Как развивать умственные способности ребенка 5 лет. Интеллектуальное развитие дошкольников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

КАРТИНКИ ГУГЛ-->

Развитие интеллекта у дошкольников с помощью развлечений

Совместное чтение не только отличный способ развлечь ребёнка интересным рассказом или сказкой. Чтение также имеет решающее значение для повышения умственных способностей ребёнка. Ещё одной важной ценностью чтения является появление и совершенствование ранней грамотности. Ребёнок начинает лучше говорить, а также лучше понимать обращённую к нему речь. Кстати! А Вы знаете ?

У ребёнка дошкольного возраста обычно сильно развито воображение. Хотя он начинает играть ещё раньше, в 3-5 лет ребёнок продолжает использовать своё воображение чаще и более полно. Малыш изображает героев известных мультфильмов, стремится передавать не только речь, но и манеры говорить, двигаться и одеваться. Помимо доставляемого веселья, ролевые игры позволяют детям развивать творческие способности, языковые навыки и навыки взаимодействия со сверстниками. Когда дети играют в какую-то игру, где имеются определённые правила, то этим они улучшают свои социальные навыки, навыки самоконтроля и общения. Также дети обмениваются между собой уже имеющимся опытом и знаниями. Поэтому важно иметь в друзьях не только сверстников, но и старших товарищей.

Исследования показывают, что чем младше ребёнок, тем легче ему изучать сразу несколько языков. Изучение второго языка на ранней стадии вдвойне стимулирует область мозга, ответственную за хранение и последовательность произнесения слов. Второй язык также помогает развивать вербальные и пространственные способности, улучшают словарный запас и навыки чтения.
Образовательные игры и программы по телевизору помогут в развитии вашего ребёнка, но не все. Ребёнок должен не просто сидеть и смотреть передачу или играть, выполняя нужные действия механически. Вам необходимо находиться рядом, чтобы пояснять происходящее на экране телевизора или монитора. Родители должны сначала сами посмотреть программу или игру и одобрить её, понять какую пользу она принесёт ребёнку. Старайтесь, чтобы время, проводимое ребёнком за экраном телевизора и компьютера, не превышало двух часов в день.

Спортивные кружки для детей улучшают социальные и двигательные навыки. Музыкальные и художественные кружки развивают музыкальный и художественный интеллект ребёнка.

Существует мнение, что если ребёнок в 3 года уже умеет достаточно хорошо читать, то это повышает его интеллект. Но исследования показывают, что часто читая текст, такой малыш не понимает значения некоторых слов и общий смысл читаемого текста.

С помощью развлечений вместе с родителями должно быть. Помните, что Вы можете и должны принимать участие в развлечениях вашего ребёнка, но не допускайте излишнего контроля. Иначе они могут стать не слишком привлекательными для малыша и потерять часть своего значения для развития навыков ребёнка. Также важно не перегружать ребёнка занятиями в разных кружках, это может привести к усталости, плохому настроению и нежеланию вообще чем-либо заниматься. Независимо от того, какие виды деятельности Вы выбрали для ребёнка, убедитесь, что ему это нравится и он получает от занятий удовольствие.

Посмотрите очень интересное видео о развитии интеллекта у детей: как, какими способами, в каком возрасте и чем заниматься с ребенком.

А как и чем Вы занимаетесь со своими детьми для развития интеллекта с помощью развлечений ?

До новых встреч!

Копирование текста статьи и размещение его на сторонних ресурсах только с добавлением активной ссылки на источник.

ПОЛУЧАЙ НОВЫЕ СТАТЬИ САЙТА НА ПОЧТУ САМЫМ ПЕРВЫМ

Введи email адрес:


Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Материалы по теме:


Флэш-раскраска Водный мир для развития и развлечения ребенка. Великолепные раскраски-онлайн. Можете поиграть с детьми, научить их раскрашивать картинки на компьютере. А потом они сами смогут...

Развитие зубов у детей Хотела затронуть такую "больную" тему для многих родителей, как развитие зубов у детей. Для меня и моего сыночка очень актуальная тема...

Флэш-раскраска Кит Ваш малыш умеет рисовать? А обращаться с компьютерной мышкой? Если да, то предлагаем Вашему ребенку флэш-раскраска Кит. С помощью флэш-раскрасок ребенок сможет изучить цвета, развить...

Флэш - раскраски для малышей онлайн Для малышей, умеющих обращаться с компьютером и мышкой, предлагаем флэш - раскраски онлайн. Предлагаем самые простые флэш - раскраски для...

Зачем нужен переходный возраст подростку? У Вас есть ребенок переходного возраста или скоро таковой наступит. А знаете ли Вы, зачем он нужен, этот переходный возраст, подростку? «До...

Об авторе

Ирина

Мама трёх замечательных деток. О нас вы можете почитать на страничке с одноименным названием. Создала этот сайт в помощь молодым родителям по воспитанию деток. А так же мой сайт будет полезен и самим деткам, и будущим родителям. Заходите к нам почаще, подписывайтесь, чтобы получать новости сайта первыми. Всегда рады видеть Вас у себя в гостях!

