Проекты по старинной одежде в детском саду. Проект в дошкольном учреждении "мир одежды"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей. Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных социальных слоёв общества.

Решить данную задачу возможно посредством приобщения к общечеловеческим ценностям отдельно взятых членов общества. Начинать этот процесс необходимо с раннего возраста, так как именно в детстве в человеке закладывается всё самое лучшее и доброе. Детство – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям».

На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей. Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных социальных слоёв общества. Общечеловеческие ценности – это то действительно важное для людей, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость практически для каждого нормального человека, независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения и т. д. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, также как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина.

Решить данную задачу возможно посредством приобщения к общечеловеческим ценностям отдельно взятых членов общества. Начинать этот процесс необходимо с раннего возраста, так как именно в детстве в человеке закладывается всё самое лучшее и доброе. Детство – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.

Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

По мнению многих учёных, через табу в ранних родовых общинах укрепились первые общечеловеческие моральные нормы, регулирующие поведение детей. Были заложены основы таких методов воспитания, как предупреждение, уговор, пример, укор, порицание и др. Большую роль в умственном воспитании детей, развитии их познавательных потребностей и нравственных качеств играл фольклор. Такое же важное значение в развитие детей играет фольклор и в настоящее время.

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение. При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В русском народном фольклоре как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В младенчестве матери и бабушки убаюкивали детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: “Сорока-ворона, кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…”. У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка. Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним, например:

Котик серый, хвостик белый

Приди, котик ночевать,

Мою Ирочку качать,

А уж я к тебе, коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока да кусок пирога.

При укладывании детей спать, читаю детям русскую народную потешку:

Бай, бай, бай, бай

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не дуди –

Наших деток не буди.

После пробуждения от сна читаю детям потешку:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. Умывая малыша напеваю ему ласково:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ребёнок с удовольствием выполняет действия. Очень легко потешкой остановить назревший конфликт, недоразумение:

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

Для заучивания с детьми использую русскую народную потешку «Огуречик, огуречик», песенку «На улице три курицы» и др.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Сказки – один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Очень рано ребёнок начинает знакомиться с лучшими образцами устного народного творчества и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Сказка имеет всегда нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отожествления.

Механизм воспитывающего воздействия фольклорных произведений сложен. Например, сказки воспитывают как метафоры, проецируемые в обыденную жизнь, как притчи-нравоучения, как подсказки для разрешения жизненных коллизий. Следует учитывать, что народное воспитание было ориентировано, прежде всего, на пробуждение нравственной сферы ребёнка посредством воздействия на его чувства. Приобщение к нормам общественной жизни происходило путём воздействия на лучшие чувства ребёнка, подсказывая ему пути ориентации в ситуациях морального выбора. Сопереживая героям сказок, дети приучаются «разряжать» свои страсти, их эмоциональный мир делается более гибким. Ребёнок «проживает» сказку, не обсуждая мотивы и эмоции героев. Тем самым сказка выполняет и свою древнюю «психотерапевтическую» функцию.

Сказка – это наиболее любимый детьми литературный жанр. Именно через сказку дошкольники учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» - понятны ребёнку потому, что их герои – животные - разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех - трех с половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки “Зимовье”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Привередница” ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.

В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Волшебные сказки открывают просторы фантазии.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.

Одним из наиболее значимых видов фольклора в процессе приобщения детей к общечеловеческим ценностям являются пословицы и поговорки.

Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм.

Поговорка – это выражение преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Пословицы чаще всего имеют прямой и переносный смысл, они состоят из двух частей, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например: «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года!». Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений эти выражения народной мудрости служат борьбе за то, чтобы честность, доброта, справедливость, храбрость, любовь к труду, к Родине, матери стали жизненными нормами каждого члена общества.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре:

«Правда светлее солнца»;

«Будь в малом правдив – и в большом станут верить»;

«Ссора до добра не доведет».

В своей работе с детьми широко использую пословицы, и поговорки при этом опираюсь на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала. Предложила детям завести альбом и записать туда уже известные им пословицы и поговорки, которые воспитывают в человеке нравственные и патриотические качества. Так же можно сделать альбом-передвижку, в который вписывают только новые выражения народной мудрости. Ребята узнавали их от родителей, из книг и «приносили» их в детский сад. Дети с помощью воспитателя записывают новую пословицу и рисуют к ней картинку. Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.

Например:

Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».

Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают.

«Пословица недаром … молвится».

«С родной земли … умри – не сходи».

Можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.

«Нет друга – ищи, а найдешь береги».

«Родная земля и в горести мила».

«Родина мать умей за неё постоять».

Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию обязательно использую пословицы и поговорки, например: в беседе с детьми о Российской Армии, использую пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет».

Пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. Изучая пословицы о труде можно показать значение труда в жизни людей.

«Без дела жить – только небо коптить».

«Не сиди сложа руки, так не будет скуки».

Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается чувство гордости за свой народ.

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Родина мать умей за нее постоять».

Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности – учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.

