Умственное воспитание − это систематическое целеустремленное влияние взрослых на умственное развитие ребёнка с целью развития познавательной деятельности, формирования системы знаний об окружающем мире, способности к самостоятельному познанию. Оно осуществляется с целью всестороннего развития детей и тесно связано с моральным, физическим и эстетичным воспитанием. Целью умственного воспитания является повышение уровня общего развития дошкольников. В дошкольном возрасте ребёнок усваивает знание об окружающем мире, взаимоотношениях людей, внешних качествах, внутренних, существенных взаимосвязей предметов.
Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям. Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение. Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Создание в загадке метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения, использования многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особенной ритмичной организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка. Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучается или закрепляется на занятии, с целью уточнения, конкретизации знаний детей о телах или явлениях природы, их назначениях. Загадка содержит в себе большие возможности для развития смекалки, фантазии, внимания и воображения детей. Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему. Этому в значительной мере способствует предметность, яркость и конкретность факта или образа, что лежат в основе загадки, а также соответствуют психологическим особенностям восприятия ребёнком всего, что его окружает. Много возможностей даёт загадка для умственного развития детей, для приобщения их к словесному художественному творчеству. Создавая или отгадывая загадку, они сосредотачивают внимание на конкретном предмете. Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи. Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.
Развиваем речь дошкольников:
1) Загадки-описания:
Кто с хвостиком и ушками.
У кого лапки с подушками? (Кошка)
Маленькое, серенькое
А хвостик, как шило. (Мышь)
Пара длинных ушек,
Серенькая шубка.
Быстрый побегайчик
А зовётся. (Зайчик)
2) Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:
«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)
«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)
«Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб)
«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)
3) Загадки – метафорические образы:
«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)
«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята )
«Вырасло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)
«Железная птица по небу летает» (Самолёт)
«Едет домик на колесах» (Автобус) .
Развиваем мышление и память дошкольников:
I. Игры
1) «Тренируем нашу память».
Воспитатель предлагает детям придумать загадки о животных, используя описательные характеристики:
− Серый, быстрый, боязливый. (Заяц) .
− Хитрая, рыжая. (Лиса) .
− Злой, голодный. (Волк).
− Рыжая, веселая. (Белка).
2) «Самый умный».
Воспитатель просит детей отгадать загадки. Кто первым догадается, тот должен поднять руку и сказать отгадку. Если ребёнок отгадал правильно, получает фантик. Становится самым умным в отгадывании загадок тот, у кого больше фантиков.
1) По земли скачет, а по воде плывёт? (Лягушка) ;
2) Летит – воет, сядет – роет? (Жук) ;
3) Летом – серый, зимой – белый? (Заяц) ;
4) Кто на себе свой дом несёт? (Черепаха) ;
5) Въётся верёвка – на конце головка. (Змея) .
II. Изучение загадок напамять .
Взрослый заинтересовывает детей загадками и стимулирует к изучению их напамять.
1) Не зверь, а воет. (Буря).
2) Вечером умирает, а утром оживает. (День).
3) Не конь, не бык, а привязанный. (Тыква).
4) Не огонь, а обжигает. (Крапива).
5) Въёться молоток, ремонтирует наш садок. (Дятел).
III. Загадки – шутки.
Можно предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии.
Какой ключ летает? (Журавлиный). От чего в утки ноги красные? (От колен). Чего нельзя догнать? (Своей тени). Какой косой нельзя косить? (Девичьей). Каким гребнем нельзя расчесаться? (Петушиным).
IV. Загадки – вопросы
Взрослый стимулирует детей ответить на вопрос, таким образом разгадывая загадки.
Что у человека быстрее всего? (Мысль). Что мудрее всего в мире? (Правда). В какую бочку нельзя налить воду? (В полную). С какой бочкой за водой едут? (С пустой).
Развиваем воображение дошкольников:
I. Театрализованная игра «Загадки без слов»
Дети разделяются на две подгруппы. Воспитатель с первой группой детей садится за стол и рассматривает иллюстрации к загадкам. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не проговаривая ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается на лавке. После чего дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: солнышко, море, ручеёк, чайник (если трудно то: кошку, собаку, мышонка, и т.п.), а дети второй подгруппы отгадывают. Потом загадывает вторая подгруппа детей, а отгадывает первая.
II. Творческое задание «Изображения отгадок».
Воспитатель заинтересовывает дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе (размещают дети отгадки на листе за собственным желанием).
1) Белая головка, красная шапочка. (Гриб).
2) Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево).
3) Днём в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце).
4) Нос как у свинки и колючие шерстинки. (Ёж).
5) Мягкая и зеленая дорожка, щекочет босые ножки. (Трава).
Очень интересно и полезно будет дошкольникам выполнить такую работу, ведь каждый ребёнок нарисует изображение построенное на отгадках к загадкам. Дети, рассуждая над своим изображением, могут вспомнить текст загадки про отдельные объекты (солнце, дерево, гриб и т.п.). Можно предложить дошкольникам раскрасить и рассказать, каким образом они разместили отгадки на альбомном листе (что находится вверху, внизу, справа, слева).