  1. Ирина Зайцева

    Ой, Ирин, прочитала тему и столько сразу воспоминаний нахлынуло…Мои дочки были тоже ранние. И чтобы как-то усадить их вместе, чего только не придумывала. Раньше не было таких возможностей. Но помню все наши занятия до сих пор. Были такие замечательные уроки с Фафалей. Такой персонаж был. И Фафаля учил всему. Мы покупали все диски с ним. Учились и рисовать. Какие это были замечательные уроки, и музыки много, и уроки -просто суперские, по-другому не скажешь. И очень запомнились все уроки с пластилином от него и по английскому языку. Смотрели по тысячу раз все. И вместе делали.
    А сколько книг перечитали. Это было у нас любимое занятие. И в библиотеку рано начали ходить. Конечно, я много с дочками занималась. Почти на работала тогда. Интернета тоже не было… , так что все время только им…Чему очень и очень рада…

    Ответил(а):
    Июнь 15th, 2013 at 20:38

    Здорово, Ирин! А я чего-то не помню такого персонажа Фафалю. Интересно как. Захотелось тоже такие же уроки. Хоть сейчас и много всяких премудростей для детей, а качества порой не хватает.

    Ирина Зайцева Ответил(а):
    Июнь 15th, 2013 at 20:52

    @Ирина, просто это было почти 20 лет назад… У меня все кассеты сохранились до сих пор с такими уроками. Только уже в этом формате почти никто не смотрит их. Но тогда это было чудо…

    Ответил(а):
    Июнь 15th, 2013 at 21:20

    @Ирина, так у меня старшей почти 16 лет. А Фафаля был раньше? Тогда я могла и не слышать про него Ирина приглашает Вас в гости и предлагает прочитать пост

    Ирина Зайцева Ответил(а):
    Июнь 15th, 2013 at 22:00

    Ириш, Фафаля был, когда дочкам моим было чуть больше 2 лет, т.е. лет около 18 лет назад.. Совсем недалеко от возраста дочки. Просто, может, мимо немного прошло все. Честно, не помню, откуда мы все узнали…Если память не изменяет, программы были детские по телевидению с ним. И уже после этого я заказывала все диски с уроками.

Интеллектуально развитые, умные личности всегда были в большой цене. Человек, характеризующийся хорошим багажом знаний в разнообразных сферах, имеет преимущество перед другими людьми, что приводит к успеху в профессиональной деятельности. Следует различать развитый интеллект и начитанность. Ведь можно знать много увлекательных сведений, однако не уметь их анализировать, сопоставлять, логически мыслить. Сегодня появилось множество способов развития интеллекта, использовать которые можно с самого раннего возраста.

Интеллект ребёнка

Зная о том, что человеческая психика - это способность воспринимать определённым образом окружающий мир и реагировать на него, то несложно и понять, что же такое интеллект. - качество психики, охватывающее все стороны деятельности человека: и умственную, и эмоциональную, и физическую. Это способность адаптироваться к разнообразным ситуациям на основе своего уровня развития. Иными словами, хорошо развитый интеллект - это синоним гармонично развитой личности, сочетания богатства внутреннего мира с физическим развитием.

«Знаете ли вы, что развитие интеллектуальных способностей ребёнка - неотъемлемая часть гармоничного развития, которое включает духовное и физическое воспитание?»

Многие родители зададутся вопросом: зачем развивать интеллект у ребёнка? Ответ очевиден: для того, чтобы ребёнок стал способным быстро, легко и эффективно обучаться, успешно использовать приобретённые знания, совершать открытия в будущем или научиться делать то, чего не могут другие. Следовательно, развитию интеллекта нужно уделять внимание с раннего детства.

Этапы развития интеллекта

Прежде всего, уровень интеллекта (коэффициент умственного развития, IQ) проявляется в мыслительной способности ребёнка. Мышление напрямую связано с физической активностью. Передвигаясь, ползая, бегая, топоча по лужам или играя с песком, малыш познаёт окружающую его действительность, развивая мозг. Именно в связи с этим не следует ограничивать двигательную активность крохи, позволяя ему самостоятельно познавать мир. Запреты и ограничения тормозят мозговую деятельность малыша.

Когда малыш подрастёт , лучше как можно активнее заниматься с ним играми на развитие логического мышления, счёта и обобщения, речи. Уже можно начать обучать кроху чтению: так будет активизироваться развитие мышления, формироваться и увеличиваться словарный запас.

Младшие школьники будут интеллектуально развиваться, играя в настольные либо компьютерные логические игры. Игра - великолепный способ для организации обучения чему угодно. Согласитесь, гораздо лучше, когда развитие интеллектуальных способностей проходит в ненавязчивой обстановке.

