Общий размер трудовой пенсии складывается. Минимальная пенсия по старости без трудового стажа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выработав трудовой стаж, граждане вправе получать заслуженную пенсию по старости. Законодательно установлено, что пенсия – это вид выплаты, положенной ежемесячно, которая служит своего рода компенсацией заработной платы, утраченной в связи с наступлением определенного законодательством возраста, а именно: для женщин – 55 лет, а для мужчин 60 – лет.

Трудовая пенсия каждый месяц выплачивается гражданам. Право на получение такой выплаты есть у всех граждан РФ, которые застрахованы. Получать ее могут не только россияне, но и иностранцы, лица без гражданства, но при условии, что они проживают на законных условиях на территории нашей страны.

Право на денежные выплаты имеют мужская половина населения в возрасте 60 лет и женщины в возрасте 55 лет. Существует и непременное условие для начисления таких денежных средств – выработанный страховой стаж, данное правило является основным для начисления трудовой пенсии по старости.

  • выплаты назначаются для женщин в возрасте от 55 лет, а для мужчин – от 60 лет;
  • назначаются работникам, имеющим страховой стаж, размер которого оговорено в законе;
  • положены сотрудникам, имеющим пожизненное право на их получение.

На размер трудовой пенсии влияют индивидуальные данные гражданина, а именно должность на которой он проработал, зарплата, которую получал за несение служебных обязанностей, наличие инвалидности и прочие параметры.

Важно! Согласно данным, предоставленным ПФ РФ, средние размеры выплат в настоящее время составляют 13700 рублей. Минимальная же трудовая пенсия составляет 8803 рубля, следует уточнить, что это трудовая пенсия по старости, назначаемая на общих основаниях.

Основные отличия от других видов

Виды данных денежных выплат регламентированы ФЗNo166 от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Существует два вида денежных средств, которые выплачиваются гражданам:

  1. Выплаты за выслугу лет. В число получателей входят сотрудники МВД, моряки, космонавты.
  2. Компенсация по старости.

Как стало уже понятно, право на получение выплат имеют граждане, достигшие преклонного возраста. При выплате также учитывается и страховой стаж. С 2015 года минимальный показатель страхового стажа – 5 лет, но эта цифра постоянно будет повышаться, пока, в конечном счете, к 2025 году не достигнет отметки в 25 лет.

Право на досрочный выход на отдых имеют граждане, чей труд, в соответствии с законодательством, подходит под классификацию труда людей, чья деятельность ежедневно связана с физическими и умственными нагрузками:

  1. Люди, непосредственно связанные с выполнением работы с риском для жизни и здоровья. В данную категорию попадают граждане, выполняющие свою трудовую деятельностью под землей, на шахтах и рудниках, в лесополосах и горячих цехах.
  2. Женщины, трудящиеся на текстильных заводах, занятые в некоторых видах сельского хозяйства; иные профессии, где труд связан с непосильными нагрузками, особенно для женского организма.
  3. Работники службы спасения, пожарных служб и сотрудники, выполняющие работу в местах лишения свободы, а именно сотрудники конвоя и иные.
  4. Сотрудники летного состава гражданской авиации и те, кто осуществляет руководство полетами.
  5. Уйти ранее положенного срока вправе и работники флота, а также рыбной промышленности.
  6. Сотрудники, работающие водителями общественного транспорта, также имеют право на преждевременный уход.
  7. Педагоги также вправе уйти на почетный отдых раньше пенсионного возраста, при этом их возраст не учитывается – необходимо лишь, чтобы стаж составлял 25 лет.
  8. Сотрудники сферы охраны здоровья могут также преждевременно уйти на отдых, но для этого их страж должен составлять 25 или 30 лет – зависит от местности, в которой они проработали.
  9. Сотрудники театра вправе уйти на пенсию после 15-30 лет работы на сцене.

Какие документы потребуются?

При наступлении пенсионного возраста и при соответствии требований назначения трудовой пенсии по старости, гражданину необходимо обратиться в ПН РФ с заявлением, к которому потребуется приложить пакет документов, которые сотрудники будут рассматривать в течение одного месяца.

При обращении потребуется предоставить пакет бумаг:

  1. Документ, подтверждающий право на получение выплаты.
  2. Справка о размере зарплаты и страхового стажа.
  3. Идентификационный номер.
  4. Данные об адресе проживания пенсионера.
  5. Если человеку присвоен особый статус, то подтверждающие документы (к примеру, речь идет об участниках боевых действия и т. д.).
  6. При ликвидации или реорганизации предприятия также потребуется предоставить документы.