Развиваем внимание дошкольников:
І. Загадки – шутки.
1) Было триста котов и один мужчина. Сколько было всего ног? (Две ноги).
2) В мельнице было восемь мешков, на каждом мешке сидело по двое мышей, пришёл мельник с котом, сколько теперь стало ног? (Две ноги мельника).
3) На дереве сидел табун воробьёв, стрелок выстрелил, один упал. Сколько осталось воробьёв? (Один: тот, что упал).
II. Загадки – обманки.
Воспитатель просит дошкольников отгадать загадки, сказав, что не всегда отгадка в рифму является правильной.
1) Очень медленно и тихо
По листочку ползёт «зайчиха». (Улитка).
2) Из пальмы вниз, на пальму снова,
Шустро прыгает «корова». (Мартышка).
3) Кто грызет на ветке шишку
Ну, конечно же, это «лисичка». (Белка).
4) На сосне, как в барабан
Громко стал стучать «баран». (Дятел).
III. Игра «Отгадай».
Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых объектов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки объекта. Все дети должны отгадать объект за описанием.
− Жидкое, белое, вкусное. (Молоко).
− Белое, круглое, гладкое. (Яйцо).
− Горячее, жёлтое, яркое. (Солнце).
− Белое, мягкое, холодное. (Снег).
Во время учения умению разгадывать загадки воспитателям необходимо учитывать некоторые методические рекомендации : загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия; чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ. Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие-то характерные для того или другого предмета черты или качества, таким образом, обогащали своё воображение.
Юлия Чикина
Досуг «Вечер загадок» в средней группе
Задачи :
1. Развивать воображение, речевую и двигательную активность.
2. Учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния.
3. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.
4. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении.
5. Помочь ребёнку почувствовать себя более уверенно в группе .
Воспитатель :- Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в веселое путешествие по нашей группе , но это будет не простое путешествие, а с загадками !
Загадаю вам загадки , вы же дайте мне отгадки.
Послушайте внимательно, подумайте старательно.
Карусели, карусели с вами мы в машину сели и поехали!
(Имитируем вождение машины и двигаемся к первой остановке)
Внимание! Остановка «Кухня»
Ребята, а что находится на кухне? (Ответы детей)
Вот и загадки мы должны отгадать о тех предметах, которые можно увидеть на кухне.
В него наливают воду, компот.
И сок, молоко он попить нам дает. (Кувшин)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела : «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
И остер он и хорош. Угадали? Это (Нож) .
На ней жарим, на ней парим,
Вторые блюда получаем. (Сковорода) .
Она жара не боится, смело на огонь садится.
Варится в ней вкусный суп – суп из овощей и круп. (Кастрюля) .
Ребята, вы хорошо знаете названия посуды. Молодцы!
А какие предметы посуды вы еще знаете? (ответы детей)
А вот для вас и загадки о продуктах , об овощах и фруктах.
Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Что за скрип? Что за хруст? это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я. (Капуста)
Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а. (Лук)
Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)
Приготовить на обед ты не сможешь винегрет,
Если овоща такого у тебя на кухне нет. (Свекла)
Золотой каретой в сказке этот овощ был когда-то.
Отгадайте без подсказки, как зовется он, ребята? (Тыква)
На жарком солнышке подсох и рвется из стручков. (Горох)
Зелёный полосатый шар, с начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз, скажите, что это. (Арбуз)
В золотистой шкурке бок, а под шкуркой сладкий сок.
В каждой дольке по глоточку и для сыны, и для дочки. (Апельсин)
Полумесяц золотой, Будто медом налитой.
Он душистый, мягкий, сладкий, а на ощупь – очень гладкий. (Банан)
Молодцы! И с этими загадками вы справились , теперь можем отправляться дальше!
Карусели, карусели мы с тобою в лодку сели и поехали!
(Выполняем движения руками «гребём вёслами)»
А вот наша вторая остановка «Времена года»
Ребята, а какое сейчас время года? (ответы детей)
Внимательно смотрите на календарь природы и слушайте загадки
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)
Наступили холода. Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь : спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)
Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня. (Весна)
Я соткано из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю. И любите за это вы все меня, я. (Лето)
Воспитатель : Молодцы, ребята! Все загадки отгадали , хорошо знаете названия времён года. Можем отправляться дальше!
Карусели, карусели мы с тобой на поезд сели и поехали!
(Дети встают в колонну по одному за воспитателем и «паровозиком» двигаются к следующей остановке)
Воспитатель : Остановка «Музыкальная»
В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная. (Гармонь)
Всем известна на Руси, хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны, но она любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень и сыграет : "трень" да "брень" (Балалайка)
Воспитатель : С заданием справились замечательно! Впереди нас ждёт остановка «Игровая» !
