Подросток в современном обществе. Проблемы молодежи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

24.07.2014 15:26

В Тамбовской области создан информационно-консультационный портал «Подросток и общество», рассчитанный на подростков, родителей и педагогов. Он был запущен в рамках областной комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних «Не оступись!» Здесь подростки могут получить консультацию у специалистов на любую волнующую их тему. Портал доступен по адресу podrostok.68edu.ru .

Свои вопросы несовершеннолетние посетители могут оставить в рубрике «Консультации для подростков». Все вопросы, поступающие от ребят, передаются педагогам, психологам, докторам, сотрудникам правоохранительных органов. Иными словами, специалистам, которые реально могут помочь. На сайте вопросы и ответы публикуются только с разрешения авторов.

Интернет-консультации проходят бесплатно и конфиденциально. В каждом случае применяются профессиональные знания и опыт специалистов для наиболее эффективной защиты прав ребенка и его законных интересов, помощи в решении проблем. Обратившийся может рассчитывать на честный, достоверный и всесторонний анализ обстоятельств его проблемы. Аргументированный ответ направляется на электронный почтовый ящик, указанный в обращении.

Кроме того, для подростков подготовлены тесты и полезные советы. Например, как победить неуверенность в себе, избавиться от одиночества, наладить отношения с родителями, повысить самооценку, научиться избегать опасностей интернета и многое другое.

Раздел «Родительская школа» заинтересует родителей, которые пытаются наладить взаимоотношения со своими детьми. Многим родителям не хватает знаний в вопросах воспитания, они мало знакомы с возрастными особенностями психофизического развития детей, уровень психологической культуры семейных отношений порою оказывается недостаточным для создания благоприятной среды, в которой ребенок смог бы наиболее полно раскрыть природные задатки.

Все это является почвой для искажений в развитии личности уже на самом первом этапе жизни ребенка. Тем самым может быть потеряно время для «закладки» психофизической базы под развитие способностей, упущены возможности, которые больше в жизни ребенка уже никогда не повторятся.

Действенным средством оказания помощи семье, родителям в воспитании детей является организация психолого-педагогического просвещения родителей. С целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и развития личности детей создана программа «Родительская школа». В ней рассматриваются вопросы основ психологии семьи, семейной социализации и семейного воспитания, особенностей воспитания детей в различные возрастные периоды.

В рубрике «Специалистам» размещены методические материалы и рекомендации, которые можно использовать при подготовке к занятиям с родителями и подростками. На площадке портала «Подросток и общество» также предусмотрено и обучение специалистов: проведение различных семинаров и тренингов.

Меньшова Полина

Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии молодёжи И.С. Кон: “Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.”

Употребление терминов “психологический”, «социально-психологический кажется нам вполне оправданным, т.к. социализация личности изучается и с точки зрения психологии. Для нас в таком случае важно различать психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости процесса для самой личности и социологический - с точки зрения значимости его для общества.

Проблемами социализации детей занималась знаменитый американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 - 1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники.

В нашей стране изучением процесса социализации молодёжи занимался основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский. Немалый вклад в изучение проблем молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.) Несомненно, проблемы социализации связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. (И здесь можно отметить такие имена, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова). Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами.

Итак, что же определило выбор темы?

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, в процессе адаптации в обществе могут столкнуться с различными проблемами.

Актуальность работы обусловлена тем, что социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях, и в результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Проблема заключается в том, что не у всех социализация проходит гладко. Большинство подростков сталкиваются с трудностями, стремясь приспособиться к жизни в современном обществе.

В начале исследования была выдвинута гипотеза : процесс социализации подростка может быть облегчен при понимании проблемы и наличии оптимального пути её решения.

Цель работы: выяснить, что может препятствовать социализации современного подростка и предложить способы, которые помогут избежать трудностей во время адаптации к жизни в обществе. Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи :

  1. Провести социологический опрос и выяснить, насколько респонденты осведомлены о проблемах социализации и видят ли пути их решения;
  2. Дать определение социализации, выяснить, какие проблемы социализации подростков выделяются в научной литературе и какие пути решения предлагаются авторами;
  3. Сопоставить факты и результаты социологического опроса, сделать вывод о грамотности опрошенных, об осознании ими проблем социализации и об эффективности предложенных путей решения;
  4. Предложить собственный путь решения проблем социализации подростков, усовершенствовав один из рассмотренных методов.

