Долгосрочный проект в доу по здоровьесбережению. Проект по здоровьесбережению "ключик к здоровью" в старше - подготовительной группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проект по здоровьесбережению в старшей группе

«Здоровье в наших руках»

Конспект подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Талачева Айсылу Юрисовна

Актуальность темы.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители.

Ожидаемые результаты.

1. Овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья.

2. Приобретение привычки к ЗОЖ.

3. Повышение знаний родителей о ЗОЖ в дошкольном учреждении.

Цель проекта.

Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи проекта.

Для детей .

1. Обогатить и закрепить знания о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека.

2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения спортивных мероприятий.

3. Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.

4. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

Для родителей .

Развивать творческие и физические способности детей в спортивной деятельности, формировать активную позицию в сохранении и укреплении здоровья детей.

Подготовительный этап.

Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Проведение анкетирования родителей на тему «Условия здорового образа жизни в семье».

Оформление консультаций для родителей по теме проекта: «Правильное питание дошкольников», «Режим дня», «Как сохранить здоровье ребёнка».

Разработка проекта по теме «Здоровье в наших руках».

Основной этап.

Чтение художественной литературы:

К. Чуковский «Доктор Айболит», «Федорино горе»;

Ю. Тувим «Овощи»;

А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Придуманные сны», «Мы с Тамарой санитары»;

С. Михалков «Прививка», «Не спать», «Грипп».

Загадки об овощах и фруктах; пословицы, поговорки, загадки о предметах личной гигиены, потешки о здоровье.

Беседы :

- «Чистота – залог здоровья»;

- «Кто спортом занимается, здоровья прибавляется»;

- «Для чего нужна зарядка»;

- «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»;

- «Микробы»;

- «Правила поведения на прогулке»;

- «Откуда берутся болезни»;

- «Чтобы кожа была здоровой».

Дидактические игры :

- «Что у нас внутри?»;

- «Я принимаю душ»;

- «Я умываюсь»;

- «Мое тело»;

- «Чтобы зубы были крепкими».

Художественное творчество (аппликация, рисование, лепка) :

- «Витаминная корзина»;

- «Овощи на тарелке»;

- «Живые витамины»;

- «Здоровье-болезнь».

Дидактические игры :

- «Во саду ли, в огороде»;

- «Таблетки на грядке»;

- «Режим дня»;

- «Спорт»;

- «Правила личной гигиены»;

- «Первая помощь при травмах»;

- «Полезная и вредная еда».

Сюжетно-ролевая игры :

- «Больница»;

- «Мы – спортсмены»;

- «Магазин».

Игра-драматизация : «Уроки Мойдодыра».

Игровая терапия : игры с водой и песком (тактильно – кинестетическая чувствительность, снятие эмоционального напряжения).

Консультации для родителей :

- «Как с пользой для здоровья проводить выходные дни»;

- «Режим дня»;

- «Утренняя зарядка для детей»;

- «Советы по укреплению здоровья детей»;

- «Как приучить ребенка чистить зубы»;

- «Полезные привычки»;

- «Здоровье и питание детей дошкольного возраста».

Заключительный этап .

Фотоколлаж «Мы дружим со спортом».

Выставка детских рисунков.

Фотоколлаж совместного творчества воспитателей группы, детей и их родителей «В страну здоровья всей семьей!»

Семейный клуб по теме «Как хорошо здоровым быть!»

Совместный праздник «Путешествие в страну здоровья».

Результаты проекта.

Получение доступных знаний о путях сохранения и укрепления здоровья.

Повышение знаний родителей о формировании ЗОЖ в дошкольном возрасте.

Пополнение атрибутов для проведения пальчиковой гимнастики, самомассажа.

Пополнение картотеки загадок о предметах личной гигиены, правилах безопасного поведения, спорте

Приобретение опыта работы с родителями воспитанников.

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас оказать

нам содействие, заполнив анонимную анкету,

На тему «Условия ЗОЖ в семье».

1. Читаете ли вы литературу о здоровом образе жизни?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании ребёнка?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

6. Как Вы организуете питание в вашей семье?

А) полноценное питание;

Б) предпочтение отдаёте каким-то одним видам продуктов;

В) питаетесь регулярно;

Г) нерегулярно.

7. Как воздействует на вашего ребёнка климат в семье?

А) положительно;

Б) отрицательно;

В) не воздействует.

8. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

9. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе с детьми?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

10. Занимаетесь ли Вы закаливанием детей?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

11. Вы сами здоровы?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

12. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

А) ДА; Б) Нет.

13. Каковы причины болезни Вашего ребёнка;

А) недостаточное физическое воспитание в детском саду;

Б) недостаточное физическое воспитание в семье;

В) наследственность;

Г) предрасположенность к болезням.

14. Что, по вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?

а) Физкультурные занятия в детском саду;

б) закаливание;

в) прогулки на свежем воздухе в любую погоду;

г) совместные физкультурные занятия детей и взрослых в детском саду и дома;

д) утренняя гимнастика;

е) соблюдение режима дня;

ж) другие варианты. _________________________________________________________

15. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (напишите)

Приложение 2

Консультация для родителей

“Правильное питание для дошкольников”

«Человек рождается здоровым,

а все его болезни приходят к нему через рот с пищей»

Гиппократ

Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.

Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.

Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.

Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.

Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.