Карусели, карусели мы с тобой в ракету сели и поехали!
(Руки «домиком» над головой)
Остановка «Игровая»
Воспитатель : В нашей группе много игрушек . Среди них есть и ваши любимые.
И загадки будут об игрушках .
Закружилась на полу и гудит она – У-у…
Чем верчу ее быстрей – тем кружится веселей. (Юла)
С братом Мишей из него много разного всего
Мы за день насобирали, а совсем и не устали! (Конструктор)
А Коля наш до самой ночи играет и играет -
Из разных маленьких кусочков картинки собирает. (Пазлы)
Я из них построю дом, пирамиду, космодром.
Что же за кирпичики, как коробки спичечные? (Кубики)
Если где пожар случится, туда машина быстро мчится,
Сигнал тревожный подает – и расступается народ!
Не грузовая, не товарная, какая же? ("Пожарная")
Что за машина скорая с сиреной мчит по городу,
Спешит помочь больному и старому, и молодому? ("Скорая помощь")
Воспитатель : Внимание! Отправляемся к следующей остановке.
Карусели, карусели мы с тобой на лошадь сели и поехали!
(Руки согнуты в локтях перед собой, «скачем» на лошадке
Остановка «Зоопарк»
Воспитатель : Наша остановка «Зоопарк» . Ребята, кого мы можем увидеть в зоопарке? (Ответы детей)
Правильно, конечно животных. А какие животные нам встретятся в зоопарке, мы узнаем отгадав загадки .
Как откроет рот – кошмар! слышно только : кар –кар –кар (Ворона)
Врач лесного царства – лечит все деревья без лекарства. (Дятел)
Гуляют у речки - рога и колечки. (Овечка)
Гордо шпорами звенит – громким пеньем знаменит. (Петух)
Кто в берлоге до весны днем и ночью смотрит сны? (Медведь)
С головы до самых пят этот хищник полосат.
Притаится и молчит, а рассердится – рычит. (Тигр)
Хожу я в рыжей шубке живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
Маленький, серенький, длинное ухо,
Комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней.
Пушистый хвост - её краса, а зовут её? (Лиса)
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж)
Воспитатель : Замечательная прогулка получилась по зоопарку! И нам пора отправляться дальше.
Карусели, карусели в самолёт мы с тобой сели и поехали!
(Руки в стороны, «летим» на самолёте)
Мы прибыли на конечную остановку «Книжкин дом»
Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
Воспитатель : Так откуда же мы узнаём о чудесах и волшебстве, приключениях и о том, как добро побеждает зло? Послушайте загадку .
Очень всем нужна я - и взрослым, и детям.
Всех я уму учу, а сама всегда молчу. (Книга)
Воспитатель : Молодцы! Конечно же - это книга. А сейчас давайте отгадаем загадки о сказочных героях .
Уплетая калачи, едет парень на печи.
Едет прямо во дворец, кто же этот молодец? (Емеля)
Деревянная игрушка носит волосы из стружки
И имеет длинный нос. Кто же это? Вот вопрос. (Буратино)
Кто сидит на троне в золотой короне? (Царь)
В красной шапочке девчушка, из – под шапки завитушки.
А в корзинке пирожок. как зовут ее, дружок? (Красная Шапочка)
Вот и закончилось наше путешествие по группе с загадками . Вы все, ребята, очень хорошо умеете отгадывать загадки .
Вам понравилось путешествовать?
Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
Короткие или длинные, сложные или простые, с рифмованными ответами или без, детские загадки станут хорошей тренировкой ума для ребенка 5 лет.
Польза от игр с загадками
Кто из нас в детстве не любил загадки? Сколько бы ни было лет ребенку, для него разгадывание загадок — это увлекательная игра, своеобразный вызов для детей самому себе: способен ли я разгадать эту головоломку? Тренировка ума, логического и образного мышления, умение сконцентрироваться на заданной теме – это лишь немногие плюсы от поиска ответов на загадки. Ведь загадка – это короткое описание предмета или явления, характеризующее их отличительные признаки. Услышав её, ребенок должен сопоставить услышанное с тем, что он видел и слышал в жизни. Разгадывая загадки, дети с самых малых лет стимулируют работу своего воображения, постепенно увеличивают словарный запас. Развивается внимание, терпение, если ответ приходит в голову не сразу.
Во взрослой жизни нам иногда приходится сталкиваться с нестандартными задачами. Именно загадки в игровой форме приучат ваших детей со 2-3 года жизни нестандартно думать. В будущем, когда они покинут стены сада и отправятся в школу, их тоже станут учить решать логические задачи, но это будет уже не так весело и интересно. К тому же, играя, дети легче усваивают информацию.
Соберитесь вечером всей семьей и устройте вечер загадок. Не важно, сколько вам самим лет, взрослым такая зарядка для мозга тоже будет полезной. Устройте дома конкурс с призами и делением на команды. Такая игра объединит всех членов семьи от самых маленьких до самых старших. Ведь бабушки и дедушки тоже могут озадачиться ответами на загадки, и еще не известно, кто победит.
