Как познакомить ребёнка с миром природы.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если лечить насморк, то он проходит за 7 дней. Если насморк не лечить, он проходит за неделю. Это слышали все. Но такое мнение ошибочное. Многие пускают ситуацию на самотек, но насморк нужно лечить. Бессонные ночи, отсутствие аппетита, головная боль, чиханье, сухость и чувствительность слизистой оболочки носа - это самые безобидные проявления острого ринита. При отсутствии лечения возможны осложнения: отит, синусит, фронтит и переход насморка в хроническую форму.

Чаще всего появлению насморка способствуют вирусы, бактерии, переохлаждение. Зуд в носоглотке, частое чихание, головная боль - при появлении этих симптомов нужно начинать лечение как можно быстрее.

Комбинированные препараты

Содержат в своем составе несколько компонентов. Капли могут включать в себя антибиотик. Они предназначены для лечения ринитов бактериальной природы. Препарат «Полидекса» содержит антибиотик, который быстро лечит инфекцию. Есть и противоаллергический компонент - дексаметазон. Он снимает отек слизистой. Выбирая лучшее средство от насморка, стоит рассмотреть и это лекарство.

Некоторые капли, помимо сосудосуживающего компонента, содержат противоаллергическое вещество. Они помогают при Препараты «Виброцил», «Санорин-аналергин» хорошо снимают отечность носа при аллергии. «Виброцил» в каплях можно применять для детей от 1 года. Кроме того, можно использовать данное средство от насморка при беременности.

Многие капли содержат сосудосуживающее вещество и морскую воду. Они предотвращают сухость и снимают отек. Препарат «Снуп» во взрослой и детской форме выпуска хорошо смягчает слизистую и устраняет заложенность носа.

Антибактериальные препараты

Такие препараты, как «Биопарокс», «Изофра», содержат мощные антибиотики. Их назначает врач. При гайморитах, фронтитах и затяжном рините - это самое эффективное средство от насморка. При начинающемся недуге использование этих препаратов неоправданно. Плюс этих средств в том, что они не всасываются в кровь. Поэтому побочные действия, присущие антибиотикам, им не свойственны.

Гомеопатия

Хороши тем, что не имеют побочных эффектов. Они действуют при насморке на любой стадии. Главное правило гомеопатии гласит: «Нельзя отступать от инструкции». Если пропускать время закапывания и не соблюдать кратность - гомеопатия не поможет. Препараты «Эдас-131», «Делуфен», «Эуфорбиум-композитум» снимут отек слизистой носа, окажут противовоспалительное действие, поднимут иммунитет. Безопасные и эффективные капли подходят взрослым и детям. В комплексной терапии значительно ускоряют выздоровление. Лечатся гомеопатией длительное время. Она обладает накапливающимся эффектом и в первый день еще не лечит.

Небулайзер - современное решение для лечения насморка

Использовать небулайзер при насморке очень удобно. Это ультразвуковое приспособление, с помощью которого осуществляются ингаляции.

Лечение насморка при помощи небулайзера нельзя сравнить с использованием пилюль и таблеток, которые проходят длительный путь по организму, пока доберутся до больного органа. Подобные лекарственные средства, в отличие от ингаляторов, оставляют зачастую неблагоприятный след в форме разнообразных побочных явлений.

Народные средства

Насморк - это самое распространенное заболевание. Им болеют многие. Насморк может появляться несколько раз в год. Поэтому и народных рецептов придумано много. Вот примеры некоторых из них:

1. Пихтовое и эвкалиптовое масло. В растительное масло (примерно 25 мл) капают несколько капель эфирного масла. Капают в нос утром и на ночь. Такая смесь мгновенно облегчает дыхание, обладает бактерицидным действием, смягчает слизистую и снимает отек.

2. Свекольный сок снимает воспаление и отек. Капают его несколько раз в день или делают тампоны (на 10 минут). Слабый раствор свекольного сока можно капать младенцам от насморка.

3. Медовые капли. Разбавляют мед водой в равных пропорциях. Немного подогревают и капают до 6 раз в день. Нельзя применять при аллергии на данный продукт. Мед - это сильное антибактериальное и противовоспалительное средство.