Ещё более интересно, как интеллектуально развивать подростков. Школьная программа усложняется год за годом, и поэтому первые экзамены могут стать настоящим испытанием для школьников, имеющих интеллектуальные сложности. Юношеский возраст характеризуется изменениями в физической и психической сферах, а также некоторым снижением познавательного интереса. Вот тут родителям надо хорошенько подумать, как простимулировать интеллектуальное развитие подростков, не только заставляя их побольше читать.

Факторы интеллектуального развития

«А знаете ли вы, что грудное вскармливание младенца активизирует его умственное развитие?»

Умственное развитие ребёнка зависит от определённых факторов:

1. Генетические факторы. Имеется ввиду та , которую ребёнок получает от родителей при рождении. От этих факторов немало зависит уровень, качество и направление интеллектуального развития ребёнка.

2. Факторы, которые возникают во время беременности матери. То, какой образ жизни был у беременной, отражается на умственном развитии ребёнка. К примеру, задержке умственно развития будущего ребёнка могут влиять:

  • неполноценное питание
  • недостаток йода в организме матери
  • болезни во время беременности
  • приём лекарственных средств
  • употребление алкоголя, наркотических веществ, табакокурение.

3. Факторы внешней среды. Нарушения в умственной деятельности малышей могут возникнуть вследствие:

  • плохого питания детей
  • недостатка общения
  • ограничения двигательной и познавательной активности
  • неполной семьи.

4. Фактор многодетной семьи. Исследования показали, что первенцы более умственно развиты в отличие от остальных детей в семье. Однако в многодетных семьях дети лучше развиваются в социальном плане: они легко приобретают навыки общения и быстрее адаптируются в обществе.
5. Фактор социального положения семьи. Дети из очень бедных семей не всегда радуют своей школьной успеваемостью родителей.
6. Фактор влияния школы. В большинстве общеобразовательных школ учителя до сих пор считают хорошим такого ученика, который спокоен, отвечает на вопросы так, как от него требуется, ничего не делает без спросу. Этим характеристикам не соответствуют дети с высоким творческим потенциалом: те, которые проявляют нестандартный подход к решению заданий. Только индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к образованию будут стимулировать умственное развитие детей в школе сегодня.
7. Фактор личностных качеств ребёнка. На развитие умственных способностей влияет и то, каким характером и темпераментом обладает ребёнок. Вдумчивые дети внимательны к выполнению сложных задач, однако они не уверенны в себе и боятся неудач. Легковозбудимые дети несколько поверхностны, но способны спонтанно проявлять творческие импульсы.
8. Фактор личностных качеств родителей. Хорошо, когда родители интеллектуально развиты, успешны, уверенны в себе, любят свою работу: в таких условиях дети быстрее развиваются. Однако это не главное условие для того, чтобы вырастить умного ребёнка. Главное в воспитании - забота родителей и вера в силы детей.

Интеллект дошкольников

«Это интересно. Мозг ребёнка формируется до трёх лет на 80%. Постарайтесь не пропустить этот момент для формирования интеллекта малыша».

Основной вид жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста. Благодаря игре ребёнок и познаёт окружающий его мир: учит цвета и формы, узнаёт о растениях и животных, учится общаться. Игра же и выступает основным методом развития интеллекта.

Увидев игрушку впервые, малыш её тщательно исследует: осматривает, крутит, трясёт, пробует на вкус, прислушивается к ней. Зная об этой «исследовательской» природе маленьких детей, нужно предлагать им игрушки, стимулирующие их мыслительную способность:

  • блочные конструкторы
  • игрушки, которые можно разбирать
  • простые бытовые предметы, с которыми можно играть.

Как ещё малыш может изучать мир, развивая мозг?

  1. Постарайтесь покупать не все игрушки. Игрушки можно изготовить собственными руками, трансформировать бытовые предметы в игрушки: так будет интереснее их изучать.
  2. Привлекайте ребёнка к совместному творчеству. Изготовьте игрушку вместе с ребёнком и поиграйте с ним.
  3. Разрешайте ребёнку использовать в качестве игрушки разные предметы, которые его заинтересовали. Естественно, в разумных рамках: они должны быть безопасны.
  1. Множество игрушек рассеивают внимание. Поэтому лишние игрушки лучше убирать.
  2. Дети любят многофункциональные игрушки.
  3. Игрушки из магазина обычно быстро надоедают малышу.
  4. Ребёнка больше заинтересуют сложные игрушки, которые можно исследовать бесконечно.

Наряду с играми в игрушки, занимайтесь с ребёнком дидактическими (обучающими) играми, играйте на улице в спортивные игры, читайте и обучайте малыша чтению, начните постигать с крохой азы иностранного языка, занимайтесь рисованием и лепкой, музыкально развивайте ребёнка. Не нужно перегружать ребёнка. Идеально, когда занятия проходят в игровой форме, увлекательны и приносят удовольствие. Только тогда интеллект дошкольника будет развиваться естественно и гармонично.