Знакомлю детей с былинами «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Исцеление Ильи Муромца» «Святогор», «Вольга и Микула», «Добрыня и змей» и др. Благодаря знакомству с былинами дети узнают о таких богатырях как Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко-купец, Микула Селянинович и другими. Как бы не отличались богатыри происхождением, нравом, поведением, деянием, сословным положением - все они выражают собой единый комплекс народных исторических понятий и представлений о том, каким быть человеку и как вести себя в мирные дни и в годину бедствия и лихолетья, когда враг грозит Руси истреблением и гибелью.

Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, явил образец для подражания, обладал влекущей силой примера. Даже враг представал могучим, чтобы подвиг героя становился ещё более значительным. Всё противостоящее богатырской этике воссоздавалось как несоответствующее героическому идеалу. Так что в целом масштаб героической идеализации остаётся непременной приметой эпоса.

Мифология, народная фантазия, миросозерцание, нравственные идеи, огромная поэтическая и музыкальная культура – всё это нашло отражение в былинах. Былина – это устное народное творчество, песня, сказание, основанное на реальных событиях. В богатом и многообразном содержании русского героического эпоса в особенности привлекают нас сами образы русских богатырей. В образах могучих богатырей дано художественное обобщение силы народа, ведущего борьбу с иноземными нашествиями, высоких нравственных качеств народа, проявляющихся в этой борьбе, в них воплощены представления о подлинной доблести, дан идеал народного героя.

Но и выразителями идеи миролюбия в былинах также оказываются богатыри, воины – стражи Русской земли. Именно с педагогической точки зрения интересны те преобразования, которые переживают образы богатырей в народном сознании. Видимо, оценить это преобразование можно с позиции «золотого правила нравственности», которое побуждает не делать другим того, чего не хотел бы претерпеть сам. Дело в том, что богатыри защищают народ от смерти, порабощения, разорения. Поэтому, несмотря на свою силу и принадлежность к воинству, идеалом для них оказывается не война, «брань», а мир и согласие. Показателем в этом смысле былинный сюжет, повествующий о том, как разгромивший врагов под Черниговом Илья Муромец отпускает их предводителей, трёх царевичей, домой, отказываясь от мести и считая, что их рассказ соплеменникам о силе русского богатыря окажется самой надёжной гарантией от повторного набега.

В былинах, которые рассказывают о людях сильных, мы не встречаемся ни с каким подобием «культа силы». Вовсе не сила составляет для богатыря главную ценность. Сила – только средство, она не может одновременно выступать для себя и как цель. Святогор, самый могучий богатырь, не справился со своей силой, в этом состоит его трагедия, потому что считал, что человек достигший единства с природой наделяется правом на оправдание бездумного применения силы. Илья Муромец, «идеальный» былинный герой, отказывается принять от Святогора его силу, считая своим главным богатством жизненный опыт, «головушку с проседью». И миролюбие является важнейшей составляющей богатырской мудрости. Для богатыря его сила – это способ утверждения справедливости и мира. Былины показывают, что справедливость и мир должны быть подкреплены силой. Враг, не удостоверившийся по-настоящему в силе богатыря, неизбежно ответит вероломством.

Знакомясь с былинами можно заметить, что Илья Муромец старается по возможности избегать кровопролития, например, он не бьёт врагов, а на их глазах разбивает в щепки дуб, и они, устрашённые его силой, разбегаются. Для него важно даже в момент защиты самого ценного для себя причинить другим людям как можно меньше вреда. Даже в момент смертельной опасности, он не забывает о ценности человеческой жизни.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, многому учат. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.


В трудах членов комиссии учитывались данные русской и зарубежной педологии, этнографии, лингвистики, отрабатывались методики стационарного наблюдения ‘ самых разных явлений «детской культуры». Благодаря многочисленным поездкам в Англию, знакомству с системой местного образования и переписке с учеными того времени, О.И. Капица смогла впервые представить на русском языке исторический обзор английской научной литературы по детскому фольклору.

О.И. Капица опубликовала ряд руководств для собирания детского фольклора. Обратившись к «народным учителям, работникам детских учреждений и вообще лицам, стоящим близко к детям», с просьбой собирать детский фольклор, она отмечала самобытность детского творчества и необходимость его изучения .

Вместе со своими студентами О.И. Капица собрала более 8000 тысяч текстов, на основе которых освоила методику их публикации и обработки. Ознакомившись с опытом зарубежных исследователей, она также ввела его в научный обиход.

Многолетние наблюдения О.И. Капицы стали основой книги «Детский фольклор» (1928), которая более пятидесяти лет являлась единственной в русской фольклористике обобщающей работой по детскому фольклору. О.И. Капица смогла разграничить детское творчество и круг детского чтения, что способствовало более четкому определению границ детского фольклора. Некоторые из ее статей составили сборник «Детский быт и фольклор» .

К сожалению, с начала тридцатых годов ситуация изменилась. Об этом свидетельствует, в частности, отсутствие раздела, посвященного детскому фольклору, в учебнике Ю.М. Соколова «Русский фольклор» (1941). Ограничение рамок фольклористики текстологической проблематикой, насильственная социологизация привели к тому, что активное изучение и собирание детского фольклора на многие годы практически прекратилось.