4. Сок алоэ повышает иммунитет и снимает воспаление. Можно капать в чистом виде. Можно развести растительным маслом.

5. Сок каланхоэ - это раздражающее средство. При его закапывании начинается интенсивное отделение слизи, быстро проходит отек и снимается воспаление.

Промывание носа в домашних условиях

В больнице, в ЛОР-отделениях, есть специальный аппарат для промывания носа. Он создает давление и промывает нос лекарственным средством, вымывая гной и слизь. Подобную процедуру можно проводить и в домашних условиях. Промывание носа приносит облегчение больному и помогает вылечить насморк. Лекарственный раствор набирают в емкость и вдыхают его носом, выплевывают раствор ртом. Процедура проводится утром и на ночь.

Как приготовить раствор

  • В один стакан с немного соленой водой наливают чайную ложку настойки эвкалипта или календулы. Раствор обладает антисептическим, противовоспалительным и бактерицидным действием.
  • 2 фильтр-пакета ромашки или шалфея заваривают стаканом кипятка. Когда раствор станет чуть теплым, промывают нос. Раствор имеет сильное противовоспалительное действие.
  • 3 капли йода на стакан теплой воды. Бактерицидное и противовоспалительное свойства йода хорошо лечат насморк. Не рекомендуется при гнойных гайморитах.
  • Можно промывать нос простым солевым раствором. Эта процедура разжижает слизь и снимает отек со слизистой оболочки носа.

После промываний все лекарственные средства будут лучше всасываться. Эффект сосудосуживающих, комбинированных и гомеопатических капель увеличивается в несколько раз.

От насморка помогают настои трав, которые пьют внутрь. Можно смешивать плоды малины, траву душицы, лист березы и мать-и-мачехи. Заваривать смесь и пить несколько раз в день. Очень хорошо при насморке помогают цветки липы, ромашки. Травы помогут вылечить насморк и простуду. Шиповник и рябина повысят иммунитет и ускорят выздоровление.

Лечение любого заболевания следует начинать с консультации у специалиста. Не всем больным можно применять капли. Сосудосуживающие средства многим людям противопоказаны. При гайморите терапия без антибиотиков чаще всего неэффективна. Людям с искривлением носовой перегородки капли могут не помочь. Все эти нюансы учитывает врач.

Затянувшийся насморк может дать много серьезных осложнений. Неадекватная терапия может сделать недуг хроническим. Насморк - это заболевание, которое следует лечить. Мы представили вам много вариантов его терапии. Выбрать наиболее эффективное средство от насморка предстоит только вам, и лучше это сделать после консультации с врачом.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 5 минут

А А

Лекарства, против насморка для ребятишек до года, отличаются по дозировке и форме выпуска от тех, что предназначены деткам постарше и взрослым. Поэтому, медикаменты против ринита у грудничков обязательно должен назначать педиатр.

Насморк, сам по себе, заболевание не опасное. И вся его тяжесть для ребенка до года, заключается в неумении им сморкаться и освобождать носовые пазухи от скопившейся слизи. Как следствие, ему трудно дышать, он отказывается от еды и питья, плохо спит и капризничает.

На современном фармакологическом рынке представлено безумное количество медикаментов для борьбы с ринитом, в том числе у новорожденных. Но все ли они абсолютно безвредны?

Медикаменты на основе морской соли

Пожалуй, самый безобидный для грудничков, это Аква Марис, его разрешено использовать с первых дней жизни крохи. У него в составе нет красителей и консервантов, а лишь очищенная вода Адриатического моря и ионы полезных микроэлементов:

  • Йод – мощный антисептик, который препятствует размножению болезнетворных бактерий
  • Селен и цинк – повышают иммунитет, способствуя выработке собственного интерферона
  • Магний и кальций – уменьшают выработку слизи

Исходя из всех своих положительных функций, Аква Марис незаменим для промывания маленького носика от соплей, перед их отсасыванием, посредством аспиратора. Вторым его полезным свойством, считается хорошее увлажнение слизистой оболочки и ее защита от пересыхания.

