Влияние телевизора на сон ребенка в год. Влияние телевизора на детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В ежесуточном распределении времени телевидение занимает третье место после сна и трудовой деятельности. Если, в среднем, человек смотрит телевизор 3 часа в день, то к 75 годам своей жизни девять из них он проведёт перед голубым экраном.

Каждому современному человеку нужно знать, что телевизор усиливает воздействие электрического и энергетического сигнала в 25-30 тысяч раз. Вследствие чего сфокусированные зрачком лучи разрушают нервные клетки глазного дна и постепенно «выжигают» вещество головного мозга человека, то есть попросту отупляют.

Особенно вредно телевидение для детей . У детей и подростков, от постоянного сидения перед телевизором или компьютером, появляются головные боли, для которых видимых причин нет, происхождение боли неясно. Есть и другие признаки: головокружение, снижение памяти и умения сосредоточиться, слабость, повышенная утомляемость. Затем идёт постоянное снижение защитных сил человека (ослабление иммунитета).

Если ребёнок уже в раннем детстве по 2-3 часа в день смотрит телевизор или играет на компьютере, то у него к 5-7 годам могут начаться нервные тики, головные боли, припадки. Детское тело до 12-ти лет особо уязвимо для любых электромагнитных влияний. Обилие световых, звуковых раздражителей - это перегрузка для коры головного мозга. Как следствие у детей появляются невротические признаки: кто-то постоянно облизывает губы, кусает ногти, суёт руки в рот, а кто-то иногда бьётся в истерике по пустякам. В группу риска входят дети, пережившие на первом году жизни перинатальную энцефалопатию.

В комнате, где ребёнок спит или играет, не должно быть ни телевизора, ни компьютера. Смотреть телевизор ребёнок должен с расстояния БОЛЕЕ 3-Х МЕТРОВ. Если уж смотреть, то лучше смотреть телевизор вместе с детьми днём, и лучше - познавательные передачи длительностью 20-30 минут. Санитарные нормы разрешают смотреть телевизор детям до 5-ти лет по 25 минут В НЕДЕЛЮ, то есть - по пять минут в день! Биохимическое исследование крови взрослого человека показало, что просмотр ТВ в течение 15 минут снижает качество эритроцитов (способность переносить кислород) почти вдвое. Что же может твориться с иммунитетом детей после долгих телепрограмм?

Уже проверено, что если ставить телевизор с маленьким экраном перед постелью - появится «ломота в костях». Нельзя засыпать при включённом телевизоре - спящий человек не способен защититься от излучения и от потока отрицательных эмоций с экрана, отрицательной информации. Если ребёнок спит, а родители смотрят телевизор - он будет чувствовать и электромагнитное поле, и все отрицательные эмоции боевиков, детективов, драм, «ужастиков» и прочих «шедевров» ночных кинопоказов.

Но это только одна сторона воздействия телевизионной техники.

Для человека наиболее опасна телепсихотехнология. Воздействие достигается незаметно, посредством монотонных звуков, однотипных фраз-кувалд (то же происходит во время рок-концертов через микрофоны). В Болгарии под руководством профессора Лоданова, известного своей методикой ускоренного обучения иностранным языкам, проводился телеэксперимент. Для группы из 30 добровольцев был выбран щадящий режим воздействия - 15 минут. Телесеанс проводился по 1 разу в неделю. Первые достижения обнадёживали: улучшение памяти, всплеск восприятия. Но после 2-го сеанса у всех участников начались гормональные и иные нарушения, заметные только по показаниям приборов. Но после 5-го сеанса телесеанс запретили. Спустя 3-5 лет испытуемые тяжело заболели, а через 7 лет - умерли. У всех у них до этого опыта было отменное здоровье (Т.Г. Дичев «Зомби - рядом с нами». «Знания мира» № 6, 2001).

Западные психологи утверждают, что обыкновенные телефильмы настолько «заряжают» подсознание, что скоро это станет причиной многих психических болезней. Если зритель смотрит фильм со сценами насилия или ужасы, то только сознанием понимает, что это ложь, подсознательно всё воспринимается за чистую монету и переживается как действия, происходящие с самим человеком. А это значит - постоянный стресс. Особо усиливается воздействие в фильмах с компьютерной графикой. ТЕЛЕЭПИЛЕПСИЯ - сейчас вполне привычное медицинское понятие. Определение болезни таково: припадок вызывается чрезмерным потоком световых, лучевых и звуковых раздражителей. С голубых экранов телевизоров и дисплеев компьютеров нас атакуют сгустки тяжёлых микролептонов, которые могут разрывать ауру и внедряться в наше тонкое тело.