  • В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные;
  • Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.

Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.

Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор.

Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

Родителям на заметку

  • Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню, его ежедневно вывешивают в ДОУ.
  • Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада.
  • Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе.
  • Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем.
  • В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.

Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки…

Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые.

Родители! Помните об этом!

Как правильно сидеть за столом

  • Садиться за стол можно только с чистыми руками.
  • Сидеть надо прямо, не раскачиваясь.
  • На стол можно положить только запястья, а не локти.
  • Руки следует держать как можно ближе к туловищу.
  • Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой.
  • Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом.

Во время еды следует

  • Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно.
  • Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них.
  • Есть беззвучно, а не чавкать.
  • Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует.
  • Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа.
  • Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Не забывайте пользоваться салфетками!

О правилах гигиены питания

“Чистота – залог здоровья!”, “Мойте руки перед едой!” - старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.

Научите вашего ребёнка

  • Соблюдать правила личной гигиены.
  • Различать свежие и несвежие продукты.
  • Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу.

Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми

  1. Ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.
  2. После вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода, естественно без сахара.
  3. Увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т.д.). Лучше предложить ребёнку кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.
  4. Снизить количество поступаемых углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.

Игры по питанию для детей и родителей

Игра – это наиболее действенный для ребёнка способ познания и взаимодействия с окружающим миром.

Итак, играем.

“Каши разные нужны ”. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие крупы он знает, и ответить, как будут называться вкусные каши из этих круп? (Каша из гречи – гречневая; каша из риса – рисовая и т.д.)

“Магазин полезных продуктов” . «Покупатель загадывает любой полезный продукт, затем, не называя, описывает его (называет его свойства, качества, то, что из него можно приготовить, чем он полезен ) так, чтобы продавец сразу догадался, о каком продукте идет речь.

Например.

Покупатель. - Дайте мне жидкость белого цвета, которая очень полезна для костей и зубов человека. Её можно пить просто так или варить на ней кашу.

Продавец. - Это молоко!

Игры-загадки

  • Придумай фрукты (овощи) на заданную букву.
  • Назови овощи только красного цвета.
  • Посчитай фрукты (овощи) (одно яблоко, два яблока…пять яблок…).
  • Какие продукты понадобятся для того, чтобы приготовить… (борщ, пюре, запеканку, омлет, компот…).
  • Назови 5 полезных продуктов и 5 вредных продуктов. Объясни, в чем их польза, а в чем вред.
  • Вспомни и назови 5 разных… (овощей, фруктов, круп, молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т.д.)
  • Назови, какие блюда можно приготовить из … (черники, яблока, капусты…).

Например: из черники можно приготовить черничный пирог, черничное варенье, черничный сок.


Обоснование необходимости создания проекта:

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.

Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий.

Паспорт проекта.

Вид проекта: практико–ориентированный, открытый
Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: июнь 2013 – июнь 2014
Этапы реализации проекта:
1 этап – Аналитический.
2 этап – Практический.
3 этап – Основной.
4 этап – Заключительный.

Цель проекта: Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.

Проект предполагает объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укрепления здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения, через реализацию комплексного подхода.
Задачи проекта:
Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни.
Оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
Разработать модель построения методической работы по повышению компетентности педагогов;
Разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях;
Разработать и адаптировать систему мониторинга комплексной оценки уровня знаний детей, профессиональных возможностей педагогов и педагогической просвещенности родителей;
Спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня;
Активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;

Этапы и механизмы реализации проекта

I этап – аналитический/июнь 2013 г.
Цель: анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
Информационно-аналитическая деятельность:
— анализ состоянию здоровья детей;
— анализ развития двигательных навыков детей;
— оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
— формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого–педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения).
— Организация работы Творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.

II этап – практический июль 2013 г. – август 2013г.
Цель: Разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ — «Будь здоров, малыш!».
Планово-прогностическая деятельность:
Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:
— Разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
— Разработка Модели системы по здоровьесбережению «Будь здоров, малыш!»
— разработка методических рекомендаций по использования Системы
/ педагогический инструментарий/;
— систематизация взаимодействия с социальными партнерами с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;
— разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.

III этап – основной сентябрь 2013 – апрель 2014
Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
Организационная деятельность:
Обучение педагогов и родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни.
— Разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями;
— Подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным
подходам к сохранению здоровья;
— Организация сотрудничества с районной больницей, ДЮСШ, спорткомитетом, РДК;
— Организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению
в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей.
Регулятивно-коррекционная деятельность:
Организация работы Творческой группы:
— по внедрению проекта и использованию здоровьесберегающих технологий;
— по отслеживанию промежуточных результатов и по необходимости корректировки работы по реализации проекта.

IV этап – заключительный май — июнь 2014 г.
Цель: Подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.
— Использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций;
— Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей
— Подведение итогов проекта.

Ресурсное обеспечение






Ожидаемые результаты от реализации проекта

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов: теоретический компонент, практический компонент; мотивационный компонент.
2. Создание алгоритмов работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса ДОУ.
3. Создание комплексной системы работы по здоровьесбережению в МАДОУ детском саду № 16 « Родничок» г.Янаул «Будь здоров!»
4. Разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий
5. Снижение заболеваемости детей на 6 %
6. Разработка системы мониторинга;
7. Создание семейного клуба «Здоровая семьяздоровый ребенок»

Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.

Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.

По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения села и района. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

Проект по здоровьесбережению

"Ключик к здоровью"

В старше-подготовительной группе

Выполнили: воспитатель: Байбулова И.Р

Музыкальный руководитель: Частухина С.А

Педагогическое кредо проекта:

Забота о здоровье –

Это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей.

Зависит их духовная жизнь

Мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта : среднесрочный.

Участники проекта:

Дети старше-подготовительной группы;

Родители;

Воспитатель;

Музыкальный руководитель.

Образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность:

- незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей;

Недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;

Нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;

Невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Цель: показать значимость здорового образа жизни, прививать любовь к спорту и физической культуре.

Задачи:

- формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры;

Развивать активность, подвижность, гибкость, ловкость через различные виды деятельности;

Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка через вовлечение их в совместную деятельность.

Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Формы работы:

    Чтение художественной литературы;

    Игры –подвижные, малоподвижные, дидактические, словесные;

  • Просмотр презентации;

    Рассматривание картинок по теме «ЗОЖ»;

    Заучивание речёвок,пословиц, поговорок, считалок;

    Праздник, развлечение;

    Утренняя гимнастика, гимнастика-побудка, пальчиковая гимнастика, физминутки;

    Экскурсии;

    Уголок для родителей (папки-передвижки, консультации, стенгазета, информационная копила «Народная мудрость гласит» и т.д).

Обеспечение реализации проекта:

Психолого-педагогические ресурсы:

Музыкальный руководитель;

Воспитатель;

Дети 5-7 лет;

Родители.

Материально-технические ресурсы:

Рассказы, сказки, былины, картинки;

Аудио, видеоматериалы, обучающая презентация;

Мультимедийная техника;

Костюмы для праздника, развлечения;

Пособия для разных видов спортивной деятельности(«Дорожка Здоровья». «Ручной футбол», «Бильбоке», «Лыжи скороходы» , спортивный инвентарь д/с)

Ожидаемые результаты:

Организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

Формирование гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (знания о витаминах, о правильном питании, о режиме дня и т.д, и т.п.)

Активная помощь, заинтересованность родителей в организации работы по укреплению и сохранению здоровья детей.

Этапы работы над проектом

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Составление плана деятельности;

Сотрудничество с родителями;

Подбор литературных произведений для детей;

Изучение методической литературы;

Подготовка цикла бесед о здоровье, спорте.

2 . Основной.

Для успешной реализации задач проекта необходимо:

Оздоровительные мероприятия (ежедневно):

Утренняя гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Гимнастика для глаз;

Гимнастика – побудка;

Подвижные и спортивные игры;

Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм;

Прогулки;

Физминутки.

Профилактические мероприятия:

Профилактика плоскостопия (хождение по дорожкам «Здоровье»), лукотерапия;

Подвижные игры «Хромая лиса», «Сиди, Яша», «Волк и овцы», «Ручеёк», «Выше всех» и т.д

Познавательные мероприятия:

Экскурсии «В хоккей играют настоящие мужчины», «Встреча с тренером»;

Сюжетно – ролевые игры «Больничка», «Аптека», «Спортивная семья» и другие;

Дидактические игры «Витамины на тарелке», «Что лишнее?», «Доскажи словечко», «Вредно-полезно»

Беседы с детьми «Я и моё здоровье», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!», «Что такое личная гигиена», «Здоровые зубы-здоровью любы», «Скелет-наша опора», «Глаза-главные помощники», «Чтобы уши слышали», «Правила поведения во время еды», «Наша Армия сильна»

Чтение художественной литературы: сказки Г.Немкиной, М.Савки «История феи Витаминки», К.Чуковский «Мойдодыр»

Презентации «В здоровом теле- здоровый дух», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»

После сна: гимнастика в постелях, ходьба по ребристой дорожке, самомассаж ушей, рук, ног;

Праздники: «Праздник забытых игр», «Школа молодого бойца», развлечение «Я здоровье берегу, с физкультурой я дружу»

Викторина «Заморочки из бочки»

Схема реализации проекта

Срок реализации

Утренняя гимнастика

«Мой весёлый, звонкий мяч»

Беседа « Я и моё здоровье ».

Гимнастика-побудка» «Снежинки»

Сюжетно-ролевая игра «Больничка»

Просмотр презентации «В здоровом теле- здоровый дух»

Пальчиковая гимнастика «Кулачок»

Подвижная игра «Хромая лиса»

Беседа «Здоровые зубы-здоровью любы»

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Привлечение родителей: подбор дома с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Беседа «Чтобы уши слышали»

Дидактическая игра «Сломанный телефон»

Развлечение «Я здоровье берегу, с физкультурой я дружу»

Консультация для родителей «Родителям о гимнастике-побудке»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Оформление папки – передвижки в уголок для родителей «Овощи и фрукты-витаминные продукты»

Беседа «Скелет-наша опора ».