Данное средство имеет две формы выпуска. Для новорожденных использование спреев запрещено, так как они не в состоянии вовремя задержать дыхание. И мельчайшие частицы вещества могут проникать в бронхи и среднее ухо, способствуя развитию воспалительного процесса в органах. Поэтому для младенцев до года, подходит форма, выпущенная в виде капель.

Капать Аква Марис можно до 4-5 раз в день, по мере необходимости. Перед процедурой ребенка нужно немного успокоить, затем положите его на горизонтальную поверхность и закапайте по 2-3 капельки в каждую ноздрю, слегка поворачивая голову крохи в противоположную от задействованного носового прохода, сторону.

Аква Марис можно использовать в комплексной терапии, он прекрасно взаимодействует с другими лекарствами, не имеет побочек и не вызывает аллергии.

Еще один аналогичный препарат для новорожденных – Аквалор Бэби, схожий по составу с описанным выше. Доступный для младенцев до года, в виде капель. Оказывает дезинфицирующее, очищающее, увлажняющее и антисептическое действие.

Сосудосуживающие средства

Использование сосудосуживающих медикаментов, крайне нежелательно для грудничков. Во-первых, они способны сильно иссушать и без того измученную, слизистую оболочку носа. Во – вторых, вызывают привыкание, которое требует увеличения доз и постоянного употребления. Возникает этот риск из-за того, что лекарства такого типа оказывают воздействие не только на слизистую органов дыхания, но и на сосуды всего организма в целом. Поэтому важное правило при использовании данных препаратов, не применять их дольше 5 дней, и не чаще 2-х раз в сутки.

Естественно, что их дозировка для новорожденных, должна соответствовать возрасту пациента. Поэтому применение сосудосуживающих медикаментов без назначения врача – запрещено!

Такие капли оказывают эффективное воздействие при инфекционном, простудном и аллергическом рините, но не обладают лечебным эффектом, а всего лишь облегчают симптомы протекания, снимают отек и облегчают дыхание, поэтому их использование целесообразно перед отходом ко сну, чтобы заложенный нос не мешал и младенцу, и его родителям, спокойно провести ночь.

Для облегчения болезненной симптоматики, врачи обычно рекомендуют:
  • Отривин Бэби
  • Назол Бэби
  • Називин
  • Виброцил

Отривин, производится в каплях для орошения носовой полости, его действующее вещество – ксилометазолина гидрохлорид. Он отлично справляется со снятием отека со слизистой и восстанавливает нормальное дыхание. Подходит для малюток с первого месяца жизни. Медики выписывают Отривин 1-2 раза в день, по 1-2 капельки в каждую ноздрю, максимум на неделю. Очень важно, что при правильном соблюдении дозировки, он не пересушивает слизистую оболочку носа.

Назол Бэби с действующим веществом — фенилэфрина гидрохлорид, выпускается в форме капель, и обладает противоотечным свойством. Продолжительность лечения Назолом не должна превышать трех дней, а дозировка – одной капли, каждые 6-8 часов. При ее превышении возможны нарушения сердечного ритма, плохой сон, головная боль, перевозбуждение.

Чаще всего для снятия неприятных симптомов, педиатры рекомендуют для грудничков — Називин 0,01%, с действующим веществом оксиметазолином. Он обладает хорошим противоотечным эффектом, но, к сожалению, безобидным его назвать нельзя. В инструкции подробно описаны все побочки, которые возможны от его длительного употребления:

  • Жжение и сухость в носу
  • Нарушение сна
  • Тошнота
  • Рвота
  • Лихорадка
  • Отек легких

Естественно, чтобы избежать пагубных последствий, применять Називин, возможно только по предписанию лечащего врача в строго назначенной дозе: не более трех раз за 24 часа, по 1-2 дозе в каждую ноздрю, максимум на 5 дней. Во избежание передозировки, флакон снабжен специальной пипеткой, позволяющей отмерить точное количество препарата.