После рассмотрения заявления и пакета документов гражданину будет определен размер выплаты и начислен минимальный размер оплаты.

Процедура оформления

Хотя законодательно и закреплено, что денежные средства положены к выплате при наступлении преклонного возраста, выплата данных средств автоматически не начисляется. Для реализации данного права потребуется обратиться в орган ПФ РФ.

Важно! Для того чтобы получать денежные средства, потребуется оформить заявление и передать его в орган ПФ РФ; срок рассмотрения составляет месяц. Если гражданин, при достижении возраста, своевременно не подаст заявление в орган, то выплаты будут начисляться ему только с момента подачи документа.

Месяцы, в которые гражданин не обратился с заявлением, ему компенсированы не будут. Именно поэтому требуется заблаговременно подумать о данном вопросе и подготовить заявление, с которым впоследствии требуется прийти в ПФ РФ до наступления дня исполнения 55 или 60 лет.

Вывод

Итак, анализируя информацию, представленную в статье, становится ясно, что трудовая пенсия по старости положена работникам, достигшим преклонного возраста, и ее размер зависит от многих индивидуальных особенностей труда.

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:

1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;

14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;

2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;

3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

4) инвалидам вследствие военной травмы;

5) инвалидам по зрению;

6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

3.4. Размеры трудовых пенсий по старости

3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)

Порядок определения размеров трудовых пенсий определяется гл. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Размеры трудовых пенсий по старости определяются ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Как говорилось выше, трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной; ее размер определяется путем сложения этих трех частей.

Базовая часть представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1 950 руб. в месяц. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном по отношению к общему размере. Лица пожилого возраста и инвалиды постоянно нуждаются в постороннем уходе, что связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому этим категориям лиц базовая часть трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере. Размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет 3900 руб. в месяц.

В таком же размере (3900 руб. в месяц) устанавливается размер базовой части инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

Также повышенный размер базовой части трудовой пенсии устанавливается для лиц, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении одного члена семьи размер базовой части составляет 2600 руб. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера двух членов семьи – 3 250 руб. в месяц, при наличии на его иждивении трех и более членов семьи – 3900 руб. в месяц.

Если пенсионер, на иждивении которого находятся члены семьи, достиг 80-летнего возраста или является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, то устанавливается еще более высокий размер базовой части пенсии.

При наличии одного члена семьи на иждивении пенсионера, достигшего 80-летнего возраста или имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии выплачивается ему в размере 4550 руб. в месяц. Если на иждивении такого пенсионера находится два члена семьи, то размер базовой части составляет 5200 руб. в месяц, если три или более членов семьи, то размер базовой части составляет 5850 руб. в месяц.

В повышенном размере устанавливается размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим или работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, размер базовой части увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Данные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ и в зависимости от района проживания. Если пенсионер выезжает на новое место жительства, то размер базовой части его пенсии устанавливается в соответствии с коэффициентами нового места жительства либо без учета коэффициентов, если новое место жительства не относится к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 2925 руб. в месяц, за исключением случаев, когда эти лица достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени или имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении этой категории лиц одного нетрудоспособного члена семьи базовая часть пенсии выплачивается в размере 3900 руб. в месяц, при наличии на их иждивении двух членов семьи – 4875 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи – 5850 руб. в месяц.

Пенсионерам этой категории, достигшим 80-летнего возраста или имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии устанавливается в размере 5850 руб. в месяц. Если же пенсионеры этой категории достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то размер базовой части трудовой пенсии будет составлять: при наличии на иждивении одного члена семьи – 6825 руб. в месяц, при наличии на иждивении двух членов семьи – 7800 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи размер базовой части будет составлять 8775 руб. в месяц.

Также в повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии, если они имеют страховой стаж не менее 20–25 лет. Этой категории лиц базовая часть устанавливается в размере 2535 руб. в месяц. Если лица этой категории достигли возраста 80 лет или имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части составляет 5070 руб. в месяц. Если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, то при наличии одного такого члена семьи размер базовой части будет составлять 3380 руб. 60 коп. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера этой категории двух членов семьи сумма базовой части составляет 4225 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи базовая часть выплачивается в сумме 5070 руб. в месяц. Если же пенсионер этой категории достиг 80-летнего возраста или имеет ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то при наличии одного члена семьи базовая часть выплачивается им в размере 5915 руб. в месяц, при наличии двух членов семьи им выплачивают 6760 руб. в месяц, при наличии трех или более членов семьи – 7605 руб. в месяц.

