Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: основы и проблемы.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нетесова Лариса Анатольевна
Примерова Татьяна Анатольевна
Третьякова Алена Алексеевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад№242", г. Новокузнецк

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад№242", г. Новокузнецк

Нетесова Л.А., Примерова Т.А., Третьякова А.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N1(11)..02.2019).

Заказ № 55243

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда…

А. де Сент - Экзюпери

2017 год объявлен годом экологии в России, его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Важнейшим аспектом в решении вопроса экологической безопасности Земли является образование людей в области сохранения окружающей среды, экологического воспитания всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а её часть.

Видный биолог А. Яблоков (1987) - подчёркивает, что необходим «новый уровень экологического сознания людей. На всём пути воспитания и обучения человека экологические знания должны иметь высший приоритет. Только так можно воспитать человека, способного обращаться с природой так, чтобы не превращать её в загнанную лошадь. Осознание серьёзных экологических опасностей должно нам помочь мыслить и верно действовать».

В чём сущность и специфика экологического воспитания дошкольников? Доступно ли оно дошкольникам? Чтобы ответить на поставленные вопросы, следует обратиться к понятию «экология», которое в последнее время из сугубо научного, стало общественным и даже житейским понятием, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего от разнообразной деятельности людей. Анализ понятия поможет определить сущность экологической направленности воспитания дошкольников. Экология, как даёт объяснение словарь - это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. Экологи выделяют три фактора, определяющих особенности жизни живых существ: абиотические (климат, почва, химический состав воды, воздуха); биотические: (растения, животные, микроорганизм); антропогенные: (воздействие человека на природу).

Факторы среды никогда не действуют на организм изолированно, а всегда в неразрывной связи друг с другом. Поэтому стержнем экологической науки являются различного типа зависимости, существующие в едином комплексе «природа - общество». Этот стержень становится отправным в нахождении специфики и содержания экологического воспитания детей. Практикой дошкольного воспитания выявлено: элементарные, наглядно представленные зависимости природных явлений доступны детям дошкольного возраста. Дошкольники понимают зависимость жизни растений от таких факторов, как тепло, свет, влага, хорошая почва; с интересом относятся и понимают явления приспособленности диких животных к среде обитания. При специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей между членами одного сообщества, зависимость жизни растений и животных от факторов внешней среды и влияние деятельности человека на природу. Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию должно быть шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно должно строиться на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознание влияния деятельности человека на природу. Его итогом является приемлемый для дошкольников уровень осознанного отношения ко всему живому, к природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в том нуждаются. Работу по экологическому воспитанию необходимо проводить в три этапа.

Накопление знаний о природе, чувственного опыта детей. Большое значение на этом этапе играют наблюдения и чтение художественной литературы. На этом этапе знакомим детей с многообразием растений и животных, знакомим с внешними параметрами: характерные черты, размеры, форма, признаки, по которым они смогут в дальнейшем узнавать знакомые объекты и сравнить с новыми. Знакомство с целым рядом растений и животных подводит их к обобщению сходных особенностей (например: у всех растений есть листья, листья зелёного цвета и т. д.)

В тоже время у детей формируется первоначальное понимание специфики живого организма, его неповторимости, уникальности и хрупкости. Например, можно показать детям сложную электронную игрушку и комнатное растение и спросить, что, по мнению детей, более сложно, неповторимо. Как правило, дети называют игрушку. Да, сложный механизм. А кто сделал эту игрушку - люди. Значит, при желании и умении можно сделать такую сложную игрушку, и починить её в случае поломки. А цветок, если его поломать, можно починить? Нет!

На втором этапе необходимо показать детям, какие сложные связи в природе существуют. Для того, чтобы эта работа проводилась не стихийно, а в системе, необходимо проводить её на основе примера связей в биоценозе.

Взаимосвязь в биоценозе возникает на основе питания. Их называют пищевыми связями или цепями питания. В начале каждой цепи находится растения. Растения служат пищей растительноядным животным, которых в свою очередь поедают хищники. Для понимания детьми связей в биоценозе можно провести дидактическую игру «Пирамида». Воспитатель ставит на стол кубик с изображением волка. Где живёт волк? Ставит на первый кубик второй с изображением леса. Что нужно растениям, чтобы они росли? Выбираем кубики и определяем их место в пирамиде. Чем питается волк? И т. д. А теперь посмотрим, что произойдёт, если нарушить эту экосистему (выбить кубик из пирамиды). Пирамида нарушиться. Так подводим детей к выводу, что выпадение или нарушение одного из звеньев цепи может привести к гибели всю экосистему.