Чуть больше десятка лет назад канал ОРТ закупил более 100 серий японского мультфильма «Покемон» («Карманные монстры»), который был запрещён и в самой Японии, и во многих других странах. Весь мультфильм наполнен вспышками, мелькающими на экране, которые вызывают у детей психические расстройства и болезни глаз. В самой Японии в декабре 1997 года после просмотра очередной 30-ти минутной серии больше 10-ти тысяч детей заболели, а 700 детей были отправлены в больницы с признаками эпилепсии: судороги, прекращение дыхания, нарушение сердечного ритма. В Турции показ этого мультфильма был запрещён после того, как двое детей, подражая героям мультсериала, выбросились из окна. Прекрасно зная всё это, руководство ОРТ всё же решило закупить этот мультфильм, калеча наших детей.

Кроме этого, ещё недавно по утрам показывали потрясающий по своей глупости мультфильм про «телепузиков». Видимо, главная цель этого показа - воспитать с малых лет телезависимого человека. Человека, который только лишь прикоснулся к ценностям этого мира, уже видит своего любимого героя с телевизором в животе. Попробуйте объяснить вашему чаду, что телевизор смотреть вредно, притом даже с медицинской точки зрения. А ведь возраст, с которого начинают, по мнению создателей этой программы, смотреть телевизор дети - 6 месяцев. У детей в возрасте до 3-4 лет нет навыков самозащиты, поэтому их психика программируется. Более того, то, что происходит на экране - становится мечтой любого ребёнка: ничего не делать, гулять по полянкам и бегать друг за другом. Яркие цвета, отсутствие нравственного содержания, определённый музыкальный ритм, завораживающие компьютерные образы «притягивают» ребёнка к телевизору и служат для младенца сладкой приманкой. Один из создателей «Телепузиков», доктор психологических наук, профессор Института психологии РАН Е.Н. Сергиенко после очень неубедительных речей о полезности своего любимого мультсериала, говорил: «Телепузики» не ставят перед собой цели чему-либо обучить малыша. Цель сериала одна, и очень простая - дать матери хоть немного времени заняться собой или домашними делами». Куда уж более откровенно и цинично. Оказывается все эти разговоры про образование - ложь. Главная цель - доверить воспитание малыша телевизору, а самим заниматься своими делами. «Дети оттягиваются, родители отдыхают» - гласила реклама РТР. Родители, поленившись заняться своим ребёнком и посадившие его перед телеэкраном, вы уверены, что голос из этого прибора лучше вас воспитает вашего малыша?

Плоды чудовищных информационных проектов мы пожинаем уже сейчас. Тем более творцы нового порядка заинтересованы в воспитании с малых лет ещё более зависимых, инфантильных, космополитичных поколений. Нравственно здоровые люди, глубинным чутьём видящие во всех этих новшествах инородную занозу, пытаются сказать слово в защиту бедных детей, ставших жертвой очередного эксперимента. Таких выступлений становится всё больше, значит, есть ещё у нас надежда на будущее. Бог даст, и поумневшие родители будут воспитывать своих детишек не на мутантах с антенной в голове и телевизором в пузе, а на примере наших колобков, зайчиков, медведей, Снегурочек, Алёнушек, Иванов-царевичей и прочих героев добрых и умных народных сказок. Надо сказать, что и сами дети сегодня с большой радостью смотрят российские мультфильмы и сказки. А на вопрос взрослых: «Почему?» - отвечают просто: что наши мультфильмы добрые, а герои в них - красивые.

Чуть информации для взрослых по теме: «Трансляция сцен насилия и эротики каналами российского телевидения».

В 1997 году ЦСО РАО было проведено исследование, направленное на анализ трансляции сцен насилия и эротики по трём каналам телевидения. Исследованию подлежали утренние, дневные, вечерние и ночные передачи по каналам ОРТ, НТВ и ТВ-Центр.

Выделим ряд характерных выводов, сделанных после этого.

1. Исследование полученных материалов показывает нарастание показов сцен насилия и эротики от утреннего эфира к вечернему. Резко увеличивается агрессивность телепередач в конце трудовой недели (увеличение числа показа сцен насилия к концу недели в 2,4 раза). Наблюдаются различия и в частоте трансляций этих сцен по разным телевизионным каналам. Например, ТВ-Центр показывает сцены насилия и эротики в 2 раза чаще по сравнению с каналами ОРТ и НТВ.