С другой стороны, можно не посвящать этому весь вечер. Вы легко можете озадачить ребенка, в то время пока сами или вместе с ним делаете уборку, моете посуду или выполняете другие домашние дела. Такое общение сближает, и ваше внимание будет приятно малышу.
ТОП-100 лучших загадок для детей дошкольного возраста
Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако,
И теперь он не щенок — Взрослая …
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Ползёт наоборот, задом наперёд,
Всё под водой хватает клешнёй.
Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Он похож на колобок
С длинным хвостиком…
В землю мы его зарыли,
Чистою водой полили.
Пролетело времечко -
Проросло вверх…
(Семечко)
Кто по ней проехать смог,
Спину стер себе и бок.
До чего ж корява горка!
Догадались? Это…
На его лице морщины,
В волосах видны седины.
Этот домоседушка -
Наш любимый…
(Дедушка)
Кто из толстой кожи сшит
И вещами весь набит?
Кто объездил много стран? -
Наш дорожный…
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят.
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет …
(Черепаха)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: «Ква-ква».
(Лягушка)
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её —
Он твердит одно — га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это —
Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я —
Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это —
В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там то тут,
Как птицу эту зовут? —
(Кукушка)
Чтоб в мороз не мерзла Люба, мама ей купила…
Пару новеньких сапог для моих купили…
Чтобы в цель попасть хоть раз, нужен зоркий, меткий…
Поля ходит в детский сад. Полю в садик водит…
Вы, лягушки, где живете? Те заквакали:
(«В болоте!»)
На глухой лесной опушке Бабки-Ежкина…
(Избушка)
Заяц робкий был, несмелый. Белый снег и зайка…
Пол и стены мы помыли, а окно помыть…
Дровосеки рубят бор, есть у каждого…
Конь бежит по гладким плитам, гулко конь стучит
(Копытом)
Ходят маленькие кони, мы зовем их просто…
Мы согрели самовар, а над чашкой вьется…
Я сестренку пожалею, обниму ее за…
В паутине мы пока не видали…
Теремок ползет,
На себе его везет
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух)
Низок да колюч, сладок,
не пахуч.
Ягоды сорвешь - всю руку
обдерешь.
(Крыжовник)
Не беги с задачкой к маме —
Шевели ты сам …
(Мозгами)
В кране нам журчит водица:
«Мойте чище ваши …»
Головой верти сильнее —
Быть без дела скучно …
Я братишку пожалею:
Обниму его за …
Задышал прохладой вечер —
Ты платок накинь на …
Щиплет Дедушка Мороз
Ребятишек всех за …
Редко видим в небе просинь.
Тучи, дождь, ведь это …
Знаю точно я сама:
После осени — …
В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит «Филипп-Филипп»,
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это —
(Попугай).
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его —
(Медведь).
Апельсины и бананы очень любят…
(Обезьяны)
Какие бывают?
Загадки – маленькие стихи в 2-4 строки. Благодаря наличию ритма и рифмы они легко запоминаемы для детей. Знакомить детей с простыми загадками о зверях или простых явлениях можно уже с 2,5 – 3 лет. Существуют загадки с ответами, зарифмованными в конце строки. Такие вопросы лучше приготовить именно для маленьких детей, ведь чтобы найти ответ, нужно лишь подобрать подходящую рифму, которая так и просится на свое место.
Для детей старшей возрастной группы подойдут рифмованные загадки другого плана. В них подходящее по рифме слово не является правильным ответом, а призвано сбивать с толку. Такие загадки будут под силу детям 4 – 5 лет. Конечно, первые разы они, несомненно, поддадутся соблазну назвать слово в рифму, чем рассмешат и себя, и вас. Но, попавшись пару раз, они станут внимательнее относиться к вопросам.
Универсальность загадок в том, что какие бы вы ни выбрали, они в любом случае будут развивающими.
Не торопитесь загружать маленьких детей большим количеством загадок в первый раз. Не спугните интерес. Выберите самую простую загадку, чтобы в свои 3 года кроха сам смог найти ответ. Обязательно похвалите, стимулируйте интерес к разгадыванию загадок. Если ответ не приходит на ум сразу, не стоит спешить с ответами.
Для ребят, которые доросли уже до старшей группы детского сада, лет 5 – 6, загадки можно подбирать более сложные. Объединение загадок в тематические группы немного упростит детям задачу. Загадывайте только такие загадки, в которых описываются явления или предметы, с которыми ребята уже знакомы. При проведении развивающих занятий для изучения новых различных тем, например, «мебель», «фрукты и овощи», «явления природы», полезно будет обратить внимание на характеристики изучаемых вещей, а затем в игровой форме закрепить пройденный материал. После такой веселой игры дети старшей группы, возвратившись домой из детского сада, наверняка с восторгом расскажут вам, сколько загадок и какие отгадали именно они.
