Рабочая программа по внеурочке фгос школьный театр. начальное общее образование. Тема учебного занятия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рабочая программа

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»

общекультурное направление

1 В КЛАСС

____________________________________________

(наименование учебного предмета (курса))

начальное общее образование

________________________________________________

(уровень)

основная общеобразовательная

Экскурсия в замок Хеб, канатный центр. Фотографирование детей, дошкольников табло. Оба мероприятия и досуг были оценены положительно. Начальная школа Завершение учебного года с поездкой и мороженым. . Мы будем продолжать приглашать в театр, выступления полезны, дети втягиваются в историю сказок, они активны, они участвуют с радостью. Они имеют прямой контакт с актерами, они уклоняются и их естественная самооценка растет.

Интересные мероприятия: Керамическое кольцо - 15 детей. Всемирный визит в кино - раз в месяц группа сказок «Школа с Марса» - музыкальная группа в Свободе Микулаш в Запе. Клуб немецкого языка - 12 детей. Ознакомление с основами немецкого языка игриво играет учитель из детского сада, который хорошо владеет немецким языком.

_____________________________________________

(направленность программы)

(всего 66 час.)

____________________________________________________

(количество часов)

2015-2016 учебный год

_________________________________________________

(срок реализации программы)

Улитина Елена Сергеевна

_________________________________________________

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

Очень часто он делает более продолжительные прогулки к природе, наблюдает за жизнью реки и изменениями в природе, экспериментируя. Из общей оценки реализованных событий и деятельности по интересам, проводимой в отдельных детских садах, ясно, что некоторые события стали традициями отдельных детских садов. Участие в художественных конкурсах, проводимых в других городах, будет рассматриваться без обратной связи. Мы неоднократно участвовали в этих соревнованиях и даже не узнали о результатах. Мы продолжим использовать возможность посещать театры непосредственно в детских садах, особенно в результате активного участия детей в сказках, когда дети становятся актерами.

Разработана в соответствии с

федеральным госу­дарственным образовательным стандартом начального общего образования на основе программы «Театр» И. А. Генераловой, М.: Баласс, 2012.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир театра» общекультурного направления разработана в соответствии с федеральным госу­дарственным образовательным стандартом начального общего образования и с учётом

Мы будем продолжать работать с родителями, чтобы вовлечь их в школьные мероприятия и попытаться создать расслабляющую обстановку. Усилия всех, кто участвует в образовании и воспитании детей в детском саду, - это развивать радостное, приятное и расслабленное отношение всех сотрудников, способствовать здоровой самооценке и личности детей.

Предотвращение риска школьных травм уделялось много внимания, особенно при выезде на улицу, написании заданий в учебной книге, составлении плана риска. Предотвращение социальных патологических явлений включает в себя нравственное воспитание, развитие личности и социального поведения и раннее выявление детей, находящихся в группе риска.

    программы «Театр» И. А. Генераловой, М.: Баласс, 2012.

    основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Глубокинской СОШ №32;

    годового учебного календарного графика на 2015-2016 учебный год.

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оце нить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Разработчик: Недвед Мари, директор. Учебная программа в классах 1-3 дополняет внеклассные мероприятия, которые поддерживают развитие дистанционных работников студентов. Учебная программа в классах 4-8 дополняет классы выравнивания и поддерживает развитие талантов учащихся.

Дополнительные классы для классов 0-3 в рамках платы за обучение. Искусство - очень важный аспект человеческой жизни. К сожалению, в современном мире искусство все чаще заменяется крупными произведениями искусства. Поэтому необходимо создать ребенка с условиями общения с настоящим искусством, которое является источником эмоций и многогранной, творческой человеческой деятельности. Контакт с произведениями искусства делает человека более состоятельным. Чтобы играть эту важную роль, нужно ввести в нее ребенка и научить использовать ее произведения с раннего возраста.

На занятиях используется включение детей в работу существующих в театре технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребёнок во всех мастерских выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. Он на практике узнает о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематических разделов.

Участие в театральной деятельности позволяет ребенку вырасти до роли зрителя, любителя театрального искусства и достойного получателя искусства в целом. Важно, чтобы этот процесс оставался незамеченным с помощью игровых методов, близких к каждому ребенку.

Театральные отливки - отличный способ удержать детей за красоту литературы, поощрять чтение, стимулировать интерес к действию, приучать учащихся к полному анализу работы, стимулировать и стимулировать эмоциональные переживания и обогащать словарный запас. Правильный выбор текстов позволяет указать важные жизненные значения, правильное поведение и приобретение персональных моделей. Благодаря встречам дети счастливы и счастливы тратить свое время на развитие своих интересов. Они учатся выражать чувства, осмеливаются говорить, публичные выступления.

Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.

Классы позволяют вам продвигаться в развитии творческих и восприимчивых способностей вашего ребенка. Подготовка программ, постановка - это не только подбор литературы, громкое чтение, чтение, назначение ролей, но и оформление декораций, костюмов. Это позволяет участникам формировать свое воображение, ручные навыки, память, чувствительность, активность и развивать свои музыкальные и музыкальные навыки. Классы позволяют ребенку выразить.

Музыка - музыкальная, устная, музыкальная - музыкальная, художественная, конструктивная - техническая, игривая. Совместная работа позволяет вам развивать коллективное сотрудничество, навыки общения, коллективную интеграцию. Любит чувство ответственности за подготовку и презентацию команды.

Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.

Цель программы:

– создание условий для развития личности ребёнка;

– развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

– приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям

Математический круг кенгуру для классов 2-3. Математический круг объединяет студентов с математическими талантами, а также интересующихся математикой. В классах студенты готовятся к различным математическим соревнованиям. Воспитание эффективности обучения самостоятельности в приобретении знаний.

Играть в шахматы - это не только отличная память. Это также способность брать на себя ответственность за ваши действия и критическое отношение к вашим собственным способностям. Отсутствие сильного характера быстро появляется в шахматной игре. Шахматист обязан работать над своей психикой, выносливостью, систематичностью и контролем, потому что только от него, что в шахматной игре зависит судьба партии.