Дидактическая игра «Вредно-полезно»

Лукотерапия

Изготовления пособия

«Лыжи-скороходы»

«Праздник забытых игр»

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в домашних условиях, в повседневной жизни для детей старшего дошкольного возраста»

Презентация «Зимние виды спорта»

Подвижная игра «Сиди, Яша»

Коллективная работа

«Дорожка здоровья»

Экскурсия на универсальную площадку

«В хоккей играют настоящие мужчины»

Привлечение родителей к изготовлению спортивного пособия своими руками

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренняя гимнастика «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Беседа «Наша Армия сильна»

Гимнастика-побудка «Дружные ребята»

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Беседа «Глаза-главные помощники», «Чтобы уши слышали»

Изготовление подарков к Дню Защитника Отечества

Профилактика плоскостопия «Дорожка здоровья»

Экскурсия в спорткомплекс «Встреча с тренером»

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Изготовление спортивного игрового пособия «Ручной футбол»

Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!»

Дидактические игры «Витамины на тарелке»

Лукотерапия

Оформление информации-копилки для родителей «Народная мудрость гласит»

Викторина «Заморочки из бочки» (формирование здорового образа жизни)

Привлечение родителей: рисунки с детьми на тему «Спортивная семья»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Беседа «Что такое личная гигиена»

Подвижная игра «Выше всех»

Консультация для родителей «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить»

Чтение сказки Г.Немкиной, М.Савки «История феи Витаминки»

Игры с пособиями. сделанными своими руками «Ручной футбол», «Бильбоке», «Лыжи-скороходы»

Беседа «Правила поведения во время еды»

Дидактическая игра по режиму дня «Что сначала- что потом?»

Выставка рисунков на тему «Спортивная семья»

Стенгазета для родителей «Советы Доктора»

Праздник «Школа молодого бойца»

Игра «Угадай на вкус»

Презентация по проекту «Ключик к здоровью»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Заключительный

- праздник «Школа молодого бойца» с участием родителей.

Презентация по проекту «Ключик к здоровью»

4этап

Анализ

Расширилось представление детей о здоровом образе жизни;

Закрепились физические, творческие, познавательные, музыкальные способности детей;

Активное вовлечение родителей в реализации проекта по формированию навыков здорового образа жизни.

Пути распространения

Через средства массовой информации, сайт д/с, флэш-носители родителям.

Заключение

Здоровье ребёнка превыше всего,

Богатство Земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст,

Его берегите, как сердце, как глаз.

Литература:

1. . «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа»/ Под ред. Л.И. Пензуаева

2. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 384 с. (Программа развития). С. 3-6

3. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;

4. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». – 2008. – 288с.

5. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.

6. Филиппова С.О «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «Детство-Пресс» 2005 г.

7. Харченко Т.Е. «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009.

8. Интернет-сайт «Дошколёнок.ру».

Приложение №1


БЕСЕДА «Я и мое здоровье»

Цель: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Формировать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны для укрепления здоровья

; -совершенствовать навыки самостоятельного выполнения общеразвивающих упражнений;

Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости на физкультуре, взаимовыручки, умение общаться с коллективом

; - способствовать повышению общего психофизиологического тонуса ребёнка, возникновению положительного настроя, формировать элементарные умения самокоррекции работы функциональных систем организма.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, давайте поговорим о здоровье. Как вы думаете, какого человека можно назвать здоровым? (У здорового человека ничего не болит, он весел, бодр.Он сильный и смелый.) А кто из вас знает, что нам надо делать для того, чтобы всегда быть здоровыми? (Надо беречь себя, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, больше гулять на улице). Ребята, вы всё правильно сказали, значит – “Спорт – помощник, спорт – здоровье, спорт – игра, физкульт-ура!”. Раз спорт очень важен для укрепления здоровья то, предлагаю вам немного им позаниматься. Давайте в начале, проверим нашу осанку и подготовимся к занятию.

ХОДЬБА: ходьба на носках, на пятках;

Ходьба: пятки вместе, носки врозь;

Ходьба: носки вместе, пятки врозь;

“Паучки” - ходьба на ладонях и ступнях;

БЕГ: - бег с высоко поднятыми коленями

; с захлёстыванием голени;

с прямыми ногами;

Ходьба, восстановление дыхание.

Воспитатель контролирует качество выполнения упражнений, исходные положения, подсказывает в случае затруднений.

ОРУ с мячом большого диаметра.

3 - Молодцы! Хорошо позанимались! А кто мне сейчас ответит, какую песенку поёт сердце? (Тук-тук-тук) Правильно: тук-тук-тук. - Так бьется сердце у вашей мамы. Такую же песню исполняет и сердце у каждого из вас. Мы с вами побегали, поиграли, и сердце начало биться сильнее. Своему сердцу необходимо помогать. За день вы много двигаетесь, испытываете множество впечатлений, поэтому необходимо, вовремя отдыхать. Именно потому вы ложитесь после обеда в кроватки, а по вечерам ваши мамы и папы укладывают вас спать раньше, чем ложатся они сами, взрослые. Когда вы отдыхаете, сердце тоже отдыхает и бьется медленнее».

Дошкольники выполняют релаксацию в положении лежа на спине и замеряют частоту биения своего сердца.

«Солнечный зайчик» (Релаксационное упражнение)

Воспитатель: Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Воспитатель и дети разрабатывают правила, соблюдая которые можно сохранить свое здоровье. Правила 1. Регулярно занимайтесь физкультурой, бегайте и играйте.

2. Обязательно отдыхайте днем и ночью.

3. Ешьте то, что дает мама или воспитатель, - все эти продукты очень полезны.