Еще одно лекарство в линейке противоотечных, это Виброцил, его, как правило, назначают на 5-7 дней, три раза в сутки, по одной капле, так как при длительном употреблении он способен привести к повышенной сухости в носу.

Средства от вирусного насморка для грудных детей

Зачастую насморк возникает как признак ОРВИ или ОРЗ, в этом случае необходим прием противовирусных препаратов, созданных на основе интерферонов, чаще всего в таких случаях, медики выписывают Гриппферон.

Кроме противовирусного, Гриппферон оказывает на организм иммуномодулирующее действие, и подходит не только для терапии, но и для профилактики заболеваний. Выпускается в форме капель, мази и ректальных свечей. Своевременно начатое лечение с помощью Гриппферона, помогает остановить развитие болезни на ранней стадии. И он абсолютно безвреден для грудничков, не вызывает привыкания, совместим с другими лекарствами и может использоваться в комплексной терапии.

Ограничений по длительности лечения Гриппфероном, практически не существует, но обычно медики рекомендуют его использование в течение 10 дней.

Противовоспалительные препараты

Самыми распространенными противовоспалительными средствами против ринита, являются:

  • Проторгол или Сиалор
  • Биопарокс
  • Мирамистин
  • Изофра

Несмотря на то, что Протаргол, или его аналог Сиалор, созданы на основе протеината серебра. То есть, имеют в своем составе ионы тяжелого металла, способного накапливаться в организме. Врачи часто выписывают их, при насморке бактериальной природы, детям до года. Они обладают противовоспалительным и обеззараживающим действием, создавая защитную противомикробную пленку на слизистой органа дыхания, и помогают быстро победить недуг. Препараты на основе серебра разрешены детям самого раннего возраста, потому что не обладают сосудосуживающим эффектом, но все же, имеют ряд побочных действий:

  • Сонливость
  • Жжение и сухость в носоглотке
  • Крапивница
  • При передозировке и длительном применении, возможно развитие аргиоза (пигментация)

В чем же отличие между этими двумя препаратами? Протаргол готовится в аптеке в рецептурном отделе на заказ и продается в жидком виде. Сиалор можно купить в виде сухого порошка и развести специальным растворителем, входящим в набор, непосредственно перед использованием. Срок хранения готового лекарства 1 месяц.

Биопаркс – антибиотик местного назначения, с действующим веществом фузафунгин. Эффективен при борьбе с ринитом вызванным бактериями и грибками, но выпускается исключительно в форме спреев, поэтому детям до 2-х лет, не рекомендуется. Обычно, в качестве замены Биопароксу педиатры назначают Мирамистин.

Мирамистин — мощный антисептик и довольно хорошее средство для борьбы против целого ряда болезнетворных микроорганизмов. Последнее время, детские врачи очень любят прописывать его при бактериальном рините. Но, к сожалению, для грудных детей Мирамистин не подходит. Дело в том, что лечебный эффект от него наступает только в том случае, когда орошается вся зараженная поверхность. Для глубокого проникновения в носовые пазухи их надо обильно пропитывать жидкостью, но как было сказано выше употребление спреев для малышей до года, запрещено. Использовать Мирамистин в качестве капель, не имеет смысла, так как он не покроет всю носовую полость, и не уничтожит всех, живущих на ней, бактерий.

Но, тем не менее, Мирамистин должен быть в аптечке у каждой мамочки, так как прекрасно справляется с обеззараживанием поверхностных кожных ран.

Деринат

Поистине уникальное средство, настоящее спасение для детей, чьим постоянным спутником является воспаление слизистой органов дыхания. Деринат — многофункциональный препарат и обладает иммуномодулирующим, защитным, противоотечным и успокаивающим действием. Не сужает сосуды, не вызывает привыкания, и не сушит слизистую.

Если начать его применение с появлением первых симптомов заболевания, он мобилизует все силы организма на борьбу с недугом и поможет победить его гораздо быстрее.

Деринат незаменим для малышей с самого рождения и прекрасно справляется с огромным списком заболеваний, таких как ринит, синусит, ларингит, бронхит и другие болезни дыхательных путей.