На этом этапе рассматриваем приспособляемость различных организмов к конкретному местообитанию и зависимость строения частей тела от условий жизни, питания и места обитания. А также существования в каждом биоценозе большого количества невидимых для глаза цепей питания и других взаимосвязей.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению. Каким же образом в педагогической практике детского сада через наблюдения можно осуществить экологический подход в воспитании детей. Наиболее важным являются три момента: наличие природных объектов, определение содержания наблюдений, изыскание соответствующей организации наблюдений и оптимальных форм включения в них детей. Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада складывается из следующих моментов: рассматривание внешних особенностей строения растений и животных; наблюдения за их проявлениями (способами функционирования); знакомство с компонентами внешней среды; выявления зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий.

Во всех группах детского сада, начиная с младшего дошкольного возраста, дети знакомятся с небольшим количеством деревьев, трав, комнатных растений; учатся их различать по характерным признакам строения. Наблюдая за растениями, дети знакомятся с функциями их органов. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание взаимосвязанной работы живого организма в целом. Именно через функции органов дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. Содержанием наблюдений за животными являются их внешние особенности (строение), способ функционирования(поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи со средой, характер взаимоотношения человека с животными.

Помимо содержания для детского сада чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдения с детьми. Многолетняя практика позволила проверить эффективность циклических наблюдений. Цикл наблюдений создает прочную чувственную основу знаний, что обеспечивает успех следующего за ним занятия. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения, «наслаиваясь» на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) общую систему знаний об объекте; отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретными объектами уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание. В комплексе все наблюдения одного цикла формируют у дошкольников разносторонние и систематизированные знания о растениях или животных.

Требования к проведению циклических наблюдений:

  1. Преобладание визуального источника знания над словесным.
  2. Охват наблюдениями всех детей; каждое конкретное наблюдение повторяется несколько раз, если оно проводится по подгруппам.
  3. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений.
  4. Использование двигательной активности детей; включение в наблюдение упражнений, действий с предметами.

Циклы наблюдений - это систематическое накапливание дошкольниками чувственных представлений о природе, непосредственно окружающих ребенка, что возможно при условии четкого определении содержания, организационно и структурно упорядоченного их проведения. Возможность формирования конкретных знаний о взаимосвязях в природе, специфике живого, о воздействии человека на него делает наблюдение важным методом экологического воспитания дошкольников.

Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. В работе по экологическому воспитанию детей широко используются разнообразные игры, как с готовыми правилами, так и творческие и подвижные игры. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отличать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

В процесс экологического воспитания дошкольников входят и такие виды деятельности, как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями. «Эксперимент или опыт - особый вид наблюдений, организованный в специально созданных условиях» (А. И, Васильева). Специально организованные ситуации эксперимента (опыта) в отличие от простых наблюдений позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности предметов и явлений природы. Эксперименты (опыты) побуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

Широко используется в работе по экологическому воспитанию моделирования. Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, видеть существенные признаки объекта, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явления. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщения и систематизирование знаний детей о природе. Используются предметно-схематические графические модели.

Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. В предметно-схематической модели связи отношения представлены в виде предметов - макетов. А примером графической модели могут служить календари погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.д. Демонстрация моделей позволяет воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, видеть «невидимые» связи между предметами и явлениями. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.

Для закрепления знаний по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, можно использовать также следующие методы и приёмы:

  1. Решение ситуационных и логических задач.
  2. Практические задания.
  3. Чтение художественных произведений с последующей постановкой вопросов.
  4. Решение ребусов, кроссвордов
  5. Отражение результатов в детских рисунках.

Широко используется в педагогической практике метод проектов в экологическом воспитании дошкольников, поскольку он представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

Экологическое образование и воспитание чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Лишь обучив детей экологическим основам можно сказать с уверенностью, что эти дети будут поступать правильно, и за будущее планеты можно не беспокоиться.

Дошкольное воспитание и экологическое воспитание детей – понятия, которые нередко в последнее время объединяют наиболее талантливые педагоги, находясь в поиске оптимального вида обучения подрастающего поколения. Конечно же, давно известно, что взаимосвязь человека и природы должна быть разумно-рациональной и приносить обществу и окружающей среде исключительно пользу. Однако на данный момент такого взаимовыгодного сотрудничества практически не существует: пользуясь своим преимуществом и новейшими технологическими разработками, человек бездумно использует природные ресурсы, загрязняя окружающую среду и способствуя вымиранию редких видов флоры и фауны. Как результат – с каждым годом количество экологических катастроф растет: выбросы нефти в океан, заражение питьевой воды, превращение озер и морей в пустыни, гибель целых экосистем вследствие захвата или уничтожения лесных массивов.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: концепция и задачи