4. Если вы больны, то лежите в постели столько времени, сколько назначил врач. Психогимнастика: «Я – доктор»

Каждый ребёнок входит в образ доктора – целителя будущего, которому всё подвластно. Доктор «лечит» поглаживанием, сочувствием.

Он приказывает органам:

Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым.

Животик, будь мягкий: кишечник мой, работай точно и в нужное время.

Я здоров, я никогда не буду болеть, я всегда буду весёлым, милым, красивым

Приложение №2

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» в старшей группе детского сада. Приложение к проекту «Будь здоров!»

Цель:

Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Беседа о витаминах:

Вчера Кукла–мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.
- А вы, ребята, пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

(Для лучшего запоминания использовать художественное слово).

Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.

Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины
Помогают апельсины.
И неплохо есть лимон
Хоть и очень кислый он.

Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какой витамин в свекле?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

Пацкова Елена Александровна
Проект по здоровьесбережению в старшей группе «Культура здоровья дошкольника»

Проект в старшей группе по здоровьесбережению

«Культура здоровья дошкольника » .

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский.

Обоснование выбора темы

Интересная и актуальная на сегодняшний день тема, посвященная воспитанию культуры здоровья дошкольников . Понятие «культура здоровья » рассматривается как важная составляющая общей культуры личности . Культура здоровья личности представляет многоуровневое образование, характеризующее ценности здорового образа жизни : эмоционально – личностное отношение человека к своему здоровью , потребность ведения здорового образа жизни , забота о собственном здоровье и здоровье окружающих . В этой связи культура здоровья является одной из важнейших качественных характеристик уровня развития личности. Ортобиотика – это наука, которая представляет собой технологию сбережения здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека. В её основе лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни , разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития, а «ортобиотический аспект здоровья сбережения определить как сознательное осуществляемую деятельность субъекта, направленную на сохранение собственного здоровья ».Работая с детьми необходимо принимать во внимание, что ребёнок может с удовольствием выполнять все предполагаемые игры, упражнения, вести беседы, но вскоре забыть всё о чем говорилось, если он не уяснит себе целесообразность выполняемой деятельности. С целью сделать деятельность по здоровьесбережению осмысленной , мной разработан данный проект .

Проблема :

За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось .

Недостаточная осведомленность родителей о важности укрепления и сохранения своего здоровья . Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).

Цель : формирование у детей здоровьесберегающих ценностных ориентаций на основе применения технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) через различные виды игровой и творческой деятельности со старшими дошкольниками .

Задачи :

1. Повышение грамотности родителей в области физического развития детей, организации совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников .

2. Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни , выработать привычку к соблюдению режима дня, к физическим упражнениям и играм.

3. Обогатить социальный опыт ребенка, способствовать формированию физиологической грамотности.

4. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.

Вид : информационно-практический, игровой.

Участники : дети 5-6 лет, педагоги, родители.

Продолжительность : краткосрочный 02.10.2017г-31.10.2017г

Продукт деятельности : журналы, рисунки, иллюстрации, фотографии, презентации.

Этапы проекта .

Iэтап – Предварительный :

Встреча с родителями в форме «круглого стола» , на котором познакомить с наукой….с современными технологиями по вопросам здоровьесбережению детей , предложить участвовать в проектной деятельности…

Мониторинг знаний детей,

Анкетирование родителей,

Изучение литературы,

Подготовка материала.

II этап (практическй) – реализация проекта .

Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды

Чтение художественной литературы :

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»

Цель : познакомить детей со сказкой «Дюймовочка» .

Беседа :

- «Почему полезен солнечный свет для человека»

Цель : Закрепить знания детей о солнце, его свойствах, значении в жизни людей, растений.

Психофизическое упражнения

«Из зернышка в растение»

Цель

Слушание

- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас

Цель

Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека. Анкетирование родителей :

«Здоровьесбережение в ДОУ »

Цель : проанализировать направления дальнейшей работы

Книжный уголок : организовать выставку произведений по теме проекта

Обогащение уголка творчества :

предложить детям раскраски о здоровом образе жизни

03.10 Рассматривание репродукций картин

Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»

Цель : Развивать художественное восприятие детей, побуждать эмоционально, откликаться на произведения искусства

Двигательное упражнение на передачу образа воды.

Цель : развитие образного мышления и воображения

Упражнение волна

Цель : развивать пластичность в движении Консультация для родителей

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

«Ортобиотический подход» Книжный уголок : организовать выставку

репродукций картин

Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»

Ленточки, шумелки для выполнения упражнений

04.10 Чтение художественной литературы :

С. Проковьева «Лоскутик и облако»

Цель

Беседа :«Гигиена Кожи»

Цель : Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища)

Просмотр мультфильма

«Как львенок и черепаха пели песенку»

Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Пополнение уголка для родителей

Буклет «Кожа. Гигиена кожи ребенка» Обогащение уголка творчества :

предложить детям раскраски, трафареты, обводки по теме,

05.10 Опытно – практическая деятельность

Опыт со свечой

Цель : Показать, что для горения необходим кислород; растения- источник жизни на Земле.

