городе, стране.
Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, области. Организуйте экскурсии в музей, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.

3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

5 . Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7. Любовь к Родине - это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, сенокосов, остановитесь, расскажите о том, что земля наша очень плодородна и даёт хорошие урожаи.

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

III. Монтескье

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом , подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!

Воспитатели КПП КГУ СШ№1

Потапова В.Е.

Енина Надежда Леонидовна Воспитатель МБДОУ ЦРР д.с "Рябинушка" город Абакан Республика Хакасия


Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.

(Е. А. Мухачёва)

Патриотизм-одно из самых глубинных чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Учёные – генетики утверждают, что у человека существует ген патриотизма. А вот из каких капелек складывается у маленького человека это качество, до сих пор никто не знает, хотя, видимо, самая первая капля – это семья – мама, папа, дом, природа родного края. Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Условия реализации патриотического воспитания:

  • Быть самому патриотом.
  • Создать соответствующую среду.
  • Привлечь родителей.
  • Установить связь с окружающим.

Первые воспитатели ребёнка – это его родители. Они закладывают понятия о малой родине, о семейных ценностях. Мы как воспитатели, обязаны помочь родителям в этом.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Главной педагогической идеей для реализации данного направления в воспитанииявляется: «Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу - в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками» . Т. е.

  1. Довести до родителей истину, что право и обязанности воспитания их детей – это родительское право и обязанность.
  2. Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.
  3. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  4. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста.
  5. Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
  6. Обучить родителей педагогически эффективному общению с детьми.
  7. Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка.

Для того чтобы привлечь родителей к мероприятиям педагогами широко применяются различные формы работы, как групповые, подгрупповые так и индивидуальные.

  • беседы;

«Я люблю тебя, Россия»

«Кто живёт в нашей республике»

«Государственная символика России»

«Москва – столица нашей Родины»

«Русский национальный костюм»

  • консультации:

«Воспитание самостоятельности и ответственности» ,

«Как воспитать маленького гражданина» ;

  • совместные конкурсы:

«Дары Осени» , «Мой гербарий» , поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки» ;

  • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья» , «Спортивная семья» , «Как я провел лето» . Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.;
  • досуги, праздники:

«День матери» , «Папа, мама, я – дружная семья» , «Веселые старты» ;

Фольклорные праздники русского и хакасского народа.

  • поручения родителям.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; встречи за круглым столом.

При проведении анкеты мы выяснили, что мы сами не всегда знаем свою родословную, в лучшем случае дедушек и бабушек. Семейные реликвии тоже не всегда имеются в семье. Это тоже заставляет задуматься. В данный момент готовимся к выставке «Герб моей семьи» , где родители вместе с детьми придумают и создадут Герб своей семьи.

Всё это способствует развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.

К. Ушинский считал, что патриотизм не только задача воспитания, но и могучее педагогическое средство воспитания. А воспитание – это жизнь, простая и сложная, красивая и не очень, но всегда интересная. Ради того, чтобы он полюбил этот мир и себя, как его полноправную часть, стоит потрудиться.

Литература:

  1. Воспитания маленького гражданина…Ковалева Г.А М.: АРКТИ, 2005
  2. Виноградова Н.Ф., Соколова Н.А. Моя страна Россия. Просвещение, 2001
  3. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Баранникова О.Н.
  4. С чего начинается Родина? Кондрыкинская Л.А. М. 2004

Анкета для родителей

.

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание» ?

  • Воспитание любви к Родине;
  • Воспитание уважения к старшему поколению;
  • Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • Знание истории своей страны;
  • Другое- ___
  • Затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

  • Затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

  • Прививать детям уважение к людям своей страны;
  • Познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • Расширять представления о родной земле, её столице, городах;
  • Ознакомление с историческим прошлым России;
  • Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? ___

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

  • Затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___Спасибо за сотрудничество.

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье» .

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.)

1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

  1. Что для вас означает выражение «быть патриотом» ? ___
  2. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?
  3. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
  4. В школе.
  5. В семье.
  6. В детском саду.
  7. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
  8. Иногда.
  9. Рассказываете ли вы своему ребенку о Кстово, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
  10. Иногда.
  11. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? ___
  12. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___
  13. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ___

Конспект НОД по социально – нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема: «Большая и малая Родины» .

Цель: формировать у детей представление о родном городе, как о малой Родине.