Объект исследования: социализация

Предмет исследования: проблемы социализации подростков

Использовались следующие методы исследования : анализ научной литературы, социологический опрос, сравнительный анализ результатов исследования.

Глава 1. Социализация

1.1 Понятие социализации

Социализация подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Процесс приспособления к жизни в обществе – и есть социализация.

1.2 Виды, этапы, факторы и институты социализации

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания. Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Формально социализация делится на два этапа: ранний (детство, отрочество, юность; возраст от 0 до 18 лет) и поздний (молодость, зрелость, старость; возраст от 18-20 лет до конца жизни). Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей. Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования. Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности. Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков.

Кроме первичной (происходящей на первом этапе) и вторичной (наступающей вслед за первичной и длящейся всю оставшуюся жизнь) социализации, различают и другие ещё четыре типа адаптации человека в обществе.

Групповая социализация – социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в среде, в которой ребенок проводит большую часть времени (общество родителей, учителей или друзей). Её правила и нормы он и усваивает в первую очередь.

Гендерная социализация – социализация по половому признаку. Мальчики усваивают, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.

Организационная социализация – процесс социализации во время трудовой деятельности (человек учится вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, относиться к труду, соблюдать дисциплину и т.д.).

Досрочная социализация – вид социализации, который является своеобразной репетицией будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Выделяют следующие институты социализации:

  • семья;
  • сверстники;
  • образовательные учреждения;
  • религия;
  • правовая система;
  • средства массовой информации.

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация – утрата человеком какого-либо социального опыта. Это явление может проходить в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализации по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий).

Индивид становится социальной или асоциальной личностью под воздействием различных внешних факторов. К ним относятся микрофакторы (пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение), мезофакторы (регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём), макрофакторы (географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство государства, гражданином которого является личность), мегафакторы (земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная). С цикличностью жизни человека связана периодическая смена ролей, обретение новых статусов и иного окружения, отказ от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Глава 2. Социализация подростков в современных условиях

2.1 Проблемы социализации подростков

Проблема социализации молодежи в современных условиях – одна из основных. Особенно остро она ощущается при решении проблем подросткового возраста, когда молодые люди стремятся как можно перестать подчиняться старшему поколению, при этом не имея достаточного опыта «взрослой жизни».

Воспитательный потенциал школы как одного из институтов социализации находится в кризисном состоянии. Появление новых типов образовательных учреждений (лицеев, гимназий, элитных школ) усиливает социальное расслоение, вносит социальную напряженность в среду молодежи. Происходит формирование личности подростка, имеющего достаточно противоречивые личностные и социальные свойства.

Происходят изменения семейного образа жизни: ликвидация трехпоколенной семьи, которая приводит к разъединению старших, средних и младших поколений; минимизация родственно-родительских связей, смещение центра общения с совместного супружества на формы внесемейного и внесупружеского, одиночно-индивидуального образа жизни. Эти факторы приводят к ослаблению родительского авторитета, неприятию “мира взрослых”, негативизма к старшим. Общество изменяется стремительно, и многое из того, что родители способны передать своим детям, становится устаревшим к тому времени, когда дети станут взрослыми. В результате молодые люди все чаще обращаются за советами и консультациями к своим сверстникам. Авторитет родителей, педагогов сменяется авторитетом сверстника, удачно устроившегося в жизни, даже если это потребовало войти в противоречие с законом.

2.2Особенности социализации подростков

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением от него. Очень часто именно в подростковом возрасте труднее всего найти этот баланс. Этот возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребёнка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребёнок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность, противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. В период взросления подростки сталкиваются с несколькими проблемами :

  1. Общение со сверстниками . Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
  2. Одиночество . Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством, ставя перед собой какие-то цели; зависимые преодолевают его, полагаясь на внешнюю поддержку.
  3. Подросток и взрослые . Первый источник этой проблемы - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях. У подростков ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстоять собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
  4. Самопознание, самореализация . Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так ли иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но вот что примечательно. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком самого себя, оказываются отрицательными. Количество таких переживаний с возрастом все растет.