3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах.

СЧ = ПК/Т

Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы застрахованного лица учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы, учтенные на индивидуальном лицевом счете, представляют собой расчетный пенсионный капитал. Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 1 января 2002 г., в денежном выражении. Надо сказать, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» составляет 19 лет, а поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях», а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 1 января 2001 по 1 января 2013 г. Таким образом, количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты в 2001 г., составляло 138 месяцев, в 2002 г. – 144 месяца, в 2003 г. – 150 месяцев, в 2004 г. – 156 месяцев, в 2005 г. – 162 месяца, в 2006 г. – 168 месяцев, в 2007 г. – 174 месяца, в 2008 г. – 180 месяцев, в 2009 г. – 186 месяцев, в 2010 г. – 192 месяца, в 2011 г. – 204 месяца, в 2012 г. – 216 месяцев, в 2013 г. и далее – 228 месяцев.

Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2009 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120 000 руб. на 186 – количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120 000 / 192 = 625 руб.

Так рассчитывается страховая часть пенсии.

Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

Пример:

10 февраля 2007 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2009 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

Пример:

15 июня 2004 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

3.4.3. Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)

Размер накопительной части трудовой пенсии, так же как и размер страховой ее части, исчисляется по математической формуле, в соответствии с которой накопительная часть трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Установленная п. 9 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формула расчета накопительной части трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом:

НЧ = ПН / Т , где

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, который применяется для расчета накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из смысла нормы, установленной п. 9 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», расчет ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется по иным правилам, чем расчет ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии. Указанный порядок расчета должен быть установлен федеральным законом. Но до настоящего времени такой порядок законодательство не определило. Таким образом, один из показателей, необходимых для расчета накопительной части трудовой пенсии, в настоящее время отсутствует.

Если в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия подлежит перерасчету, а суммы, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете или в специальной части индивидуального лицевого счета, уже однажды были учтены при назначении трудовой пенсии, то при осуществлении перерасчета трудовой пенсии, эти суммы не принимаются во внимание.

3.4.4. Общий размер трудовой пенсии по старости

Общий размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с установленной п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формулой расчета:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии;

БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Общий размер трудовой пенсии определяется путем сложения трех ее частей: базовой, страховой и накопительной.

От 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Материал, размещенный ниже, утратил актуальность!

Понятие трудовой пенсии по старости

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств .

Трудовая пенсия по старости - один из видов трудовой пенсии (еще закон выделяет: по инвалидности и по случаю потери кормильца). Она назначается пожизненно.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

  1. страховой части;
  2. накопительной части.

Условия назначения трудовой пенсии по старости

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

При переезде на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства, за исключением проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, где

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии (пункт 1 настоящей статьи).

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П = СЧ + НЧ, где

П - размер трудовой пенсии по старости;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.

При отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, либо сокращением численности или штата работников, с их согласия может назначаться пенсия на период до достижения нормального пенсионного возраста, но не ранее чем за два года. Это правило распространяется и на досрочные пенсии (

С начала 2015 года в России стартовала новая пенсионная реформа. Теперь гражданам, обратившимся за назначением выплаты, оформляется страховая пенсия ; такое понятие, как трудовая пенсия, в новом законодательстве теперь отсутствует.

Одним из обстоятельств, влияющих на право получения и размер выплаты , является стаж застрахованного лица . Ранее при назначении трудовой пенсии учитывался общий стаж . Он включает в себя итоговую продолжительность всех периодов трудовой и другой общеполезной деятельности до 2002 года.

Всем гражданам, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования , была произведена конвертация их пенсионных прав на 1 января 2002 года . Таким образом, были преобразованы их права в расчетный пенсионный капитал.

  • Подсчет стажа за данный период осуществляется в календарном порядке, учитывая фактическую продолжительность.
  • Исключение составляют лишь некоторые периоды льготной работы, засчитываемой в увеличенном размере в соответствии с законодательством РФ.

Теперь при назначении страховой пенсии учитывается страховой стаж . Он включает в себя периоды трудовой деятельности, в течение которой начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР , а также некоторые нестраховые периоды (служба по призыву, уход за ребенком до полутора лет, за инвалидом I группы , ребенком-инвалидом). Такие общественнозначимые периоды входят в состав страхового стажа при условии, если до них или после присутствует непосредственно время работы.