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы, рассказать о которых может специальная экопрограмма, рекомендуемая многим детским учреждениям в качестве основы дошкольного воспитания. Основной ее целью является освещение экологических проблем взаимодействия человека и природы при помощи ярких примеров, доступных пониманию каждого малыша, а также особый акцент на том факте, что уничтожение природы равносильно самоуничтожению, поскольку мы являемся неотъемлемой частью окружающей нас среды. Известные ученые и педагоги - как отечественные, так и зарубежные – считают, что эковоспитание должно остановить стихийное воздействие человека на природу, формируя у детей особую – экологическую - культуру поведения.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста наряду с аналогичным воспитанием младших дошкольников способно полностью изменить отношение к природе людей. Однако для этого дошкольные учреждения должны проявить определенную настойчивость и последовательность при воспитании подрастающего поколения деток, представляя окружающий наш мир как объект постоянной заботы, а не своеобразный «магазин» для удовлетворения различных потребностей человечества. Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения в данном ракурсе является формирование специфического экологического сознания. Только таким образом можно остановить хищническое использование ресурсов природы и заменить его на взаимовыгодный симбиоз.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста подразумевает также формирование более ответственного отношения к собственным поступкам и умение понимать последствия своей деятельности. Наглядные примеры оставляют глубокий след в детском сознании, развивая творческое начало и обучая основным правилам общения с живой природой. Умело расставленные акценты, сочетание различных методов преподнесения дидактического материала, активная физическая деятельность, осознание своей пользы и ценности, - все это способно дать малышам экологическое воспитание. Оно может идти как отдельным направлением обучения, так и комбинироваться с различными методиками раннего .

Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста вовсе не нова. Еще в 1950-х годах советские детские психологи представили на рассмотрение теорию о необходимости создания системы взаимосвязанных знаний, которая отображала бы закономерности протекающих в природе процессов. Благодатной основой для восприятия такой системы должно было послужить наглядно-образное мышление, преобладающие у малышей дошкольного возраста.

Однако на тот момент данная теория не была подкреплена соответствующими материалами – книгами, учебниками, иллюстрационным материалом, поэтому особого энтузиазма не вызвала, хотя и привела к изменению некоторых рекомендаций в брошюрах для воспитателей доу (детских образовательных учреждений). После распада СССР появилась возможность более активно работать над созданием теоретической и практической базы дошкольного эковоспитания: и у нас, и за рубежом начали создаваться специальные программы и проводиться съезды и конференции по вопросам экологического обучения дошкольников.

Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста

Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста построены на совместной деятельности обучаемых деток и непосредственно воспитателя. Педагог знакомит своих подопечных с природой, используя для этого:

1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр кинофильмов, диапозитивов. Считается, что именно эти методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные – очень яркие – представления о природе

2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя таким образом свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.

3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и/или воспитателя. Основная функция их – расширение знаний о а также формирование положительного отношения к ней.

Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста подразумевает широкое использование всех указанных выше методов. В каждом отдельном случае выбор соответствующих методов и сочетание их с другими элементами эковоспитания определяется педагогом. При этом обязательно учитывается возраст детей и суть изучаемого на определенном занятии явления или объекта природы. Допускается проведение импровизированных уроков, когда объектом наблюдения становится то, что в данный момент окружает детей, однако более эффективным считается предварительная подготовка занятия, подкрепленная иллюстрациями и живыми примерами.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста и самообразование родителей

В основе экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста лежит наблюдение - самый главный и чрезвычайно важный наглядный метод. Он способствует формированию полноценного экосознания у детей, поскольку, к примеру, узнать об образе жизни каких-либо животных, специфике определенных явлений природы (дождь, град, снег, роса, иней и т.п.), стадиях развития растения без наблюдения за ними просто невозможно. Наблюдение относится к методам чувственного познания, отвечая за непосредственный контакт с живыми объектами, природой, окружающей средой. В детском образовательном учреждении воспитатель должен специально организовывать планомерное и длительное восприятие детьми явлений/объектов природы в рамках темы занятия.

Интересно, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста способствует самообразованию их родителей, поскольку активный интерес к внедрению подобных программ появился только сейчас и большинство мам и пап четко не представляют себе сути экообразования. Расширение знаний малыша о природе и возникновение у него различных вопросов стимулирует родителей к пополнению знаний об окружающем мире. Получается, что дошкольное эковоспитание косвенно влияет и на формирование соответствующего сознания и у детей,и у взрослых. В таком случае роли в семье на некоторое время могут меняться, давая малышу возможность продемонстрировать свою наблюдательность, научить родных чему-то новому и лучше закрепить пройденный материал.