Возобновление широкой собирательской деятельности началось в пятидесятые годы. Одной из значимых работ стала публикация И.П. Колпаковой сборника «Сокровище народа» (1957). Несмотря на практический характер издания (преследовались прежде всего публикаторские задачи), в нем содержались ценные наблюдения над бытованием традиционных жанров детского фольклора, зависимости материала от местных условий крестьянского быта, труда, хозяйства.

В том же 1957 году с публикации сборника «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» началось последовательное изучение материала профессором Московского университета В.П. Аникиным. В книге содержалась обширная подборка текстов и статья, подводившая итоги изучению детского фольклора в первой половине XX века. В.П. Аникин показал, что исторически сложились три направления – историко-генетическое, филологическое и функционально-педагогическое. Кроме того, он высказал ряд ценных замечаний по генезису отдельных жанров – считалок, колыбельных песен.

Особое значение имело введение в педагогических учебных заведениях фольклорной практики. Еще О.И. Капица ратовала за систематическое привлечение к этой работе студентов. Со временем работа приняла систематический и более последовательный характер и стала проводиться в летних лагерях отдыха, на детских площадках, в детских садах и школах.

В настоящее время существуют обширные архивы в целом ряде педагогических институтов и университетов, а также частные коллекции А.Ф. Белоусова, С.Б. Борисова, Т.В. Зуевой, Б.П. Кирдана, С.М. Лойтер, М.А. Мухлынина, Е.М. Неелова, М.Ю. Новицкой, И.А. Разумовой. Некоторые из них активно публикуются, на их основе ведутся научные исследования, пишутся диссертации .

Следует отметить учебники профессора Новосибирского педагогического института М.Н. Мельникова «Русский детский фольклор Сибири» (1970) и «Русский детский фольклор» (1987). М.Н. Мельников подвел итоги изучению детского фольклора.

Подходы Г.С. Виноградова и опыт О.И. Капицы были развиты в интересных работах С.М. Лойтер. Она указывает, что первоначально собиранием фольклора занималась вместе со студентами Карельского педагогического института в фольклорных экспедициях, одновременно обобщались записи, поступавшие из разных мест Карелии. Однако в дальнейшем произошли изменения в методике: «оказалась более продуктивной подготовка к стационарной работе либо заранее сориентированной микрогруппы, либо отдельных людей, обладающих особой расположенностыо к детям, умеющих легко устанавливать с ними контакт, быть, что называется, в их среде своим человеком» .

С.М. Лойтер называет подобную работу подвижнической, поскольку часто ею занимаются преподаватели, работники педагогических учреждений, общающиеся с детьми в летнем лагере, на игровой площадке, во дворах. Одна из таких собирательниц, Е. Медведева, сообщает в своем дневнике: «На первый взгляд может показаться, что собирать детский фольклор довольно просто. Однако это ошибочно. Дети чувствуют, когда к ним относятся с душой, с пониманием, и тогда лишь раскрываются перед вами…Не раз пришлось с ними играть в жмурки, скакать в классики, сидеть и думать над их непростыми, забавными ребусами. Недоверие, которое было вначале, стало постепенно исчезать» .

В настоящее время одной из актуальных задач становится разработка специальных программ, которые помогли бы собирателям в их конкретной практической работе. В них нужно учитывать как общие принципы методики собирательской деятельности, так и приемы, используемые собирателями именно детского фольклора.

Следует отметить собирательскую деятельность музыковедов: в 70-80-е годы в Москве несколько котированных сборников детского фольклора издал Г.М. Науменко .

Отметим, что конец XX века характеризуется интенсивным освоением опыта детского фольклора. Появляются публикации, статьи, регулярно проводятся научные конференции, в частности, ежегодные «Чтения памяти Г.С. Виноградова». Отметим и обращение педагогов к опыту народной педагогики, а также введение народоведческих дисциплин в программы начальной и средней школы

Контрольные вопросы

1. Каковы причины приспосабливания фольклора для детей?

2. Почему первые собиратели не проводили распределение фольклора для детей по жанрам?

3. С чего начался систематический сбор детского фольклора и его публикации? (Перечислить основные причины.)

4. Кто был первым публикатором детского фольклора, какие принципы издания текстов он предложил?

5. Каковы подходы В.И. Даля к детскому фольклору?

6. Как началась работа А.Н. Афанасьева над детским фольклором?

8. Когда и кто впервые выделил детский фольклор?

9. В чем заключалась деятельность П.В. Шейна? Почему именно с его деятельности начинается научный подход к изучению детского фольклора?

10. Каким жанрам отдавал предпочтение исследователь и почему?

11. Почему детским фольклором занялись в первую очередь педагоги, детские врачи?

12. Какую роль сыграли детские журналы в отборе детского фольклора?

13. Как нужно публиковать тексты в современных детских журналах?

14. Какую программу вы могли бы предложить по собиранию детского фольклора?

15. Какие принципы должны доминировать в авторской методике по собиранию детского фольклора?

2. Классификация детского фольклора

Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах – определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее в соответствии с стоящими перед ним задачами. При изучении детского фольклора перекрещиваются интересы фольклористики, этнографии, этнопедагогики, возрастной психологии, что предполагает возможность использования в работе их методов исследования. Тем не менее до сих пор нет единого мнения по генезису отдельных жанров детского фольклора, их поэтике, общепризнанных принципов классификации текстов.

