Ольга соломенникова занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада конспекты занятий. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат ч

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наталья Плахтеева

Почвою не вся земля зовётся,

Только верхний плодородный слой,

Только в нём, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

Цель:

Формировать у детей представления о почве как компоненте природы, о взаимосвязи почвы, растений и животных, обитающих в почве.

Программное содержание:

Дать представление о почве и её составе;

Показать значение почвы для растений и живых организмов;

Развивать умение проводить простейшие опыты и на их основании делать выводы;

Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение;

Выделить некоторые свойства песка и глины;

Воспитание интереса к неживой природе, к исследовательской деятельности.

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Оборудование:

Маленькие пластиковые ёмкости для песка, глины, камушков, перегноя, чернозёма;

Большая пластиковая ёмкость для почвы;

Сказочный персонаж из природного материала «Старичок – лесовичок»;

Увеличительное стекло (лупа);

Методы и приёмы:

Словесные: мини-беседы с детьми, чтение сказки, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.

Игровая и трудовая деятельность.

Предварительная работа:

Беседы: «Что у нас под ногами», «Для чего нужна почва», «Как наши предки выращивали хлеб», «Летние работы в огороде».

Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял».

Рассматривание: «Коллекция камней», «Какой он, песок?», «Сухая и мокрая почва».

Словесные игры: «Я садовником родился», «Колесо».

Строительные игры из песка с помощью формочек различного вида «В песочной стране».

Труд на цветочной клумбе - ухаживание за цветочными растениями.

Наблюдения: «Куда уходит дождевая вода», «Труд садовника».

Слушание музыки: «Лесная тропинка» (Р. Лединев).

Упражнения на равновесие: «Гриб стоит на крепкой ножке» (стоять на одной ноге, «Змейка» (ходьба по начерченным линиям «тропинкам»).

Ходьба босиком по песку, камушкам, «Возьми камушек»

Пальчиковая гимнастика: «Рисуем угольком», «Найди камушки» (в песке).

Активизация словаря: почва, глина, песок, чернозём, камни, увеличительное стекло (лупа, опыт.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Смотрите, к нам в гости пришёл сказочный гость – Старичок – лесовичок! Ребята, давайте поздороваемся с ним.

(дети здороваются)

Воспитатель. Ребята, смотрите, Старичок – лесовичок что-то с собой принёс. (воспитатель демонстрирует детям маленький мешочек)

Воспитатель. Ребята, это подарок - мешочек с землёй из леса с тропинки, ведущей в домик Старичка - лесовичка. Эта земля называется почвой. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, который пронизан корнями растений.

(Дети рассматривают содержимое мешочка, которое воспитатель пересыпал в большую ёмкость)

Послушайте стихотворение о почве.

Рыхлый слой и плодородный,

Не оставит всех голодным,

Лишь с посадкой поспеши,

И работу соверши.

Прокопаешь и польёшь,

Сорную траву сорвёшь,

Выкопаешь урожай -

Им соседей угощай!

Почву необходимо

Беречь и сохранять.

Рыхлить, полить,

Следить, не засорять.

Тогда растения будут

Цвести, расти, блистать,

И урожай хороший

Удастся всем собрать.

Воспитатель. Ребята, почва бывает разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. К дому Старичка – лесовичка ведёт тропинка, на которой почва песчаная. Посмотрите, в ней больше песка!

(дети внимательно рассматривают почву)

В другом месте больше глины. Такая почва называется глинистой. Почва бывает и чёрного цвета, тогда она называется чернозём.

Воспитатель дополняет свою речь демонстрацией природного материала: песок, глина, чернозём. Дети с помощью палочек могут перемешать эти материалы и лучше познакомиться с ними



Воспитатель. Ребята, в народе есть немало пословиц и поговорок о земле:

Поле труд любит.

Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей.

Земля кормит людей, как мать детей.

Земля ласку любит.

Какова земля, таков и хлеб.

Землю уважай, она дает урожай.

Землю удобряй, так и получишь урожай.

Физкультминутка

Вырос красивый цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье

Дружно дают под землей корешки.

Воспитатель. А ещё в почве живут разные животные. Кто скажет, кто же живёт в земле?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, для жизни всем нужен воздух. Чтобы узнать, что растения и животные получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы. Давайте с помощью опыта убедимся, что в земле тоже есть воздух.

Опыт № 1 «В почве есть воздух»

Воспитатель. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы наблюдаете?

Ответы детей. Из комочка земли вверх поднялись маленькие пузырьки.

Воспитатель. Это воздух поднимается из воды. Где же был воздух?

