Роль семьи становлении личности человека. Семья как фактор становления и развития личности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Роль семьи в становлении личности

Большое значение в становлении личности имеет семья. Правильное воспитание, хорошие взаимоотношения в семье, стремление родителей с раннего детства заметить, что интересует их ребенка и направить их по пути развития этих интересов, с учетом задатков способностей.

Благодаря наследственности передаются определенные задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят особенности строения головного мозга, движения и органы чувств. Человеческий организм с рождения наделен свойствами нервной системы. Задатки представляют собой предпосылки и возможности развития способностей, но не гарантируют развитие и появление иных способностей.

Способности, возникая на основе задатков, развиваются в процессе и под влиянием деятельности, требующей от человека определенных способностей, а вот вне деятельности способности развиваться не могут. Какими бы задатками человек не обладал, ему необходимо упорно трудиться, обучаться, чтобы соответствовать выбранному виду деятельности и стать талантливым. Основываясь на одних и тех же задатках могут развиваться разные способности, в зависимости от требований деятельности и характера, а особенно от воспитания и условий жизни в семье. Основой способности человека являются не сами задатки, а их развитие, т.е. не только безусловные рефлексы(природные особенности организма), но и системы условных рефлексов (то что было приобретено в процессе жизни).

Способности – это устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, от них зависит успех в разных видах деятельности.

Анализируя роль семьи в жизни человека можно придти к выводу, что семья является социальным институтом, в котором рождается и формируется вступивший в жизнь человек. Немалую роль в воспитании и формировании привычек, взглядов, характера, в самовоспитании и внесемейном воспитании играет для человека общество. Но однако семья развивает хорошие качества и помогает исправить недостатки и пороки, поэтому для человека очень велика роль семьи в его жизни.

Важную роль в становлении личности играет семья. В семье человек делает первые шаги, познавая мир. На родителях лежит большая ответственность за формирование позитивных личностных взглядов на жизнь, на понимание нравственных ценностей. Родители учат тому, что хорошо, а что плохо и закладывают нравственный фундамент, окружающий мир влияет на развитие личности, но основы становления личности заключается в семье. Проанализировав произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума», где герой этого произведения Фамусов говорил: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца», можно сделать вывод о том, что ребенок который с детства находится в негативной обстановке, в ссорах, сам вбирает в себя плохие качества. А взяв другую семью, где царит любовь, взаимопонимание можно уверенно сказать, что ребенок будет открыт миру и станет человеком с хорошими качествами.

Что же такое семья? Семья - это единство людей. Что их объединяет? Что служит основой отношений людей? Духовное или материальное? Зависит ли от этого, что будет главным для формирующейся личности? Ценностью семьи определяется ценность подрастающего человека. Роль семьи в становлении личности может быть и положительной и отрицательной. Русские классики в своих произведениях часто раскрывали вопрос о влиянии семьи на развитие подрастающего человека отмечали, что роль семьи в становлении личности огромна. Именно семья принимает участие в становлении личности и открывает дорогу в жизнь.

Типы семейных взаимоотношений:

1. Невмешательство - пассивность родителей к воспитанию.

2. Сотрудничество – отношения в семье с общими задачами и целями деятельности, за счет этого преодолевается эгоизм.

3. Опека – система отношений, удовлетворение потребностей ребенка. Из-за чрезмерной опеки родителей у ребенка отсутствует самостоятельность.

4. Диктат – подавление одним членом семьи чувства собственного достоинства и инициативы других его членов.

Стили воспитания:

1. Ребенок предоставляется сам себе – попустительский.

2. Родители ребенку навязывают свое мнение – авторитетный.

3. Родители учитывают интересы ребенка – демократический.

То, что ребенок приобрел за годы жизни, находясь с родителями, это сохраняется на протяжении всей жизни. Важность воздействия семьи на личность ребенка, никак не сравнится ни с одним из институтов воспитания. Родители закладывают основы личностных качеств ребенка.

Типологий семей множество, так как они делятся на различные критерии (функции, традиции и численность).

По количеству детей:

1. Многодетная (начиная от 5 детей)

2. Малодетная (1-2 ребенка)

3. Средне (3-4ребенка)

По численности:

1. Неполная семья – отсутствие ребенка или одного из родителей.

2. Полная нуклеарная семья – родители и дети проживают все вместе.

3. Расширенная семья – проживают несколько поколений или родственники совместно с семьей.

Распределение ролей в семье:

1. Матриархальная – лидерство принимает на себя женщина, мать имеющая чаще большое количество детей;

2. Эгалитарная (равенство);

3. Автономная – не требующая помощи от общества и государства, выполняющая все необходимые функции и самостоятельно добившаяся определенного положения в обществе. Семья способна приспособиться к любым условиям;

4. Партнерская – равенство меду партнерами, общие обязанности, отношения построены на доверии, уважении и любви;

5. Патриархальная - живут много поколений, во главе семьи стоит муж.

Семью можно классифицировать:

1. Однородность социального положения супругов – гетерогенная и гомогенная;

2. Степень формализации – юридическая и фактическая;

3. Этапы жизненного цикла – молодая, зрелая;

4. Тип поселения – сельская и городская;

Классифицируется по социальному положению родителей.

В основе внутрисемейных отношений лежит эмоциональная близость.

Подведя итог хочется сказать, что роль семьи в становлении личности не стоит недооценивать. Именно семья является фундаментом человека, семья служит примером нравов и поведения. Чтобы ребенок перенял хорошие качества и поступки по отношению к другим людям, необходимо не только на словах воспитывать ребенка, но и на деле быть примером для подражания.