Формы воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста

Дидактические формы экологического воспитания детей дошкольного возраста достаточно многообразны, что позволяет воспитателю всесторонне осветить тему, а детям – надежно закрепить в памяти изучаемый вопрос. К ним относятся следующие виды образовательного процесса:

1. Занятия – ведущая форма организационной работы, позволяющая всесторонне ознакомить дошкольников с особенностями природных явлений. При использовании данной формы эковоспитания педагог имеет возможность систематизировать знания детей об окружающей среде, учитывая при этом локальное природное окружение и возраст малышей. Занятия могут быть первично-ознакомительные, обобщающие, углубленно-познавательные и комплексные.

2. Экскурсии, походы – наиболее интересные и познавательные для малышей педагогические мероприятия. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, проводимое с использованием данных форм, позволяет одновременно решать такие задачи как оздоровление, обучение, развитие новых нравственных и эстетических качеств. Кроме того, экскурсии и походы дают детям навыки планирования, поскольку вылазки на природу или посещение заповедников и парков требуют предварительного обдумывания и тщательной подготовки. Наиболее рационально организовывать подобные мероприятия в разное время года, чтобы дети могли сравнить и проанализировать происходящие в природе изменения. Ведущим методом эковоспитания в данном случае будет выступать наблюдение, направлять и корректировать которое – главная задача педагога.

3. Экопраздники и досуги – вызывают у детей формирование положительного эмоционального отклика на какие-либо природные явления, в дальнейшем воздействующего на становление личности в целом. В результате такие проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста как негативные ассоциации и субъективная оценка окружающей среды эффективно решаются путем применения данных форм эковоспитания. Праздники, как правило, посвящаются смене времен года («День осени», «Зимний утреннник», «Весна пришла!» и т.п.), но вполне могут быть связаны и с другими торжественными мероприятиями – 8 марта, сбором урожая, праздником ледяной скульптуры, новым годом, Пасхой и т.д. Позитивные эмоции, полученные дошкольниками в процессе экологического торжества, прочно закрепляются в сознании ребенка и в будущем позволяют выработать конструктивные, а не деструктивные взаимоотношения с окружающей средой. Единственный нюанс – такие праздники и досуги должны проводиться регулярно, а материал, на основе которого строится их программа, должен быть знаком детям.

4. Знакомство с природой в повседневной жизни – обычно происходит во время ежедневных прогулок. Относится к основам экологического воспитания детей дошкольного возраста, так как доступно восприятию даже самых маленьких из них. Дети очень любят эту форму эковоспитания, поскольку она предполагает непосредственный контакт с природными материалами или живыми объектами – песком, водой, листьями, плодами, домашними животными и т.п. Благодаря правильно построенным прогулкам дошкольники накапливают определенный опыт, развивают наблюдательность и получают огромное удовольствие от общения с окружающей средой. К данной же форме эковоспитания относится и работа старших дошкольников на огороде и в цветнике.

Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста

Элементарный поиск – представляет собой совместную работу детей и педагога, направленную на решение возникающих в процессе учебной деятельности или повседневной жизни познавательных задач. Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагают широкое использование элементарного поиска в работе с малышами, поскольку это позволяет не только познакомить их с особенностями природы, но и получить практические навыки логического мышления, непосредственно влияющие на результат поисковой деятельности. Успешность использования такой формы эковоспитания зависит от приемов, выбранных педагогом для усиления активного восприятия детей. Задания должны соответствовать возрасту дошкольников и быть тщательно подготовлены и продуманы. Наиболее интересны для детей варианты элементарного поиска, оформленные в виде квестов.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • пробуждение и закрепление в сознании гуманного отношения к окружающей среде в рамках нравственного воспитания;
  • создание специфической системы представлений и знаний об экологии в рамках интеллектуального развития;
  • акцент на умении видеть красоту природы, выражать свое восхищение ею, эстетическое восприятие действительности;
  • привлечение детей к посильной для них экологической деятельности (уход за растениями и животными, охрана и защита природы).

Все элементы комплексного подхода к эковоспитанию в дошкольном учреждении существуют в тесной взаимосвязи. Невозможно воспитать гуманное отношение к объектам живой и неживой природы без понимания красоты и неповторимости окружающего нас мира. А закрепление определенной – конструктивной – модели взаимоотношений человека и природы происходит в процессе решения практических задач.

Сущность модели экологического воспитания детей дошкольного возраста

Тем не менее, раскрыть сущность экологического воспитания деткам дошкольного возраста достаточно сложно. Родители и педагоги сами должны уметь жить, не нарушая гармонии природы, дабы дать малышам достойный пример для подражания. Дети чрезвычайно наблюдательны и как зеркало готовы отражать и положительные, и отрицательные действия взрослых. А почувствовать искреннюю любовь к природе можно только через определенный душевный настрой, интуитивное понимание и познание ее глубинных и поверхностных процессов.