У детей в младшем дошкольном возрасте происходит формирование основ личностной культуры, навыков самообслуживания. У малышей должны быть сформированы конкретные представления о предметах одежды. Знакомясь с предметами ближайшего окружения, с которыми они активно действуют в повседневной жизни, дети узнают не только название предметов одежды, но их назначение, их особенности, значение их частей, учатся составлять первые описательные рассказы, бережно относиться к одежде и использовать ее в соответствии с назначением.

Участники проекта: д ети младшей группы № 5, воспитатели.

Продолжительность: к раткосрочный - 1 неделя.

Тип проекта : познавательно-игровой, творческий.

Цель.

Познакомить детей с видами одежды. Классифицировать одежду по сезону. Обогащать словарный запас детей.

Задачи.

Упражнять детей в умении определять, различать одежду

Выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, величина)

Воспитывать аккуратное отношение к одежде.

Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.

Предполагаемый результат.

Дети могут:

Знать и называть предметы одежды;

Владеть обобщающим понятием;

Различать одежду для мальчиков и для девочек;

Знать из чего шьют одежду и кто;

Узнавать предметы одежды по описательным загадкам.

Формы работы .

Беседы : «Для чего нужна одежда

«Какую одежду носим , когда холодно?»

«Для чего нужна спортивная одежда

«Как заботиться о своей одежде

«Где покупаем одежду ?»

«Какая одежда бывает

Цель : Расширять знания детей об одежде

Просмотр презентации «Одежда», рассматривание картинок на тему

Цель: воспитывать культуру речи, строить фразовую речь, пополнять словарный запас о разновидностях одежды.

Дидактические игры : «Найди пару», «Что лишнее», «Веселые ботинки», «Чей, чья, чьи?», «Заплатка», «Бумажные куклы», «Чья это одежда ?», «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки».

Подвижные игры : « Кто во что одет», «Назови одежду», «Узнай кто?», «Одень куклу», «Собери картинку», «Хоровод».

Пальчиковая игра «Штанишки, колготки», «Рубашка».

Художественная литература : стихи, загадки, потешки об одежде,

К. Чуковский «Чудо- дерево», Л. Воронкова «Маша - растеряша», Л. Милева «Быстроножка и Серая одежка ».

Непосредственно образовательная деятельность:

Познавательно- исследовательская деятельность:

«Знакомим кукол Сашу и Машу с одеждой » .

Продуктивная деятельность:

лепка «Пуговицы для одежды »;

аппликация «Оденем кукол на прогулку»;

рисование «Украсим одежду мальчиков и девочек », «Платье белое в горошек».

Предметно-развивающая среда:

центр книги: книги с иллюстрациями (одежда);

картинки из серии «Одежда»;

уголок ряженья «Мы одеваемся»;

центр творчества: раскраски.

Сюжетно-ролевые игры : «Магазин одежды »; «Дочки- матери»; «Семья».

Игровая ситуация «Стираем одежду»

Работа с родителями: беседа «Опрятность в одежде детей »; домашнее задание «Шьём одежду для кукол »; консультация «Рассматриваем и изучаем одежду вместе с детьми »; экскурсия со своими детьми в магазин одежды.


МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида"

ПРОЕКТ « ОДЕЖДА»

Старшая группа ТНР "Радуга"

Воспитатели:

Белькова Е.П.

Голованова Т.В.

г. Каменск – Уральский

ВИД ПРОЕКТА: творческий, информационный, краткосрочный, групповой.

УЧАСТНИКИ : воспитатели, дети старшей группы, родители.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ : 2 недели.

ЦЕЛЬ: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей об одежде .

ЗАДАЧИ :

Формировать представления детей об одежде , её видах, частях;

Формировать представления детей об истории происхождения одежды ;

Развивать речь детей, расширять словарный запас;

Закреплять умение детей работать со схемами;

Учить детей обобщать, классифицировать, систематизировать;

Учить детей ухаживать за своей одеждой ;

Воспитывать бережное отношение к одежде ;

Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта .

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Сбор информации об одежде ;

Рассказ воспитателей о видах одежды ;

Рисование одежды ;

Разучивание стихов об одежде ;

Статья в родительский уголок "Одеваемся по погоде";

Составление списка художественной литературы по теме;

Подборка игр.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:

НОД:

1. Развитие речи : «Ателье» , «Загадки, пословицы и поговорки об одежде » ;

2. Окружающий мир : «Кофты и кафтаны» , « Русский костюм » ;

3. Природное окружение : « Одежда животных » ;

4. Рисование : «Расписные ткани» , «Рисуем одежду для куклы » ;

5. Лепка : (Барельеф) «Русский сарафан» ;

6. Аппликация : «Новое платье для куклы» .

Беседы, рассказы:

«Особенности покрытия тела животных» , «Как появилась одежда » , « Одежда будущего » , «Народные костюмы» , «У меня новая одежда » , « Одежда на кухне и природе » .