Задачи :

– опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;

– формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;

– привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

Обучение, игра ума - это интеллектуальное развитие на протяжении всей жизни человека. Шаблоны шахмат, разработанные во время шахматной тренировки, создают много позитивного поведения в человеке и позволяют наслаждаться работой, которую вы положили. Многие хорошие шахматисты также являются отличными предпринимателями, интеллектуалами с высокими академическими званиями, менеджерами, художниками, инженерами и т.д. на систематические и целеустремленные навыки влияют не только спорт, но и профессиональный и семейный уровень.

Обучая шахматные игры, мы взаимодействуем с правилами и правилами, которые мы воспринимаем. Улучшение собственных навыков, стремление стать лучше в дисциплине, порождает всеохватывающую гордость и самоуспокоенность, учит быть терпеливым и настойчивым.

– заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;

– ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.

Формы проведения занятий:

В первой части мы рассмотрим примеры произведений искусства и узнаем о стилях в искусстве, знаем жизнь и творчество художников. Во-вторых, мы обращаемся к художникам, работаем с различными материалами и делаем множество работ. Мы не знакомы с академической практикой традиционных форм искусства, от рисования до живописи. Мы экспериментируем с искусством, иногда создавая абстрактные формы и образы. Мы анализируем все и много говорим о том, что мы сделали.

Благодаря упражнениям и задачам, которые мы преследуем, мы разрабатываем в первую очередь наши знания и навыки, а также практикуем ручные движения, визуальное восприятие. Пластические упражнения успокаивают и увлекают внимание и терпение. Орфографический круг - магистр орфографии.

    иллюстрирование

    изучение основ сценического мастерства

    мастерская образа

    мастерская костюма, декораций

    инсценирование прочитанного произведения

    постановка спектакля

    посещение спектакля

    работа в малых группах

    актёрский тренинг

    экскурсия

    выступление

Место курса «Театр» в учебном плане

В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год, рабочая программа рассчитана на 66 часов в год при 2 часах в неделю.

Раздел 1. Знакомство (4 ч)

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель- актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.

Раздел 2. Дорога в театр (10 ч)

Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». . «Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета». Игровой тренинг.

Раздел 3. В театре (6 ч)

Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

Раздел 4. Как создаётся спектакль (7 ч)

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.

Раздел 5. Гномы играют в театр (4 ч)

Сочинение сказки. Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.

Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству (10 ч)

Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. «Фантазёр» – чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушка на сцене и значение игрушки в жизни человека».

Раздел 7. Делаем декорации (6 ч)

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (6 ч)

Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок. Изготовление масок.

Раздел 9. В мастерской бутафора (6 ч)

Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй.

Раздел 10. Делаем афишу и программку (5 ч)

Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки. Задание «Лишняя профессия».

Раздел 11. Урок-концерт (1 ч)

Открытый урок-концерт: выступления детей с разученными играми и упражнениями.

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате освоения программы «Волшебный мир театра» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.

Ожидаемые результаты:

1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.

2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.

3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

4. Развитие творческого потенциала личности.

5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

6. Развитие исполнительских способностей.

7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.

8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

9. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.

10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.

11. Владение нормами достойного поведения в театре.

По завершении первого года учащиеся должны знать:

– особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.

Должны уметь:

– создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД : умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД : умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД : Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Способы определения результативности

Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.). В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.

Формы фиксации и оценивания результатов по курсу

внеурочной деятельности

Оформление газеты «Наш театр» за текущий год;

Летопись творческого объединения (видео-, фотоматериалы);

Отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Теоретическая часть занятия/ форма организации деятельности

Практическая часть занятия/ форма организации деятельности

Воспитательная работа

по плану

по факту

Знакомство (4 ч)

Что такое искусство.

Знакомство с понятием «искусство», видами искусства, их ролью в жизни.

Игровой тренинг. Упражнение «Полет в страну фантазии».

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных и игровых ситуациях.

Театр как вид искусства.

Знакомиться с театральным искусством, расширять представления о профессии актера и режиссера.

Игровой тренинг "Змейка".

Виды театра.

Знакомство с видами театра.

Игровой тренинг. "Нос, пол, потолок"

Игра. Игровой тренинг.

Прослушивание текстов о первом посещении спектакля Ю. Алянского, К. С. Станиславского. Сравнительная характеристика театра и школы.

Игры «Нос, пол, потолок», «Жмурки».

Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.

Дорога в театр (10 ч)

Путешествие в театр.

Получить представление о детских спектаклях и о спектаклях для взрослых.

Игра «Снежный ком», работа с пластикой тела и упражнение «Буратино».

Развивать интерес к истории театрального искусства.

Сборы в театр.

Отличать детскую игру от игры актеров, уметь работать с театральным словариком.

Устный рассказ «Сборы в театр», работа с упражнением на развитие зрительной памяти.

Формирование духовных и эстетических потребностей.

Просмотр спектакля «Приключения Буратино»

Продолжить знакомство с театром как зрелищным видом искусства.

Просмотр спектакля «Приключения Буратино»

Любовь и уважение к театральной истории.

Упражнения «Превращения квадрата». «Дорога из чисел».

Игровой тренинг. Упражнения «Превращения квадрата», «Дорога из чисел»,

Упражнения «Дорога из чисел», «Площадь часов».

Умение видеть проявления театрального искусства в окружающей жизни: в доме, на улице, в классе, на празднике.

Упражнения на развитие памяти и внимания.

Театр как здание.

Усвоение названий ведущих театров Москвы, Ростова-на-Дону.

Игровой тренинг. Упражнение «Расскажи стихи руками».

Театральные профессии.

Знакомство с театральными профессиями актера, режиссера, бутафора

Игровой тренинг. Упражнение «Расскажи стихи руками». «Площадь часов».

Воспитание уважительного отношения к труду.

В театре (6 ч)

Мы в театре.

Знать основные правила поведения в театре и применять их на практике.

Игровой тренинг. Игра «Шар».

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Зрительный зал и сцена.

Иметь первичное представление об устройстве театральной сцены.

Игровой тренинг. Игра «Нос, пол, потолок».

«Театр начинается с вешалки» К.С. Станиславский.

Расширить представление об устройстве театральной сцены, уметь объяснить почему «Театр начинается с вешалки».