Для профилактики его назначают продолжительностью от 7 до 14 дней, 2-4 раза в сутки, по две капельки в каждый носовой проход. При первых признаках болезни, лекарство надо закапывать каждые два часа, по две капли, в течение 24 часов, а в последующие дни 3-4 раза в сутки. При остром респираторном заболевании количество применений увеличивается до 6 раз.

Какова бы не была причина возникновения болезни у вашего ребенка, применять тот или иной комплекс лечения надо только после консультации педиатра, не рискуйте самочувствием вашего любимого чада и не занимайтесь самолечением.

Здоровье вашего крохи, в ваших любящих руках.

Знакомство малыша с природой происходит по-разному. Самостоятельно и при активной помощи взрослых, случайно и целенаправленно, путем специальных занятий - практических и/или творческих, а также путем лично придуманных и собственноручно поставленных ребенком экспериментов .

Но наиболее полным и глубоким методом знакомства малыша с окружающим миром является, конечно, метод комбинаторный, сочетающий в себе все вышеперечисленные пути и способы. И в основе этого обучающего и развивающего процесса, безусловно, должна лежать игра, как наиболее понятный для ребенка способ получения новой полезной информации и наиболее доступный вариант ее усвоения им и запоминания.

Конечно, маленький ребенок и сам замечает, что в природе происходят какие-то сезонные изменения - то идет снег, то капает дождик. На улице становится то тепло, то холодно. Солнышко летом греет жарко, деревья весело шелестят зелеными кронами, а цветочки раскрывают навстречу теплым лучикам свои разноцветные чашечки-лепестки. Зимой же, напротив, солнце поднимается высоко-высоко, становится тусклым и прячет свои лучики, а все живое вокруг словно засыпает.

Правда все это не слишком очевидно для малыша, поскольку каждый из сезонных периодов довольно растянут по времени. Кроме того, даже заметив происходящее, маленькие дети понимают его суть далеко не сразу. Вопросы возникают только тогда, когда ребенок уже вовсю лепечет и может достаточно ясно выразить свои мысли.

А между тем, подробное "научное" знакомство малыша с природой можно и нужно начинать уже с 2-х летнего возраста. И у взрослых, которые будут сопровождать такое знакомство, есть весьма эффективные обучающие инструменты - специальные развивающие игрушки и игровые пособия.

Кроме того, в распоряжении взрослых всегда имеется замечательный метод приобщения маленького ребенка к окружающей природе - это прогулка! И если соединить в обучающем процессе экскурсионные прогулки, игрушки, тематические занятия и наглядные пособия, то результат будет совершенно потрясающим!

Мозг маленького ребенка - он словно губка. Впитывает любую информацию подобно тому, как губка впитывает влагу. И особенно ту информацию, которая грамотно подается. И нет лучше инструмента для усвоения и постоянного повторения пройденного, чем наглядные пособия.

А что лучше демонстрирует окружающий мир? Конечно, всевозможные карты, атласы, настенные календари и плакаты. Тем более, что сегодня выпускаются совершенно замечательные комплекты. Такие, как "Наша родина - Россия", "Страны и народы мира", "Круглый год", "Животные и растения", "Времена года" и другие, не менее интересные, которые можно увидеть на виртуальной витрине нашего магазина.

Все эти наглядные пособия, в том числе интеллектуальные, с электронными блоками, способны познакомить ребенка со всеми природными компонентами окружающего его мира. И с теми, которые малыш пока не может встретить в реальности.

Благодаря календарям и плакатам из серии "Времена года" для малыша становится более очевидной смена погодных сезонов. Он может легко сопоставить нарисованные сюжеты с теми, что сохранились в его памяти, и надежно запомнить полученную информацию. Выявить для себя вполне определенную логическую связь времени и пространства.

Повесив в комнате ребенка любой из календарей природы - например, "Календарь природы на магнитах" или "Год и месяцы с рамками и вкладышами", можете быть уверены, что малыш уже очень скоро начнет вполне прилично разбираться во времени, а также природных механизмах существования всего живого.