Эрик Эриксон в своей теории развития личности, говорит что развитие личности продолжается всю жизнь, где на смену одному благополучному разрешению внутренних противоречий приходит другое:

1. Детство (доверие или недоверие). Первая стадия развития охватывает первый год жизни человека, она соответствует оральной фазе классического психоанализа. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительный – доверие, отрицательный - недоверие. Если ребенок получает ту заботу и внимание которое ему необходимо, родители выполняют все потребности и ребенок любим, то он будет доверять другим людям. А если ребенку не давать должного внимания и не заботиться о нем, он не будет доверять ни окружающим, ни всему миру и это повлияет на его развитие.

2. Достижение равновесия (нерешительность или самостоятельность). Второй и третий год жизни охватывает вторая стадия. В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его психических и моторных способностей. Ребенок осваивает различные движения, приобретает множество других навыков, таких как бегать, лазать, толкать, смеяться, играться. Если родители разрешают ребенку делать то, что он хочет и не торопят его, у него вырабатывается ощущение, что он владеет самим собой, своими побуждениями и благодаря этому у него вырабатывается самостоятельность. Если торопить ребенка и заставлять его что-то делать или делать все за него, у ребенка развивается нерешительность и стыдливость.

3. Предприимчивость или чувство вины. Третья стадия приходится на возраст от четырех до пяти лет. Ребенок приобретает множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, фантазирует. Социальный параметр этой стадии развивается между чувством вины и предприимчивостью. От того как реагируют родители на идеи детей зависит, какое из качеств перевесит в его характере.

4. Неполноценность или умелость. Четвертая стадия приходится на возраст от шести до одиннадцати лет (латентная фаза). В данный период любовь дочери к отцу и ревность к матери (с сыновьями наоборот) еще находится в скрытом состоянии. У ребенка развивается способность к регламентированным занятиям, к разработке новых игр и к дедукции. Психосоциальный параметр этой стадии характеризуется либо чувством неполноценности, либо умелостью. Важную роль в его возрастных кризисах играет не только семья, но и общественные институты (школа).

5. Кризис подросткового возраста (путаница ролей или идентификация личности). Пятая стадия 12-18 лет ребенок сталкивается с пробуждением ревности и любви к родителям, это является немаловажной проблемой, которую необходимо решить. Подросток развивается психически и физиологически, к желаниям и ощущениям добавляются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни благодаря созреванию.

Новые особенности психики подростка это его интерес к тому что другие думают сами о себе. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, общества, религии. Способен вырабатывать или перенимать мировоззрения и теории, которые противоречат и создают гармоничное целое. Подросток – нетерпеливый идеалист, считавший, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить в теории.

Перед подростком, умеющем обобщать, встает задача: объединять все, что он знает о себе самом, т.е. кем он является. В этой стадии родители играют гораздо более косвенную роль. Если подросток с помощью родителей выработал самостоятельность, умелость и предприимчивость, доверие, то его шансы на собственную индивидуальность возрастают. Идентификация должна начинаться с момента рождения.

Если из-за тяжелого быта или неудач детства подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», он начинает проявлять неуверенность и путается в ролях, кто он такой и какой среде принадлежит. Обычно путаница наблюдается у малолетних преступников и у девочек, которые в подростковом возрасте были распущены, обладали фрагментным представлением о своей личности и свои половые связи не соотносят с системой ценностей и интеллектуальным уровнем.

Эриксон подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует от возникновения новых проблем на других этапах жизни.

6. Конфликты среднего возраста (одиночество или близость). Начало зрелости жизненного цикла это шестая стадия, т.е. период ухаживания и ранние годы семейной жизни (от конца юности до начала среднего возраста). Эриксон выявил в этой стадии параметр заключенный между положительным полюсом близости и отрицательным - одиночества. Близость – это не только физическая близость, но и способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Боязнь возникает, когда успех или провал зависит не от родителей, а от того, как прошел человек предыдущие стадии. Социальные условия могут облегчать или затруднять достижения близости (сексуальная и дружба), если не достичь близости, то человек будет одинок.

7. Самопоглощение или общечеловечность. Седьмая стадия – это зрелый возраст, период когда дети стали подростками, а родители связали себя с определенным родом занятий. Появляется новый параметр личности самопоглощение или общечеловечность. Эриксон называет общечеловечность способностью человека проявлять интерес к судьбам людей за пределами близкого круга, размышлять о жизни будущего поколения. У кого не выработалось чувство сопричастности человечеству, тот сосредотачивается на себе и заботится он только о своих потребностях и о собственном комфорте.

8. Безнадежность или целостность. Последняя стадия это когда основная работа жизни закончилась и наступает время размышлений и забота о других. Ощущение осмысленности, целостности жизни возникает у тех, кто вспоминая прошлое, чувствует удовлетворение прожитой жизнью. А те, кто считает, что в жизни много упустил, жалеет о многом, понимает, что ничего не исправить, у такого человека появляется отчаянье.

Три фазы (социальное целое, адаптация, интеграция и индивидуализация) выступают как макрофазы развития личности, обозначаемые как три эпохи: детство, отрочество, юность. Именно поэтому ребенок становится зрелой самостоятельной личностью, готовой и дееспособной к воспитанию и воспроизводству нового поколения. А для стадии индивидуализации выступает отрочество как эпоха противоречий и перелома.