Рассматривание альбомов:

« Одежда » , «Народные костюмы» , «Виды тканей» , «Спортивная одежда » , « Одежда служб спасения » .

Сюжетно-ролевые игры : «Ателье» , «Магазин одежды » , «В мастерской модельера» , «Дом модели» .

Дидактические игры : «Узнай по описанию» , «Назови одним словом» , «Кому что нужно?» , «Кто что делает?» , «Хорошо - плохо» , «Угадай-ка» , «Лоскуточки в мешочке» , «Мужская или женская одежда » , «Зимняя или летняя» , « Одежда или обувь » , «Найди и назови» , «История моды» , «Костюмы народов мира» , «Профессии» , «Этикет для малышей» .

Чтение художественной литературы:

1. Русская народная сказка «Золотое веретено» ,

2. В. Осеева «Волшебная иголочка» ,

3. Н. Носов «Заплатка» ,

4. Е. Благинина «Научу одеваться и братца» ,

5. Л. Чарская «Большая стирка» ,

6. Казахская сказка «Чудесная сказка» ,

7. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» ,

8. З. Воскресенская «На кончике нити» ,

9. Е. Благинина «Шинель» ,

10. З. Александрова «Сарафанчик» ,

11. В. Орлов «Портниха» ,

12. А. Барто «Сто одёжек,

13. В. Зайцев «Я одеваться сам могу» ,

14. Н. Саконская «Снежный ком» ,

15. В. Лившиц «Валины перчатки» ,

16. «Сказка про то, как одежда обиделась » .

Взаимодействие с родителями:

Консультации: «Как одевать ребёнка дома и на улице» , « Одежда для прогулок » , памятка «Соответствие одежды сезону » , рекомендации по теме « Одежда » .

3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП:

Изготовление дидактической игры « Одень куклу по сезону » (одежда из фетра) ;

Составление альбома « Одежда » ;

Рисование плоскостной куклы и одежды к ней ;

Развлечение «Осеннее дефеле» .

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Сформированы представления детей об истории происхождения одежды , её видах, частях;

Вовлечены родители к участию в проектной деятельности ;

Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.

Рисование "Расписные ткани"

Лепка "Русский сарафан"

Аппликация "Новое платье для куклы"

Дидактическая игра "Одень куклу по сезону" (из фетра)

Оригами "Рубашка"

История возникновения одежды

Первые люди, которые бегали за мамонтами, делали это преимущественное в голом виде, прикрывая себе лишь некоторые части тела. В основном в жаркую погоду одеждой служили большие листья растений, папоротников, наматываемые на область ягодиц.

Верх обыкновенно оставался неукрытым. Но даже и такую юбку из цветов можно было назвать первым аналогом одежды.

Так, первое возникновение одежды можно отнести к времени появления первого человека – примерно 35 тысяч лет назад.
Цель одежды была самая разная. Помимо эстетической, нужно было еще и закрыть себя от жары или холода, предотвратить свою кожу от укусов насекомых, змей и прочих животных. Наконец, немалую роль играло возникновение одежды и в плане украшения.

Давным-давно люди поняли, что функции одежды могут быть самыми разными и использовали этот аксессуар как один из главных на своем теле. Что касается одежды для ног, то ее появление было гораздо позже.

Долгое время житель Земли украшал себя одеждой, но забывал про ноги. Охотясь за животными, первопоселенцы, не имея другой возможности, да и, наверное, не задумываясь, наступали на землю, траву, камни совершенно голыми ступнями. С самого раннего детства их кожа на ступнях привыкала к такому обращению, массажу, в результате чего становилась все грубее, как бы выполняя роль обуви.

Возникновение одежды можно связать и с другими видами последней. К примеру, желая защититься от насекомых и других вредоносных тварей, древние представители охотно смазывались глиной, грязью. Находя в этом определенный толк, смазки начинали преображаться. Появлялись растительные масла и жиры натурального происхождения. Благодаря такой находке представитель хомосапиенс начал украшать себя, расписывать кожу разными цветами. Множественные узоры на лице, спине, груди, руках и ногах были походи на современные татуировки и выполняли кроме эстетической функции защитную. Разукрасив себя в зеленый цвет, можно без боязни начинать охоту в сочных зарослях. Обмазав себя грязью, – вести нападение в горных массивах.

Вскоре в ход для украшения пошли дары живой природы, а именно, были использованы зубы буйволов в качестве подвесок, браслетов, кости. Затем шкуры убитых животных кроме функции напольных покрытий начинают использоваться в качестве одежды. Изначально целиковые шкуры крепились на плечи, затем из полотен отрывались куски нужного размера.

Завязки делались из стеблей растений, лиан, а также волос, которые сплетались между собой, создавая прочный материал. С помощью орудий колющего характера в полотне возделывались отверстия, в которые крепились ленты. Такого рода одежда с легкостью могла держаться, не сваливаясь во время бега или ходьбы. Чуть позднее в ход пошли тонкие кости – прототипы игл и волосы – нить. Сшивались разные куски полотнища, образовывая все более сложные детали одежды.

Такие знаки непосредственно являлись символами своей эпохи. Одни племена использовали свои украшения, узоры, обозначая тем самым разность народов. Благодаря возникновению одежды такого типа можно было судить о культурных традициях прошлого.