Замечательно способствуют знакомству с природой маленького ребенка и тематические карточки Гленна Домана, посвященные животным, растениям и, конечно, временам года. Благодаря специальным тематическим занятиям по этим карточкам малыш четко усваивает внешний вид и названия зверей, птиц, цветов, деревьев, месяцев и т.д. А это немаловажный этап в процессе приобщения крохи к окружающему его миру.

Безусловно, активно способствуют развитию малыша творческие занятия. И знакомству с природой - тоже. Даже самый маленький ребенок любит рисовать, раскрашивать, лепить и т.д. И в качестве темы для рисунка или поделки всегда можно предложить ребенку сюжет на тему природы. Нарисовать ту клумбу, что увидели во время прогулки. Слепить смешного щенка, что встретился на пути. Расцветить картинки из нового альбома для раскрашивания, купленного во время похода в зоопарк и т.д.

Малыш с удовольствием обращается к природной теме в своем творчестве. Его привлекают картинки с изображением животных и растений. И можно разнообразить его художественные занятия - предложить не просто раскрасить рисунок, а выложить его из разноцветных крупинок. У нас есть замечательные крупчатые аппликации - "Петушок", "Утенок", "Деревце", и вы всегда можете выбрать ту, что придется по душе вашему маленькому художнику.

И конечно, ничто лучше не познакомит ребенка с природой, чем прогулка. Только нужно помнить, что прогулка должна быть настоящей! Не "по пути" в магазин, на рынок или по другим делам. Вы просто гуляете вместе с малышом и знакомите его со всем, что встречается на вашем пути.

С травкой на газоне. С тучкой на небе. С кошкой за окошком. С цветочком на клумбе. С ручейком в сквере. Со старым дубом у детской площадки и т.д. Листики, лучики, стебельки, глазки и лапки - вот, что должно стать предметом демонстрации маленькому ребенку. С четким проговариванием всех названий.

Обратите внимание малыша на то, что происходит на улице. Тепло там или холодно? Идет ли дождик? Можно ли слепить из снега снеговика? Какого цвета листочки на деревьях? Много ли листочков лежит на земле? Какие птички прилетели во двор? Как ведет себя мишка в зоосаде?

И еще тысячи и тысячи вопросов-пояснений. А по результатам каждой прогулки надо проводить занятия, в том числе, творческие. Ведь сразу столько тем появляется не только для обсуждения, но и для изображения.

И если с ребенком заниматься систематически и разносторонне, то процесс его знакомства с окружающей природой, будет интересным и запоминающимся.

«Знакомство детей с природой»

(консультация для родителей)

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных - ознакомление дошкольников с природой.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейка и лужицы.

Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности.

Встреча с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Для формирования нравственно-эстетического отношения к природе необходимо использовать художественную литературу. Разные литературные жанры, в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.

Русская народная сказка с ее богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажа, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы дают представление о морали, справедливости.

Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе, например: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» В. Бианки, «Золотой луг», «Разговор деревьев» М. Пришвин, «Волчишко», «Еж», «Медвежонок» Е. Чарушин, «Четыре художника» Г. Скребицкий, «От весны до весны» И. Соколов-Микитов.

Мир природы представлен здесь в интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех.

Интересен и своеобразен цикл стихов С. Маршака «Круглый год». В нем даются характерные природные признаки каждого месяца.

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучать их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас.

В. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы каждый день его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Понаблюдайте с детьми за муравьями: один тащит соломинку, другой травинку, помогают друг другу своей работой, приносят пользу растениям, рыхлят землю, удобряют ее. Про таких говорят: «Мал да удал!». Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Утром, провожая ребенка в детский сад, обратите внимание на красоту природы: солнце своими лучами будет природу, раскрашивает небо в красные, желтые, розовые цвета. Просыпаются птицы, цветы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Вечером понаблюдайте, как садится солнце, становится темно и все живое засыпает.

Радость общения с природой делает жизнь детей эмоционально богаче. Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относится к растениям и животным, заботиться о них. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем развитию у детей таких качеств, кА доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

Татьяна Матвиенко
Обобщение опыта работы «Ознакомление детей с природой родного края»

Обобщение опыта работы .