Смотрите видео о том, как можно развивать умственные способности малышей

Особенности интеллектуального развития школьников

Ведущим видом деятельности у младших школьников становится учёба. На основе этого вида деятельности у детей активно развивается мышление, сопутствующие особенности (анализ, планирование и прочие), потребность в обучении и мотивация к нему. От того, насколько интересно осуществляется учебная деятельность, насколько она успешна, зависит развитие личности ученика. В процессе учебной деятельности дети овладевают способностью учиться и использовать теоретические знания. относится к периоду интенсификации интеллектуального развития. Умственное развитие стимулирует и другие качества ученика. Благодаря этому приходит осознание необходимости учебной деятельности, осуществляется запоминание произвольное и намеренное, развивается внимание и способность сосредотачиваться и т. д. Успешность интеллектуального развития в этом возрасте зависит от личности и деятельности учителя, его умения творчески подходить к обучению детей, использовать современные методы обучения, направленные на стимулирование всех познавательных процессов, учитывать индивидуальные особенности учеников.

Интересно, что у детей школьного возраста формируется склад ума. У одних склад ума аналитический, у других учеников - наглядно-образный, а у третьи характеризуются наличием как образных, так и абстрактных элементов. Чтобы гармонично развивать умы школьников, учителю необходимо воздействовать как на логическую, так и на образную составляющую ума, преподнося учебный материал объёмно.

Успешной учёбе способствует наличие таких составляющих мышления школьников:

  • уметь мыслить: анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать информацию, формулировать суждения и умозаключения;
  • уметь критически мыслить, имея несколько вариантов решения проблемы;
  • уметь выделять главное, видеть цель.

Чтобы успешно развивать мышление в школьном возрасте, лучше всего использовать идеи развивающего обучения. Эта педагогическая технология предполагает, что задания имеют проблемный характер, что и стимулирует активное развитие интеллекта ученика.

Диагностика интеллекта

Зная уровень развития умственного развития ребёнка, можно правильно подобрать для него методы обучения. Для определения уровня IQ, используют специальные . Для малышей - яркие картинки, рассматривая которые и отвечая на вопросы, ребёнок демонстрирует определённый уровень своего интеллекта. Дошкольники могут проходить диагностику с помощью специальных заданий и опросников.

Для проверки IQ школьников используют психологические тесты. Они построены в виде блоков, направленных на исследование интеллекта в разных сферах. Ориентируясь на результаты, можно узнать, как он воспринимает информацию лучше всего.

Способы развития интеллекта

Что может улучшить умственные качества ребёнка?

  1. Игры, развивающие мозг. Это могут быть шахматы или шашки, головоломки, логические, психологические и настольные игры.
  2. Математика и точные науки. Математика учит структурировать понятия, относиться ко всему с порядком.
  3. Чтение. Хорошая художественная книга всегда даст почву для размышления. Читайте ребёнку, учите читать самостоятельно, обсуждайте прочитанное.
  4. Обучение. Процесс обучения ценен сам по себе, так как он активизирует развитие всех способностей человека.
  5. Изучение иностранного языка.
  6. Познание нового. Читайте с ребёнком энциклопедии и справочники, смотрите образовательные фильмы и передачи, заходите на . Создайте условия, в которых ребёнку будет интересно каждый день открывать для себя нечто новое. Так будет расширяться кругозор и эрудиция. Пусть ребёнок будет любознательным.

Как стимулировать интеллект?

  • постоянно задавайте ребёнку вопросы
  • употребляйте слова «Думай», «Будь внимательнее», «Вспоминай»
  • гуляя, отдыхая, давайте ребёнку задания (понаблюдать, посчитать, разгадать загадку)
  • учите ребёнка доводить начатое дело до конца
  • обсуждайте вместе с ребёнком результаты его деятельности, выявляйте недостатки, размышляйте, как сделать лучше.

Выводы

Развивайте ребёнка гармонично. Одних книг недостаточно, чтобы сделать ребёнка умным. Создайте дома целую систему интеллектуального развития малыша. Занимайтесь вместе, уделяя внимание всестороннему развитию умственных способностей. Пусть занятия будут нескучными и приносят пользу.

Елизавета Шевченко
Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ :

«РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ »

Умственное воспитание дошкольников является одной из сторон общего воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду,

Умственное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, так и в процессе систематического обучения на занятиях и важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания .

В детском возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное воспитание .

Важнейшим средством умственного воспитания является окружающая нас природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания и восприятия.

Правильное сочетание на занятиях руководства воспитателя и активность самих детей – одно из важных условий обучения.

Работая на старшей группе, придаю огромное внимание активизации умственной деятельности не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Планируя занятие, определяю его содержание, свою деятельность. обязательно стараюсь предусмотреть активную деятельность детей .

Любое занятие : по развитию речи , изо – деятельности, по формированию элементарных математических представлений, стараюсь продумать его основательно, всегда продумаю новый материал, стараюсь внести что-то интересное, забавное, чтобы повысить активность у детей :

Например загадки – шутки : «На какое ведро садится ворона во время дождя?»