Уже эти данные позволяют высказать, по меньшей мере, два существенных, на наш взгляд, соображения:
а) Показ сцен насилия и эротики достаточно чётко соответствует дневному и недельному жизненному ритму деятельности обычного человека. Можно отметить, что сцены насилия и эротики «встраиваются» в жизненный цикл человека как раз в то время, когда предполагается наибольшее расслабление, снижение контроля сознания (эти особенности подготовки ко сну многократно обсуждались в психологической литературе). Например - в вечерние часы. Что является особой техникой встраивания сцен насилия и эротики в фазу подготовки ко сну, и приводит к проработке в сновидениях личностных образцов и поведенческих моделей, воспринятых с телеэкрана (сходное объяснение было дано В.С. Собкиным и Е.О. Смирновой в 1986 году при анализе телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»). Иными словами, сцены насилия и эротики начинают усваиваться телезрителем на подсознательном уровне и переносятся в их сны.

б) Весьма существенно и то, что чаще всего сцены насилия и эротики представлены в художественной форме (каждая вторая сцена передаётся через художественные фильмы). Это даёт основание сделать вывод о том, что «упакованные» таким образом сцены усваиваются, по преимуществу, на аффективно-эмоциональном уровне. Иными словами, эти сцены переживаются, проживаются и остаются в подсознании зрителя. Таким образом, мы наблюдаем особую социокультурную технику работы телевидения по внедрению официально запрещённых норм и образцов поведения в массовое сознание.

То, что второе место по численности показов сцен насилия и эротики после художественных фильмов занимает реклама (каждая 5-я трансляция), также не случайно. Сами по себе эти сцены занимают весьма краткий отрезок времени и не успевают оцениваться критически на сознательном уровне, вследствие чего, они также мощно действуют на подсознание зрителя. Приведённые данные позволяют отметить ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ХАРАКТЕР этих сцен в рекламе, поскольку показывают, что «потребительский спрос» создаётся именно на подсознательном уровне с опорой на запрещённые образцы (агрессивный, сексуальный, жестокий и т.д.)

2. Более детальное исследование материалов показывает, что разные телевизионные каналы существенно отличаются в действиях друг от друга. Например, канал ТВ-Центр гораздо чаще, по сравнению с другими показывает сцены насилия и эротики через художественные фильмы - 66,4 %. Самая же агрессивная и эротическая реклама на канале ОРТ - 42,4 %. Наконец, НТВ и ТВ-Центр используют сцены насилия в хронике достаточно часто (соответственно: 16,9% и 15,5%).

3. Анализ видов насилия и того, по отношению к кому это насилие осуществляется, показывает, что наиболее распространённым на телеэкране видом агрессии является убийство. Например, доля убийств огнестрельным оружием составляет 20,4 % (каждая пятая сцена). Достаточно распространён и такой вид агрессии, как откровенное избиение.

Данные показывают, что телевизионный эфир весьма агрессивен, поскольку почти каждая 3-4 сцена заканчивается убийством, а каждая 12 - жестоким избиением. Особо исследовалась направленность агрессии. Материалы показывают, что агрессия мужчины по отношению к мужчине составляет 37,2%. Насилие мужчины по отношению к женщине характерно для каждого 6-го случая. Каждый 10-й случай - это агрессия женщины по отношению к мужчине. Наконец, следует отметить, что достаточно широко на телеэкране представлены межгрупповые действия (групповые драки, убийства и т.д.).

Действия мужчины по отношению к женщине носят иной характер. Эротические действия и половой акт составляют более половины (50,6%). Удары и избиение наблюдаются в каждом 10-м случае (9,8%). Мужчины и женщины также достаточно часто убивают друг друга; наконец, женщины в 3 раза чаще оскорбляют мужчин (20,8%).

Если отметить действия женщины по отношению к женщине, то здесь обнаруживается весьма своеобразная линия поведения, отличная от описанных выше. В действиях женщины по отношению к женщине преобладают оскорбления (50% случаев). Всё чаще стали появляться на экране женские драки, избиения и прямые убийства. В тоже время присутствует такой особый вид агрессии, как доведение своей жертвы до самоубийства. Зато эротические лесбийские сцены весьма распространены - 33,4%.