В разных возрастных периодах существуют типичные опасности, влияющие на дальнейшую социализацию личности. Для подросткового возраста это пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; частые переезды семьи; развод родителей.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

2.3 Пути решения проблем социализации подростков

Все перечисленные проблемы социализации и их решение являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать. При наличии необходимых объективных предпосылок для этого человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой – способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности в обществе, с другой – обособление от него. Здесь возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации в обществе и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований способно превратить человека в борца против общественных устоев (это особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена с характером не только общества, но и процесса социализации, а также с влиянием социальных факторов на личность.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации – значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно-потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения. Таким образом, подросткам необходимо помочь выбрать правильный путь, определить род их деятельности и предоставить все необходимые условия. Кроме того, важно популяризовать те или иные виды деятельности среди представителей молодого поколения, пробудить в них интерес к труду на благо общества.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентаций отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь – нарастание разочарованности в перспективах, распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия. В этой ситуации имеет смысл создание различных молодёжных организаций и привлечение в них подростков.

Кроме того, подростки, испытывающие трудности в процессе социализации, в первую очередь должны работать над собой. Одним из путей решения проблем социализации может являться самоизменение, направленное на:

  • самосовершенствование, развитие, преобразование имеющихся задатков, черт, знаний
  • самостроительство, взращивание, формирование желаемых свойств

2.4.Собственный путь решения проблем социализации подростка

Чтобы разработать собственный путь решения, решено было объединить и доработать методы, найденные в научных статьях и предложенные респондентами.

Участниками опроса был рассмотрен вариант проведения психологических тренингов для подростков. Респонденты, считающие этот метод наиболее эффективным, предполагали, что организациями таких встреч должны являться взрослые, уже прошедшие период социализации и в какой-то степени разрешившие конфликты, которые ему сопутствуют. Однако во время исследования выяснилось, что для молодых людей, переживающих кризис подросткового возраста, авторитетом являются успешные сверстники.

Таким образом, имеет право на существование создание клубов, объединяющих подростков, которые испытывают трудности в процессе социализации. Встречи членов подобных клубов будут проходить в неформальной обстановке. Возглавлять такие объединения должны также подростки, которые либо не испытывают проблем при адаптации в обществе, либо сумели найти для себя оптимальные пути их решения.

Целью организации клубов является предоставление подросткам возможности найти друзей со схожими интересами и взглядами на жизнь, преодолеть стеснительность и робость в общении с людьми, обрести друга (или друзей), тем самым сделав важные шаги на пути социализации. Кроме того, клубы предполагают обмен опытом со сверстниками – как с возглавляющими клуб, так и с гостями (приглашёнными на встречу молодыми людьми, которые успешно справились с препятствиями, возникшими на их пути в процессе социализации).

На встречах клуба (после того как его члены познакомятся и получше узнают друг друга) могут обсуждаться различные актуальные проблемы современного общества. Подобные дискуссии помогут подростку не только осознать, что он имеет право на собственное мнение, но и научиться его отстаивать, не превращаясь в конформиста. Подростки, которые, наоборот, склонны отвергать нормы, принятые в обществе, выработают в себе такие качества, как умение выслушать собеседника, грамотно объяснить причину своего несогласия с ним и найти компромисс.

Создание молодёжных клубов по интересам способно развить все те навыки, которые так необходимы и которых так не хватает современным подросткам. Являясь членом такого объединения, молодой человек уже не будет чувствовать себя одиноким. Он будет понимать, что его взгляды не должны мешать ему жить в человеческом обществе, что его «непохожесть» на других может не оттолкнуть, а, наоборот, привлечь к нему людей. Кроме того, он перестанет считать различие во мнениях препятствием для общения, что особенно важно в процессе социализации. Дискуссии и споры на разные темы сделают подростка более уверенным в себе, научат доказывать свою правоту, не отрицая при этом правоту других.