«Пять пальцев и не одного ногтя.» .

В работе с детьми использую разные методы и приемы; готовлю наглядный материал, чтобы дети смогли постичь сущность литературного произведения, идейный замысел автора. Тщательно готовлюсь к чтению сказки; сначала стараюсь вызвать интерес к содержанию произведения, чтобы удержать их внимание. С этой целью применяю приемы : рассматривание картин или предмета о котором будет идти речь, загадываю загадки, читаю четверостишие или знакомлю детей с портретом писателя, чьё произведение будет прочитано.

Учу активно. Внимательно слушать, вдумываться в текст в процессе слушания. После чтения провожу беседу по содержанию произведения с помощью вопросов. Вопросы продумываю так, чтобы сохранить ту нравственную атмосферу, которая присуща произведению.

В старшей группе дети уже хорошо размышляют, обдумывают свои ответы.

На занятиях по ознакомлению с природой, на прогулках наблюдаем за живой и неживой природой. Наблюдения очень продуктивно проводить с подгруппой (5-6 человек) . Внимание у детей устойчивое , вижу глаза каждого ребенка. Для активизации внимания читаю отрывки из произведений А. С. Пушкина, Бунина.

У нас на участке растут деревья различных пород : хвойные, лиственные, плодовые, всего 19 видов, поэтому каждый день планирую наблюдения за деревьями. Обращаю внимание на крону дерева, ищем сходство, различие (тополь – ель, (липа – рябина, (ива – береза) – прием сравнения вызываем потребность в активной мыслительной деятельности.

Осенью провожу занятия по ознакомлению с характерными особенностями овощей, фруктов, используя прием сравнения (яблоко – картофель, помидор, (морковь – свекла, таким образом используя сравнения противопоставления, аналогии, классификацию а также умение делать выводы – способствовало развитию логического мышления дошкольника .

Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только расширяют представления детей о каком- то определенном предмете, но и развивают наблюдательность , учат думать отвлеченно, мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т. е. способствуют речевому и умственному развитию . Например :

Четыре крыла, а не бабочка.

Крыльями машет, а не места.

Когда собаке исполнится пять лет,

На занятиях по формированию у дошкольников элементарных математических представлений стараюсь сочетать известное с новым, а именно с занимательной математикой, развивающими логико – математическими играми и упражнениями.

Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память, но и мыслительные процессы. Логико – математические игры способствуют развитию таких умственных операций , как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета.

Дети учатся догадываться, доказывать – а это путь к развитию умственных способностей у детей .

1. Теоретические основы развития умственных способностей в процессе

использования дидактических игр........................................................... 6

1. 1 Сущность и структура умственных способностей............................

1. 2 Особенности paзвития умcтвeнныx cпocoбнocтeй у дeтeй дoшкoльнoгo вoзpacтa

1. 3 Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у старших дошкольников................................................................................. 22

2. Опытно-практическая работа по использованию игр Никитиных в работе с дошкольниками.................................................................................................

2.1 Диагностика умственных способностей старших дошкольников. 27

2. 2 Технология использования игр Никитиных для развития умственных способностей 33

2. 3 Контрольное обследование умственных способностей дошкольников

Заключение.............................................................................................. 45

Список литературы.................................................................................

Приложение............................................................................................. 49


Введение

Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному развитию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Один из ведущих специалистов в области умственного развития дошкольников Н. Н. Поддъяков справедливо подчёркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного развития.

Между тем, во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения от дошкольных учреждений до университетов отличаются, с одной стороны, рост информативности, с другой стороны снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных учёных дошкольное детство определяется как период, оптимальный для развития умственных способностей. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребёнок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладеть способами анализа и решения разнообразных задач.

По данным учёных генетиков и психологов предпосылками умственных способностей являются задатки, заложенные в природе ребёнка на 50-80%.

Причём подчёркивается, что умственные свойства ребёнка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получает должное развитие. Оказывается, от воспитателя зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем, более – какое, направление они получат. Условия воспитания, отношения родителей, педагогов к самому ребёнку и к его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Умственные способности и их развитие зависят от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.

В целом проблема развития умственных способностей чрезвычайно сложна и многогранна. И в данный момент она очень актуальна, так как часто приходится наблюдать именно проявления скованности детского мышления, стремление мыслить готовыми схемами, получать эти схемы от взрослых.

В «концепции дошкольного образования» так же большое место уделяется проблеме развития умственных способностей детей дошкольного возраста в ходе обучения. Под обучением понимается передача знаний, умений и навыков.

Взрослые предлагают ребёнку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими ведёт к развитию специфических человеческих способностей.

В современных вариативных программах: «Детство» В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной и других авторов; «Развитие» и «Одарённый ребёнок» под редакцией Л. А. Венгера обозначены задачи по проблеме развития умственных способностей у детей дошкольного возраста. Авторы данных программ считают, что необходимо расковать мышление детей – сделать его гибким и подвижным, способным следовать особенностям обследуемого объекта.