Именно поэтому модель экологического воспитания детей дошкольного возраста будет нежизнеспособна без личного примера родителей и педагогов, демонстрирующих разумное и гуманное отношение к окружающей среде, и по мере сил и возможностей участвующих в природоохранной деятельности. Кроме того, отношение взрослых и их эмоциональный настрой также ложатся в основу экологического сознания малышей. Удовольствие от полезного труда, оценка результатов своей деятельности, ощущение нужности и востребованности своих действий помогает закрепить ассоциативные связи между природой и радостью, отличным настроением, получением позитивных эмоций. Соответственно, во многом – практически на 70-80% - успешность формирования положительного экосознания детей зависит от окружающих их взрослых – родителей и педагогов.

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста: презентации в ДОУ

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста обусловлены тем, что данный возраст относится к самоценным этапам развития экокультуры человека. Именно в этот период происходит закладка основ личности и начинается формирование позитивного отношения к окружающему миру, природе. Одновременно малыш начинает отделять себя от окружающей среды, проявляя эмоционально-ценностное отношение к ней. Именно поэтому знания об определенных нормах и правилах взаимодействия с природой, сопереживание к ней и активный интерес к решению определенных экологических проблем столь актуальны для дошкольников.

Основной практической деятельностью воспитателей детского сада в границах эковоспитания дошкольников является подготовка материалов и оборудования для полноценной реализации всех методов и форм программы. В частности, разработка презентаций по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, которые были бы интересны как взрослым, так и малышам. Кроме того, в обязанности педагога входит составление планов работы с группами детей, организация походов, экскурсий и открытых занятий. Также воспитатель должен тщательно продумывать стратегию программы эковоспитания, принимая во внимание возраст своих подопечных и их способность к восприятию и воплощению определенных элементов экологического образования. Таким образом, достигается максимальная эффективность взаимодействия воспитателя и детей.

Правильно организованное экологическое воспитание детей раннего возраста в ДОУ дает возможность сформировать начальные понятия экокультуры у малышей, включающие в себя разумно-гуманное отношение к природным явлениям и объектам. Кроме того, дети развивают свои интеллектуальные и творческие способности, учатся анализировать, проводить эксперименты и делать выводы. А самое главное - у дошкольников появляется желание не только постоянно общаться с окружающим миром, но и выражать свои впечатления в различных видах деятельности. Однако достичь такого результата невозможно без дополнительных установок, формирующихся за пределами детского образовательного учреждения.

Что предполагает экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье не менее важно, нежели знания и умения, получаемые детками в ДОУ. В идеале оно предполагает работу с определенной художественной и научной литературой о животных, растениях и различных явлениях природы, выполнение практических заданий, творческое осмысление окружающего мира. Очень важны прогулки с детьми, поскольку в данном случае ребенок находится не в группе, и высокий уровень личного контакта позволяет ему более глубоко усвоить преподносимые мамой или папой сведения. К тому же, совместное чтение книг, рассматривание иллюстраций, посещение зоо- и дендропарков и ботанических садов не только помогают формированию правильного экосознания у детей, но и расширяют их кругозор, улучшают речь, снимают психологическое напряжение и повышают самооценку.

Статья прочитана 73 601 раз(a).