Распределение по группам, выполнение игрового тренинга в группах, игра «Телефон».

Приобретение творческой смелости и раскрепощенности.

Этика поведения в театре.

Расширить представление о правилах поведения в театре и уметь применять их на практике. Значение понятий: «инсценировка», «бис»,

«аплодисменты».

Проведение игрового тренинга, упражнение «Слушаем тишину».

Формирование культуры поведения в театре и других общественных местах.

Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

Углубленное представление о понятиях: «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

Проведение игрового тренинга, упражнение «Летает-не летает». Активное слушание прозаического текста.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных творческих задач.

Как создаётся спектакль (7 ч)

Путешествие по театральным мастерским.

Получить представление о театральных профессиях.

Игровой тренинг. Упражнение «Гномы».

Бутафорская и гримерная.

Значение понятий «грим», «бутафория». Получить первичное представление о мастерской гримера и бутафорской мастерской.

Игровой тренинг, пластическая импровизация «Волшебная палочка», игра «Запрет».

Развитие самостоятельности в поиске решения различных творческих задач.

В мастерской костюмера и художника.

Углубить представление о театральных профессиях, получить информацию о работе художника в театре.

Коллективная игра «Хоровод»

Формирование мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Мастерская актера и режиссера.

Понимать важность профессии актера и режиссера в театре.

Музыка в театре.

Получить первичное представление о роли музыки в театре.

Прослушивание классической музыки, просмотр отрывков балета.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству.

Основные отличия театра от других видов искусства.

Знакомство с главным отличием театра от других видов искусства.

Проведение игрового тренинга в парах, упражнение «Змейка».

Формирование мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

История театра: выдающиеся актёры и режиссёры.

Знакомство с историей театра, биографией актеров.

Проект «Мой любимый актер».

Формирование уважительного отношения к театральным профессиям.

Гномы играют в театр (4 ч)

Сочинение сказки.

Получить первоначальный опыт самореализации в раз личных видах творческой деятельности, знакомство с профессией драматурга в театре.

Самостоятельное сочинение сказочной истории по картинкам.

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства.

Характеристика героев сказки.

Осознавать роль фантазии и воображения в театральном творчестве.

Учимся актёрскому мастерству (10 ч)

Выражение настроения, характера через мимику и жесты.

Актёр – творец, материал и инструмент

Работа по книге. Выражение настроения, характера через мимику и жесты.

Знакомство с театром пантомимы и балета.

Видеть и называть используемые жесты, понимать и давать характеристику увиденной мимике.

Коллективное выполнение упражнения «В пещере горного короля».

Осознавать в выражении мыслей и чувств роль мимики и жестов.

Стихотворения

Д. Хармса.

Углубить представление о пантомиме.

Игровой тренинг, обсуждение, распределение ролей и разыгрывание стихотворений.

Развитие умения избегать конфликтов и находить вы-ходы из спорных ситуаций.

Стихотворение С. Черного «Скрут».

Углубление представления о профессии мима.

Игровой тренинг, обсуждение, распределение ролей и разыгрывание стихотворений. Работа в парах.

Развитие умения сравнивать поступки героев со своими собственными поступками, осмысливать поступки в игре.

Средства образной выразительности.

Знакомство с понятием «средства образной выразительности»

Игровой тренинг, распределение ролей и разыгрывание стихотворения. Работа в группах.

Приобретение творческой смелости и раскрепощенности.

Сказка К. Чуковского «Цыпленок».

Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку.

Рассказывание сказки «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос.

Приобретение творческой смелости и раскрепощенности.

Стихотворение А. Усачева «Фантазёр».

Уметь давать характеристику героям, используя понятия: «положительный герой», «отрицательный герой», «нейтральный».

Развитие самостоятельности в поиске решения различных творческих задач.

Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусствах.

Знакомство с понятиями воображение и фантазия.

Игровой тренинг, активное слушание литературных текстов, разыгрывание стихотворения.

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства.

«Одушевление неодушевлённых предметов».

Знакомство с понятием «средства образной выразительности» Беседа «Игрушка на сцене и значение игрушки в жизни человека».

Игровой тренинг, разыгрывание стихотворения самостоятельно.

Формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Стихотворение С. Черного «Про девочку, которая нашла своего мишку».

Уметь давать характеристику героям, используя понятия: «положительный герой», «отрицательный герой», «нейтральный».

Игровой тренинг «Брито-стрижено», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Работа в группах.

Делаем декорации (6ч)

Что такое декорация.

Знакомство с понятием «декорация, их назначением.

Упражнения «Колокольчики», «Кто сильнее».

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства.

Художники-декораторы.

Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета.

Игровой тренинг «Хлопки».

Формирование мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изготовление декорации к сказке.

Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля.

Изготовление декорации «Лес».

Углубление представления о «декорации». Понятие о плоскостных, полу-плоскостных и объёмных декорациях.

Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома).

Придумываем и делаем костюмы (6 ч)

Стихотворение В. Берестова «В дверь диетической столовой»

Стихотворение В.Берестова как сценическая история.

Игровой тренинг «Хлопки». Уметь своими руками изготовлять элементы костюма Зайца.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Театральные маски.

Закрепление опыта публичного выступления.

Формирование умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Изготовление маски по образцу.

Углубление представления о работе художника бутафора, его роли в создании спектакля.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Изготовление маски по выбору.

Углубление представления о работе художника бутафора, его роли в создании спектакля.

Изготовление театральной маски по данному образцу.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

В мастерской бутафора (6 ч)

Бутафорская мастерская в театре.

Углубление понятия «бутафория».

Игровой тренинг «На корабль погрузили».

Формирование мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изготовление пальчиковых кукол.

Театральный словарик: «бутафория».

Изготовление пальчиковой куклы.

Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Игра с пальчиковыми куклами.

Соединять действия куклы со словами своей роли.

Пальчиковая гимнастика. Игра с пальчиковыми куклами.

Разыгрывание сказок.

Получение первичного представления о «театральной труппе».

Распределение ролей и разыгрывание сказки с использованием пальчиковых кукол и театральных масок.

Формирование умения сравнивать поступки героев со своими собственными поступками, осмысливать поступки в игре.