С 2015 года пенсионные права учитываются в пенсионных баллах , а при назначении выплаты они переводятся в рубли.

Условия назначения страховых пенсий по старости

Пенсионное обеспечение в нашей стране базируется на страховых принципах, поэтому большинство наших граждан получают именно страховую выплату в связи с преклонным возрастом. Тем не менее, для назначения такого обеспечения существует ряд условий , описанных в статье 8 закона «О страховых пенсиях» :

  • Для некоторых категорий граждан (инвалиды I группы, граждане, достигшие 80 лет или имеющие на своем обеспечении иждивенцев) значение ФВ устанавливается в повышенном размере.
  • Для граждан, работавших или проживающих на Севере, к данной величине применяются «северные» коэффициенты.

Кроме того, государство предусмотрело возможность дополнительного увеличения размера выплаты за счет премиальных коэффициентов в случае принятия гражданином решения выйти на пенсию в более поздние сроки. В таком случае значения ИПК и ФВ будут увеличены в зависимости от срока, на который граждане перенесли оформление своего пенсионного обеспечения.

Новая формула расчета

Исходя из вышесказанного, можно преобразовать все значимые факторы в формулу для подсчета пенсии.

Выглядит она следующим образом:

СП = ИПК х СПК + ФВ,

  • СП - размер страховой выплаты;
  • ИПК - накопленные пенсионные баллы;
  • СПК - стоимость одного балла на день установления пенсии;
  • ФВ - базовая сумма.

Данная формула в полной мере относится к тем гражданам, кто начал свою трудовую деятельность в 2015 году. Для те же, кому до выхода на заслуженный отдых остался немного времени, все накопленные права будут конвертированы (переведены) в коэффициенты, а далее расчет будет осуществляться по-новому.

Такие показатели, как фиксированная сумма и стоимость пенсионного балла ежегодно увеличивается Правительством РФ на уровень инфляции.

Размер фиксированной выплаты к пенсии в 2017 году

Ранее (с 1 февраля 2016 года) величина базовой суммы была увеличена на 4% и составила 4558,93 рублей. Ежегодная индексация данного показателя, утверждаемая государством, проходит на уровне не ниже инфляции за предыдущий год.

Важным новшеством с 2016 г. стала отмена индексации данного показателя для работающих пенсионеров. Факт осуществления трудовой деятельности определяется на основании данных, представляемых страхователями в ежемесячном упрощенном отчете. После прекращения работы выплата пенсии возобновляется с учетом индексации. Причем при устройстве на работу вновь размер страховой суммы уменьшен не будет .

В 2017 году дважды был увеличен размер страхового пенсионного обеспечения: по инфляции 2016 года - 5,4% и дополнительно до указанного у законе значения 5,8%. Таким образом, с 1 апреля 2017 года размер фиксированной выплаты будет составлять 4823,37 рублей .

Минимальный размер пенсии по старости в 2017 году

В соответствии с введенной по новому закону формулой для возникновения права на страховую пенсию достаточно иметь в 2017 году 8 лет стажа и 11,4 пенсионных балла. При наличии таких минимальных значений данных показателей страховая выплата будет назначена соответственно в минимальном размере .

При этом стоит отметить, что для получателей пенсионных выплат, размер которых окажется ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания гражданина, будет установлена федеральная социальная доплата (ФСД).

Исходя из приведенных выше показателей можно рассчитать размер страховой выплаты при минимальных требованиях .

Известно, минимальное требование к пенсионным баллам в 2017 составляет 11,4 пенсионных коэффициента. Страховой стаж при расчете пенсии по формуле не учитывается.

Имея данные о стоимости пенсионного балла в 2017 г. и размере фиксированной суммы, равным 78,58 рублей и 4823,37 рублей соответственно, рассчитаем размер минимальной пенсионной выплаты в 2017 году:

11,4 х 78,58 руб. + 4823,37 руб. = 5719,18 руб.

Данная сумма значительно ниже прожиточного минимума по стране (8540 рублей), вследствие чего при назначении пенсии с минимальными требованиями можно рассчитывать на федеральную социальную доплату к пенсии.

Назначение пенсионного обеспечения

В данном случае гражданин должен обратиться в территориальный орган ПФР или в многофункциональный центр (МФЦ), заключивший соответствующее соглашение с фондом.