По сути, мы можем сделать вывод о СНЯТИИ ЗАПРЕТА НА ФИЗИЧЕСОКЕ НАСИЛИЕ на телеэкране.

4. Если вернуться к анализу передач различных телевещательных каналов, то можно заметить, что более всего убийства распространены на канале НТВ - 39,3 %. Словесные оскорбления примерно поровну распределены на всех каналах. В то же время, жестокие избиения существенно чаще присутствуют на каналах ОРТ и ТВ-Центр (соответственно: 15,3% и 16,4%). Сцены откровенной эротики более часто встречаются на канале ТВ-Центр - 17,6%. Непосредственный показ полового акта наиболее распространён на канале НТВ - 8,5%

5. Достаточный интерес представляет исследование распределения видов агрессивных и эротических действий по суточному циклу телетрансляций. Утро отечественного телезрителя начинается с довольно большой доли оскорблений (36,9% от всех оскорблений, транслируемых по телеканалам в течение суток). Но словесными оскорблениями наше утро не ограничивается. Четверть всех драк приходится на утренние часы, да и каждое 6-е «телеубийство» мы видим тоже утром. Как это ни покажется странным, количество убийств возрастает в дневных передачах и, что, пожалуй, самое существенное, - половина эротических сцен (43,4%) - приходится именно на дневной эфир. Это «хорошая разрядка» для наших пенсионеров и домохозяек и прекрасный фон для приготовления домашних заданий школьникам, вернувшимся из школы (к тому же и родители чаще всего в это время отсутствуют). А что же вечером? Количество убийств, конечно, возрастает, но преобладают в это время аварии, катастрофы, бедствия. Приятно, сидя у телеэкрана, сознавать, что лично ты в безопасности.

С появлением «голубого экрана» в каждой семье родители все чаще стали задаваться вопросом - можно ли грудным детям смотреть телевизор? И если в начале 1990-х годов педиатры говорили об ограничении просмотра телевизора, опираясь больше на здравый смысл и личный опыт, то сейчас рекомендации уже имеют научную основу.

Споры о вреде и пользе телевидения для детей ведутся еще с середины ХХ века. В Соединенных Штатах домашние телеприёмники появились раньше, чем во многих других странах, вероятно, поэтому наибольшее количество исследований на эту тему принадлежит именно США. В 1999 году Американская академия педиатрии (AAP) заявила, что врачи должны настоятельно рекомендовать родителям не включать телевизор детям до двух лет. Данный период является критическим для роста и развития мозга. В это время ребенку для формирования эмоциональных, социальных и когнитивных (познавательных) навыков необходимо общение с живыми людьми.

Современный взгляд на влияние телевидения на детей

Несмотря на столь большое внимание к этому вопросу со стороны науки и педиатрии, данные по-прежнему остаются неоднозначными, и родители продолжают задаваться вопросом - можно ли грудничку смотреть телевизор? Но многие ученые, исследующие потенциальный вред от телевизора, сходятся во мнении, что пользы от него точно нет.

Возможные последствия для грудного ребенка от просмотра телевизора

  • Нарушения развития речи . Предполагается, что существует обратная связь между количеством проведенного перед экраном времени и объемом словарного запаса ребенка. Когда телевизор включен, количество слов, произносимых мамой, резко снижается, и от этого страдает качество ее общения с малышом. И, как следствие, появляется риск задержки речевого развития, включая восприятие устной речи. Исследования, проведенные в 2008 году профессором Дмитрием Христаксисом (Институт Сиэтла и Университет Вашингтона, США) подтверждают, что дети, смотревшие телепрограммы в грудном возрасте (от рождения до года), в шесть раз больше подвержены подобным отклонениям.
  • Влияние на зрение . Офтальмологи всегда утверждали, что если грудничок смотрит телевизор, особенно с небольшого расстояния, то подвергается риску развития миопии (близорукости) из-за того, что глаз на момент рождения не до конца сформирован. Но исследования 2000 годов поставили этот постулат под сомнение. Доктор Ли Даффнер из Американской академии офтальмологии говорит, что длительный просмотр телевизора (даже вблизи) не приводит к физическому повреждению глаз (а только к перенапряжению и усталости). Но если вы видите, что ребенок сидит близко к экрану, - добавляет доктор Даффнер, - это повод задуматься не о риске снижения остроты зрения, а о том, что, возможно, проблема уже существует, и стоит обратиться к врачу.
  • Снижение интереса к чтению . По статистике, в семьях, где телевизор работает в фоновом режиме (постоянно вне зависимости от того, смотрят его или нет), в будущем дети проявляют меньше интереса к чтению, чем те, в чьих домах его включали очень мало.
  • Гиперактивность и дефицит внимания . Исследования, проведенные в 2004 году доктором Христакисом, показывают возможную связь дефицита внимания в начальной школе у детей, смотревших телевизор до трех лет.
  • Ожирение . Когда грудничок часами сидит у экрана, вместо того, чтобы ползать по дому, велика вероятность появления лишнего веса, и, как следствие, еще большее снижение активности.
  • . Телевизионное изображение меняется слишком быстро для детского восприятия, и нервная система малыша получает избыточную нагрузку. Это чревато возникновением перевозбуждения, появлением неконтролируемых , проблем со сном и, вероятно, нарушениями кратковременной памяти в будущем. Неврологами также изучается возможная связь между мерцанием экрана и возникновением судорог у детей.