Именно эта проблема была выбрана нами для более глубокого изучения и исследования, определена цель: выявить условия эффективности развития умственных способностей старших дошкольников в процессе развивающих игр Никитиных. Для исследования были выбраны объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс развития умственных способностей дошкольников; предметом исследования является процесс формирования умственных способностей в ходе развивающего обучения у детей дошкольного возраста на основе игр Никитиных.

Были выделены следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме.

2. Провести диагностику уровня развития умственных способностей детей дошкольного возраста.

3. Выявить методы и приёмы, используемые в ДОУ с целью развивающего обучения дошкольников.

4. Провести опытную работу по формированию умственных способностей в процессе развивающего обучения на основе игр Никитиных.

Для проведения исследования использовали следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы;

2. Диагностические методики: «Расставь точечки», «10 картинок» и «Самое неподходящее»;

3. Наблюдение;

4. Беседы;

5. Лабораторный эксперимент.

Гипотеза: формирование умственных способностей детей дошкольного возраста будет проходить наиболее успешно, если: педагоги в своей деятельности будут опираться на знание уровня развития способностей у детей дошкольного возраста, выявленного в процессе диагностики; обеспечивать разнообразие методов и приёмов с целью развивающего обучения; учитывать в обучении возможности каждого ребёнка; использовать в работе игры Никитиных.

1. Теоретические основы развития умственных способностей в процессе использования дидактических игр

1. 1 Сущность и структура умственных способностей

Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики придерживались метафизической теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития психики. При этом одни из них считали опережающее значение, имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде, наконец, третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют.

Отечественные психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев пришли к выводу, что врожденные свойства организма и его созревание являются необходимыми условиями психики: они создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования различных видов психической деятельности, но не определяют ни их содержания, ни их структуры. Они обосновали идею о дошкольном значении социального опыта в развитии психики, воплощающего материального и духовного производства. В процессе усвоения детьми этого опыта не только приобретаются отдельные знания и умения, но и развиваются способности, формируется личность ребёнка.

Процесс созревания детского организма, формирование его морфологических и функциональных особенностей, считает А. В. Запорожец, определяются не только генетической программой, но и условиями жизни ребёнка.

Как справедливо считал Л. С. Выготский , ни одно из специфических человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и так далее, не может возникнуть лишь путём вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определённые социальные условия жизни и воспитания.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс наш отечественный учёный Б. М. Теплов. Он-то и предложил три определения способностей. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого,… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей,… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Б. М. Теплов , не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются психологии.

  • Ответственные родители всегда беспокоятся о том, какие существуют способы развития детского интеллекта еще в раннем возрасте? Познавательность поможет малышу развивать способность, узнавать окружающий его мир и стремиться к множественным открытиям
  • Развитие интеллекта ребенка зависит от нескольких важных факторов. не маловажной является и наследственность, а так же среда в которой он живет, воспитывается и общается
  • Кроме того, огромное значение имеет то насколько родители стимулируют ребенка к познавательной деятельности, как повлияли они на формирование его характера и какими способами помогают развивать детский интеллект
  • Важное значение имеет заинтересованность ребенка в любом деле, ведь если интерес отсутствует — стимула и желания к познанию нет

Ученые доказали, что интеллект развивается у ребенка еще тогда, когда он находится во внутриутробном возрасте. Именно поэтому часто можно слышать рекомендации о том, что беременным женщинам необходимо слушать красивую классическую музыку, рисовать, петь, наблюдать за цветами и животными.

развитие интеллекта у детей

Существует несколько основных видов интеллекта у детей:

  • Вербальный — тот который отвечает за коммуникативные способности ребенка, позволяющий находить ему контакт с другими людьми, детьми, читать и писать в более старшем возрасте, задавать вопросы, формировать диалоги и вести дискуссию
  • Пространственный — тот, который формируется путем наблюдения за предметами, именно благодаря ему создается визуальное восприятие разных образов и способность их видоизменять
  • Логический — позволяющий глубоко погружаться в мышления и решать задачи, вычислять и что-то рассчитывать
  • Физический — способность четко координировать свои движения и владеть моторикой тела
  • Эмоциональный — способность контролировать свои чувства, анализировать их и приходить к выводам, касательно своих впечатлений
  • Социальный — возможность находить контакт с людьми и строить отношения с обществом
  • Духовный — умение рассуждать о своей внутренней составляющей и руководить ею
  • Творческий — способность мыслить творчески, упорядочивать и реализовать свои идеи


виды детского интеллекта

То, насколько правильно и полноценно было питание беременной женщины, напрямую зависит от того каким родится малыш. Уделять внимание ребенку нужно еще тогда, когда он находиться в утробе и сопровождать его этой заботой всю его жизнь. Если вовремя не сформировать его умственные и познавательные качества, подростком он будет не активным и не сообразительным.