Ответы детей. В комочке земли.

Воспитатель. Воздух в виде маленьких пузырьков всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт №2 «Из чего состоит почва»

Воспитатель. Посмотрите на землю через увеличительное стекло. Скажите, что вы видите?

Ответы детей. Корешки, сухие листики, песочек, камешки, глина и ещё что-то.

Воспитатель. На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев. А вы знаете, куда исчезают опавшие листья? Все опавшие листья тоже превращаются в почву. От этого она становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.

Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев, песка, глины, камушков.

Рассматривание «Песок и глина»

Воспитатель. Рассмотрим через лупу песок. Похожи ли песчинки друг на друга?

Ответы детей.

Воспитатель. Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?

Ответы детей. Нет, песок рассыпался и песчинки тоже рассыпались кто куда!

Воспитатель. А теперь рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?

Ответы детей. Нет.

Воспитатель. Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?

Ответы детей. Да!

Опыт № 3 «Что лучше пропускает воду песок или глина?»

В процессе опыта дети убедились, что, так как частички песка не прилипают друг к другу, а рассыпаются, то вода быстро проходит сквозь него.

А глина плохо пропускает воду, потому что частички глины, намокая, прилипают друг к другу (слипаются вместе).

Вывод: песок пропускает воду лучше, чем глина.

Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка

Ветер веет над полями

И колышется трава.

Облако плывет над нами

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит,

Наклоняются колосья

Вправо-влево, взад-вперед.

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнем.

Воспитатель. Ребята, мы провели с вами опыты, чтобы узнать состав почвы и её свойства. Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно. Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, перегной, песок и глина, камни. А что же получают растения из почвы?

Ответы детей: воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве, воду. Животные, обитающие в почве, рыхлят её, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Воспитатель. Молодцы, ребята, давайте скажем спасибо нашему гостю из леса за то, что, благодаря ему, мы узнали много нового и интересного о почве


Экологический проект средней группы №11 «Почва - живая земля »

Выполнили: Хасанова Г.Р Морякина Н.В.


Актуальность проекта.

Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения.


Цель проекта: подготовить малышей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Формирование представлений у детей о почве как верхнем плодородном слое земли, её составе и значении.
  • Знакомство с "подземным царством": обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы.
  • Развитие речи и обогащение словаря.
  • Формирование понятия в необходимости бережного отношения к почве и её обитателям.

Объекты проекта.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, долгосрочный.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Срок реализации : 2 месяца.

Предполагаемый результат.

  • Выработка навыков у детей по уходу за растениями (рыхление почвы на грядках, уход за комнатными растениями).
  • Формирование у детей понятия о необходимости бережного отношения к почве и её обитателям, о значении почвенных животных в природе.

Формирование навыков правильного поведения во время отдыха на природе.


Обитатели почвы

С этими обитателями знакомы все. И взрослые и дети. Живут они у нас прямо под ногами, хотя мы не всегда замечаем их. Ленивые дождевые черви, неуклюжие личинки, юркие сороконожки появляются на свет из рассыпающихся под лопатой земляных комков. Нередко мы брезгливо отбрасываем в сторону или немедленно уничтожаем, как вредителей огородных растений.

  • Сколько этих существ населяют почву и кто они –

наши друзья или враги.







«Где растения любят жить? ».

Плодородие необходимо сохранять!





Вывод

Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в нашей жизни, переходное звено от неживого к живому.


Дополнительный материал

Загадки:

  • Чего на свете нет жирнее (Земля) .
  • Весь мир кормит (Земля) .
  • Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеялом (Земля под снегом) .
  • Один льёт, другой пьёт, третий растёт (Дождь, земля, трава)
  • В землю крошки, из земли лепёшки (репа) .

Пословицы:

  • Без растений нет почвы, а без почвы не растёт ни одно растение.
  • Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить.
  • Больше землю удобряй, выше будет урожай.
  • Нет плохой земли, есть плохие пахари.
  • Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь.



Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной).; пословицы, для игры:, стаканчики с землей (по количеству детей), обруч-4 шт.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, сегодня я по почте получила письмо, в котором написано, что нас приглашают в лабораторию по проведению опытов. Я подумала, что всем нам будет очень интересно узнать, что там и какие опыты проводят. Вы согласны со мной?! (Ответы детей). Тогда отправляемся!

Стоя в кругу, берутся за руки. Давайте подарим друг-другу свою самую лучшую улыбку. Закроем глаза и телепортируемся в лабораторию. Открывайте глаза, мы уже на месте. Сколько тут интересного. Мультимедийная презентация.