Безвредные мифы и опасные заблуждения

Мифы и «страшилки» вокруг телевидения стали появляться, наверное, с самого его возникновения. Вероятно, вы не раз слышали рассказы бабушек о том, что они прямо-таки чувствуют, как телевизор «сжигает кислород» или облучает их радиацией. По счастью эти заверения относятся к категории курьезов, но в некоторых случаях опасения вполне обоснованы. Например, родители поддаются рекламе и показывают своим малышам развивающие программы, оставляя их наедине с экраном часами. Взрослые уверены, что их чадо проводит время с пользой.

Нет никаких доказательств того, что развивающие передачи для годовалых детей повышают уровень их интеллекта.

Распространенные заблуждения

  • Телевизор помогает ребенку развиваться . Исследования показывают, что до двух лет большинство детей воспринимает телеэфир как набор цветовых и световых раздражителей, не несущих смысла. Только к двум годам мозг становится способен соотносить предметы и явления, увиденные на экране, с реальным миром. Поэтому даже если вы будете показывать грудничку развивающие мультфильмы, эффект будет тот же, что и от просмотра рекламы.
  • Телевизор способствует хорошему сну . Иногда нам кажется, что негромко включенное кино помогает ребенку уснуть. На самом деле это приводит к нарушению сна и повышенной возбудимости, что в дальнейшем может стать причиной неустойчивости настроения и проблем при обучении. К тому же свет от экрана во время сна мешает выработке мелатонина (гормона, регулирующего суточные ритмы). Лучше, если ваш кроха будет засыпать под сказку или колыбельную.
  • Новорожденный (от рождения до 28 дней) не обращает внимания на телевизор . Если он работает в фоновом режиме, и вам кажется, что его никто не смотрит, вы можете ошибаться. Обратите внимание, как при резком звуке или вспышке света малыш поворачивает головку к экрану. Так что ответ на вопрос, можно ли новорожденному смотреть телевизор, однозначный - нельзя. Нервная система ребенка первого месяца жизни слишком чувствительна к подобным раздражителям.
  • Облучение . В 1960-х годах фирма General Electric выпустила партию цветных ТВ-приемников, которые излучали радиацию, во много раз превышающую медицинские нормы. Фирма быстро устранила недочет, но клеймо по сей день лежит на всех экранных устройствах. Если ваш телевизор выпущен не раньше 1968 года (неважно, плоский он или ламповый), никакого излучения он не дает.

Телевизор и детский досуг - как соблюсти баланс

Тревожные заголовки в СМИ о вреде телевизора для детей зачастую вызывают у родителей чувство вины, но, увы, не всех заставляют поменять образ жизни - огромное количество детей уже с трех месяцев имеет опыт общения с телеэкраном.

Не так страшен сам телевизор, как факт игнорирования родителями своих детей. ТВ заменяет ребенку такие важные виды деятельности, как игра и общение с родителями. Именно игра учит его понимать причинно-следственные связи в окружающем мире, а слова родных являются главным инструментом развития речи.