Конспект занятия

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

для детей старшей группы.

Цели и задачи:

    Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»;

    у точнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назначением одежды, головных уборов и обуви;

    р азвивать умение классифицировать;

    учить образовывать и использовать множественное число существительных;

    формировать правильное употребление родительного падежа единственного и множественного числа ;

    учить согласовывать и использовать местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными;

    учить образовывать относительные прилагательные от существительных;

    учить правильно использовать предлог без;

    формировать умение согласовывать слова в предложении;

    развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику;

    формировать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в природе, воспитывать сознательное отношение к использованию одежды для сохранения своего здоровья, формировать интерес к развивающим стихотворным упражнениям.

Материалы и оборудование: предметные картинки, с изображением одежды, головных уборов, обуви, картинки с изображением четырех сезонов, картинки с изображением одежды обуви, у которой не хватает какой-либо детали, фломастеры для каждого ребенка, мяч, магнитная доска.

ХОД НОД:

    Чтение стихов об одежде и обуви. Беседа.

Педагог читает детям зарифмованные текстыи задает вопросы по их содержанию.

Одежда

Куртки, брюки, пальто и штаны,

Платья, юбки человеку нужны.

Все, что мы надеваем, одеждой зовется.

И название это запомнить придется.

Для чего человеку одежда нужна?

Укрывает от дождика, ветра она,

Согревает в морозы, защищает в жару,

От прохлады избавит она поутру.

Только, чтобы служила подольше одежда,

Содержать ее нужно опрятной и свежей.

Чистить, гладить, стирать и сушить,

Поносить, а потом аккуратно сложить.

Что такое одежда?

Какие предметы одежды вы знаете еще?

Для чего человеку нужна одежда?

Как можно назвать одежду для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников). Какая это одежда?

Какую одежду носят мужчины? (женщины, дети)

Как нужно ухаживать за одеждой? Для чего?

Головные уборы

Если солнце ярко светит,

Без панамы не гуляй.

Если снег закружит, ветер,

Тогда шапку надевай.

Девочкам идут платочки,

В шляпках модницы всегда,

А у мальчиков - пилотки

И бейсболки неспроста.

Головной убор к одежде

Подбирают не спеша,

Чтоб не просто грел, но прежде.

Был к лицу и украшал.

В любое время года

С очень давних пор

Защищает голову

Головной убор.

Что такое головной убор? (Вещи, служащие одеждой для головы.)

Какие еще головные уборы вы знаете?

Для чего нужны человеку головные уборы?

Какие головные уборы носят мужчины? (женщины)?

Обувь

Часто ходим в сапогах,

Если снежно и бело

И дождем все залило.

Летом носим мы сандалии,

Чтобы ноги не устали.

Туфли в праздник примеряем,

В них на утренник шагаем.

А в кроссовках ловко скачем

И гоняем круглый мячик.

Жить без обуви не можем,

В непогоду нам поможет

Быть здоровыми она..

Обувь всякая важна.

Что такое обувь? (Изделие, которое носят на ногах.)

Для чего нужна обувь человеку?

Какую обувь еще вы можете назвать?

Как можно назвать обувь для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников). Какая это обувь?

Какую обувь носят мужчины? (женщины, дети)?

Как надо ухаживать за обувью? Почему? Чем моют, чистят обувь?

2. Классификация. Упражнение « Мой, моя, мое, мои».

Предложить детям разложить предметные картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов на три колонки «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».

Рассмотреть с детьми одежду на предметных картинках и назвать ее со словами «мой», «моя», «мое», «мои».

3. Упражнение «Подбери словечко и повтори».

У Вани рубашка, у мальчиков..., а в магазине много...

У Маши кофта, у девочек..., а в магазине много...

У мамы платье, у женщин..., а в магазине много...

У папы пальто, у мужчин..., а в магазине много …

Какой обуви много в обувном магазине? (В обувном магазине много ботинок (сапог, тапок и т.д.).)

4. Чтение сказки «История - загадка»

Педагог читает детям сказку и задает вопросы по содержанию.

В некотором царстве,

В славном государстве

Жил да был Не Знаю Кто,

Ел и пил не знаю Что.

Вот пошел Не Знаю Кто

Покупать себе пальто.

Примерял все, примерял,

Ничего не подобрал.

А на улице мороз,

Заморозит он до слез.

И Не Знаю Кто простыл.

А болеть он не любил.

Быстро забежал в аптеку

И купил себе таблетку.

Два горчичника купил,

Капли в нос не позабыл.

Выпил и лежит, болеет,

От чего-то все потеет.

Майку и носки меняет,

Шарфом горло согревает.

Всю неделю он лечился -

Так серьезно простудился.

Наконец-то можно встать,

Где-то, как-то погулять.

А на улице весна,

За зимой пришла она.

Что-то все бежит, журчит

И куда-то все спешит.

Кто-то звонко так поет

И кричит: «Весна идет

Что-то землю согревает

И лучами всех ласкает.

Вот Не Знаю Кто гуляет

И воробышков считает.

Бойко шлепает по лужам -

К вечеру опять простужен.