Образовательные задачи:

  • дать детям представление, что такое «малая Родина» , родной край
  • уточнить и расширить знания о родном городе, его истории

Развивающие задачи:

  • развивать память, воображение, связную речь
  • активизировать словарь по теме
  • развивать познавательный интерес, любознательность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну
  • воспитывать уважение, любовь к родному городу.

Предварительная работа: беседа о городе и рассматривание открыток с видами города; чтение стихотворения о городе.

Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.

Ход НОД:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята, милые мои дошколята!

Вы рано все проснулись? Вы друг другу улыбнулись?

Здравствуйте, вы всем сказали? Что друг другу пожелали?

На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое вам слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная» . Сыграем в нашу любимую игру «Подбери словечко» . Придумайте к слову «родная» , «родной» подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать «родная» , «родной» .

(Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край и т.д.)

Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихах:

Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она. Кто она?

Отвечу я Родная мамочка моя!

Воспитатель: Вот послушайте ещё раз: «Родная мамочка моя!» . Давайте все вместе скажем нежно и ласково, какая наша мама, слово «родная» .

«родная» .

Детский сад.

Рано утром Детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки для ребят,
В уголке скучают.

Красный мяч,
Синий мяч,
Куклы, медвежата…
Детский сад! Родной наш сад!

Любят все ребята!

Воспитатель: А давайте, все вместе озорно и весело скажем «родной наш сад!»

Дети с воспитателем произносят слово «родной» .

Воспитатель: Вот так, по – разному может звучать одно и то же слово. А я придумала «родная сторона» . Как вы думаете, что означает «родная сторона» ?

Предполагаемые ответы детей6 дом, земля, поля, леса, город и т.д.

Воспитатель: Родная сторона – это то место, где нам всё дорого, близко, где мы родились, где всё для нас родное. Такое место по – другому называется Родина! Послушайте, как звучит это слово.

Ребёнок читает стихотворение:

Россия, Родина моя! Храни себя! Свои просторы голубые

До боли милые, родные. Россия – Родина моя, твоя, и наших близких.

За всё спасибо говорим! И кланяемся низко!

Воспитатель: Ребята, вы услышали те слова, о которых мы говорили? Россия! Родина моя!

Попробуйте сказать эти слова гордо и тожественно. У меня для вас есть сюрприз. (Воспитатель надевает элементы одежды: платок, очки, открывает сундук.)

Бабушка: Помоги – ка мне, Алёша, сундук открыть!

Леша: А, что у тебя в сундуке лежит, бабуля?

Бабушка: Да, вещи разные, они мне от моей родной бабушки достались. Я их берегу, они для меня родные. (Леша с бабушкой достают вещи – платок, ковёр) .

Леша: А ковёр-то надо почистить, ой как надо.

Бабушка: Алёшенька, почисти коврик, а я по хозяйству пойду хлопотать. (Дети помогают.)

Алёша чистит ковёр, вдруг ковёр начинает кашлять, мальчик испуганно подходит к воспитателю, который уже снял элементы одежды бабушки.

Ковёр: Это я, ковёр! Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я ковёр – самолёт!

Воспитатель: Ребята, а у меня идея! Давайте попросим ковёр- самолёт помочь нам совершить небольшое путешествие. Ковёр – самолёт помоги нам, пожалуйста, понять, что же такое Родина?

Ковёр: Конечно помогу, рассаживайтесь поудобнее, полетели!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, родной наш город Абакан, наша малая Родина, осталась позади. Вокруг началась тайга. Но это тоже наша Родина, наша Республика Хакасия! Посмотрите вниз, под нами раскинулась река Абакан, а вон там, недалеко от берега, стоит юрта, возле нее горит костер. Своим теплом он зовёт нас к себе. Давайте спустимся к нему. И послушаем легенду о реке Абакан:

Давным – давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь (АБА) . Много лет нападал он на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей окрестных аулов и деревень. Один охотник решил помочь людям. Он нашёл медведя и вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненный, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурная струя, вбирая в себя все новые ручьи. Они постепенно превращались в поток. Ниже поток становился рекой. АБАХАН (медвежья кровь) – так стали называть эту реку местные жители.

Физкультминутка:

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили…

Воспитатель: Весело нам, но пора лететь дальше, по нашей Родине! Посмотрите, уже остались позади тайга и река Абакан. Все – это наша малая Родина! Посмотрите вниз, какое широкое раскинулось поле, а вот и березовая роща. Какие они стройные и красивые, давайте покачаем как березки веточками. А над ними-небо! Да какое чистое, голубое, родное! Такое же большое, как наша Родина – Россия!