Таким образом, в качестве самостоятельного метода решения проблем социализации подростка в современных условиях можно выделить нечто среднее между психологическим тренингом и формальной молодёжной организацией – создание неформальных молодёжных клубов.

Глава 3. Социологический опрос и анализ общественного мнения

Первым шагом исследования стал социологический опрос учащихся и учителей школы, а также пользователей социальной сети «ВКонтакте». Респондентам было предложено дать определение социализации, опираясь исключительно на собственное мнение; сформулировать проблемы социализации подростков в современном обществе и предложить пути их решения.

Более 70% опрошенных дали верное определение социализации, использовав следующие формулировки: «адаптация человека в обществе», «приспособление человека к жизни в обществе», «формирование личности, социального статуса», «нахождение общего языка с окружающими», «освоение различных социальных ролей, культурных норм и традиций». Остальные респонденты затруднились объяснить значение этого термина.

Были названы следующие проблемы социализации: стеснительность подростков, заниженная или завышенная самооценка, отсутствие чувства юмора, отсутствие или притупление коммуникативных навыков, давление общественного мнения, стереотипы, царящие в обществе, чрезмерная опека родителей, недостаток внимания, расхождение интересов подростка с интересами общества, недостаток живого общения, обусловленный популярностью социальных сетей, а также несоответствие действительности ожиданиям.

Респондентами были предложены различные пути устранения выделенных ими проблем. Часть опрошенных видит решение в упорной работе подростков над собой. По их мнению, представители молодого поколения должны относиться к себе с юмором, не придавать большого значения общественному мнению, подавлять в себе стеснительность и быть открытыми для общения. Вторая группа участников опроса считает, что помочь подросткам приспособиться к жизни в обществе должны окружающие его люди. Родители – показать, что доверяют своему ребёнку и считают его полноценной личностью, разрешить ему самостоятельно выбирать, с кем общаться, и в целом расширить круг дозволенного. В школах, как считают опрошенные, подросткам должны предоставить больше свободы для самореализации. Было предложено даже организовать различные тренинги, чтобы не только помочь подросткам преодолеть психологический барьер в общении со сверстниками, но и помочь им выбрать правильный жизненный путь, определиться с профессией, тем самым облегчив процесс формирования личности молодых людей. Рассматривался и вариант создания аналога пионерскому и комсомольскому движениям с целью «построить общество единения, а не потребления».

Заключение

В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, места жительства, этноконфессиональной и социокультурной принадлежности человека части общества, с которыми он взаимодействует, существенно различаются.

Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный характер. Оно регулируется набором ценностей, норм, обычаев, нравов, неформальных санкций и других средств.

В ходе исследования был выдвинут собственный метод решения проблем подростковой социализации, который может быть применён, так как создание подросткового клуба по интересам в ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский вполне возможно.

Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи. Пути решения, рассмотренные в данной работе, безусловно, помогут подросткам проанализировать свои собственные проблемы и выбрать для себя наиболее подходящий метод и, как следствие, облегчить социализацию.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург. -1999.

2. Бандура А. Подростковая агрессия. - М. , 2012.

3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. –М. : Издательский центр «Академия», 2001 .

4. Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних, как следствие семейного неблагополучия. //Социальная педагогика. -2005. - № 1.

5. Каргина М. Проблемы социализации подростка. //Воспитание школьников -2003. - №4 .

6. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М. , 1979.

7. Котляков В. Ю. Подростки смутного времени. //Социс. -1998 - №8

8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.,2002.

9. Лисовский В. Т., Иконникова С. Н. Молодёжь о себе, о своих сверстниках. Социологическое исследование. Л., 1969

10. Мерсина В. С. Возрастная психология. - М. , 1973.

11. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.

12. Мухина В. С. Возрастная психология. Хрестоматия. М. , 2001.

13. Руткевич А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. М., 1997 .

14. Степанов С. Толпа компания коллектив. //Школьный психолог. -2000-№ 8.

15. Фельдштеин Д. И. Психолгогия современного подростка. М. , 2015.