Разгадывайте загадки с детьми, развивайтесь сами и развивайте своих детей, весело проводя время вместе.
Любой из нас помнит и лампочку «грушу, которую нельзя скушать», и ножницы, у которых «два конца, два кольца, посередине гвоздик». К сожалению, некоторые родители не уделяют должного внимания загадкам -этим коротким и метким "развивалкам" детского ума, а иногда и вообще забывают об их существовании. Загадки – неотъемлемая часть детства. Загадывать деткам загадки надо с самого раннего возраста, так у ребёнка будет вырабатываться образное и нешаблонное мышление, он сможет самостоятельно составлять описания предметов, животных, проводить параллели, искать самые нестандартные решения, а ведь это очень важно для развития личности. Так что хватит теории, давайте перейдём к практике и откроем для наших малышей дверцу в удивительный и весёлый мир загадок.
Прикреплённые файлы:
zagadki-dlja-malyshei_jgc38.pptx | 6234,27 Кб | Скачан: 251 | |
www.maam.ru
Загадки про животных для детей 3, 4. 5, 6 лет с ответами | Блог мамы: работа+семья
06.01.2014 |
Как я и обещала в своей прошлой статье, сегодня выкладываю свою подборку загадок про животных для детей 3, 4, 5, 6 лет с ответами .
Мои дети очень любят разгадывать загадки. Надеюсь, и вашим детям они тоже понравятся.
Идёт, она идёт,
Все бородой трясёт,
Травки очень просит:
Ме, да ме,
Дай-те травки мне.. (Коза) .
Зимой в берлоге спит
И немножечко храпит.
А проснётся - давай реветь,
А зовут его. .. (Медведь) .
Не боится даже волка
та маленькая кроха.
У него есть острые иголки-
Защитят его надолго. (Еж) .
У него есть гребешок.
Кто ж такой? (Петушок) .
Пушистая и рыжая
На дереве живет.
Сильными зубками
Орешки все грызёт. (Белочка) .
Она скачет по болоту,
та зелёная квакушка.
Ныряет прямо в воду,
А зовут её (Лягушка) .
Зимой лапу кто сосёт?
Очень сильно любит мёд.
Может сильно зареветь…
Как назвать его? (Медведь) .
У них хобот есть и уши,
Ходят важно по суше,
Они огромны, и сильны
то серые… (Слоны) .
тот хищник - царь зверей!
Все боятся его когтей.
Очень страшен его гнев!
то самый сильный… (Лев) .
тот зверек известен миру,
Захотелось ему сыру
Упала на пол крышка -
Побежала в норку… (Мышка) .
Ночью он уже не спит,
От мышей дом сторожит.
Молочко из миски пьёт.
то наш домашний… (Кот) .
Любит очень есть морковку,
Грызёт капусточку он ловко,
Белый, серый и косой,
Кто же это такой? (Заяц) .
Дразнишь - она кусается,
Смотришь - уже ласкается.
На цепи она сидит,
Дом всегда сторожит. (Собака) .
Кто же осенью холодной
Ходит очень голодный?
Из куста зубами щёлк,
то зубастый, серый… (Волк) .
По земле она ползёт,
С язычком открывает рот.
Всех укусить хочет она,
Потому что это… (Змея) .
Кудахчет эта птица,
Ищет, чем же подкрепиться.
Она даже не хмурится.
Да это просто… (Курица) .
По двору она гуляет,
Травку кушать обожает.
«Кря» кричит, это не шутка,
Звать ее, конечно, … (Утка) .
Кто очень быстро мчится?
Пыль за ним всегда клубится,
Назовите мне, ребятки.
то борзая… (Лошадка) .
Не лицо у нее, а рыло
Землю всю перерыло,
Закрутила хвост она,
А зовут ее… (Свинья) .
А какие загадки про животных для детей 3, 4. 5, 6 лет знаете вы? Публикуйте свои загадки с ответами в комментариях!
Подробней на сайте mamrabota.ru
Загадки для детей. Использование в работе ДОУ.
Основа для отгадывание загадок - достаточно полные представления о предметах и??явлениях, поэтому необходимо учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.
Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.
Для детей младшей группы характерно эмоциональное восприятие. В младшем возрасте активно развиваются внимание, память, становится наглядно-образной, формируется воображение. Благодаря этому на основе словесного описания дети могут создать образ предмета.
Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторые предметы домашнего обихода, продукты питания. Загадки могут иметь подсказку.
Голодная - мычит, сытая - жует,
Кто он такой?
Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными.
У детей младшей группы еще мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому, часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и, в следующий раз, сами ее отгадают.
Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.) . Сравнивать предметы между собой.
Согласно программе воспитания в детском саду, дети этого возраста знакомятся с особенностями овощей, фруктов, характерными признаками животных, учатся наблюдать явления природы, узнают о назначении предметов домашнего обихода, транспорта.
Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения.
Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
Скатерть белая весь мир накрыла.