Анализируя роль семьи в становлении личности, мы выявили что большое значение семья играет для личностных качеств ребенка, для его поэтапного развития.

Становление человека как социального существа и биологического вида идет в результате развития. Биологическое развитие и развитие в целом обусловливается фактором наследственности. Наследственность передает ребенку основные биологические признаки человека. От родителей наследственно передается ряд рефлексов, характер обмена веществ, тип нервной деятельности и анатомическое строение. По наследству не передаются приобретенные в течении всей жизни свойства и навыки, но каждый родившийся ребенок обладает большими задатками, но генов одаренности наука не выявила. Развитие и формирование ребенка зависит от социальной структуры общества, от заботы, усилий и желания родителей, от условий воспитания и обучения.

Врожденные особенности человека относятся к биологическому фактору. Особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внутренних и внешних причин называют врожденными особенностями. Кризисы возрастного развития воздействуют на личность человека. Изменения личности человека, которые появляются в период возрастных кризисов, могут оказаться отрицательными или аномальными. К биологическому фактору относится состояние здоровье, которое оказывает влияние на становление человека как личности. Успешному развитию способствует хорошее состояние здоровья. Плохое здоровье замедляет процесс развития, который сказывается на психологии человека как личности.

Личность – субъект собственной жизнедеятельности, который строит свои витальные контакты с миром; субъект деятельности общения, субъект деятельности самосознания, «открытие» человеком собственного «Я» в процессе возрастного развития. Так характеризует личность В.А. Петровский – Доктор психологических наук, член – корреспондент РАО.

На этапе становления зрелой личности продолжаются процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенный в подростковом возрасте. Личность переходит к освоению новых ролей профессионализма, готового к принятию решений, семейного человека, способного позаботиться о других и уметь брать на себя ответственность за воспитание детей. Взрослый период жизни человека является этапом формирования совершенствования личности и зрелости. Завершится он с углубленным развитием личностных качеств. Зрелый человек становится наставником для других, помогая им на пути личностного развития.


«Роль семьи в формировании личности ребенка».

Роль родителей в воспитании детей очень важна - именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети.

Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.

^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Ошибки семейного воспитания.У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.

Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Что же является целью воспитания?

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его жизни в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать вперёд и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!


Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания


Введение

1.2 Типы семьи (полная- неполная, благополучная- неблагополучная)

1.3 В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка

1.4 Основные задачи семьи (создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание у ребёнка ценностного отношения к себе и другим людям)

Глава 2. Условия успешного семейного воспитания

2.1 Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье

2.4 Требования к организации взаимодействия педагога с родителями

Заключение

Литература


Введение

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации грает семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека.

В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.


Глава 1. Роль семьи в формировании личности ребёнка

1.1 Понятие семьи, семья как микросоциум

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Семья- это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.

Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья – это такое образование, которое « охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Всё это позволило педагогам вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой вырастет в ней человек.

Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается.

Точно так же не составит труда, пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности,то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

1.2 Типы семьи (полная - неполная, благополучная - неблагополучная)

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети), причем отчим обязан заботится о детях жены, как о своих, а дети должны его слушаться, как отца.

Неполной обычно считается семья одинокой матери или отца с детьми.

У одинокой женщины-матери нередко формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни, а, следовательно, и у детей могут сложиться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье. Снижение воспитательных возможностей неполной семьи происходит в результате стечения ряда неблагоприятных обстоятельств, таких как длительное влияние конфликтных ситуаций на детей, напряженная психологическая обстановка, в связи с неправильным отношением членов семьи к особенностям жизнедеятельности неполной семьи, неумение выбирать педагогически целесообразный стиль воспитания, возникновение ситуаций эмоционального “голода” или чрезмерной, жертвенной родительской любви, а также нередко и аморальное поведение родителя, его низкий культурно-образовательный и профессиональный уровни, материально-бытовые трудности, слабая связь со школой.

Неполными можно считать и семьи, в которых дети живут с дедушкой или бабушкой, но без отца и матери, поскольку их родители развелись, а мать затем либо умерла, либо была лишена родительских прав за пьянство и дурное обращение с детьми, после чего старики взяли детей на воспитание. Либо мать нашла себе нового мужа или сожителя, который не пожелал заботиться о ребенке, и она сама отдала ребенка своим родителям.

В этих случаях, даже если старшее прародительское поколение представлено супружеской парой, семья, безусловно, является неполной, поскольку среднего, то есть, родительского поколения в ней вообще нет. С психологической и педагогической точки зрения, дедушки и бабушки, выполняющие родительские функции, вряд ли могут заменить родителей, поскольку их роль в семье принципиально иная. Точно так же неполными являются семьи, в которых дети проживают с дядями, тетями, старшими братьями и сестрами либо другими родственниками.