16. Фонарева А. М. Развитие личности ребенка. М. , 1987.

Приложения

Приложение 1

Результаты социологического опроса

  1. Как вы понимаете термин «социализация»?
  1. С какими проблемами сталкивается современный подросток в процессе социализации?

Несмотря на то что нам кажется, что подростковый возраст – это такая данность, которая была в жизни человека всегда, тем не менее как отдельный период жизни он был выделен только во второй половине XIX века. Одним из первых, кто обратил внимание на то, что подростковый возраст является особенным периодом, был Федор Михайлович Достоевский.

В то же время на Западе исследованиями подросткового возраста занимался психолог Грэнвилл Стэнли Холл. Он предложил определение подросткового возраста, ставшее очень популярным, как "возраст бури и натиска". Позже эти исследования были продолжены уже в периоде с 1900-х годов Эдуардом Шпрангером, а в России этими исследованиями занимался известный психолог Лев Семенович Выготский, и позднее большое количество психологов и специалистов уделяло свое внимание подростковому возрасту.

Подростковый возраст рассматривался с разных позиций психологических теорий. С позиции изучения развития мышления у Жана Пиаже подростковый возраст рассматривался как период, в котором человек формировал когнитивные способности, связанные с мышлением, с интеллектуальной деятельностью. Жан Пиаже описывал это через прохождение стадий абстрактного мышления и формальных операций.

Считалось, что к окончанию подросткового периода развития у ребенка должна быть сформирована способность к рефлексии, к самоосознанию. Это то, о чем писал Лев Семенович Выготский. Это тоже то новообразование, которое должно быть сформировано за период подросткового возраста. Про длительность и Блонский, и Лев Семенович Выготский, и западные исследователи говорили о том, что длительность подросткового возраста с самого начала могла быть разной в зависимости от степени благополучия общества, в котором происходило развитие ребенка и человека. Чем более благополучно общество, тем более длителен подростковый период, период взросления.

Кроме благополучия/неблагополучия общества также будут влиять культурные особенности. Есть такие общества, в которых подростковый возраст протекает с очень маленьким количеством конфликтов между родителями и детьми. И наоборот, в других обществах сепарация (отделение) подростков от родительской семьи, происходит через конфликтное, протестное поведение. Это тоже было показано исследователями. В этой связи становится интересным то, как подростковый возраст выглядит сейчас, что сейчас происходит с подростками.

Наши коллеги, отечественные и зарубежные, выделили интересные особенности и интересные результаты исследований подросткового возраста. Первое наблюдение: увеличивается период подросткового возраста. Раньше считалось, что подростковый возраст длится от 12 до 16–18 лет, хотя всегда была тенденция рассматривать верхнюю границу как готовую к увеличению в зависимости от степени благополучия той среды, в которой ребенок развивается.

Сейчас по данным, например, комиссии по народонаселению ООН, которая заседала в 2014 году, было принято представление о том, что подростковый и юношеский возраст может длиться до 24 лет и начиная с 10–11. То есть мы сейчас видим, что из длительности в 2–4 года, из периода перехода это становится важным периодом жизни длительностью уже 12–14 лет. Здесь уже появляется вопрос: насколько мы можем говорить в этой ситуации о подростковом возрасте как о периоде перехода? Вполне возможно, что это скорее является периодом жизни человека, в котором человек функционирует как взрослая особь.

Мы знаем примеры, когда подростки сами зарабатывают тем же видеоблогингом уже в возрасте 13–14 лет. И если смотреть на подростков с точки зрения экономической состоятельности, то мы знаем примеры их экономической состоятельности.

Мы можем посмотреть и на другие особенности проявления подросткового возраста. И получается, что, говоря о подростковом возрасте в современном обществе, важно обозначить и то, какое общество сейчас стало. И безусловно, первой особенностью современного общества является его гибкость, изменчивость, транзитивность. Об этом пишет и Марцинковская, об этом пишет и Поливанова Катерина Николаевна, а также ряд других наших коллег. Маргарита Спаньоло Лобб тоже обращает на это внимание.