Воспитатель: посмотрите на экран, что это?(ответы детей) Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую.

Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года(а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ №1. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Опыт №2 «Загрязнение почвы»

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?

ОПЫТ 3: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к экрану и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у экрана.

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве. Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

А вы знаете, ребята, мы сегодня с вами не полили цветы наши комнатные они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша.

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Теперь нам пора возвращаться в группу.

Предварительный просмотр:

Мищенко Елена Валентиновна - воспитатель

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

«Детский сад №10» г. Усинска республики Коми

Предмет. Ребёнок и окружающий мир.

Тема «Прогулка в весенний лес»

Возрастная группа: дошкольный возраст 4-5 лет (средняя возрастная группа)

Учебно-методическое обеспечение:

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -6-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.;

Время реализации непосредственно образовательная деятельность в течение 20 минут.

Цель: формирование бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе

Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы

Учить детей ориентироваться в окружающем мире

Развивающие:

Развивать речь, мышление, внимание, воображение и восприятие, мелкую моторику рук

Развивать познавательную активность посредством включения предметных моделей

Воспитательные:

Формировать бережное отношение к окружающей природе

Воспитывать культуру поведения в процессе работы

Тип НОД: обобщение и систематизация знаний.

Форма НОД: «прогулка» в лес

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, мульти медийная презентация.

Оформление доски: «лесная тропинка» (деревья), игрушки – Незнайка, Медведь, Лесовичок, карточки с заданиями.

План проведения мероприятия:

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент:

(Звуковое сообщение об электронном письме)

Воспитатель:

Ребята, наш друг – компьютер спешит нам сообщить, что нам пришло электронное письмо. (слайд №1)

Вы хотите его открыть?

(дети открывают письмо) (Слайд №2)

«Здравствуйте, ребята. Я попал в беду. Гуляя по весеннему лесу, я совершил множество ошибок, за которые меня наказал Старичок – Лесовичок. Он не хочет меня отпускать, пока я всё не исправлю. Помогите, пожалуйста. Ведь я даже не знаю в чём моя вина»

Незнайка.

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Воспитатель:

Что же нам, ребята, делать? Как мы можем помочь Незнайке?

(Дети предлагают исправить ошибки Незнайки)

Если мы с вами увидим, какие ошибки допустил Незнайка, то Лесовичок разрешит нам пройти в весенний лес и забрать Незнайку домой.

Совместно с воспитателем дети рассматривают иллюстрации поступков Незнайки. Ищут ошибки. (Слайд №3)

(Слайд №4)

Лесовичок:

Собирайтесь скорей в необычный поход

Ждут нас тайны лесные,

В лес тропинка зовёт.

3. Основная часть – прогулка по лесу.

(Слайд №5)

Ребята, давайте закроим глаза и попробуем попасть в весенний лес.

(звучит музыка)

Что вы увидели, расскажите.

(Рассказы детей, перечисляют сезонные изменения в природе)

Дети и воспитатель передвигаются по группе по лесной тропинке.

Воспитатель:

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь, мы свои!

Вот мы с вами и в лесу. Присаживайтесь, ребята на брёвнышко.

Что вы видите перед собой? (Деревья ) (Слайд №6)

Что происходит с деревьями весной? (Ответы детей)

А кто это к нам спешит из лесной чащи?

Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я Лесовичок, хранитель лесных богатств. Слышал я, что вы о деревьях говорили.

Лесовичок:

Какие деревья вы знаете? (Ответы детей)

А это, что за дерево ? (Слайд №7)

Это берёза у неё белый гладкий ствол с тёмными чёрточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти чёрточки берёза дышит, а называются они «чечевичками».

Воспитатель:

Спасибо Лесовичок, мы не знали, что они называются чечевичками. Это красивое дерево. Про берёзу написано много стихотворений, песен.

Лесовичок послушай, какое стихотворение дети выучили про берёзу.

(Дети читают стихотворение А. Прокофьева «Русская берёза)

Лесовичок:

А знаете ли вы ребята, какую пользу приносит берёза человеку? (Слайд №8)

Лесовичок:

Весной, когда начинается сокодвижение, люди собирают берёзовый сок.

Он очень вкусный и полезный. Из берёзы - дерева изготавливают мебель: шкафы, стулья, столы, посуду. Птицы устраивают гнёзда, и выводят потомство на ветках берёзы, а внизу можно осенью найти гриб – подберёзовик.