Роль семьи в формировании личности ребенка

План

1. Характеристика семьи как социального воспитательного института..3
2. Типы семей…………………………………………………… ………….6
3. Функции семьи…………………………………………… ……………10
4. Факторы семейного воспитания…… ………………………………....11
5. Воспитательный потенциал семьи……………………………………16
Список литературных источников………………………………………23

1. Характеристика семьи как социального воспитательного института .
Одним из важнейших социальных институтов является институт семьи. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья, как правило, может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.
Всё очевиднее становится сегодня, что процессы, происходящие в мире - разрушение былых идеалов, ломка структур, которые оказывали определённое влияние на развитие, образование и воспитание детей, выводят в особое положение семью как важнейший институт развития личности ребёнка. Ведь как никогда в настоящее время повышается зависимость и стабильность общества, государства в целом от личностных качеств, знаний, умений и навыков каждого, и, в первую очередь, это касается детей, жизнедеятельность которых будет определять будущее.
Воспитание ребенка в семье требует постоянного анализа и в случае необходимости корректировки окружающей среды, прежде всего семейных условий, имеющих специфические особенности влияния на ребенка дошкольного и школьного возраста и каждого конкретного ребенка, вступившего в данный период развития.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально- исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д. С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребенка с момента рождения. У оторванного от родителей (а чаще - брошенного ими) и помещенного в условия Дома ребенка малыша снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития. Как показывают психолого-педагогические исследования, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет "интимный круг общения". В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребенок будет понимать и оценивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека: "Мама требовательная, но добрая", "Папа учит меня быть смелым", "Дедушка все-все на свете знает". А на пороге жизни первые "кирпичики" в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период. И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам "чужой" тети (например, попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, будет важно мнение друга, приятеля, задевает реплика прохожего, а в первые семь-восемь лет самое авторитетное - "Так мама сказала!", "Так велел папа".
Вот почему в качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его "проводниками" являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания.
Будучи малой группой, своего рода микрокосмом", семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама-музыкант, папа - врач, бабушка - педагог, дедушка -биолог) "подсистемы". Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности. Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

2. Типы семей.
В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – как правило, муж имеет право иметь несколько жен.
В зависимости от структуры родственных связей выделяются простотой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.
Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Нуклеарная семья состоит из мужа, жены и их детей. Нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены, состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра). Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной семье.
Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений. Расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков).
Смешанная семья является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
Семья «родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.
В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью.
По структурному составу различают:
- полную семью (есть мать и отец);
-неполную семью (есть только мать или отец);
- искаженную или деформированнаую семью (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери) .
- По функциональныем особенностям различают:
- гармоничные семьи;
- дисгармоничные семьи.
Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:
- централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
- автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
- демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.
По критерию власти различают следующие типы семей:
- партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и
- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.
Кроме перечисленных, существует комплексная типология семьи, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.
Асоциальные семьи - семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.
В социально-педагогическом отношении различают следующие типы семей:
1. воспитательно-сильная семья;
2. воспитательно-устойчивая;
3. воспитательно-неустойчивая
4. воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля за ними;
5. воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой;
6. воспитательно-слабая с агрессивно-негативной атмосферой;
7. маргинальная; с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д.;
8. правонарушительская
9. преступная;
10. психологически отягощенная
Воспитательные возможности в семьях первого типа близки к оптимальным. Структурная и материально-бытовая характеристики таких семей не являются определяющими. В неполной или менее обеспеченной семье могут возникать серьезные воспитательные трудности, но на первый план выступают, прежде всего, атмосфера семьи, воспитательная позиция родителей, характер их взаимодействия с детьми, степень доверия, влияния, контроля.
Второй тип обеспечивает в целом благоприятные возможности для воспитания, несмотря на определенные трудности и конфликты в семейном взаимодействии, затруднения в выборе средств общения, в сохранении психологической близости, которые преодолеваются с помощью других социальных институтов, и, прежде всего школы.
Третий тип определен по признаку наличия неправильной педагогической позиции родителей (гиперопека, авторитарность, попустительство и т.д.), которая в то же время замыкается и корректируется Поэтому воспитательный потенциал подобных семей довольно высок, но результаты семейного воспитания требуют коррекции, как в отношении родителей, так и в отношении детей.
Четвертый тип стал выделяться сравнительно недавно. Речь идет о семьях, в которых родители по разным причинам (плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей. И хотя конфликты в таких семьях обычно не наблюдаются, постоянно происходит фактическая утрата влияния семьи на ребенка (особенно в подростковом возрасте), контроля за его интересами, планами, времяпрепровождением, контактами, В силу этого продуктивное взаимодействие с детьми минимально.

3. Функции семьи.
Можно выделить следующие социальные функции семьи:
воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
хозяйственно–бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовно взаимообогащение;
социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