Коллективная работа Рисование на тему :

«Подарим солнцу тепло своих ладошек»

Цель

Слушание

«Музыка покоя для детей»

Увертюра А. Пертова из к/ф «Укрощение огня»

Цель

Буклет «Закаливания - шаг к здоровью » Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта

Свечой, блюдцем,

Обогащение уголка творчества :

Красками, бумажными салфетками на каждого ребенка,

Оформление

06.10 Беседа : «Вода для хвори беда» ,

Цель : повторить основные правила закаливания водой.

Чтение художественной литературы :

М. Пластова «Капля в море»

Цель : Воспитывать любовь к природе.

Тематические рассказы «Мир вокруг нас»

Цель

Пополнение уголка для родителей

Тематические рассказы «Мир вокруг нас»

Книжный уголок :

Подготовить книги для чтения

09.10 Игры на координацию движений, равновесия «Поза дерева» , «Балансировка»

Цель : развивать координацию движений, быстроту реакции

Игра (Самомассаж)

«Чудесные ладошки »

Цель

Игра «Ручеек»

Цель : вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей;

Слушание

«Капли дождя» П. Мория

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Пополнение уголка для родителей

Консультация «Игровой самомассаж»

Центр художественно-эстетического развития

Подготовить аудиозаписи для прослушивания

10.10 Ситуативный разговор

«Как воздух проникает внутрь организма?»

Цель : Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах, значении в жизни людей, растений.

Дыхательная гимнастика

Цель : познакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания

Рисование :

пластилином «Нарисуй на дереве листочек»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игра (Самомассаж)

«Пальцев рук»

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение уголка для родителей

Дыхательная гимнастика

Обогащение уголка творчества

Пластилин, трафареты, стеки, салфетки на каждого ребенка

11.10 Дыхательная игра

«Носиком дышу»

Цель : продолжать знакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания

Упражнение «Свирель»

Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани.

12.10 Познавательно-исследовательская работа

«Как мы чувствуем воздух»

Цель :

Игра «Как узнать, что я дышу?»

Цель : углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.

Просмотр мультфильма

«Азбука здоровья . Воздух для вдохновения»

Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта

Салфетки на каждого ребенка, веер на каждого ребенка,

13.10 Коллективная работа

Аппликация

«Воздушный шар»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игровое упражнение

«Мир звуков»

Цель : коррекция слуха

Упражнения

«Загрузи машину»

Цель :

профилактике плоскостопия Самомассаж ступней ног

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение центра физического развития массажными коврика Обогащение уголка творчества :

Повторить т/б при работе с клеем

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

Внесение спортивного оборудования.

Для упражнений по профилактике плоскостопия

16.10 Познавательно-исследовательская работа

«Физические свойства воды»

Цель :

Упражнение «Тепло Земли»

Цель : профилактика плоскостопия

Слушание

«Капли дождя» П. Мория

«Тарантелла» В. Гаврилин

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Обогащение центра экспериментирования

Емкость с водой, стаканчики по количеству детей, салфетки, гуашь,

17.10 Коллективная работа

Аппликация : «Рыбка»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игры на координацию движений, равновесия

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Обогащение уголка творчества :

Цветной бумагой, шаблонами, клеем

Повторить т/б при работе с клеем

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

18.10 Беседа «Как мы слышим»

Цель :

Самомассаж ступней ног

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Упражнение «Свирель»

Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани

Игра (Самомассаж)

«Чудесные ладошки »

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

19.10 Беседа «О минеральных камнях»

Слушание

«» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

: Привлечение родителей к организации выставки

Книжный уголок :

Организовать выставку рисунков по теме

«Минералы и полезные ископаемые»

20.10 Упражнение «Тепло Земли»

Цель : способствовать воспитания правильной ходьбы

Просмотр мультфильма «Каменный цветок»

Цель : познакомить с произведением

23.10 Познавательно-исследовательская работа

«Свойство гипса»

Цель :

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

24.10 Коллективная работа

«Волшебное дерево»

Цель : гармонизация детского коллектива

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

«Семь нот здоровья » М. Лазарев

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Упражнение телесно ориентированные упражнения по улучшению кровообращения

Игра «Собери драгоценные камни»

Цель :: Развитие мелкой моторики рук у детей через нетрадиционные игровые технологии. Обогащение уголка творчества :

Пластилин, доски для работы с пластилином, стеки.

Повторить т/б при работе с пластилином

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

25.10 Беседа «Растения – помощники человека»

Цель : расширять представление о лечебных свойствах растений

Психофизическое упражнение «Приветствие деревьям, растениям, цветам»

Цель : освоение простейших навыков психогимнастической релаксации

Игра «Макушка дерева»

Цель : Продолжать развивать координацию движений, равновесия

26.10 Чтение художественной литературы

Т. Попова «Мир вокруг нас»

Цель : Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Беседа : «Аптека в лесу»

Цель : Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

Упражнение «Если бы я был деревом»

Цель : развивать двигательное воображение

27.10 Упражнение хатха-йога «Поза дерева»

Цель : Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений

Самомассаж «Чудесные ладошки »

Цель :

Упражнение «Где прячется Дюймовочка»

Цель : упражнять шейный отдел позвоночника Пополнение уголка для родителей

хатха-йога

30.10 Дыхательное упражнение

Цель : Продолжать формировать навык грудного дыхания

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Игра на осознания частей своего тела.

Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека.

31.10 Слушание

- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Беседа «Чистота – залог здоровья »

Цель : Формировать привычку следить за своим внешним видом.