Чем заменить телевизор

  • Прогулки . Чтобы отвлечь свое чадо (а заодно и себя) от телевизора, старайтесь больше бывать с ним на свежем воздухе. Если вы живете в частном доме, во дворе для малыша всегда найдется «работа». Например, он будет с огромным удовольствием бегать за вами с леечкой и поливать цветники.
  • Чтение . Книги, в отличие от телевизора, будут полезны ребенку в любых количествах. Если вам кажется, что малыш вас не слушает, все равно читайте. Поверьте - вам только кажется.
  • Гаджеты с интерактивными играми . Если Американская академия педиатрии категорически против телевизора детям до двухлетнего возраста, то некоторые экранные гаджеты (смартфоны, планшеты) вполне приветствует. Но если ребенок не пассивно смотрит видео, а играет в интерактивную развивающую игру, например, обводит пальчиком предметы.
  • Рисование . Рисуйте с малышом везде, где можно: красками на бумаге, руками по рассыпанной муке, ложкой по дну тарелки с кашей. При такой занятости ребенок даже не вспомнит о просмотре мультфильмов.
  • Постоянное общение . Что бы вы ни делали по дому, всегда комментируйте свои действия. Более благодарного слушателя вы не найдете.

Телевизор и прочие гаджеты, конечно, являются хорошим подспорьем, когда родителям необходимо уделить время себе, ведь не у всех есть возможность пригласить няню или попросить помощи у бабушки. И если вы чувствуете, что вам необходим небольшой отдых или просто возможность спокойно поесть, 15-минутный просмотр грудничком спокойного повествовательного видео не повредит. Просто не нужно прибегать к этому средству слишком часто.

Основная проблема телевизора не в том, что ребенок делает во время просмотра, а в том, что он не делает. Полезнее, если малыш будет оглушительно стучать по пустой кастрюле, пока вы готовите обед, или размазывать по полу воду, «помогая» вам с уборкой, чем сидеть перед «ящиком» без общения и движения.

Тем не менее, вам придется идти на компромиссы. При грамотном подходе понятия -дети и телевизор - вполне совместимые. Если вы очень хотите посмотреть интересную передачу, а ребенок явно увлекся своей игрой, просмотр на небольшой громкости вреда не нанесет. Главное - не забывайте периодически обращаться к малышу, чтобы он чувствовал ваше присутствие. В то же время исключите всякую вероятность просмотра малышом фильмов, содержащих сцены насилия.

В любом случае, решая вопрос, когда ребенку можно смотреть телевизор, главное - чувствовать меру и не оставлять детей на «воспитание» телевизору.

Распечатать

Просмотр телевизора детьми способен вызвать у них:

1. Перевозбуждение. Пагубно влияет телевизор на самых маленьких детей. Телевизионная программа для маленького ребенка представляет собой набор звуков и образов. В результате у ребенка обязательно наступит переутомление.

2. Самую настоящую зависимость от телевизора. Особенно этому будет способствовать тот факт, что для отвлечения внимания малыша вы частенько включаете телевизор. Пока вы занимаетесь своими делами, ребенок подвергается риску привязаться к нему.

Ученые установили, что если в вашем доме постоянно работает телевизор, то словарный запас у ваших детей будет значительно ниже. Постоянный просмотр телевизора задерживает развитие речи даже у детей грудного возраста. Наблюдение за группой детей, от двух месяцев и до четырех лет показало, что каждый час, проведенный у телевизора, снижает продолжительность речи в среднем на 770 слов. Именно общение с ребенком является основной составляющей развития мозга ребенка. А во время просмотра телевизора взрослые вообще не общаются с ребенком.

Совсем запретить телевизор не стоит. Но каждому возрасту - свое телевизионное время.

1. Возраст ребенка от рождения до 2-х лет

По статистике, чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мать у телевизора. Приглушенный звук телевизора убаюкивает малыша в первые недели жизни. 2-х месячный ребенок уже способен поворачивать голову к светящемуся экрану. В возрасте 6-18 месяцев ребенок еще не способен долго удерживать свое внимание. Но у ребенка проявляется удивительная способность к подражанию. Ребенок даже способен научиться пользоваться игрушкой, которую он увидел сутки назад по телевизору. Здесь можно говорить о положительном опыте от просмотра телевизора. Однако наблюдая за происходящим на экране, ребенок в первую очередь переживает эмоционально. И не стоит думать, что сюжет не оказывает на ребенка никакого влияния. Психологи считают, что уровень восприятия ребенком информации в этом возрасте очень высок. В этом возрасте с ребенком надо много разговаривать, показывать картинки, включать хорошую музыку. Этим родители создают среду для развития способностей малыша. Постарайтесь не использовать телевизор как звуковой фон. Вам лучше отказаться от просмотра любимой телепередачи во время кормления ребенка.