4. Факторы семейного воспитания.
Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой - объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.
Во многих исследованиях в качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются эмоциональное отношение, любовь, принятие, а также особенности требований и контроля.
Э. Фромм выделил качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность - безусловность и контролируемость - неконтролируемость. Материнская любовь безусловна, дано от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить, добиться собственной активностью ребен ка).
Факторами родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков являются следующие.
Уровень протекции - количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь когда случается что-то серьезное.
Другой важный фактор - степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.
Количество и качество требований к ребенку в семье представлено разными шкалами: степень требований- обязанностей, степень требований-запретов, строгость санкций.
Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания. Познание факторов, порождающих эти проблемы, позволяет полностью или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду, таким образом обеспечить нормальную адаптацию ребенка в школе. Среди таких факторов Торохтий В. С. выделяет следующие:
1. «Образ мыслей» семьи. Фактор отражает социально- психологический аспект образа жизни семьи и имеет свои особенности.
Во-первых, вся система ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи ориентирована на реальные возможности ее жизнеобеспечения. Образ мыслей семьи во многом определяется условиями жизни.
Во-вторых, сформированная со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентации семьи к реалиям внешней жизни, влияющих на психику каждого ее члена.
В-третьих, готовность к различного рода жизненным изменениям, профессиональной деятельности обоих супругов.
2. «Образ общения» семьи. Этот фактор также отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи. У него есть свои особенности: Во-первых, особая межличностная коммуникативность, имеющая особую значимость в силу личностно-интимного значимого характера общения. Во-вторых, открытость семейной коммуникации социальной среде обитания, выраженность собственных семейных интересов. В-третьих, неформальность отношений между членами семьи. В-четвертых, особая развитость таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия. В-пятых, особая значимость отношений с родителями.
3. Отношение социальной среды к семье. Данный фактор неоднозначен, нередко характеризуется противоречивостью, а порой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности решения сложных жизненных задач, а в других - неуверенность в себе, своих родителях.
4. Традиции нации, народности, места проживания семьи. Традиции семьи, края (места) жительства семьи усваиваются в виде представлений об общечеловеческих ценностях, правилах и нормах поведения. Родители и дети, сохраняя общие черты культуры своей нации, народности, усваивают отчасти духовные ценности национальной социальной среды.
5. Традиции семьи. Представляя культурное наследие, нормы и правила поведения выступают одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств.
6. Интеллектуальный уровень окружения ребенка. Этот фактор неоднозначен, и диапазон его проявления довольно широк. От него во многом зависит успех воспитания, который не определяется в абсолютных величинах, а всегда оценивается с помощью сравнения.
Познание рассмотренных выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в семье. Конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы. В их числе можно выделить следующие:
1. Представления родителей об эталоне воспитанной личности. С эталоном воспитанной личности многие родители связывают не столько цельный образ - разносторонний профиль личности, сколько различные обобщения определенных качеств. Причем предпочтение отдается группе нравственных качеств. Имея общее представление о воспитании детей, родители более обстоятельно познают его содержание чаще намного позднее рождения ребенка. В таком случае эталон воспитанной личности представляется родителям нередко как проекция опыта собственного воспитания. Данный эффект определяет все последующее развитие знаний, отношений и установок родителя на процесс воспитания, а также адаптацию ребенка в школе.
2. Расположенность к полу ребенка в семье. В семье существует определенная специфика отношений к полу ребенка. Суть ее состоит в том, что отцу всегда ближе сын, а матери - дочь.
3. Педагогическая культура общения родителей. Она предполагает усвоение системы знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях, наличие у людей знания о психологических последствиях для ребенка той или иной формы поведения.
4. Мотивы рождения ребенка. Каждая нормальная семья рано или поздно стремится осуществить важнейшее свое предназначение - рождение и воспитание одного или нескольких детей. Однако к такому решению супруги приходят, руководствуясь собственными многообразными мотивами: стремление стабилизировать отношения между собой; действовать как все; рассматривают воспитание наследника как цель жизни; желание не выделяться среди других; стремление обеспечить себе беззаботную старость; возможность получения дополнительных льгот; желание удостовериться в своих способностях; стремление привязать жену к дому.
Доминирующая мотивация рождения ребенка определяет последующее отношение родителей к воспитанию и как следствие, социальную адаптацию ребенка, в том числе и адаптацию в школе.
Установки супругов на воспитание детей. Представляя своего рода, готовность действовать тем или иным образом, они указывают, что каждый из супругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и предпринимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка. Они обозначают субъективные ориентации индивидов как членов малой социальной группы по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловливающим определенные (нравственные, этические, фиические, половые, правовые и др.) нормы поведения своих детей.
Уровень притязаний родителей по отношению к ребенку. Под этим понимается уровень сложности воспитательных задач, выбранных супругами, на осуществление которых они претендуют. Это конкретный результат, который родители собираются получить, приступая к воспитанию дочери или сына. Уровень притязаний зависит от сопоставления результатов воспитания ребенка с нормативными достижениями референтной личности, от самооценки и личностных особенностей.
Кроме вышеназванных частных факторов воспитания, существуют и такие, как: преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

5. Воспитательный потенциал семьи.
Семья - направляющая сила и образец для подражания. Она играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья - первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, в педагогике употребляется понятие «воспитательный потенциал семьи», сущность которого раскрывается в содержании его основных компонентов.
Важнейшим таким компонентом являются внутрисемейные отношения, которые выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение служит одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека.
Внутрисемейные отношения - важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни общества. Для оценки внутрисемейных отношений психологи предлагают такую характеристику, как психологическая коммуникабельность семьи, включающая следующие виды внутрисемейных отношений: интеллектуальные, эмоциональные и волевые.
Интеллектуальные отношения между членами семьи определяются такими качествами, как умение быстро находить общий язык между собой, единодушно приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений, сходство интересов к книгам, музыке, театру и к другим направлениям общественной культуры.
Основными показателями эмоциональных связей и отношений служат: единство в эмоциональных переживаниях, общность эмоционального настроя, доброжелательные отношения, притяжение друг к другу, любовь и желание быть вместе, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи.
Признаком волевых отношений является способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод. Состояние внутри семейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи.
Другими наиболее значимыми компонентами являются нравственная направленность семьи и педагогическая культура родителей, Нравственная направленность семьи характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения. Этот параметр предполагает определение объективного содержания семейной жизни и целей, которые семья ставит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и идеалов, взглядов и убеждений.
Наличие общественно полезных целей делает семью коллективом, ячейкой общества. Когда цели семьи противоречат целям общества или являются общественно нейтральными, а тем более вредными, то такая семья не может быть названа коллективом. Условно ее можно назвать семьей-корпорацией. При слабом закреплении социальной мотивации в поведении членов семьи она превращается из временного изолированного состояния в устойчивый коллектив: создается семья-корпорация, отличающаяся семейным эгоизмом, семейным индивидуализмом по отношению к другим семьям и более широким общностям (а иногда и к обществу в целом).
В нравственной направленности семьи значительную роль играет соответствующая направленность наиболее авторитетных ее членов, в особенности родителей. Направленность семейного коллектива и воспитания определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Они проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в уровне развития у них чувства ответственности, гражданского долга перед обществом по воспитанию детей. Показательны в этом плане активность родителей в производственной и общественной деятельности, соотношение личного и общественного в поступках, мнениях и т.д.
Критериями педагогической культуры родителей служат их умение учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста), выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты; стремление к педагогическому самовоспитанию; регулярное посещение лекций и бесед в школе; интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике; достижение единых требований к детям.
Таким образом, воспитательный потенциал семьи определяется тремя компонентами: психологической коммуникабельностью, нравственной направленностью, педагогической культурой родителей. Если все эти три составляющие имеют место в семье и достаточно хорошо проявляются, то можно говорить и судить о высоком воспитательном потенциале конкретной семьи.
Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются:
- возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности;
и т.д.................