Делаем афишу и программку (5 ч)

Назначение афиши и театральной программки.

Игровой тренинг «Карлики и великаны».

Изготовление афиши.

Знакомство с историей театральной афиши. Умение употреблять театральные термины в нужном контексте.

Игровой тренинг, проводимый детьми. Изготовление театральной афиши в группах.

Изготовление театральной программки.

Знакомство с историей театральных программок. Умение употреблять театральные термины в нужном контексте.

Самостоятельное оформление театральной программки. Распределение ролей к уроку-концерту.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Урок-концерт (1 ч)

Открытый урок-концерт.

Умение употреблять театральные термины в нужном контексте.

Групповые игры, тренинги, упражнения в парах.

Формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Программа реализуется по следующим учебным пособиям:

    Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2011 г.

Материально-техническое обеспечение программы

Электронно-программное обеспечение:

    презентации;

    видеофильмы.

Технические средства обучения:

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

на 2013-2014 учебный год

«Я вхожу в мир театра»

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г.Дубны Гусевой И.Н.

Пояснительная записка

Коренные изменения, происходящие в наше время в обществе, диктуют потребность в воспитании творческой, образованной, активной и дееспособной личности, и внеурочная работа является одним из важнейших способов достижения этой цели.

Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности. Предусмотренные ею занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся 5 класса.

Программа создана на основе

Программы, советов, разъяснений по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях «Актёрская грамота – подросткам» А.П. Ершовой, Б.М.Букатова;

Разработок социо - игровой методики обучения в трудах Букатова и Ершовой: «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя», «Педагогические таинства дидактических игр» и других статьях этих авторов;

Обобщения опыта выдающихся педагогов, театральных деятелей, личного опыта.

Направленность модифицированной программы кружка по содержанию является художественно-эстетической, общекультурной, по форме – кружковой, рассчитанной на 1 час в неделю, 34 часа за учебный год.

В основу проекта были положены следующие принципы:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

При планировании работы кружка учитываются основные цели :
1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

4.Создать условия для саморазвития и развития личности ребёнка, выявление его творческого потенциала средствами театральной педагогики.

Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:

    Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.

    Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

    Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

    Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

    Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства;

6. Раскрывать творческие возможности детей, создать условия реализации этих возможностей.

7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

    Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, то есть развивать коммуникативные навыки;

    Развивать чувство ритма и координацию движения;

    Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

    Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; воспитывать культуру поведения в театре;

Возраст ребят, участвующих в реализации программы от10 до 12 лет. Программа рассчитана на 1 год.

Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакль как итоговый проект в конце года.

Постановки сказок, эпизодов из литературных произведений помогут

постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобрести опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, компетентностный подход. Согласно новому подходу необходимо формировать у учащихся духовно-нравственную и творческую деятельность.
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Детям свойственно эмоциональное восприятие мира. В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Создать такой мир для детей и, что очень важно, вместе с ними, можно средствами театра.
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Театральное искусство в настоящее время выступает как средство познания мира и тех качеств личности, которые определяют эстетические потребности человека. Через театральное искусство учащиеся входят в мир чувств, в их сознание входит добро и зло, представления о гуманизме, высших человеческих качествах: совести, чести, достоинстве. Театральное искусство опирается на эмоциональную сферу человека, его душу, духовность и является «почвой», на которой могут произрастать духовный, нравственно-эстетический потенциал учащихся.
Поэтому так важно сегодня средствами театрального искусства формировать и утверждать в подрастающем поколении эти качества как определяющие факторы личности. Театр выработал собственные средства влияния на человека. Этот вид искусства формирует умение видеть и понимать прекрасное, поскольку является особым видом искусства, синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Поэтому влияние театра на человека многогранно: он действует на разные стороны человеческого восприятия комплексно, вызывая игру воображения, формируя образное мышление, что очень важно в пору становления личности.
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а также координировать свои функции.
Искусство театральной деятельности влияет на сложную систему чувств человека, вовлекает зрителя в действие, заставляет сопереживать, то есть принимать героя, оправдывать или осуждать его действия, мысли. Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Соглашаясь или не соглашаясь с героем, принимая его позицию и принципы, зритель сопоставляет происходящее с собой, собственным опытом, приходит к определенным выводам, дает мотивированную оценку не только сценическому действию, но и своим поступкам, убеждаясь или сомневаясь в их правильности. Таким образом роль, происходящая на сцене для реализации формулы «понято» – «пережито», «принято – «сделано», становится очевидной.
Театральное искусство, демонстрируя мастерство творческого перевоплощения, вызывает потребность зрителя в собственном перевоплощении, в реализации собственных идей, то есть в творчестве.
Актуальность театрального искусства обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.

Освоение театрального искусства происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Театральная деятельность основана на сотрудничестве, сотворчестве и содружестве педагогов, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогу и ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным для ребенка.
Ведущей формой реализации театральной деятельности является игра-перевоплощение, когда ребенок выступает в той или иной роли в зависимости от ситуации, предлагаемой педагогом.

В основе концепции литературно-драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих искусства: театральной деятельности и литературы.

К концу года занятий ребёнок

ЗНАЕТ:

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. Как зародился театр

4. Какие виды театров существуют

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

5. Коллективного творчества

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности перед коллективом.