  • Страховая пенсия устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права. Днем обращения считается дата принятия соответствующего заявления, либо число, указанное на почтовом штемпеле при передаче такового документа по почте, либо время его отправки с помощью сети интернет при использовании портала государственных услуг.
  • Исключительным случаем из данного правила является обращение за выплатой по старости в течение месяца со дня увольнения с предприятия. Тогда пенсия будет назначена со следующего после увольнения дня.

Заявление об установлении выплаты по возрасту рассматривается специалистами управления ПФР в течение 10 рабочих дней со дня приема такового, после чего выносится решение о назначении или об отказе. В последнем случае ПФР информирует гражданина в течение пяти рабочих дней о принятом решении с указанием причины и срока его обжалования. Период рассмотрения документов может быть и продлен свыше 10 дней, но только в случае необходимости представления дополнительных справок. В любом случае он не может быть дольше трех месяцев .

Назначение страховой пенсии по старости осуществляется без указания срока его окончания, то есть бессрочно .

Какие нужны документы для оформления пенсии по возрасту

При обращении за назначением выплаты по старости необходимо в обязательном порядке предъявить следующие документы :

  1. паспорт застрахованного лица, являющегося гражданином РФ, или вид на жительство для иностранцев;
  2. свидетельство , подтверждающее регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  3. трудовая книжка и справки, подтверждающие факт работы гражданина, при отсутствии записи в основном документе о трудовом стаже;
  4. справка о заработной плате за 60 месяцев в течение периодов работы, следующих подряд в трудовой книжке.

Последний документ будет рассматриваться в сравнении с полученным результатом о зарплате гражданина за 2000 - 2001 г.г., имеющемся в распоряжении органов ПФР. Для расчета итоговой суммы будет выбран наиболее выгодный вариант.

Для назначения пенсии могут быть представлены и другие документы , о необходимости которых сообщит специалист ПФР после детального изучения всех представленных справок. Документы из других ведомств государства и подведомственных ему органов запрашиваются без участия гражданина в рамках предоставления госуслуг.

Выплата страховой пенсии по старости

Начисление и доставка выплаты по возрасту осуществляется за текущий месяц . Получать пенсию граждане могут самостоятельно или оформив доверенность на другое лицо. Если срок действия данного документа превышает один год, то выплата по ней будет продолжаться при условии подтверждения пенсионером факта регистрации по месту получения выплаты.

При подаче заявления о назначении гражданин обязан указать удобный для него способ доставки пенсии . Таких вариантов существует несколько:

  • через учреждения почтамта (на дому или в кассе организации);
  • через банк;
  • через организацию, занимающуюся доставкой выплаты (на дому или непосредственно в таком учреждении, выбрав его из списка предприятий, заключивших соответствующее соглашение с ПФР).

Впоследствии способ доставки может быть изменен , если гражданин представит свое волеизъявление в виде письменного обращения в ПФР.

В соответствии с действующим законодательством получатель страховой выплаты по возрасту обязан уведомить ПФР обо всех моментах, влекущих изменение размера пенсии, ее прекращение или продление, а также об изменении места жительства на следующий рабочий день после наступления таких обстоятельств.

Минимальную пенсию в Российской Федерации можно считать относительным понятием, которое невозможно определить точно. Но в этом случае основным показателем, характеризующим «минимальность», является размер прожиточного минимума, и для каждого региона России он устанавливается свой собственный.

Граждане, у которых пенсионное обеспечение на порядок выше этой цифры – «везунчики», но если ниже, то переживать не стоит, так как политика государства направлена на защиту малоимущих слоев населения.

Средний размер пенсии в России, какой он?

Пенсионный фонд РФ предоставил информацию, согласно которой средний размер пенсионного обеспечения по старости до 1 апреля 2016 года составил порядка 9227 рублей. Аналитики провели сравнительный анализ пенсий с зарплатами по России, и они пришли к выводу, что данная сумма эквивалентна 40% среднего общероссийского заработка. Но здесь следует указать средний размер социальной пенсии – эта сумма составляет 7067 рублей.

Детям с различными группами начисляется пенсия, средний размер которой равен 11445 рублей. Категория граждан, получивших пенсионное обеспечение по инвалидности, полученной в результате военных увечий и травм, составляет в среднем 14307 рублей. Все эти цифры пенсионных выплат будут проиндексированы в апреле 2016 года.