Из опыта работы воспитателя детского сада

Условия для экологического воспитания детей дошкольного возраста

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Поэтому сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И сегодня нет более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него.
Возрастающее значение экологии для современного общества обусловливает необходимость введения этого курса в систему дошкольного образования и воспитания с целью формирования у подрастающего поколения экологических знаний и экологической культуры. Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства.
Психолого – педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления дошкольной педагогики – связать их с исходными понятиями экологии. В дошкольной педагогике проводились исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Именно научно – экологический подход позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание. Психологи А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
Формирование начал экологической воспитанности - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Условием экологического воспитания является организация зоны природы в ДОУ. Зона природы – это часть помещения и участка дошкольного учреждения, на которой содержатся какие-либо животные и которая подвергается озеленению. К зоне природы относятся: групповые уголки природы, специальная комната или холл с объектами природы, зимний сад, микроферма, теплица, площадка природы, экологическая тропа, озелененные места на участке. При этом не имеет значения, сколько объектов может создать на своей территории детский сад. Важны два условия: наличие таких объектов и их правильное оформление. Правильная организация зоны природы предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологического подхода к жизни растений и животных и специфики методики экологического воспитания детей. Характерной чертой методики экологического воспитания дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Необходимо соблюдать экологический подход к оборудованию зоны природы в детских садах. Это позволит детям увидеть:
1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
4) специфику живого организма (растительного, животного) его отличие от предмета;
5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Для экологического воспитания детей дошкольного возраста я организовала систему работы в зоне природы. Занятия строила с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною были проведены циклы занятий в комнате природы, на экологической тропе, направленные на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Ключевое значение имела практическая деятельность детей в уголке природы. Самостоятельный и совместный со взрослым труд в уголке природы: приучала ребят систематически ухаживать за обитателями уголка природы: комнатными растениями, рыбками, попугаем. Привлекала воспитанников к созданию огорода на окне, где выращивают лук, зелень, бобовые. Дети самостоятельно проводили опыты по размножению комнатных растений разными способами.
На площадке природы проводила игровые упражнения в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев.
В качестве основных средств работы я использовала:
- непосредственное наблюдение не только в природе, но и за деятельность человека;
- систему игр на познание и классификацию объектов окружающего мира; игры, способствующие формированию основ экологического самосознания; игры на развитие чувственного восприятия; игры – имитации, игры – драматизации, различные экологические праздники, развлечения.
Одной из наиболее распространенной форм работы по формированию начал экологической воспитанности были беседы, которые предваряли или завершали мероприятия экологического содержания.
В групповом уголке природы, в зимнем саду, на площадке природы, во время прогулки, для того чтобы пробудить в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я использовала следующие методические приемы:
- давала возможность полнее воспринимать природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка.
- стремилась вызвать у детей доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
- учила разговаривать с объектом живой природы (березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами.
- вводила в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывала о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой;
- отождествляла природный объект с человеком, побуждала детей ласково обращаться к нему. Например, березонька- красавица, травушка-муравушка.
- вводила элементы игры, побуждая ребенка к игровому взаимодействию с природными объектами.
- в присутствии детей не допускала неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждала их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать».
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Развитие человеческого общества невозможно без взаимоотношения с окружающей средой, без использования природных ресурсов, а следовательно, без влияния на природу.

Стремительное развитие научно-технической революции, бурный рост промышленности, автотранспорта, химизация сельского хозяйства, увеличение численности и урбанизация населения - все эти факторы оказывают влияние на окружающую среду. Чем выше уровень развития производственных сил, чем глубже познание законов природы, тем больше природные ресурсы могут служить интересам человечества, однако довольно часто изменения в природе носят негативный характер, вызывают необходимость ее охраны.

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «эколонизация» всех наук, всех сфер человеческой деятельности.

Развитие системы экологического образования в России сдерживает ряд объективных и субъективных причин:

Укоренившиеся тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения, разрушение позитивных народных традиций различного природопользования;

Бедственное и кризисное состояние экономики и природной среды;

Отсутствие действенного природоохранного законодательства.

В этих условиях необходимо обеспечить экологическую грамотность педагогических кадров, создать учебно-методическую базу развития системы непрерывного экологического образования, ставшая актуальной проблемой педагогической теории и практики образовательных учреждений.

Оценка ситуации в области экологического воспитания и образования в последние годы наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а именно:

Все больше людей подключается к проблеме экологического воспитания и образования в последние годы и наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а именно:

Наряду с эколонизацией учебных дисциплин вводятся специализированные экологические предметы;

Идет качественное изменение содержания методической базы и процесса повышения квалификации специалистов в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

1. Понятия "экологическое воспитание" и "экологическое образование"

Основные цели экологического воспитания и образования - это развитие и становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание и развитие. Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности России и в конечном счете - выживание всего человечества.

Экологическое образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.

Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Основные принципы экологического воспитания и образования:

Всеобщность и непрерывность;

Интеграция (вертикальная и горизонтальная) формальных и неформальных воспитательных и образовательных культур;

Гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности, экологического сознания мышления и культуры.

Структура системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования. Она может быть представлена следующими основными взаимосвязанными звеньями:

Дошкольное экологическое воспитание в семье и в специализированных воспитательных учреждениях;

Экологическое образование специалистов среднего звена (подготовка в техникумах, высших профессиональных и педагогических училищах);

Экологическое образование в высшей школе, а также экологическая подготовка педагогических и научных кадров;

Неформальное экологическое воспитание и образование, самообразование детей и взрослых.

2. Задачи экологического воспитания и образования детей младшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. экологический дошкольный флора фауна.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Основными задачами экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста является:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе

Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность.

4. Методы работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию и образованию детей младшего дошкольного возраста

экологический воспитание образование дошкольный

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

4.1 Метод наблюдения в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа.

На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи.

Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

4.2 Иллюстративно-наглядный материал - как метод работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию и образованию

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы. Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы) С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей.

Эти задачи успешно решаются при методике рассматривания картин. В экологическом воспитании детей используются предметные, сюжетные и художественные картины.

Картины используются воспитателем во всех возрастных группах. Рассматривание картин должно проводиться неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом.

Усвоение "живых" знаний вызывает эмоциональный отклик у детей, что является важным для формирования бережного и заботливого отношения к природе.

4.3 Игры с готовым содержанием и правилами как метод работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию и образованию

Дидактические игры - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний.

Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года.

4.4 Несложные опыты и экспериментирование

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.

4.5 Моделирование

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. начинается он с чувственного восприятия. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируется обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

4.6 Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода - создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.

Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства. Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада.

Рассказ - вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними. Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо уметь подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь. Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов и т. д. Это помогает детям понять его смысл.

4.7 Использование художественной природоведческой литературы

Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.

К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы - помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

4.8 Беседа как метод ознакомления детей с природой

Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

Для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);

Для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

В каждой беседе решается задача развития речи детей. В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда. Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.

Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Наглядным материалом во время беседы служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений.

4.9 Труд детей в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

5. Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию и образованию детей младшего дошкольного возраста

5.1 Занятия

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Количество занятий определено в программе детского сада. Оно возрастает от группы к группе. Увеличивается и длительность занятий.

Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

1. Первично-ознакомительный тип занятий - на протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям именно на занятиях этого типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя.

2. Обобщающий тип занятий - систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов - и на их основе формируется обобщенное представление.

3. Углубленно-познавательный тип занятия - это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувственных знаний воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа.

4. Комплексные занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Комплексное занятие - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.

5.2 Походы и экскурсии

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход - это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых - эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы.

На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, Поход в лес предполагает ознакомление дошкольников с сообществом растений - им надо показать и назвать деревья, кустарники, которые являются ведущими в составе леса. От них зависят травянистый покров, наличие грибов, ягод. Важно познакомить детей и с лесными животными, прежде всего по различным следам их деятельности.

Походы нужно организовывать в разные сезоны, что позволяет наблюдать неодинаковое состояние растений и периоды их развития.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Такая подготовка создает хороший настрой у всех участников похода, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решаемых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятие под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения в природе.

5.3 Экологические праздники и досуги

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

5.4 Ознакомление детей с природой в повседневной жизни

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни. Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом- песком, глиной, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально).

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

В проведенном исследовании в целом решены поставленные задачи и подтверждены основные положения, что позволяет сделать следующие общие выводы. Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. Наблюдения играют важную роль в экологическом образовании дошкольников. В данной работе рассмотрен ряд методик и форм экологического образования дошкольников, понимание экологических проблем планеты, необходимость их решения, ценности природы, способы воздействия человека с природой. Также рассмотрели понятие и многобразие методов и форм работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию и образованию детей младшего дошкольного возраста, и выделили, что метод - это путь к достижению поставленной цели, а формы работы - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов явлений природы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе. Экологическая культура, ее проявления и задачи. Цели и результат экологического образования дошкольников. Учебно-тематический план по программе "Берёзка".

    курсовая работа , добавлен 13.06.2014

    Изучение проблемы организации труда детей в природе. Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Труд по уходу за комнатными растениями в уголке природы, как одно из средств экологического образования детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Интегративные тенденции экологического образования детей дошкольного возраста. Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ. Экспериментальное исследование экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2010

    Основные цели и задачи экологического образования дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Определение наиболее эффективных методов экологического воспитания дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Определение критериев, анализ показателей и характеристика состояния экологического воспитания дошкольников. Экспериментальная оценка работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2012

    Раскрытие сущности и содержания экологического воспитания старших дошкольников. Определение уровня сформированности знаний детей о взаимодействии человека и окружающей природы. Осуществление работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

    Цели, задачи экологического воспитания у дошкольников, его содержание. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром. Экологическая тропа как условие воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2014

    Экологическое образование как направление в дошкольной педагогике. Главные цели экологического воспитания. Сущность игры как ведущего вида деятельности. Использование дидактических игр как средства развития дошкольников в рамках экологического воспитания.

    аттестационная работа , добавлен 08.05.2010

    Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда как средство развития детей дошкольного возраста. Развитие эстетических чувств. Оборудование зоны природы в детских садах.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2014

    Понятие и определение задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста. Анализ роли игры во всестороннем развитии ребенка. Исследование дидактических игр и их влияния на экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с природой.

Наталья Пугина
Основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста

МБОУ №35 «Малышок»

г. Шадринск

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы . Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Они органично сочетаются и составляют нравственную позицию ребенка, которая проявляется в его поведении. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Идея приобщения ребенка к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Известные педагоги-мыслители Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др. видели в природе могучий источник знаний для развития ума, чувств. Мысли педагогов прошлого о влиянии природы на развитие детей не утратили актуальности и по сей день.

Актуальность проблемы экологического воспитания , ее сущность и условия достаточно широко представлены в работах П. Г. Саморуковой, И. С. Фрейдкина, Н. Н. Кондратьевой, Л. С. Игнаткиной, С. Н. Николаевой, Е. И. Золотовой, Н. А. Рыжовой и др. Все данные авторы убедительно показали, что воспитание с самого раннего детства уважения ко всему живому, осознание своего соседства и необходимости сотрудничества с обитателями окружающей природы приобщают ребенка к природе и к ее познанию.