Насморк, голова болит,

Кто-то лечится, лежит.

Все на улице гуляют,

Ну а Кто-то все скучает.

Надо было одеваться,

По погоде обуваться,

Чтоб на улице гулять

И день целый не лежать!

Кто мог жить в некотором царстве-государстве?

Почему он заболел?

Что он купил себе в аптеке, когда заболел?

Что бежит и журчит весной?

Кто начинает петь весной?

Что согревает лучами землю?

Почему Не Знаю Кто опять простудился?

Что значит - одеваться по погоде?

Как одежда помогает человеку сохранить здоровье?

- Давайте поможем герою сказки Не Знаю Кто и научим его правильно подбирать одежду, обувь и головные уборы по сезону (времени года).

5. Дидактическая игра «Оденем куклу по сезону»

Педагог предлагает детям одеть куклу на прогулку в соответствии с обозначенным на картинке сезоном и погодой, выбрав одежду и обувь из множества предложенных вариантов, назвать предметы одежды и объяснить, почему именно эта одежда и обувь нужны кукле, чтобы чувствовать себя хорошо и не заболеть. Те дети, которые выбрали одежду и обувь неправильно, должны предугадать возможные негативные последствия от неправильно выбранной одежды и обуви.

Как называется одежда, которую носят летом? Зимой? Осенью? Весной?

Как правильно подобрать головной убор по сезону? Погоде?

Назовите зимние головные уборы? Летние? Осенне-весенние?

Как надо выбирать обувь по сезону? Погоде? К разной одежде?

6. Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...». Поощряется оригинальность ответов.

    Что будет, если летом носить меховую шапку?

    Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?

    Что будет, если в дождь обуться в тапочки?

    Что будет, если в жару не надеть панамы?

    Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?

    Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?

Физкультминутка.


Мы зимой гуляли - шубы надевали,

Шубы надевали и в снежки играли.

Мы весной гуляли - плащи надевали,


Дети имитируют игру в снежки.


Плащи надевали - лужицы считали.

Летом мы гуляли - шорты надевали,

Летом мы гуляли - платья надевали.


Прыгают.


По лугу ходили - бабочек ловили.


Имитируют ловлю бабочек.

7. Дидактическая игра «Ателье» и «Сапожная мастерская»

Раздать детям картинки, с изображением предметов одежды и обуви без каких-либо деталей, и предложить отремонтировать одежду и обувь.

Упражнение «Без чего?».
Предложить детям рассмотреть картинки с изображением одежды обуви, у которой не хватает какой-либо детали, и ответить на вопросы:
-Без чего этот ботинок (сапог, туфля)? (Этот ботинок без подошвы. Эта туфля без каблука. И т.д.)

- Что это? Без чего платье (рубашка)? (Платье (рубашка) без рукавов (воротника, пуговиц, карманов, манжет).)


Упражнение «Починим обувь, отремонтируем одежду»

- Кто шьет одежду? (Одежду шьет портной.)

- Где шьют одежду? (В ателье, на швейной фабрике.)
-Где мы починим обувь? (Мы починим обувь в обувной мастерской.)

- Кто чинит обувь в обувной мастерской?

- Как сапожник чинит обувь? (Сапожник прибивает каблуки. Сапожник приклеивает подошвы. Сапожник вшивает молнии. Сапожник пришивает ремешки и помпоны.)
Раздать детям фломастеры и предложить дорисовать недостающие детали одежды и обуви.

По окончании работы спросить детей, что они сделали. (Я пришил рукав к платью (рубашке).И т.д.)

8. Дидактическая игра с мячом «Назови три предмета»

Педагог бросает ребенку, стоящему в круге, мяч и называет родовое понятие (одежда, обувь, головные уборы), а дети должны назвать три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем педагог называет три видовых понятия, а ребенок должен назвать одно родовое, к которому они относятся. Далее педагог может давать задания попеременно.

Задание можно усложнить, включив сезонную одежду и обувь.

Педагог хвалит и благодарит детей.

Пословицы и поговорки об одежде

    По одежке протягивай ножки.

    По одежке встречают, по уму провожают.

    Один наряд и в пир, и в мир, и в добры люди.

    Вырядился как шут горохрвый.

    Без порток, а в шляпе.

    Одет хуже огородного пугала.

    Салоп на меху, а рыльце в пуху.

    Один салопчик да и тот подбит ветром.

    Курочку не накормишь, а девушку не нарядишь.

    Два обеда враз не съешь и два платья не наденешь.

    Сапоги с одной ноги, да и те без подметок.

    Тяжелы барские обноски.

    Приобуть, приодеть, так и есть на что глядеть.

    Наряди пень в ясный день, так и он хорош.

    Имеет доху на рыбьем меху.

    Нечем грешное тело прикрыть.

    Не одежда красит человека, а человек одежду.

    Ни рожи, ни кожи, да в богатой одёже.

    Соболья шуба впереди себе двери открывает.

    Коль зашла пола за полу, так и зашла, а не зашла - не натянешь.

    Не дорого дан, не больно и жаль.

    Как принарядился, так и возгордился.

    Не все наряды в отраду, а иных и вовсе не надо.