Воспитатель:

С приходом весны лес и все его обитатели пробуждаются от зимней спячки.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Лесовичок:

Правильно, ребята. Медведь всю зиму спал, бока отлежал, давайте поможем ему, покажем ему, как нужно делать зарядку.

Физ. минутка «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед, (наклоны)

Вот он по лесу идет (имитируем движение – ходьбу)

Ищет мишка корешки,

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки. (наклоны вперед)

Наконец медведь наелся,

И на бревнышке уселся.

Воспитатель:

До свидания, Мишенька, пора нам идти дальше. (Передвигаемся дальше)

Воспитатель:

Что это за домики на деревьях? Кто их развесил?

Лесовичок:

Это гнёзда птиц.

Воспитатель:

Но, где же птицы? Почему мы их не видим?

Лесовичок:

Стало тепло, проснулись насекомые, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу.

А как вы заботитесь о птицах зимой? (Насыпаем корм в кормушки)

Воспитатель:

Птицы очень благодарны нам за это и хотят с нами поиграть. (Слайд № 9 )

(Гимнастика для глаз «Птички»)

Лесовичок:

А как выглядят ваши кормушки?

Воспитатель:

Лесовичок, тебе ребята покажут, как выглядят кормушки на нашем участке детского сада.

(Выполнение заданий)

Перед вами карточки с заданиями. Соедините все точки и покажите Лесовичку, что у вас получилось.

Лесовичок:

Замечательные получились у вас кормушки! Вижу, что вы любите природу, знаете как нужно о ней заботиться.

(Появляется Незнайка, плачет)

Незнайка:

Мне очень стыдно! Ребята, я очень много наделал ошибок. Спасибо, что вы меня выручили. Теперь я точно знаю как вести себя в лесу.

Воспитатель:

Ну что ребята мы выручили Незнайку и теперь мы можем возвращаться домой.

(Выходим из леса, подходим к экрану) (Слайд № 10)

Игра «Доскажи словечко»

Вы ребята в лес ходили? (Да, да, да)

Всех зверей там разбудили? (Нет, нет, нет)

Вы галдели и шумели? (Нет, нет, нет)

Тихо по лесу ходили? (Да, да, да)

Птицам гнёзда разоряли? (Нет, нет, нет) (Слайд № 11)

Вы ребята МОЛОДЦЫ!

Вам в подарок леденцы!

Список использованной литературы:

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологичческих представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.

Николаева С.Н. «Юный эколог». М., 2010

Иллюстрированный энциклопедический словарь ΙΙΙ-е издание из серии

«Золотой фонд Русских энциклопедий» Научное издательство «Большая

Российская энциклопедия», 2004

Интернет ресурсы:

Весенние картинки. -http://katyaburg.ru/razdely/krasota-prirody/vesna-vesennie-peyzazhi-foto-video

Перспективный план по освоению ОО «Познавательное развитие»

СЕНТЯБРЬ

Ознакомление с природой

Тема № 1: «Овощи с огорода», О.А. Соломенникова, стр. 25

Учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа).

Расширять представление о выращивании овощных культур

Ознакомление с природой

Тема № 1 «Что нам осень принесла?», О.А. Соломенникова, стр.28-30.

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов.

Ознакомление с природой

Тема № 1 «Во саду ли, в огороде», О.А. Соломенникова, стр. 36-37.

Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах. Учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления о способах ухода за садово–огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.

Ознакомление с природой

Тема № 1 «

Предметное окружение

Тема № 1: «Транспорт», О.В. Дыбина, стр.19

Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.)

Предметное окружение

Тема № 1: « Расскажи о любимых предметах», О.В. Дыбина, стр.18.

Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы рукотворного мира в окружающей обстановке.

Предметное окружение

Тема № 1: «Предметы, облегчающие труд человека в быту», О.В. Дыбина, стр. 20.

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Предметное окружение

Тема № 1: « Предметы-помощники», О.В. Дыбина, стр. 28 – 29.

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

III

Предметное окружение

Тема № 2: «Мебель», О.В. Дыбина, стр. 20

Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, и т.д.); группировать предметы по признакам.

Ознакомление с природой

Тема № 2 «У медведя во бору грибы, ягоды беру...», О.А. Соломенникова, стр.30-33.

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Ознакомление с природой

Тема № 2 «Экологическая тропа осенью (на улице)», О.А. Соломенникова, стр. 38 – 41.

Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для жизни человека и животных.

Ознакомление с природой

Тема № 2 «

Предметное окружение

Тема № 3: «Папа, мама, я – семья», О.В. Дыбина, стр.21

Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.

Предметное окружение

Тема № 2: « Моя семья», О.В. Дыбина, стр.19-21.

Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребёнок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям - членам семьи

Предметное окружение

Тема № 2: « Моя семья», О.В. Дыбина, стр. 22 -23

Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Предметное окружение

Тема № 2: « Дружная семья», О.В. Дыбина, стр. 29 - 31

Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

ОКТЯБРЬ

Неделя

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Ознакомление с природой

Тема № 2: «Меняем воду в аквариуме», О.А. Соломенникова, стр. 26

Расширять знания о декоративных рыбках. Дать элементарное представление об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру

Ознакомление с природой

Тема № 3 «Прохождение экологической тропы», О.А. Соломенникова, стр.33-36

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Ознакомление с природой

Тема № 3 «Берегите животных!», О.А. Соломенникова, стр. 41 – 42.

Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что человек – это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.

Ознакомление с природой

Тема № 3 «

Предметное окружение

Тема № 4: «Одежда», О.В. Дыбина, стр.23

Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, величина); группировать предметы по признакам.

Предметное окружение

Тема № 3: « Петрушка идёт трудиться», О.В. Дыбина, стр.21-24.

Учить группировать предметы по назначению (удовлетворение потребности в трудовых действиях); воспитывать желание помогать взрослым.

Предметное окружение

Тема № 3: « Что предмет расскажет о себе», О.В. Дыбина, стр. 24 – 25.

Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

Предметное окружение

Тема № 3: « Удивительные предметы», О.В. Дыбина, стр. 31 – 32.

Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).

III

Предметное окружение

Тема № 5: «Чудесный мешочек», О.В. Дыбина, стр. 24

Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой.

Ознакомление с природой

Тема № 4 «Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки)», О.А. Соломенникова, стр.36-38.

Дать детям представления о декоративных птицах. Показать детям особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными.

Ознакомление с природой

Тема № 4 «Прогулка по лесу», О.А. Соломенникова, стр. 42-45.

Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Ознакомление с природой

Тема № 4 «

Предметное окружение

Тема № 6: «Кто в домике живет?», О.В. Дыбина, стр. 25

Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения.

Предметное окружение

Тема № 4: « Мои друзья», О.В. Дыбина, стр.24-25.

Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Предметное окружение

Тема № 4: « О дружбе и друзьях», О.В. Дыбина, стр. 25 – 27.

Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

Предметное окружение

Тема № 4: « Как хорошо у нас в саду», О.В. Дыбина, стр. 33 - 34

Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

НОЯБРЬ

Неделя

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Ознакомление с природой

Тема № 3: «В гостях у бабушки», О.А. Соломенникова, стр. 29

Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными.

Ознакомление с природой

Тема № 5 «Осенние посиделки

Беседа о домашних животных», О.А. Соломенникова, стр.38-40.

Закреплять знания детей о сезонных и изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Ознакомление с природой

Тема № 5 «Осенины», О.А. Соломенникова, стр.45-49.

Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность, творчество.

Ознакомление с природой

Тема № 5 «

Предметное окружение

Тема № 7: «Помогите Незнайке», О.В. Дыбина, стр. 26

Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

Предметное окружение

Тема № 5: « Петрушка идёт рисовать», О.В. Дыбина, стр.26-27.

Продолжить учить группировать предметы по назначению; развивать любознательностью.

Предметное окружение

Тема № 5: « Коллекционер бумаги», О.В. Дыбина, стр. 27 – 28.

Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Предметное окружение

Тема № 5: « Путешествие в прошлое книги», О.В. Дыбина, стр. 35 - 36.

Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.

III

Предметное окружение

Тема № 8: «Теремок», О.В. Дыбина, стр. 27

Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.

Ознакомление с природой

Тема № 6 «Скоро зима!

Беседа о жизни диких животных в лесу», О.А. Соломенникова, стр.41-43.

Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Ознакомление с природой

Тема № 6 «Пернатые друзья», О.А. Соломенникова, стр. 49-53.

Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Ознакомление с природой

Тема № 6 «

Предметное окружение

Тема № 9: «Варвара-краса, длинная коса», О.В. Дыбина, стр28

Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме.

Предметное окружение

Тема № 6: « Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдёшь», О.В. Дыбина, стр.27-28.

Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую дружную семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Предметное окружение

Тема № 6: « Детский сад», О.В. Дыбина, стр. 28 – 31.

Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

Предметное окружение

Тема № 6: « Школа. Учитель», О.В. Дыбина, стр. 36 – 39.

Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.