Колючий клубок прибежал в садок.
Подобные образные средства понятны детям благодаря большому внешнему сходству.
Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с малышами выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы.
В окончание средней группы с детьми можно проводить развлечения на основе загадок.
Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды.
У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.
Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным:
Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
Всегда во рту, а не проглотишь.
Сам черный, и не ворон,
Есть рога, и не бык,
Шесть ног без копыт.
(Рогатый жук)
Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу.
Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной.
А наличие у детей необходимых умений, знаний, навыков будет зависеть от работы воспитателя с малышами и его творческого подхода к работе с загадками.
Таким образом, при подборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать:
Соответствие тематики загадок воспитательным и образовательным задачам и жизненному опыту детей;
Полноту и конкретность характеристики предмета или явления;
Доступность языка и степени сложности художественного образа;
Тип логической задачи и характер умственной операции при отгадывании
Загадки широко используют на занятиях, как составная часть и на специальных занятиях на загадывание и отгадывание загадок, в бытовой и игровой деятельности.
Для закрепления знаний о характерных признаках предметов, их назначении, способы использования загадки - незаменимое средство. Использование загадок на занятиях - один из важных приемов обучения. Они входят во все занятия по различным разделам программы.
Как правило, широко используются загадки на занятиях по развитию речи детей: во время наблюдений, экскурсий, экскурсий-обзоров, бесед, рассматривания картин, чтения художественных произведений, описания предметов, слушания радио, во время дидактических игр.
Загадки используют как прием, который побуждает к усваиванию знаний, необходимых для наблюдений. Например, в младшей группе, перед наблюдением за рыбкой предлагается загадка:
Стеклянный дом на окне
С камнями и песком на дне,
И с рыбкой золотой.
(Аквариум)
Воспитатель спрашивает: «Кто узнал этот дом? Как он называется? Чей это дом? Кто в нем живет? »
После того дети внимательно рассматривают рыбку и аквариум.
Загадки используют не только в начале, но и в процессе наблюдений. Их можно использовать как окончание и обобщение процесса наблюдения.
Экскурсию в зоопарке можно закончить загадкой:
Я куда-то ходил с папой,
Зверей видел там много:
А птиц там разных - сила.
Слон водою нас облил.
Где я был, куда ходил?
(Зоопарк)
Экскурсию-обзор групповой комнаты целесообразно проводить с использованием загадок о предметах, которые есть в комнате. Начало занятий - рассматривание предметов с вопросами: «Из чего сделаны предметы? Для чего они нужны?
Чем они похожи или отличаются?». Продолжение занятия - загадывание загадок о предметах (аквариум, часы, книги) .
Очень всем нужна я -
Подробней apruo.ru
» Загадки для детей дошкольного возраста Diros - Портал для всей семьи
Загадки для детей дошкольного возраста
Многие родители знают, насколько необходимы для детей интересные детские стихотворения. Запоминающиеся стихи мы вспоминаем с самого детства - это и Терем-теремок и Идёт бычёк качается. Заучивая стихотворения, вы расширяете детям мировоззрение. А еще можно добиться расширения кругозора детей - детскими загадками. Те дети, которые ищут решения на загадки легко развивают своё мировоззрение и им гораздо легче искать в будущем ключи сложных ситуаций и вопросов.
Веселые загадки для детей. Для детей до 3 лет лучше загадывать загадки с демонстрацией картинки-отгадки, потому что мышление у них пока - наглядно-действенное. Демонстрируя отгадки и задавая им загадки вы будете развивать наглядно-образное мышление и создадите хорошее настроение вашим детям.
Такие загадки из книг В. Степанова подойдут и для любого детского праздника для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Технология обучения детей дошкольного возраста составлению загадок.
Старший воспитатель Кулагина Н. А
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки - наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возра.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка - вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания.
Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Таким образом, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету и основана на сходстве и отрицании сходства между предметами. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед.
В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную «живинку» в занятия, они заставляют по- новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Педагоги предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом.
Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогат конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку - значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию.
Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
Развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения;
Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
Стимуляция умственной активности;
Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
Развитие сенсорной сферы.
Показателями познавательно-речевой активности в процессе отгадывания и составления загадок являются:
Умение анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;
Умение синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;
Умение сравнивать, обобщать;
Умение рассуждать, делать умозаключения, выводы;
Умение предоставлять аргументы и доказательства.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
Загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение) ;
Загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово- отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое) . Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
Загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
Загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания) . В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства. предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.) . Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудих труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Ю. Г. Илларионова считала, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи.
Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.
Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г. Илларионова рекомендовала при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений.
Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полным.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей.
интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю. Г. Илларионова, советовала соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:
Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
На основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях Ю. Г. Илларионова рекомендует не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения. Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки.
Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке.
При этом используются элементы загадки для описания, обозначения Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.
Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, рекомендуется при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений.
Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно важно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях следует не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием.
Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы.
Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
В практике работы с детьми старшего дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок:
Модель составления загадки про какой-либо объект;
Модель составления загадки на основе «занижения» свойств объектов или их «завышения»;
модель составления загадки на основе сравнения одного объекта с другим объектом.
Чтобы менялись содержание и способы доказательства, желательно предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному, очень емко и красочно об одном и том же.
Итак, в процессе отгадывания и придумывания загадок обогащается и активизируется словарь старших дошкольников. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, понять многозначность слов.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне интуиции или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями.
Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практикеработы с детьми дошкольного возраста используются три основных моделисоставления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением моделисоставления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либообъект.
Подробней на сайте nsportal.ru
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек, я...
(Осень)
Про сказочных героев.
На сметане мешен, Бабушка девочку очень любила, Носик круглый, пятачком, Лечит маленьких детей, | Толстяк живёт на крыше, Возле леса, на опушке Что за странный Вместе с Карлсоном |
Животные и птицы. |
| |||||
Природные явления. Что за звёздочки резные Покружилась звёздочка С неба звёзды падают, С неба падают зимою Всю зиму лежал, Он чёрной тучей был сначала, Вился, вился белый рой, Скатерть бела весь мир одела. Вода по воде плавает. Не колючий, светло-синий Без рук рисует, Чтобы осень не промокла, Невидимкой, осторожно Кто без брёвен мосты строит? Рассыпала Лукерья Растёт она вниз головой, Что, дотронувшись едва, Живёт без тела, Ты кричал - оно молчало, Виден край, да не дойдёшь. От кого, мои друзья, Все меня топчут, а я всё лучше. Кто в году четыре раза переодевается? Я над речкой лежу, оба берега держу. Если руки наши в ваксе, Течёт, течёт - не вытечет, Чуть дрожит на ветерке Два братца В тихую погоду - нет нас нигде, | Кругом вода, а пить нечего. Бегу я как по лесенке, В голубенькой рубашке Глядятся в него молодые рябинки, Утром бусы засверкали, Крашеное коромысло Приказало солнце: стой, Разноцветные ворота Бежал по тропке луговой - Кто зимой в трубе гудит? Как по небу, с севера, Надо мною, над тобою Пушистая вата По небесам оравою Нахмурится, насупится, Кто всю ночь по крыше бьёт Шёл долговяз - в земле увяз. Говорю я брату: Седой дедушка у ворот Раскалённая стрела Ты весь мир обогреваешь, Голубой платок, алый колобок, Хлеба краюшка висит над избушкой Это что за потолок? Голубой шатёр весь мир накрыл. Ночью на небе один Ночью по небу гуляю, |
Материалы и инструменты. Профессии. | ||
Встаём мы очень рано, Всех отвозить по утрам на работу. Кто в дни болезней всех полезней В прошлый раз был педагогом, Наведёт стеклянный глаз, В небо ласточкой вспорхнёт, Скажи, кто так вкусно, С огнём бороться мы должны, Вот на краешке с опаской Всю жизнь крыльями машет, Он с хоботом резиновым, Пыль увижу - заворчу, заверчу и проглочу. Есть у меня в квартире робот. Рядом с дворником шагаю, Зубы имеют, Огородник тот Мы - для пильщика подставка, По деревянной речке На что взглянет этот глаз - В лесу родился, а дома хозяйничает. | Два конца, два кольца, посредине гвоздик. Маленький, кругленький, Я пушистый, мягкий, круглый, У дядюшки у Никона Птичка-невеличка: Одноглазая старушка Одна подружка Сама коротка, а хвост длинен. Маленького роста я, В полотняной стране То назад, то вперёд Принялась она за дело, Две ручки, во всё брюхо зубки. Сам худ - голова с пуд. Толстый тонкого побьёт. Бьют Ермилку по затылку, Поднимает великан Что за машина: К нам во двор забрался крот, Начинает он копать, заменяет сто лопат. Там, где строят новый дом, |
Пальчиковые игры и физкультминутки.
1: Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
2: Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем,
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
3: Вот помощники мои
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули,
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
4: Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть…
5: Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук -
Ж - ж - ж.
Гуси шеи выгибали,
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш - ш
И опять настала тишь...
6: Раз, два - встать пора
Раз, два - встать пора,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
7: Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайка поиграть,
Прыгать серенький горазд
Он подпрыгнул 300 раз.
***
Не под окном
(руки в стороны)
,
А около
(руки вперёд)
Катилось "О" и охало
(круг руками)
,
Охало, охало, не под окном, а около
(Руки к щекам, перед собой, в стороны, вниз).
Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:
Меж еловых мягких лап
(стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап
(поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох.
(Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
(Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья?
(Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Это я, я, я!
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.
Приплыли тучки дождевые: - лей, дождик, лей!
Дождинки пляшут, как живые! - пей, земля, пей!
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт!
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт.
Мы подуем высоко: - с-с-с
(подняться на носочки)
.