Тематические рассказы

«Мир вокруг нас»

Цель : Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

Игра (Самомассаж)

«Пальцев рук»

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

III этап – заключительный (обобщающий) .

Рефлексия

а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом ?

б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?

в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

д) Выразить благодарность, вручить диплом за работу над проектом .

Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми . В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни . Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом , и представление о том, как это может быть весело и увлекательно.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 465

Колпинского района Санкт-Петербурга

Проект по здоровьесбережению в старшей группе

«Культура здоровья дошкольника»

Разработала: В.В.Михайлова

Санкт-Петербург

2017 год

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский.

Обоснование выбора темы

Интересная и актуальная на сегодняшний день тема, посвященная воспитанию культуры здоровья дошкольников . Понятие « культура здоровья » рассматривается как важная составляющая общей культуры личности . Культура здоровья личности представляет многоуровневое образование, характеризующее ценности здорового образа жизни : эмоционально – личностное отношение человека к своему здоровью , потребность ведения здорового образа жизни , забота о собственном здоровье и здоровье окружающих . В этой связи культура здоровья является одной из важнейших качественных характеристик уровня развития личности. Ортобиотика – это наука, которая представляет собой технологию сбережения здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека. В её основе лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни , разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития, а «ортобиотический аспект здоровья сбережения определить как сознательное осуществляемую деятельность субъекта, направленную на сохранение собственного здоровья ». Работая с детьми необходимо принимать во внимание, что ребёнок может с удовольствием выполнять все предполагаемые игры, упражнения, вести беседы, но вскоре забыть всё о чем говорилось, если он не уяснит себе целесообразность выполняемой деятельности. С целью сделать деятельность по здоровьесбережению осмысленной , мной разработан данный проект .

Проблема :

За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось .

Недостаточная осведомленность родителей о важности укрепления и сохранения своего здоровья . Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).

Цель : формирование у детей здоровьесберегающих ценностных ориентаций на основе применения технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) через различные виды игровой и творческой деятельности со старшими дошкольниками .

Задачи :

1. Повышение грамотности родителей в области физического развития детей, организации совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников .

2. Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни , выработать привычку к соблюдению режима дня, к физическим упражнениям и играм.

3. Обогатить социальный опыт ребенка, способствовать формированию физиологической грамотности.

4. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.

Вид : информационно-практический, игровой.

Участники : дети 5-6 лет, педагоги, родители.

Продолжительность : краткосрочный 02.10.2017г-31.10.2017г

Продукт деятельности : журналы, рисунки, иллюстрации, фотографии, презентации.

Этапы проекта .

Iэтап – Предварительный :

Встреча с родителями в форме «круглого стола» , на котором познакомить с наукой….с современными технологиями по вопросам здоровьесбережению детей , предложить участвовать в проектной деятельности…

Мониторинг знаний детей,

Анкетирование родителей,

Изучение литературы,

Подготовка материала.

II этап (практическй) – реализация проекта .

Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды

02.10

Чтение художественной литературы :

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»

Цель : познакомить детей со сказкой «Дюймовочка» .

Беседа :

- «Почему полезен солнечный свет для человека»

Цель : Закрепить знания детей о солнце, его свойствах, значении в жизни людей, растений.

Психофизическое упражнения

«Из зернышка в растение»

Цель

Слушание

- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас

Цель

Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека. Анкетирование родителей :

« Здоровьесбережение в ДОУ »

Цель : проанализировать направления дальнейшей работы

Книжный уголок : организовать выставку произведений по теме проекта

Обогащение уголка творчества :

предложить детям раскраски о здоровом образе жизни

03.10 Рассматривание репродукций картин

Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»

Цель : Развивать художественное восприятие детей, побуждать эмоционально, откликаться на произведения искусства

Двигательное упражнение на передачу образа воды.

Цель : развитие образного мышления и воображения

Упражнение волна

Цель : развивать пластичность в движении Консультация для родителей

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

«Ортобиотический подход» Книжный уголок : организовать выставку

репродукций картин

Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»

Ленточки, шумелки для выполнения упражнений

04.10 Чтение художественной литературы :

С. Проковьева «Лоскутик и облако»

Цель

Беседа : «Гигиена Кожи»

Цель : Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища)

Просмотр мультфильма

«Как львенок и черепаха пели песенку»

Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Пополнение уголка для родителей

Буклет «Кожа. Гигиена кожи ребенка» Обогащение уголка творчества :

предложить детям раскраски, трафареты, обводки по теме,

05.10 Опытно – практическая деятельность

Опыт со свечой

Цель : Показать, что для горения необходим кислород; растения- источник жизни на Земле.

Коллективная работа Рисование на тему :

«Подарим солнцу тепло своих ладошек»

Цель

Слушание

«Музыка покоя для детей»

Г. Эванс,

Увертюра А. Пертова из к/ф «Укрощение огня»

Цель

Буклет «Закаливания - шаг к здоровью » Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта

Свечой, блюдцем,

Обогащение уголка творчества :

Красками, бумажными салфетками на каждого ребенка,

Оформление

06.10 Беседа : «Вода для хвори беда» ,

Цель : повторить основные правила закаливания водой.

Чтение художественной литературы :

М. Пластова «Капля в море»

Цель : Воспитывать любовь к природе.