    Ношено - переношено и брошено.

    Платье новое да заплаты старые.

    Портниха подгадит, утюг разгладит.

    Сапожник без сапог, портной без порток.

    Достались от жилетки рукава.

    Неладно скроен, да крепко сшит.

    Укоротишь - не воротишь.

    Гол, как сокол.

    Одежда лучше новая, а друг - старый.

Стихи об одежде

ОДЕЖДА
Панталоны, фрак, жилет –
Этих слов сегодня нет.
А любой одежды вид
Называется «прикид».

ГАЛСТУК
Как повяжешь галстук – береги его,
На него не капай сдуру ничего.
И хоть цветом с знаменем он не одного,
У Версаче дорого слупят за него.

ПИДЖАК
Он снял решительно пиджак наброшенный,
Хотя прохожий зверски дрался, как назло.
Давно разыскивал пиджак хороший он,
И, наконец, ему сегодня повезло.

ПЛАТЬЕ
Пошила платье белое, когда весна пришла,
А лавочка, где села я, окрашена была.
Не любят скромной классики работники бригад
И дарят нам неистовый пятнистый авангард.

БРЮКИ
Не кладите в брючки ручки,
Это неинтеллигентно.
Можно сунуть ручки в брючки,
Но в чужие. Незаметно.

ЮБКА
Синенькая юбочка,
Черт-те что в косе.
Любочка под юбочку
Приглашает всех.

МАКИНТОШ
Как удобен макинтош был и хорош,
Что по праздникам он с шиком надевал.
Дал он Жоре подержать свой макинтош
И с тех пор его он больше не видал.


Дидактические игры

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Задание. Рекомендуется:

обратить внимание ребенка на то, какое время года на ступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;

объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;

объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить ре зиновые сапоги, куртку, кепку, а летом - панаму, босо ножки, шорты?»;

совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).

Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рука ва..).

Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? - Моя.

Это чьи перчатки? - Мои.

Это чей шарф? - Мой.

Это чье пальто? - Мое.

Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям : моя - шапка...;

мой - шарф...;

мои - сапоги... .

Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (по нимание значений притяжательных местоимений).

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф...

Задание 8. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):

Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.

Что ты сделал сначала, а что потом?

Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (употребление множественного числа существительных): перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;

Задание 10. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка - шапочка; сапоги - ...; пальто - ...; куртка - ...; кепка - ... .

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак».

Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .

Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .

Шарф (какой?) - ....

Пальто (какое?) - .

Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):

сапоги из резины - резиновые сапоги;

шапка из шерсти - шерстяная;

перчатки из кожи - кожаные... .

Задание 13 . Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли.

Задание 14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)

Большой – маленький,

Чистый – грязный,

Детский – взрослый,

Короткий – длинный,

Сухой – мокрый.

Задание 16. О тветить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числитель ными) : одна пара сапог, две пары сапог... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

Задание 15. Пересчитать предметы (согласование сущест вительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки ... пять шапок; одно пальто, два пальто... пять пальто.

Задание 17. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она не промокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».

Задание 13. Н азвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

Задание 14. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.

Загадки по теме «Одежда, обувь»

Задание 1. Прочитать и выучить стихотворение.

Дождик, дождик - кап-кап-кап, мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.

©Меня часто зовут, ожидаются, А приду - от меня укрываются.

(Дождь)

© Из-под крыши крыша под дождик вышла.

(Зонт)

© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью - под кро ватью. (Туфли)

© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (Перчатки)

© Если дождик, мы не тужим - бойко шлепаем по лужам

Будет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять (Сапоги)

© Сижу верхом, не ведаю на ком.

Знакомца встречу - соскочу, привечу.

(Шапка)

Четвертый лишний.

3 картинки с изображением одежды, 1 - с обувью.

3 картинки с изображением обуви, 1 - одежды.

3 картинки с верхней одеждой, 1 - с нижним бельем.

3 картинки с нижним бельем, 1 - с верхней одеждой.

3 платья с аппликацией, 1 - без нее.

3 платья гладких, 1 - с вышивкой.

3 платья одноцветных, 1 - в клеточку.

3 платья нарядных, 1 - без отделок.

3 юбки на лямках, 1 - без них.

3 юбки длинные, 1 - короткая.

3 юбки в складку, 1 - прямая.

3 фартука с карманами, 1 - без карманов.

3 платья летних, 1 - зимнее.

3 платья детских, 1 - взрослое.

3 взрослых платья, 1 - детское.

3 платья без одной детали (недошитые), 1 полностью готовое

3 зимних пальто, 1 - плащ.

3 летних пальто, 1 - шуба.

Кофта, куртка, свитер и юбка.

3 детали одежды, 1 - платье.

Панама, шапка, шляпа и платок.

Сапоги, ботинки, валенки и тапочки.

3 вида обуви на каблуке, 1 - без каблука.

3 вида детских туфель, 1 - взрослые.

3вида обуви зимней, 1 - летней.

3детей обутых, 1 - босиком.

3детей без обуви, 1 - обутый.

3детей в головных уборах, 1 - без головного убора.

3детей в меховых шапках, 1 - в панаме.




Рассказать друзьям