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного и школьного возраста

Интеллектуальное развитие является наиважнейшим моментом формирование личности вашего малыша. К сожалению, не каждый родитель имеет определенные знания, которые дают ему понять то как это следует делать. Чаще всего подсказать способы смогут профессионалы своего дела: детские психологи, воспитатели или педагоги. Однако, формирование интеллекта обычно разбивается на несколько важных этапов.

Первый этап — развитие ребенка трехлетнего возраста и младше:

  • Необходимо знать, что в этом маленьком возрасте ребенок полностью зависим и подвластен своим органам чувств. Это влияет на то, как он воспримет мир и поймет его еще с раннего возраста
  • По этой причине малышу в таком возрасте регулярно рекомендуется давать в руки различные предметы разнообразной текстуры. Это развивает его осязание и помогает узнать о том, что все на свете отличается на ощупь
  • Хороша будет тренировка на различение всяких вкусов и ароматов, что благоприятно повлияет на сознание малыша
  • Огромное значение для детей трехлетнего возраста имеют сказки, именно через них малыш способен развивать все виды своего интеллекта, а так же совершенствовать психику


развитие дошкольников

Второй этап — развитие ребенка от трехлетнего, до четырехлетнего возраста:

  • Каждому родителю необходимо знать, что в данном возрасте ребенок частично уже осознает себя как полноценную личность
  • У ребенка появляется желание делать самостоятельные действия и принимать решения самостоятельно, поэтому совершенно не стоит этому препятствовать и наоборот, нужно всякими способами стараться его не ограничивать
  • Следует всяческими способами поощрять ту инициативу малыша, которая изредка возникает, чтобы она становилась частой
  • Поручайте ребенку «важные» и ответственные задания: накормить кота, понести сумку, положить салфетки на стал и т.д.
  • Отношение к ребенку со всей серьезностью и ответственностью позволит ему приобрести важные жизненные навыки
  • Прививайте ребенку любовь к творческим заданиям
  • Покажите насколько сильно вы уважаете малыша и с каким понимаем относитесь к его проблемам
  • Не давите на ребенка, не заставляйте выполнять его нежелательную работу, договаривайтесь на словах, не поднимая на него руку и не давая понять ему о том, что у вас есть превосходство
  • Попробуйте пообщаться с малышом «на равных», это позволит ему не бояться общаться с другими людьми и становиться коммуникабельным человеком
  • Прививайте ребенку любовь к природе, наблюдайте вместе за птицами и животными, выращивайте цветы, фрукты и овощи


развитие интеллектуальных навыков малыша

Третий этап — развитие интеллекта шестилетнего ребенка (первоклассника)

  • В возрасте пяти-шести лет ребенок уже начинает активно готовиться к школе, а значит родители уже должны ознакомить его с тем, что такое буквы и цифры
  • Однако, важно понять, что заставлять насильно ребенка читать или даже писать — не стоит
  • Гораздо важнее в этом возрасте научить ребенка общаться с людьми и не бояться их, а так же быть самостоятельным в своих поступках
  • Развитие коммуникативных навыков в этом возрасте позволит ребенку быстро завести друзей, с удовольствием брать участие в творческих заданиях и конкурсах, создавать что-то своими руками и совершать обдуманные взрослые поступки
  • Не стоит наказывать своего ребенка за то, что он что-то делает неправильно или не хочет что-то делать вовсе, его нужно всяческими образами поощрять и хвалить даже за самые маленькие и незначительные достижения
  • Этот возраст очень часто отпечатывает воспоминания на всю жизнь, поэтому каждому родителю важно оставить в детской голове и душе только приятные впечатления и эмоции


интеллектуальное развитие школьника

Развитие интеллекта и мышления у ребенка: упражнения, игры

Развить мышление у детей любого возраста помогут игры и специальные упражнения:

Игра «Поиски заветного клада». Эта игра способна развивать в ребенке такие навыки, как:

  • ориентирование в пространстве
  • ориентирование в незнакомой (знакомой) местности
  • возможность пользоваться помощью

Игра предполагает нарисовать заранее вместе с ребенком план вашего жилья: дома или квартиры. Ребенку следует чет-ко объяснить, что данный рисунок — это вид сверху и эта своеобразная «карта» на которой красным крестиком изображено место, где спрятано что-то. Эта карта поможет отыскать клад. Клад в данном случае — это игрушка, которую прячут родители.

Гораздо сильнее ребенка может стимулировать поиски вкусности: конфеты или шоколадки, а так же подарка. Задачу можно усложнить, спрятав клад на дачном участке или во дворе.

Игра на развитие мышления у малыша «Помести котенка»

Игра благоприятствует развитию важнейших детских навыков:

  • она развивает воображение
  • совершенствует речь
  • улучшает память
  • учит сопоставлять между собой предметы

Для того, что бы поиграть в это игру, необходимо попросить ребенка визуально представить котенка и показать его руками, на сколько он мал или велик. После этого задайте ему ряд вопросов:

  • Поместится ли котенок в ящик?
  • Поместится ли котенок в кошелек?
  • Поместиться ли котенок в шифоньер?