Дальше встает вопрос: в этом изменчивом и транзитивном обществе, в котором нет устойчивой структуры, в котором трудно проектировать собственное будущее, в котором твоя профессия может измениться за несколько лет, что происходит в современном обществе с подростком? Первый момент, на который обращает внимание тоже ряд исследователей, – это то, что у подростков перестала формироваться или может перестать формироваться потребность в жесткой идентичности как такого устойчивого и неизменчивого образа "я". Эта идея довольно спорная и требует тщательных исследований.

Например, Катерина Николаевна Поливанова говорит о том, что в современном обществе у подростков могут формироваться алгоритмы, фреймы, подросток скорее осваивает разные способы поведения и разные роли с целью обогащения и обретения такого большого репертуара ролей, которым он потом может пользоваться в своей жизни.

Раньше, когда человек развивался и проживал свой подростковый возраст, результатом этого обычно становилось обретение профессии. Даже в 1980-е подросток выбирал себе вуз, либо колледж, либо ПТУ, техническое училище, дальше он мог выбрать профессию, и по этой профессии человек бы работал. Считалось ценностью, что человек, выбрав одну профессию, работает в этой профессии от момента окончания вуза – университета или училища – и до пенсионного возраста (по крайней мере, так считалось в российском обществе). И тех людей, которые часто меняли работу, называли летунами.

Сейчас требование современного общества состоит в том, что необходимо быстро приспосабливаться и быть готовым поменять свою профессию, если в ней пропадает необходимость. Многие из людей моего поколения поступали на юристов и экономистов и планировали, что это та профессия, с которой будет связано достижение успеха, самореализация. Но в какой-то момент в обществе произошел переизбыток людей этой специальности, они были вынуждены менять профессию.

В этой связи сейчас нормально для подростка (и это требование общества!) сформировать способность осуществлять быстро выбор, сформировать навык ориентации в большом объеме информации – того объема информации, который сейчас доступен подростку с учетом интернета, социальных сетей, большого количества контактов. Он был недоступен для человека конца прошлого столетия – начала 2000-х годов, в эпоху до интернета.

И один из аспектов, которые раньше являлись критерием успеха человека, подростка, – это формирование устойчивой идентичности, образа "я". В нынешнем обществе, когда можно изменить все, можно изменить пол, можно изменить возраст через внешнее впечатление, становится важнее не столько сформировать жесткую, устойчивую идентичность как образ себя, который неизменчив на протяжении длительного периода жизни, сколько сформировать многообразие ролей, из которых бы подросток мог выбирать. Освоить некоторые алгоритмы и рамки, которые бы человек мог выбирать и использовать в зависимости от того периода, от той ситуации, от контекста, в котором он находится. То есть идентичность становится, на мой взгляд, контекстуальной.

И это то, что подросток сейчас может осваивать через компьютерные игры, через социальные сети, когда подросток экспериментирует со своей сетевой идентичностью, меняя аватарки, фотографии или играя за эльфов, эльфиек – в зависимости от того, что ему больше нравится, а не от своего пола. Выбор персонажа в компьютерной игре не привязан к полу ролевой идентичности, что и показывают современные исследования.

Изначально в обществе ряд проявлений подросткового возраста воспринимались как негативные и требующие регуляции. Конфликтное поведение, протестное поведение подростка в отношениях с родителями воспринималось как негативное. В то же время Питер Хилл показал в своих исследованиях, что именно конфликтное поведение с родителями помогает подростку сформировать навык принятия решения, навык организации своей жизни в ситуации множественного выбора.

Взрослый человек в современной жизни, в большей степени, может быть, урбанистической, находится в ситуации, когда ему необходимо выбирать. Необходимо выбирать между дополнительным временем на работе или временем в семье, между возможностью встретиться с друзьями либо провести время с родителями или с детьми. Этот навык организации своей жизни в сложной индивидуальной социальной ситуации формируется в том числе в подростковом периоде, когда подросток вынужден выбирать между друзьями и родителями, пойдет ли он гулять с друзьями или останется делать уроки. А это часто один из основных поводов конфликтов между родителями и подростками, связанный с послушанием, с дисциплиной дома.