2. Возраст малыша 2-3 года

Нервная система и мозг в таком возрасте еще не совсем подготовлен к просмотру телевизора. Обычно в период до трех лет идет полным ходом развитие памяти, речи, интеллекта, внимания. Телевизор влияет на психическое перевозбуждение в результате быстрой смены картинок. Как следствие - плохой сон, капризы. Таким малышам лучше вообще исключить просмотр телевизора. Такая дополнительная нагрузка на мозг способна затормозить психические функции. Возможность несформировавшегося мозга ограничена.

Негативно влияет на детей фильм ужасов, фильм о войне, насилии и т. д. Если ваш ребенок испугался увиденного фильма, то без вашего участия и помощи ему не справиться. Будьте внимательны к своему ребенку. Телевизор влияет не только на нравственное воспитание, но и оказывает вред психическому здоровью. Бесконечный поток информации не позволяет все осмыслить. Вместе со снятием цензуры на экраны хлынули американские мультики, причем весьма сомнительного качества. А содержание сказок порой не соответствуют авторскому варианту. Вывод один: оградите неокрепшие души ваших детей.

3. Возраст малыша 3-6 лет

4. Возраст ребенка 7-11 лет

Этот возраст очень опасен при неконтролируемом просмотре телевизора. Школьная программа довольно сложная. А если ребенок много времени проводит перед телевизором, то могут у него возникнуть проблемы в школе. Нужно бороться с пристрастием ребенка к телеэкрану. А для этого стоит уделить внимание свободному времени ребенка.

Чтобы телевизор на детей не оказывал пагубное влияние следуйте нашим советам:

1. Определите, какие телепрограммы вы разрешаете смотреть детям, составьте план семейных просмотров.

2. Согласно исследованиям, если телевизор стоит на виду, в центре комнаты, то у ребенка чаще возникнет желание смотреть телевизор. Поставьте его так, что бы он как можно меньше привлекал внимание вашего ребенка.

4. Найдите для ребенка интересные занятия. Можно совместно порисовать, почитать, поиграть в настольные игры, и т. д. Достаньте старые игрушки. Все новое - это хорошо забытое старое. На некоторое время ребенок найдет для себя занятие. Дети обычно любят петь. Пойте вместе с детьми. Это разовьет не только слух, но и речевые навыки.

5. Малыши любят помогать маме: мыть посуду, убирать в комнате, и т. д. Не бойтесь доверять малышу веник и тряпку. Ребенок будет только польщен вашим доверием.

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни.

В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его усаживают перед экраном. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это «безобидное» и «безопасное» занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом. Перед вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее беззащитной и зависимой категорией оказываются совсем маленькие дети.

Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то, что им предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а то и вовсе выключить телевизор, то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, а впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых, — игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы.

Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, — это не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения.

А поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят все подряд — рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Первое из них — отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком — взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог.

Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо образов. Они остаются всего лишь «пустым звуком».* Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на которые они сами никак не могут воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Однако внешняя разговорная речь — лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь — это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением; это средство осознания своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление — словом, все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.

Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание и обеспечивает человеку устойчивость и независимость. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате — внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни — «дефицит концентрации».*Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении детей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух — они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, — это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты — повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а «просто так», потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

И конечно же бич нашего времени — наркотики. Все больше российских детей и подростков уже имеют опыт наркомании, причем это число катастрофически нарастает. Уход в наркотики — яркое свидетельство внутренней пустоты, невозможности обрести смыслы и ценности в реальном мире или в себе. Отсутствие жизненных ориентиров, внутренняя неустойчивость и пустота требуют своего наполнения — новой искусственной стимуляции, новых «таблеток счастья».

Разумеется, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача — не напугать в очередной раз читателя ужасающей картиной падения нравов современного подрастающего поколения, а понять истоки этих тревожных явлений.

Так неужели всему виной телевизор?

Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее, влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. На возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) приходится зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных способностей человека. Термин «фундаментальных» здесь употреблен в самом прямом смысле — это то, на чем будет строиться и держаться все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно, чем более ранний возрастной период у детей, тем более ответственным он является и тем больше определяет дальнейшее развитие человека.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет серьезную опасность для него. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности — рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное — когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

Влияние телевизора на ребенка довольно серьезное, и если ребенок, который еще не ходит в школу, слишком сильно увлекается просмотром телевизора, он оказывается менее развитым и хуже подготовленным к занятиям. К такому выводу пришли ученые из университета Нью-Йорка. Данные их исследования были опубликованы в журнале Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics.