Человек как личность начинает развиваться в первую очередь в семье. Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство .

Становление личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь. Развитие личности ребенка и его воспитание неразрывно связано с процессом его социализации. В трудах советских и российских психологов (Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других) основополагающим фактором, влияющим на развитие личности ребенка, указывается социальный опыт, воплощенный в предметах материального и духовного производства, который интериоризируется ребенком. Первоначальными и единственными до определенного возраста носителями этого социального опыта для ребенка являются родители. И так как первичная социализация ребенка происходит в сфере межличностных отношений с ближайшим окружением, для формирования здоровой личности важны гармоничные отношения внутри родительской семьи.

Этот факт ярко иллюстрируют слова Л.И. Божович: «Психическое развитие ребенка формирование его личности может быть понято лишь в рамках его социализации, то есть усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта. Но образцы, с которыми встречается в ходе своего развития ребенок, неоднозначны. Они могут представлять собой продукты творческой, созидательной деятельности людей, способствующие прогрессу общества, но они могут быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, отрицательные качества личности и прочее.

Если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребенка, весь процесс превращения его из биологического организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания. При этом воспитание не есть только сумма каких-то специальных мер воздействий (хотя эти меры также входят в состав воспитания), а прежде всего соответствующая организация жизни и деятельности ребенка, его взаимоотношений с окружающими людьми, всей системы его отношений к окружающей действительности» .

Семья, согласно классификации А.Мудрика, относится к микрофакторам социализации человека. Но из всех существующих факторов, родительская семья является самым важным и влиятельным. Влияние семьи ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив и лишен критического отношения. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности .

Семью можно считать колыбелью личности. Ребенок входит в мир своих родных и перенимает все, что наполняет этот мир. В процессе взаимодействия с матерью, отцом, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности.

Э. Эриксон полагал, что каждой стадии развития присущи свои собственные параметры, которые способны принимать как положительные, так и отрицательные значения. На первых четырех стадиях из восьми именно родители оказывают более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития. На первой стадии, как полагал Э. Эриксон формируется базовое доверие к миру. И уровень этого доверия зависит от степени проявляемой заботы к ребенку со стороны родителей. На второй стадии, которая охватывает второй и третий годы жизни формируются самостоятельность или стыд и нерешительность, в зависимости от проявленных взрослыми терпения к ребенку и понимания его новых потребностей в развитии моторных и психических способностей. Предприимчивость или чувство вины являются результатом третьей стадии развития ребенка от четырех до пяти лет. Если родители положительно реагируют на всевозможные затеи ребенка, позволяют ему проявлять инициативу в его моторной активности, фантазировать и при этом с готовность отвечают на все вопросы, возникающие у него, у ребенка вырабатывается и закрепляется предприимчивость. Параметр четвертой стадии развивается между умелостью и чувством неполноценности. Когда ребенка поощряют в его желании мастерить, рукодельничать, помогать взрослым в делах по дому, у него вырабатывается умелость и способность к техническому творчеству, если нет, то у ребенка может развиться чувство неполноценности. В зависимости от того какие качества развились у ребенка на предшествующих стадиях, в подростковом возрасте происходить идентификация личности, опознание собственной индивидуальности или подросток проявляет симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит .

Взаимоотношения детей с родителями и с другими членами семьи можно рассматривать как систему, где все части взаимодействуют друг с другом. Семья - это открытая самоорганизующаяся система. Такой взгляд на семью дает возможность видеть, что все в ней взаимосвязано. Системный подход позволяет постулировать ряд признаков семьи, присущих ей как системе:

1. система, как целое всегда больше, чем сумма ее элементов;

2. фактор, влияющий на семью в целом, оказывает влияние на ее каждый элемент;

3. изменение одного элемента, входящего в семейную систему влечет за собой изменение других элементов и семьи в целом.

Семья, как система чувствительна к внутренним и внешним воздействиям, а ребенок, является наиболее сензитивным элементом семейной системы.

Семья характеризуется ее функциями, определенной структурой и динамикой. Динамика семьи отражает изменение ее функций или структуры или и функций и структуры одновременно. Структура семьи (состав ее членов, связи между ними и внутрисемейная иерархия) обеспечивает ее функционирование .