Диагностика достижения воспитательных результатов

Основными результатами воспитательной деятельности являются:

    способность к конструктивному совместному труду

    творческая активность

    отношения учащихся к культуре

    творческие работы учащихся, их достижения в отдельных видах искусства и культуры

    повышение уровня художественного восприятия произведений культуры, умение оценивать чужое творчество и давать адекватную оценку собственному

    развитие художественного вкуса

    приобретение речевых навыков

Критерии уровня подготовки учащихся к освоению программы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Нет задатков к исполнительскому театральному творчеству

Отсутствие навыка произвольного внимания

Необходимость многократного повторения материала

Замкнутость, психологическая зажатость

Быстрая утомляемость

- наличие интереса к обучению при отсутствии специальных способностей

Существует первоначальный навык произвольного внимания

Постепенное усвоение материала

Средняя утомляемость

- есть задатки к театрально-исполнительской деятельности и интерес к занятиям

Устойчивый навык произвольного внимания

Инициативность, активность в выполнении заданий

Работоспособность, увлечённость

Критерии уровня освоения обучающимися данной программы для итоговой аттестации

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Устойчивая мотивация только в некоторой части занятия

Отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений

Отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания

Иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми

Стесняется выступать перед своей группой

Допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин

Не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива

Низкая скорость решений

Кривляется и смеётся во время исполнения этюдов

Положительная мотивация к занятию вообще

Увлеченность при выполнении упражнений

Испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий

Не активен в работе малых групп

Испытывает стеснение в присутствии зрителей

Пропускает занятия только по уважительной причине

Средняя скорость решений

Видит разницу между кривляньем и перевоплощением в игре

Устойчивая мотивация именно к театральному творчеству

Активность и увлеченность в выполнении заданий

Умеет конструктивно работать в малой группе любого состава

Творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определенный период обучения

Умение выполнять упражнения при зрителях-одноклассниках

Пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске

Высокая скорость решений

Всегда выполняют задания

Формы проведения аттестации:

    педагогическое наблюдение за творческим ростом учащихся, их общей культурой, их профессиональным уровнем

    открытое занятие

    выступления сольные

    выступление коллектива

    беседы с родителями и классным руководителем

Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.

На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на занятиях, с инструкциями по охране труда, противопожарной безопасности учащихся, проводит инструктаж по ПДД. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

I раздел: «Основы театральной культуры»

Раздел призван помочь детям в овладении профессиональной терминологией театрального искусства.

В этот раздел включены темы:

    Что такое театр

    Виды театрального искусства

    Рождение спектакля

    Театр снаружи и внутри

    Культура зрителя

Эти темы раскрываются при помощи основных понятий:

Виды театрального искусства : драматический театр; музыкальный театр; кукольный театр и др.

Рождение спектакля : творцы сценического чуда; спектакль и актёр; спектакль и зритель.

Театр снаружи и внутри : театральное здание; зрительный зал; актёры; мир кукол.

Культура поведения в театре : «театр начинается с вешалки…»; зрительская культура.

Раздел призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео-просмотры и аудио-прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре должны воспитываться в первую очередь.

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Формы – экскурсии, игры, этюды, беседы, презентации.

II раздел. «Театры на все времена»

В этом разделе ребята знакомятся с историей зарождения театрального искусства в разных странах. Расширяют свои представления о законах творческого подхода разных народов. Учитель знакомит учащихся с самыми известными театрами мира, выдающимися драматургами и их пьесами. Ребята смотрят отрывки из известных фильмов, видеозаписи спектаклей, обсуждают замысел режиссера и актёрское воплощение этого замысла. По возможности осуществить совместный поход в театр нашего города с последующим обсуждением увиденного.

III раздел. «Гимнастика чувств и пантомима»

Этот раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу, учит общаться со сверстниками и взрослыми, владеть своим телом, развивает в учащихся свободу и выразительность движений.

Игры этого раздела:

Общеразвивающие игры,

Театральные игры,

Импровизация,

Действия с воображаемым предметом,

Пластические, ритмические, музыкальные игры.

Для активизации творческих способностей детей необходимо развивать у них внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Важно также научить ребёнка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Решая эти задачи, общеразвивающие игры не только готовят детей к художественной деятельности, но способствуют более быстрой и лёгкой их адаптации в школьных условиях. Эти игры создают весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривают зажатых и скованных детей. У них появляется возможность оценить действия других и сравнить со своими собственными.

Театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. К.С.Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьёзно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию. Для этого нужно опираться на личный опыт ребёнка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения, пробуждать и воспитывать интеллект.

Поэтому импровизация как вид игры очень важна для детей. Знакомить со сценическим действием можно на материале хорошо знакомых сказок и рассказов. Участвуя в импровизации, ребёнок учится находить ответы на вопросы: почему, для чего я это делаю?

В театральном искусстве «этюд» - это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, ситуациях. Темы для этого должны быть понятны и доступны детям.

IV раздел. «Культура и техника речи»

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Уделяется внимание играм со словом, развивающим связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы; происходит работа над тембром, темпом речи.

Упражнения и игры раздела:

Речевая гимнастика

Дыхательные и артикуляционные упражнения

Дикционные и интонационные упражнения

Творческие игры со словом.

Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать детям правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научиться точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представлять то, о чём говорится, расширять словарный запас.

Дети должны понимать, что театральная речь должна быть чёткой, звучной и выразительной. Речевые упражнения входят в каждое занятие по театральной деятельности. Начинать нужно с тренировки дыхания, затем подключать другие компоненты речи. В зависимости от поставленной задачи постепенно тренируются все мышцы речевого аппарата. Затем переходим к работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.д.

Всё это тренируется на скороговорках, стихах, без применения специальных актёрских тренингов. Стихотворный текст используется как ритмически организованный отрезок.

Эта работа предполагает встречи с мастерами слова, во время которых юные актёры учатся сценическому мастерству.

V раздел. «Рождение спектакля».

Это самое увлекательное занятие – создание спектакля. Процесс постановки спектакля вовлекает в совместную творческую деятельность всех детей, активных и не очень, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость.

Первая встреча детей с пьесой должна быть интересной, эмоционально насыщенной, чтобы им хотелось играть её. Чаще всего это бывают сказки. Выбирая материал, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, расширяя творческие возможности.

Этапы работы над спектаклем:

    Выбор пьесы

    Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

    Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизационным текстом.

    Создание декораций, костюмов, постановка танцев (для отдельных эпизодов).

    Переход к тексту пьесы, работа над эпизодами.

    Работа над выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен.

    Репетиция отдельных картин и репетиция всего спектакля.

    Премьера спектакля и обсуждение его со зрителями.

Занятия комплексные, проводятся с использованием тем и упражнений из разных разделов программы.

Рабочая программа (календарно-тематическое планирование) работы кружка во внеурочной деятельности «Я вхожу в мир театра» (1 час в неделю, 34-36 часов за год)

Дата

Теоретические сведения

Практическая часть

Формируемые умения членов кружка (универсальные учебные действия)

Введение. Ознакомление с правилами техники безопасности. Цели и задачи занятий кружка

Упражнения на развитие дикции, скороговорки, игра.