Обратите внимание, что в России, в постсоветское время, пенсионное обеспечение граждан считалось самым высоким, и лишь страны Прибалтийского региона могли конкурировать с богатством нашей державы. Но и здесь можно сделать поправки, что в странах Прибалтики зафиксирован высокий уровень расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг, и большую часть «пенсионного заработка» забирают именно они. Если брать во внимание государственную пенсионную политику, которая проводилась за это время, то в сравнении с девяностыми годами прошлого века кризисные явления практически отсутствуют.

При этом размер средней пенсии увеличивается, и по предварительным расчетам, цифра растет почти вдвое быстрее, чем инфляции цен на товары потребительской корзины. На это влияет индексация пенсий, которая проводится государством дважды в год – в первых числах февраля и апреля.

Размер минимальной пенсии по старости в РФ

После того, как работающий гражданин достигает пенсионного возраста, зафиксированного законом, возникает вопрос о минимальном размере пенсии, на которую он вправе рассчитывать. Стоит заострить внимание, что как такового понятия «минимальная пенсия» в законодательстве нашей страны нет, и ее сумма напрямую связана с разными обстоятельствами.

Минимальная пенсионная сумма по достижению старости не должна быть ниже отметки прожиточного минимума , который был законодательно установлен для пенсионеров в регионе его проживания. Но здесь есть поправка: если такая ситуация все-таки наблюдается, и пенсия по старости с надбавками от государства не превышает прожиточный минимум, то выход все-таки есть. Нуждающемуся пенсионеру будут установлены (выплаты) – их сумма должна в итоге сравнять пенсию с прожиточным минимумом, установленным в регионе. Те пенсионеры, которые работают, на дополнительные социальные выплаты могут не рассчитывать, а всем остальным пенсионерам необходимо написать заявление на получения таких надбавок.

В каких случаях гражданин может рассчитывать на повышение минимального размера пенсии:

  1. Пенсионер достиг восьмидесятилетнего возраста.
  2. У него есть иждивенцы: от 1 до нескольких родственников.
  3. Пенсионер решил продолжить рабочую деятельность.
  4. Проводится индексация страховой пенсии.

Если вы хотите получить минимальную пенсию в России, то ваш трудовой стаж должен быть не меньше пяти лет, но как быть тем, у кого его не имеется? Тогда государство назначает социальное пенсионное обеспечение.

Размер максимальной пенсии по старости в РФ

  1. Размер заработной платы.
  2. Когда гражданин выходит на пенсию (его возраст).
  3. Протяженность трудового стажа.
  4. Размер ежемесячных отчислений в Пенсионный Фонд.

Давайте рассмотрим нововведения в области пенсионного законодательства, а конкретно к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Сразу обратим внимание, чтоб возраст гражданина учитывать не стали. Для экономии расходов Пенсионного Фонда чиновники решили пойти «оригинальным» путем. Например, если мужчина, достигнув 60-летия (пенсионного возраста), не захочет выходить на пенсии, а будет продолжать трудовую деятельность, то он получит существенную прибавку к пенсии, которая будет пропорциональна времени, которое он мог бы находиться на заслуженном пенсионном отдыхе. Это же касается и женщин, которым исполнилось 55 лет. Вывод: чем дольше вы работаете после наступления пенсионного возраста (чем больше не уходите на пенсию), тем выше у вас будет сумма пенсии.

Пенсионный калькулятор ПФР - как им пользоваться?

Если зайти на официальный сайт Пенсионного фонда РФ и Министерства труда, то вот уже несколько лет там функционирует так называемый «пенсионный калькулятор », позволяющий всем гражданам рассчитать свою будущую пенсию, исходя из трудового стажа, размера зарплаты и прочих показателей. По заявлению Министра труда России, данный механизм не дает возможности определить точный размер пенсионного обеспечения. С помощью калькулятора вы можете лишь сделать предварительный прогноз с учетом комплекса расчетных показателей.

Для удобства расчета гражданам предоставляется удобная и доступная для понимания форма, в которой нужно заполнить соответствующие графы: пол, трудовой стаж, зарплату, срок воинской службы, декрет и так далее. Но расчет ведется таким образом, что предварительная сумма вычисляется как бы на сегодня – то есть, если вы сейчас выходите на пенсию. Расчетный механизм использует новую пенсионную формулу, предусмотренную законом «О страховых пенсиях», начинающую «работать» с 2016 года.