Тематические рассказы «Мир вокруг нас»

Цель

Пополнение уголка для родителей

Памятка

Тематические рассказы «Мир вокруг нас»

Книжный уголок :

Подготовить книги для чтения

09.10 Игры на координацию движений, равновесия «Поза дерева» , «Балансировка»

Цель : развивать координацию движений, быстроту реакции

Игра (Самомассаж)

«Чудесные ладошки »

Цель

Игра «Ручеек»

Цель : вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей;

Слушание

«Капли дождя» П. Мория

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Пополнение уголка для родителей

Консультация «Игровой самомассаж»

Центр художественно-эстетического развития

Подготовить аудиозаписи для прослушивания

10.10 Ситуативный разговор

«Как воздух проникает внутрь организма?»

Цель : Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах, значении в жизни людей, растений.

Дыхательная гимнастика

Цель : познакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания

Рисование :

пластилином «Нарисуй на дереве листочек»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игра (Самомассаж)

«Пальцев рук»

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение уголка для родителей

Памятка

Дыхательная гимнастика

Обогащение уголка творчества

Пластилин, трафареты, стеки, салфетки на каждого ребенка

11.10 Дыхательная игра

«Носиком дышу»

Цель : продолжать знакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания

Упражнение «Свирель»

Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани.

12.10 Познавательно-исследовательская работа

«Как мы чувствуем воздух»

Цель :

Игра «Как узнать, что я дышу?»

Цель : углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.

Просмотр мультфильма

«Азбука здоровья . Воздух для вдохновения»

Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта

Салфетки на каждого ребенка, веер на каждого ребенка,

13.10 Коллективная работа

Аппликация

«Воздушный шар»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игровое упражнение

«Мир звуков»

Цель : коррекция слуха

Упражнения

«Загрузи машину»

Цель :

профилактике плоскостопия Самомассаж ступней ног

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение центра физического развития массажными коврика Обогащение уголка творчества :

Повторить т/б при работе с клеем

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

Внесение спортивного оборудования.

Для упражнений по профилактике плоскостопия

16.10 Познавательно-исследовательская работа

«Физические свойства воды»

Цель :

Упражнение «Тепло Земли»

Цель : профилактика плоскостопия

Слушание

«Капли дождя» П. Мория

«Тарантелла» В. Гаврилин

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Обогащение центра экспериментирования

Емкость с водой, стаканчики по количеству детей, салфетки, гуашь,

17.10 Коллективная работа

Аппликация : «Рыбка»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игры на координацию движений, равновесия

Слушание

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Обогащение уголка творчества :

Цветной бумагой, шаблонами, клеем

Повторить т/б при работе с клеем

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

18.10 Беседа «Как мы слышим»

Цель :

Самомассаж ступней ног

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Упражнение «Свирель»

Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани

Игра (Самомассаж)

«Чудесные ладошки »

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

19.10 Беседа «О минеральных камнях»

Цель

Слушание

«» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

: Привлечение родителей к организации выставки

Книжный уголок :

Организовать выставку рисунков по теме

«Минералы и полезные ископаемые»

20.10 Упражнение «Тепло Земли»

Цель : способствовать воспитания правильной ходьбы

Просмотр мультфильма «Каменный цветок»

Цель : познакомить с произведением

23.10 Познавательно-исследовательская работа

«Свойство гипса»

Цель :

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

24.10 Коллективная работа

Лепка

«Волшебное дерево»

Цель : гармонизация детского коллектива

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

«Семь нот здоровья » М. Лазарев

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Упражнение телесно ориентированные упражнения по улучшению кровообращения

Игра «Собери драгоценные камни»

Цель :: Развитие мелкой моторики рук у детей через нетрадиционные игровые технологии. Обогащение уголка творчества :

Пластилин, доски для работы с пластилином, стеки.

Повторить т/б при работе с пластилином

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

25.10 Беседа «Растения – помощники человека»

Цель : расширять представление о лечебных свойствах растений

Психофизическое упражнение «Приветствие деревьям, растениям, цветам»

Цель : освоение простейших навыков психогимнастической релаксации

Игра «Макушка дерева»

Цель : Продолжать развивать координацию движений, равновесия

26.10 Чтение художественной литературы

Т. Попова «Мир вокруг нас»

Цель : Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Беседа : «Аптека в лесу»

Цель : Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

Упражнение «Если бы я был деревом»

Цель : развивать двигательное воображение

27.10 Упражнение хатха-йога «Поза дерева»

Цель : Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений

Самомассаж «Чудесные ладошки »

Цель :

Упражнение «Где прячется Дюймовочка»

Цель : упражнять шейный отдел позвоночника Пополнение уголка для родителей

Буклет

хатха-йога

30.10 Дыхательное упражнение

Цель : Продолжать формировать навык грудного дыхания

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Игра на осознания частей своего тела.

Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека.

31.10 Слушание

- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Беседа «Чистота – залог здоровья »

Цель : Формировать привычку следить за своим внешним видом.

Тематические рассказы

«Мир вокруг нас»

Цель : Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

Игра (Самомассаж)

«Пальцев рук»

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

III этап – заключительный (обобщающий) .

Рефлексия

а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом ?

б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?

в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

д) Выразить благодарность, вручить диплом за работу над проектом .

Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми . В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни . Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом , и представление о том, как это может быть весело и увлекательно.




Рассказать друзьям