Нам пора возвращаться, вот мы и дома в нашем родном саду! Ребята, мы с вами раскрыли секреты таких замечательных слов Родина – Россия. Нарисуйте, какой вы ее представляете.

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств - любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной язык.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют - все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Родители листают семейный альбом и рассказывают детям о членах семьи, дедушках и бабушках, которые воевали за родную землю, вспоминают разные истории из жизни семьи. О многом расскажут детям книги, театр, кино, музыка. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России - все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше - хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия - это тоже патриотизм.

Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что детям вся жизнь начинает казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, для которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины. Они живут ради денег, ради удовлетворения своих личных потребностей.

Истоки патриотизма, свойственного нашему народу, уходят далеко вглубь великой истории России. Накануне праздника Великой Победы правильно привести в этой статье слова Германа Геринга, одного из ключевых деятелей нацистской Германии, развернувшей 2-ю Мировую войну. «Признаете ли вы, что напав на Советский Союз, вы совершили величайшее преступление»? - был задан ему вопрос. Геринг ответил: «Мы поступили опрометчиво, мы многого не знали. Никакая даже самая активная агентура не могла выявить истинный военный потенциал Советского Союза. Я не говорю о численности Красной Армии, о числе их пушек, самолетов и танков. Это мы приблизительно знали. Я говорю о людях. Мы не знали и не понимали этих русских. Русский человек был всегда загадкой для иностранцев. И это оказалось для нас роковым».

Гитлеровские полководцы не учли высокий моральный дух, любовь к отечеству, чувство ответственности за страну, патриотизм многонационального российского народа, умение сплотиться перед лицом опасности и грудью встать на защиту своей родины.

О подвигах и героях страны должны знать наши дети. Знать о подвиге, который совершили их деды ради их мирной жизни.

Энергия патриотизма вносится в сознание молодых людей и в семье, и в школе. Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. В сознании ребенка находят свое место герои его первых книг. А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира.

Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след. Все чем славится настоящая семья - нравственные и культурные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства - все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.

Патриотическое воспитание заключается в прививании ребенку любви к своему родному краю и стране в целом. Благодаря патриотизму была выиграна Великая Отечественная война, когда мощь немецкой армии разбилась о чувство гражданского долга советских людей.

Сегодня много говорят об экономике, необходимости развивать страну, занимаются производством и строительством. Патриотизм почему-то уходит на задний план, его стирает восхищение западными ценностями. Пришедшая к нам демократия взамен советского режима учит терпимости ко всем взглядам и мировоззрениям. Но нужно не потерять ценности своего общества, ведь именно с ними и связан патриотизм.

Дайте вашему ребенку лист бумаги и попросите написать слово «Отчество» . Если слово написано с большой буквы, то ваш ребенок в школе получил первое понятие о патриотизме и любви к Родине. Если первой является маленькая буква, то вам нужно обратить внимание на семейное патриотическое воспитание и прививание патриотизма с ранних лет.

Взрослые люди в своем большинстве получили порцию патриотизма. Кто застал Советский Союз, тем не нужно рассказывать, чем для них являлось звание пионера или комсомольца. Для мужчин огромный вклад в патриотическое воспитание сделала армия. Сейчас нет единой и официальной идеологии, как это было в Советском Союзе. Поэтому детям в большом потоке самой разноплановой информации сложно уловить, что нужно любить именно свою Родину и свою землю.

Пока мы будем патриотами своего края и хозяевами в своей стране с нами будут считаться другие государства. Для этого мы должны любить свою страну, свою землю и ее богатства. Огромную – дети копируют поведение родителей и подсознательно привязываются к их точке зрения.

Воспитание патриотизма в семье

Начните воспитывать ребенка патриотом с нормального микроклимата в своем семейном гнездышке. Нельзя ссориться со своей второй половинкой, вести аморальный образ жизни, распивать алкоголь и курить сигареты. Родители сами должны любить Родину, тогда никаких усилий с их стороны для воспитания детей не потребуется вовсе. Уроки воспитания будут проходить естественно и непринужденно, а дети будут проникаться любовью к Отечеству без особого для себя труда.



Рассказать друзьям