Семья создается для удовлетворения определенных потребностей ее членов. Функционирование семьи позволяет реализовывать эти потребности. Важной функцией семьи является удовлетворение потребности супругов в отцовстве и материнстве, потребности в контакте с детьми, их воспитании. Воспитание детей занимает продолжительное время от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Воспитательный потенциал - это возможности семьи в формировании личности ребенка. В различных категориях семей процесс воспитания имеет свои особенности . Процесс воспитания, его стиль формируются на основании усвоенных родителями отношений «ребенок-родители» в своей родительский семье и в результате взаимодействия и взаимовлияния детей и родителей. В результате этого взаимодействия ребенок усваивает паттерны межличностных взаимоотношений, семейные традиции, обычаи, нормы поведения, моральные и нравственные принципы, которые он в свою очередь, несомненно, в том или ином виде и объеме перенесет в свою будущую семью. В теории семейных систем М.Боуэна этот процесс называется наследованием внутрисемейных паттернов отношений.

Суть его заключаются в том, что основные базовые отношения между отцом, матерью и ребенком наследуются от предыдущих поколений и передаются последующим. Наряду с эффективными паттернами отношений семья воспроизводит и симптоматические - алкоголизм, суицид, инцест, насилие, психические расстройства, соматические симптомы, ранняя смерть.

Основой жизнедеятельности семьи является система вербального и невербального общения - межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмен информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния. Любые ситуации, возникающие в семье - опоздания, забывание, молчание, хлопанье дверью и т.д. являются весьма информативными и попадают под категорию общения. И ребенок в состоянии воспринимать внутрисемейную ситуацию даже в отсутствии вербальной интерпретации происходящего на основании эмоционального компонента.

По мнению Л.Б.Шнейдер появление «трудного ребенка» является результатом нарушения внутрисемейных отношений. Проблемы ребенка свидетельствуют о проблеме семьи в целом. Здесь стоит отметить, что успешность развития ребенка зависит не только от отношения к нему членов семьи, но также от взаимоотношений между членами семьи, а в особенности между родителями. Положительный исход развития с большей уверенностью можно прогнозировать, если между родителями существуют чувства любви и уважения. Семья должна стать для ребенка местом, где близкие люди его понимают и принимают таким, какой он есть.

Существует определенная специфика семейного воспитания, в отличие от общественного. По природе своей семейное воспитание должно быть основано на чувствах. Изначально семья, должна строиться на чувстве любви, взаимной симпатии и уважения. Если родителям удается сохранить этот эмоционально-чувственный фон, определяющий нравственную атмосферу семьи и качество взаимоотношений ее членов, то у ребенка не возникает неразрешимых проблем в приятии окружающего мира и себя, как части этого мира. Для того чтобы ребенок был счастлив его нужно просто любить .

Таким образом, семья является одним из основных факторов становления и развития личности ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.

Для психического здоровья и эмоциональной уравновешенности ребенку необходима стабильная семейная среда. Распад семьи вследствие смерти, развода или раздельного проживания родителей всегда представляет для ребенка потрясение и может нанести ему длительную травму. Среди этиологических семейных факторов, влияющих на появления у детей неврозов первое место занимает развод родителей. . Развод может стать причиной следующих психолого-педагогических проблем:

· усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду;

· нарушение социальной адаптации;

· формирование определенных дефектов характера и поведения;

· увеличение риска асоциального поведения как реакция на предразводную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на свой новый социальный статус;

· детская безнадзорность;

· сложности во взаимоотношениях;

· однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения полоролевой идентификации.

Расставание с одним из родителей может привести к утрате ребенком доверия к миру, ощущения безопасности, появлению чувства страха, симптомов невроза. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод, создает также определенные условия для его асоциального поведения. Уход родителя разрушает существующие у ребенка эмоционально-чувсвенные связи, рушиться весь мир, в котором он до этого прибывал. Этот факт не может не отразиться на развитии ребенка.

Напряженная конфликтная атмосфера, сопровождающая процесс развода родителей, действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает для него быть местом, где можно получить поддержку и утешение. Ребенок не может чувствовать себя в безопасности в мире, который рушиться. Нарушение стабильной семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В такие моменты ребенок легче поддается внешним влияниям, так как он стремятся к разрядке внутреннего напряжения .

Семья для супругов и ребенка это далеко не одно и то же. Если взрослые создают семью по собственной воле, и исходя из своих желаний, то ребенок не выбирает родителей, не решает самостоятельно вопрос о своем рождении. Он приходит уже в существующий задолго до его рождения мир. Ребенок воспринимает семью, как нечто, что существовало всегда, и будет существовать вечно. И поэтому распад семьи ребенком и его родителями воспринимается по-разному. И если для родителей развод - это болезненное, малоприятное, порой драматичное переживание, то для ребенка - это крушение его мира, под стать вселенской катастрофе. Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии и страха за будущее до ощущения полета и долгожданной свободы. Для ребенка состояние эйфории полностью исключено, его восприятие ситуации в большей мере ориентировано на отношение родителей к разводу. Если родители воспринимают развод как трагедию и к тому же отягощают ситуацию конфликтными отношениями, то ребенок будет переживать аналогичные чувства. Лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка, если развод все-таки неизбежен, постараться не фиксироваться на негативных моментах. Тем ни менее даже если родители сделали все возможное, чтобы помочь ребенку пережить свой разрыв, они должны быть готовы к изменениям в поведении ребенка. Развод может активизировать старые и новые обиды. Переживания ребенка могу меняться от вялой депрессии и безразличия до полного отрицания родителей и их мнения .