«Ознакомление детей с природой родного края

Подготовила : воспитатель

Матвиенко Т. В.

На занятиях по или на экскурсиях вне сада я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравиться наблюдать и рассматривать живые и не живые объекты, устанавливать причинно-следственные связи. Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка . Его мышление, творчество, уметь мыслить логически и т. д. Меня это очень заинтересовало и увлекло.

Удивительный мир природы … Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка . Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания. Природа обладает большими познавательными возможностями : она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять. Выявлять закономерности, делать выводы. «Зови меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать…» - писал великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он же называл логику природы самой доступной логикой для детей . Многое даёт природа для развития речи детей . Чем больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умеет излагать свои мысли в последствии становиться одним из решающих факторов успеха ребёнка в школе.

Систематические целенаправленные наблюдения явлении живой и неживой природы способствует планомерному формированию сознании ребёнка основ мировоззрения.

Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой , В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, что они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы », чтобы каждый шаг ребёнка рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Через экологическое воспитание я старалась добиться трех взаимосвязанных задач : расширить знания своих коллег; дать экологические знания детям; пропаганда экологических знаний среди родителей.

В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы , который проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и населения привел к тому, что многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами . Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными азами автомобилей, видят искусственные цветы в дома и в детском саду. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором : проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной частоты. Ещё одна проблема – замена реальной природы – виртуальной . На вопрос о том, каких животных они знают (видели) дошкольники все чаще дают ответы типа : «Птицу я видел по телевизору» . Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно : видит, слышит, чувствует запахи. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы . И добиться результатов в сельской местности, с моей точки зрения гораздо легче, чем коллегам в городских садах : с одной стороны, близость естественных природных объектов , а с другой тем, что и жизнь, и трудовая деятельность людей на прямую связана с природными ресурсами .

Мои воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Важно и то, что они постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным трудом, и на только знают из их разговоров, но и видят как выхаживают домашних животных, как выращивают хлеб и овощи на полях и огородах и т. д.

В своей работе я опираюсь на «Программу от рождения до школы» под редакций Н. Е. Вераксы и программу С. Н. Николаевой «Юный эколог» . Предлагаемые программы ориентированы на постоянные и систематическое взаимодействие детей с живой природой . В помещение и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых организуется различная деятельность. Ребенок должен почувствовать и понять природу , уникальность живого на примере самой природы – тех её представителей, которые стационарно проживают непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневные предметные окружение. Маленький ребенок познает все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними . Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживания, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений и животных детского сада. Приступая к ознакомлению детей с природой родного края , я ставила перед собой следующие задачи :

1) Сформировать представления о природе естественной , независимой от человека и его деятельности, и природе культурной , созданной и поддерживаемой трудом человека.

2) Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.

3) Показать, как человек использует культурную природу (выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т. д.)

4) Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой природы ) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе .

5) Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано , как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.

6) Развитие гуманного отношения к природе , основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей , в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит. д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы , альбомы для рассматривания (их я изготавливаю сама) .

На каждом листе альбома изображена иллюстрация рассматриваемого объекта и краткая характеристика, а так же интересная информация о нём; альбомы для раскрашивания, природный материал , который дети собирают на прогулках и экскурсиях для изготовления поделок, энциклопедий и книг. Даже стены в группе я использую для наглядных пособий. На одной из стен изображены явления природы , на другой- части суток. Есть у нас ещё дерево, с помощью него дети учат птиц, которые на неё «прилетают» , а так же наблюдают на ней сезонные изменения.

Разработана так же система организованных занятий и экскурсий. Работа ведётся непрерывно с сентября по август. Программный материал старалась распределить согласно сезонам. Чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественны условиях. Если мы рассматриваем лягушку, то лучше наблюдения проводить весной; если даём знания об овощах, то делать это лучше осенью. Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой : дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой : почвой, водой, воздухом. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых . Знакомятся с образом жизни животных : местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются видением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений и животных участка. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным мои контролем, вначале показываю, обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей . Работа с календарём развивает наглядно- образное и схематическое мышление детей .