Следует не упускать важный момент: имеет составляющую, способную снизить размер пенсии. Данный инструмент имеет название – стоимость пенсионного коэффициента. Этот показатель зависит от ряда показателей, например демографической, экономической ситуации в стране, на основании которых он и устанавливается.

Что положено гражданам помимо пенсионного обеспечения?

Как вы знаете, существенная часть пенсионеров не работают, поэтому их можно отнести к категории граждан, которые социально не защищены. По этой причине государство разработало комплекс льгот и надбавок, на которые пенсионеры вправе рассчитывать:

  1. Во-первых, это льготный проезд пенсионерам в общественном транспорте, предусмотренный законодательством субъектов федерации и регионами.
  2. Если говорить о налоговых отчислениях, то пенсионерам дали некоторые «поблажки». Пенсия не облагается налогом – это раз. Пенсионеры не должны платить государству имущественный налог (их освободили от этого). И если пенсионер купил недвижимость, и был произведен имущественный вычет, то он его может получить обратно в течение трехлетнего периода (после выхода на заслуженный отдых по старости), в который он должен обратиться в соответствующие органы. То есть после выхода на пенсию, может пройти 3 года, в течение которых можно оформить вычет, а вот обычным гражданам это сделать невозможно.
  3. Система здравоохранения тоже не обошла пенсионеров стороной. На них распространяется программа обязательного медицинского страхования, поэтому все пенсионеры могут беспрепятственно получать медицинскую помощь, не потратив при этом ни копейки. А те лица, которые получают пенсию по инвалидности или им была начислена минимальная пенсия по старости, могут рассчитывать на льготу: в аптеках им должны реализовывать необходимые лекарственные препараты вдвое дешевле – то есть, со скидкой в 50%.
  4. Сфера ЖКХ тоже проявила заботу о пенсионерах и ввела систему компенсаций оплаты за предоставляемые услуги и в случае признания пенсионера малоимущим, ему дается возможность получить субсидированную помощь на оплату коммуналки. В некоторых российских регионах введен комплекс мер социальной помощи, и пенсионер может получить компенсацию оплаты на жилье.

Делаем обобщающие выводы: собрав воедино, местные и федеральные законы, открывается такая картина: наряду с пенсией, люди могут получить дополнительные государственные льготы и субсидии.

Что будет с пенсиями в следующем году?

На сегодняшний день можно выделить вступление в силу части федерального закона «О страховых пенсиях», который набирает обороты с 1 января 2016 года. Один момент вызывает радость – пенсионный возраст остался без изменений. А вот до безрадостных моментов, которых не так уж и мало, мы сейчас дойдем. Во-первых – это новая формула для расчета пенсии, во-вторых – это увеличение трудового стажа для начисления пенсии и, в-третьих – пенсия пересчитывается теперь в баллах.

Для получения хорошей пенсии, работающим гражданам теперь становится выгодно «открывать» свои доходы и получать белую зарплату. Теперь размер зарплаты и сумма ваших отчислений напрямую связаны с суммой пенсии, которую вы будете получать.

Новое законодательство ввело в обиход понятие «годовой пенсионный коэффициент», который характеризует то, как работник трудился на протяжении всего года. Встает вопрос, как он вычисляется? Он равен соотношению средств, которые выплачивает руководство предприятия, где вы работаете к возможной сумме, которая может быть отчислена в ПФ с максимальной заработной платы, умноженной на пенсионный коэффициент. Для расчета берется максимальное значение коэффициента.

Незначительным положительным моментом для женщин стал такой момент: в трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии по старости, решили включить только 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 4,5 лет, в общем. Но данный отпуск может быть прибавлен не только к стажу матери, но и к стажу того человека, кто находился в отпуске по уходу, оформленном в официальном порядке по закону.

Пенсия по-прежнему будет представлять собой две составляющие: накопительную и страховую часть. Согласно действующему Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» будет рассчитываться накопительная часть, а сумму страховой части уже определит новый закон.

Какие же итоговые выводы можно сделать? Пенсионные реформы и новые изменения в законодательной базе говорят о том, что государство делает все возможное, чтобы вывести страну из «критически низких» пенсий. Гарантом выступает индексация, которую проводят дважды за год. Ощутимым плюсом для работающих пенсионеров является перерасчет пенсии с учетом продолжения трудовой деятельности.

Но говорить об идеальном пенсионном законодательстве еще рано. Возможно, требуется время для «раскачивания» нововведений, чтобы после адаптационного периода вкусить продуктивные плоды.



Рассказать друзьям