Импровизация (сказка «Колобок»)

Личностные: положительно относится к новому виду деятельности, желает приобретать начальные навыки актёрского мастерства, совершенствовать навыки выразительного чтения.

Познавательные: умеет анализировать текст скороговорок, имеет представление об импровизации.

Регулятивные:

Коммуникативные: умение работать в группе, участвовать в игре, соблюдая правила; умение слушать и слышать других участников коллектива.

Театр. Перед поднятием занавеса. Правила игры.

Театр начинается с вешалки. Культура поведения в театре. Словарь театральных терминов

Выразительное чтение,

Упражнения на интонацию.

Этюды «Вышивание», «Грим»

Личностные: развивает эмоциональное восприятие поэтических произведений, стремится к совершенствованию своей речи, правильному интонированию; изображает знакомые действия, создавая образы.

Познавательные: принимает и понимает новую информацию, участвует в диалоге с учителем, в полилоге с другими членами коллектива, запоминает термины.

Регулятивные: планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, жесты для работы над этюдами, участвует в обсуждении результатов, осуществляет самоконтроль.

Коммуникативные: задаёт вопросы с целью получения необходимой для решения сценической задачи информации.

Виды театров. Творцы сценического чуда. Актёрское мастерство. Спектакль и зритель.

Работа над сценической речью, упражнения по развитию внимания.

Этюд «Взгляд в зал»

Упражнение «Мой любимец»

Личностные: осознаёт уровень своих возможностей в сценическом искусстве и желает развивать речь и внимание; стремится к эмоциональному отражению действительности; учится выражать в сценическом действии любовь к своему домашнему животному.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, систематизирует новые знания, извлекает необходимую информацию, запоминает различные виды театров.

Регулятивные: учится работать в коллективе, а также проявлять индивидуальность в различных этюдах.

Коммуникативные: выстраивает взаимоотношения с другими членами коллектива, учится свободному выражению своих представлений и эмоций перед зрителями-одноклассниками.

Театры на все времена: история развития театрального искусства в разных странах. Самые знаменитые театры. Презентация.

Упражнение на развитие внимания «Путь в школу и домой».

Декламация стихотворений А.Барто, О.Высотской.

Упражнения по правильной постановке ударения, эмоциональному окрашиванию фразы

Личностные: развивает потребность в новых знаниях, стремится к равноправному сотрудничеству, доброжелательному отношению к одноклассникам, развивает внимание, речь.

Познавательные: осуществляет анализ, синтез,сравнение, классификацию, запоминает сведения о знаменитых театрах мира.

Регулятивные: оценивает своё упражнение и упражнения одноклассников, применяет навык произношения скороговорки, полученный ранее, при чтении стихотворения А.Барто «Болтунья».

Коммуникативные: обменивается мнением, учится правильно оценивать работу других членов коллектива.

Словарь театральных терминов. Сообщение о знаменитых актёрах. Почему их все любят и ценят их творчество.

Упражнения на правдивое отображение ситуаций: «Спор», «Уборка», «Чай из самовара».

Упражнения на развитие дикции, дыхания.

Подготовка к конкурсу чтецов.

Личностные: участвует в обсуждении, составляет монолог об актёрах; устанавливает причинно-следственные связи («Почему любят тех или иных актёров?»), преодолевает стеснительность, замкнутость.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия: сравнение, анализ; запоминает термины и учится уместно употреблять

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт трудности, ищет причины и пути их преодоления.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения по выдвижению одноклассников на городской конкурс чтецов.

Особенности театров разных эпох. Словарь терминов. Понятие пантомимы

Пантомима. Простейшие упражнения на пантомиму: погладить кошку, разложить предметы, поиски предмета, ожидание чего-либо.

Артикуляционные упражнения «Хомячок», «Рожицы» (из книги А.М.Нахимовского)

Подготовка к конкурсу чтецов.

Личностные: приобретает мотивацию к выполнению упражнений на пантомиму, учится применять навыки на других уроках и в жизненных ситуациях.

Познавательные: применяет знания по географии и истории, учится связывать их с развитием культуры разных стран, применяет термины, анализирует новый материал.

Регулятивные: ставит цели и выполняет их; самостоятельно придумывает простейшие упражнения и показывает их; оценивает пантомиму одноклассников, а также актёров: К.Райкина, Л. Ярмольника и др.

Коммуникативные: высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится не обижать одноклассников резкими суждениями, учится принимать иную точку зрения.

Сообщение о К.С.Станиславском и его системе.

Упражнения на развитие пластичности и развития рук: изобразить ветви деревьев, показать процесс рисования человека с натуры, движения играющего барабанщика и др.

Личностные: учится понимать роль жестов в актёрском мастерстве, стремится развивать пластику, анализирует новые знания о деятельности К.С.Станиславского.

Познавательные: самостоятельно извлекает информацию, ставит цель и осуществляет анализ новой информации.

Регулятивные: планирует совместно с учителем пластические упражнения и самостоятельно их выполняет.

Коммуникативные: пользуется собственными навыками, обменивается мнениями с одноклассниками, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Действие как главное выразительное средство актёрского искусства.

Движение на сцене, упражнения на одновременное использование речи и движения.

Исполнение басни И.А.Крылова «Лисица и виноград».

Личностные: понимает значение новых знаний и навыков, участвует в творческом процессе.

Познавательные: осуществляет анализ и синтез, выполняет упражнения на движение по сцене, познаёт особенности исполнения басни, сравнивает с исполнением стихотворения.

Регулятивные: работает по плану, сверяя свои действия с намеченной целью, составляет последовательность действий.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Понятие мизансцены.

Отрывок из сказки «Двенадцать месяцев». Сделать мизансцену самостоятельно. Сравнение получившихся мизансцен, выбор лучшей. Анализ недостатков.

Личностные: испытывает желание участвовать в коллективном творчестве, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как члена группы и всего коллектива; смыслообразование – установление связи между целью сценической деятельности и её мотивом.

Познавательные: осознаёт задачу; планирует собственную деятельность; осуществляет сравнение и анализ.

Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности своей и своих партнёров, ориентируется на решение поставленной задачи.

Коммуникативные: умеет работать в группе, умеет обсуждать действия других членов группы, давать оценку, слушать других и высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Мимика и жесты.

Тренинг мимики лица, упражнения на развитие мимики. Выражение чувств с помощью мимики.

Использование жестов в сценах, работа над их уместностью и выразительностью.

Личностные: проявляет эмоциональность в сценических упражнениях, учится выражать собственные чувства.

Познавательные: познаёт возможности мимики, учится анализировать и применять результаты наблюдения; ориентируется на решение задачи.

Регулятивные: осознаёт недостаточность своих умений и необходимость их совершенствовать.

Коммуникативные: обменивается мнениями, учится понимать позицию партнёра.

Диалог и монолог.

Участие в сценках двух учащихся, умение реагировать на игру товарища, отвечать в соответствии с содержанием сценки.

Работа над монологом. Чтение прозы наизусть (от первого лица).

Упражнения и игры для развития дикции.

Личностные: осознаёт важность новых навыков; учится работать в паре; адекватно реагировать на игру партнёра; развивает свои актёрские навыки.

Познавательные: перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую, осуществляет анализ, сравнивает монолог и диалог, применяет новые знания на практике.

Регулятивные: планирует свои действия, отвечает на действия товарища, замечает допущенные ошибки, стремится к их исправлению.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах, умеет задавать вопросы для уточнения последовательности работы, составляет монолог самостоятельно, выразительно читает монолог, созданный автором.

Игры со словами.

Личностные: свободно владеет своим голосом, учится использовать его возможности, формирует устойчивое стремление к самосовершенствованию, ощущает свободу при участии в играх, испытывает радость при успешном выполнении задачи, радуется успехам товарищей.

Познавательные: осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации разных голосов, делает обобщения, выводы.

Регулятивные: контролирует свои действия, замечает недостатки, стремится к их исправлению.

Коммуникативные: осуществляет самостоятельную деятельность с учётом конкретных задач, адекватно оценивает свои достижения и достижения товарищей.

Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Обсуждение интонации и голоса актёров, озвучивающих сказку. Как они используют тембр, в каком темпе говорят.

Личностные: устойчивая мотивация к углублению знаний об актёрском творчестве, интерес к новому материалу по озвучиванию мультфильмов по сказкам, имеет желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Познавательные: выполняет операции анализа, синтеза, сравнения, делает обобщения, выводы.

Регулятивные: оценивает работу профессионалов, пробует свои силы, работает над недостатками.

Коммуникативные:

Декорации, костюмы, грим, атрибуты на сцене. Их роль в спектакле.

Упражнения по нанесению грима.

Создание костюма из имеющихся материалов.

Декорации на листе ватмана.

Использование различных атрибутов для воссоздания эпохи, разных по назначению помещений, сцен, проходящих на природе, на улице города или деревни. Творческие задания, их оценка.

Личностные: применяет новые практические навыки, создаёт собственный проект декорации, костюма, развивает художественные способности.

Познавательные: приобретает умение использовать знания в практической деятельности, самостоятельно находит способ решения задачи.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности.

Коммуникативные: осуществляет индивидуальную, совместную деятельность в группах, умеет мыслить творчески и воплощать задуманное, доводит дело до конца.

Музыкальное оформление спектакля. Применение различной техники

Упражнения по подбору музыки для различных сцен из сказок, басен, рассказов, спектаклей.

Личностные: осознаёт связь разных видов искусства, умеет чувствовать настроение литературного и музыкального произведений.

Познавательные: понимает необходимость музыкального оформления спектакля, использует технические средства, анализирует, сопоставляет произведения разных видов искусства

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.

Коммуникативные: умение работать в группе, умение слушать и слышать других участников коллектива, учитывать их мнение при выполнении совместного задания.

Творим самостоятельно.

Создание сценок из школьной жизни с режиссурой, атрибутами, костюмами, музыкальным оформлением, декорациями, гримом.

Личностные: проявляет собственные творческие способности, осознаёт ответственность за воплощение сценок, развивает творческое воображение.

Познавательные: осознает роли людей разных театральных специальностей при работе над постановкой спектакля.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.

Коммуникативные: умение работать в группе, находить общий язык с другими участниками творческого процесса, умеет признавать более удачные задумки других участников коллектива.

Театральный словарь: афиша, анонс, премьера.

Создание афиши к спектаклю.

По возможности посещение спектакля в театре или во Дворцах культуры нашего города

Личностные: активно участвует в создании афиши, по новому воспринимает спектакль в театре, применяет на практике культуру поведения в зрительном зале.

Познавательные: запоминает новые термины, посещение детского спектакля Кимрского драматического театра.

Регулятивные: оценивает игру актёров-профессионалов.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Становимся актёрами, режиссерами, декораторами, костюмерами, осветителями, работниками сцены и т.д.

Выбор пьесы, распределение ролей, обязанностей.

Обсуждение содержания пьесы, её настроения, замысла автора.

Что нужно донести до зрителя?

Личностные: осознаёт свои возможности при распределении ролей.

Познавательные: умеет анализировать содержание пьесы, её идейный замысел.

Регулятивные: осознаёт важность любой роли в спектакле, планирует свою деятельность при создании постановки.

Коммуникативные: умение работать в коллективе, уступать другим, договариваться, находить наиболее правильное решение при распределении обязанностей, умение слушать и слышать других участников коллектива

Актёрское мастерство.

Пробы на роль

Репетиция-знакомство с пьесой. Чтение по ролям всей пьесы.

Обсуждение костюмов, декораций, использование атрибутов.

Личностные: положительно относится к новому виду деятельности, желает приобретать навыки актёрского мастерства, совершенствовать навыки перевоплощения.

Познавательные: адекватно воспринимает пробы на роль, узнаёт особенности пьесы, её идею.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.

Коммуникативные: умение работать в группе, умение слушать и слышать других участников коллектива

Режиссерское мастерство.

Создание мизансцен спектакля.

Репетиция первой мизансцены.

Оформление декораций к ней, подбор костюмов.

Личностные: осознание важности своей роли, создания настоящего образа.