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств , как в раннем дошкольном возрасте . Поэтому задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Если ребенок с детства будет знать, что в окружающем мире, кроме него самого, родителей и знакомых есть еще живые организмы, которые так же как он дышат, питаются, то у него будет сформировано :

Бережное отношение к окружающему миру;

Представление о разных формах жизни : растения - это тоже живой организм, как и животные;

первоосновы экологической культуры .

Такое отношение возможно в результате использования воспитателем разнообразных методов и форм работы с детьми : циклы наблюдений и занятий, создание и поддержание развивающей среды для экологического образования , игры экологического содержания и др .

Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательные отношения ко всему живому.

Очень важно воспитателю постоянно показывать детям свой интерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением воспитатель доказывает , что он не утратил способность удивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу, и т. д. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.

С первых лет жизни ребенка взрослые словом и делом формируют у него представление о природе как о величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности , чувство ответственности за все живое.

Технология работы по экологическому образованию с детьми с 2-4 лет насыщена беседами, играми, экскурсиями, наблюдениями и трудом по уходу за растениями и животными, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, опытами, чтением детских природоведческих книг, использованием поговорок, потешек, использованием моделирования.

Как показывают исследования И. А. Хайдуровой, Н. И. Ветровой, П. Г. Саморуковой, С. Н. Николаевой и др., познание явлений природы возможно не только через наблюдение, большую роль могут играть модели, т. е. предметное, графическое изображение предмета или явления природы. Моделирование – прежде всего исследование каких-либо явлений, процессов путем построения изучения моделей. Особенность моделирования состоит в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства , связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Кроме того, наглядная демонстрация позволяет формировать у детей правильное , истинно доброжелательное отношение к живым существам, закладывает элементы экологического сознания и культуры . Работа с различными моделями позволяет наглядно демонстрировать детям закономерную связь природных объектов, связи причинно-следственного характера.

Детям младшего дошкольного возраста можно предложить использование модели «Сухое (несчастное) дерево», разработанной А. И. Шемшуриной. Модель помогает показать детям, что одной из важнейших задач экологии является определенное место человека в биосфере. Методика работы с данной моделью позволяет продемонстрировать роль человека в охране природы.

Для экологического воспитания , по мнению С. Н. Николаевой, универсальным средством может стать серия графических изображений объекта на разных этапах его преобразования. Такое преобразование очень хорошо можно наблюдать в календарях наблюдений за явлениями природы. Для – это календарь наблюдения за птицами. Календарь для младших дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих к кормушке. Фиксация наблюдения этим способом производится каждый день. Главным содержанием календаря является состав птиц. Внесение данных в календарь один раз в две недели в разгар зимней подкормки в младшей группе позволяет детям хорошо познакомиться с многообразием зимующих птиц.

Ряд исследователей (А. Р. Лурия, Н. Н. Поддъяков, А. Н. Давидчук, И. С. Фрейдкин) подчеркивают особую роль поисковой деятельности для умственного развития дошкольников . В процессе экспериментирования ребенок производит различные преобразования. При этом изучаемый предмет выступает перед ним самыми разнообразными свойствами. Немаловажно то, что в процессе экспериментирования развивается самостоятельность ребенка. В условиях дошкольного образовательного учреждения в экологическом образовании может использоваться, как считают И. С. Фрейдкин, П. Г. Саморукова, Л. Н. Маневцова, Т. В. Земцова и др., только элементарный опыт. По мнению, И. С. Фрейдкина, дошкольников необходимо знакомить с доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учить самостоятельно рассматривать различные предметы и производить с ними простые преобразования. С детьми младшего дошкольного возраста выясняют , какие предметы тонут, какие держатся на воде, дети опускают в воду предметы из разного материала и разной конструкции, сопоставляют результаты, рассматривают предметы – песок, камень, почву, воду и т. д. и явления – гроза, снегопад, радуга и т. д.

Приобщение к миру природы детей раннего возраста является первой начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования . Только через взаимодействие с семьей можно решить задачу экологического образования детей младшего дошкольного возраста . Повышая педагогическую культуру родителей по данной проблеме, следует позаботиться в семье о создании природной развивающей среды : по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Такое регулярное общение с природой позволит малышу получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы. Большое значение имеет атмосфера любви, гуманного отношения к природе в семье, настроенность взрослых на гармонию с миром природы.

Таким образом, важно специально учить детей младшего дошкольного возраста любоваться радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Процесс приобщения маленького ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.



Рассказать друзьям