ДЕКАБРЬ

Неделя

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Ознакомление с природой

Тема № 4: «Подкормим птиц зимой», О.А. Соломенникова, стр. 32

Закреплять знания о зимних явлениях природы. Показать кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах

Ознакомление с природой

Тема № 7 «Дежурство в уголке природы», О.А. Соломенникова, стр.43-45.

Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.

Ознакомление с природой

Тема № 7 «Покормим птиц», О.А. Соломенникова, стр.53-55.

Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

Ознакомление с природой

Тема № 7 «

Предметное окружение

Тема № 10: «Найди предметы рукотворного мира», О.В. Дыбина, стр. 29

Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира.

Предметное окружение

Тема № 7: « Петрушка физкультурник», О.В. Дыбина, стр.28-31.

Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом); уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность.

Предметное окружение

Тема № 7: « Наряды куклы Тани», О.В. Дыбина, стр. 31 – 32.

Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

Предметное окружение

Тема № 7: « На выставке кожаных изделий», О.В. Дыбина, стр. 39 – 40.

Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.

III

Предметное окружение

Тема № 11: «Хорошо у нас в детском саду», О.В. Дыбина, стр.30

Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.

Ознакомление с природой

Тема № 8 «Почему растаяла Снегурочка?», О.А. Соломенникова, стр.45-48.

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Ознакомление с природой

Тема № 8 «Как животные помогают человеку», О.А. Соломенникова, стр.55-57.

Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Развивать творческие способности. Расширять словарный запас.

Ознакомление с природой

Тема № 8 «

Предметное окружение

Тема № 12: «Наш зайчонок заболел», О.В. Дыбина, стр. 32

Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.

Предметное окружение

Тема 8: « Целевая прогулка

«Что такое улица», О.В. Дыбина, стр.31-33.

Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находился детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, нам которой живут; объяснять, как важно знать свой адрес.

Предметное окружение

Тема 8: « Игры во дворе», О.В. Дыбина, стр. 32 – 34.

Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»).

Предметное окружение

Тема 8: « Путешествие в типографию», О.В. Дыбина, стр. 40 – 42.

Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Познакомить с процессом создания, оформления книги. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

ЯНВАРЬ

Неделя

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Ознакомление с природой

Тема № 5: « В январе, в январе много снега во дворе...», О.А. Соломенникова, стр. 34

Уточнить знания о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Ознакомление с природой

Тема № 9 «Стайка снегирей на ветках рябины», О.А. Соломенникова, стр.48-50.

Расширить представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Ознакомление с природой

Тема № 9 «Зимние явления в природе», О.А. Соломенникова, стр.57-59.

Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.

Ознакомление с природой

Тема № 9 «

Предметное окружение

Тема № 13: «Деревянный брусочек», О.В. Дыбина, стр. 34

Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева.

Предметное окружение

Тема № 9: « Узнай всё о себе, воздушный шарик», О.В. Дыбина, стр.33-34.

Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связи между материалами и способом его использования.

Предметное окружение

Тема № 9: «В мире металла», О.В. Дыбина, стр. 34 – 35.

Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

Предметное окружение

Тема № 9: « Две вазы», О.В. Дыбина, стр. 42 – 43.

Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.

III

Предметное окружение

Тема № 14: «Приключение в комнате», О.В. Дыбина, стр. 34

Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому.

Ознакомление с природой

Тема № 10 «В гости к деду Природоведу (экологическая тропа зимой)», О.А. Соломенникова, стр.50-53

Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Ознакомление с природой

Тема № 10 «Экологическая тропа в здании детского сада», О.А. Соломенникова, стр.59-62.

Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными. Развивать связную речь. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за растениями и животными. Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности. Формировать желание выступать в роли экскурсовода на пунктах маршрута экологической тропы. Развивать творческую активность.

Ознакомление с природой

Тема № 10 «

Предметное окружение

Тема № 15: «Радио», О.В. Дыбина, стр. 36

Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово из группы предметов.

Предметное окружение

Тема № 10: « Замечательный врач», О.В. Дыбина, стр.34-35.

Дать детям представление о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. Отметить, что результат труда достигается с помощью отношения к труду (деловые и личностные качества). Показать, что продукты труда врача и медсестры отражают их чувства, личностные качества, интересы.

Предметное окружение

Тема № 10: «В гостях у кастелянши», О.В. Дыбина, стр. 35 – 37.

Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ней.

Предметное окружение

Тема № 10: « Библиотека», О.В. Дыбина, стр. 43 – 45.

Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам.

ФЕВРАЛЬ

Неделя

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Ознакомление с природой

Тема № 6: « У меня живет котенок...», О.А. Соломенникова, стр. 35

Продолжать знакомство с домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться полученными впечатлениями

Ознакомление с природой

Тема № 11 «Рассматривание кролика», О.А. Соломенникова, стр.53-54

Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным.