Данные про влияние телевизора на ребенка

Если верить данным исследования, то ограничение просмотра телевизора детьми имеет огромный смысл. Американская академия педиатрии в 2001 году опубликовала рекомендации, согласно которым дети старше 2 лет должны смотреть телевизор не более 2 часов в день. В октябре 2016 года рекомендации были изменены. Рекомендуемое время просмотра телевизора для детей от 2 до 5 лет было снижено до 1 часа в день.

– Более ранние исследования показывают, что дети очень часто смотрят телевизор гораздо дольше рекомендованного времени, – говорит кандидат наук Эндрю Рибнер, — А в наше время, когда технологий стало еще больше, появились смартфоны и планшеты, и время, проводимое ребенком у экрана, стало еще более длительным.

Возможно, вам также интересно знать, какое влияние на здоровье оказывает .

Вредно ли ребенку смотреть телевизор

Увлечение просмотром телевизора плохо влияет на способность к обучению у дошкольников. Это было доказано в многочисленных исследованиях, проведенных ранее. Но мало внимания уделялось тому, как социально-экономический статус родителей влияет на развитие ребенка. Эндрю Рибнер с коллегами занялся изучением этого вопроса. В серии исследований он пытался понять, существует ли разница между детьми из семей с разным уровнем дохода в этом вопросе.

Рибнер и его коллеги изучили 807 посетителей детских садов из разных социальных групп. Их родители ответили на вопросы об уровне дохода, о количестве времени, проводимого у телевизора их детьми каждый день. Видеоигры, планшеты и смартфоны не учитывались в данном исследовании. У детей измерялся уровень развития математических способностей, уровень знания алфавита и умение читать, а также другие когнитивные функции, включая объем рабочей памяти, когнитивную гибкость, стремление к активности. Исследователи обнаружили, что большое количество часов, проведенных у телевизора ежесуточно, снижает уровень готовности дошкольников к школе. Особенно страдают математические способности и стремление проявлять активность. Нарушения были более явными у детей, которые смотрели телевизор больше 2 часов в день.

Чем выше был уровень дохода семей, тем меньше увлечение просмотром телевизора влияло на готовность к школе. Это означает, что дети из бедных семей особенно уязвимы к воздействию телевидения на их когнитивные функции. Максимальное падение способности к обучению наблюдалось у детей, растущих в семьях, находящихся на грани нищеты. Меньшее влияние было обнаружено в группе семей со средним доходом. В группах с высоким доходом и вовсе такой связи обнаружено не было.

Как влияет телевизор на ребенка

Интересным оказался тот факт, что просмотр телевизора сильнее всего влиял на математический интеллект и на способность к активным действиям. Что касается знания алфавита и умения читать, это там негативного влияния выявлено не было. Исследователи предполагают, что телевизионные передачи, особенно образовательные программы для детей, могут улучшать способность к чтению у дошкольников. А в области математики подобных эффектов обнаружено не было.

Исследователи не изучали содержание передач, которые смотрели дети. Вне поля зрения ученых также был общий контекст просмотра. Авторы предполагают, что эти факторы могут влиять на то, на каком уровне дошкольники демонстрирует готовность к школе. Возможно, именно в этом кроется причина того, что в высокодоходных семьях дети оказываются более защищенными от негативного влияния телевидения. Например, может оказаться так, что дети из богатых семей чаще смотрят образовательные передачи и реже развлекательные. Кроме того, более социально успешные родители, возможно, чаще смотрят телевизор вместе со своими детьми, обсуждают увиденное, объясняют им непонятные вещи, развивая их интеллект и умение понимать и оценивать мир. Возможно, родители из богатых семей имеют больше времени и ресурсов на то, чтобы заниматься развитием своих отпрысков.

– Наши результаты показывают, что те обстоятельства, которые окружают ребенка во время просмотра телевизора, могут оказывать существенное влияние на его способность к обучению, – добавляют исследователи.

Ученые рекомендуют все-таки ограничивать просмотр телевизора детьми. И придерживаться рекомендованных Американской академией педиатров нормативов. То есть не давать детям дошкольного возраста смотреть телепрограммы больше 2 часов в сутки, чтобы избежать негативного влияния телевизора на ребенка.



Рассказать друзьям