С уходом из семьи отца или матери дети теряют ощущение неразрывной родительской связи. Семья перестает быть для них единым целым .Дети очень остро переживают разрыв родителей, часто винят себя в этом.

Таким образом, структура семьи, которая включает в себя не только ее членов, но и внутрисемейные взаимоотношение влияет на развитие личности ребенка. Для ребенка важна вся семья и все типы семейных ролей: матери, отца, сестер, братьев. Каждый член семейной группы создает для ребенка особый тип общения .

Потребность в полной семье обусловлена еще тем фактом, что на ранних этапах своего развития у ребенка нет других способов научения кроме присоединения и подражания. Родители их взаимоотношения и их отношение к ребенку дают ребенку образцы поведения мужчины и женщины, матери и отца, мужа и жены. Уже в возрасте шести месяцев ребенок отличает людей, заботящихся о нем друг от друга, и проявляет к ним чувства и эмоции, как к людям. На 2-м году жизни в семейном общении воспринимает первые образцы феминильности и маскулинности. Между 2-мя и 3-мя годами ребенок уже осознает свой пол и соотносит свое «Я» с представлениями о людях своего и другого пола. В ролевых играх он реализует мужское и женское поведение и в первую очередь как родительское и супружеское. В этих играх уже проявляются простейшие уровни семейных установок, соответствующие общим стереотипам семьи. Подражая мужскому и женскому поведению, мальчики более эксцентричны и инструментальны в своих играх, а девочки - более концентричны и эмоциональны. В 3-5 лет ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и в играх имитирует его поведение. Кроме того именно в этом возрасте ребенок просит родителей о брате или сестре. Л.Б.Шнейдер называет этот возраст - возраст чадолюбия. В семье ребенок может осваивать специфику мужских или женских ролей и женско-мужских взаимоотношений, выполняя посильную работу вместе с родителем одного пола и получая оценку другого родителя .

Взаимоотношения родителей влияют на усвоение ребенком поведения, связанного с его полом. По мнению М.Земски, когда в семье нет образца соответствующего пола или наблюдается агрессивное доминирование лиц противоположного пола, то такое положение может привести к отрицательным последствиям. В полных семьях дети имеют возможность не только подражать родителю того же пола, но и отличаться от родителя противоположного пола. Такое «перекрестное» отождествление весьма желательно для воспитания детей. Девушке личностный образ отца помогает верить в свои силы, а в будущем - понимать мужа и сына. Мальчику же близость матери дает способность в будущем лучше понимать жену и дочь. В неполных семьях могут возникать трудности, в связи с отсутствием «перекрестного» отождествления. С самого раннего возраста дети испытывают потребность общаться с взрослыми обоих полов. От мужской роли отца для детей традиционно ждут самостоятельность активность, силу, смелость, ответственность за принятие решений, контроль над соблюдением социальных норм, материального обеспечения всей семьи. От женской роли матери зависит воспитание у детей доверия к миру, сердечности, ласки, снисходительности, доброты, нежности других нравственных качеств человека. Мать, в первую очередь, создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей .

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской и в материнской любви. Описывая материнскую и отцовскую любовь Э. Фромм, безусловно, имел в виду ее идеальные образцы. По природе своей материнская и отцовская любовь различны. Материнская любовь безусловна. Ребенку не нужно заслуживать материнскую любовь. Мать любит ребенка просто потому, что он есть. Отцовская любовь обусловлена его ожиданиями, по поводу выполнения ребенком своих обязанностей. Мать и отец выполняют разные функции в воспитании ребенка. Если задача матери обеспечить безопасность своего ребенка, то задача отца научить ребенка справляться с проблемами, которые перед ним ставит общество. Материнская любовь должна помочь ребенку стать независимым научить любить, а отцовская - поверить в свои силы, приобрести авторитетность в своих собственных глазах, в своих поступках пользоваться разумом и здравым смыслом. Общая задача родителей, чтобы ребенок стал независимым и самостоятельным, свободным от их внешнего влияния, соединил в своей сущности чувства и разум. Если бы человек обладал только отцовским чувством, то он бы был злым и бесчеловечным, а если только материнским, то лишенным здравого смысла. Перечисляя причины неврозов, корни которых лежат в детстве человека Э.Фромм называет такие как: любящая, но снисходительная мать; доминантная мать и подчиняющийся безразличный отец; холодная, властная мать. Нехватка отцовской или материнской любви может стать с одной стороны причиной беспомощности и зависимости человека, а с другой его неспособности любить и ожидать любви от других .

Роли мужчины и женщины в воспитании ребенка различны, но по своему значению, оказываемому на его развития они равнозначны. То есть, для развития гармоничной личности важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие оба родителя и мать, и отец. Развитие личности ребенка облегчается, если родители служат для него положительным образцом во всех отношениях, если в становлении своей личности ребенок опирается на модели их поведения.

Подводя итог, важно отметить, что становление и развитие личности ребенка неразрывно связано с семьей. Рассматривая развитие ребенка и становление его личности, в первую очередь следует обращать внимание на процесс его социализации, который первоначально происходит в семье. Для развития личности ребенка важно наличие благоприятной семейной ситуации, любое ее функциональное или структурное нарушение сказывается на его последующем становлении как личности. Для развития собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Из своей родительской семьи человек выходит с определенным «багажом» знаний, умений, морально-этических установок, ценностей, и от качества этого «багажа» будет зависеть, как он проживет свою жизнь.



Рассказать друзьям