Познавательные: анализирует различные виды деятельности, сравнивает разные по характеру образы, применяет знания о режиссуре постановки.

Регулятивные: осуществляет контроль выполнения требований режиссёра, контроль своей игры и игры товарищей.

Коммуникативные: умение работать в коллективе.

Создание правдивого образа.

Роли и их воплощение. Работа над интонацией, движениями, мимикой, жестами при исполнении каждой из ролей.

Личностные: осознаёт своё место в создании постановки, стремится к правдивому воплощению

Познавательные: умеет применять и творчески воплощать замыслы автора и режиссёра, применять ранее полученные навыки, анализирует происходящее на сцене.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе репетиции.

Коммуникативные: умение адекватно реагировать на справедливую критику, учитывать в работе мнение других членов коллектива, выполнять пожелания режиссёра.

Работа над отдельными эпизодами.

Этюды из пьесы с импровизированным текстом.

Личностные: положительно относится проекту, стремится воплотить собственное понимание пьесы, творчески подходит к работе, развивает фантазию.

Познавательные: устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы из наблюдений.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль, придумывает монологи и диалоги.

Коммуникативные: умение работать в группе, участвовать в общем проекте, проявляя индивидуальные качества.

Постановка танцев для отдельных эпизодов.

Включение в пьесу песен

Работа над пластикой под музыку.

Репетиция песен для спектакля

Личностные: положительно относится к новым видам деятельности – танцевальному и вокальному; развивает свои способности в этих видах деятельности.

Познавательные: сравнивает, анализирует, делает выводы; осознаёт важность текста и мелодии песен, танцев.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.

Коммуникативные: умение работать в группе, участвовать в пьесе, применяя навыки, полученные ранее и новые знания; умение слушать и слышать других участников коллектива, предлагать свои идеи для воплощения замысла пьесы.

Репетиция.

Работа над отдельными сценами

Личностные:

Познавательные:

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.

Коммуникативные:

Репетиция.

Работа над отдельными сценами

Личностные: развивает чувство ответственности за воплощение своей роли в спектакле.

Познавательные: систематизирует знания и навыки, необходимые в создании спектакля.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность при работе над сценами из спектакля

Репетиция.

Работа над отдельными сценами

Личностные: развивает чувство ответственности за воплощение своей роли в спектакле.

Познавательные: систематизирует знания и навыки, необходимые в создании спектакля.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность при работе над сценами из спектакля

Подготовка костюмов. Исполнение отдельных сцен в костюмах

Личностные: положительно относится к новому виду деятельности, желает совершенствовать навыки актёрского мастерства.

Познавательные: осознаёт роль костюма как вида художественного творчества в создании образа.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.

Коммуникативные: умение работать в коллективе, осуществляет совместную деятельность при решении общей задачи.

Репетиция с музыкальным оформлением, танцами, песнями

Личностные: развивает творческие способности, привносит в общий проект своё видение и понимание пьесы, проявляет фантазию.

Познавательные: приобретает умение использовать приобретённые знания и умения.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива, сравнивает результаты, делает выводы.

Коммуникативные: высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Атрибуты

Размещение атрибутов. План сцены для из расстановки

Личностные: участвует в размещении атрибутов, предлагает свои варианты, проявляет художественные и творческие навыки.

Познавательные: совместно с другими членами коллектива выделяет и формулирует цель, осуществляет поиск информации.

Регулятивные: осуществляет контроль, осознаёт важность получения лучшего результата.

Коммуникативные: высказывает собственные мысли, обосновывает собственную точку зрения.

Обсуждение и использование грима для каждого персонажа

Личностные: развивает художественные и творческие способности.

Познавательные: осуществляет поиск информации, извлечение необходимых знаний о роли и возможностях применения грима.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах, умеет задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Генеральная репетиция.

Игра всей пьесы полностью

Личностные: получение удовольствия от совместной деятельности, развитие способности перевоплощаться на сцене, забывая о страхе и стеснении.

Познавательные: творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы, оценивает действия других членов коллектива.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в коллективе.

Оформление сцены.

Оформить сцену атрибутами и декорациями.

Личностные: испытывает радость от участия в масштабном коллективном проекте

Познавательные : воплощает задуманные проекты по оформлению сцены.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и корректировку в ходе работы.

Коммуникативные: умение советоваться с учителем и членами коллектива.

Премьера спектакля.

Интервью у участников спектакля и у зрителей.

Личностные: стремление донести до зрителя задуманный проект, испытывает радость от участия в масштабном коллективном проекте.

Познавательные: учится применять знания и умения на практике.

Регулятивные: проявляет интерес к мнению зрителей, участников проекта, родителей.

Коммуникативные: участвует в обсуждении, высказывает свою точку зрения и обосновывает её.

Итоги нашего содружества:

чему мы научились за год, что узнали, было ли интересно.

Написать мини-сочинение: «Я в театральном кружке».

Личностные: применяет умение анализировать деятельность коллектива, оценивает своё место в его работе.

Познавательные: применяет анализ, синтез, умение делать выводы.

Регулятивные: оценивает свою работу, свой интерес к деятельности кружка.

Коммуникативные: умение создавать письменный монолог, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, способность адекватно оценивать проделанную работу, развивать самокритичность и умение ощущать пользу от совместной деятельности коллектива.

Творческий отчёт на родительском собрании

Посещение спектакля в ДК «Октябрь

Технические средства:

Компьютер, экран, диски, записи сказок и спектаклей.

Библиографический список:

    Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М., 2002.

    Верникова Л.М. Открываем театральный сезон: Пед.общество России. М., 2003.

    Ершова А.П. Актёрская грамота – подросткам. – М.: Просвещение, 1994.

    Запорожец Т. Логика сценической речи: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974.

    Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа, 2003.

    А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М., Аркти. 2002.

    Саричева Е. Сценическая речь. – М., 1955.

    Э.Г.Чуринова. Методика и организация театрализованной деятельности. М.,Владос. 2001

    Журналы, энциклопедии, альбомы по театральному искусству, диски, записи спектаклей, сказок, аудиозаписи исполнителей стихотворений, прозы.



Рассказать друзьям