Ознакомление с природой

Тема № 11 «Цветы для мамы», О.А. Соломенникова, стр.62-63.

Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений. Формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям. Формировать позитивное отношение к труду, желание трудиться.

Ознакомление с природой

Тема № 11 «

II

Предметное окружение

Тема № 16: «Смешной рисунок», О.В. Дыбина, стр. 37

Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой её поверхности.

Предметное окружение

Тема № 11: « В мире стекла», О.В. Дыбина, стр.36-37.

Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.

Предметное окружение

Тема № 11: « Песня колокольчика», О.В. Дыбина, стр. 37 – 38.

Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах; познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

Предметное окружение

Тема № 11: « В мире материалов (викторина)», О.В. Дыбина, стр. 45 – 46.

Закреплять знания детей о различных материалах. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей.

III

Предметное окружение

Тема № 17: «Мой родной город», О.В. Дыбина, стр.38

Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку).

Ознакомление с природой

Тема № 12 «Посадка лука», О.А. Соломенникова, стр.54-57.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки.

Ознакомление с природой

Тема № 12 «Экскурсия в зоопарк», О.А. Соломенникова, стр.63-66.

Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать её. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Ознакомление с природой

Тема № 12 «

IV

Предметное окружение

Тема № 18: «Вот так мама, золотая прямо!», О.В. Дыбина, стр. 39

Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

Предметное окружение

Тема № 12: « Наша армия», О.В. Дыбина, стр.37-40.

Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятия «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, лётчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов.

Предметное окружение

Тема № 12: « Российская армия», О.В. Дыбина, стр. 38 – 41.

Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями – пограничник, моряк, летчик и др. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым.

Предметное окружение

Тема № 12: « Защитники Родины», О.В. Дыбина, стр. 46 – 47.

Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них.

Неделя

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

I

Ознакомление с природой

Тема № 7: « Уход за комнатными растениями», О.А. Соломенникова, стр. 37

Расширять представления о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними

Ознакомление с природой

О.А. Соломенникова, стр.57-59.

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Ознакомление с природой

Тема № 13 «Мир комнатных растений», О.А. Соломенникова, стр.66-68.

Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказывать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учётом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе.

Ознакомление с природой

Тема № 13 «

II

Предметное окружение

Тема № 19: «Золотая мама», О.В. Дыбина, стр. 40

Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.

Предметное окружение

Тема № 13: « В мире пластмассы», О.В. Дыбина, стр.40-41.

Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, лёгкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательноть.

Предметное окружение

Тема № 13: « Путешествие в прошлое лампочки», О.В. Дыбина, стр. 41 – 42.

Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета.

Предметное окружение

Тема № 13: « Знатоки», О.В. Дыбина, стр. 47 – 49.

Закреплять представления детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека; развивать интерес к познанию окружающего мира.

III

Предметное окружение

Тема № 20: «Как мы с Фунтиком возили песок», О.В. Дыбина, стр. 41

Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.

Ознакомление с природой

Тема № 14 «В гости к хозяйке луга», О.А. Соломенникова, стр.59-64

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Ознакомление с природой

Тема № 14 «Водные ресурсы Земли», О.А. Соломенникова, стр. 69-71.

Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных, растений.

Ознакомление с природой

Тема № 14 «

IV

Предметное окружение

Тема № 21: «Что мы делаем в детском саду», О.В. Дыбина, стр. 42

Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.

Предметное окружение

Тема № 14: « В гостях у музыкального руководителя», О.В. Дыбина, стр.41-43.

Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести к пониманию целостного образа музыкального руководителя. Развивать эмоциональное отношение, доброжелательное отношение к нему

Предметное окружение

Тема № 14: « В гостях у художника», О.В. Дыбина, стр. 43 – 45.

Формировать представление об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты труда художника отражают его чувства, личностные качества, интересы.

Предметное окружение

Тема № 14: « Мое Отечество – Россия», О.В. Дыбина, стр. 49 – 51.

Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.

Неделя

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

I

Ознакомление с природой

Тема № 8: « Прогулка по весеннему лесу», О.А. Соломенникова, стр.39

Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе

Ознакомление с природой

Тема № 15 «Поможем Незнайке вылепить посуду (лепка из глины)», О.А. Соломенникова, стр.64-66.

Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины.

Ознакомление с природой

Тема № 15 «Леса и луга нашей Родины», О.А. Соломенникова, стр.71-72.

Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Развивать познавательную активность, творчество, инициативность. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать чувство коллективизма.

Ознакомление с природой

Тема № 15 «

II

Предметное окружение

Тема № 22: «Тарелочка из глины», О.В. Дыбина, стр. 44

Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.

Предметное окружение

Тема № 15: « Путешествие в прошлое кресла», О.В. Дыбина, стр.43-46.

Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).

Предметное окружение

Тема № 15: « Путешествие в прошлое пылесоса», О.В. Дыбина, стр. 45 – 46.

Вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда.

Предметное окружение

Тема № 15: « Путешествие в прошлое счетных устройств», О.В. Дыбина, стр. 51 – 52.

Познакомить детей с историей счетных устройств, с процесс людям, за их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

III

Предметное окружение

Тема № 23: «Няня моет посуду», О.В. Дыбина, стр. 45

Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.

Ознакомление с природой

Тема № 16 «Экологическая тропа весной», О.А. Соломенникова, стр.66-69.

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природы. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Ознакомление с природой

Тема № 16 «Весенняя страда». О.А. Соломенникова, стр.73-74.

Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и т.д.). Развивать любознательность, творчество, инициативу.

Ознакомление с природой

Тема № 16 «

IV

Предметное окружение

Тема № 24: «Что лучше: бумага или ткань?», О.В. Дыбина, стр. 42

Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета.

Предметное окружение

Тема № 16: « Мой город», О.В. Дыбина, стр.46-48.

Продолжить закреплять знания детей о названии города (посёлка), знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город (поселок), очень старались и хорошо выполнили свою работу. Воспитывать чувство гордости за свой город (посёлок).

Предметное окружение

Тема № 16: « Россия – огромная страна», О.В. Дыбина, стр. 46 – 48.

Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Чтобы попасть из одного конца страны в другой, например из города Калининграда в город Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями.

Предметное окружение

Тема № 16: « Космос», О.В. Дыбина, стр. 53 – 54.

Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.

Неделя

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

I

Ознакомление с природой

Тема № 9: «Экологическая тропа», О.А. Соломенникова, стр.42

Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки.

Ознакомление с природой

Тема № 17 «Диагностическое задание 1-2», О.А. Соломенникова, стр.69-71

Выяснить представление об овощах и фруктах.

Выяснить представление о растениях

Ознакомление с природой

Тема № 17 «Природный материал – песок, глина, камни», О.А. Соломенникова, стр.74-77.

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины, камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать глину, песок и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес.

Ознакомление с природой

Тема № 17 «

II

Предметное окружение

Тема № 25: «Подарки для медвежонка», О.В. Дыбина, стр. 48

Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия.

Предметное окружение

Тема № 17: « Путешествие в прошлое одежды», О.В. Дыбина, стр.48-49.

Знакомить детей с назначениями и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

Предметное окружение

Тема № 17: «Путешествие в прошлое телефона», О.В. Дыбина, стр. 49 – 50.

Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона; закреплять правила пользования телефоном; развивать логическое мышление, сообразительность.

Предметное окружение

Тема № 17: « Путешествие в прошлое светофора», О.В. Дыбина, стр. 54 – 56.

Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

III

Предметное окружение

Тема № 26: «Подарок для крокодила Гены», О.В. Дыбина, стр. 49

Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.

Ознакомление с природой

Тема № 18 «Диагностическое задание 3-4», О.А. Соломенникова, стр.72-73

Выявить представления о домашних и диких животных.

Выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда.

Ознакомление с природой

Тема № 18 «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья», О.А. Соломенникова, стр.77-79.

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.

Ознакомление с природой

Тема № 18 «

IV

Предметное окружение

Тема № 27: «Опиши предмет», О.В. Дыбина, стр. 50

Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между предметами.

Предметное окружение

Тема № 18: « Наш любимый дворник», О.В. Дыбина, стр.49-52.

Познакомить детей с трудом сотрудников детского сада (плотником). (Профессия плотника в детском саду необходима и значима, плотник ремонтирует сломанную мебель, ремонтирует игровое оборудование на участке). Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду.

Предметное окружение

Тема № 18: «Профессия – артист», О.В. Дыбина, стр. 50 – 51.

Познакомить детей с творческой профессией актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, в кино, на эстраде. Рассказать о деловых и личностных качествах человека этой творческой профессии; подвести к пониманию того, что продукт труда артиста отражают его чувства. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий.

Предметное окружение

Тема № 18: « К дедушке на ферму», О.В. Дыбина, стр. 56 – 58.

Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.



Рассказать друзьям