Мы подуем низко: - с-с-с
(присесть)
.
Мы подуем близко: - с-с-с
(руки ко рту)
.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко,
И отправились в дорожку.
Дети, вместе с воспитателем, показывают, как падает снежок, как улеглись снежинки, как ветер кружит их.
На поляну, на лужок тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,
Пляшут все пушинки, белые снежинки.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Все выходят по порядку
- (ходьба на месте)
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку -
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
Наклон вперёд.
Самолёты загудели
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
,
Самолёты полетели
(руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)
,
На полянку тихо сели
(присесть, руки к коленям)
,
Да и снова полетели.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны,
Ножки вкось,
Ножки вместе,
Ножки врозь.
Наша ёлка велика
(круговое движение руками)
,
Наша ёлка высока
(встать на носочки)
,
Выше мамы, выше папы
(присесть и встать на носочки)
,
Достаёт до потолка (потянуться)
.
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!
Захар змея запускает,
(руки вверх)
.
Зоя с зайкой играет,
(прыжки)
,
Зина в лес пошла,
(шаги на месте)
,
Землянику нашла.
(наклоны в перёд и "складывание" ягод в корзинку)
.
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
Ох, ох что за гром?
(руки - к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом.
(движения, имитирующие работу с молотком)
.
Молоток: тук-тук
(хлопки руками),
Помогать идёт петух.
(шаги с наклонами в стороны)
.
Катились колёса, колёса, колёса
(руки согнуты, толкающие движения)
Катились колёса всё в лево, всё косо
(руки на поясе, вращательные движения туловищем)
Скатились колёса на луг под откос
(вращательные движения в другую сторону)
И вот, что осталось от этих колёс.
(выпрямиться, развести руки в стороны)
.
Мы проверили осанку -
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево,
И беритесь вновь за дело.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
Мы сегодня рано встали
(шаги на месте)
И зарядку делать стали.
Руки - вверх! Руки - вниз!
Влево-вправо повернись!
На берёзу галка села
(присесть, руки к коленям)
,
С дерева потом слетела
(встать, помахать руками)
.
На кровати спит Федот
(присесть, руки под щёку)
И с кровати не встаёт
(встать, развести руками в стороны)
.
Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять, будем собираться.
Раз, два, три, четыре, пять, сядем заниматься.
Утром дети в лес пошли
(шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли
(размеренное приседание)
,
Наклонялись, собирали
(наклоны вперёд)
,
По дороге растеряли
(ритмичное разведение рук в стороны)
.
Ветер дует нам в лицо,
И качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают
(ритмичное зажмуривание глаз)
,
После отдыхают
(приседают, руки свободные)
.
Конец формы
Старшая и подготовительная группыВ возрасте от 2 до 5 лет потребности ребенка в получении продукта собственной деятельности могли быть реализованы только благодаря игре-экспериментированию с материалами и инструментами. В старшем дошкольном возрасте активное стремление ребенка к целенаправленной продуктивной деятельности получает свое реальное воплощение: ребенок не только готов, но и может поставить четкую цель, сделать что-то реальное и добиться результата. При этом получение результата становится для ребенка критерием, на основании которого он может судить сам о себе, о своих возможностях. Если результат его работы успешен, ребенок начинает верить в себя, в свои силы и уверенно берется за другую, более сложную работу. Для создания психологических основ трудовой деятельности чрезвычайно важно формировать у детей данного возраста позицию созидателя, это возможно лишь при условии достижения ими практических результатов в своей деятельности. Поэтому задача педагога на данном возрастном этапе - отбор соответствующего содержания для практической деятельности. Детям должна быть предложена простая по способам выполнения работа, дающая практический продукт. Пусть труд ребенка будет небольшим, но настоящим; результата примитивным, но нужным для ребенка и используемый им в своих целях. Так, в конструировании желательно, наряду с крупными деталями крупногабаритных конструкторов, иметь их копии в значительно уменьшенном виде. Наличие маленьких копий позволит детям с наименьшими затратами сил и времени реализовать свой замысел вначале на уменьшенной модели, а затем воплотить его в крупногабаритной конструкции. В процессе создания изображения старшие дошкольники не только передают окружающую их действительность и выражают свое эмоциональное отношение к ней. Но для того чтобы так действовать, ребенку нужны соответствующие изобразительные материалы. Размещение материала.Педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста организуется по 2-м основным направлениям: Создание условий в группе для самостоятельной работы; Факультативная, кружковая работа с детьми. Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы, подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Они должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что-то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент, не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение. Все острые предметы должны убираться в закрывающиеся ящики. Во время работы детей с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение определенной техники безопасности. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением). Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность. На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.). На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем - все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, поролон, пенопласт и др.). Для конструирования в старших группах специального места не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный - убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины, как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий материал складывают в коробки. Примерный набор материалов и оборудования для старшей и подготовительной группМатериалы для изобразительной деятельности
Материалы для конструирования
|