Что еще поменялось в жизни современного подростка? Явно поменялась семейная среда, в которой живет подросток. Если раньше семья зачастую была достаточно устойчивой ячейкой, в которой существовали семейные традиции и в которой было постоянное количество членов, то в современном обществе сама семья сильно поменялась. Есть много нормальных вариантов семейной жизни: это и семьи, в которых один родитель воспитывает подростка, и семьи, в которых подросток воспитывается общиной, и сложносочиненная семья родителей, у которых подросток, воспитывающийся в нескольких семьях – в семье своей мамы с отчимом, с отцом и мачехой, и он может получать разный опыт родительских фигур. Такое многообразие, безусловно, тоже влияет на развитие подростка.

Безусловно, важной частью подросткового возраста являлись подростковые группы, подростковые компании. Общение в группе, общение в компании для подростка является одним из тех важных видов деятельности, которым подросток посвящает свое время. Можно говорить о том, что подростковый возраст – это возраст "мы", это возраст идентичности с группой сверстников. И роль сверстников для подростков очень важна.

Тем не менее мы сейчас наблюдаем, что эта среда также поменялась. Если раньше были уличные компании, в которых собирались подростки, и это были устойчивые уличные компании, то сейчас мы обнаруживаем, что в городской среде устойчивые компании практически ушли. С распространением мобильного интернета появилось большое количество быстро собирающихся и быстро распадающихся групп подростков. Доступность и возможность организовать себя в такую группу сверстников, которая тебе удобна, с одной стороны, позволяют подростку развиваться в более комфортной среде общения со сверстниками.

С другой стороны, в тот момент, когда подростку трудно установить какие-то отношения со сверстниками, ему проще избежать трудностей, проще их не преодолевать. Можно просто заблокировать чат, группу своих друзей, можно сменить одну школу на другую. Возможность смены социального контекста стала очень доступной и простой. И это, безусловно, влияет на те навыки, которые формируются у современного подростка. И как мне кажется важным, что общество моделирует само себя, общество работает как самонастраивающаяся система. В зависимости от того, какие навыки нужны подрастающему поколению, какие навыки нужны тем людям, которые послезавтра будут взрослыми и будут составлять основу человеческого общества, эти навыки сейчас и формируются у подростков.

Новости

Почему он ворует? Понять и правильно среагировать

Одноклассники стащили поднос с пирожками в столовой и устроили пир. Мальчик спрятал в портфеле новую игрушку друга. Шестиклассница постоянно ворует деньги из бабушкиного кошелька себе на модные украшения.

Будто подменили. Плохое поведение ребенка на людях

Бывает, родители полностью уверены в правильном воспитании ребенка − он адекватно реагирует на окружающих, перестает просить у мамы то, что она ему сейчас дать не может, спокойно ведет себя в общественных местах. Мама рада и даже испытывает некоторую гордость от своих педагогических способностей.

Любовь к порядку у ребенка? Превращаем мечту в реальность

Кто не мечтает о том, чтобы ребенок с раннего возраста полюбил чистоту и умел с легкостью наводить порядок в доме. Ради этого родители прикладывают немало усилий, тратят много времени и нервов, но редко выходят полными победителями в борьбе с беспорядком.

Осторожно! Первоклассник делает уроки. Или как поддержать интерес к учебе.

Осень уже в самом разгаре, школьники с головой втянулись в учебу, вошли в ритм. А вот на первоклассников напало уныние. Забылись яркие летние впечатления, улеглась суета вокруг сборов в 1 класс, отшумели поздравления с Днем знаний. Вчерашние дошкольники даже не подозревали, что уроки надо будет делать каждый день, что мультфильмы и игры будут так ограничены, а мама может быть такой строгой.

Проблемы подростков: как вести себя родителям

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов для родителей. Но за криками, ссорами и гневом лежит банальное непонимание. Не зря говорят, что проблема «отцов и детей» актуальна до сих пор. Ведь каждый подросток проходит тяжелый путь перед принятием и осознанием ошибок, становится взрослым, заводит своих детей и пытается уберечь их от неудач. История повторяется с каждым новым поколением.



Рассказать друзьям