Так до бесконечности можно представлять котенка и мысленно помещать его в разные места. Это поможет ребенку развивать не только мышление, но и способность сравнивать предметы.



развитие детского мышления

Игра на развитие мышления » Дерево, плод, лист»

Для такой игры понадобится некоторая атрибутика:

  • картинки с изображениями разных деревьев
  • картинки с изображениями разных плодов деревьев
  • картинки с изображениями разных листьев деревьев

Для игры стоит использовать только понятные и знакомые ребенку изображения. Суть игры заключается в том, что мама предлагает малышу правильно распределить картинки, в соответствии с деревом. Так, на яблоню малыш должен прикрепить картинку яблоки и его листик, а на дуб — желудь.

Игра развивает логическое и творческое мышление ребенка, одновременно позволяя ему представлять живые предметы, задействовать память и ассоциации.

Развитие социального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие социального интеллекта помогают ребенку обрести определенные социально-коммуникативные навыки и научиться активно вести себя в обществе: не бояться общения, тактильного контакта, не стесняться.

Игра на развитие социального интеллекта «Сонный паровозик»

Эта игра позволяет каждому ребенку окунуться в мир своих ощущений, довериться другому человеку. Смысл игры — добраться из точки «А» в точку «Б» с завязанными глазами,полностью доверившись тому, кто вас поведет. Для этого несколько детей выстраиваются в ряд и каждому завязываются глаза, кроме первого.

Лучше всего такую игру проводить на детской площадке, где существуют некоторые препятствия. Поводырь (первый паровозик) говорит что делать следующему: нагнуться, поднять ногу, подпрыгнуть, а тот — сообщает следующему. Каждый паровозик повторяет действия предыдущего и старательно одолевает препятствия,двигаясь вперед и держа своего товарища за плечи.

Во время игры дети учатся общаться друг с другом,не бояться быть обманутыми и учиться помогать друг другу. Кроме того, отсутствие зрения позволяет визуально представлять в голове предметы, окружающие детей.



игра — лучший способ развития навыков

Игра на развитие социального интеллекта «Волшебный букетик»

Данная игра поможет научить детей проявлять интерес и внимание ко всему, что их окружает. Кроме того, она благоприятствует тому, чтобы дети устанавливали доброжелательные дружные отношения и имели только положительные эмоции от общения. Делается это очень просто — с помощью комплиментов и приятных слов.

Для игры потребуется обязательная атрибутика и спокойная обстановка:

  • большой зеленый лист бумаги (размер ватмана) или зеленой ткани — она послужит поляной
  • разноцветная бумага и ножницы — для создания лепестков

Ведущий предлагает детям заполнить поляну красочными цветами,но для того, чтобы это сделать необходимо будет каждый лепесточек кому-то посвятить. Каждый прикрепленный лепесток — это приятный комплимент любому из присутствующих.

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие эмоционального интеллекта у детей любого возраста необычайно просты, но одновременно глубоки. Они позволяют детям прочувствовать все, что происходит внутри них и сделать определенные выводы: хорошо им или плохо.

Игра на развитие эмоционального интеллекта «Моя радость»:

  • Целью игры служит расширение познаний детей о том, что такое радость и как она проявляется в реальной жизни
  • Ведущий игры должен сконцентрировать внимание малышей на том, как они себя чувствуют в данный момент и попросить их объяснить, что такое радость для них
  • Кроме того, игра формирует у детей положительные эмоции и приятные впечатления
  • В качестве атрибута можно использовать любую смешную или радостную игрушку. Эту игрушку дети передают друг другу, отвечая на один важный вопрос: «Радость это…»
  • В ходе игры каждый ребенок окунается в свои личные мысли и старается найти внутри себя ответ, от планирует его и подсознательно готовится к нему, ожидая своей очереди

Игра на развитие эмоционального интеллекта «За стеклом»:

  • Данная игра позволяет ребенку развить умение общаться с детьми и уметь выражать правильно свои эмоции, то есть так, чтобы его понимали окружающие
  • Дети должны четко угадывать по выражению лица то, что пытается до них донести один ребенок
  • Это учит ребенка координировать свои движения, вырабатывать терпимость и умение совладать своими чувствами
  • Дети делятся на две команды. Задание — представить, что их разделает звуконепроницаемое стекло. Каждый участник должен изобразить противоположной команде какое либо состояние или желание
  • В это время противоположная команда отгадывает то, что хочет сказать ему товарищ

В такие игры не обязательно играть группами, ведь не всегда есть возможность задействовать несколько детей сразу. Вполне реально попросить некоторых членов семьи составить вам компанию и попробовать весело,а так же с пользой провести время.

Видео: «Как развивать интеллект ребёнка? Воспитание детей. Мамина школа»



Рассказать друзьям