Большую роль в работе я отвела уголку природы . Главная особенность уголка – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. Для наблюдений мы в уголке природы имеет аквариум с рыбками, черепаху, хомячка, кролика и попугайчика. Дети наблюдают за поведением животных, учатся заботиться и ухаживать за питомцами, делают выводы, что животным необходимо создавать условия для жизни вне воле. Наблюдение в уголке природы ведутся также за комнатными растениями на основе сравнения различных сравнений. На каждом растении имеется табличка с условными обозначениями . Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то , что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло. Работу веду в паре с детьми, но приоритет оставляю за собой, что выражается в формуле : «я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники» . Поддерживаю в каждом ребенке желание что-то сделать самому.

Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке и в лесу. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т. д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой спасает их от гибель; сформировать представление о различиях в жизни птиц в неволе и на воле и приспособленности птиц к полету.

Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой : землёй, водой, воздухом и. т. д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом , учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.

На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых, в любом случае «труд в природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миров, а в последние годы и экологического образования. В процессе труда в природе ребята подчиняют свою деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных.

Знания и практические советы дети получают во время экскурсий и прогулок на территории детского сада и за его пределами, организованы так называемые «экологические тропинки» . Они выполняют познавательную , развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок : а)на территории д\с; б) в природных (лес, парк, пруд, река и. т. д) условиях. Основные критерии выбора маршрута и объектов троп – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, гнезда птиц и. тд.) экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года. На тропинках проводятся наблюдения, игры, театральные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе : полученные занятия на тропинках дети используют на занятиях музыкой, изобразительной, театральной деятельности, в подвижных играх. Мы с детьми посещали различные природные ландшафты : лес, поле, луг, реку, овраги и холмы. Проводили связи между звеньями в большой цепи, которая называется природа .

Самое главное, что можно сделать. - это объяснить, что все в природе взаимосвязано на примере самых простых и хорошо знакомых детей объектов (в том числе «цветы- бабочки» : если рвать без разбору все цветы, то бабочкам станет нечем питаться и они погибнут; поэтому в лес мы ходим, как в гости к добрым друзьям- общаться с его обитателями и любоваться, наслаждаясь красотой природы .) В процессе наблюдения за птицами, насекомыми, в лесу и в поле дети начинают понимать, что :

1) дикая природа приспособлена к самостоятельной (без вмешательства человека) . жизни (ласточки летают очень быстро, за ними трудно угнаться хищным птицам, они прямо в воздухе ловят насекомых, которыми питаются и. т. д)

2) задача человека – не разрушать этот целостный и гармоничный мир грубым воздействием на жизнь его обитателей : по мере сил и возможностей оберегать их, подкармливать птиц, охранять муравейники, разводить леса и т. д.

3) человек в наше время в процессе активной хозяйственной деятельности часто негативно воздействует на среду обитания всего живого, в том числе и свою (загрязняет атмосферу, засоряет водоемы, вырубает леса и т. д.)

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, экскурсии, собрания. Родители очень помогают мне, они отзываются на любые мои просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории дет. сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке «ситцевая фантазия» . В своих работах они отразили темы природы : это пейзажи, животные, цветы, птицы. Большую помощь мои родители оказывают при содержание живого уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.

Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений, уход обитателями уголка природы и . тд., проводя праздники, утренники, игры экологический направленности и привлекая к этой работе родителей , я старалась способствовать экологическому воспитанию ребенка, развитию активного ответственного отношения к природе . И это видно по результатам диагностики. Малыши прибавляют знания и умения к концу года. У них развиваются познавательные интересы : они с удовольствием участвуют в проведении опытов . Игр, наблюдений. В природоохранной деятельности человека, участвуют в месте со взрослыми самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях .

Если я научила ребят приглядываться к ползающему муравью, к распускающейся сирени, к полету ласточки и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы , то можно будет считать задачей выполненной. И я думаю, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его ресурсам.



Рассказать друзьям